Луговский Виктор Васильевич
Писатель. Чем Хуже, Тем Лучше

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Луговский Виктор Васильевич (lugovsky@inbox.ru)
  • Размещен: 24/02/2023, изменен: 24/02/2023. 12k. Статистика.
  • Статья: Психология
  • Психология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      ПИСАТЕЛЬ. ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ.
      
       љ В.В.Луговский
      
      Бывает с русскими писателями:
      чем хуже вокруг и тяжче в душе,
      тем быстрее бежит мысль и перо.
      И.Бунин
      
      
      
      
      
       Хороший писатель всегда пишет про себя, о чем бы он ни писал. Долгая жизнь предстоит тем книгам, в которых запечатлена жизнь души. Душа же, как известно растет и проявляется в страданиях. Таким образом, отсутствие "дешевки" в литературе подразумевает тяжелый писательский труд, прежде всего труд души ("душа обязана трудиться"). Мы иногда завидуем известным писателям - матерым прозаикам, их тиражам, широкому признанию, образу жизни, но если внимательно посмотреть на эту жизнь и душевные переживания, то немного нашлось бы желающих пройти их путь. Кто читал дневники, автобиографическую прозу и прочие жизнеописания, например: Льва Толстого, Ивана Бунина, Юрия Нагибина, Виктории Токаревой и многих других гениальных писателей, тот понимает, о чем я. Даже такой внешне благополучный Юрий Нагибин страдал и переживал (как следует из его дневника) по малейшему поводу. Однако мы не выбираем судьбу, если предназначено - будешь страдать и писать. Как сообщает о себе Виктория Токарева - у меня дискета в голове.
       Счастье - это чувство успешности выполнения жизненного плана (Джон Ролз).
      Однако у многих людей жизнь не удается по разным причинам, очень многие что-то ищут в жизни и не находят. Таким людям надо дать ориентиры, как-то оправдать и скрасить их жизнь, а может быть даже куда-то позвать. Нужны писатели, которые напишут так, что читатели себя узнают в героях или найдут что-то созвучное, волнующее, близкое. Что-то про себя поймут, и им станет легче, интереснее и не так одиноко. У Нагибина было шесть жен и еще отношения, а у Виктории Токаревой всего один муж, но также отношения на стороне, поэтому им было о чем писать. Безусловно, есть в жизни великих писателей такие партнеры, которые достойны их величины и потому оказали наибольшее влияние на творчество. Чаще всего заставляли больше и глубже страдать. У Юрия Нагибина в этом смысле в дневнике выделяется Гелла (Бэлла Ахмадулина), а у Виктории Токаревой - Александр (Георгий Данелия) в автобиографической повести "Дерево на крыше". Про биоритмическую совместимость первой пары см. "Три жены, три мужа". Важно отметить, страдания в их отношениях вызывает полярная несовместимость по некоторым биоритмам. Притягивает ярко выраженная полярность по творческому, высшему эмоциональному и сердечному биоритмам. В дальнейшем каждый из партнеров пытается получить все от другого партнера или отказаться от отношений совсем. Компромисс невозможен. Типичная любовь, перерождающаяся в ненависть, соперничество. Без партнера нельзя, вместе тоже нельзя. В своем "Дневнике" Юрий Нагибин напишет: "...через всю мою любовь и ненависть к Гелле...".)
       Георгий Данелия, вероятно, оказал на творчество Виктории Токаревой большое влияние через страдания, связанные с напряженными любовными отношениями в течение 15 лет. Писательница сообщает нам: она перед ним как кролик перед удавом. Все это очевидные признаки полярности биоритмов. Эта пара имеет полярную несовместимость по двум, важнейшим для творческого человека биоритмам-эмоциональному и творческому. Имеет место также низкая совместимость (13%) по сердечному биоритму.
       Полярные биоритмы изматывают, а измотав, отбрасывают. Тогда почему же близкие отношения жили 15 лет и даже теплились более того? За этот феномен отвечают не только полярные биоритмы (противоположности притягивают и сильно), но и интеллектуальная и высшая интеллектуальная совместимости (есть о чем поговорить каждую минуту, написать вместе сценарий ). Как видим, есть совместимые каналы отношений, есть несовместимые-полярные, которые заставляют страдать, сильно чувствовать, а затем выкладывать на бумагу не только факты, но и тонкую материю души. Георгий Данелия не оставил жену в течение тех 15 лет из-за сердечной и творческой совместимости с ней, хотя с Викторией он много разговаривал, а с женой мало. Длительное время существовала ситуация, когда из дома не уйти и с Викторией не сойтись. Жена (Любовь Соколова) не понимала гения, но ее было жалко. От этого Данелия страдал также (полярная несовместимость по высшему интеллектуальному биоритму и низкая интеллектуальная совместимость).
       Любовь прощала Георгия (сердечная и высшая эмоциональная совместимость). В целом имеющая место двойственность личной жизни с учетом биоритмических картин совместимости создавала генератор творческой энергии для создания гениальных фильмов Георгием Данелия. Вероятно аналогичная ситуация существовала и для Виктории Токаревой, написавшей столько книг о любви. У Георгия с женой была дружба и постель (физиологическая, сердечная, творческая и высшая эмоциональная совместимости), но не было общего идеала и говорить было не о чем. В шестидесятые годы было много новых идей и обсуждений, поговорить - это было важно. В то время как с Викторией другая ситуация. "Не надоедало ему говорить, а ей слушать, и они тындели до глубокой ночи... Она садилась в машину, и они разговаривали по три часа, и не надоедало ему говорить, а ей слушать. Потом они расставались. Александр ехал к себе в центр. И за час дороги успевал соскучиться. Он приезжал, уходил к себе в комнату и тут же звонил Лене. Лена брала телефон, скрывалась в своей комнате, и они "трындели" (выражение бабы Поли) до глубокой ночи. Вера слышала через стену шорох его голоса, как дождь о крышу. О чем они разговаривают? С ней он никогда не говорил так долго и так заинтересованно... Александр, как оказалось, явился самым большим потрясением ее жизни, и она писала только об этом: о несчастной любви. Если бы не Александр - не было бы темы. Александр вычерпал Лену, разграбил, заставил страдать". Близкие отношения продолжались длительное время из-за расставаний, что очень надо при полярной несовместимости. Если бы сошлись как муж и жена, то окончательно расстались бы быстрее.
       Лев Толстой и его жена Софья немало измучили друг друга. В основе этой истории (которая сейчас описана во многих книгах) лежит полярная и низкая биоритмическая совместимость.
       Эмоциональная полярная несовместимость вызывала раздражение без причины. "Я раздражителен,мрачен с утра. Я плох...."Разговор за чаем с женой. Опять злоба".
       Низкая сердечная совместимость лишала супругов теплоты в отношениях. "...что его жена, мать его многочисленных детей, которую он когда-то склонен был считать идеальной спутницей своей жизни, на самом деле - совершенно чужой ему человек".
      Лишь в письмах при разлуке отношения становились лучше, да общее писательское дело объединяло, что для любви совершенно мало.
       Страдание писателю могут доставлять не только близкие люди, но и менее близкие (друзья, приятели, знакомые и т.д.). Лев Толстой и Иван Тургенев имели полярные сердечный и творческий биоритмы и сдвиги в четверть волн по некоторым биоритмам. Их влекла друг к другу неведомая сила. Хорошо описано про это Андреем Шляховым в книге "Лев Толстой и жена".
      "Они не могли разойтись навсегда - какая-то неведомая сила манила их друг к другу. Ссоры сменялись возобновлением отношений, совместными обедами, дружескими беседами, далее шли новые ссоры - и так без конца".
      Неведомая сила-это сила полярных биоритмов. Это тема - "ни с тобой, ни без тебя" (есть такое название книги Виктории Токаревой).
       Когда писатель вынужден жить в напряжении с близкой женщиной, то часто находит он выход в описании своих любовных переживаний, идеализируя предмет любви как ему хочется. "Счастливое свойство писателя: возможность освободиться от действительности, от любви, от горя, от увлечения, - передать все бумаге" (Рощин М.М., Иван Бунин). Здесь создается тот же самый генератор творчества, работающий на страстях. Чем хуже писателю как человеку, тем лучше для него как литератора. Ивану Бунину выпало пережить революцию, эмиграцию, нищету, неоднократно несчастную любовь и прочие сложности с ней связанные. В этом смысле треугольник Иван Бунин-Вера Муромцева (жена)- Галина Кузнецова(любовница) является хорошим примером. С женой у писателя три полярных биоритма (интеллектуальный, сердечный, высший эмоциональный!) - сердечной любви нет, но держат они эту пару намертво. С любовницей, Галиной Кузнецовой, два полярных биоритма (физиологический и интеллектуальный), низкая сердечная совместимость, но есть высокая совместимость по эмоциональному и творческому биоритмам (важно для писателя!). Зато хорошая совместимость между женой и любовницей, потому они так долго совместно прожили в согласии, опекая гения. К Вере Галина иногда чувствовала нежность (сердечная совместимость). Ну, а какие отношения могут быть с гением у каждой из женщин? Конечно - сложные, напряженные-на то он и гений. Как известно, тяжело любить гения, и женщины терпели все. Но страдал и Бунин, а генератор между тем работал. Галина покидает писателя в 1942 году с оперной певицей Марго Степун, а Натали ("Натали", 1942 г.) умирает. Авторская позиция подчеркивает трагическую природу любви, являющуюся нечто непознанным и трагическим, но самым прекрасным в человеческой жизни
       Характер отношений Антона Павловича Чехова с главными женщинами его жизни также хорошо объясняется полярностью биоритмов. Чехов хотел женщину (особенно если жену) подобную луне, которая являлась бы на его небе не каждый день. См. "Гостевой брак, или когда жена как луна". Откуда такое желание? С Ликой Мизиновой -полярная несовместимость по эмоциональному и творческому биоритму, с Ольгой Книппер - по творческому. С обеими имелась высокая сердечная совместимость. Выдержать долго напряжение больному человеку не удается-Чехов уезжал (убегал), но затем возвращался.
       Есть любовь сердечная, более нам знакомая по жизни, а есть любовь с более высокой перспективы - любовь духовная (высшая интеллектуальная совместимость). Такую любовь можно выразить кратко-"это мой человек". Может быть неудобный, может быть непонятный, но мой. Для такой любви не обязательно понимание (см. "Шепитько и Климов. Любовь Юпитера"). Теперь представьте, что сердечная совместимость около 100%, а высшая интеллектуальная около 0% (т.е. полярна). Человеческая любовь объединяет, а полярность дает сильнейшее напряжение в духовной жизни. Ситуацию вполне можно оценить как двойственную, очень тяжелую, иногда безвыходную. Именно так можно оценить отношения гениального режиссера Андрея Тарковского и его второй жены Ларисы Кизиловой. Вот что пишут биографы: "из разных стай", "культурно-генетическая разнородность", "противостояла духовно", "свел рок" (Н.Болдырев. Жертвоприношение Андрея Тарковского). Практичность и сердечная забота Ларисы была нужна гению-он ведь витает в облаках, а страдание из-за несовместимости в духовной сфере способствует духовному поиску. Гений ищет совместимость у партнера, а находит Бога, который за пределами всякой биоритмической совместимости. И все же с кем-то хотя бы вне семьи должно быть "духовное сродство", "одна группа крови". Для Тарковского таким человеком был французский режиссер Робер Брессон (высшая интеллектуальная совместимость-92 %).
       Таким образом, полярные связи (особенно), сдвиг биоритмов в четверть волны (рассмотренный в "Дао биоритмов") и низкая совместимость вызывают страдания партнеров (душевные муки), которые у писателей (художников в широком смысле) переплавляются в творчество. Созданные произведения служат кому прививкой, кому лекарством, кому ориентирами на жизненном пути. Полярная несовместимость коварна, неотвратима, сильна и действенна в плане открытия души. В какой-то степени писателю легче пережить страдания, чем иному человеку в связи с возможностью "излить душу" на бумагу. Часто люди с подобной целью ведут дневник. Безусловно, что худшим вариантом может быть вынашивание проблем в себе с редкими "взрывами" обвинений в адрес партнера, судьбы или себя. Хорошая мысль Сомерсэта Моэма - "писать для себя будущего", т.е. переплавившего страдания и очистившего свою душу.
       Изложенная выше модель, конечно, является неполной и однобокой. Эта модель не учитывает астрологическую совместимость, социальные нормы и отношения. Но в силу относительной простоты позволяет сделать шаг к осознанию, оценить перспективы отношений, понять их историю, предназначение, механизм развития личности.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Луговский Виктор Васильевич (lugovsky@inbox.ru)
  • Обновлено: 24/02/2023. 12k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.