Аннотация: Реакция людей на смерть Шатунова, о котором я знала в основном по-наслышке, потрясла и заставила задуматься о феномене его непревзойденного успеха
Не могу не сказать свое слово о Юрии Шатунове.Мои друзья , в том числе фейсбучнфые ( верояно удивляться ктому,что я взялась ( хоть бегло, хоть на первый взгляд)за эту тему, потому что знают, что два года пребываю в горе от потери моего мужа, о ком во спасение себя, более года неустанно работала на документальным фильмом.
К тому же душа разрывается о то,что происходит на Украине, о том, в каком контексте в новостях периодически звучит слово: Одесса - мой родной город.
. Где же место и в душе, и в мыслях о певце "легких песенок),как о них говорят "звезды шоу бизнеса. К тому же, в целом, я не имею никакого музыкального образования и вправе рассуждать о музыке и музыкантах не более чем среднестатистический слушатель.
Но все дело в том, что я еще "немного" по роду деятельности гуманитарий, всю жизнь со студенческой скамьи занимавшийся проблемами человека в разных сферах науки: юриспруденции, в медицине, социологии, философии. Потому мне в какой - то мере профессионально интересно понять феномен признания и успеха Юрия Шатунова как личности.
, Когда я слушаю и читаю комментарии "звёзд о феномене недостижимого ими успеха Юрия Шатунова, мне лично режет слух их оценка зрителей (слушателей) легенды, когда их называют "простыми" людьми а песенки до того примитивными и простыми, что профессионалы не могут себе позволить такие создавать. Позволю себе категорически не согласиться с тем, что это простые детские песенки, которые поют дети о своих чувствах, чем и "сводят с ума" подростков. Это опровергают видеозаписи концертов взрослого Шатунова, которые демонстрируют восторги и восхищения вполне зрелых представителей обоих полов.
На мой взгляд, многие песни Шатунова и Кузнецова по глубине передачи чувств, настроений по смысловой и эмоциональной нагрузке не уступают признанному веками жанру русского романса. Я уж не говорю о "Белых розах", но такие произведения как " Ты только был", "Напрасно", "Грезы", "Седая Ночь" "Глупые снежинки" и др. с полным правом сохранятся в списках классики этого жанра.
Потому, вопреки всем этим неискренним и фальшивым оценкам, "знатоков "шоу бизнеса, любовь людей к Шатунову и его творчеству не сникает с первых до посоледних мгновений его появления на сцене и будет передаваться из поколения в поколение.
В чем же секрет? И я для себя открыла, что здесь важнее (чем слушать пение и смотреть на него-писанного красавца), нужно читать комментарии, воспоминания людей (посетивших его концерты) комментарии к видеозаписям в Интернете, которых десятки миллионов-и все щемяще доброжелательны и восторженны.. И именно из них видно, насколько людям необходима эта неподдельная чистота и искренность в общении, как они голодны по исповедальности, которую им представлял Юрий Шатунов
В одном из видеосюжетов один из музыкальных критиков в обсуждениях о феномене успеха Шатунова как визитной карточки "Ласкового мая" сказал (привожу по памяти): никогда невозможно предугадать и угадать как и какую струну удается затронуть тем или иным исполнителем и его песней, чтобы вызвать такой отклик у публики. Здесь трудно не согласиться, потому что сами носители этого успеха не всегда могут это объяснить, о чем говорит и сам Шатунов в своих интервью. Но ясно одно, что лишь редким Исключениям (волей интуиции, волей судьбы или небес) удается вонзать те инъекции в самые глубины душ людей в тех сферах которые они порой прячут даже от самих себя.
.
.И потому независимо от и интеллектуального уровня, социального статуса, места проживания (глубинки или культурного центра) люди платят этому феномену непреходящей благодарностью и любовью. Здесь я не могу не провести аналогию с моими рассуждениями об успехе в Академгородке (островке интеллектуалов и подлинной интеллигенции) певицы Галины Каревой, о чем я писала в своем очерке к Академгородковскому альманаху: "И забыть по-прежнему нельзя", фрагмент которого привожу здесь.
Lib.ru/Современная литература: Матрос Лариса Григорьевна. Городок наш ничего, населенье таково
"А ЛЮБОВЬ ВСЕ ЖИВА....".
Неотъемлемой частью духовной жизни Академгородка были театрально-канцерные сезоны. Каких только театральных коллективов, оркестров, певцов, танцоров, мастеров разговорного жанра ни принимала сцена Дома Ученых. И бывалые (порой объездившие весь мир) знаменитости нередко терялись, не знали как себя вести при встрече с нашей публикой. Я, как один из завсегдатаев всякого рода концертов,* не раз бывала свидетелем таких ситуаций, но никогда не утруждала себя попыткой проанализировать этот феномен. И вот сейчас, стимулированные жанром "Воспоминаний" обобщения как бы рождаются сами собой.
Прежде всего, напрашивается вывод о том, что при уникальном воссоединение на небольшом географическом пространстве небывалого количества ярких индивидуальностей с независимыми взглядами на всех и на все, в восприятии артистов Городковцы проявляли поразительное единомыслие и "единовкусие". Здесь, вопреки утверждению известной поговорки, "на вкус и на цвет"- все были "товарищами". Это выражалось в том, что, если артист (коллектив) не понравился, он не понравился всем, если полюбился- то полюбился всеми.
Форма выражения отношения зала к тому, что ему являет сцена была уникальной, как уникальна аудитория, в большинстве состоящая из ученых и "примкнувших к ним". Потому внешнее проявление отношения к выступающим- было плодом исследовательского процесса , осуществляемого залом, как единым целом. Я не помню случая, чтобы в доме Ученых были слышны бурные аплодисменты в начале концерта (спектакля) при выступлении здесь впервые даже самых что ни на есть знаменитостей. Как правило, это были скупые хлопки, скорее как дань вежливости, нежели проявление эмоций зрителей. В зависимости от результатов "исследования", накал реакции публики мог нарастать, превращаясь нередко в овации, либо наоборот - совсем угаснуть уже за пределы черты вежливости к гастролеру.
У артистов это нередко вызывало недоумение, и они теряли ориентацию в том, как себя вести, что "подать" этим загадочным обитателям загадочного места, чтоб заслужить адекватную реакцию на свой труд.
Тестирование артистом публики на предмет определения уровня подачи "развлечения" давало немедленный результат - халтура, подделка, дешевка не пройдет!
Однако и высшая планка творчества не всегда обеспечивала артисту успех. Он должен был полюбиться залу.
Я относилась к числу самых активных посетителей разного рода "зрелищ" в Доме Ученых и мне не раз приходилось быть свидетелем тому, что артисты прямо обращались к публике с недоумением: "Мол, что Вы хотите, что я должен (должна, должны) делать, чтоб Вам понравиться...?".
Так, звезда болгарской эстрады, красавец Биссер Киров , которому только в конце концерта удалось вызвать благожательную (превращенную затем в восторженную) реакцию зала, завершал концерт словами (примерно): "Друзья, я Вас так и не понял. Такой публики у меня еще не было".
Не могу не вспомнить, как в перерыве одного из концертов классической музыки в фойе ДУ, ко мне (возможно потому, что я первой попалась ему на глаза) подошел "первая скрипка" знаменитейшего музыкального коллектива и сказал: "Извините, но.. мы никогда не соприкасались с такой публикой.. Почему Вы нас так холодно принимаете, Что не так? Мы растеряны ..." Я улыбнулась в ответ и сказала: "Погодите... О реакции нашей публики, вы сделаете вывод в конце концерта..." Концерт был великолепный, закончился долгими овациями и исполнениями на бис.. Я сидела недалеко от сцены, и когда счастливые и обессиленные музыканты благодарно кланялись, мне казалось , что "первая скрипка" смотрит на меня, говоря молча : "А вы, однако, были правы..." Но может это только мне казалось.
Я была свидетелем аналогичных ситуаций и на концертах Георга Отса, Эдиты Пьехи, и других актеров. Однако, здесь хочу подчеркнуть, что по моим наблюдениям подобные ситуации случались с теми актерами (независимо от степени их всеобщей известности), кто посетил Академгородок впервые. И если первая встреча завершалась влюбленностью публики, то ведущая к сцене ДУ зеленая улица, усыпанная восторгами, артисту была обеспечена, надолго, может навсегда. Любимец становился обреченным на успех здесь и ему уже прощалось все, только бы он (она, они) были с нами почаще.
Одной из таких наших любимиц была исполнительница русских романсов черноокая, пышнотелая красавица с дивным голосом Галина Карева. Если память мне не изменяет, то было время, когда она приезжала в Академгородок каждый год и всегда был ажиотаж с билетами, которые нужно было загодя приобрести, чтоб не упустить "вожделенное счастье" услышать ( столько раз спетое-перепетое по радио, на концертах другими исполнителями) о том ,как "две гитары за окном жалобно заныли", о ком-то , кого чьи -то " зеленные, обманные глаза сводили с ума" ,о ком-то , кому "только раз в холодный зимний вечер ..так хочется любить", о том, как "отцвели уж давно хризантемы в саду, а любовь все жива...", и много -много других сентиментальных историй , представленных в уникальном в своем роде песенном жанре, каким является русский романс.
Количество популярных романсом не бесконечно, и очевидно, чтоб не надоесть нам, певица на каком-то этапе стала разнообразить свой репертуар романсами собственного сочинения. Это были наивные подражания тому самому, что, на ее взгляд, могло нам порядком надоесть, но у зала вызывало восторг и это. Кареву любили и потому ей можно было все и незачем ей было волноваться о необходимости расширять репертуар, так как об актрисе, которая "сделалась больна, лишилась голоса и зренья, и ходит по миру одна" (как и все остальное) из уст любимицы мы были готовы слышать и тысячи раз.
В нашем Академгородке, где столь высока была планка требований в восприятии всех жанров культуры и искусства по интеллектуальному критерию ( чего стоили хотя бы "кодексы" киноклуба "Сигма"), где был культ точной науки и не в чести излишние "сентименты", где слова "красивость", "мещанство", как камни бросались по стремлениям оформить бытовые условия или даже свой внешний облик не по стандартам "анти буржуазного" романтизма ( а порой и "хипповости"), кажется парадоксальным феноменальное поклонение этой "салонной" певице и репертуар, и внешним вид, и манера исполнения, и сценические туалеты, которой были олицетворением того, что, мягко говоря, было не в чести здесь..
Но на самом деле никакого парадокса . Скорее это было проявлением закона духовной жизни обитателей этой, отличающейся, особой эмоциональностью, шестой части земли, малым клочком которой является Академгородок. При всей уникальности, необычности состава его населения, оно все равно неотъемлемая часть тех, кого "умом не понять", потому, что какую бы доминирующую роль здесь не играла умственная деятельность (работа головы), она не может нивелировать работу души, одним из проявлений которой является сентиментальность. И как бы мы ее не прятали за внешнем скепсисом, она сидит и ждет своего часа, чтоб дать о себе знать.
Галина Карева была выражением закономерности, которую гениально, на мой взгляд, сформулировал Е. Евтушенко применительно к отношению к поэзии.: "Поэт в России больше, чем поэт". Галина Карева для нас была больше, чем певица. Феномен ее успеха в Городке состоял в том, что и она сама и ее пение были подобны бокалу вина, который позволял расслабиться для выражения сентиментальности, которую глубоко прятали не только от посторонних, но и от самих себя..
Именно таким явился для русскоязычного мира Юрий Шатунов, за что ему так беспрецедентно щедро платят любовью и благодарностью.
Да Юрий был больше, чем музыканент, больше чем поэт, больше,чем певец. Он был как бы материализацией глубинных движений души поколений его современников. Эти движения души не имеют рамок времени: любовь, дружба, предательство, отношение с природой и ее восприятие-это вечное в наших чувствах. Но Юрий Шатунов и Сергей Кузнецов смогли найти точную интонацию, которая нужна была здесь и сейчас на каждом этапе творчества исполнителя.. А для таких легенд, это - "здесь и сейчас" - не имеет границ и рамок, потому бесспорно найдет отклик в сердцах и у следующих за ним поколений, как например, песни Вертинского, которые волнуют нас - представителей другой эпохи, другого образа и стиля жизни, других форм проявления взаимоотношений, других забот. А мы их слушаем, и они нас волнуют.
Интересно подчеркнуть, что привлекательность самого Юрия Шатунова и его творчества - не было плодом его опыта пребывания на сцене, развития его мастерства с годами. Это ТО-что дается при рождении, ДАЕТСЯ БОГОМ ИЛИ ПРИРОДОЙ. ЕГО ЧИСТОТА, ЧЕСТНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ самого СЕБЯ проявилась И ВТОМ, КАКИМ ОН ЯВИЛСЯ ПУБЛИКЕ ПОСЛЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО Перерыва ПРЕБЫВАНИЯ НА СЦЕНЕ.
Он был одарен ошеломляющим успехов в юные годы, что многие "эксперты" оценивалио, как дань его природной красоте, юности, тяжёлого детства. И вот он является, уже взрослым мужчиной, за спиной которого успех, признание, благополучие. То есть с другой историей жизни в сравнении с той, которой его впервые увидели и услышали...И если его первоначальный оглушительный успех был вспышкой, то за десять лет эта вспышка бы бесследно погасла. о чем он сам задумывался..И чтобы хоть как-то воспламенить эту вспышку, он бы мог явиться хотябы внешне так, чтобы ошеломить публику своей уже более отточенной внешней красотой обрамленной "умопомрачительной прической из копны густых длинных волос, перьями, блестками, во всех деталях костюма, в сексапильных движениях..
Но тогда это не был бы Юрий Шатунов, с которым несовместимы никакие спекуляции его прошлым успехом. Он является совсем другим :скромно подстриженным, в скромных одеяньях,( на западе называют кежуал (casual wear)вот такой как есть и в тех же тональностях новые и старые песни. И снова признание, и успех его самого, такого которого полюбили по его сути навсегда.
И именно эта суть, уже видна с переходного периода между детством и юностью.
Вы только послушайте и посмотрите видеозапись его первого интервью. Четырнадцатилетний мальчишка с гитарой.
Не могу не вспомнить, что мои одесские детство и юность в большей части времени прошли под звуки пений под гитару дворовых мальчишек. Среди них были дети и из весьма благополучных по статусу и материальному положению семей, и из семей разрушенных войной морально и материально. Дни и ночи они что-то бренчали и пели в основном "блатные" дворовые песенки с хулиганствующим лукавством в глазах и интонациях.
И вот перед нами Юрий Шатунов с гитаровй. Ему четырнадцать лет. Но похоже, что он скорее на уровне подкорки ощущает свое предназначение. Он говорит: "я вроде пою", но подстраиваю как бы песни под себя. И этим передает, что всем своим юным существом осознает, что не голос, не вокал ему нужен (он вроде поет), не точное воспроизведение первоисточника, ему нужно пропустить через себя и передать людям своей неповторимой интонацией именно то,что "прикипело" и зовет из каких-то глубинных движений души.
И потому своей пронзительной интонацией поет не "Мурку" а щемяще философскую песню (из репертуара В.Леонтева):
Каков же должен масштаб его чувств, переживаний, мечтаний, чтобы в свои 14 лет так пронзительно произносить такие слова:
И вновь ветер дальних странствий
Для мальчишки как привет от Магеллана
Через годы и моря, через годы и моря
Через годы, страны и моря.
Я чего-то и не вспомню через годы, через годы
А вот это прикипело и зовёт издалека
И плывут ко мне из детства пароходы, пароходы
Пароходы белоснежные плывут как облака.
В завершении видеозаписи, мы слышим голос журналистки, которая выражает вопрос: станет ли Юрий настоящей звездой. Она тогда не подозревала, как четко и ясно сама жизнь ответит на ее вопрос.