Аннотация: О сериале "Частица Вселенной"
Журнал: "Вестник" .Љ2 ,2018 Всероссийского философского общества
Вестник Всероссийского Философского Общесива #2. 2018
Лариса Матрос
Презумпция невиновности во вселенной наших отношений.
Размышления после просмотра фильма "Частица Вселенной"
Значит время иное, лихое, но счастье как в старь ищи,
И в погоню за ним мы летим, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет. (В. Высоцкий)
Покой нам только снится, - утверждал поэт (А. Блок) в начале прошлого века. Нам, в начале века нынешнего покой уже даже и не снится. Тревожность, непредсказуемость опасности от терроризма, непрерывная зависимость нашей жизни от степени добросовестности, честности моральной и профессиональной подготовленности тех, кому поручено владение, управление плодами научно-технических достижений, все более определяющих наш каждый шаг.
И становится очевидным, что роль "человеческого фактора", все более возрастает, как бы парадоксально это не звучало в эпоху, когда все больше функций в определении условий нашей жизни отдается машинам, механизмам, электронике.
Когда-то (в середине 70-х) мне довелось заниматься правовыми аспектами широко внедрявшихся АСУ (автоматизированные системы управления), где вопрос: кто виноват, и что делать при неверных данных выданных компьютером - стоял очень остро, и, насколько я знаю, не потерял актуальность и в наши дни.
Во второй половине прошлого века появился такой термин "безопасное поведение", где под "безопасным поведением" прежде всего, понималось ответственность человека в его отношениях с плодами научно технического прогресса. И здесь исследователи (социологи, психологи, педагоги) обнаружили, что воспитание "безопасного поведения" наталкивается нередко на те же социально-психологические трудности, что и борьба с курением, алкоголизмом и другими вредными привычками, когда желание получить сиюминутную выгоду (мнимое удовольствие, экономию времени ...) побеждает здравую оценку степени риска и его пагубных последствий.
И что делать нам всем, зависимым друг от друга, как никогда? Сложно, тяжело, напряженно.
Гляньте на любую посиделку ( застолье в ресторане, кафешке, и даже дома), Вы редко увидите блеск обращенных друг к другу глаз от радости совместного присутствия , желания поделиться эмоциями, впечатлениями, накопленными за день,неделю,месяц ...Но зато... Вы увидите глаза, уткнувшиеся в гаджет, бегающий по его клавиатуре большой палец, и услышите в свой адрес мимолетную реплику, лишь для подтверждения, что Вы физически здесь не один. .
А еще... мы утыкаемся не в "ящик", - как говорили ранее, а в нечто уже похожее на висящее на стене живое полотно, которое является одним из самых главных источников информации.Конечно, как заключают умные ,образованные люди- все эти гаджеты, не дают знаний.Но они дают ориентиры, по которым можно углубляять знанини до нужных каждому пределов.
И вот, кажется, беспрецедентная для прежних времен по масштабу возможность, заставлять наши души "трудиться" во благо каждого из нас и всех вместе взятых. Но для этого и души тех,кто готовит нам эту информацию, должны трудиться целенаправленно по критериям добра, ответственности, человеколюбия. В реальности, наряду с пошлостью и бескультурным беспределом нам преподносят бесконечные дебаты, ток-шоу, где с самого начала ясно, кто есть кто, кто будет о чем, кто будет с кем и против кого, и тупые, ничего не дающие ни голове, ни сердцу сериалы, фильмы.
. За кого же они нас принимают, - хочется воскликнуть. " Не нравится, - не смори. не слушай, - ответят они нам, лукавя, понимая, что выбора то нет порой.
На этом фоне сериал Тодоровского "частица Вселенной" можно отнести к явлению в культутрной жизни.
Масштаб и значимость поднятой в нем проблемы, боюсь, еще до конца не поняты. На
первый взгляд можно подумать, что это фильм о современных космонавтах. Но нет: космонавты, их пребывание в космосе и подготовка к нему - это только фон. Главный предмет анализа здесь, - взаимосвязь проблемы безопасного (опасного поведения ) людей между собой и людей с техникой ..
. И для этого здесь одним из главных героев является ПСИХОЛОГ..Разных психологов, психоаналитиков, экстрасенсов и ясновидящих в современных фильмах ,хоть пруд пруди. Здесь же -это совершенно необычный образ. Этот психолог в отличие от представителей его профессии в других фильмах, не сидит вальяжно в кресле суперуютного кабинета напротив своего пациента, благостно внушая ему, что "все будет хорошо"..Задача этого психолога не успокоить, а наоборот - забить тревогу для предотвращения беды.. Его поведение - это поведение следователя, потому что он хорошо понимает, что принцип презумпции невиновности в психологических отношениях применяется более активно, чем где- либо. И вправду: иди докажи, что именно эта конкретная интрига, оскорбление- есть причина, повлекшая гибель, болезнь, роковую ошибку.Презумпция невиновности в действии. .
Вначале мне показалось странным, что авторы фильма именно так выстроили сюжет, что неверная жена сообщает мужу убийственную для него новость о том, что она уходит к другому ,перед самым полетом, к которому он готовился 8 лет. Ведь в космос отправляются оба: и муж, и любовник (назначенный командиром экипажа) . Значит, за это время ее жизнь будет вне обоих: ей нет надобности собирать вещи, переезжать к любовнику или в нейтральное (на переходный период) место. Зачем же тогда авторы фильма позволили ей совершить бессмысленную жестокость по отношению к прекрасносу,сильному человеку- ее мужу , отцу ее шестнадцатилетнего (опсного)- возраста .
Мне кажется, что таким образом выстроенной интригой, авторы фильма решили во всей силе обострить волгующий их вопрос: до какой же степени может дойти жестокость человека ( в данном случае неверной жены) , если ей совершенно нет дела до последствий1ее душвного преступления по отношению к близким людям.
И именно для того, чтобы сбросить эту оболочку и показать масштаб преступления над душой и его последствий, введен образ мощного, неугомонного психолога, труд которого здесь представлен аналогично труду детектива. Он не унимается, он не сидит на месте , он проводит свое расследование, чтобы в сознании окружающих как бы материализовать улики, сделать их очевидными, для обнажения их значимости и возможных катастрофических последствий.
Острым социальным обобщением-предупреждением является изображение в фильме социально- психологической атмосферы, в которой осуществляет свою работу психолог: насмешки, унижения, и, наконец, - увольнение.
Мы,-гуманитарии разных направлений хорошо это понимаем. Гуманитарные науки, гуманитарные исследования редко воспринимаются\я значимыми для познания и управления социальными процессами в обществе, в оценке и прогнозах поведения людей по отношению друг к другу, и обществу как таковому.. Потому неожиданными сюрпризами кажутся социальные потрясения, межнациональные конфликты, молодежные движения, беспрецедентные террористические проявления среди школьников и другие, к печали широко известные факты..
. .
Очень значимое и актуальное на мой взгляд, произведение - новый фильм Тодоровского Но состоянии ли мы понять, о чем он? И возникает вопрос: замечательный мастер опередил своё время и ещё не все потеряно, или он опоздал и уже все потеряно