Не бывает одновременно жизненного и творческого счастья. А мы часто думаем, что бывает. Пожив, убеждаемся, что выбор неизбежен. Хотя нам только кажется, что мы что-то выбираем - выбор сделан за нас с самого начала, если в нас присутствует талант.... Чтобы хорошо и много писать надо много и глубоко страдать. Юрий Нагибин в "Дневнике" заметил, что страдание для непишущего человека окончательно. Человек пишущий превращает его в материал и знает, что когда-нибудь он об этом напишет и освободится от него. Конечно писателю (поэту) нужен не только "мучитель", мелкий тиран или объект страсти, а и жена-помощница, вдохновительница, слушательница и прочая, прочая... Однако у талантливого писателя личная жизнь как правило неважно складывается - "талант съедает писателя". Не счесть примеров начиная с Гоголя... У чистых поэтов проблема отношений еще более обостряется. Наиболее ярким и звездным из них судьбой подставляется антипод в качестве партнера. Тогда поэт живет свою часто не очень длинную жизнь со страстью и надрывом, что позволяет писать хорошие стихи.
С позиций биоритмической совместимости антипод представляется как партнер с биоритмами в противофазе, что вызывает сильное необъяснимое притяжение, а затем отторжение. И снова цикл повторяется. Такие "горки" могут вызывать сильное страдание и стремление выразить его в творчестве. Уникальная ситуация, когда партнерами являются два Мастера - два поэта, точнее поэт и поэтесса... В данном случае они обязательно совместимы по творческому каналу и, возможно, еще по одному (высокому), который теоретически позволяет пережить несовпадение остальных биоритмов. Такой пример я привел в книге "Дао биоритмов" - это краткое соединение двух поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева (рис.1.)
Рис.1. Совместимость Анны Ахматовой и Николая Гумилева.
Соединение творческих людей без сердечной любви позволяет жить им преимущественно на творческом канале. Анна Ахматова и Николай Гумилев сошлись не сразу и не насовсем. Для начинающей поэтессы Гумилев был камертоном, по которому она настраивала свой творческий канал. "Она его никогда не любила, но он символизировал для нее мир, куда она хотела войти". Это был брак чужих (по сердцу). "Ахматова утверждала до конца жизни, что ее отношения с Гумилевым были особые, исключительные - "непонятная связь, ничего общего не имеющая с влюбленностью"". "Раздумывая же, понимала: здесь все что угодно, но не любовь" (Людмила Бояджиева. Гумилев и другие мужчины "дикой" девочки). Все это признаки "холодных" каналов отношений - творческого и высшего интеллектуального. Судьба держит и не разводит Гумилева и Анну. У Анны понимание, что Николай - великий поэт, Мастер. То же и у Шиловской Елены Сергеевны в отношении Булгакова. Главным в этих союзах-то что муж - Мастер. Это любовь не к человеку, а непременно к Мастеру. Конечно, подобный союз обречен из-за несовместимости по более критичным каналам (эмоциональный, сердечный, интеллектуальный). Для сохранения союза надо подняться слишком высоко - на высший интеллектуальный канал, но обычные человеческие страсти этому препятствуют. Однако на тонком плане этот союз всегда сохранялся - "непонятная связь....".
Более концентрированная ситуация антиподов - отношения поэта Николая Рубцова и поэтессы Людмилы Дербиной (Рис.2.).
Рис.2. Совместимость Николая Рубцова и Людмилы Дербиной.
По некоторым биоритмам их совместимость близка к полярной, но присутствует та же творческая совместимость и совместимость по высшему эмоциональному каналу - до него тоже следовало бы дорасти. Т.е. всегда есть выход сохранить союз путем дальнейшего саморазвития, но человек предпочитает жить страстями.... С одной стороны для Дербиной Рубцов является Мастером: "Когда я прочитала его стихи, они меня потрясли. Наше сближение произошло, конечно, на почве поэзии", а с другой - "невозможно, что б ты одолел, покорил меня всю безраздельно"*. Это характерно для антиподов при полярной совместимости. Драки и ссоры чередовались с пылкими признаниями в любви. Отношения Рубцова и Дербиной развивались неровно: они то расходились, то сходились вновь. Их как будто притягивала друг к другу какая-то невидимая сила. Вспоминая о прошлом, Людмила Дербина не раз говорит о том, как пыталась уйти от Рубцова. Она даже пыталась пойти к бабушке-гадалке с просьбой отворожить Рубцова. Но та ответила: " Нет, милая, не могу ему закрыть дорогу к тебе". Она говорит, что нет часа в ее жизни, в который она не подумала бы о Рубцове.
В то же время после убийства Рубцова проскакивает и такое: "Обнялись, будто сёстры, опять наши души" - былая совместимость по высшему эмоциональному биоритму реализована в стихах.
Мир и любовь между нами,
Друг мой, уже на века!
Для женщин очень важна совместимость по творческому биоритму - она дает связь за пределами обычных человеческих сердечных и эмоциональных чувств, но полярность все убивает напрочь открывая дорогу страстям.
О, так тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы (сильная связь с творческим каналом! -В.Л.)
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!
И отколола номер, но не очень забавный....
Ведь каждый, кто на свете жил,
любимых убивал.... (О.Уальд).
19 января 1971 года в результате ссоры и ожесточенной борьбы Дербина случайно задушила поэта, о чем сразу сообщила в милицию. Впоследствии отстаивала версию инфакта у Рубцова, произошедшего из-за сильного опьянения и физического напряжения в драке.
Что важно - "Ненависть к Рубцову, копившаяся длительный период времени, вылилась наружу. Меня взбесили его слова о любви. Я думала - то убью, то люблю! Убить Рубцова я не хотела". "Теперь я бы по-другому поступила упала бы перед иконами на колени...." - запоздалая реализация высшего эмоционального канала отношений.
В момент ссоры с Рубцовым у Дербиной был критический день по эмоциональному и сердечному биоритмам, что способствовало ссоре между поэтами, впрочем как и алкогольное опьянение Рубцова, когда противоречия выходят наружу. Женщина, переживающая критический день одновременно по эмоциональному и сердечному биоритмам, выведет из себя любого самого уравновешенного мужчину. Просто потому что обладает большим запасом эмоциональной энергии, поток которой мужчина не в состоянии выдержать. А здесь поэт - слабый, ранимый, уже больной....и пьяный. Инфаркт вполне мог случится из-за критического состояния по физиологическому биоритму - чрезмерное физическое напряжение опасно.
Рис.3. Биоритмы поэтов в январе 1971 года. См.19 января.
В описанных выше двух случаях любовных отношений поэтов и поэтесс общее одно - притяжение к Мастеру на основе совпадения творческих биоритмов и разности в остальном, а затем отторжение в связи с несовпадением более "житейских" биоритмов и расставание. Поскольку случившаяся любовь не сердечная, а творческая, то нет теплоты - получается злая любовь, которую усугубляет несовпадение на других каналах. Что бы не случилось в дальнейшем, творческое единство ощущается всю последующую жизнь. Воспринимаются также каналы развития отношений - в первом случае высший интеллектуальный, во втором - высший эмоциональный.
Мы видим человеческие драмы, обусловленные программами жизни,инструментом реализации которых служат биоритмы. Как правило, эти программы развития души выполняются лишь частично, но так или иначе выполнение продолжается даже в случае смерти партнера. Человеку следует развивать осознание в течение жизни и развивать умение задействовать высшие каналы отношений. Однако полное единство партнеров возможно лишь на уровне Божественного, т.е. там где не властно время и отсутствуют биоритмы.
• Использованы источники:
1. Станислав Куняев. Любовь, исполненная зла.
2. Владимир Хохлев. Интервью с Людмилой Дербиной. https://proza.ru/2009/12/04/873