какой резон вносить свой вклад в ваш кровавый срам?
я не раскаиваюсь ни в чем, ибо даму ту
убил ты лично, и потому я тебя не чту
ведь там в Монсегюре - в высоком замке - немало дам
погибло тогда, и эту скорбь не стереть векам
я слабо верю, что ты раскаялся в том вполне
и, может, в молитвах уделишь место и им, и мне
что, может, не смолкнет всех твоих жертв запредельный хор
что, может, заплачет твоя прабабка Алиэнор
и, может, Бог из памяти мира сотрет все зло
и, словно птица, возьмет и нас под свое крыло.
25.08.2007-25.08.2018
* * *
...мне нравится уличный пипл - иногда
приятно в московской толпе затеряться,
забыть, что неслышно проходят года,
и в трауре черном в метро красоваться,
турецкий роман созерцать сквозь очки,
презрев ожидающий где-то могильник,
в уме промелькнут лишь былого клочки,
в футляре на поясе звякнет мобильник,
профессорским жестом талмуд заложить
на станции нужной трамвайным талоном
и где-нибудь в центре неспешно бродить
меж барышень модных бульваром зеленым,
глядеть снисходительно по сторонам,
тупые рассматривать клипы, рекламы,
зайти на минутку в какой-нибудь храм
(мне нравятся старые темные храмы) -
поставить две свечки: одну - на канун,
одну - Богородице, чмокнуть икону,
затем посетить современный гальюн,
зайти в переход и послушать чакону,
отсыпать старушке, застывшей в углу,
немножко монет, постоять у киоска,
уставиться вдруг на крутую герлу
в восторге от яркого наглого лоска,
мелькают мобильники, туфли, пупки,
аптеки, машины, лотки, рестораны -
и вот уже мысли просты и легки,
как будто толпа зализала мне раны...
27.08.2007
* * *
...три пустобрёха лают во дворе
бездомных грязных глупых пустобрёха
кончается какая-то эпоха
вот в этом предстоящем сентябре
возьму гитару старую свою
сыграю кое-как этюд Шопена
минувшее припомню постепенно
и песенку про что-нибудь спою
про Маленького Принца, про жену
которую увел я у другого
и все что было в жизни дорогого
неторопливо в песнях вспомяну
и выйду покурить во двор, а там
всё те же пустобрёхи просят снеди
всё так же пиво пьют мои соседи
и голуби мерещатся котам...
01.09.2007
* * *
(дорогой Н.)
ты доедешь до Стамбула - Аллаха ысмарладык!
ты лицом к стеклу прильнула - к отраженью я приник
где-нибудь на Черном Море но с обратной стороны
позабудешь ты все горе нашей призрачной страны
разорвутся сети вражьи, там ты выпьешь, а потом
побежишь на побережье, ляжешь к небу животом
и на возглас мой турецкий - солнце склонится к земле -
ты откликнешься по-детски, может быть: гюле-гюле!
02.09.2007
* * *
арбуз и бутылка вина и сигара
сентябрьское солнце горит за окном
на кресле печальная звякнет гитара
мы выпьем вина улыбнемся вздохнем
об этих промчавшихся мимо вселенных
о музыке Баха картинах Дега
о наших ночах наших днях постепенных
о жизни земной что нам так дорога
на фоне окна в полупризрачной вазе
стоят на столе золотые шары
мы жили на свете так долго - и разве
мы стали мудрее, чем были мудры?
о чем толковать - ничего не изменишь:
покуришь да выпьешь, нарежешь арбуз
случайно струну на гитаре заденешь
вздохнешь о таинственных происках Муз
о чем горевать - ничего не изменишь:
покуришь сигару, арбуз пожуёшь
веселую маску как прежде наденешь
и долго еще на Земле проживешь.
05.09.2007
* * *
если Ангел придет я скажу ему то же что Музе
я скажу ему: "Ангел спасибо мой милый за то
что не дал ты убить меня жизненной этой обузе
что сниму эту плоть как в прихожей снимают пальто
что меня как бомжа принимают к Причастью на Мессе
что простят мне друзья если вдруг попаду я впросак
что дана мне печальная роль в этой призрачной пьесе
но источник терпенья покамест еще не иссяк..."
05.09.2007
* * *
стань на пороге, вина отхлебни из фляги
ветхую сумку повесь на плечо - и в путь
нету коня, ни к чему стремена и краги
что там, пешком доберешься уж как-нибудь
только не надо думать что все пропало
добрые люди встретятся на пути
поезд умчит по гулким веселым шпалам
ты доберешься до места как ни крути
там ты найдешь все те же простые вещи
стол и окно и приветливый синий взор
там различишь ты отчетливее и резче
то чего не различал еще до сих пор
там ты услышишь как птицы тихо воркуют
и - сквозь прозрачные ветви светлых дерев -
там различишь ты жизнь как в Раю простую,
теплые лики ангелов, муз и дев.
12.09.2007
* * *
утром я почивал намедни но видать бедолага-кошка
смылась от псов в подвал через крошечное окошко
так что эти самые псы чтоб им пусто стало
лишили меня во сне неизвестного мне финала
голова моя сжалась от их фашистского лая
но повалявшись еще чуть-чуть все же встал тогда я
убрав постель умылся оделся прихорошился
пошел на кухню отрезал сыру и кофе напился
потом перечел сказку Пушкина о мертвой царевне
и меня исцелил язык этот чудный, родной и древний;
а барышне той в гробу спалось видно неплохо -
но похоже мне выпала слишком суетная эпоха
ну что ж, пора за продуктами шагать к магазину
благодаря Всевышнего что нé дал Он мне машину
и что покупки оплачу я не по кредитке
и только в кино смотрю про всякое зло и пытки.
15.09.2007
* * *
дикое торфяное озеро меж Питером и Москвой
тихий домик на берегу принадлежащий родне
плещутся утки поодаль, ветер играет листвой
я обронил свой крестик и он остался на дне
из сосновых досок уютный светлый сортир
вьется над баней ароматный дым из трубы
у меня ощущенье как будто я дезертир
да куда ж убежать от странной такой судьбы
в памятный день приготовили мы шашлык
ели и выпивали у самого входа в дом
вот уже несколько лет приезжать я сюда привык
дабы забыть все то что будет со мной потом
лодка у пирса покорно вместит нас всех
к дальним болотам тихонько мы поплывем
где-то в бору можно будет слышать наш смех
там мы черники и всяких грибов наберем
затем вернемся и сварит хозяйка суп
и что нам тогда до наших дел и тревог
и пусть на детали в отчете своем я скуп
но этот маленький рай я описал как мог.
19.09.2007
-----------------------------------
Краткий тезаурус.
1. В сети Интернет размещено огромное множество анкет проституток с фотографиями и данными, включая телефоны.
2. "Флёр дю маль" (франц.) - "цветок зла", намек на книгу Шарля Бодлера "Цветы зла".
3. Аквитания - средневековое название Юго-Запада Франции, где в начале 2-го тысячелетия расцвела изысканная культура. Там, как и восточнее, в Провансе, многие исповедовали т.н. манихейскую ересь (мир земной - творение Дьявола, а мир небесный - творение Бога) и поклонялись Прекрасным Дамам как символам истинной духовной любви. Уроженкой Аквитании была знаменитая Алиенор, королева (сначала Франции, затем Англии) и мать Ричарда Львиное Сердце. Король Людовик IX окончательно разгромил культуру Аквитании и Прованса в XIII-ом веке. Костел, в который я хожу на мессу, посвящен св. Людовику.
4. На I Никейском соборе в 325 году и на II Константинопольском соборе в 381 году клерикалы впервые сформулировали основные церковные догмы, т.н. Символ веры. На самом деле, я не считаю, что эти догмы нельзя переистолковать так, чтобы аквитанско-провансальская ересь оказалась несколько более оправданной. В земном мире действительно всем заправляют силы тьмы, и нам остается только незримая работа спасающего Провидения.
5. Кемет (др.-егип.) - букв. "Чёрная (земля)"; возможно, одного корня с именем Хама, сына Ноя. Так египтяне называли Египет.
6. Мицраим (др.-евр.) - Египет.
7. Себек - др.-егип. бог в виде крокодила.
8. Амарна (араб.) - поселок на Ниле, вблизи которого был раскопан др.-егип. город Ахетатон ("горизонт солнца"), выстроенный в XIV веке до н.э. фараоном-еретиком Эхнатоном и его женой Нефертити (что значит "Прекрасная Дама идет"). Впоследствии фараон Хоремхеб уничтожил почти все следы Эхнатона и Нефертити, чтобы вернуть египтян к старой религии - многобожию. Но археологам многое удалось раскопать.
9. Анубис - др.-егип. "загробный" бог с головой шакала; покровитель усопших.
10. Пиво - традиционный др.-егип. напиток.
11. Хуфу - то же, что Хеопс; один из древнейших фараонов.
12. Тутмос (III) - воинственный фараон XV века (греч. транскрипция Джехутимесу - "Тот родил его"; греч. "Тот" = егип. "Джехути": бог мудрости и луны).
13. Рамзес II - фараон XIII века; его мумия была опознана по челюсти: он страшно мучился зубными болями. Нефертари - его бывшая жена, которую он сильно любил. Рамзес - искаж. егип. "Рамесу", "Рамосу" или "Рамосе": "сын бога Ра".
14. Элохим - "Бог" по др.-евр.
15. Моралин - вещество, придуманное Фридрихом Ницше. Он ненавидел все, что пропитано моралином.
16. Саньяса (санскрит) - в Индии путь отшельничества и воздержания.
17. Аматэрасу - японская богиня солнца.
18. Олирна - в "Розе мира" Даниила Андреева промежуточный потусторонний край, куда попадают просветленные души после смерти.
19. Шаданакар - у Д. Андреева название сложной системы потусторонних миров, относящихся к Земле.
20. Энроф - у Д. Андреева название физической вселенной.
21. Машиах (др.-евр.) - то же, что "Христос", т.е. "Помазанник".
22. "Понтифик" - титул Папы Римского (букв. лат. "строитель мостов").
23. Ориген - александриец, живший во II веке; его учение клерикалами было осуждено, так как предполагало, в числе прочего, возможность всеобщего спасенья.
24. Пéсах (др.-евр.) - Исход (см. Библию).
25. Мириам (Мария) и Марта (Марфа) - сестры Лазаря (см. Евангелие).
26. Сент-Экс - прозвище Сент-Экзюпери. Консуэло - его жена.
27. Адонай (евр.) - то же, что "Господь".
28. Синкретизм - соединение в одной концепции разнородных элементов. Пример синкретизма - "Роза мира" Д. Андреева, а также вышеупомянутая аквитанско-провансальская ересь.
29. Мернептах (вар.: "Меренптах") - наследник Рамзеса II (см. прим. 13); сохранилась т.н. "стела Мернептаха" (датируется примерно 1215 г. до н. э.), на которой высечен текст с упоминанием "Израиля" (исрир). В Дельте Нила, в местности Гошен (или Гесем) при фараонах жили иудеи (возможно, егип. "хабиру" либо примыкавшие к ним во времена завоевания Египта гиксами). Многие библеисты полагают, что Исход из Египта произошел при Мернептахе (XIII-й век). Зигмунд Фрейд (см. "Моисей и монотеизм") датировал Исход XIV-м веком, когда распалось царство Эхнатона. А Томас Манн в "Иосифе и его братьях" поместил в Эхнатоново время... Иосифа и его братьев.
30. "Вынутый из воды" - согласно ошибочной др.-евр. этимологии смысл имени "Мошэ" (по другой версии - "вынимающий; извлекающий"); греч. транскрипция - "Моисей"; созвучно др.-егип. имени "Месу" или "Мосэ" - "сын". У Фрейда была теория, что первый Мошэ был египтянин, избравший египетских евреев, чтобы посвятить их в религию Эхнатона и так сохранить ее; его убили евреи и подставили второго "Мошэ", мадиамского еврея, которому и приписали авторство Пятикнижия (Фрейд был явно на стороне Эхнатона, не одобряя лишь его религиозной нетерпимости, и на стороне его жизнеутверждающего солнцепоклонничества - и, стало быть, против мрачного и мстительного синайского "Бога Ягве", которого он, вслед за некоторыми учеными, считал кровожадным демоном, обитавшим на горе Синай-Хорив). Гипотеза Фрейда, безусловно, абсурдна. Все это, безусловно, лишь теории, и мало что можно сказать наверняка; быть может, лишь то, что если Бог есть, то Он есть любовь.
31. Гелиополь (греч.) - др.-егип. город Иуну (или "Он"), по-греч. "Солнцеград". В этом городе расцвел культ солнцепоклонничества, возможно, повлиявший на фараона Аменхотепа IV, чье новое имя "Эхнатон" означало "любимец Солнца", т.е. Единого Божества.
32. У стен города Мегиддо к востоку от Египта (в Сирии-Палестине) произошла при Тутмосе III знаменитая битва, в результате которой фараон нанес сильный удар стоявшему за спиной Мегиддо царству Митанни и привел в Египет ("Кемет") множество рабов и рабынь и захватил всякого барахла. Знатный митанниец вполне мог стать со временем приближенным телохранителем Тутмоса.
33. Маат - богиня Правды; после смерти она взвешивает на весах душу ("Ка") усопшего.
34. Поля Иалу (или Иару) - название блаженной загробной страны, куда хотел попасть любой египтянин, будучи оправдан на загробном суде.
35. Изида (Исида, Иси) - богиня, жена Осириса-Усири, осуществлявшего загробный суд. К имени усопшего египтяне прибавляли имя Усири. Осирис - греч., Усири - егип. (подлинная реконструкция египетских слов невозможна, т.к. египтяне записывали только согласные, а огласовки пока неизвестны).
36. Фивы (визант.-греч., на языке Геродота правильнее "Тхэбай") - город на Ниле, в определенные периоды столица Египта. По-егип. - "Уасэт" либо "Уисэт" ("Сильная") (приблизительная транслитерация).
37. "Стена" - ср. "Стену Плача" на месте Иерусалимского Храма, где ныне - мечеть Омара. Имеется в виду также стена абсолютной трансцендентности Бога по отношению к мiру, возведенная католицизмом.
38. Этим летом с могилы, где покоится прах нашей родни, кто-то из сограждан упер надгробную плиту с именами усопших, оставив в ограде пару болтов. А деньги действительно приходится хранить в сундучке в заветном месте.
39. Король Людовик IX, подстрекаемый своей матерью-регентшей Бланкой Кастильской, в 1244 завершил разгром альбигойцев знаменитым сожжением замка Монсегюр на Юге Франции. 25 авг. - день памяти св. Людовика (Сен-Луи). Алиенор Аквитанская - бывшая королева Франции, а затем - Англии, прабабка короля Сен-Луи; уничтожая южно-франц. культуру, король тем самым косвенно подвел свою прабабушку, родившуюся в краю трубадуров и впитавшую эти традиции. Гагтунгр - имя планетарного демона Земли в "Розе мира" Д.Андреева.
40. "Пипл" (англ. "people") - "люди, народ", по-русски чаще всего употребляется как нечто уничижительное.
41. "Герла" (англ "girl") - "девушка", здесь жаргонное понятие типа "бабенка".
42. У ручья Вундед-Ни ("Раненое колено") в последней трети XIX века солдатами США было уничтожено несколько сотен безоружных индейцев племени сиу в беспощадной резне; оставшиеся в живых уведены в резервацию в штат Небраска. Урфин Джус - персонаж одноименной книги детского писателя А. Волкова; Урфин смастерил себе солдат из деревьев, поэтому они назывались "дуболомами".