К юбилею Президента Международного общества пушкинистов, издателя журнала "Арзамас", известного литератора Марка Митника.
Так случилось, что еще живя в России, в конце восьмидесятых годов, когда в перестройку и гласность в печати стали появляться сведения о духовной жизни эмиграции за рубежом, я натолкнулась в "Литературной газете" на взволновавшую меня информацию о существолвании в США (!) Международного общества пушкинстов и издаваемом ими журнале "Арзамас".
Когда через несколько лет уже Америке ко мне в руки попал этот журнал, я была буквально заворожена им. Оформление журнала, представленные в нем материалы, так трогательно , изысканнно и интеллигентно выражали поклонение Пушкину, его творчеству, что я не могла не выразить это в своем письме в редакцию.
И через несколько дней у меня дома раздался звонок М.Митника. Так состоялось наше знакомство и с этого началась наша творческая дружба. Наши телефонные общения и переписка создавали у меня впечатление, что я имею дело с человеком явно молодым, столь романтичен его настрой, столь непосредственно выражение влюбленности его в своего кумира- А.Пушкина, столь огромно количество стихов поэта и сведений о нем и его эпохе хранит память Митника. (Я нераз непосредственно сталкивалась с тем, что он без особых усилий может в любое время навать произведение поэта, дату его написания, если нужна ссылка на ту или иную цитату Пушкина).
Каково же было мое удивление, когда спустя некотрое время я узнала, что Митник готовится к семидесятилетнему своему юбилею, а свою с юности влюбленность в Пушкина, не будучи гуманитарием по професссии, начал проявлять в исследованиях жизни и творчества поэта лишь в эмиграции, когда ему перевало за 50 лет. Поистине , "любви все возрасты покорны"!
Тогда я выразила слова поздравления и почитания юбиляра в эссе под названием : "Вы, Одессит Митник" .Позволю себе воспроизвести его небольшой фрагмент, в котором речь идет как раз о том самом первом звонке ко мне М.Митника.
".... Дорогой Марк,.первые же звуки Вашего голоса, вызвали ностальгическое чувство соприкосновения с чем-то очень знакомым, и спустя мгновение у меня уже не оставалось сомнения в том, что я разговариваю с земляком-одесситом, ибо для некоторых представителей сильной половины населения этого, "в цветущих акациях" у Черного моря города, характерен особый, как , как у Вас, тембр голоса. Самым наглядным тому, знакомым каждому примером, является голос Леонида Утесова. Я имею в виду не певческий, а разговорный голос, который в своем звучании содержит нечто дополнительное к основному звуку, похожее на шумововй эффект, который мы ощущаем, придавив тесно к уху морскую раковину, по преданиям, концентрирующую в себе шумы моря".
М.Митник действительно оказался одесситом.. Его отец был пианистом такого уровня, что в какой-то период аккомпонировал Утесову.
Известно, что одесситы- народ особенный. Народ, наделенный энергией "самого синего в мире" Черного моря, широтой украинских степей, и теплотой южного солнца. И в знаменитой, озвученной Утесовым формуле: "Ты одессит,Мишка! А это значит, что не страшны тебе ни горе, ни беда...". отражена квинтесенция содержания понятия "одессит", которое включает талант жизни, устремленность к творческой реализации себя в любом деле, поклонение красоте,. всем известное, филигранное чувство юмора.
Вся творческая и организаторская деятельность Митника, и прежде всего, на поприще исследования, почитания, пропаганды творчества Пушкина, эпохи и окружения поэта- есть ярчайший пример проявления всех названных качеств одесситов.
Мои научные и литературныее интересы никогда профессионально не были связваны с пушкиноведением. Но, не ошибусь, если скажу , что по большому счету, каждый из нас, русскоговорящих, пушкинист , потому что творчество Пушкина проникает в нашу духовную жизнь с самого детства, сопровождая всю жизнь. Мы, то ли читаем Пушкина, то ли смотрим театральные или киноверсии его произведений, постоянно что-то извлекая из них новое в зависимости от тех вопросов, которые ставит перед нами жизнь: да хотя бы самый актуальный в наши дни вопрос:: "совместимы ли гений и злодейство?..."
И относя себя к представителям этой, неисчислимой когорте пушкинистов, я с волнением и поклонением наблюдаю за деятельностью Митника и созданного им общества, о чем немало опубликовала статей, очерков, в том числе и в "Панораме", любезно предоставившей для этого свои страницы..Я в работах отмечала все новые творческие успехи Митника и общества пушкинистов, представляла обзоры журнала "Арзамас", экземпляры которого приняты на хранение в музее Пушкина в Санкт-Перербурге и др. библиотеках России и США.
. Но Митник не из тех, кто останавливается на достигнутом. Из-под его пера выходят книги: : " А был ли классический треугольник" ( о взаимоотношениях между Пушкиным и графиней Воронцовой во время пребывания поэта в Одессе); "Пушкин без легенд"; "Покорение Карса", "Парижская Пушкиниана" и др. По инициативе и непосредственном участии Митника его соратниками создан музей Пушкина . в Нью-Йорке, проводятся конкурсы и викторины, связанные с именем Пушкина, а к столетию со дня смерти поэта, пушкинисты выпускают памятную медаль И снова награды и грамоты подвижническую, бескорытстную деятельность.Такими результатами Митник встречал следующий свой юбилей- семидеятипятилетие и десятилетие общества пушкинистов.
Для участия в торжествах у меня был куплен билет заранее и я должна была вылететь в Нью-Йорк вечерним рейсом. Это было 11 сентября 2001 года....
О том потрясении, которое мы все испытали в те трагические дни писалось много и многими, в том числе и мной (См. Красота с пасет мир, если мир спасет красоту" . http://lib.ru/NEWPROZA/MATROS/s_alejhem.txt; "С чего начинается Родина...в Америке?" . http://senator.senat.org/patriot.html ).
Так уж устроен мир, что рядом с добром всегда стремится как-то прижиться зло.С этим нельзя не считаться, но с этим нельзя смириться. И одним из самых действенных противостояний злу является сохранение, воспроизведение, пропаганда прекрасного, что создано мыслью и руками человека.В этом -суть утвеждения жизни, залог победы над силами, которые ей угрожают..Эти мои "философские ассоциации" здесь, в очерке, посвященном восьмидеятилетию моего земляка и друга я воспроизвела неслучайно. Потому что та деятекльность, та неугомонность, которая свойствена Митнику полностью согласуется с этим постулатом не только на общественном (социальном) уровне, но и в индивидуальной жизни, обеспечивая ей активное долголетие, оптимизм, активную жизненную позицию.
И потому к восьмидеятилетнему юбилею Митник, пришел со свойственным ему молодым задором, новыми творческими успехами и планами на будущее.
Обшество пушкинистов расширилось филиами в новых городах Америки, Европы, стран СНГ. Выпущен новый альманах "Зеленая Лампа", открыт филиала МОП и музей-библиотека Пушкина во Флориде., вышло в свет " приложение к "Арзамасу" "Литературный вестника". Вышли новые статьи, книги и новые издания вышеназванных книг. Трепетное чувство у меня лично вызвала книга, изданная Митником в соавторсте с В. Цырульниковой "Юбилейная пушкиниана", в которой представлены изумительные изображения ( с аннотациями об их истории) почтовых марок, открыток, конвертов, изданных в честь юбилеев поэта в 1899 и 1999 годах. .
А еще М.Митник порадовал своих почитателй новой книгой под названием, которое говорит само за себя: "Жемчужина у моря". В пушкиноведческой работе Митника немалое место занимает одесский период жизни поэта. И когда "Жемчужина у моря" мне попалась в руки, я задумалась:что же явлется причной, а что следвтвием во взаимосвязи этих работ : то ли глубокое погружение в жизнь Пушкина и его окружения в период пребывания поэта Одессе стимулировали потребность побольше узнать о родном городе, то ли наоброт,- гордость тем, что в Одессе Пушкин провел 13 месяцев, определили неизличимую болезнь Митника "Пушкиным"?.
Известный Костя, привозивший в Одессу "шаланды полные кефалей" зарекался: "Я вам не скажу за всю Одессу...". М.Митник не последовал его примеру и написал " за всю Одессу" увлекательную книжку.
Из всего, что мне пришлось прочитать о родном городе, эта книга представилась наиболее увлекательным путеводителем по истории Одессы, с обозначением ее судьбоносных персонажей, исторических мест. Я не являюсь историком и краеведом родного города, потому не могу судить о научно-исторической значимости этой книги. Но подкупает то, что автор не претендует на истину в последней инстации во всем, что является спорным и дискуссионным в истории города и судьбах персонажей с ней связанных. Автор каждый свой тезис снабжает ссылками и цитатами из других источников, представляющих разные позиции по тому или иному историческому сюжету. Обобщая, можно сказать, что по аналогии с названием его книги "Пушкин без легенд", так можно назвать все произведения Митника, который стремится очистить от пошлятины и дешевых надумок историчские факты и биографии персоналий , к которым он прикоснулся воим анализом -от Екатерины Второй (по указу которой начал создаваться город), до известной воровки Соньки Золотой ручки, в рассказе о которой Митник ссылается на А.П.Чехова, наблюдавшего ее в заключении, во время пребывания на Сахалине.
Конечно, в коротком очерке нет возможности отразить все даже основное в творчестве Митника- , как и не возможно перечислить и все знаки признания , которыми отмечены его труды и здесь и в России.Достаточно сказать, что М.Митник удостоен чести быть включенным в энциклопедию "Новая Россия:мир литературы" Сергея Чупринина , изданную издательсвом Вагриус в 2003 году в Москве, а среди знаков внимания к восьмидесятилетию-благодарность Министра культуры России А.С. Соколова. Митник многолетний член ПЕН клуба.
Для полноты портрета моего героя не могу не отметить , что здесь среди соотечественников о Митнике "сплетничают", что он-де ровняется на знаменитостей, для приобщения которых к своей деятельности тратит немало усилий., На мой взгляд это делает Митнику честь, потому что этим он себе задает такую планку, которая позволяет ориентироваться на высшие стандарты, которые только приемлемы при ииследовании и пропаганде творчества великого поэта. И, неслучайно, фотодокументы о Международногом обществе пушкинситов являют нам лица: праправнучки поэта Натальи Пушкиной, известных поэтов и литераторов -Е.Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Эдуарда Штейна, А.Межирова и многих других ярких личностей..
Сейчас у меня в руках экземпляр коллекционного издания книжки, вышедшей только что в Москве. Книжка посвящена пятнадцатилетитю Международного общества пушкинситвов, совпавшему с восьмидесятилетним юбилеем его создателя М.Митника. Я Листаю странички, многие из которых содержат фотодокументы, свидетельствующие об уровне признания и уважения деятельностсти наших пушкинистов: вот фото , где Митник вручает мэру Москвы Ю. Лужкову Пушкинску медаль в Нью-Йорке . А вот пушкиниты с А. Вознесенским, Е. Евтушенко. Вот делегация МОП на приеме в Российском представительстве при ООН ...
.Пушкин никогда не был за границей при жизни.Но он в своем творчестве путешествует по всей земле сейчас при самом активном участии М.Митника и его соратников. Хорошо бы, чтоб в наше тревожное время побольше было тех, кто распростраяет по Земле свет благородства и верности вечным ценностям добра.
Долгие Вам лета, дорогой Марк! Здоровья Вам, творческих вдохновений, и неугасающего молодого задора, который вы излучаете всегда.