Мартинович Геннадий Ананьевич
Бытовое понятие и его роль в развитии системы значений многозначного слова

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартинович Геннадий Ананьевич (mart1999@mail.ru)
  • Обновлено: 30/04/2016. 14k. Статистика.
  • Статья:
  • 5. Лексика и лексикография
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ


  •    Мартинович Г. А. Бытовое понятие и его роль в развитии системы значений многозначного слова // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские чтения 26-27 мая 2006 г. СПб, 2006. - С. 167 - 169.
      
       В последних исследованиях профессор СПбГУ В. В. Колесов значительное внимание уделяет рассмотрению концептума (или концепта), который на определенных основаниях противопоставляется концептусу (или понятию) 1. При этом подчеркивается, что концепт (концептум) "направляет мысль, говорящих на данном языке, определяя их выбор и создавая потенциальные возможности языка-речи" 2. В то же время практически вне поля внимания ученого оказывается представление о так называемом бытовом понятии. Однако в научный обиход уже достаточно давно были введены такие категории, как бытовое сознание, бытовая картина мира, бытовое понятие 3.
       Так, еще в 70-е годы XIX столетия А. А. Потебня разграничил ближайшее и дальнейшее значения слова, о которых писал следующее: "...Под значением слова вообще разумеют две различные вещи, из коих одну, подлежащую ведению языкознания, назовем ближайшим, другую, составляющую предмет других наук, - дальнейшим значением слова. Только одно ближайшее значение составляет действительное содержание мысли во время произнесения слова" 4, "...Ближайшее значение слова народно, между тем дальнейшее, у каждого различное по количеству и качеству элементов, - лично. Из личного понимания возникает высшая объективность мысли, научная, но не иначе, как при посредстве народного понимания, т. е. языка и средств, создание которых условлено существованием языка. Таким образом, область языкознания народно-субъективна. Она соприкасается, с одной стороны, с областью чисто личной, индивидуально-субъективной мысли, с другой - с мыслью научной, представляющей наибольшую в данное время степень объективности" 5. В принципе, это и есть противопоставление бытового (наивного), понятного всем, говорящим на данном языке, понятия и понятия научного, не зависящего от языка и осознаваемого каждым человеком в той или иной мере только в зависимости от степени его образования, количества приобретенных знаний, меры "учености" и т. п. (личного именно в этом смысле).
       Собственно научные (строго логические, интернациональные, не зависящие от языка, не допускающие логического круга в своих определениях и т. п.) понятия, бесконечно приближаются, как хорошо известно, к объективному отражению в человеческом сознании объективно существенных признаков предметов и явлений. Они фиксируются в энциклопедических словарях и участвуют в формировании научной картины мира, научного мировоззрения.
       В бытовых понятиях отражаются не только наиболее существенные (научно значимые), но и мало существенные признаки предметов и явлений - признаки, существенные с точки зрения того или иного коллектива, социальной или профессиональной группы, территориального сообщества, всего народа и т. п. и всегда существенные с точки зрения "наивного" языка. Бытовые понятия, как правило, национально окрашены и выявляют не черно-белую (то есть собственно научную: род - вид, плюс - минус, ноль - единица и т. д.), а разноцветную, мифическую и поэтическую картину мира 6. Они "живут" по своим наивным правилам - не являются строго логическими, интернациональными, зависят от языка, допускают логический круг в своих определениях и т. п.
       Бытовые понятия фиксируются в лингвистических словарях в качестве концептуальных ядер лексических значений знаменательных слов и участвуют в формировании бытовой (наивной, языковой) картины мира, национального миросозерцания.
       Чрезвычайно важную роль, по нашему мнению, играют бытовые (наивные) понятия и во всех лексико-семантических процессах языка, в самом становлении его семантической системы. Так, есть достаточные основания полагать, что семантические возможности слова заложены в бытовом понятии, являющимся ядром его исходного (часто и основного) значения. Это значение само по себе уже детерминирует возможность наличия у этого слова определенных производных значений, которые где-то (в одной из сфер национального языка), когда-то (в один из периодов его исторического развития), как-то (случайно, окказионально или же системно, устойчиво) должны проявиться 7. Покажем сказанное на примере проведенного нами изучения семантической структуры глагола пасть в русском национальном языке XIX - XX вв 8.
       Глагол пасть (падать) общеславянского происхождения, восходящий к праславянскому *padti (padti - patti - pasti - past'), которое обычно сближают с индоевропейским корнем *pod (`пол, низ, дно') 9, явившимся в свое время одним из семантических признаков (`низ'), участвовавших в формировании исходного значения рассматриваемого глагола - значения `переместиться сверху вниз под действием собственной тяжести; упасть, свалиться'. Однако дальнейшее развитие семантики этого слова шло по трем магистральным направлениям, обусловленным отвлечением определенных признаков от концептуального ядра (бытового понятия) этого исходного значения - `перемещение сверху вниз под действием собственной тяжести'. В связи с этим все производные значения глагола объединились в три большие группы, организованные на основе общего для каждой из них семантического признака:
       1) `физическое перемещение материальных тел в пространстве';
       2) `стихийность, случайность и самопроизвольность совершения действия';
       3) `переход в иное (обычно худшее) состояние, положение, качество'.
       В первую группу входят, например, такие значения:
       1. `Попасть, угодить (куда-н.)': Как что-то пало в глаз, так и болит он (Диал.).
       2. `Лечь опуститься (куда-н., на что-н.)': На рассвете пал на землю иней (В. М. Инбер.).
       3. `Пройти, выпасть, выделившись из атмосферы': Синими хлопьями пали снега (И. К. Авраменко.).
       4. `Опустившись, свисать, закрывая, заслоняя собой': Нумерные шторы, казалось, пали на окна навсегда (Ю. М. Тынянов.); `Впасть, втечь, влиться': Унба в Пижму пала (Диал.) и др.
       Во вторую группу входят следующие значения:
       1. `Наступить, настать, начаться': Ночь пала сразу (П. А. Павленко.).
       2. `Произойти, случиться, иметь место': Пожар падё, так он всё апаше (Диал.).
       3. `Прийтись, достаться, выпасть на долю': Нелегкое детство пало на долю мальчика (В. М. Саянов.).
       4. `Выйти, получиться (каким-н. образом)': Случай этот пал, как сон в руку (И. И. Лажечников.).
       5. `Попасться, случайно встретиться': Пьянёхонек нам стрету пал (Диал.) и др.
       В третью группу входят такие значения, как:
       1. `Погибнуть, быть убитым': Их цель: иль победить, иль пасть в пылу сраженья (А. С. Пушкин.).
       2. `Околеть, издохнуть (о животных)': У меня летось корова пала была (Диал.).
       3. `Прекратить свою деятельность': Христианская церковь не пала вместе с Римом (А. В. Луначарский.).
       4. `Опуститься нравственно; оказаться в положении, недостойном общественного уважения': Но разве искушение прошло? И я опять чувствовал, что, наверное, паду (Л. Н. Толстой.).
       5. `Обесцениться (о деньгах)': Да пали деньги, я пасу их для памяти (Диал.) и др.
       В свою очередь, бытовые понятия, составляющие концептуальные ядра отдельных значений, могут делиться по представлениям наивного сознания на свои видовые. Это позволяет выявить внутреннюю структуру значений, определить их семантические варианты 1-й и 2-й степени, в которых эти значения собственно и существуют. Наиболее показательным в этом отношении является основное значение глагола пасть, состоящее из следующих семантических вариантов:
       1. `Переместиться сверху вниз, находясь в свободном падении'. Этот вариант 1-й степени реализуется в следующих вариантах 2-й степени: а) `Упасть (куда-н. откуда-н.)': Вдруг в то ущелье... пал с неба Сокол... (А. М. Горький.); б) `Упасть, опуститься (на что-н. при ударе)': Топор падет на голову ему (А. К. Толстой); в) `Падать, лететь вниз, выделяясь из атмосферы': Всё дожжик вишь падё (Диал.); г) `Затонуть, опуститься на дно': На дно пал кубок морское (Ф. И. Тютчев.) и др.
       2. `Упасть, свалиться на бок, плашмя, навзничь, потеряв опору в ногах, основании, месте закрепления; стоять и упасть'. Варианты 2-й степени: а) `Упасть, свалиться на бок, плашмя, навзничь; стоять и упасть': Кажись не из трусливых, А как стоял, так я и пал на месте (А. Н. Островский.); б) `Попасть (подо что-н.)': Сын под поис [поезд] пал (Диал.) и др.
       3. `Переместить свое тело сверху вниз; лечь броситься (куда-н., на что-н.)'. Варианты 2-й степени: а) `Лечь, броситься (куда-н.)': Я - от страху в палисадник. Пал в крыжовник и реву (С. А. Васильев.); б) `Лечь, улечься': Пришла, пала на кровать (Диал.): в) `Распростереться (на земле, полу и т. п. в мольбе, преклонении, просьбе)': Перед гробом... он пал как перед святыней... (Ф. М. Достоевский.); г) `Броситься, навалиться (на кого-н.)': На ушкана [зайца] паду и поймаю подолом (Диал.) и др.
       4. `Опасть, осыпаться': Все равно ведь и новые листья падут и покроются грязью (С. А. Есенин.).
       5. `Упасть, рухнуть, развалиться': Сарай пал, так звоннула (Диал.).
       Предложенная классификация значений глагола пасть, несомненно, не выдерживает критики со строго научной точки зрения. Но она совершенно правомерна с точки зрения бытового сознания народа, Например, научного понятия "свободное падение" (падение в вакууме по определенным физическим законам, описываемым строгими математическими формулами) наш повседневный язык просто не знает. Однако в бытовом сознании семантические варианты 2-й степени `упасть (откуда-н. куда-н.)', `упасть, опуститься (на что-н. при ударе)', `падать, лететь вниз, выделяясь из атмосферы' `затонуть, опуститься на дно' вполне могут быть идентифицированы рядовыми носителями языка как разновидности варианта 1-й степени `переместиться сверху вниз, находясь в свободном падении' основного (исходного) значения `переместиться сверху вниз под действием собственной тяжести; упасть, свалиться'.
       Приведенные примеры системы значений глагола пасть, как и вся система, несомненно, являются отражением определенного фрагмента русской ментальности XIX - XX вв., то есть "миросозерцания в категориях и формах родного языка, в процессе познания соединяющего интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях" 10.
       ______________________________________________
       1. См.: Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002.
       2. Там же. - С. 64.
       3. Наряду со словом бытовой в данных словосочетаниях употребляются также наивный, обывательский, обыденный и некоторые другие.
       4. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т. 1-2. - С. 19.
       5. Там же. - С. 20.
       6. О сохранении в наши дни "очень архаичных моделей миропонимания" см.: Денисов П. Н. Проблема значения слова в связи с моделированием языка // Проблема значения в лингвистике и логике. М., 1963. - С. 41.
      7. Ср. понимание В. В. Виноградовым лексемы "как потенциальной совокупности значений, сконцентрированных вокруг одного смыслового ядра...". См.: Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1975. - С. 372.
       8. См.: Мартинович Г. А. Семантическая структура глагола пасть в современном русском национальном языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1979.
       9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1971. Т. 3. - С. 184. Краткий этимологический словарь русского языка / Шанский Н. М. [и др.] М., 1971. С. 322, 346.
       10. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб., 2004. - С. 15.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       5
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартинович Геннадий Ананьевич (mart1999@mail.ru)
  • Обновлено: 30/04/2016. 14k. Статистика.
  • Статья:

  • Связаться с программистом сайта.