Лукьянов Александр Сергеевич
Размышления о человеке: с чем идём в будущее

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лукьянов Александр Сергеевич (aclukjanov@gmail.com)
  • Размещен: 18/01/2025, изменен: 18/01/2025. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предложенная статья не является в строгом смысле научной, хотя все её выводы и предложения основаны на многочисленных теоретических и прикладных экономико-социологических исследованиях автора в области управления, мотивации и отношения работников к труду, текучести кадров, трудового соревнования, творческого мышления и инноваций, на многолетнем опыте работы в данных областях на производстве, в науке, в вузах. Это действительно обобщающие размышления о человеке в обществе, о понимании его двойственной сущности, потребностях, гранях поведения и ограничениях в обществе, необходимости продолжения формирования "человека культурного", направлениях его совершенствования и путях к будущему человечества, его жизни на планете Земля. Понимание двойственной природы человека, её сохранение и возможность проявления в любом человеческом обществе, на любом уровне управления им, можно считать отправной точкой к тому, что он называет полезными пониманиями о человеке и человеческом обществе. Полезными для формирования мировоззрения, управления, разработки реалистических стратегий движения человечества к будущему. Автор останавливается на 15 таких основных пониманий, приглашает читателей к их плодотворному обсуждению.

  •   Размышления о человеке: с чем идём в будущее
      
      Решения о будущем, выборе путей развития принимаются задолго до его наступления. Так всегда было и будет в жизни человечества, отдельного человека, предприятия, города, страны. В основе таких решений лежат потребности, знания достигнутого, опыт, мировоззрение, представления о себе и окружающем. Все они играют весомую роль при их принятии. Будут ли они разумные, оценить сложно. Точнее, их будут считать разумными, но с точки зрения сегодняшнего дня. Но то, что сегодня представляется разумным, уже через несколько лет или десятилетий не обязательно будет оцениваться так же. В человеческой истории немало примеров, когда решения, оцениваемые как разумные, приводили к гибели не только отдельных людей или групп, но и целых сообществ, народов. Не обязательно быстро. Такой период может растянуться и на сотни лет, например, когда мы говорим об экологии, последствиях вырубки лесов, роста численности населения на Земле. Не говоря о развязанных и проигранных войнах, сопровождающих человечество на протяжении всего его существования. И пока, судя по политике различных государств, не только крупных, по войнам уже первой четверти ХХI века, не видно, в состоянии ли человечество расстаться с таким сопровождением.
      
      Если отвлечься от действия природных факторов, не зависящих от людей, всё остальное в жизни человека и человеческих сообществ на Земле зависит от от их решений и поведения. От того, что называется человеческий фактор. Как ни странно, но при всей накопленной массе знаний о человеке при думах о нашем более отдалённом будущем, о будущем устройстве общества и миропорядка, снова и снова приходится возвращаться к теме, что есть человек и его сообщества, анализировать его прошлое и настоящее, модели поведения, причины конфликтов, находок и просчетов в развитии, их истоки, вникать в методы прогнозирования, выбора направлений движения. Давайте ещё раз остановимся на этом. Постараемся всесторонне взглянуть на человека. Зачем? Ради чего? Чтобы лучше разобраться в нас самих, в тех причинах поведения, о которых не любим или не хотим говорить. И в конечном итоге ответить, куда, если не обращать внимания на них, мы можем прийти, в какое будущее. И наоборот.
      
      Сразу скажем, это не будет каким-то доселе неизвестным открытием, а лишь только приложением знаний о системах (о целом) к человеку и образуемым им сообществам, к их решениям и поведению. Почему? На каком основании? Потому, что он и сам - организованное явление, система, целостность, если перевести это слово с греческого на русский. Целостность, открытая вовне, зависящая от внешней среды, ближней и более дальней. Вот в неё, в эту целостность, и попробуем ещё раз заглянуть. А затем от неё перейдём к человеческим сообществам, государствам и миру людей в целом. К их решениям и поведению. О будущем тоже. Человек не идёт в него в одиночку.
      
      Ведь все такие сообщества, или объединения, складывается из этих самых частичек, из отдельных людей, физически и психологически остающихся такими же в любых объединениях. И, что тоже очень важно для нашего разговора, на любых ступенях управления. Со всеми их качествами. И передающих или могущих передать эти качества (поведенческие, мировоззренческие и некоторые другие) всем тем объединениям людей, в которые они включены, большим и малым. Объединениям, образующихся для удовлетворения различных потребностей как самих таких организаций, так и вошедших в них людей. Самое крупное из них - всё человечество. На него особенно важно обратить внимание на современном этапе развития, когда на планете Земля уже почти не остаётся незанятых людьми мест, пригодных для проживания, а численность населения перешла черту в 8 миллиардов (2023 г.). И пока нет единства во взглядах на его развитие. Как и его организационного единства.
      
      Мы не будем в данной статье делать попытку предложить "целостную модель" человека, выделяя её основные составляющие, с целью анализа и прогнозирования его развития и поведения в обществе в будущем. Ограничимся общим пониманием того, что человек представляет собой сложную биосоциальную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей, прежде всего природной (био - живой) и социальной, определяющих её строение, внутренние процессы, взаимосвязи, поведение и т.д. На стыке их формируется психическая подсистема, корни которой уходят в глубь обеих. Такая целостность обладает следующими свойствами: она живая, развивающаяся, разнородная, открытая, многоцелевая по потребностям, ограниченная, самоуправляемая и по-своему регулируемая по поведению, зависящая от внешнего окружения и нуждающаяся в нём для удовлетворения своих потребностей. Очень непростая, как видим, целостность.
      
      Не станем также оспаривать религиозные взгляды на человека, его происхождение и поведение. Даже наоборот. Согласимся, точнее отнесёмся к ним с уважением. Ведь общее у всех основных религий мира (христианство, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм) - человек создан сознательным, более понимающим, чем всё остальное живое в природе. Способным поставить цели, просчитать и оценить свои шаги и даже их последствия. По крайней мере - часть из них. Ведь даже если человека ведёт "рука господня", он может попасть под иное влияние, зайти не туда. Не об этом ли говорит нам библейская история Евы и Адама с яблоком в райском саду?
      
      С таких общих положений посмотрим, что важно понимать о человеке, о нас хороших, с чем идём в будущее. Постараемся выделить и то, на что не обращается достаточно внимания. Ведь, исходя из этого, можно будет более обоснованно подходить к выбору направлений развития, организации управления обществом, выбору направлений развития самого человека и ко многому другому. Краткий анализ истории и причин развития многообразных потребностей человека и человеческого общества, возможностей и способов их удовлетворения (эти вопросы рассматривались автором в ряде работ, опубликованных в разное время в Советском Союзе, в Эстнии, России и др. странах) позволяет выделить целый ряд таких ключевых пониманий. Они во многом известны, вопрос в другом - какие выводы из них можно сделать, какие увидеть плюсы и минусы, что способствует, что может создавать преграды и опасности для будущего успешного развития. Когда-то, опираясь из ряд из них, делал попытку обосновать концепцию качественного роста, обращал внимание на возможности и трудности на пути к её использованию, но ... Учёные и политики в подавляющем большинстве были нацелены, как и сегодня, на другое - рост, рост, рост. И что - и так без конца? Когда, всегда ли и какой рост нужен человечеству - но это уже другой вопрос. Над ним в мире тоже думают. Один из ответов можно найти в предложенном перечне пониманий о человеке и человеческом обществе и небольших пояснениях к ним.
      
      Полезные для настоящего и будущего понимания о человеке и человеческом обществе
      (с краткими пояснениями в примечаниях)
      
      Примечание. Из известных социологических и философских учений прошлого в перечне выделенных пониманий можно встретить похожие мысли, приводимые в работах древнегреческих философов, высказываниях Конфуция, Ф. Вольтера, И. Канта, Н. П. Дубинина, (сущность человека, его двойственная природа), М. Вебера ("понимающая социология", рационализм, ограничение свободы индивида), М. Хайдеггера, Х. Гадамера (учение о бытие, практическая разумность), Ф. Ницше, О. Шпенглера (философия жизни), М. Шелера (философская антропология), Ф. Энгельса (сущность человека), в трудах по философии глобальных проблем, рационализма и в других учениях о человеке и психологии его поведения.
      
      К числу таких основных пониманий автор относит следующие:
      
      1. Понимание неизменности двойственной природы человека как живого природного (как животного) и социального (вынужденного жить коллективно, сообществами) существа, проявляющей себя при любой форме организации совместной жизни людей, на любом уровне общества и управления. Она определяет круг личных качеств, потребностей, естественных и социальных, индивидуальных и коллективных, направленность и психологию поведения отдельного человека, а также качества, потребности, направленность и психологию поведения любых человеческих сообществ, вплоть до международного сообщества в целом, и останется такой, пока существуют человек и человеческое общество.
      
       Примечание. Из многих сохраняющихся у человека животных качеств, нежелательных для совместной жизни, важно обратить внимание на такие, как агрессия (лат. aggressio - нападение), насилие, эгоизм. Проявление агрессивности, как известно, можно нередко наблюдать уже у детей. Исследования последних лет показывают, что до 25 процентов женщин в западных странах подвергаются в семье насилию со стороны мужей или сожителей, но в полицию обращается менее 15 %. Не думаю, что в России картина иная. А ведь это тоже лицо "цивилизованного" (просвещённого, культурного) человека. Добавим, что семидесятилетнее "перевоспитание" человека в Советском Союзе (а это несколько поколений) не привело к исчезновению таких качеств: судите сами, например, по крутым событиям 90-х годов - у кого, у каких поколений они проявлялись? ... А на уровне политиков, руководителей государств? А войны, террор? Не пропал у людей и инстинкт самосохранения, борьбы за существование.
      
      2. Понимание того, что как природные существа, как животные, люди рождаются неравными по своим физическим, физиологическим, психическим, умственным, в том числе - творческим, и другим качествам. что не может не оказывать влияния на круг их потребностей, положение и поведение в обществе и, наоборот, на отношение к ним общества и его поведение. Добиться равенства по таким качествам путём последующего развития, воспитания и тренировок в полной мере не удастся, так же, как и сформировать "идеального" человека опасным для человечества путём генетического вмешательства. Неравными по таким и другим сторонам, например, по территориям, ресурсам, в том числе человеческим и пр. были, есть и будут оставаться и различные объединения людей, вплоть до государств, По крайней мере, в обозримом будущем.
      
       3. Понимание человека как существа любознательного, разумного, обучаемого, творческого, обладающего творческой энергией и способного рождать идеи, создавать и совершенствовать орудия труда, способы удовлетворения потребностей, а также организацию своей жизни, изменять в определённой мере среду своего обитания, стремящегося к тому, что лучше, как делать легче и лучше. Разумная поддержка и целенаправленность всестороннего развития, воспитания таких качеств, талантов ускоряет качественное развитие общество.
      
       Примечание. Ум, разум, рассудок, интеллект (лат. intellectus - ум, рассудок, разум, способность мыслить) мы будем понимать как синонимы, как способность мыслить (осознанно и неосознанно), выполнять различные мыслительные действия, лежащую в основе сознательной, разумной жизни. Предложения видеть в них различия, например, между умом, разумом и интеллектом трудно назвать серьёзными. Прилагательные "разумные", или "умные" означают не просто выработанные умом, но и что-то взвешенное, обдуманное, согласованное с возможностями и условиями данного времени. По отношению к живому существу они означают его способность мыслить в той или иной степени, лучше или хуже. В любых случаях они несут в себе такую оценку со стороны как самого человека, так и других людей, общества. Необязательно совпадающую. От животного в поведении человека всегда есть разумное и неразумное. Добавим: то, что разумно в одних условиях, не обязательно будет таким же в других.
      
       4. Понимание возрастающего под влиянием развития науки и образования осознания человеком себя (равно - сообществами, народами, странами), своего положения в обществе и в мире как равноправной разумной личности, понимающей ограниченность свободы и возможностей для удовлетворения своих потребностей, свободы поведения в обществе, в окружающей среде, в мире.
      
      5. Понимание потребности и необходимости для общества продолжения формирования "человека культурного", более разумного и требовательного к себе, к условиям и способам жизнедеятельности, к своему положению, правам, обязанностям и ответственности в обществе, понимающего необходимость вносить свой вклад в его деятельность, в достижение его целей.
      
      6. Понимание того, что с развитием общества удовлетворение основных потребностей человека в средствах и условиях существования всё больше осуществляется через общество, увеличивается такая зависимость человека от него. Аналогичные процессы наблюдаются и в различных объединениях людей (в том числе среди государств): малые зависят от более крупных и т. д. Формы и течение таких процессов не исключают противоречий при неверно (неразумно) поставленных или не так понятых целях каждой из сторон и в способах их достижения.
      
       Примечание. Создание средств производства, способных обеспечить самостоятельное производство всех жизненных средств каждым членом сообщества или каждой семьей маловероятно.
      
      7. Понимание порождаемой коллективным образом жизни человека необходимости управления, поддержки и развития отвечающих разумным потребностям людей и их объединений разумных взаимоотношений, правил поведения в сообществах, в том числе - в мировом, возможности и необходимости "обуздания" проявления нежелательных (опасных) для сообщества (равно - всего человечества) природных (животных качеств - агрессии, насилия, эгоизма и др.) и поощрения развития желательных качеств и форм поведения людей, особенно у будущих лидеров, руководителей объединений, государств.
      
       Примечание. Из эгоизма отдельных лидеров или лиц, стремящихся к лидерству и власти, в силу их желания выделиться, перенести свои взгляды на общество и их восприятия многими людьми, в силу присущей им внушаемости, вырастают эгоизм наций, национализм, убеждённость в её избранности, превосходстве над другими нациями, теории господства одних над другими, оправдание права сильного, борьбы за существование нации, за жизненное пространство. В последнем можно видеть и преувеличенное сознанием проявление инстинкта самосохранения.
      
       8. Понимание динамичности изменений, развития и усложнения социальных взаимоотношений, изменения форм объединения людей (от семьи до государства и союзов государств) и управления ими при увеличении численности населения, изменениях в идеологических и культурных ориентирах, в научных достижениях, в состоянии окружающей среды, в способах, целях и культуре производства, способах удовлетворения потребностей человека и общества.
      
      9. Понимание ограниченности ресурсов, возрастания необходимости разумного отношения к окружающей среде, понимание того, что разумные социальные и другие ограничения в человеческих сообществах и в использовании окружающей природной среды направлены на защиту, обеспечение выживания, существования в будущем человека, его отдельных сообществ и всего человечества.
      
       Примечание. Ответ на вопрос, что среди них более важное, зависит от конкретных условий выбора решения и оценки его последствий и решается обычно в пользу большинства: права отдельного человека в таких случаях не могут стоять выше права общества.
      
      10. Понимание необходимости определения общепринятых критериев разумности и их динамичности, введения и контроля разумных границ вмешательства в природу (включая естественную природу человека), соблюдения разумных ограничений в потребностях и в уровне их удовлетворения, соответствующих условиям сохранения и обеспечения дальнейшей разумной жизнедеятельности человека и человеческого общества, разумного ограничения экономического роста и развития других областей жизнедеятельности человека, роста численности населения Земли.
      
      11. Понимание важности и необходимости соглашений, договоров, норм, правил взаимоотношений как форм отражения разумных социальных и других ограничений, достижения согласия в объединениях людей любого уровня, их динамичности, необходимости разумного ограничения сосредоточения (концентрации) частной собственности в руках отдельных граждан или организаций, несущего опасности возникновения конфликтов, злоупотребления положением в обществе, властью.
      
       Примечание. Освоение человечеством всего земного шара, разделение его территорий между государствами также требует продолжения развития таких разумных договоренностей между ними, основанных на понимании "Мы все - земляне!", принципах справедливости и равноправного участия в таких решениях, в определении способов разрешения межгосударственных конфликтов. ООН и её задачи - орган, необходимость появления, совершенствования и дальнейшего существования которого продиктована историческим развитием человечества как одной из форм разумного управления им в целом. Люди способны договариваться.
      
      12. Понимание необходимости твёрдой демократической власти в государстве (шире - в союзах государств), границ её применения, периодической сменяемости и участия граждан в управлении обеспечением разумного развития целостной системы "человек - общество - среда" и её отдельных областей, проще - государства (союза государств) как такой целостности.
      
      13. Понимание разумных потребностей, целей и стратегий развития системы "человек - общество - среда" как наиболее общих для человека, человеческих сообществ и человечества в целом, обеспечивающих их сохранение и развитие, а также разумное использование и сохранение природы Земли, необходимости согласования с такими общими целями и стратегиями частных потребностей, целей и стратегий развития различных областей жизнедеятельности человека, территорий и государств.
      
       Примечание. Такому пониманию в полной мере отвечает целостный воспроизводственный подход к развитию системы "человек - общество - среда" (территорий, страны и т. д.) и его перенацеленность на качественные показатели роста. Применение его в мировом масштабе умозрительно возможно в достаточно далёкой перспективе лишь при всеобщем осознании общности интересов, равноправия, выгоды для всех придерживаться разумных методов жизнедеятельности и природопользования, желании и воли к совместным действиям в таком направлении. Перечисленные выше понимания человека объясняют, почему и насколько это осуществимо. В частности, это предполагает отказ от господства приоритетов экономического роста, как главного критерия оценки и сравнения развития страны, выравнивание уровней жизни, отказ (или недопущение) от стремления отдельных наций к господству и т.д. Такие вопросы остаются и сегодня дискуссионными, поиски ответов на них породили немало философских, экономических и политических теорий, многие из которых названы утопическими.
      
      14. Понимание того, что в развитии воспроизводственных социальных и экономических процессов, создаваемых человеком, не наблюдается действия таких объективных законов, как в природе, но имеют место закономерности, порождаемые его деятельностью.
      
       Примечание. Примеры таких закономерностей: рост численности населения ведет к усложнению социальных связей, увеличению уровней управления, ускорению исчерпания пригодных для жизни природных ресурсов; насыщение рынка товарами - к снижению цен и наоборот; технический прогресс - к высвобождению работников и т.д. Их последствия можно предвидеть, подготовиться к появлению, недопущению или уменьшению нежелательного влияния. Другими словами, управлять ими как и самими такими процессами.
      
      15. Понимание того, что развитие человечества в общем-то отражает многое из вышесказанного, движется в таком же направлении. Идёт по восходящей со многими взлётами и падениями.
      
       Примечание. Приведём лишь несколько примеров восходящего развития: рост благосостояния, здравоохранение, культуры, всеобщее образование, международное право, вотворение в жизнь ряда социалистических идей, в том числе - расширение и защита прав человека, создание ООН, Римского клуба, Давосского экономического форума, защита окружающей среды, малых народов и т. д. В будущем не исключается появление, например, чего-то подобного наднациональной партии мира или человечества, Хартии мирового развития, нацеленных на объединение человечества (как союза государств и народов) и ускорение осуществления идей разумного развития.
      
      Если очень сжато и немножко по-научному о путях перехода к разумному качественному развитию, то можно сказать: системное понимание требует системных решений, внесения изменений в каждую составляющую такой системы. С точки зрения сегодняшнего дня, обострившегося противоборства ведущих государств мира за лидерство, ресурсы и принципы мироустройства, ведения безжалостных опустошительных войн, какими бы красивыми словами они не прикрывались, такое видение представляется достаточно идеализированным и встретит ожидаемое противодействие. Но ведь за ним перед человечеством стоит предложение задуматься о выборе - как будем жить дальше, не придём ли, не меняясь, к самоуничтожению или уничтожению значительной части человечества?
      
      В заключение остаётся пожелать заинтересованному читателю также подумать над предложенным видением человека и всех нас вместе, понимая, что тема - дискуссионная и у каждого есть свободное право высказаться и предложить что-то своё.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лукьянов Александр Сергеевич (aclukjanov@gmail.com)
  • Обновлено: 18/01/2025. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.