"Дело в том, что, служа в скромной должности читальщика в "Пароходстве", я эту свою должность ненавидел и по ночам, иногда до утренней зари, писал у себя в мансарде роман"(М.Булгаков "Театральный роман").Сотрудник газеты "Вестник пароходства" Сергей Леонтьевич Максудов, увидев во сне родной город, снег, гражданскую войну, начинает писать роман. Итак, с одной стороны неинтересная, "обычная" жизнь рядового человека, а с другой - этот же человек становится писателем, создателем нового мира, в котором он пребывает всё время работы над романом. А это уже совершенно "необычная" жизнь, в ней можно выразить своё кредо, найти решение наболевшей проблемы и, в конечном счёте, освободиться от неё навсегда. Днём он обычный человек, ночью - писатель. Какой-то "огонёк" стал появляться для него вдали, значит, жизнь наполнилась смыслом и содержанием. Скажем, человек в прошлом хотел стать учёным, но не стал - не пожертвовал чем-то важным на тот момент, отказался от мечты в угоду гордыне или обстоятельствам. Последствия - травма на всю оставшуюся жизнь..... Оказывается, можно всё вернуть - любовь, науку, исправить прошлое, договорить, разрулить и почувствовать, наконец, себя счастливым, наполненным, состоявшимся человеком. Мастером.... При наличии некоторого таланта и удачном стечении обстоятельств роман напечатают. Жизнь удалась! И вот уже из никчемного служащего или жалкого пенсионера, человек превратился в писателя - уважаемого (хотя бы самим собой) создателя художественного, художественно-документального (или иного жанра) произведения. Каждый писатель, испытавший момент встречи со своей только что вышедшей первой книгой, чувствует, как сильно изменился его внутренний мир. Возможно, внешний мир начнёт также меняться в лучшую сторону....
Сейчас писателю стало проще получить читателя, чем во времена Довлатова. Выложил текст на литературном сайте, и .... уже 20 тыс. читателей. Совсем неплохо по современным тиражам. Гонорар только не платят - так и не в нём дело. Зарабатывать деньги можно в "пароходстве", а писать - писать....
Посмотрим теперь несколько подробнее, зачем это следует делать. Но прежде заметим, что "пароходство" присутствует в жизни очень многих людей - проблема, в наличии которой человек может не сознаваться даже себе. Он вытесняет проблему в подсознание, откуда та его неотвратимо достаёт плохим настроением, депрессией и даже болезнями. У Даниила Гранина есть повесть "Однофамилец". Молодой талантливый математик Павел Кузьмин придумал решение сложной задачи. Однако он отказался от научной карьеры и уехал в Сибирь на производственное предприятие - его "сломали" обстоятельства чужой игры. Спустя десятилетия бывший математик случайно оказывается на научной математической конференции, где узнаёт о признании его научной работы и получает предложение вернуться в науку. Кузьмин занимает должность главного инженера монтажного управления, то есть его производственная карьера состоялась. Возникала возможность занять более высокую должность, но видимо "группа крови" была не та - не сложилось. Ситуация на конференции приводит к воспоминаниям событий прошлого, переоценке людей, повлиявших на его судьбу. Герой попадает в ситуацию выбора и замирает на перекрёстке. Непрожитая жизнь притягивает его..... Тем не менее, Кузьмин отказывается от перспективы возвращения в науку и оставляет всё как есть. Гранин показал, что Павел Кузьмин без сожаления возвращается к привычной жизни, но, на мой взгляд, это плохо согласуется с природой творческого человека. Идея никогда не умирает - она ждёт своё и скрытно влияет на текущую жизнь. Интриги существуют не только в научной среде, а вообще в любой среде, где работают и конкурируют друг с другом люди. На производстве также сложно внедрить новое изобретение, как в науке выйти за пределы привычной парадигмы - Кузьмину не удается внедрить новые переключатели. В личной жизни он также пошёл на компромисс - жену не любит и сравнивает с прежней любовью. В очередной раз герой проявляет малодушие и предаёт талант. Потому что отступив и предав себя раз, привычно поступаешь так всегда, впрочем, оправдываясь моральными принципами или чем угодно. Занятие выращиванием "капусты" хорошо, когда уже побыл "императором", а не вместо этого. Гранин оправдывает поступок героя примером Диоклетиана, отказавшегося от власти в пользу капусты. Почему опасна для героя данная ситуация и как можно было бы её разрешить?
Наш мир - это двойственный мир, поэтому приходиться преодолевать двойственность путем дорогой жертвы, если на 100% уверен в призвании или же (что более успешно) путём выбора срединного пути, полнее реализуя главные идеи жизни. Например, как выясняется на конференции, один из инженеров монтажного управления Кузьмина параллельно занимается математическими исследованиями. Совмещает производственную деятельность с научной. Вот подсказка! Именно так и должен был поступить Кузьмин - остаться на прежней работе и уделить время реализации одобренной на конференции научной идее. Тем более, что не требуется экспериментальная база. Так он сделал бы свою жизнь более цельной и содержательной, что, безусловно, благотворно повлияло бы на здоровье и личную жизнь. Конечно, найдутся скептики, утверждающие, что наука несовместима с производством. Мол, если ты главный специалист, руководитель крупного коллектива, то даже не помышляй ни о чём другом кроме своей работы - завалишь дело. В своё время мне было сказано именно так, как со стороны зубров производства, так и со стороны научных авторитетов. Я не послушался.... Жизнь заставляла работать на производстве, где деньги, квартира и прочие блага для молодой семьи. Но я очень хотел стать ученым .... На своём месте. Далее последовала цепь "случайностей", которая позволила мне параллельно заниматься научными исследованиями, нашедшими применение на производстве, защитить диссертацию, писать научные статьи. Однако грянула перестройка, уничтожившая, в конечном счёте, не только предприятие, где я работал, но вообще возможность что-либо делать по моему научному направлению. Остались идеи, не реализованные идеи.... Которые меня временами беспокоили и создавали, казалось, небольшую неудовлетворённость в жизни. Маленькую такую неудовлетворённость.... Однако, со временем появились признаки болезни, анализ которой показывал причину - проблемы самореализации. Я думаю, что герой Гранина в реальности (а не как написал писатель) испытывал бы аналогичные проблемы. И я нашёл выход - написал прозу, где герой шаг за шагом решает мои проблемы. Интересно было всё это пережить и видеть, как он действует. После нескольких повестей и романа я почувствовал облегчение, улучшение здоровья, самодостаточность и уверенность в себе. Рассмотрим, почему это произошло....
Самое выгодное вложение времени - в изучение психологии. Человек полон всякими проблемами, которые слишком затрудняют жизнь. Иначе, мы сами затрудняем себе жизнь - теряем устойчивость во внешнем мире по причине внутренней неустойчивости. Для внутренней устойчивости нужна личная идея, модель направления своего пути. Нужно увидеть "огонёк" вдали, тогда мы более защищены от "яда страданий" своего времени. Как в стратегическом плане найти направление движения - в моей книге "Намерения и Ритмы", однако в тактическом плане идеей может быть роман.... Или вообще книга (в том числе научная), которую следует написать. Человек, имеющий цель, уже счастлив, более устойчив, позитивен, независим от внешнего социального давления. Но не только это.....Так почему именно писать?
Можно глубоко осознать прошлое, избавиться от душевной боли, написав повесть о травматическом опыте и реализовав прошлые идеи. В нашем прошлом и настоящем слишком много стресса, связанного с нереализованностью в значимых областях нашей жизни. В первую очередь, эта нереализованность в любви и в творчестве. Преданные цели, расставания, ссоры, разводы приводят к неудовлетворённости жизнью, наносят серьёзный удар по нашему здоровью. В значительной степени этим проблемам посвящены мои работы "Не уходи" и "Психосоматика высокого давления". Существует терапевтическая практика ("Экспрессивное письмо"), когда пациента просят описать свои мысли и чувства о травматических событиях. Раскрывая эмоции, можно адаптироваться к событиям и понять их суть. Как показывают исследования, такая практика может улучшить физическое здоровье (иммунитет, давление, сердечный ритм), но в серьёзных случаях (развод, смерть, потеря работы) может и усугубить ситуацию за счёт слишком длительных размышлений о произошедшем.
Исследование*, выполненное в Аризонском университете добавило ключевой элемент терапевтической практики - повествование. Ведущий автор исследования Кайл Бурас считает: "Умение создавать историю структурированным способом - не просто заново переживать свои эмоции, а переосмысливать их, - помогает лучше психологически адаптироваться к этим чувствам". В результате человек не зацикливается на переживании эмоций, а двигается дальше по жизни, интегрируя полученный опыт.
Итак, если можете писать - пишите. Вы тем самым улучшите здоровье, обретёте цель, создадите свой новый мир - сначала на страницах своего романа, а затем изменения придут в реальную жизнь. Давно замечено влияние литературного творчества на текущую реальность, в частности, на судьбу автора. Возможно, это происходит вследствие интерференции альтернативных реальностей. Ведь исследователи альтернативных реальностей утверждают, что в квантовой истории не существует просто художественная литература: художественное произведение описывает одну из альтернативных реальностей.