Однажды, как всегда "случайно" прочитал в заголовке статьи: "Мои бывшие мужья - это отбросы и обмылки". Речь шла об интервью Людмилы Гурченко какой-то газете. Сильно и некрасиво сказано, - подумал я. Поинтересовался количеством таких нехороших мужей артистки - их оказалось 5, нет, кажется 6, а вообще 9, не считая, конечно, всех остальных......Этой яркой, влюбчивой, но недоброй, жесткой женщине приписывали десятки романов на протяжении её бурной жизни, полной побед, поражений и страданий. В многочисленных публикациях о личной жизни Гурченко назывались разные цифры, однако феномен меня заинтересовал. И не только количеством её браков (часть из них не была официально зарегистрирована), но в равной степени удивило желание мужчин иметь серьёзные отношения с женщиной с таким богатым любовным опытом, который в большей части она нажила на глазах широкой "общественности". Я признавал исключительный талант артистки, её профессионализм, но такой тип женщин мне никогда не нравился, как, впрочем, и все героини фильмов, которых она сыграла. Что-то меня очень раздражало в ней, а как часто бывает, если очень не нравится, то причина во мне самом. Тогда рано или поздно следует разобраться более детально. Зачем так много выходить замуж? Зачем обзывать мужчин, с которыми она прожила часть своей жизни - ведь были же романтические, светлые страницы в этих историях? Не могут же 5-10 мужчин все как один быть отбросами и обмылками, а она сама, как говорят, белой и пушистой? Похоже, в этой истории полезно будет разобраться, так как любая феноменальная история с талантливым, обладающей славой человеком, несёт какие-то закономерности, тенденции в социуме в области отношений мужчин и женщин. Т.е. гениальный человек вполне может оказаться пророком.....
Я хотел "разобраться" с Гурченко, но не мог приступить к статье - слишком огромный фактический материал, слишком много отношений - трудно всё это описать. Однако идея подобна семени в земле - в положенное время даст росток. Как сказал Сомерсет Моэм, перо рождает мысль. Не будучи вполне готовым, однажды я начал писать о великой артистке и, как всегда, история начала развиваться именно в том ключе, который был нужен мне....
Люся Гурченко родилась в 1935 году, пережила вместе с мамой немецкую оккупацию в Харькове, пела оккупантам песни на немецком языке "за кусок хлеба". Отец прошёл фронт до Берлина. Марк Гаврилович был простым человеком, но главным для Люси в семье. Мама Елена Александровна имела дворянские корни. Родители очень любили друг друга, несмотря на совершенно разное воспитание, и любили свою дочь, особенно папа. Возможно Люся мечтала всю свою жизнь о подобных отношениях, но не находила их никогда.... Марк Гаврилович постоянно твердил Люсе: "Ты самая красивая! Ты будешь известной актрисой!" Дальнейшая её жизнь показала насколько глубоко засела в ней папина программа. А папа к тому же был баянистом - баян всегда при нём, даже на фронте. Маленькая Люся сама искала зрителя - пела в госпиталях, раненые её хвалили и ждали. Осиная талия девушки, скорее всего, была результатом голодного детства, а не пресловутых диет, на которых помешено большинство наших признанных красавиц. И мне это очень хорошо понятно, так как сам испытал голодное послевоенное детство, когда постоянно чувствовал сильный голод в период формирования растущего организма. И фраза Гурченко: "Я, сколько себя помню, все время хотела жрать!" мне очень-очень понятна. Работал только мой папа, получал немного, сестру надо было учить в Москве - денег не хватало. Отъелся только в Брежневские времена. Зато потом, будучи уже взрослым мужчиной, часто получал сомнительный комплимент насчёт моей стройности. Но для девушки это может оказаться большим плюсом, тем более, артистки...
Первая школьная любовь была неудачной - не было взаимности. По этому поводу последовало заявление: "Вот стану актрисой - у меня таких, как он, тысяча будет!". Обожала кино и театр, запоминала песни и тексты героев, которые стремилась исполнить. Сама шила себе наряды.
Далее ВГИК, роль в "Карнавальная ночь", обвинения в получении левых гонораров и.... забвение надолго. Якобы из-за её отказа работать на КГБ. Даже в родном Харькове быстро забыли. В родной город Люся поклялась никогда не приезжать, ведь её предали. Как же так? Ответом было: "Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед!" Она была гордой, ранимой и хрупкой. Как большинство талантливых людей.
Через много лет Людмилу Гурченко всё же уговорили приехать в Харьков с выступлением. Встречали её долгими аплодисментами, весь зал поднялся. Люся стояла и плакала. Ещё девчонкой она мечтала, как, став известной артисткой, нарядная, на высоких шпильках пойдёт по городу- все будут на нее смотреть. Так и произошло. И в этом я её очень понимаю. Когда мечтал в школьные годы о научной карьере, мне представлялось, как, уже имея учёную степень, я пройдусь по родному городу, встречая знакомых. На вопрос "ну, как оно, ты где" отвечу очень спокойно - в Питере, вот защитился недавно. Так всё и случилось.... Как сказал Горький, в человеке есть сила создать то, чего нет в его жизни. Добавим, что мечта всегда сопровождает настоящего человека....
Отец Марк Гаврилович функционально был всегда главным мужчиной в жизни Людмилы. Он верил в неё, открыто восхищался талантом, поддерживал её во всем, в том числе в актёрской карьере. Они с Люськой и трофейным баяном устраивали концерты в сельских клубах. Люся проводила время с отцом с большим удовольствием. Отец рассказывал ей сказки про молодого высокого чернявого орла, которого выбрала барышня. А тот ей ответил: "Спасибо тебе, барышня. Буду служить тебе верую и правдую!" Люся представляла себя принцессой и грезила высоким чернявым. Так папа нарисовал ей в детстве портрет идеального героя-мужчины. Папа, конечно, не представлял, сколько проблем испытает дочь в поисках "высокага, чернявага", и потом - после встречи своего героя...
Я не нашёл в сети по какому стилю летоисчисления дана дата рождения отца, но на его могильном памятнике высечено - 23 апреля 1898 года. Если взять эту дату для расчёта, получаются высокие эмоциональная, сердечная и творческая (около 100%) совместимости с дочкой. Поверьте - это счастье, обычно мы не совместимы с детьми на значимых для отношений каналах. Отсюда становятся понятны их совместные выступления и полная поддержка дочки в её творческом пути. Люся будет искать похожих по совместимости мужчин. Мерила всех по папе, пыталась исправить их под свой идеал. А мужчины этого не любят и рано или поздно задумают побег, как бы не сладка была любовь с Люсей. Она остро воспринимала такое поведение мужчины как предательство "папы", который должен принимать Люсю такой как есть, должен помогать ей идти к своей цели, а про свои интересы забыть. Т.е. быть вторым номером, бросить свою жизнь к её ногам, служить только ей. Много мужчин на это согласятся? Впрочем, как выяснится в дальнейшем, и такие тоже найдутся.
В 1953 году Людмила Гурченко вышла замуж за режиссёра Василия Ордынского, который был старше её на 12 лет. Считается, что для Люси это был брак по расчёту - закрепиться в Москве, получить роли в кино. В то время как Ордынский потерял голову от юной красавицы. Василий забрал девушку из общежития в свою квартиру и попытался дать ей роль в новом фильме "Человек родился", но не смог отстоять Люсю перед худсоветом, что вскоре привело к разочарованию претендентки и разводу. Причиной ухода от режиссёра Гурченко называла его измену, а по другим сведениям инициативу проявил сам Ордынский. Я думаю, что последнее более вероятно, если взглянуть на картину совместимости супругов (рис.1.)
Рис.1. Совместимость Людмилы Гурченко и Василия Ордынского.
Любовь между ними была, учитывая совместимость по сердечному каналу и высокую совместимость по творческому каналу (как с папой). Творческий союз "актриса+режиссёр" имел шанс на реализацию. Но также имела место почти полярная несовместимость по эмоциональному каналу и полярная по интеллектуальному каналу. Такие условия в молодые годы выдержать невозможно с обеих сторон. Однако ментальный удар наносит мужчина, так как интеллектуальный канал больше мужской, впрочем, делает это в ответ на эмоции женщины, которые выдержать при полярности невозможно. Их Люся проявляла по полной, учитывая отказ ей в роли. И вот она страсть, так необходимая, чтобы состояться актрисе и режиссёру - на низких каналах отношений нет единства, а на высоких есть - это рождает страдания. Сомерсет Моэм считал, что актёр состоит из персонажей, которых он может сыграть, как писатель состоит из персонажей, которым он может дать жизнь. Чтобы хорошо играть, писать, снимать кино нужно страдать, нужна жизнь души. Вот он "папа", зрелый мужчина, на которого можно опереться как в бытовой, так и в творческой жизни, однако "любовная лодка разбилась" о простые женские эмоции и мужскую логику. На всё это накладываются различия в мужских и женских биологических инстинктах, что при таком раскладе совместимости не позволяет сохранить брак.
Полярность, в конечном счёте, разводит людей после периода некоторых колебаний. Ордынский, несмотря на развод, продолжал любить Гурченко и неявно ей помогать. Сердечной связи на расстоянии не мешают эмоции и интеллект, а дистанцию бывшие супруги держали. Можно точно сказать, что он не был обмылком - его профессиональная и личная жизнь состоялась. Гурченко, заботясь о своей биографии после развода, сумела скрыть от многих факт брака, продолжавшегося около года.
В 1958 году Людмила вышла замуж за студента сценарного факультета красавца Бориса Андроникашвили. Любовь к Борису у Люси была до беспамятства - рискуя карьерой, родила дочь Машу. Картина совместимости на рис.2.
Рис.2. Совместимость Людмилы Гурченко с Борисом Андроникашвили.
Удивительно, что принципиально картина совместимости с новым мужем не поменялась. Муж другой, а биоритмически почти тот же. Как мне удалось заметить, такое часто случается.
Сердечная -100%, отсюда сильная любовная связь. Подруга Людмилы сказала, что Люся любила только Бориса. Однако те же полярности по эмоциональному и интеллектуальному каналам. И, конечно, те же проблемы, которые обозначились сразу, а затем также разрушили брак. В интеллектуальной жизни муж поставил барьеры, не пускал жену в его таинственное сценарное творчество, считая, что всё равно не поймёт. Относился к жене с иронией, мол, артисточка, а вот он..... Сценарии - это совсем другое дело, подвластное только избранным. Ревновал к её славе после успеха в "Карнавальная ночь". Гурченко признавала, что отставала от Бориса по образованию и воспитанию, который был сыном писателя Пильняка и получил хорошее образование. Измены не заставили себя ждать. В результате развод уже в 1960 году. После этой истории доверие Гурченко к мужчинам резко упало.
Еще раз подчеркнём, что, несмотря на сердечную и творческую совместимость, полярная несовместимость убивает отношения, как с первым мужем так и со вторым. Резонансные соотношения эмоциональных и интеллектуальных биоритмов провоцируют скандал на ровном месте - витальные и ментальные удары. Если имеется сердечная полярность (как с А.Фадеевым,см.ниже), то возникает любовь-ненависть, обязательно разрывающая отношения.
С 1958 года не было ролей, Гурченко играла в массовке. О причинах такого положения и сопутствующих переживаниях достаточно написано в многочисленных публикациях о Людмиле Гурченко.
В 1962 году она вышла замуж за Александра Фадеева, приёмного сына писателя Фадеева. Низкая совместимость, резонансные сдвиги, полярность по сердечному каналу. Сразу появились ревность и ненависть - бежала от мужа без оглядки. Этот брак Гурченко считала большой ошибкой. Далее отношения с такими же несовместимыми мужчинами по принципу "один утопил, другой спасает, затем тоже топит"(не берусь всех перечислить). Например, художник Борис Диодоров, с которым Гурченко прожила год (общая совместимость 27% и резонансы), вспоминал: "Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу... Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог".
И, наконец, брак с Иосифом Кобзоном в 1967 году. Известному певцу нравилось обладание гламурной красавицей, а Гурченко получила мужчину, который выведет её на желаемую орбиту. В 1970 году последовал очередной развод, о причинах бывшие супруги поначалу не высказывались. Амбиции обоих, борьба за лидерство, ревность Кобзона и желание сделать Люсю домохозяйкой - всё это обозначено в публикациях. Позже Кобзон рассказал: "Характер у нее был мужской. Ты ей слово, она тебе - десять. Сказала - обязательно сделает". Гурченко: "Ничего хорошего в этом браке не было... Дура, мне казалось, что я его "перестрою". Какая наивность. Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля... Это была одна из самых жутких ошибок в моей жизни".
Когда Кобзон изменил, Гурченко подала на развод. Оба супруга спустя годы называли этот брак колоссальной ошибкой. Посмотрим совместимость супругов (рис.3.).
Рис.3. Совместимость Людмилы Гурченко и Иосифа Кобзона.
Совместимость по физическому, физиологическому и эмоциональному биоритмам способствует сексуальным отношениям - так и было. Иосиф считал Людмилу очень хорошей любовницей. Далее всё плохо... Резонанс по интеллектуальному биоритму, низкая сердечная совместимость, полярная несовместимость по творческому каналу(!) - отсюда разные стиль, вкусы и, наконец, характеры. Есть выражение: человек - это стиль. Стиль связан с творческим каналом, совместимость по которому равна нулю. Два медведя в одной берлоге.... Полярность по творческому каналу всегда работает на разрыв отношений. Каждый гнёт своё, никто не идёт на уступки.
В тридцать пять лет Гурченко в очередной раз оказалась в кризисе. Заметных ролей не было, любимый отец умер, очередной развод. Людмила пыталась покончить с собой.
Теперь вспомним мифическое существо - артистический Эгрегор, который может отнять у человека всё, ввести его в кризис и даже уничтожить, а может поднять, дать энергию, роли и даже подходящего партнёра для последующего творчества. За что? Предположим, что за верность избранной профессии, за борьбу, за жертвы на её алтарь, т.е. за веские доказательства лояльности.
Пользуясь моделью биоритмической совместимости, мы можем спрогнозировать отношения с партнёром с некоторой степенью точности, а вот получить подходящего партнёра не можем. Мужчины (женщины), работа и деньги приходят "сами". Т.е. нам их дают свыше в соответствии с программой жизни и верности поставленным целям. Отец Люси как-то сказал ей: "Хорошего человека судьба пожмёт, пожмёт да и отпустит, а если тебе плюют в спину, значит, ты идёшь впереди!". И ещё сказал отец: "Что тебе эти мужики, ты среди них королева!" Гурченко влюблялась, но всегда шла к своей цели, а мужчина должен ей помочь и быть вторым номером. Мужчина должен быть верен ей на 1000% во всём! И жить должен ради неё, ради её творческих интересов. Она же главная и в кино и в жизни - королева, окруженная мужчинами. В поздних интервью Иосиф Кобзон сказал о Гурченко: "Недобрый человек, но выдающаяся актриса". Лариса Лужина: "Она не была женой никогда ничьей. Просто брала то, что хотела, а потом он становился ей не нужен. Бывают энергетические вампиры. По-моему, Люся как раз такая: она питалась людьми, с которыми общалась, забирала всю энергию, впитывала, и от этого расцветала". Функциональным мужем был её папа, а мужчин...., всех её мужчин она пыталась исправить и привести к идеалу. Гурченко была всегда права, кто не согласен покидали её жизнь. Они-обмылки и отбросы. Влюбчивая женщина, но любить надо только по её правилам.
И вот случилось чудо - подходящий мужчина появился в 1973 году. С пианистом Константином Купервейсом отношения продлились 18 лет, до 1991 года. Он был моложе Гурченко на 14 лет. Она была счастлива - всё сложилось, как ей хотелось. Пианист пожертвовал своей музыкальной карьерой и стал ее аккомпаниатором, администратором и секретарем. Организовывал быт и гастроли, исполнял все капризы и прихоти звезды. Отныне его должность называлась "муж Гурченко". Сама звезда умела манипулировала своим гражданским мужем - с одной стороны давала ему "шмотки", машины и вообще уровень жизни. С другой, ограничивала его собственные материальные возможности и известность. Заставила Купервейса продать записывающую аппаратуру. Убирала его имя из титров фильмов, считая себя композитором (хотя Купервейс делал оранжировки), но всё это проявилось не сразу. В начале отношений у Гурченко было понимание, что в творчестве они на одной волне. Картина совместимости на рис.4.
Рис.4. Совместимость Людмилы Гурченко и Константина Купервейса.
Мы наблюдаем снова совместимость по трём низшим биоритмам, которые способствуют сексуальным отношениям (как с Кобзоном). Это очень важно для творческого человека. Так как для него главным является творчество, но инстинкты напрягают, с ними усилием воли не справишься. Когда с сексом впорядке - крылья за спиной. И самое главное - совместимость по творческому каналу - 100% (как с папой). И в музыке и в стиле - на одной волне. Можно создавать совместный плод творчества. "Вы великолепный пианист, и ваша интерпретация мелодии мне очень нравится" - это слова Гурченко Купервейсу.
В то же время по интеллектуальному, сердечному, высшему эмоциональному каналу резонансные соотношения - ментальные и витальные удары, обиды. Низкая высшая интеллектуальная совместимость, что указывает на разные стратегии и идеалы. Купервейс на долгие годы сдался Гурченко, согласился на вторые роли и терпел постоянное подавление со стороны звезды, однако спустя 18 лет всё же от неё сбежал к другой женщине. Когда прочитал интервью про бывших мужчин, которые обмылки и отбросы, то обиделся и кое-что рассказал о совместной жизни со звездой. Выяснилось, что Гурченко была пророком поведения многих современных женщин, сделавших карьеру или же хотя бы живущих устойчивой самостоятельной жизнь. В частности, что бы не делал мужчина, вряд ли его похвалят и будут благодарны. Всегда найдут к чему придраться. Женщине не нужно, чтобы мужчина был счастлив, мотивирован, здоров и успешен. Ей нужно, чтобы мужчина принимал её как есть, со всеми заскоками и капризами, всегда чувствовал себя виноватым, выглядывая из-под плинтуса на богиню, сошедшую с небес. Сначала Гурченко считала, что Купервейс дан богом, когда умер папа (так и есть, см.выше). Новый муж должен был забыть о карьере, и собственных амбициях во всех делах. Но прошли годы .... Молодой человек превратился в мужчину, готового дать отпор и осознающего, что полная зависимость от звезды, несмотря на материальные блага и яркие впечатления, сделала его несчастным. Тогда Гурченко стала уничтожать его как личность: "Средненький ты музыкант, дорогой, ой средќненький!" Только служение ей одной или вон.....Отец Купервейса придупреждал сына: "Она сначала превратит тебя в кролика, а потом съест". Людмила беспричинно ревновала Константина. И не только к женщинам - к друзьям и родителям, с которыми пыталась его поссорить. Приуменьшала и присваивала себе его профессиональные успехи. Если его хвалили (особенно женщина), разражался грандиозный скандал. Но лучше поздно, чем никогда.... Он завёл отношения на стороне, родился его ребёнок.
Гурченко развелась с Купервейсом. Многочисленные интервью Купервейса можно найти в сети, а вот и высказывание его бывшей гражданской жены:
"Никто не смеет так поступать со мной. Как можно продавать стулья и кастрюли после того, что было? После меня?! ...Он признавался мне в любви, а за моей спиной готовил свою будущую жизнь. Обмылок!! Сейчас ему не хватает, чтобы вслед шептались: "Смотри, Купервейс пошел - муж Гурченко". Надо быть благодарным, что тебя вынули из дерьма, сделали из тебя человека, а ты взял и плюнул..."
Купервейс в ответ: " Да-а, сильно. "Обмылком" меня Людмила Марковна еще не называла, да и извлеченным из "дерьма" - тоже. Девятнадцать лет прошло, а она все придумывает новые и новые эпитеты. Откуда такие "долгоиграющие" злоба и ярость? Может, она меня все еще любит? Или не может смириться, что, уйдя от нее, я не стал бомжом, не спился и не почил под забором?"
"Постоянно в интервью Людмила Марковна поносит не только меня, но и всех своих мужей. Утверждает, что все мы хотели прилепиться к ее славе. Что всех она вытащила из дерьма. А если посмотреть правде в глаза? Иосиф Кобзон был уже известным певцом, отец Маши Борис Андроникашвили (сын известного писателя Бориса Пильняка) был талантливым сценаристом. Да и ваш покорный слуга в двадцать три года уже был не последним человеком в музыкальном мире. Так из какого же дерьма, Людмила Марковна, вы всех нас вытащили?
Расставшись с Гурченко, никто из нас, ваших бывших спутников, не пропал. Иосиф Кобзон стал главной звездой отечественной эстрады, женился на красавице Нелли, у них прекрасная семья: дети, внуки. Я, как видите, тоже в полном порядке. Счастлив, благополучен и очень благодарен своей нынешней жене".
"Для меня этот случай - яркое доказательство того, что и нынешний муж (Сенин-В.Л.) для Людмилы Марковны не больше чем кролик. Кролик, которым можно легко пожертвовать, а если останется жив - устроить серьезную выволочку за то, что доставил примадонне пять неприятных минут".
Так закончился очередные отношения Гурченко с очередным мужчиной - со стороны мужчины сильная обида, с её стороны сильная злость.
Людмила Гурченко в 1993 году на съемках фильма "Сексказка" встретила кинопродюсера Сергея Сенина, через шесть лет вышла за него замуж. Супруг был моложе звезды на 26 лет. Ради актрисы он оставил свою семью. Брак оказался удачным! Якобы Сергей очень напоминал отца Людмилы и по характеру, и по внешности. По свидетельству Сенина Людмила Марковна вспоминала папу каждый день и мужа звала ....папой.
Именно Сенин принял Гурченко такой, какой она была. Первый мирился после ссор. Они прожили вместе до самой смерти Гурченко в 2011 году.
Совместимость с Сениным была низкая, скандальный резонанс по эмоциональному биоритму. Высокая совместимость была по высшему эмоциональному и высшему интеллектуальному каналом. Эти каналы более проявляются с возрастом и держат партёров вместе, несмотря на несовместимость по низким каналам. Очередной подарок Эгрегора, когда жизнь Гурченко уже вступала в мемориальную фазу?
В публикациях высказывалось мнение, что мужчины актрисы, как и родственники - лишь декорации для её творчества. История отношений с родными - это печальная история, о которой можно прочитать в сети. Как мамой, так и бабушкой Людмила Марковна оказалась не очень заинтересованной. Печально также, что с дочкой у них была полярная сердечная несовместимость(!), как говорится, врагу не пожелаешь такого. Именно она растащила по сторонам мать и дочь. Однажды они поссорились и уже не помирились никогда. Дочь Мария пережила маму на шесть лет и скончалась от сердечного приступа в 2017 году. Внучка Елена стала психологом (и не зря наверно). Константин Купервейс жив и счастлив в браке. Сергей Сенин создал в квартире, где он проживал с Людмилой, дом-музей Гурченко.
В 2015 году вышел сериал "Людмила Гурченко" с Юлией Пересильд - хороший сериал, смотрится как улучшенная версия жизни звезды, и в то же время слабая копия с её личности и обстоятельств жизни. Реальность звезды такого масштаба, сочетающей в себе творчество, любовь и злость может показать только настоящий мастер кино. Который ещё не родился? И опять всё не так как на самом деле....
Рис.5. Последний муж Сергей Сенин и Людмила Гурченко.
На память о великолепной актрисе остались фильмы, ставшие классикой советского кинематографа, и её роли в них.
Выполнив это небольшое исследование жизни Людмилы Гурченко, я несколько изменил мнение о ней и её героинях в кино. Нет, не полюбил, но уважать стал больше. Я искал какие-то пусть слабые аналогии своих поступков в разные периоды жизни и, казалось, по крайней мере, стал понимать её. Все мы всего лишь люди, несовершенные, зависимые, жаждущие любви и успеха. Во что это обходится нам самим и тем, кого мы смогли приручить? И, тем не менее, не принимая некоторые поступки великой артистки Людмилы Гурченко, мы должны не забывать про себя - именно это позволит нам взвешенно отнестись к её истории. Сомерсет Моэм в книге "Подводя итоги" порассуждал на эту тему....
"На первый взгляд странно, что собственные проступки кажутся нам настолько менее предосудительными, чем чужие. Вероятно, это объясняется тем, что мы знаем все обстоятельства, вызвавшие их, и поэтому прощаем себе то, чего не прощаем другим. Мы стараемся не думать о своих недостатках, а когда бываем к тому вынуждены, легко находим для них оправдания. Скорее всего, так и следует делать: ведь недостатки - часть нашей натуры, и мы должны принимать плохое в себе наряду с хорошим. Но других мы судим, исходя не из того, какие мы есть, а из некоего представления о себе, которое мы создали, исключив из него все, что уязвляет наше самолюбие или уронило бы нас в глазах света. Возьмем самый элементарный пример: мы негодуем, уличив кого-нибудь во лжи; но кто из нас не лгал, и притом сотни раз? Мы огорчаемся, обнаружив, что великие люди были слабы и мелочны, нечестны или себялюбивы, развратны, тщеславны или невоздержанны; и многие считают непозволительным открывать публике глаза на недостатки ее кумиров. Я не вижу особой разницы между людьми. Все они - смесь из великого и мелкого, из добродетелей и пороков, из благородства и низости. У иных больше силы характера или больше возможностей, поэтому они могут дать больше воли тем или иным своим инстинктам, но потенциально все они одинаковы. Сам я не считаю себя ни лучше, ни хуже большинства людей, но я знаю, что, расскажи я о всех поступках, какие совершил в жизни, и о всех мыслях, какие рождались у меня в мозгу, меня сочли бы чудовищем".