Лорес Юрий Львович
Поминки по Арлекину

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 07/07/2011.
  • © Copyright Лорес Юрий Львович
  • Размещен: 15/06/2011, изменен: 15/06/2011. 42k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    1977-1979

  • 
    ---------------------------------------------------------------
    	© Copyright Юрий Львович Лорес
            Дата: 1977-1979
            Юрий Лорес, "Поминки по Арлекину. Диалоги с Дьяволом. Знаки Зодиака. Библейский цикл"
    	Изд: ИПЦ "Буквица", М., 1997
    	OCR: Михаил Андреев, Михаил Дектярев
    	Spellcheck: Михаил Дектярев, 15 Jun 2011
    ---------------------------------------------------------------
    
    	ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА К ДРУГУ
    
         Я прошу тебя только об одном. Не верь мне. Именно потому, что я говорю правду - не верь.
         Нет ничего лживей чрезмерной честности. Она преступна, как свеча, продолжающая гореть 
    после бала, когда все огни погашены.
         Я все перепутал. От происходящего наяву - просыпаюсь и не нахожу людей и предметов, 
    окружавших меня.
         Они исчезают, а повторяющиеся сны оказываются буднями и продолжаются бесконечно.
         И он пришел. Он провел день среди нас. И я принял участие в его судьбе. Я погубил его...
         Я не мог иначе. Он не мог иначе. С ним не могло быть иначе, ведь он всего лишь Арлекин - 
    маска, условность.
         Но теперь, когда человек становится условностью, разве условность не может стать человеком?
         И кровь его на мне, на руках моих, на моей душе.
         Это не поэма и не пьеса. Это исповедь убийцы, пришедшего на поминки жертвы.
    
    
    	Место действия: Театр
    	Время действия: Всегда
    	Жанр: Трагедия без действующих лиц
    
    Эпиграф:
    А мы - что мы на этой тризне?
    Что можем знать, чему помочь?
    Пускай хоть смерть понятней жизни,
    Хоть погребальный факел - в ночь.
    Александр Блок
    
    	Действие I. Утро
    
    1. Монолог первого актера
    Почтеннейшая публика, позвольте
    Вам предложить участвовать в игре.
    Поскольку нас связало очень тесно
    Единство Времени и Места,
    Пора открыто изъявить Вам Волю
    И действовать то в Пользу, то во Вред.
    
    Не надоело ли Вам быть Балластом,
    Который гасит молнии, как свечи,
    И не влияет на события на сцене?
    Вы подскажите - мы тотчас изменим
    Сюжет. Что было смутным - станет ясным,
    Там, где была разлука - будет встреча.
    
    Мы просим Вас, Почтеннейшая Публика,
    Сыграем вместе эту пьесу!
    Пусть самого себя представит каждый,
    И что-нибудь изменится. Или все будет также?
    Проверим. Все равно билеты куплены,
    А что случится дальше - неизвестно.
    
    2. Монолог второго актера
    Вот Вам Игра, достойная, доступная,
    Вполне пристойная, хотя преступная.
    Где каждый выигрыш к проигрышу ведет.
    А правило - отсутствие в ней правил.
    Играйте все! Покуда Бог Вас не избавил,
    Покуда Суд не предъявил Вам счет.
    
    Вот Вам игра, а в сущности - дешевка.
    Всего две ставки, на орла и на решетку.
    А в Банке тридцать новеньких монет -
    Цена души, поставленной на карту.
    Решает все единственная партия,
    В которой шулеров, конечно, нет.
    
    Вот Вам Игра, где каждый ход проверен
    От Рождества до самой Высшей Меры,
    Игра, где невозможно победить,
    Отрезок от рождения до вышки.
    Чтоб умереть, сначала надо выжить.
    А есть ли смысл в этом слове "жить"?
    
    Вот Вам Игра: найдите Арлекина,
    Схватите Арлекина,
    Убейте Арлекина.
    На чьих глазах содеяно убийство -
    Убийца тоже.
    Вот Вам Игра!
    
    3. Монолог третьего актера
    Договоримся: это будет пьеса,
    Где каждый прав, но знает свой шесток.
    Пора начать. Займите Ваше место.
    Театр плох, а режиссер жесток.
    
    Не упадите в яму для оркестра!
    
    Захлопнут занавес как две полы халата.
    Раздвинуть занавес - предельно обнажиться.
    Вы ужин перепутали с наживкой,
    Вы заплатили там, где вход бесплатный.
    
    Не угодите в ложу по ошибке!
    
    Герой окажется смешно и несуразен.
    Кому-то по душе, кому-то в пику.
    Отреагируйте шипением и криком.
    Театр плох, а режиссер ужасен.
    
    Не уходите - лишняя улика!
    
    Вам скучно? Значит, Вас хотели выгнать.
    Останьтесь доказать свою лояльность
    И автору его негениальность,
    К которой, если сможете привыкнуть...
    
    Но какова его национальность?
    
    Героем этой пьесы будет маска,
    Не человек, а маска Арлекина.
    Он явится затем, чтоб Вас покинуть
    И, что бы им не делалось - напрасно.
    
    Зато в итоге будет тихо и прекрасно!
    
    Начнем. На сцену мягкую подсветку
    И ряд зеркал, то выпуклых, то вогнутых.
    Таблетку, ветку, клетку, сетку...
    Вот сцена первая: окна, ночь, комната.
    
    4. Монолог в комнате
    
    Ночь. Комната. Окно.
    Вдали поет бубенчик.
    Откуда? Не поймешь. Возможно, это дождь.
    Возможно, звон цепи.
    И лунный свет, как снег,
    Упал тебе на плечи.
    А ты, конечно, спишь,
    Не слышишь капель с крыш
    И цоканья копыт.
    
    А я иду к окну
    Со свечкой - сигаретой.
    Конечно, это сон.
    Конечно, это он -
    И ослик и возок.
    Он, в радужный костюм
    Из лоскутов одетый,
    С раскрашенным лицом,
    За осликом пешком
    Шагает на восток.
    
    Шагает не спеша
    С гитарою под мышкой
    И, судя по всему,
    Не очень-то грустит.
    Скрипит его возок,
    У ослика одышка,
    Ты спишь,
    А мне как быть?
    Ему не объяснить,
    Что сбился он с пути.
    
    5. Диалог в комнате.
    "Что ты бродишь всю ночь? Что ты смотришь в окно?
    Словно нету иного дела...
    Посмотри, как бело мое тело
    И тебя ждет давно."
    
    -Заплутал, заплутал, заблудился вконец
    И вошел в этот город, в эту машину...
    Он идет своим шагом пружинным,
    Он, бездомный актер и певец.
    
    "Я не сплю, не спала. Все ты плачешь о ком-то.
    Я не слышала скрипа колес,
    И ни капли дождя, лишь поток твоих слез.
    За кого ты так молишься громко?"
    
    -Он пришел в этот ад, беззащитен, как детство.
    Что-то станется с ним?
    Лишь увидит он жертвенный дым,
    В тот же миг остановится сердце.
    
    "Успокойся. О ком ты? Подойди, обниму,
    Поцелую лицо горячее.
    Разве может быть там настоящее
    За окном? Это нам ни к чему!
    
    Видишь лунный свет на плечах, в волосах?
    Мы одни. Что еще нам надо?
    Но каким-то нездешним взглядом
    Ты глядишь - и огонь в глазах!
    
    Кто там? Что там? Ответь, любимый"
    -Все на круги своя... на свои круги...
    "Кто он, невидимый для других?
    Твоя фантазия? Как его имя?
    Имя, имя его назови!"
    -Имя?.. "Имя его назови..."
    
    6. Песня Арлекина
    Беги, дружок! Кати возок!
    На сцене все готово.
    Самонадеянный восток
    Считает, что горит зарею новой.
    
    Какой-то город на пути,
    Наверное, столичный.
    Клубок дорог - не обойти.
    И он себя считает необычным?
    
    Иду по улицам его,
    Предутренним, безлюдным.
    Наверно, нет в нем никого,
    А если кто-то есть - спит беспробудно.
    
    Весь город в краске. На лице
    Зачем так много грима?
    Он мнит, что в золото венце,
    Как будто третий призрак Рима.
    
    Свернулась улица кольцом.
    Я узнаю за шагом шаг.
    Какое у него лицо,
    А стало быть - душа.
    
    7. Монолог первого актера
    Когда врывалось утро в этот город,
    Он приходил в отчаянье.
    Оно росло и принимало
    Вид уродливой его каморки,
    А город превращался в змея:
    Сто огнедышащих голов
    И хвост, которым поднимался дымом
    Над чешуей асфальтовой.
    Но самым страшным были лапы.
    Они тянулись, пролезали в щели,
    Гнались по улицам за теми,
    Кто хотел бежать из плена.
    Так прикасались и к нему,
    Настойчиво и грубо.
    А он жалел какого-то бродягу,
    Которого считал он Арлекином.
    
    8. Монолог в комнате
    Бежать из комнаты прокуренной, пропетой,
    Где каждый угол добр - на улицу, в петлю?
    Там мой герой, прижатый к парапету,
    Не замечает, что в него плюют
    
    Из окон, из дверей, из подворотен -
    Беззубы рты и пена на губах.
    Ход колеса, увы, бесповоротен.
    Язык могуч, но речь на нем груба.
    
    Всемирный сбор, вселенская побудка,
    Всесильный демон флирта и вина.
    Ура! Мы скоро выдадим по будке
    Всем, у кого нет своего окна!
    
    Бежать, бежать - не позабыть бы пропуск
    На вахту славного великого труда!
    Одно окно прорублено в Европу,
    Другое, грешное - неведомо куда.
    
    Из окон, из дверей, из подворотен
    Спешат, проходят мимо Арлекина.
    А он стоит, он слишком беззаботен.
    Не замечают - мало ли кретинов!
    
    9. Монолог второго актера
    Толпа, идущая в метро,
    Какая пища для сравнений!
    Вот если б им держать равненье
    И левой - топ!
    И левой - топ!
    
    И раздается рев команд,
    Самозабвенный, вдохновенный.
    Толпа идет под барабан
    И левой - топ!
    И левой - топ!
    
    Причесаны в один момент
    У всех и волосы и мысли.
    До двух перебирают числа
    И левой - топ!
    И левой - топ!
    
    Цель показалась впереди:
    Людишки на краю обрыва.
    И вот дана команда: "Пли!"
    И левой - топ!
    И левой - топ!
    
    Толпа, идущая в метро,
    Какая пища для сравнений!
    Вот если б им держать
    равненье...
    
    10. Монолог первого актера
    Утро не было утром.
    Утро было сигналом,
    Сигналом к началу движенья -
    Лишь так оно воспринималось.
    Утро было точкой, где начинался круг,
    Утро было точкой, где замыкался круг.
    
    Ему становилось страшно,
    Ему становилось жутко.
    С улицы шум доносился,
    Себя величавший жизнью.
    А он, затыкая уши,
    Считал его шумом смерти.
    
    11. Из проповеди Атеиста
         Однажды Господь-Бог призвал к себе Каина и спросил:
         -Каин, не хочешь ли ты убить брата своего Авеля?
         -О, да, Господи, очень хочу! - ответил Каин.
         -А не боишься ли ты кары моей?
         -Боюсь, Господи! Ко что кара твоя по сравнению с тем, что я уже
    никогда не увижу брата своего!
         -Молодец, Каин! - сказал Бог. Я не ошибся в тебе. Ты настоящий
    мужчина. Иди, убей Авеля. Но не удивляйся, когда я призову тебя и
    скажу: "Каин, где брат твой?"
    
    12. Песня Арлекина
    Сегодня я играю роль,
    Какую мне захочется,
    И очень увлечен игрой,
    И очень увлечен игрой,
    Как жаль, что пьеса кончится.
    
    Хочу характеры менять,
    Я не простой, я разный.
    И никогда вам не понять,
    И ни за что вам не понять,
    Какой я там под маской.
    
    Я вам сыграю подлеца,
    И простака, и мудреца,
    А вы мне подыграете.
    А что до моего лица,
    А что до моего лица -
    Его вы не узнаете.
    
    Уже мгновение спустя
    Потру ладони грязные
    И буду вам играть себя
    И буду вам играть себя
    Во всем многообразии.
    
    13. Хор паяцев (реплики толпы)
    -Неплохо бы пива,
    Вчера перебрали...
    -Все, кажется, было...
    -Ах, старая песня!..
    -Машину продали
    И дачу спустили...
    -Я джинсы достала!
    -За сколько? -За двести!
    -А я все ждала его...
    -Дождь обещали?
    -Я в Сочи обычно...
    -Разлили по двести...
    -Вы долго стояли?
    -На вашем бы месте...
    -Простите... купила...
    -Он денег... в конверте...
    -Нажрался - убила б!..
    -Белье?!! сорок метров...
    -Продал?.. пей настойку!..
    -Почем?.. "Правду"... сколько?..
    
    14. Хор паяцев
    Поверьте нам: такое счастье
    Не выпадать из общей массы,
    Со всеми вместе мчаться, мчаться -
    Вот что воистину прекрасно!
    
    Поверьте, это наслажденье
    Вливаться в общее движенье,
    Лишь в этом самоутвержденье
    И делу верному служенье.
    
    Один как все, все как один -
    Вот наших душ порыв единый!
    Наш авангард, вперед веди нас!
    Такой союза непобедим!
    
    15. Монолог Режиссера
    Я в пьесе знаю, что почем:
    Почем купить, почем продать,
    Где можно взять, где нужно дать.
    Хозяин я, вы - ни при чем.
    
    Там отвяжу, здесь привяжу.
    Страна - театр, а я король.
    Любой актер играет роль
    Лишь так, как я ему скажу.
    
    Актеры - свита короля.
    А вы - подвластный мне народ.
    И никогда - наоборот,
    Покуда вертится Земля.
    
    Цель у меня. У вас нет цели,
    Есть только на билеты цены.
    Галерка, ложа или партер -
    Прошу платить за вход в театр!
    
    Учтите, что не в мой карман.
    У нас есть касса и финплан.
    В вас вожделение и страх,
    И вы - рабы, а я - монарх.
    
    И если я вам предложу
    Принять участие в игре,
    На сцену выйти приглашу -
    Не надо думать, прост секрет.
    
    Я в пьесе знаю, что почем,
    Где нужно дать, где можно взять,
    Что замолчать, а что сказать.
    Хозяин я, вы ни при чем.
    
    Прошу на сцену, выход ваш -
    Спасти одних, убить других.
    Здесь судят ваших дорогих,
    И сразу казнь. Где выход ваш?
    
    Вы остаетесь на местах.
    Я вас вознес, я вас поверг.
    Я раздаю и плач, и смех
    И удовольствия и страх.
    
    Я в пьесе знаю, что почем,
    Почем купить, почем продать,
    Что взять у вас, что вам отдать -
    Хозяин я, вы ни при чем.
    
    16. Песня Арлекина
    Вот сцена. Досок скрип
    И свет едва дрожащий.
    Не забывайте грим,
    Лица не обнажайте.
    Что вам плевок судьбы,
    Удар, синяк под глазом.
    И грязь в лицо? А вы, а вы, а вы
    Смеетесь из-под маски.
    
    Все это можно смыть
    В уборной вместе с гримом.
    Любой плевок судьбы
    По маске - значит, мимо.
    Лицо - одни глаза,
    Все остальное - краска.
    Смелей входите в зал, входите в зал,
    Но не забудьте маску.
    
    17. Монолог Человека в Черном
    Ему позволили стать богом.
    Могли бы и пораньше вздернуть.
    Он мог бы умереть в дороге
    И не кормить нас этим вздором.
    
    В конце концов, чего он хочет?
    Чтобы его послали к черту?
    В конце концов, могла покончить
    С ним его маменька абортом.
    
    И прежде было на дорогах
    Не так уж мало проходимцев.
    Ему позволили стать богом,
    Хотя могли нанять убийцу.
    
    Хотя могли бы, как бродягу,
    Арестовать его и выслать,
    Ему позволили, бедняге,
    И проповедовать и мыслить.
    
    И он и рад себя Мессией
    Назвать без страха и упрека,
    И умереть сумел красиво:
    Ему позволили стать богом.
    
    А он и рад воскликнуть: "Отче!"
    Как будто Бог ответит: "Сыне!"
    Вот так! А с ним могли покончить
    Любым из средств известных ныне.
    
    18. Монолог второго актера
    По улицам кривым, по переулкам,
    Там, где на мостовых есть и твои следы,
    Шагает Арлекин, он вышел на прогулку.
    Иди за ним, иди! Следи за ним, следи!
    Не то еще, гляди, начнет ломать спектакль:
    На сцене будешь ты, а в зале будет он.
    Освищут, оплюют и осмеют, не так ли?
    Потом еще посмей не выйти на поклон!
    
    Шагает Арлекин, он вышел на прогулку.
    Иди за ним, иди! Следи за ним, следи!
    Не то еще, гляди, начнет ломать спектакль:
    На сцене будешь ты, а в зале будет он.
    Освищут, оплюют и осмеют, не так ли?
    Потом еще посмей не выйти на поклон!
    
    Шагает Арлекин? Лицо под маской прячет
    Какой-нибудь актер. Видали наглеца?
    Он потому фальшив, что нету настоящих.
    Неужто у него под маской нет лица?
    
    Ты догони его, стрельни на папиросы.
    Он должен пострадать, но не от рук твоих.
    Запоминай его и торопись с доносом.
    Там знают что к чему, там точно бьют поддых.
    Тогда и роль свою ты доиграешь в зале,
    Лишь приготовь ему помои и плевки.
    Иди за ним, иди. Подкрадывайся сзади,
    Чтоб по твоим камням не шлялся Арлекин.
    
    Какой-нибудь актер лицо под маской прячет.
    Там знают, что к чему, там скрутят подлеца.
    Он потому фальшив, что нету настоящих,
    Там маску сдернут вмиг... под маской нет лица!
    
    19. Монолог в комнате
    Сидеть и в тишине к шагам прислушиваться,
    Как будто кто-нибудь придет ко мне,
    В жилище неоформленных камней -
    Лишь птица на крыле зарю несущая.
    
    Не существует ни надежды, ни любви,
    Продать бы веру! Где ты, покупатель?
    И в такт шагам я шевелю губами:
    "Господь, спаси, молю тебя спаси!"
    
    	Действие II. День
    
    1. Монолог первого актера
    
    А воздух вокруг тяжелел с каждым часом
    И солнце выталкивал выше и выше.
    Лучи его медленно капали с крыши
    И даже в асфальте не гасли, не гасли.
    
    Деревья стонали: "А леса бы, в прохладу!.."
    Витрины кипели, ревели моторы,
    Лежали на грязных лотках помидоры,
    И мухи жужжали и ползали рядом.
    
    И на постаментах недвижные статуи
    Обмякли, обвисли, казалось, что спали, но
    На сумрачных лбах выступала испарина.
    Проходите мимо - платочек подайте им.
    
    И в этой жаре ярко-красного цвета
    Стояли по кругу кирпичные стены,
    Отбросив на площадь кровавые тени -
    Бездушные отпрыски душного лета.
    
    2. Песня Арлекина
    Куда меня не брось, увы, куда меня ни кинь:
    В камин, в петлю, на сцену, под колеса -
    Я самый настоящий, настоящий Арлекин,
    Мне слезы - смех, вам смех - мне слезы.
    
    И вот в который раз, в который раз, в который раз
    Я выхожу с усмешкою на площадь,
    И всем должно быть грустно-грустно от моих проказ,
    А публика, а публика хохочет.
    
    Куда меня ни брось, увы, куда меня ни кинь:
    В трамвай, в сортир, и в очередь за мясом -
    Я самый настоящий, настоящий Арлекин,
    В театр нам, вам в зал - мне в кассу.
    
    И вот в который раз, в который раз, в который раз
    Не плачу, а плачу - и зал смеется.
    Поспорить я готов с любым из вас, с любым из вас,
    Что солнца нет, а мы живем под солнцем.
    
    Куда меня ни брось, увы, куда меня ни кинь:
    Под лавку, на престол, хоть в телевизор -
    Я самый настоящий, настоящий Арлекин,
    Повестка вам, а я живу без визы.
    
    И вот в который раз, в который раз, в который раз
    Удачу вам не выбивает касса,
    И спорить я готов с любым из вас, с любым из вас,
    Что мяса нет, а мы стоим за мясом.
    
    Куда меня ни брось, увы, куда меня ни кинь:
    В сортир, на трон, на сцену, под колеса -
    Я самый настоящий, настоящий Арлекин,
    Мне слезы - смех, вам смех - мне слезы.
    
    И вот в который раз, в который раз, в который раз
    Вы все дела для ясности замнете.
    Мне грустно оттого, что я обманываю вас.
    Не я один. Так что же вы смеетесь?
    
    3. Монолог в комнате
    А солнце где-то там, за монолитом стен,
    Хотя его лучи ползут по комнате.
    Нет, это не лучи. И мне почудилось...
    Да это не лучи, да это щупальцы!
    
    Ползут, ползут, ползут, все приближаются,
    И не к кому взывать - не будет жалости.
    И некуда бежать, я от испуга
    Попятился назад, забился в угол.
    
    И ноги подобрал, усевшись в кресло,
    Но щупальцы туда за мной полезли,
    И силятся поймать полу халата,
    И силятся схватить и скоро схватят.
    
    На улицу швырнут рублем бумажным.
    Не так уж страшно здесь - там будет страшно.
    Там очередь стоит. "Продай им душу!"
    И я прижмусь к стене. Конечно, струшу.
    
    Кто это говорит? "Продай, продай им!"
    Они вокруг меня вороньей стаей.
    И я к стене прижат. Спасите, душно.
    "Ведь это твой народ! Продай им душу!"
    
    И очередь стоит друг к другу тесно.
    И щупальцы-лучи вползают в кресло.
    И, бросившись к окну движеньем скорым,
    Я их перерезаю шторой.
    
    4. Хор паяцев
    -Кто последний? -Что дают?
    -Побыстрей, вы не один здесь!
    -Эй, без очереди! -Низость!
    И отходят и встают.
    
    Далеко, но ближе, ближе.
    Каждая спина - стена.
    До чего я ненавижу
    Всех, кто впереди меня!
    
    До чего мне безразличны
    Те, что встали позади!
    -Получил свое, иди!
    Эй, вы там, поэнергичней!
    
    Вожделенная покупка!
    Тряска задниц, звон ключиц.
    Два часа глазами щупать,
    Только б в руки получить!
    
    -Эй, без очереди! Бросьте!
    -А ты рот не разевай!
    -Не задерживай, ступай!
    Видишь, очередь к погосту
    
    Все длиннее с каждым часом,
    И не видно ей конца.
    Мы доходим до экстаза
    Перед ликом Продавца.
    
    5. Песня Арлекина
    А жизнь себе легко купить, как брюки:
    Модель, артикул, ценник, сорт второй,
    С иголочки, модерновый покрой.
    Одно нельзя: в карманы спрятать руки.
    
    Но легче демонстрировать готовность,
    И даже к непосильному труду.
    А хорошо прикрытая нескромность
    Спасет от риска угодить в беду.
    
    Прекрасно зад обтянут и перед,
    Изысканны и чуточку небрежны.
    Придется малость подобрать живот,
    Что с этакой фигурой неизбежно.
    
    Зато огромный плюс: совсем нетрудно
    Из этих брюк не выпадать нигде,
    И постоянно подходить повсюду
    По цвету к окружающей среде.
    
    Быть самобытным, но и в то же время
    Ничем не выделяться из других,
    И получать отличия и премии,
    Имея репутации слуги.
    
    И вдруг заметить, что они потерты,
    Хотя прошло совсем немного лет,
    Блестят коленки и потерян цвет...
    И вспомнить вдруг: они второго сорта.
    
    6. Диалог в двух монологах (улица - комната)
    "Что говорить да горе горевать,
    Любить, гореть, а суть одно - кровать.
    И не пригреть - пригрезилась любовь.
    Не жить - стареть, глотая зелье - "Боль".
    
    -Вперед - назад, два шага, беспричинно.
    Измена женщины, предательство мужчины.
    Вперед, назад, вперед, попеременно.
    Друзья - предательство, любимая - измена.
    
    "Не все ль равно, кому дарить тепло?
    Есть время жить - скорее бы текло.
    Хоть миг, хоть час, хоть день, хоть ночь - любовь.
    Один, другой - не все ль равно? Любой!"
    
    -Вперед, назад и замкнуто пространство.
    Привыкнуть не могу к непостоянству,
    К уходам и поспешным возвращеньям,
    К тому, что после смерти воскрешенье.
    
    "Власть времени мы чувствуем острей,
    Страсть пламени - мы вечно на костре.
    Я выплесну вино, лишь пригублю.
    С любым?.. Но это тот, кого люблю!"
    
    -Вперед? Назад? Не все ль равно? По кругу!
    Любимой не прощу. Прощу ли другу?!
    Привыкнуть не могу к непостоянству.
    Вперед, назад - и замкнуто пространство.
    
    7. Хор паяцев
    
    Завтрак. Работа.
    Обед. Работа.
    Вино. Телевизор. Женщина. Сон.
    Завтрак. Работа.
    Обед. Работа.
    Вино. Телевизор. Мужчина. Сон.
    
    Роем пчелиным гуденье улиц.
    Троллейбус. Автобус. Трамвай. Метро.
    Город как раздраженный улей.
    Мы наготове - попробуй тронь!
    
    Ритм дня. Ритм недели.
    Ритм года. Ритм жизни.
    Ритм квартиры. Ритм дома.
    Ритм города. Ритм отчизны.
    
    Не отставай, не сбивайся,
    Четче, четче с каждым разом:
    Удар - пауза, удар - пауза.
    Удар - пауза, удар - пауза.
    
    Каждый день битва!
    Битва, победа - празднуй!
    Кто нас сбивает с ритма?
    Кто там шагает правой?!
    
    Кто там шагает правой?
    Историю делают массы!
    А тех, кто мешает имеют право:
    Удар - пауза, удар - пауза.
    
    Завтрак. Работа.
    Обед. Работа.
    Вино. Телевизор. Женщина. Сон.
    Завтрак. Работа.
    Обед. Работа.
    Вино. Телевизор. Мужчина. Сон.
    
    8. Монолог верующего
    Несчастна паства Бога моего:
    Века она ютится на ступенях,
    А рядом ходят люди в портупеях
    И гонят, как менял, из Храма вон.
    
    Мы не менялы, мы пришли сюда молиться,
    И к небесам возносим мы стихи,
    И верим, что Господь простит грехи,
    Едва он взглянет в наши высохшие лица.
    
    Несчастна паства Бога моего -
    Не приняли креста пятиконечного,
    Презрели тишину и обеспеченность,
    Но Храм воздвигли. Так поди, спали его!
    
    9. Монолог в комнате
    И ко всему привык,
    И счастлив я вполне.
    Остановите миг
    Живущему во мне.
    Кто этот человек?
    Устал я спорить с ним
    О том, что черен снег,
    О том, что горек дым.
    
    Мы переходим в крик,
    Мы с ним, как на войне.
    Остановите миг
    Живущему во мне.
    Во сне и наяву,
    Сегодня и вчера
    Все то, чем я живу,
    Все для него игра.
    
    Он - Фауст, он - старик,
    Он - истина в вине.
    Остановите миг
    Живущему во мне.
    И знаков не стереть,
    Которых не пойму.
    Так значит - мне стареть,
    А молодеть ему.
    
    Я жизни не постиг -
    Стал тенью на стене.
    О, как прекрасен миг
    Живущему во мне!
    До смерти не приму
    Я участи такой -
    Не худо и ему
    Повоевать со мной.
    
    10. Монолог первого актера
    Он наступает, молодой и малодушный.
    Он загоняет древнее в подполье.
    Теперь он душит то, что прежде рушил.
    Из глубины веков звучит глубинной болью
    Стук сердца звоном колокольным.
    
    Он достигает каждого угла,
    Молчанием орут колокола,
    Настанет час - ударят благовестом
    В канун конца и нового пришествия.
    
    О, мой великий Погребенный Город!
    По грудь уже ушедший в эту землю...
    Я верую, свершится, грянет скоро...
    Недаром Ты из праха Небу внемлешь,
    А не от старости задумался и дремлешь.
    
    Но как гробы стоят высотные дома
    И топчут церкви. В души бьют тома.
    И в этом нечто недочеловечье -
    Так временное истязает Вечное.
    
    11. Хор паяцев
    На нашем знамени лозунг "Равенство",
    И мы добьемся, мы добиваемся.
    Пусть далеко нам до равенства доходов,
    Но очень близко к равенству духовному.
    
    С транспарантами по шоссе...
    Не высовывайся! Будь как все!
    Золотой наступает век!
    Да здравствует средний человек!
    
    Тех, кто ниже, сделаем выше.
    Тех, кто выше, сделаем ниже.
    Всех выводим на средний уровень -
    Бескультурного и культурного.
    
    Усредняемся без посредников,
    Не по средам, а непосредственно
    Каждодневно, любыми средствами
    Мы выводим общее среднее.
    
    С транспарантами в темпе бешеном
    Нас ведут по шоссе среднейшины,
    И шагаем мы посредине
    Все равны, потому едины.
    
    Смотрим в будущее: вот это да!
    Ух, какая выходит Среда!
    
    12. Монолог Верующего
    На колени перед Богом!
    Не колени после бега.
    На колени в поклоненьи,
    В покаяньи падать ниц.
    Разделенье духа с телом,
    Прах земле - душою в небо.
    Ипостась любви и гнева,
    На распятьи поклянись.
    
    Распластать вослед ладони,
    Расплескать слезу в гортани,
    Смех оплачивая плачем.
    Исполать, Великий Храм!
    Оскверненные святыни.
    Осиянье, озаренье,
    Небо, крестное знаменье.
    Боже, верую! Храни...
    
    13. Монолог Человека в Черном, стоящего за спиной
    Я вездесущ, всеслышащ  и всевидящ.
    А в результате этого всеведущ.
    Вам никогда не встретиться со мной,
    Ведь я стою за вашею спиной.
    
    Стою в тени. Стою, как тень, невзрачен.
    Я призрачен, а стало быть прозрачен.
    Отгородитесь каменной стеной,
    Я всё равно за вашею спиной.
    
    Я каждому из вас дышу в затылок,
    Как дуло пистолета, как осколок,
    Не пропускаю мысли ни одной,
    Всегда стою за вашею спиной.
    
    Лицом к спине, спиной к спине и боком,
    О вас я знаю всё, подобно богу.
    Лишь оглянитесь, здесь я! за спиной!
    Но никогда не встретиться со мной!
    
    14. Песня Арлекина
    Жизнь прожить - как пройти по проволке.
    Не спешить - главное условие.
    Как-никак дали направление.
    Влево шаг, вправо шаг - падение.
    
    Не беги! Медленней, старательней.
    Есть враги - подтолкнут сознательно.
    Этот цирк очень уморителен.
    Общий цирк! Кто в нем вместо зрителя?
    
    Кто следит как мы тут корячимся?
    Кто глядит? Почему он прячется?
    Кто вперед вырвался? Надолго ли?
    Чей-то взгляд сталкивает с проволки.
    
    Как пройти по колючей проволке?
    Жизнь прожить - лучше и не пробовать.
    Раз! Пошел! Кто-то в спину метит.
    Ну и что? Я летать умею!
    
    15. Монолог Продавца
    Я точно знаю, что почем,
    Почем купить, почем продать,
    Где можно взять, где нужно дать.
    Хозяин я, вы - ни при чем.
    
    Там отвяжу, здесь привяжу.
    Страна - базар, а я - король.
    Решил купить - платить изволь,
    И столько, сколько я скажу.
    
    Моя монархия - базар.
    А вы подвластный мне народ
    И никогда наоборот,
    Покуда у меня товар.
    
    Цель у меня, у вас нет цели.
    Есть только на продукты цены.
    И всех, кто выстроился здесь,
    Прошу платить за право есть!
    
    Учтите, что не в мой карман:
    У нас и касса есть и план.
    В вас вожделение и страх,
    И вы - рабы, а я - монарх.
    
    И если я вам предложу
    Принять участие в игре:
    Бесплатно кушать приглашу - 
    Не надо думать - прост секрет.
    
    Заплатят втридорога мне
    И тот, кто ел, и кто не стал.
    Кто цены назначает сам,
    Тот платит втридорога мне.
    
    Прошу к прилавку - ваш черед.
    Осталось оттеснить других.
    И никого нет дорогих,
    Когда подходит ваш черед.
    
    И Вы готовы все отдать мне,
    Вам цены больше не страшны.
    И не понять со стороны,
    Кто продавец, кто покупатель.
    
    Я точно знаю, что почем,
    Почем купить, почем продать,
    Что взять у вас, что вам отдать.
    Хозяин я. Вы не при чем.
    
    16. Из проповеди Атеиста
         И призвал Господь-бог Ноя и сказал:
         -Возлюбил Я тебя из рода человеческого и дал тебе всего в достатке.
    Нет ли, любезный мой Ной, такого, в чём я обделил тебя? Нет ли у тебя
    сокровенного желания?
         И ответил Ной:
    	 -Есть, о Господи! Есть! Зачем тебе другие, ежели возлюбил меня
    более других? Уничтожь их, Господи! Вырежи, сожги, затопи!
         И согласился Господь и послал на землю потоп. 
    
    17. Песня Арлекина
    Взвешивайте прежде, чем продать.
    Может быть, Вам следует набавить
    Может, Вас на этом покупают.
    Взвешивайте, прежде чем продать!
    
    Взвешивайте прежде, чем купить.
    Это, может быть, совсем не шутка.
    Может быть на, этом продают Вас.
    Взвешивайте прежде, чем купить!
    
    Вы рукой махнёте: так и быть!
    А в руке монетки не видать.
    Взвешивайте прежде, чем купить!
    Взвешивайте прежде, чем продать!
    
    18. Диалог в кабинете
    "Он утром въехал на осле.
    Потом осла куда-то спрятал.
    Но мы не потеряли след:
    Я следом шел, напарник - рядом.
    Потом в метро, потом Арбатом
    Он к часу вышел на Кольцо.
    Я следом шел, напарник - рядом,
    Запомнили его в лицо.
    Потом, как в цирке по канату,
    Он по Кольцу, по проводам
    Пошёл на Бронную, к прудам.
    Я следом шел, напарник - рядом.
    Потом он город три раза
    Презрительным окинул взглядом.
    Я следом шел, напарник - рядом
    Мы видели его глаза.
    Я следом шел, напарник - рядом.
    Нет, он не говорил ни с кем.
    Но песни пел, десяток кряду,
    На тарабарском языке.
    И я не понял ни черта,
    Но голос тек крамольным ядом.
    Порочил он и клеветал.
    Я следом шел, напарник - рядом.
    Он прыгал, бегал, на руках
    Ходил по улицам - не падал.
    Зашел в сортир, но встал не так.
    Я сзади сел, напарник - рядом.
    Он вышел на Тверской бульвар
    И, улыбнувшись непонятно,
    Стволы и листья целовал.
    Я сзади встал, напарник - рядом.
    Он издевался над толпой,
    Он называл прохожих стадом,
    Мол, всех раздавят, как клопов.
    Я следом шел, напарник - рядом.
    Он призывал в очередях
    Не покупать, а брать бесплатно.
    Кричал, что думать запретят.
    Бери! Я взял, напарник спрятал.
    Что скоро светопреставленье,
    Он говорил и горько плакал.
    И плача пел. Ох, это пенье!
    Я следом шел, напарник - падал...
    
    -Ну что ж, пришел его черед,
    Пора готовиться к охоте.
    Пускай споет на верхней ноте
    Сперва. Потом наоборот. 
    
    19. Песня Арлекина
    Город, твои улицы - реки.
    В вечном шуме и беге
    Прочь несут животы.
    Города умирают,
    Реки их высыхают,
    И в глубоких каньонах
    Нет ни капли воды.
    
    Что молчите, святые отцы?
    Открывайте молельни!
    Реки, запахом тленья
    Ударяют в носы.
    
    Город, твои улицы - реки,
    В вечном шуме и беге
    Не спасти живота!
    Города умирают,
    Реки их высыхают,
    А прошедшие жизни...
    Что им жизни - вода!..
    
    	Действие III. Вечер
    
    1. Монолог первого актера
    Я обещаю вам кровавую развязку,
    Почтеннейшая Публика моя.
    Хотя мы кровь заменим красной краской,
    Но разольем ее огромные моря.
    Не торопитесь закрывать глаза,
    Ведь до развязки целых полчаса.
    
    Я обещаю вам кровавую развязку.
    Неужто и теперь вы будете молчать?
    Мы пользуемся кровью, а не краской,
    Как реквизитом - нам ли отвечать
    За это? Вы закроете глаза?
    Не беспокойтесь! Целых полчаса!
    
    Я обещаю вам кровавую развязку,
    Развяжем руки вам и языки.
    Но вы уверены, что это будет краска?
    Как бы не так! И мы не простаки!
    И псы бездомные сбегутся кровь лизать.
    Взгляните на часы! Осталось полчаса!
    
    2. Монолог второго актера
    Ну, как Вам нравится Игра, в которой
    Итог известен с самого начала?
    Принять участие легко - билет недорого.
    Доплачивать приходится Вам в зале.
    
    Ну, как Вам нравится Игра, в которой
    Пред Вашим взором совершается охота?
    И травят жертву и уже затравят скоро,
    И выбирают жертвой нового кого-то.
    
    Ну, как Вам нравится Игра? По ветру
    Держите нос, держитесь посвободней.
    До той поры, покуда Вы не жертва,
    Вы можете считать себя охотником.
    
    3. Монолог третьего актера
    Договоримся: никаких истерик -
    Они ужасно извращают слог.
    И в хэппи энд, увы, не стоит верить -
    Я Вас предупреждал: Театр плох!
    
    Не надо ждать открытия америк!
    
    Как ясно было с самого начала,
    Что зрители талантливей актеров!
    Ах, жаль - дороговаты помидоры!
    Не нравилось? Так что же вы молчали?
    
    Неужто испугались Режиссера?
    
    Ах, не хотели автора обидеть!
    Не надо обижать негениальных
    И пишущих так вяло и банально,
    Все мысли в лоб, все в черном цвете видит.
    
    Зато он между строк вполне лояльный!
    
    Поэтому мы все-таки досмотрим,
    Хотя итог известен наперед:
    Больной Поэт останется в каморке,
    А Арлекина кто-нибудь убьет.
    
    Или набьет по крайней мере морду!
    
    Ну, что ж и третье действие начнем.
    Эй, осветители! Соорудите вечер!
    Включите окна, то есть зажгите свечи!
    Ну, вот и все. Я больше ни при чем.
    
    Все остальное ляжет Вам на плечи!
    
    4. Диалог в сумерках под окном 
    "Хоть столечко счастья!.."
    -Хотелось тебе!
    "Любить, уходить, догонять...
    Но кто-то опять покидает меня."
    -На поезде мчаться?
    "Утерян билет.
    И хочется падать.
    Приходится помнить..."
    -... и в полночь монеты ронять
    Не надо - придется поднять.
    Не звезды они...
    "Он тоже один.
    
    И хочется верить,
    Да сил не осталось..."
    -Мы тоже не звезды. И так повелось:
    Мы люди, покуда в нас ярость и злость,
    Нельзя нас валютою мерить...
    "А хочется самую малость:
    
    немного удачи.
    Но снова удары..."
    -А если хранить доброту,
    Скорее нам станет невмоготу.
    Но я преклоняюсь...
    "Меня проклинают.
    
    А хочется, хочется,
    Чтобы любили..."
    -Пред теми, кто весел и светел
    И добр к любому на свете...
    "Когда это кончится!.."
    -Наверное, всех погубили!..
    
    5. Песня Арлекина
    Уже который год подряд
    Солдатам не в кого стрелять
    И оттого грустит солдат
    День ото дня.
    Хоть не могу я приказать,
    Зато сумею подсказать,
    Что если не в кого стрелять -
    Стреляй в меня.
    
    Так исстари велось у нас:
    Без лишних слов и длинных фраз
    Ты должен выполнить приказ
    От сих до сих.
    Зачем? Не должен понимать,
    Зато обязан выполнять,
    И если не в кого стрелять -
    Стреляй в своих!
    
    Ты делай то, что говорят.
    Немного позже пояснят
    То, что, в конце концов, солдат
    Ты из-за них.
    И если б не было таких,
    Ты мог бы жить среди родных.
    Ты подвиг совершил, старик,
    Стреляя в них.
    
    Ведь ты не первый год солдат,
    Неплохо было бы понять:
    На свете есть в кого стрелять
    День ото дня.
    Так что не надо, не грусти.
    Я возникаю на пути
    Я безоружен и один.
    Стреляй в меня!
    
    6. Монолог на улице (вышедшего из комнаты)
    Окна зажглись - в спину тысячи глаз,
    Тысячи ос ощущаю на теле.
    И никуда не укрыться от вас,
    Вы в ожиданьи добычи слетелись.
    
    Что вам ужалить - как в спину глядеть.
    Я беззащитен - родился бескрылым.
    Как мне уйти, убежать, улететь?
    Солнце и то догорело и скрылось.
    
    И возвращаются толпы домой,
    Как из похода разбитое войско.
    Завтра их снова погонят на бой,
    Завтра им снова сражаться геройски.
    
    Завтра опять их полки разобьют,
    Их же вожди приведут их в засады.
    Завтра опять после боя запьют
    И расшибут себе лбы о фасады.
    
    Жалами-взглядами в спину стрелять
    Будут безжалостно, но по закону,
    И в подозрении будут считать
    Всех, кто не с ними, шпионами.
    
    7. Хор паяцев
    Каркнул ворон на заборе,
    Каркнул раз, потом еще.
    Ну, а мы сказали хором:
    "Нам-то что! Да нам-то что!"
    
    Мы живем и в ус не дуем,
    Ни за что и ни про что.
    С чем оставят, то и вдуем,
    Нам-то что! Да нам-то что!
    
    Где Макар телят гоняет,
    Носят воду решетом.
    Дух святой, а как воняет!
    Нам-то что! Да нам-то что!
    
    Вновь кого-то порешили.
    Нам поведали про то.
    Посудили, порядили,
    Порешили: нам-то что!
    
    То-то тихо на погосте,
    Хорошо, ай, хорошо!
    Псы залают - ветер носит.
    Нам-то что! Да нам-то что!
    
    Выпьем стопку да попляшем.
    Полно горе горевать!
    Нашим-вашим знаем-машем!
    Нам-то что! Нам наплевать!
    
    8. Монолог первого актера
    Снимете звезды с неба.
    Оно наград не требует.
    Грехов Земли не спрячете,
    А денежки потрачены.
    
    Снимете звезды с неба.
    А то ведь час неровен...
    Они как ломти хлеба,
    Пропитанные кровью.
    
    Снимете звезды с неба.
    Раздайте соискателям.
    Пусть им к фамильным склепам
    Дорога будет скатертью.
    
    Снимете звезды с неба.
    Оно наград не требует.
    А свет их, к сожалению,
    Давно на цвет разменян.
    
    9. Монолог второго актера
    Возможно, каждый честен
    Наедине с собой.
    Но соберемся вместе -
    Становимся толпой.
    Здесь друга не отыщешь,
    Все люди как столбы,
    И каждый обезличен
    Во глубине толпы.
    
    Певцов, вождей, героев
    Собрать в единый строй.
    То, что они построят,
    Окажется толпой.
    И цвет ее коричнев,
    Делам ее подстать.
    И только криком зычным
    Ей можно управлять.
    
    Вперед выходят гордо
    Повыдыри слепых.
    Они сыны народа,
    Верней - сыны толпы.
    Ведут вперед - не ропщут.
    За узостью тропы
    Толпа толкает в пропасть,
    Кто на краю толпы.
    
    Слоновое безумье,
    Переселенье крыс.
    Все то, чья сила в сумме,
    Хотя из единиц.
    Час от часу все гаже
    Нам общая судьба,
    Хоть помним, что на каждом
    И держится толпа.
    
    10. Монолог Верующего
    Отгрешить, раскаяться, очиститься,
    Отрешиться, отстрадать, отчаяться.
    Частоколы выстроены числами,
    Протоколы выслоены пачками.
    На холмах далекой Галилеи
    Тишина. Его еще на знают.
    Только куст божественный алеет
    На вершине синего Синая.
    
    Только куст божественный алеет
    На вершине синего Синая.
    Легионы топчут Галилею,
    И пророки шепчут заклинанья.
    Не прощенья Бога, а проклятья,
    Не любви достойны мы - презренья.
    Что ни день, то новое распятье
    Присланного Богом во спасенье.
    
    Отвернись от нас. Мы недостойны, Боже,
    Ни любви твоей, ни состраданья.
    Пусть Иуда протоколы сложит,
    Поделом нам - по грехам и наказанье.
    
    11. Хор паяцев (мысли про себя)
    Куда же мы идем?
    Куда ведут? Постой!
    С утра кричат: подъем!
    А вечером: отбой!
    Один несет хомут,
    Другой несет ярмо.
    Протаптываем путь.
    Куда? Кругом дерьмо!
    
    Все глубже эта грязь,
    И все сильнее вонь.
    Как уверяли нас,
    Что впереди огонь!
    А там темно. Темно,
    Хоть выколи глаза.
    Кругом течет говно,
    И хочется назад.
    
    Но, видно, про дерьмо
    Не скажешь никому:
    Один несет ярмо,
    Другой несет хомут,
    Заставят отвечать
    И шкурою притом.
    Нет, лучше промолчать.
    Куда-нибудь придем!
    
    12. Диалог двух субъектов, одетых одинаково
    -Кто он? "Какой-нибудь еврей.
    Хотя мне это безразлично.
    Вот червь. Он причиняет вред.
    За это давят их обычно."
    
    -Наука доказала - пользу.
    "Наука? Есть еще и жизнь.
    Она и говорит нам: помни,
    Любой беды причина - жид.
    
    Науку делают евреи.
    На том живут и деньги копят,
    Обманывают нас все время.
    Ну, ничего! Теперь есть опыт:
    
    Что ни еврей - то враг народа,
    Как враг народа - так еврей.
    Пора покончить с их породой,
    Пора с лица земли стереть!
    
    Вот он идет. Пора!" -Я вижу.
    Какой он странный! -"Ну и что?"
    -Пускай он подойдет поближе!
    "Он странный? Именно за то
    
    Его и нужно укокошить.
    Не может быть таким как все!
    Еще живет с такою рожей
    Да в нашей средней полосе!"
    
    -Он, кажется, кого-то ищет?
    "Сейчас отыщет навсегда..
    Эй, ты! Послушай-ка, дружище!
    А ну-ка подойди сюда!"
    
    13. Песня Арлекина
    Мне пора уходить
    Мне пора вас покинуть.
    Полно в маски стучать -
    Не могу достучаться.
    Каково Вам молчать!
    Каково оставаться!
    И полночи бродить
    В жутких фарах совиных.
    Мне пора уходить.
    Все готово к отъезду.
    И торопятся мне
    Подарить провожатых.
    Слышу грохот камней
    Ныне тихо лежащих.
    Не гадайте как быть -
    Запирайте подъезды!
    
    14. Монолог на улице (вышедшего из комнаты)
    Он не шел, он бежал.
    Он не пел, он кричал.
    Не смотрел - вспоминал.
    Не искал - обещал.
    Начиналась гроза.
    Не предал, не солгал.
    Из-под маски глаза -
    Полон зал, полон зал.
    
    А в отелях портье
    Издевались над ним.
    Из-за душных портьер
    Синий дым, синий дым.
    Начиналась гроза.
    Зачинались сынки.
    Из-под маски глаза
    Солоны от тоски.
    
    Боже мой, до чего
    Надоели плевки!
    Дождь стреляет в него.
    Ты живой, Арлекин?
    Ты живой, Арлекин?!
    Из-под маски глаза.
    Сопляки, говнюки -
    Полон зал, полон зал...
    
    И прожектора круг
    Входит в белую мглу,
    И единственный друг
    Притаился в углу.
    Два часа позади,
    Впереди полчаса.
    Не стреляй, пощади!
    Из-под маски - глаза!
    
    На Земле кавардак,
    Все столпились у касс.
    Снова старый спектакль:
    Истязание глаз.
    И салют из валют
    Да кассирше в глаза.
    Кто на сцену? Убьют!
    Только в зал! Только в зал!
    
    Он не шел - он бежал.
    Он не пел - он кричал.
    Не смотрел - вспоминал.
    Не искал - обещал.
    Начиналась гроза.
    Пьеса очень проста.
    Перед ним полон зал:
    Темнота, пустота!
    
    15. Монолог Человека в Черном, стоящего за спиной
    Вот свидетельства рождения и смерти.
    Поспешите, приколите к делу.
    Так к кресту прикалываю тело.
    Бог - не бог, не хочется - не верьте.
    Навсегда замолкли колокольни.
    Навсегда оставьте предрассудки,
    Но подумайте о душах, ради шутки...
    Бога нет! А значит, все дозволено!
    
    И у Вас душа? Но что ж вы, право!
    Где она? Я вижу только тело.
    Ваше дело? Вот, взгляните: Ваше Дело.
    Ваше право? Да, и наша Правда.
    Ах, душе невыносимо больно?
    Мы дадим возможность подлечиться.
    Вам давно уж не мешало научиться:
    Бога нет! А значит, все дозволено!
    
    16. Монолог на улице (вышедшего из комнаты)
    Этот город узнаю по стекляшкам кафе
    С удушающим запахом скверного кофе,
    По фруктовым палаткам с подгнившей морковью,
    По случайно пришедшей на память строфе.
    Этот город узнаю по рубашкам домов,
    Скрипам детских кроваток из полуподвалов.
    Пусть останутся в памяти только провалы,
    Этот город узнаю по обложкам томов.
    
    По нездешнему свету вечерних кварталов,
    По слезящимся взглядам случайных прохожих
    И по детям его, что на взрослых похожи,
    И по взрослым по-детски капризным, усталым.
    
    Этот город узнаю под любою личиной,
    Пусть прикинется Меккой, Парижем и Римом,
    Эта местность болотная неозарима
    И людские фигуры здесь неразличимы.
    
    Я иду, спотыкаясь о рельсы трамвайные,
    В синих вспышках его электрических нервов.
    Я не любящий сын - пес бездомный, неверный,
    Он меня в живодерню, как только поймает.
    
    Он меня в живодерню за стыд узнаванья,
    Потому что иду я и харкаю кровью
    В удушающем запахе скверного кофе,
    Потому что живу и его отпеваю.
    
    17. Монолог в кабинете
    Я говорил, что знаю, что почем.
    Почем купить, почем продать.
    Свершилось, и ни дать, ни взять
    И вы и я здесь не при чем.
    
    Там отвязал, здесь привязал.
    Я выполнил свой долг и роль
    Сыграл отменно как король,
    А вы - как я вам приказал.
    
    Там отменить, здесь применить.
    Молчи! Послушный мне народ!
    И никогда наоборот!
    Вам ничего не изменить!
    Цель у меня. У вас нет цели.
    У вас одна забота: цены.
    И чем дороже стоит жизнь,
    Тем ниже стоимость души.
    
    Набить лицо, набить карман
    За правду так, как за обман.
    На вас одна управа: страх -
    И вы рабы, а я монарх.
    
    И если я вам предложу
    Принять участие в Игре
    И в кабинет вас приглашу -
    Не надо думать - прост секрет.
    
    Заплатят втридорога мне
    И кто солгал, и кто не стал.
    Петух пропел. Ваш час настал.
    И никому пощады нет!
    
    Теперь подходит ваш черед.
    Нет, вам не подадут руки!
    Пора забыть о дорогих,
    Когда подходит ваш черед.
    
    Не надо плакать - мы не дети.
    Не жертва вы, я не вампир.
    Портфелями махнемся мы -
    И не понять, кто в кабинете.
    
    Я в жизни знаю, что почем.
    Мне покупать, вам - продавать.
    Убили - и ни дать, ни взять.
    И вы и я здесь ни при чем.
    
    18. Окончание проповеди атеиста
         В заключение, хочу предоставить Вам право выбора. Думаю, что
    теперь каждый из Вас сумеет верно ответить на этот в сущности
    банальный вопрос, вопрос, мешающий нам найти свое место в
    человеческом обществе, вопрос, который с высот, достигнутых нами, мне
    и произнести неловко: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ БОГ?
    
    19. Монолог в комнате
    Только часы надоедливо тенькают,
    Нет ничего, ничего в этой комнате.
    Кто-то все плачет и плачет за стенкою.
    Что же Вы? Как же Вы? Полноте, полноте!
    
    Что же стряслось? Двое нас в этом городе,
    Поодиночке сидим и печалимся,
    Свет не включаем и окна зашторены.
    Что же случилось? Но не отвечаем мы.
    
    Только часы надоедливо тенькают.
    Замерло все, только время в движении.
    Кто-то все плачет и плачет за стенкою...
    Милый мой, боль моя Вам в утешение.
    
    И темнота, только вспышки трамвайные
    И фонарей безразличных свечение.
    Ну, успокойтесь! Ну, не отвечайте мне!
    Что же нам плакать, раз нет нам спасения?!
    
    Только часы надоедливо тенькают.
    Чашка разбита, расколото блюдце...
    Кто-то все плачет и плачет за стенкою.
    Плачут за стенкой?.. За стенкой смеются!
    
    	 Окончание письма к другу
         Ну, вот и все, что мне привиделось, послышалось, показалось. Но почему
    я так уверен, что видел, слышал, знаю? Может быть, Ты ответишь на это?
    Меня могло обмануть зрение, слух, рассудок. Но душа? Разве душа может
    обмануть?
    
    Все тишина да боль да пересуды
    И наших судеб темные изгибы.
    Осталось петь и говорить спасибо
    Разбившейся на счастие посуда.
    
    Напев печален и слова печальны.
    Все остается Богу, а не людям.
    Темны изгибы наших судеб,
    И мы стоим с потухшими свечами.
    
    И темнота в изгибах наших судеб
    Скрывает души, закрывает лица.
    Весь мир лежит в пыли и черепице,
    Разбитый Храм, как битая посуда.
    

  • Комментарии: 1, последний от 07/07/2011.
  • © Copyright Лорес Юрий Львович
  • Обновлено: 15/06/2011. 42k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.