Аннотация: вариант эссе "Человек, это звучит горько"
Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком.
М. Горький, "Человек"
( расширенный вариант очерка под названием "Человек, это звучит горько" опубликован в журнале "Побережье" ?15, 2005 г.)
Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! ... Это - огромно!.. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!..Хорошо это... чувствовать себя человеком!.."
М. Горький, пьеса "На дне"
&nbs
Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! ... Это - огромно!.. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!..Хорошо это... чувствовать себя человеком!.." ( М. Горький, пьеса "На дне").
 
dd>
Позволю себе снова вернуться к сюжету своей творческой биографии, о работе над монографией 'Социальные аспекты проблемы человека' (изд. "Наука",
Новосибирск, 1992 г). мне приходилось формулировать вопрос,: "Человечество развивается или деградирует в поступательном движении научно-технического прогресса, им же осуществляемого?".. Если обратиться к статистике, то по одним данным человечество в своем развитии добилось впечатляющих результатов. Среди позитивных достижений- прежде всего показатели по увеличению средней продолжительности жизни в большинстве развитых странах мира. Например, в США средняя продолжительность жизни до Колумба равнялась к 25-30 годам. По данным Национального центра статистики по здравоохранению США к
1955 году этот показатель вырос до 69,6 лет, в 1995 году - до 75,8 лет, в
2004 году - до 77,8 лет, а в 2005 году продолжительность жизни в
Соединенных Штатах составила 77,9 лет.
 
 
Наряду с данными об улучшением состояния здоровья человека и продолжительности его жизни), человечество добилось существенного повышения и других и качественных характеристик, таких, как: уровень образования и грамотности людей, профессионализм работников различных социально- экономических сфер, производства, уровень культуры и приобщения все большего числа людей к обновляющимся и развивающимся цивилизованным нормам жизни. Все это плоды головокружительных успехов в области науки, техники. Если рассуждать в рамках дискуссий о том, что есть 'качество населения', то на фоне этих достижений, мы бы могли заслужить звание 'населения со знаком качества". Но, увы... К великому сожалению, показатели в других областях нашей жизнедеятельности не позволяют нам ощутить радость удовлетворенности собой. Статистика дает нам самые тревожные сигналы о высокой смертности по таким опасным заболеваниям, как ВИЧ-инфекциям (СПИД), сердечнососудистой системе и травматизму. Наряду с этим остро стоят проблемы наркомании, алкоголизма, вандализма, терроризма, подростковой жестокости (и даже убийство родителей), снижение значимости инстинкта материнства, когда матери собственными руками убивают своих детей или добровольно посылают их на смерть, торгуют ими.. Уж проще наверное было бы, если бы были основания для однозначного диагноза- мы деградируем. А раз деградируем, то и спрос с нас соответствующий...
 
 
Но суть драматизма именно в том, что мы - то развиваемся. Мы развиваемся, становимся все более богатыми - интеллектуально и духовно, крепкими - физически, компетентными, профессионально и информационно обогащенными. Вот поэтому нам
непростительно, что среди нас есть нелюди, которые, порой перечеркивают все наши достижения своими злодеяниями. Всему животному миру свойственны два основополагающих инстинкта - инстинкт самосохранения жизни и инстинкт сохранения потомства (материнства). Сегодняшний терроризм отрицает и уродует эти основополагающие законы природы. И хочется воскликнуть: 'Человек! Это-звучит горько'... Человек , каждая больная частичка тебя, таит опасность разрушения целого. Общеизвестно, что болезнь проще предотвращать, чем лечить. Но уже если она возникла, запускать ее, чревато непредсказуемым исходом.
 
 
 
 Замечу, мой творческий путь сложился таким образом, что как юрист и философ по образованию, я оказалась вовлеченной в сферы гуманитарных знаний: юриспруденции, социологии и философии медицины. Каждая из них, естественно, имеет свой аспект исследования человека. Но главный объект, который неотвратимо пересекает эти науки - это понятие "Свобода!"
Что есть Свобода? - это один из основополагающих вопросов философии, ибо ответ на него определяет взаимодействия сознания с бытием, независимо от того, что из них мы считаем первичным, а что вторичным.
 
 
Что есть свобода? - один из основополагающих вопросов нравственно-правовой, общественной жизни людей (общества, государства).
Что есть свобода?- один из важнейших вопросов сохранения здоровья Человека, поскольку его болезни часто являются результатом подмены понятия свободы вседозволенностью в индивидуальном и социальном образе жизни, нарушающем нормальное течение процессов жизнедеятельности, гармонию взаимодействия человека с окружающим миром людей и природной средой.
Все основные проблемы упираются в неоднозначное отношение к понятию "свобода". Отсюда, непонимание, что есть демократия, краеугольным камнем которой и является понятие Свободы.
dd>  
 
Уинстону Черчиллю принадлежат широко известные слова (привожу по памяти, не дословно): Демократия имеет массу недостатков, но ничего лучшего человечество не придумало. И это, безусловно, верно. Но первая часть фразы могла бы звучать более позитивно, если б человечество определилось в понимании, что есть свобода и четко выработало критерии отмежевывающие понятие свободы, от понятия вседозволенности, анархии и произвола.
dd>  
 
Свобода есть свобода, если она имеет ограничения по двум основополагающим критериям: нравственности и культуры!
Сегодня, в условиях глобализации образа жизни, беспрецедентных возможностей взаимосвязи людей с появлением Интернета, вопрос о содержании понятия "свобода" в распространении и потреблении информации становится ключевым. Правозащитное движение в этом вопросе крайне противоречиво, неэффективно, из-за отсутствия критерия в понимании, что есть свобода вообще и свобода слова, в частности. Именно из-за отсутствия четких критериев, которые бы позволили отделить понятие свобода от понятия "вседозволенности" побеждают спекулятивные подходы, в результате которых с великими благами, которые несут новые информационные технологии, легко уживается зло грязи , неприличия , мягко говоря. И возникает традиционный вопрос: "Что делать?
dd>  
 
Несколько лет назад я писала рецензию на книгу известного литератора Ю. Дружникова "Я родился в очереди", где есть очерк под названием "Избыток свободы". Там писатель делится своим профессорским опытом преподавания в американском университете. Он приводит весьма характерные примеры подмены понятий свободы и вседозволенности в системе ценностей молодежи, что наряду со многими нежелательными последствиями, влечет еще трудновообразимое для прошлых времен взаимоотношение студентов с профессорами. "Моя свобода - академическая... а у студентов реальная, - пишет автор - студентка, которая только что родила, вытащила грудь и кормит младенца... Покормив и все еще держа рукой грудь, она задает вопрос..." "И тут не избежать, - заключает автор свои размышления, - сакраментального вопроса: Что делать?"
dd>  
 
. Что делать? Действительно, что делать? Ведь сколько жизней отдано, сколько крови пролито за свободу и это ради того, чтобы мы грезили о ее ограничениях? Ответ здесь, на мой взгляд, напрашивается сам собой. Нужен общепланетарный, обязательный для исполнения всеми кодекса свободы, с жестким определением прав, обязанностей и ответственности каждого жителя земли (социальной группы, государства) по критериям нравственности и культуры. Это может показаться утопичным. "Уж сколько раз твердили миру..." Да твердили. Но нынешние времена все же иные по масштабу взаимосвязи и взаимовлиянию людей друг на руга во всех уголках Земли.
dd>  
 
Давайте обратимся к следующей, на первый взгляд, до примитива простой, аналогии. Никто не станет спорить о том, самый очевидный, и бесспорный символ и фактор свободы образа жизни современного человека - это личный транспорт. Ощущение за рулем машины - это, прежде всего ощущение сладостной свободы, независимости! Езжай куда хочешь, как хочешь, когда хочешь, выбирай любой маршрут, делай любой поворот - ты сам себе хозяин! Ан нет! Постой! Сначала, прежде чем получить право на эту свободу - выучись ею пользоваться, выучи правила уличного движения - единые и обязательные для всех, во всем мире, во всех уголках земли. И в рабочих джинсах, и в косыночке-атрибуте одежды мусульманки, и в вечернем туалете светской львицы, и с миллионными счетами в банке, и одним центом в кармане, и в большом городе, и в маленькой деревне, и в 16 и в 80 лет, - будь добр, подчиняйся общепланетарному кодексу уличного движения, когда ты лично за рулем! И попробуй не подчиняться. Даже, если ничего опасного не произошло, даже если ты никому не навредил, за лишние капли алкоголя в крови, за неверное пересечение дорожной линии, за проезд на красный свет, даже за пропуск по невнимательности сигнала "Стоп" и за все прочие большие и малые нарушения, ты подвергаешь себя риску наказания вплоть до лишения свободы. И никакой пощады, никаких оправданий ни для кого! И именно этими ограничениями каждого каждому обеспечивается свобода передвижения на дорогах.
dd>  
 
***
Может кто-то удивится,. если я признаюсь, что одним из самых любимых мной творений литературы, является поэма М.Горького "Человек". Я никогда не упускаю случая ее цитировать, как в публицистических, так и в художественных своих произведениях. Сейчас, томик писателя открыт на моем столе на страницах, где расположена эта поэма. Я размышляю о той горечи, которую испытают многие из нас, в связи с теми негативными, сомнительными явлениями, которые есть в наше жизни. А строки поэмы, которые я перечитываю, придают моим рассуждениям, присущую ей особую, щемящую тональность и погружает в размышления о величии Человека. О собирательном образе его и о каждом конкретном Человеке, который оставил свет в моей душе, кто сформировал меня как личность, позволил ощущать себя частью этого , что "огромно", что "великолепно", что "звучит гордо!", Ощущать, что все, что происходит в мире с Человеком, происходит со мной, каждый звонящий колокол, звонит по мне, что каждый звук фанфары имеет и ко мне отношение.
dd>  
 
Я люблю ездить по миру и не перестаю восхищаться, радоваться творениям рук Человека, которые подтверждают полет его безграничной фантазии, творчества и возможности созидания.
dd>  
 
Ничто не действует на меня так, как музыка! Когда я слушаю ее, всегда охвачена волнением от того, как велика, многогранна и утончена Душа человека, отраженная в этих звуках, и как мудра и велика Душа в способах реализации себя во внешнем проявлении. "Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал эту музыку...", - это слова великого Толстого, которые и я повторяю всякий раз, когда погружаюсь в волшебство звуков, ощущая необъяснимую духовную связь с их творцами, даже разделенными со мной веками во времени и географическим пространством.
dd>  
 
Всю жизнь, с первых шагов, ощущаю себя под влиянием озвученного слова Человека - собирательного и конкретного, в лице родных, близких, учителей, разного уровня ораторов и восхищаюсь этим чудом-языком - подаренным людям природой (или Богом) для общения и взаимопонимания.
dd>  
 
Всю жизнь, с того мгновенья, когда взяла в руки "Букварь" и научилась читать, ощущаю себя под влиянием печатного слова собирательного и конкретного Человека - автора, знаменитого и неизвестного, но внесшего свою лепту в формировании того нравственно-этического стержня, который способствует умению впитывать прекрасное и противостоять уродливому, что есть в нашей жизни.
dd>  
 
Все, все, что создано Человеком, я ощущаю в себе как в его крупице.
Могла бы перечислить немало из филигранно оформленных словами концепций мудрости, которые воспринимаю как формулы, определившие законы моей жизни и жизни близких мне по духу людей. Из самых ярких из них я вывела в эпиграф данного эссе и еще одно приведу ниже.
dd>  
 
"В человеке должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли" - оно принадлежит, как общеизвестно, перу великого мастера слова и врача Антона Павловича Чехова. Заметим, какие глаголы употребили писатели-мыслители в своих формулировках: 'Надо" - у Горького и "Должно" - у Чехова. Это повелительные глаголы! Задумаемся над их сутью. Ведь в них содержатся своего рода приказные наставления нам - потомкам хранить в себе величие человеческого, что дано нам от природы (или от Бога), и что мы можем развивать в себе сами?!
dd>  
 
Были ли авторы этих наставлений идеалистами, не знавшими того страшного, ужасного, и уродливого, что вершил Человек над собой на протяжении многовековой жизни своей - противостояния, изощренные методы убийства, жестокости, руководимые корыстью, завистью, ненавистью, амбициями?.
dd>  
 
Конечно же не были они идеалистами, смотревшими на мир Человека сквозь розовые очки! Со школьных лет мы знаем их биографии, то, что пришлось пережить в жизни непосредственно им, их современникам и в целом эпохам, в которых они жили. И все же, именно как писатели-реалисты они провозглашали эти наставления Человеку. Почему? А потому, что верили: по мере развития знаний, образованности, коммуникаций, увеличения возможностей для самореализации Человека, он избавится от того в своей жизни, что звучит горько и это позволит ему звучать гордо!
;