Лобановская Ирина Игоревна
Слово из трех букв

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 9k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      
      СЛОВО ИЗ ТРЕХ БУКВ
      
      Вы не о том сейчас подумали.
      Это слово - ЕГЭ. Аббревиатура-страшилка для всех родителей и старшеклассников.
      Звонки от паникующих матерей:
      - Как же его сдавать?! Мы в ужасе!
      - Мой ничего не знает! Помогите!
      - А вообще реально его сдать? Мне на работе сказали, что это невозможно!
      Странное утверждение. А как же другие сдают?..
      Детишки шутят:
       - Если хочешь проверить свое везение, попробуй сдать ЕГЭ без подготовки.
      Но лучше не рисковать.
      Негласная статистика проста: не справляются с ЕГЭ две противоположности. Это просто слабые дети и, как ни странно, талантливые, одаренные в какой-либо области. Им чужды стандарт, усредненность, уравниловка.
      Талантливые дети плохо поддаются дрессировке, а для ЕГЭ нужна именно она. И ничего больше. Плюс стрессоустойчивость. Но она везде не лишняя.
      Недавно один мой мальчишечка мне признался с тяжким вдохом:
      - Я уже разучился писать. Я умею только ставить плюсики и галочки...
      Устами младенца...
      А тест и ныне там. Не слышат детей в Министерстве образования. Или не хотят слышать. Пусть мучаются дальше.
      Перед экзаменами я часто говорю своим детям:
      - Один хороший тренер всегда давал ученикам-боксерам перед рингом несколько наставлений. Очень важных. Нужно полностью абстрагироваться от исхода поединка и сосредоточиться на другом - я все умею и знаю, я готов к бою и буду работать на ринге. Я натренирован и сумею применить свои знания и приемы, не думая о последствиях. Ни о плохих, ни о хороших. Не надо твердить себе, что я обязательно проиграю или, что еще хуже, всех шапками закидаю. Нужно просто действовать. И все. На ЕГЭ точно так же.
      Совет помогал.
      Хотя перед экзаменами многие все равно срывались.
      В мае Катя начала кричать, что она ничего не знает, ничего не помнит, никуда не поступит и не хочет сдавать никакие экзамены. Мне звонила ее мама и спрашивала, что делать. Она была ужасе. Я тоже.
      Катя никого не слушала и продолжала истерить. В результате - 87 баллов по русскому на ЕГЭ, почти столько же - по другим предметам. Поступила в МГИМО на юрфак. На бюджет. Сдает все сессии на ура.
      Я спросила ее после экзаменов:
      - Что же ты так издевалась над нами?
      Она только хохотала: все было уже позади... И Катюша сумела собраться.
      У меня на уроках в мае плакала Ася: "Я ничего не помню...".
      Слезы крупные и круглые, прозрачные горошины по щекам... Я наливала ей чай, давала шоколадку и открывала новый тест:
      - У нас с тобой только два варианта: или заниматься, или плакать. Выбирай.
      Она послушно сглатывала слезинки, шептала: "Заниматься...". И продолжала потихоньку плакать, чтобы я не очень замечала.
      Теперь учится в РГГУ на филфаке.
      Но сейчас, конечно, вспоминаются удачи и победы. А те муки ЕГЭ, сквозь которые проходили мои дети со мной вместе...
      Что же это за зверь из трех букв?
      Его единственный плюс - возможность для абитуриента сдать документы в пять вузов. Документы, но не сами экзамены. Поскольку они часто в разных вузах проходят в один и тот же день. Правда, многие институты делают резервные дни для тех, кто не смог сдавать по основному расписанию. Но это ловушка. Вузы легко узнают из сети, кто и куда из их абитуриентов уже сдавал, а к ним явился в последнюю очередь. И таких предпочитают не брать. Чтобы неповадно было. Так что право дети имеют, а на деле они довольно бесправны.
      Теперь отдельно о ЕГЭ по русскому и ЕГЭ по литературе. Другие предметы не в моей компетенции.
      Прежде всего - время. Его очень мало для многих. У всех людей разный ритм, это хорошо известно. И это не плюс и не минус - просто данность. Но она не учитывается разработчиками ЕГЭ. Почему? Спросите у них.
      Результаты плачевны.
      Мой талантливый мальчишка, давно публикующийся в газете, увлекается и не успевает к сроку закончить сочинение. Отчаяние, паника... И всего 70 баллов.
      Мальчик с дисграфией и дислексией (мама упустила, лечить надо в детстве), с которым я билась из последних сил, конечно, не может написать ни изложение, ни сочинение. Ему не успеть. Мы с ним сознательно выходим на экзамены, учитывая только тестовые части. Все-таки сдает. Балл невысок, но поступает в вуз на вечернее. Но почему такие дети вычеркиваются разработчиками ЕГЭ?!
      Когда-то выпускники писали одно сочинение 6 часов. Сейчас на русский дается 3 часа (в этом году прибавили, теперь 3,5), на литературу - 4. А в литературе, между прочим, пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Значит, все нервничают, торопятся, не успевают проверить... Экзамен проходит на грани чудовищного напряжения и нервного срыва.
      - У меня болели голова, живот и дрожали руки, - делится со мной после ЕГЭ одна моя ученица. - Я писала без черновика... Вышла последняя.
      Никому детей не жалко?!
      ЕГЭ по литературе предъявляет детям огромный список произведений, которые нужно знать и помнить. Это нереально. Работая в школе, я давным-давно пришла к одному заключению: в Министерстве образования никогда не видели ни одного живого ребенка и просто понятия не имеют, что он из себя представляет.
      Привожу наугад несколько примеров из ЕГЭ.
      "Назовите романтического двойника Печорина в романе Лермонтова".
      Это не Грушницкий, не радуйтесь, что вспомнили. А кто?
      "В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения Маяковского "Послушайте""?
      "Какова роль внесюжетных персонажей в романе Гончарова "Обломов""?
      Вам многое стало понятно?
      Но литература в качестве ЕГЭ нужна немногим. И это новый минус. Мне рассказывали мои ученики, что у них в школах учителя не проводили пробных работ по литературе в течение года. Говорили: "А зачем? Для двух человек в классе...".
      Значит, дети должны готовиться сами по книгам, где в ответах написано "Слова Пимарева" (подразумевается Писарев). Подобных ошибок в книгах по ЕГЭ довольно много. Либо - оптимальный вариант - брать частных преподавателей.
      Недавно одна мама мне сказала откровенно:
      - Я лучше эти деньги буду платить репетиторам, чем отдавать в школу.
      Многие старшеклассники сейчас переходят в экстернаты. Это удобно и себя оправдывает. Но снова - лишь при наличии частных педагогов.
      Вот что сказала в 2009 году на пресс-конференции Ленты. ру Мария Каленчук, заместитель директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН:
      "Я категорическая противница ЕГЭ. Я попробовала ответить на ЕГЭ по русскому языку, и вот я, доктор филологических наук, профессор МГУ с трудом набрала баллов, наверное, на "тройку". Как профессионал я понимаю, что на целый ряд вопросов можно ответить правильно разными способами, а в компьютер введен только один вариант ответа, и вы ничего доказать ему не сможете. В других случаях я вообще не понимаю именно как профессионал, что спрашивается. Это касается, конечно, не всех вопросов, но многих".
      Вот так вот...
      А зачем ребенку столько мертвых знаний? Понятно, что грамотный человек должен правильно расставлять запятые и знать, когда пишется одна или две буквы Н. Но для чего умение отличать определительное придаточное от уступительного? Для чего разница между описанием и повествованием? А какое отношение к русскому имеют задания на логику?
      Можно быть вполне грамотным, не представляя себе, где безличное, а где - определенно-личное предложение. Не различая суффиксальный и приставочный способы словообразования. А уж средства выразительности - это вообще другой предмет. Литературоведение называется. И эти тропы дали детям и в русском, и в литературе. Зачем?
      Кроме того, до появления ЕГЭ учителя не сильно озадачивались склонениями числительных, видами связи и отглагольными прилагательными. И правильно делали. Кто сейчас пишет две тысячи пятьдесят четвертый? Разве что в банке. И то в именительном падеже. Но в основном все разумно перешли на цифры. А кого волнуют суффиксальные различия?
      Но пришел грозный ЕГЭ... И все изменилось.
      Существуют две цели - научить детей грамоте или потребовать от них запомнить то, чего им в жизни никогда не понадобится. ЕГЭ преследует вторую.
      Но вот в середине июня...
      Я стояла с мобильником в руке и плакала.
      Звонки моих детей сыпались на меня непрерывно. Радостно вопил в телефон Влад, а мобильник теребил: ждет своей очереди Никита... Бесстрастно отчитывался Никита, а сотовый настойчиво напоминал: в ожидании томится Данила...
      Полчаса назад выложили в сеть результаты ЕГЭ по русскому.
      Детские звонки сыпались на меня один за одним.
      Даша - 92 балла! Глеб - 87! Никита - 85! Данила - 84! Влад - 83! Алена - 82!
      Снова победа! Мы сделали его, этот ужасный ЕГЭ! Мы опять выиграли!
      Но чего это нам стоило...
      
      
      

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 9k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.