Изучение Островского я начала со своими десятиклассниками с пьесы "Снегурочка". И дала небольшую контрольную из нескольких вопросов. Один был такой: "Кого из героев "Снегурочки" вы бы выбрали своими спутниками жизни?"
Ответы оказались удивительно однотипными и характерными. Честно говоря, мне хотелось совершенно другого. Но мало ли чего я хочу...
Большинство, несколько спутав смысл понятия "спутник жизни", мечтали иметь такого отца, как Мороз. Почему? Да потому, что это "крыша над головой", писали мои дети, "под которой никогда не пропадешь. Главное в жизни - опека и забота родительская".
Что касается непосредственных спутников бытия, то и здесь мнения не слишком разделились.
Юноши не выбирали никого: ни Снегурочку, ни Купаву, ни Весну.
Первая - "слишком сентиментальная, мечтательная и вообще к жизни не приспособленная, кому нужна такая жена?!"
Вторая - бесхарактерная. "Любить, как собачка, каждая сумеет, и служить, как собачка, тоже, - писали мои дети. - А в ее верности не очень нуждаются. Нуждаются в силе. Разве Купава похожа на сильную? Чуть что - слезы, истерика, любит - не любит, судебное разбирательство у царя... Такая подруга жизни тоже ни к чему".
А Весна? Это уж совершенно неподходящая кандидатура - "ненормальная какая-то, если родной дочери дала возможность полюбить ценою жизни!"
Значит, со спутницами все ясно. Как же обстоит дело со спутниками?
Также вполне четко и определенно.
Лель веселый, ласковый, но предатель - кто его выберет?
Мизгирь - тоже предатель, как он легко забыл Купаву и ушел к Снегурочке!
Вообще лучше всего Mopoз и царь Берендей.
"Ничего, что они староваты, - писали мне девушки. - Главное - богаты, особенно царь. И умудренные жизнью. Мизгирь опасен, еще проторгуется где-нибудь, деньги свои порастеряет, а уж старички ничего никогда не упустят. И жену обеспечат на долгие годы. Особенно молодую. Ведь неслучайно Мороз на Весне женился!"
Логично? Вполне. Интересно? Не знаю.
Я, во всяком случае, дочитывала тетрадки без всякого удовольствия и любопытства. Ничего нового мои дети мне не поведали. Современные, прагматичные, тоже умудренные собственным опытом десятиклассники. Они выросли в другие времена, и смешно было бы думать, что кто-нибудь из них действительно предпочтет мечтательницу и фантазерку реальной, земной и практичной женщине. И странно было бы услышать, что кто-нибудь из них изберет иные, кроме материальных, ценности. Хотя мы на уроках часто беседуем о ценностях духовных, ну и что? Вce слова, слова, слова...
Конечно, и гриновская Ассоль грезила о принце, и Золушка вышла замуж за сына короля, но ведь они искали любовь и никогда не произносили замечательного определения "богатый"...
Мои дети произносят. И пишут. И, что самое страшное, искренне и свято верят в приоритет денежного мешка. Мои дети мечтают о богатых мужьях и практичных женах.
А разве они не правы? У них своя логика и свои жизненные задачи. И почему они должны мыслить, как я?
И жить они хотят иначе, в соответствии с другими принципами, нормами жизни и морали.
Им показывают самого богатого жениха России Михаила Прохорова. И резонно думают мои красавицы: "А почему он не мой?"
Им рассказывают о доходах Абрамовича, Усманова и Потанина. И логично размышляют мои красавицы: "Один уже разошелся... Можно развести и других...".
Им демонстрируют манекенщиц на подиуме. И они страстно мечтают исхудать до анорексии...
Они потихоньку начинают бредить и тосковать по слепящему блеску.
Но как бы не обожглись, не ушиблись, не споткнулись на ровной и гладкой на первой взгляд дороге... И что тогда? Каковы итоги?
А пока мне - никаких респектов. Не сумела научить детей различать истину и фальшь, драгоценность и блестящую мишуру. Хотя у меня был очень могучий и грозный противник - время. Не многовато ли мы на него порой вешаем?..
Наверное, так. Но как обидно в который раз перечитывать строки, написанные столь искренно и откровенно детской рукой: "Муж должен быть обязательно богатым. Это главное".
Вот такие "обязательно" и "главное" - сигналы настоящей беды.