Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Любимую книгу моего детства «Малахитовая шкатулка» я определил для себя выдающейся, а уральского писателя Павла Петровича Бажова вполне могу считать своим прадедом.
Отец Бажова, дед его и прадед, всю жизнь провели на медеплавильных заводах Урала (Старого Сысертского горного округа). Вблизи рабочего посёлка высились горы — Думная и Азов-гора, где по преданию сам Пугачёв некогда «думал думу свою», очевидно, как победить рабство.
Родился П. П. Бажов в 1879 году. Родители единственному сыну постарались дать образование в Екатеринбурге, поступил он в то же самое училище, где более двадцати лет назад учился и писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк. В 20 лет П. Бажов стал народным учителем. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдурихе (возле Невьянска). В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком путешествовал по родному краю, смотрел «как люди живут», пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и многих других мастеров, то есть профессии, связанные с камнями. И стал писателем.
Мой отец родом из Черниговской губернии, познавал «горное искусство» (откатывал вручную вагонки с железной рудой) на шахтах Кривого Рога, затем с начала строительства г. Магнитогорска в карьере горы Магнитной, где работал взрывником (там и сейчас, возле этой легендарной горы, давшей стране оружие, которое победило фашизм, живут мой сын и внучки).
Я после получения диплома горного инженера в городе Магнитогорске, работал на золотодобывающих шахтах «Русской Бразилии» в г. Пласте; выполнял профилактическую работу по технике безопасности на Южном руднике объединения «Уралкварцсамоцветы». Посещал горные производства бывшего СССР и попутно собирал цветные камни. Стал искателем. В настоящее время, в Нагайбакском районе в селе Фершампенуаз, создан «Музей Камня».
Если взять наши родословные, то на Бажовском «стволе» дерева есть небольшая возможность разглядеть и мою маленькую веточку. Таких, как я, «родственников», по крайней мере, родственных душ, у П.П. Бажова на Урале великое множество. Всех их связывает любовь к камню, природе и что с ними связано. Рассказы о самоцветах Урала сделали П.П. Бажова знаменитым писателем. Последователей Бажова, его читателей, камень сделал искателями вечной красоты. Как это было? Привожу личный пример.
В детстве очень любил книжки. Читать меня обучали мои старшие сестры в 5-6 лет. В те, послевоенные годы, когда радиоточки были вместо телевизоров, детские игрушки были редкостью. Любимыми играми у мальчиков были игры в «войну», у девочек — в «школу». Книги в нашем «доме» (барак, где проживало 32 семьи, мы называли общим домом, жили дружно) были редкостью. У моих старших сестёр, Зои и Лиды, я был главной «игрушкой» для детских игр. Старшие сестры были учителями русского языка и арифметики. Тетрадей тоже не было. В то время мой отец работал на горе Магнитной взрывником. Приносил домой бумажные мешки из-под взрывчатки, из которых сшивались тетради. Самую первую книжку я прослушивал в школе, где учились сестры, когда мне было 5 лет. Помню, что это было зимой, в классе было холодно и все сидели в пальто, книга называлась «Как закалялась сталь». Школьники читали вслух по очереди. Сестрам было интересно. Мне в ту пору хотелось слушать какие-нибудь сказки, посмотреть кукольный театр или кино в тёплом клубе, а лучше всего мечтал съесть корку черного хлеба, натёртую чесноком с солью (белого и черствого в те послевоенные годы просто не было).
Как только я пошёл в первый класс, отец меня записал в библиотеку при клубе горняков, который «упирался» в знаменитую гору «Магнитную». В библиотеке выдавалось только по одной книжке. Библиотекарям многие завидовали. Столько книг, и можно перечитывать любую без всякой очереди и ограничений. Сказки, на мой взгляд, любили все дети. Эти книжки переходили из рук в руки, со временем рвались и требовали восстановления. Молодым читателям, занимавшимся ремонтом изданий, была льгота в очерёдности, количестве и выборе литературы. Доверие библиотекарей ко мне позволило брать несколько разных книг. К 10 годам детские сказки, находящиеся в этой библиотеке, были перечитаны. Из центральной библиотеки, которая располагалась во дворце металлургов, отец принёс по моей просьбе новые сказки с изменённым окончанием — СКАЗЫ БАЖОВА. Эти сказки часто были с грустным концом. Много рассказывалось о каких-то камнях, которые я в природе никогда не видел. Посмотрев фильм «Каменный цветок», впервые получил представление о самоцветах. Впервые увидел прозрачные камни, похожие на стеклянные карандаши у моего друга одноклассника Сергея Тиховидова, отец которого работал главным инженером горы Магнитной. Захотелось найти нечто подобное на отвалах горы Магнитной. Первые находки — блестящие кристаллы пиритов, по цвету очень похожих на золото (золото мы никогда не видели и начинали поиск этого драгоценного металла, раскалывая кристаллы). Попадались гранаты, которые невозможно было оторвать от породы и кальциты; других камней, описанных в бажовских сказах, найдено не было.
Через двадцать лет подарили мне первый хрусталик с Южного рудника. Этот кристаллик вновь напомнил мне о прочитанных самоцветах в сказах Бажова. Книга стала настольной. Моя работа позволяла посещать места, где добывали самоцветы его герои сказов, другие горные производства бывшего СССР, где могли быть «интересные» минералы. Так постепенно создавался будущий музей камня. Точнее, «Дом Камня», ещё точнее «Дом у Камня», где главным хозяином каменного сада является камень весом 7,5 тонн. Есть там каменная «Хозяйка медной горы» и «Никита Демидов», кристаллы хрусталя, яшма, малахиты, азуриты, опалы и просто камни, найденные у дорог. Возле бассейна, сложенного из местного змеевика, в траве шляпки «грибов» из магнитогорского агата выглядывают. Равнодушных посетителей в этом месте, где создан маленький кусочек иллюстрации из сказов Бажова, не бывает. Бывают здесь и знаменитые «родственники» Павла Петровича, которые способны показать душу камня. Златоустовский огранщик Владимир Блинов с сыном Ярославом рекорд Гиннеса побить хотят, гранят хрусталь в 70 000 карат, Василий Юшин из Чесмы из кованого железа и камня цветы «выращивает».
Знаменитый главный инженер горы Магнитной Алексей Фёдорович Тиховидов в 94 года был способен в каждом корешке из дерева показать сказочные персонажи, любой сучок сделать живым. Оказывается, неживой природы не бывает! Это мне доказал П. П. Бажов.
Кто из вас не видел голую скалу, а на ней — дерево растёт. Ствол дерева свою крону из ветвей облакам показывает, что там видел — корням пересказывает. Корни ствола дерево «живой водой» питают, которая в расщелинах камня скапливается. Бывает, буйный ветер обломит веточку, а то и само дерево. Загублена жизнь? Нет! «Живая вода» коснётся, где попадали иголочки да листочки, оживают обломленные стволы и пенёчки, вырастают на том месте трава, ягода, грибочки, затем уже и новый лес к небу стремится.
В 1950 году П. П. Бажова не стало. Книга его для всех творческих людей, для тех, кто не равнодушен к природе, стала классикой. Если вы, любители книг, вдруг захотите познакомиться с «родственниками» (мастера ремесел, артисты, туристы, минералов искатели и просто Бажова почитатели) знаменитого Уральского писателя, приезжайте на традиционные фестивали П. П. Бажова, которые ежегодно проходят в Ильменском заповеднике.
Связаться с программистом сайта.