Матрос Лариса Григорьевна
Первый Шаг

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Размещен: 02/12/2012, изменен: 02/12/2012. 59k. Статистика.
  • Статья: Право
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из первых стеднческих работ по пути к научным исследованиям

  •   Эта работа предопределила мою творческую судьбу тем, что сформировала, утвердившийся у меня навсегда вкус к исследованиям.
       60 -е годы. Я была студенткой юрфака Одесского Государственного университета, где историю Государства и Права преподавал молодой доцент Игорь Николаевич Греков - однофамилец (а может потомок) одного из известных историков Бориса Дмитриевича Грекова, имя которого можно трижды увидеть в списке используемой мной здесь литературы. Как бы то ни было, но "наш" Греков был личностью яркой, широко образованной, что отражалось в его лекциях, семинарах, консультациях. Однажды Игорь Николаевич объявил о своем замысле проведения научной студенческой конференции по его тематике.
       Здесь замечу, что на юрфак я поступила только с одной целью: " стать судьёй, чтобы осудить всех одесских спекулянтов и жуликов", которые тогда активно промышляли в моей Одессе. Потому я хотела специализироваться по уголовно - правовой тематике и меня не прилекала история. Но я загорелась желанием приобщиться к конференции, сулившей что-то новое, неведомое в учебном процессе.
       Сейчас уже трудно вспомнить, почему я выбрала именно эту тему, но помню, что сразу же ощутила волнение: справлюсь ли с такой ответственной задачей, ведь у Игоря Николаевича халтура не пройдет, а высокий "научный " статус доклада ко многому обязывает. Пришлось оформлять специальный допуск к архивам научной библиотеки для доступа к первоисточникам. Память хранит тот трепет, который я испытывала, листая пожелтевшие страницы старинных книг, страницы подлинных летописей и древних документов. Я была поглощена полностью. И хотя вскоре стало ясно, что конференция не состоится, уже не могла освободиться от творческого заряда.
      Вот поставлена точка тридцатистраничного текста, и я отношу его И.Н.Грекову. Он, вероятно из-за провала замысла о конференции, без, присущей ему живости, принял официально текст, положил при мне в ящик стола и сказал, что сообщит свое мнение после его прочтения. Спустя какое-то время я была приглашена к нему в кабинет. И каково же было мое потрясение, когда он снял с полки три экземпляра моей работы, переплетенных в темно коричневый кожаный переплет. Показывая мне их, он сказал: " Ты молодец. Превзошла все ожидания. Чем бы ты не занялась после окончания университета, обязательно вступишь на тропу ученого". (За этим последовали еще другие лестные слова, которые послужили мне одним из пожизненных стимулов к творчеству, укреплению веры в себя). Он вручил мне один экземпляр (который бережно храню в своих архивах), о втором сказал, что он останется на кафедре, а третий будет сдан в библиотеку Университета.
      Прошло много лет. Мне трудно (и по сроку давности, и по специализации моей творческой карьеры в других сферах гуманитарных наук), как-то оценить эту работу сейчас. Но, судя по высокой оценке ее преподавателем, она - есть добросовестный обзор первоисточников и взглядов авторитетных (в ту пору) исследователей этих страниц российской истории. Перенабрать тридцатистраничный текст в компьютере не так уж сложно, но тогда будет смещено представление о времени ее написания. Потому я намеренно просканировала текст и представляю, как фотографию первоисточника. Именно в таком нетронутом формате - этот материал, на мой взгляд, имеет право на представление сегодняшнему читателю.
       Лариса Матрос
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      ГОСУДАРСТВО РУСЬ IX - X в.. в.
      
      
      План
      
      
       1.Образование Киевского государства и его история в 1Х- Х1 в.в.
       11.Общественный строй
       111. ВЫСШИЕ органы власти
       1У Местные органы власти
      
      1
      Более тысячи лет тому назад на Русской земле жили два племени: Финское и славянское. Славяне пришли из-за Дуная, потеснили финов к Волге и за Волгу, а сами расположились по обе стороны Днепра от Финского залива до Карпатских гор и Черного моря.
      Простор славянам был широкий, но нередко случалось, что выходили по одиночке, семьями и целыми родами за Волгу, за Онежское озеро, куда отошли фины, селились между ними, приучали их к своему языку, к своим обычаям и, таким образом, мало-помалу обращали их в славян.
      
      Кроме двух главных племен-славянского и финского в степных местах кочевали различные азиатские племена, которые в течение долгих лет также слились со славянами.
       Пока земли было изобилие и род от рода жил далеко, все было благополучно, но когда роды эти размножились, и поселения их раздвинулись и стали подходить близко один к другому, начались захваты потравы " вста род на род воевати начаша сами на ся". Жить отдельными усадьбами уже сделалось опасно. Народ стал собираться в кучи, в большие деревни, которые иногда окапывались рвом и огораживались частоколом, отчего стали называться городами.
      Таки городов в славянской земле было несколько: Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и др.
      Между тем за Балтийским морем жил народ, называвшийся норманами. В небольших лодках пускались они в море, приставали к чужим берегам, требовали дани с жителей, а в случае сопротивления, нападали на них, жгли селения, людей уводили в плен и продавали.
      
      Посещали они и славянскую землю. Славяне называли норманов варягами. Много варягов поселилось в Новгороде и других смежных землях и они стали господствовать между славянами.
      
      Чужеземная власть и дань, которую требовали варяги не понравилась славянам, они поднялись однажды против непрошенных гостей и прогнали их.
      
      Но сделавшись свободными, не умели справиться со свободою, опять начались раздоры и несогласия.
      Видя беспорядки и неурядицы, народ послал за море верягам сказать: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите володети и княжити нами".
      И пришли на этот призыв варяги - Рюрик с двумя братьями и дружиною. Сам Рюрик сел в Новгороде княжить, а два мужа своих /бояри?на/ Аскольда и Дира отправил по их просьбе в Константинополь. По пу?ти они остановились в Киеве, заняли его, затем овладели страной полян.
      В 879 году Рюрик умер. Ввиду малолетства его сына Игоря, князем стал родич Рюрика Олег.
      Через три года князь Олег предпринял большой поход на юг. Он овладел Смоленском и Любичем. Подойдя к Киеву, где в это время княжили Аскольд и Дир, Олег со своей дружиной занял его, а Аскольд и Дир были убиты дружинниками князя. Жители Киева не оказали сопротив?ления и Олег сделал Киев центром своего княжения.
      Так объясняет летописец Нестор "Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первое княжити и откуда русская земля стала есть"...
      Но почему Киевское государство, объединившее племена восточного славянства, не получило названия "славянского" или "восточно- славянского". Не получило оно и названия "полянского", хотя Киев бая центром земли полян.
      *
      Вопрос о происхождении Руси и русского государства яв?ляется одним из трудных вопросов в исторической науке.
      Не успели отшуметь войны и походы первых русских князей эпохи "славянского варварства", еще только складывались основные контуры социальной, политической и культурной жизни древнерусского государства, как естественно пробудившийся интерес к истории своего народа, к его славному прошлому, заставил первых русских летописцев времени Ярослава Мудрого приняться за составление начальных летописей.
      
      Чувством величайшей гордости за свое прошлое, за свой народ, за его героические дела на земле веет от этих первых исторических произведений. Но когда для работы в организованной по инициативе Петра Великого Академию наук прибили первые ученые немцы и взяли в свои руки дело изучения истории русского народа.
      Используя легендарный рассказ летописца о признании варягов, Байер, Шлецер и др. немецкие ученые, жившие и писавшие свои труды в России, привлекли на свою сторону и многих русских ученых и создали и определенное направление в исторической науке - норманизм. Особенностью этого направления было по сути дела признание превосходства иноземного, в частности германского, над русским, хотя сторонниками этого направления зачастую были и патриотически настроенные русские историки (Карамзин, Погодин)
      
      Первым выступил против немецких историков М.В.Ломоносов, который сделался основоположником взглядов так называемых антинорманистов. Антинорманисты делали попытки оспорить доводы норманистов. Они много сделали в этом направлении, но в силу того, что приемы их были в большинстве случаев антинаучны, возражения их успеха не имели.
      I
      Антинорманисты пытались доказать, что Русь - это племенное название полян. Но оказывается, что Русь в IX в существовала не только на земле полян, но и на Черноморском побережье и в Новгороде. Только с середины X в. Русью действительно стала называться земля полян с Киевом во главе.
      В настоящее время часть советских историков пришли к выводу, что Русь - это та социальная группа, которая возникла в период разложения первобытно - общинного строя у восточных славян и в даль-
      нейшем стала оседать в городах.
      
      Русь - это родовая знать славянских племен, торговцы, работорговцы, крупные ремесленники, дружинники. Наряду с верхушкой общества, в города стали стекаться из разлагавшихся общин и элементы выбитые из колеи, в частности общинники, земли которых были экспроприированы появившимися крупными землевладельцами. Города, где оседала Русь, сделались первыми и главными очагами классового общества Русь состояла из т славян разных племен, но в ее среде могли быть и чужеземные элементы.
      
      О том, что Русью первоначально назывались социальные группы, возникшие в процессе разложения первобытно-общинного строя у восточного славянства, говорят не только русские, но и византийские и арабские источники. I
      Среди византийских источников наиболее показательным является рассказ византийского императора Константина Багрянородного. Константин рассказывает, что руссы каждую осень и зиму выходят собирать дань со славянских племен. К весне они подвозят всю эту день к Киеву , а затем переправляют ее по Днепру в Византию. *
      О том, что Русь являлась особой социальной группой, стоящей над славянской массой, говорят многие арабские писатели. Один из них Ибн-Даст писал: \
       " .... Они (Русы) имеют своего царя, который зовется Хакан-Русь. Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (славян / в плен. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят им земли славян"
      По другим византийским и арабским донным руссы -ото или профессиональные воины или торговцы".
      Целый ряд известий о Руси относится к походу Аскольда и Дира на Константинополь. Византийский патриарх Фоти в одной беседе говорил о Руси:
      "... Это народ неизвестный, неважный, народ, причисленный к рабам, не имеющий значения, но получивший известность и прославившийся от похода на нас, ничтожный и бедный, но достигший высоты и обогатившийся, народ, где-то вдали от нас живущий, варварский, находящийся в кочевом быту, надменный своим оружием, беззаботный, упорный, не признающий военной дисциплины; этот-то народ быстро во мгновенье ока, как быстрая волна, нахлынул на наши пределы.":
      
      Русы кроме того, вели торговлю с хазарами и арабами. 1
      Об этом говорит арабский писатель Ибн-- Хаукаль: " русы постоянно торгуют с Хазарами и Румом."
      Таким образом, из разнообразных источников видно, что руссы перво?начально составляли социальные группы, возникшие в результате разложения первобытно - общинного строя. Но с течением времени название "Русь" стало присваиваться Киеву- земле полян, где осели наиболее крупные группы Руси, как пишет арабский писатель Аль-Белхи:
      " Русы состоят из трех племен, из которых одно ближе к булгару, и царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара"
      Русь сделалось названием географическим. Поскольку Киевское государство объединило всю массу восточного СЛАВЯНСТВ, ТО ВСЕ ЭТО восточное славянство и получило название Руси. j
      Что касается вопроса о признании варягов, то можно полагать, что сильная норманскаяя дружина в 60 -х годах 1Х в. была приглашена одной из враждовавших группировок руссов. Появивгшсь в Новгороде и возглавив одну из боровшихся группировок, норманские князья положили начало норманской династии - Рюриковичей. Но норманцы, ввиду их малочисленности, должны были раствориться сneрва в массе Руси, а затем и в среде восточного славянства".
      *
      06разованием Киевского государства считают момент полного слияния Киева и Новгорода, что произошло во времена Олега.
      ,
      Древняя русская летопись говорит о том, что 0лег был воеводой малолетнего сына Рюрика Игоря. В летописи помещен рассказ о том, как Олег со " ВОИНАМИ ВАРЯГАМИ, ЧУДЬЮ, СЛОВЕНАМИ, МЕРЕЙ, ВЕСЬЮ И КРИВИЧАМИ сгустился вниз по Днепру, взял Смоленск и Любич, посадив "там мужь свои" и пошел к Киеву. По летописи Олег расправился с правящими в Киеве Аскольдом и Диром и, и, убив их, вокняжился в Киеве. Киев стал "мати градом Руським".
      
      Направляясь из Новгорода на юг, Олег объединил в единое, хотя и примитивное государство земли восточнных слевян. Тяга на юг, выражавшаяся в перенеснии столицы, которую Рюрик основал в Новгороде, в Киев объяснялось естественным стремлением к богатому югу, к сказочно богатой Византии.
      Созданное Олегом государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера не юг вдоль великого водного пути "из варяг в греки".
      ]
      ;
      Став киевским князем, он "нача города ставити,- -как гово?рит летописец,- укрепляя этим свою власть и создавая себе опорные пункты, для того чтобы "княжить и володети", собирать дань, судить, управлять, собирать воинов для своих дружин и "боронить" рубежи Руси от "ворогов".
      Что касается северных городов Новгорода, Смоленска, то наеление их должно било согласно определенному "уставу" платить дань князю за охрану и защиту.
      
      На юге Руси Олег принялся за объединение под своей властью славянских племен. Он брал дань с древлян, воевал с уличами и тиверцами. Летопись сообщает об освобождении Олегом северян и радимачей от уплаты дани хазарам. На освобожденных от власти хазарского кагана северян он возложил дань. Но покорение древлян,- радимичей и северян было в значительной степени условным. По-видимому взаимоотношения между Олегом и покоренными племенами заключалось лишь в несистематическом сборе дани и в участии их воинов в войнах и походах киевского князя. Зачастую это были скорее союзники, неже?ли подданные в обычном смысле этого слова.
      Так начала складываться "несообразная,- по словам Маркса- нескладная, скороспелая, составленная из лоскутьев "Киевская держава, "готическая Русь".
      
      Но, несмотря на все эти качества. примитивный характер объединения русских земель и племен, .Киевская держава в лице ее поли?тических деятелей делала великое дело: объединяла восточное славянство в единый государственный организм, сплачивая и тем самым уси?ливая его, создавая условия для дальнейшего укрепелния общности языка, быта, культуры и обороняла рубежи земель русского народа, рубежи Руси.
      
      Ее росту и усилению восточное славянство обязано тем. что оно освободилось на востоке от власти хазарского кагана на западе- от владычества Польши, на северо -западе - норманнов, и его исто?рическое развитие на ранней ступени формирования русской народ?ности, положившей начало и великоруссам, и украинцам, и белорусам, прошло под знаком независимости, могущества и славы.
      
      И центром русской державы стал Киев. Расположенный на пограничье лесных массивов Восточной Европы и степей, Киев был одинако?во близок и к Византии, и к Востоку, роскошь и богатство которого ма?нили к себе " восточных варваров* /Маркс/ и способствовали развитию торговых, политических и культурник связей Руси с цивилизованными Государствами.
      
      Укрепив свою столицу, об "единив в ост очных славян, Олег в X в. предпринимает поход на Византию. По летописным данным поход был одновременно морской и сухопутный. Греки, по-видимому, не сумели за- щищаться и вынуждены были пойти не невыгодный для себя мир, после чего был заключен письменный договор в 911 году, определяющий отношения между Киевским государством и Византией.
      
      Такой договор, как договор 911 мог быть заключен только победоносной Русью, так как всем своим содержанием он говорил о том, что Олег ПРОДИКТОВАЛ "позорные по словам Маркса- для достоинства Восточной Римской империи условия мира"*
      
      Византийцы вынуждены были заключить мир и "заповеда Олег дань дати на 2000 корабль по 12 гривен не человека, а в корабли по 40 муж".
      
      На основании соглашения с греками 911 года Русь могла приезжать в Царьград и торговать беспошлинно. Русские послы и купцы в течение 6 месяцев получают в Царьграде хлеб, вино, мясо, рыбу и овощи; получают на обратный путь провизию, якоря, веревки, паруса и все, что им нужно. Но в то же время в" договоре видны условия, гарантирующие Византии безопасность от приезжающей Руси: русские купцы должны были останавливаться в предместье города, там их переписывали поименно греческие чиновники и затем уже впускали в город без оружия в одни ворота партиями по 50 человек.
      
      Крепнут связи Руси с Византией. Русские воины не службе у Византийского императора играют большую роль в военных действиях греческих войск.
      
      В год смерти Олега Киевское государство охватывало уже зна?чительную территорию.
      Подчинение Олегом некоторых племен было непрочным и отпавших после ого смерти древлян пришлось снова покорять Игорю -приемнику Олега, причем Игорь возложил на них дань, еще большую, чем Олег.
      Затем Игорь распространяет свою власть и на уличей. Главный город уличей, Пересечен, выдержавший, по преданию, трехлетнюю осаду, был взят дружинами Игоря, и земли уличей вошли в состав Киевского государства.
      
      Дань с покоренных земель уличей и древлян Игорь отдает своему воеводе Свенельду. Такое "пожалование" было обусловлено тем, что сама по себе земля еще ничего не стоила , ибо это 6ыл еще дофео- дальный период, когда крестьяне еще не были закрепощены, а, следователь?но, феодальные отношения, определяющие высокую ценность земли вместе с сидящим на ней, эксплуатируемым населением, только складывались. Ценность представляла не земля, а дань" которую можно бы?ло с нее получить, вернее с населявших ее общинников.
      
      Получивший в свое распоряжение огромные земли, богатый, сильный, служивший Игорю, его сынуt Святославу и внуку Ярополку, Свнельд был вторым после самого князя Игоря во всей земле Русской.
      
      В 941 г Игорь предпринимает поход на Византию. Русские сражались отважно, но его люди были сожжены "греческим огнем". Спаслись немногие, Они потом рассказывали, что "греческий огонь" словно молния спускался на их суда и зажигал их. Очевидно. греки применили уже известные в то время взрывчатые вещества.
      Но неудача 941 года не смутила Игоря. Собрав огромное войско, воспользовавшись ослаблением Византии в борьбе с арабами и болгарами, в 944 году Игорь двинулся но Византию, угрожая ей с суши и с моря. Устрашенный император Роман выслал к Дунаю послов, которые предложили Игорю по прежнему брать с Византии дань и заключить договор. Договор был заключен и Игорь повернул обратно. Договором 944 года, окончательно оформленным послами императоре уже В КИЕВЕ, РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ были восстановлены. |
      Летописец очень красочно рассказывает о том, как русские в Киеве скрепляли клятвой договор с Византией.
      Это происходило в самом конце 944 года. При первой же встре?че с Игорем послы императора объявили русскому князю, что император уже присягнул, и потребовали в свою очередь присяги от Руси. Наутро стали сходиться русские "мужи*. Явился и ИГОРЬ с послами императора и занял свое место на холме, где стоял идол Перуна. Язычники- русские, подходя к холму, снимал с себя и клали на землю оружие: обнаженные мечи, щиты и другое оружие, сбрасывали с себя обручи и укрепления и клялись Перуном свято блюсти договор с греками. Когда церемония была окончена, Игорь одарил послов мехами, воском и челядью и отпустил их в Византию.
      Так возобновились связи между Киевом и Константинополем.
      
      Руоь не была принижена неудачей 941 года и добилась догово?ра 944 года без борьбы, но поражение Игоря не могло не сказаться на тексте византийско-русского договора. Договор был объявлен как во- зобновление договора 911 года, но он содержал в себе ряд статей, менее выгодных для Руси, чем аналогичные статьи договора 911 года. Кроме того, Игорь обязывался не пускать черных болгар "воевать" византийские владения в "стране корсунской" ,то есть в Крыму. |
      Это свидетельствовало о том, что власть Киевского князя распространилась на Северный Кавказ (Тамань) и восточную часть Крыма.
      Норманны- варяги еще приезжают на Русь из своей далекой Скандинавии, служат Киевскому Князю. Но не они определяли собой внутреннюю государственную жизнь Руси.
      .K этому времени сложилось уже местное управление, находившееся в руках русских славянских элементов. Во многих тетех еще оставались племенные княжения и племенные князьки, но на территории, вошедшей прочно в состав империи Рюриковичей, уже существовало крепкое управление, созданное ославянившейся ди?настией и тесно с ней связанное и распространившееся полосой по Днепру, Ловати, Ильменю, Волхову и Десне, по землям. составлявшим в под?линном смысле слова, Киевское государство времен Игоря.
      
      Для управления Русью у князя существовали и несли ему верную службу всякого рода " мужи' -управители, набираемые из "княжной" дружины и местных "лучших мужей". В эту группу, быстро славянизируясь, вливались и варяги, оставлявшие ремесло наемного воина и купца и стоновившиеся уже русскими и по языку, и по культуре, и по направленности своей деятельности, боярами великого князя, такого же рус?ского, как окружающие его бояре, и только в своем имени и в своих родственных связях носящего еще память о скандинавском происхожде-нии свсих предков.
      
      Династия Рюриковичей потому удержалась на Руси и стала правящей во всей земле Русской, что быстро слилось с русокой, славянской правящей верхушкой, восприняла ее язык, культуру, нравы, обычаи, религию, стала русской в полном смысле эТОГО слова, отражала ин?тересы бояр и всего русского народа, обороняла рубежи русские, устанавливала законы русские, вела войны в интересах Руси, создала госу- ! дарственность восточного славянства, в среде верхушки которого она растворилась, утеряв свои скандинавские черты. "Сами вожди,- говорит Маркс,-весьма быстро смешались со славянами, что видно из их браков и их имен."
      
      В 945 году Игорь был убит древлянами. Приемником Игоря стал его единственный сын Святослав, родившийся в 942 году*
      Так как Святослав был мал, Русью правила его мать Ольга.
      
      Начала Ольга свою деятельность с мести древлянам за смерть своего мужа и с покорения Древлянской земли. Длительная борьба Киева с древлянами, вылившаяся в конце концов в убийство киевского князя, не могла не заставить киевскую дружинную верхушку ваяться за окон?чательное подчинение упорно сопротивляющихся древлян.
      
      В 946 году Ольга предприняла поход на древлян. Результатом этого похода является окончательная ликвидация независимости древлян, истребление их князей. Уничтожение племенного князя в древлянской земле и освоение киевским князем древлян.
      В связи с борьбой Ольги с древлянами стоит ее государствен?ная деятельность.
      С целью упорядочения сбора дани, которое дало бы возможность, не уменьшая княжеских доходов, предупредить и разорение "людей", плативших дань, и их борьбу с князем, Ольга и проводит свою административно- финансовую реформу.
      Сущность реформы заключалась в том, что вместо дани, взимаемой неопределенное количество раз и в неопределенна размерах, Ольга устанавливает определенный размер /уроки/ и вводит определенный порядок сбора дани зафиксированный и твердо проводимый княжеской властью. От ЭТОГО КНЯЖЕСКАЯ казна обогащалась, да и сами данники выигрывали, ибо княвь, установив "'уроки", дает им возможность как-то ориентиро-ваться в требованиях с его стороны, что при бессистемности сделать было невозможно.
      Реформе Ольги коснулась не только древлянской земли, но была проведена по всей территории древней Руси.
      "Уставляя" землю,Ольга вводила погосты. Погосты из селищ и мест для торговли, * гостьбы", превращаются в административные центры , центры княжеского финансового управления. Это были места, объединяющие неселение целого рейона. где оно торговало и общалось друг с другом. Погост явился объединяющим центром всех тянувшихся к нему поселений данников, где сходились нити экономических связей, соединяющих отдель?ные пункты данного района. Здесь и следовало основывать княжеские onoрные пункты. В погостах постоянно проживали княжеские "мужи", систематически собиравшие дань, и на основе "закона русского*учиняли суд, расправу и взимали судебные пошлины.
      
      Одновременно Ольга расширяет и укрепляет свою княжескую зе?мельную собственность. В тех местах, где княгиня освоила землю, то есть там, где она развернула свое хозяйство, тем дань перерастает в ренту, и этот процесс все расширяясь, становится обычным явлением впоследствии и вместе с развитием феодализма распространяется на все новые и новые районы Руси.
      Деятельность Ольга укрепили финансовую базу княжеской власти, усилила княжескую администрацию, а все это не могло не способствовать развитию и росту государственности Руси.
      
      Мероприятия, проведенные Ольгой, способствовали, с одной сто?роны, дальнейшему обЪединению восточнославянских земель под властью киевского князя, с другой - новым успехам русского оружия в войне с противником и повышению удельного веса Руси в международных отношениях.
      .
      Ольга, пожалуй, первая поняла, что обусловленная прогрессом Руси созданная ею новая система управления и новые методы обогащения княжеской казны , идущие по линии развития княжеского вотчинного хозяйства, нуждаются в иной форме идеологии, а так как господствующей формой идеологии в то времена била религия, то становится ясным другой важный момент в ее жизни -принятие христианства. Не мечом, а "мудростью " старалась вещая Ольга проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы. Но христианство осталось частным делом русской княгини, в связи с тем, что сама Русь не била еще в достаточ?ной степени подготовлена к тому перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии.
      
      Растущая Киевская держава стремится распространить свои владения возможно шире в в этом отношении достигает значительных успехов.
      Политика Святослава Игоревича в этом направлении ничем не отличается от политики его отца. Святослав только вел ее с еще боль?шей настойчивостью и неутомимостью. Он со своими дружинами передвигался быстро и в своих военных предприятиях не знал неудач. Он хо?дил на Оку и Волгу, к вятичам и болгарам (камским и дунайским), на хазар, в Царьград и на Кавказ. Современник Святослава, арабский географ Ибн- Хаукаль говорит, что Русь разрушила булгар и опустошила буртасов:
      
      "Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар,- пишет Ибн-Хаукаль,- потому что Русь Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край: а те, кто спасся от рук (Руси) разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под ее властыю" .
      
      Как видно, война кончились полным разгромом хазарского царства. Хазарская проблема, возникашая вместе о Киевским государст?вом, поскольку борьба за обладание славянскими племенами, вынужденными платить хазарам дань, .началась очень давно, известная нам еще с времен Олега, была окончательно разрешена Святославом.
      
      Выразительными словами, яркими красками рисует летописец времена Святослава и самого русского князя. .Это о ног до головы че?ловек военный, своего рода рыцарь без стреха и упрека. Он необычайно вынослив. В походах, неприхотлив в быту: он может спать под открытым небом, подложив под голову седло, он не взыскателен в пище, быстр и решителен, в своих движениях, нападает на врага не из-за угла, а пре?дупреждает его "хочу не вы идти" и всегда остается непобедимым.
      
      В отличие от первых князей -Олега и Игоря -Святослав более заметно я глубоко включился в международные отношениям Европы и Азии. Он является одним из участников крупнейших международных событий, причем часто действует не по собственной инициативе, а по соглашению с другими государствами, участвуя таким образом, в разрешении задач европейской и отчасти азиатской политики.
      
      Внимание Святослава привлекает Дунай, Болгария, Византия. Святослагв стремится к созданию у самих стен Византии, с целью завоевания последней, могучей славянской русско-болгарской державы.. Отсюда и особенности войн Овятослгва в Болгарии и Византии. Войны эти ставили своей задачей не сбор контрибуций, а завоевания.
      При императоре Никифоре Фоке Византия начала борьбу с могущественным северным сосоедом -Болгарией. Видя, что война с Болгарией сулит много трудностей, вивантийское правительство обратилось к Святославу с предложением организовать поход на Болгарию, для чего предлагало поддержку золотом .
      
      Расчет Византии был довольно прост: она думала, что Святослав, начав войну с Болгарией,нанесет материальный ущерб и себе, и Болгарии и два сильных соседа Византии ослабят друг друга во взаимной борьбе, а Византия воспользуется этим и восстановит свои прежние границы. Но византийское правительство сильно ошиблось. Первый же поход Святослава в Болгарию рассеял надежды Византии. Святослав быстрым
      
      
      
      
      
      ударом забрал много болгарских городов, проник в центр страны и в самом южном пункте в г.Переяславце решил остановиться. Его завоевания устрашили Византию, которая сумела свести все завоевания Святослава в Болгарии на-нет. Возвращаясь без войск на Русь, князь Святослав был убит печенегами.
      
      После смерти князя Святослава началась междоусобная борьба между его детьми, которая кончилась победой одного из его сыновей- князя Владимира..
      
      С его именем связано окончательное объединение восточно-славянских земель в единое государство. В княжение князя Владимира постепенно углубился и расширился процесс феодализации в Киевском государстве и Киевское государство стало превращаться в феодальное государство. в феодальную монархию. Это о время ознаменовалось завоеванием новых земель, в честности присоединения к Киевскому го?сударству территории современной Западной Украины после войны с польским королем Болеславом.
      
      Князь Владимир принимал участие в борьбе между византий?ским императором Василием /976-1025/ и восставшим против него полководцем Вардой Фокой на стороне первого. При помощи русского войска| Варда был разбит. После того. как император не выполнил условий договора, одним ив которых было выдача замуж за Владимира сестры Византийского императора Анны, заключенного с Владимиром перед выступлением в поход ,последний осадил и взял г.Корсунь /Херсонес/. Тогда ВАСИЛИЙ вынужден был на корабле отправить Анну в Херсонес и там произошло бракосочетание. .По летописи, Анна потребовала чтоб он предварительно крестился. 3е Анной стояло. конечно, греческое правительство. J
      После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, .потому что между обоими государствами образовался более тесный и глубокий контакт. Эта связь между двумя странами значительно окрепла через церковь и весь церковный аппарат, организованный греками не Руси.
      Принятие христианской религии свидетельствовало о большом сдвиге в области идеологии киевского общества.
      Русь давно уже была знакома с религиями. появившимися в класоовом обществе -христианской еврейской, магометанской. Принять какую -нибудь из них было для классового общества Руси делом неизбежным. Но какую именно принять - в этом заключался вопрос большой политической важности, разрешенный на Руси как положением ее среди других европейских и неевропейских народов, так и самим характером христианской религии, так как она обращалась ко всем народам без различия.
      
       Если же христианство все же стало господствующей религией, это значит, что господствующий класс был достаточно сильным и многочисленным, что у него в руках была крепкая власть. Если бы тут заинтересованы были только единицы, тогда принятие христианства правительством в общеголсударственном масштабе сделалось бы невозможным.
      Из факта принятия христианства в качестве господству?ющей религии вытекает много важный последствий:
      во-первых, христианство как религия общепринятая в Европе, еще более сблизило Киевское государство с нею;
      во-вторых , церковная организация, которую взяли на себя греки, заняла весьма определенное место в истории Киевского общества и стала новым сильным орудием воздействия на массы.
       в-третьих. христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями;
       в-третьих, христианская церковь подняла значение княжеской власти на большую высоту и упрочила связь между частями государства.
      
      в-четвертых, византийская церковь приобщила Русь к византийской культуре, способствовала поднятию культуры Руси.
      1
      В X1 веке Русь шла впереди многих Европейских стран, опередивших ее только позднее из-за тяжелых условий, в которых она очутилась, приняв на себя удар монгольских полчищ.
      Итак, Киев - центр большого государства, Власть Киева простиралась на далекие простанства вплоть до бассейна Оки и Волги.
      Что же представлял собой общественный строй Руси в этот период?
      
      11
      Для каждого варварского дофеодального государства характерно наличие трех борющихся укладов: первобытно общинного, рабовладельческого и феодального, причем все больнее значение приобретает феодальный уклад, который в Киевском феодальном государстве сделался затем господствующим.
      
      Не основе этих производственных отношений и определялось общественное устройство Киевского государства в пентод формирования | феодальных отношений.
      il
      Древнейший памятник "Правда Русская", дошедший до нас в записи начала х1 века, носит на себе следы более глубокой древности.
      До внесения "Правды Русской" в летопись нашей истории, имеются следы существования "Закона русского", который совпадает., по крайней мере в некоторых частях, с "Правдой Русской ".
      На ".Закон Русский", вошедший в древнейший текст "Правды Русской" ссылается договор о греками 911 года /ст.5/: "Аще ли ударит мечем или бьет кацем -либо сосудом:.. да вдаст 5 литр серебра по закону русскому" /.ст 3 "Русская Правда"..
      
      "Мужи"- главный предмет внимания этой "Правды Русской". Они всегда вооружены, часто пускают оружие в ход, даже в отношениях друг к дру и в то же время способны платить за побои, раны, личные оскорбления: они владеют имуществом, которое можно купить и продать. Здесь уже видны признаки неравенства материального положения -долги. Живут они в своих "хоромах", окруженные слугами.
      
      Родового строя здесь уже нет. Единственное, что напоминает о нем - это месть, которая, однако, уже перестала быть "родовой".
      Много о существовании классового общества говорят договоры с греками. Сам факт заключения договоров ясно говорит о классовом обществе. Договоры нужны были не крестьянской массе общинников, а князьям, .боярам и купцам.
      
      По договору 911 года видно, что представителям русской стороны в этом договоре посланы были от "Олега, великого князя русского и от всех, иже суть под рукою его светлых бояр". По договор 945 г. русские послы и гости отправлены "от Игоря, великого князя русского и ото всякоя княжья и от всех людей Русская земли". В посольстве древлян к Ольге упоминаются лучшие и нарочитые муки: " послаша древлян лучшие мужи, иже держаху Деревску землю и послаша по ню". Ольга, обращясь к древлянам, говорит: "Пришлите мужа нарочита."
      1
      Кто же эти светлые князья, бояре и лучшие люди ? Это не родовые старшины, потому что рода, как токового в договорах с греками вообще не видно за исключением отдельных намеков на его пережитки. Это представители высшего класса древнерусского общества. Так же в договорах Руси с греками мы видим различие послов и гостей. Из договора 945 г. видно преимущество послов перед гостями. "ношаху сли печати злати, а гостье серебрени"; послам полагается особое про?довольствие "слебное" , гостям "месячина". Если термин "ность" расшиф?ровать, полагая, что тут разумеются купцы, то кого же они понимают под послами, стоящими выше купцов?
      Это несомненно бояре. Всех этих бояр и "лучших мужей" выделяло из массы богатство и связанная с ним власть.
      Основную массу населения составляли свободные общинники. Свободнее общинники и вообще все свободные люди в Киевском госу?дарстве носили название "людей". Эти свободные люди противополага- лись княжим мужам. Так, по Русской Правде "За. убийство княжа мужа в разбое платили 80 гривен, а за убийство людина- 40 гривен"
      
      В период первоначального развития феодальных отношений подвергались разложению не только соседские общини, но и семейные . Внутри их появляются зажиточные общинники, из представителей купцов, скупщиков товаров, идущих на иноземные рынки, из ремесленников. Эти зажиточные элементы в первую очередь организуют крупные хозяйства, будущие села и эксплуатируют своих маломощных соседей и поселенных на их землю рабов.
       Памятники Киевской Руси (например нач. русская летопись, русско-византийские договоры) говорят о существовании рабства в Киевском дофеодальном государстве.
      Кто мог быть рабовладельцами?
      Несомненно в первую очередь рабовладельцами могли сделаться пред?ставители родо-племенной знати, а также наиболее крупные и влиятель?нее княжеские дружинники. Именно эти элементы принимали непосредственное участие в военных предприятиях и могли скорее , чем кто-ли?бо "ополняться челядью".
      
      Князья, представители знати и многие дружинники в рассматриваемый период были уже крупными землевладельцами; естественно, что часть рабов, которые не могли быть использованы для дворовых услуг, они сажали на землю.
      
      Что касается эксплуатации рабов в этот период, то она носила патриархальный характер. Очень интересен факт значительного простора, предоставляемого законом Х-Х1 в. в. выкупу пленных. О выкупе говорит ст.9 договора Олега с греками 911 года " еще от рати ят будет.. такоже да возвратиться во свою страну и отдана будет цена его...". Пленник ,не имеющий никаких надежд на выкуп кем-либо из своих близких мог отработать сумму выкупа, после чего отпускался на свободу..
      Рабы, холопы назывались общим именем "чадью" (от слова "чады") челядинами.
      
      В связи с процессом феодализации, обедневшие члены общины вынуждены были искать прибежище у богатых землевладельцев, а с другой стороны, развитие феодального крупного земледелия ставило под удар независимость целых общин. В таких случаях крестьяне- общинники, даже и не лишенные средств производства, стали вместе со своей землей переходить под власть крупных собственников. Многие из недавних полноправных членов общины, обязанные барщиной своим новым господам, вы?нуждены были становиться в ряды барской челяди, хотя и не смешиваясь окончательно с рабами, но в значительной степени, по крайней мере в глазах своих господ, им уподоблялись. Поэтому об этом периоде раннего крепостничества Энгельс говорил, что оно носило в себе еще черты древнего рабства.
      
      В Киевском обществе все более развивался феодальный уклад. Соответственно с этим, все более и более развивался класс феодалов, который затем пришел к господству.
      
      Из каких же элементов состоял этот класс? Несомненно, что первыми феодалами Киевской Руси являлись князья.
      
      Первые русские князья Рюриковичи, которые должны были содержать дружину, не могли
      ограничиваться сбором дани с подвластного населения в виде меда, воска, мехов или денег. Дружина находилась на княжеском дворе, получая полное довольствие от князя. И,хотя часть продуктов князья могли собирать с окрестного сельского населения, часть закупали на рынках, но все же основная часть продуктов должна была добываться только в княжеских селах, во избежание перебоев в снабжении.
      
      
      Самое появление классов в обществе, где главной отраслью производства было земледелие, не может быть объяснено без появления частной собственности именно не землю. Но это не исключает факта наличия у господствующих классов значительных сокровищ, полученных не от эксплуатации земли.
      )
      Кроме того, воинские кони, которые должны были обладать особым качеством, в частности, быстротой бега и выносливостью, также не могли добываться в иных местах, кроме как в специальных княжеских хозяйствах. Крестьянские кони, которые, могли быть князьями отобраны от сельского населения, этими качествами не обладали. Само собой разумеется, князья в целях снабжения своего двора продуктами питания не могли ограничиваться селами, где велось главным образом полевое хозяйство, где добывалось зерноЮ овощи скот. Им нужно было владеть рыбными тонями и охотничьими угодьями.
      Кроме князей бtarn другие группы феодалов - это в первую очередь, бояре.
      
      Бояре состояли из двух слоев. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми лучшими, нарочитыми, старейшими, туземная знать и высшие члены княжеского двора . Летопись различает эти два слоя: "бояре" и "старцы". По возвращению последних для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал "бояри своя я старци". Эти "старци", то есть земские бояре отличались от княжеских. О классовом составе русского общества X-XI в. в. в частности о боярах видно в церковном уставе князя Ярослава, (ст 3 ):
      
      " Аще кто пошибасть боярскую джерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота.. а менших бояр -гривна золота... а нарочитых людей 2 рубля... а простой чяди 12 гривен кун"
      
      О том, что богатство бояр заключалось также и в земле, го?ворит замечание, сделанное летописцем по поводу смерти князя Влади?мира :
      "Се же (смерть кн. Владимира) уведевше людие, без числа снидошася и плакавшая по нем: бояри аки заступника их земли, убозии акы заступника и кормителя"
      
      Все эти факты говорят о том, что князья, бояре, т.е. правящие верхи славянского и неславянского общества, объединенного под гегемонией Киева, были связаны с землей, хотя богатели далеко не всегда от земли. Но тем не менее именно земледелие становилось все более и более важной базой, выделявшей эти верхи из массы. Земля представляет несомненную ценность, несмотря на весь блеск шелков, золота, драгоценных камней и др. сокровищ, хранимых в кладовых у "сильных мира сего". Об это говорят слова немецких послов, прибывших к кн. Святославу в 1075 г., ПРИВЕДЕнные в летописи: "Они же видавшие бесчисленное множество злата и серебра и павалоки раща: се ни в что же есть, ее бо лежит мертво, сего суть кметье лучше: мужи бо се доищут и больше сего". Эта мысль, вложенная летописцем в уста немецких послов, для того времени характерна. Земельная докапиталистическая рента была скромнее, но зато надежнее мертвых сокровищ, потому что ей принадлежало будущее.
      
      Рабочей силой в рассматриваемый период могли быть рабы, посаженные крупными землевладельцами, которые ими владели, на землю, с предоставлением им земельных участков и возможности обзавестись инвентарем; закабаленные свободные общинники, которые должны были прибегать к займам у зажиточных людей в результате различного рода стихийных бедствий, или будучи не в состоянии уплатить дань- так называемые закупы. Закуп- это зави?симый от феодала человек. Зависимость устанавливается актом выдачи и господином некоторой суммы денег, которые закуп должен вернуть, если пожелает уйти от своего господина.
      
      
      
      Все не рабов, посаженных на землю и закабаленных, было недостаточно для дальнейшего развития феодального хозяйства. Очевидно, были какие-то другие, более многочисленные группы, которые стали превращаться в рабочую силу феодальных владений. Такими группами были свободнее общинники, которые превращались в зависимых людей в результате превращения дани в феодальную ренту, так называемые изгои.
      
      111
      
      Маркс называл Киевское государство -империю Рюриковичей- "несообразной, нескладной и скороспелой", составленной Рюриковичами из лоскутьев, подобно другим империям аналогичного происхождения".
      Эта характеристика территориальной структуры Киевской Руси в особенности подходит к периоду формирования феодальных отношений.
      
      Киевская Русь состояла из разных территориальных единиц. В состав ее входили территории, занятые отдельными племенами - древлянами, вятичами, радимичами. Но одновременно уже определился процесс разложения племенных отношений и, следовательно, процесс распада племенных территорий. Например, на севере еще в середине IX в. Под гегемонией Новгорода образовался довольно сложный комплекс, куда входили не только два славянских племени- ильменские славяне и кривич, но и ряд Финских племен. Этот процесс распада племенных территорий начинает выражаться или в объединении их, или дроблении не самостоятельные части. Племенные части разрушаясь, уступают место территориально- экономическим.
      
      Что качается взаимоотношений между отдельными территориальными единицами и Киевским политическим центром, то можно сказать, что племенные князья полностью признавали над собой власть Киевских князей. С другой стороны, последние раздавали земли княжеским людям, которые в этот период тоже назывались князьями. Характеризуя отношения между великим князем и племенными князьями , Маркс говорил, что вся зависимость этих племенных князей заключалась в уплате дани ими великому князю.
      Касаясь системы политических органов в Киевском государстве данного периода, нужно указать, что в этом государстве сохранилось много организационных черт племенных союзов,на базе которых оно возникло.
      
      Характеризуя организацию племенных союзов, Энгельс говорил: "Военачальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии" .
      
      
      
      Киевское дофеодальное государство унаследовало эти органы племенных союзов, состоявших из военачальника, совета и народного собрания.
      Так, глава Киевского государства назывался князем, как и глава отдельных племен. Народное собрание в Киевском государстве называлось, как и племенные сходки, вечем.
      Все эти органы в дофеодальном государстве, хотя и продолжали носить названия органов племенных союзов, но превратились в органы классового господства. Они защищали интересы знати, рабовладельцев и формирующегося класса феодалов.
      
      В рассматриваемый период функции первых князей - Рюриковичей были весьма несложны и заключались в организации военных ополчений, командовании войсками, покорении новых племен, установлении и взимании дани (так называемое полюдье) главным образом товарами, находящими спрос на внешних рынках, и реализации этих товаров.
      
      Что касается княжеского управления, то киевские князья первоначально должны были непосредственно владеть только Киевской землей, то есть землей полян. Как было указано, другие племенные территории, управлялись или племенными князьями или князьями- наместниками.
      .
      >
      Княжеская юрисдикция в этот период только распространяться на широкую массу населения. Сам князь судил главным образом своих вассалов (дружинников, свою челядь и рабов. Судил он на основании обычаев "Закона русского) , русско-византийских договоров.
      Едва ли можно говорить о княжеском законодательстве, если не понимать под законодательством финансово- административные распоряжения. Если бы князь в это время и захотел издавать какие-нибудь общие нормы- законы, то не было бы ни сил, ни средств их обнародовать и тем более ,проследить за их выполнением: как княжеские помощники, так и население не знали еще письменности.
       Однако, если проследить деятельность князей в Х в.,то можно прийти к выводу, что княжеские функции в этот период приобретают тенденцию к усложнению.
      
      Например, со второй половины Х в. На Руси были две группировки в правящем слое. Одна направляла деятельность князя Святослава, другая составляла окружение Ольги. Ольга и ее окружение, как было сказано выше, провели административно- финансовую реформу, учредив погосты. Группировка эта, как можно установить из летописного текста, предпочитала методическую эксплуатацию подвластных племен предприятиям Святослава. Ольга стремилась установить связи с Византией и приняла христианство.
       Эти факты говорят о том, что князь был окружен, с одной стороны дружиной, с другой- родовой и племенной знатью, которые и составляли совет, направлявший деятельность киевский князей 1Х- Х в.в.
      Вопрос о компетенции совета при князе определялся тем, что князь и совет при князе являлись как бы слитыми органами власти. То, что входило в компетенцию князя, входило в компетенцию совета при нем. Следовательно, вопросы военной организации, командования и внешней политики, финансово-административные вопросы и пр.- все это было предметом суждения князя.
      
      Это не означало, конечно, что князь не имел права принять те или иные решения самостоятельно, без совета. Но он был заинтересован в том, чтобы решения, которые он считал целесообразными, поддерживались наиболее влиятельными в Киевском государстве элементами, и, потому, естественно, он охотно и чамсто обращался к "совету лучших".
      
      
      По мере развития феодализма значение феодальных элементов в совете при князе возрастает. В особенности они были влиятельными при княгине Ольге. Можно полагать, что многие моменты ее деятельности могут быть объяснены как результат влияния этих феодальных групп (административно-финансовые реформы, поездка в Византию, крещение).
      
       1У
      
       Одним из основных органов племенной организации является племенная сходка, на которой разрешались наиболее важные вопросы, касающиеся племени. Такой орган существовал и у племени восточного славянства, который у них назывался- вече. Но в Киевской Руси вечем стали называться не племенные сходки, а широкие совещания правящей верхушки и городского населения.
      
      Вечевые собрания в основных центрах Киевской Руси, в частности, в Киеве и в Новгороде, созывались гораздо чаще, чем в Х1- Х11 в.в. В этот период вечевые собрания сохраняют много организационных черт прежних племенных сходок. Но в этот период вече было уже органом государственной власти. Оно созывалось князем и его представителями, и его деятельность направлялась правящей верхушкой. Созывать вечевые собрания для решения повседневных вопросов не было смысла, и поэтому оно созывалось только для решения наиболее важных вопросов. Особенно велико вечевых собраний было в осажденных городах, когда вече созывалось для поднятия духа среди осажденных и для принятия таких решений, которые требовали поддержки широких масс.
      
      
      Примером такого вечевого собрания было вече 968 г. в Киеве во время осады Киева, в отсутствие князя Святослава, печенегами.
      
       Как ни малочислены были функции княжеской власти в феодальный период, тем не менее, князья имели целый ряд административных органов.
      
      Летопись, например, говорит о том, что окружение князя в Х в. Состояло не только из дружинников и представителей родоплеменной знати, но и из тысяцких, сотских и дестястких.
      
      У восточного славянства при переходе к племенному строю и в период разложения племенных отношений войско делилось, так же, как и других народов , на тысячи,сотни идесятки, во главе которых стояли тысяцкиек, сотские, и дестяские. При завлевании племен киевсике князья должны были ставить в племенных или других крупных центрах свои гарнизоны: в племенных и особо важных центрах -более крупный гарнизон- тысячу, которая распадалась на сотни (тысяцкий был начальником гарнизона, а сотские -командирами отдельных частей) , в городах меньшего размера -меньший гарнизон, которым командовал сотский.
      
      
      Очевидно в феодальный период тысячи и сотни стали утрачивать свое реальное, математическое значение. Вполне возможно. что гарнизон, во главе которого находился тисяцкий и имел больше тысячи воинов или наоборот.
      
      По мере укрепления власти Киевского центра над племенами, власть тысяцких и сотских стала обрастать административными, вернее, судебно- полицейскими функциями. Поскольку гарнизоны стояли только в городах, то можно сказать. что сотские были городские учреждения.
      
      Какие же функции стали приобретать тысяцкие, ,сотские и десятские? Это -прежде всего, подавление всякого рода восстаний со стороны племен, военная помощь сборщикам дани, наведение порядка в городе, торговая полиция, а затем уже, с развитием княжеской юрисдикции- выполнение судебно -административных функций.
      
       В тех же городах, где сидели князья, тысяцкие становились главными помощниками по военному управлению и командованию войсками.
      
      
      Поскольку тясяцкие, сотские и десятские находились во главе городских гарнизонов, князья не поручали всех административных функций в городах этим органам, а создавали особую местную организацию, так называемых посадников. Посадники были представителями княжеской власти на местах.
      
      .Усиление власти князя и эксплуатации подвластного ему населения, требовало постоянных органов власти.
      
      Организуя погосты,княгиня Ольга ,несомненно, назначала туда постоянных княжеских агентов. Смысл этой реформы Ольги заключался именно в том, что вместо периодических наездов -осеннего и зимнего полюдья князя или наиболее близких к нему дружинников_ создается постоянно действующая, прочная и довольно густая сеть финансовых органов.
      . .******
      
      
      Так складывалась русская государственность, давшая возможность нашим далеким предкам отстоять независимость Русской Земли.
      
       Создание единства всей Руси, всех русских людей, создание единства всего русского народа является величайшим вкладом киевского периода в истории великорусского, украинского и
      белорусского народов, ибо Киевская Русь- это начальный этап , в истории всех трех братских славянских народов Восточной Европы, имеющих одного предка -русский народ Киевских времен, древнерусскую народность.
      То общее, что объединяет великоросса, украинца, и белоруса, есть результат незыблемых связей, установившихся между населением различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его государства. И в этом огромное значение Киевского периода в истории славянских народов Восточной Европы.
      
      
      
       Л И Т Е Р А Т У Р А
      
      1. Ф. Успенский : Русь и Византия в Х в. (Речь, произнесенная 11 мая 1888 г. в память 900-летию крещения Руси).
      
      2. Слово о старине незапамятной (книга первая, изд. 1866 г.)
      
      3. Н. Чаев: "Наша старина по летописи и устному преданию. (изд 1862 г.)
      
      4.Беседа у памятника тысячелетия русской земли (изд.1862 г.)
      
      5.П. Щебальский: Начало Руси (изд. 1865 г.)
      
      6. Н. Ламбин : "Объяснение сказаний Нестора о начале Руси"
      
      7. А. Гаркави : " Сказания мусульманских писателей о славянах и русских"
      
      8. Б. Греков : "Феодальные отношения в Киевском государстве".
      
      9. Н. Костомаров: Лекции по русской истории (изд.1861 г.)
      
      10. Исторические очерки В.И. Сергеевича "Государственный строй древней Руси".
      
       11. В. Мавродин. "Древняя Русь"
      
      12 . Б. Греков: Борьба Руси за создание своего государства".
      
      13. П.Третьяков: "Восточнославянские племена"
      
      14. Б .Греков "Киевская русь"
      
      15. С. Юшков: "Общественно-политический строй и право Киевского государства

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Матрос Лариса Григорьевна (LarisaMatros@aol.com)
  • Обновлено: 02/12/2012. 59k. Статистика.
  • Статья: Право
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.