Аннотация: К семидесятилетию В.Высоцкого
Под названием "Высоцкий- поэт, философ", опубликовано в журнале "Побережье" Љ!7-2008, в журнале "Сенатор"http://senat.org/senat-news/Vladimir_Vusockiy.html
________________________________________
Лариса Григорьевна, буду рад, если моё послание дойдёт до Вас. Я, посвятивший Высоцкому 27 лет жизни (из 73-х) и прочитавший о нём гору, покорён Вашей искренностью и теплотой. Это, конечно, не литературная критика - это нечто большее! Спасибо ! Я позволил себе убрать в Вашем тексте технические огрехи и посылаю эту коррекцию. Всего доброго! Высоцкий, когда писал кому-то, заканчивал: ДОБРА! Виктор Сергеевич Смирнов
Философ Владимир Семенович Высоцкий.
Он был чистого слога слуга.
25 января с.г Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Думаю, что не ошибусь, утверждая, что русскоговорящие во всех уголках земли, с той или иной степенью организованности (фестивали, литературные и музыкальные вечера, концерты, мемориальные мероприятия с увековечением его памяти, теле и радиопрограммы, спектакли) отдавали дань памяти великого поэта, великого актера и музыканта. Но я, здесь все же допустила ошибку. Высоцкого любили, почитали не только русскоговорящие люди. Первую большую, твердую пластинку с его песнями когда-то давно, еще кажется при его жизни, я приобрела в Софии (столице Болгарии) в книжно-музыкальном магазине, который привлек мое внимание тем, что там с порога я услышала голос Высоцкого в записи. Неоднократно приходилось отмечать интерес и знание его песен приезжавшими в Академгородок учеными, музыкантами, литераторами, общественными деятелями из Венгрии, Польши, Чехословакии и др. стран.
Особый бум интереса к личности и творчеству ВЫСОЦКОГО, ПОТРЕБНОСТЬ ВОЗДАТЬ ЕМУ ЛЮБОВЬ И ПРИЗНАНИЕ, КАК ЧАСТО - УВЫ, бывает, проявилось после его смерти. Меня буквально поразил какой-то (уж не вспомню) источник в Интернете, который свидетельствует, о том, что даже россияне точно не знают, сколько памятников и мемориальных акций, (барельефов, памятных настенных досок, переименований именем Высоцкого улиц и т.п.) имеет место быть в самой России (уж не говоря за ее пределами) но известно точно, что их число растет с каждым годом. Об этом, кстати, дан весьма обширный обзор высоцковеда из США Марка Цыбульского (http://www.visockiy.org.ru/chp-ar-avtor-95/), где он, в частности пишет: В январе 1979 года Высоцкий дал восемь концертов в США, один из которых прошёл в Чикаго. 23 января 2003 года в этом городе был открыт первый на американской земле барельеф с изображением Высоцкого. Он создан проживающим ныне в США архитектором М. Онановым и установлен в помещении театра О`Руке, принадлежащем Труман Колледж.
Барельеф в Чикаго - не единственный в Америке памятник Высоцкому. На озере Мичиган один из крупных камней на берегу украшен аккуратно сделанной надписью "Владимир Высоцкий". Под именем стоят годы жизни, а по бокам - строки из его песен.
Кстати, - отмечает далее Цыбульский,- в Нью-Йорке с 16 марта 1991 г. действует клуб имени Владимира Высоцкого.
А в обзоре, под интригующим названием "Высоцкий в Латинской Америке", (http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2003/Vysotsky_v_LatAmerike/text.html ) Марк Цыбульский : (http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2003/Vysotsky_v_LatAmerike/text.html) Марк Цыбульский представляет весьма волнующую картину об издании дисков песен Высоцкого на разных языках, в разных исполнениях., о публикациях и конференциях, посвященных творчеству Высоцкого.
О славе и признании Высоцкого на Западе можно найти описания в многочисленных источниках, и, конечно, в книге "Владимир или прерванный полет" его вдовы, французской кинозвезды Марины Влади:
"...мы смотрим "Тимона Афинского" в мастерском исполнении актеров Питера Брука... Потом Питер просит тебя спеть... Актеры все как один застыли в напряженных позах, подались вперед, стараясь не упустить ни слова, ни ноты из песни. Но кто меня буквально потрясает - это сам Питер: в течение всего импровизированного концерта он, не отрываясь, смотрит на тебя полными слез глазами и восторженно улыбается. И далее:... твой сольный концерт в Элизе-Монмартр. К нашему крайнему удивлению, этот зал, представлявшийся нам слишком большим, потому что мы никак не рассчитывали, что народ повалит толпами, оказался вдруг тесным... Потом ты поешь несколько песен в большом концерте в Сен-Дени... ты начинаешь с "Охоты на волков", и твой голос гремит через усилители. По толпе проносится короткий шепот, и через несколько минут наступает внимательная тишина. Твои концерты в США будут еще более удивительными...".
Два года назад, то есть в 2006 году Марина Влади поставила в Париже одноименный с этой книгой спектакль, который собирал аншлаги. Песни в спектакле она исполняла на русском, а тексты-воспоминания звучали на французском. В связи с 70-летием Высоцкого, Влади снова в течение нескольких недель декабря 2007 - начале января этого года представляла свой спектакль в парижском театре "Буф дю Нор", (где выступал во время визитов в Париж и сам Высоцкий) . А вот что пишет об этом парижская Российская газета" - Федеральный выпуск ?4572 от 25 января 2008 г.
"О своем спектакле, Марина Влади рассказывала так:- Это мое объяснение в любви человеку, который был одним из самых выдающихся поэтов своего поколения и страдал от унижений, выпавших на его долю в советские времена. У меня сложилось такое ощущение, что он бился против стены из ваты. Задыхался и умер в 42 года, оплакиваемый народом, который обожал его потрясающий юмор, полные смысла и едкого подтекста стихи".
Названная выше газета, отмечая, что спектакль стал событием театральной жизни Парижа, цитирует отклик французской прессы на него: "Поражает многогранная мощь личности барда", - пишет газета "Журнал дю диманш", а в "Парископе" критик Мари-Селин Нивьер признается: "Марина Влади заставляет нас то смеяться, то плакать, испытывать то радость, то грусть".
Как правило, мемориальными событиями по случаю ухода в мир иной литераторов, деятелей культуры, охвачена интеллигенция как та часть общества, которая в большей степени является "потребителем" созданных ими духовных ценностей. Но Высоцкий из тех исключений, чье творчество было предметом интереса, поклонения людей всех сословий: от высших чинов до рабочих, от утонченных интеллектуалов до простого люда. И причина этому, на мой взгляд, самая простая - в его гениальности. Гениальности среди прочего, проявляющейся в том, что он, столичный интеллигент, сын представителей московской интеллигенции, проведший годы детства в Германии с отцом-военным, получивший высшее столичное образование, умел в своих песнях представлять поразительно обобщенно, и в то же время поразительно конкретно до деталей узнаваемые картины быта и заботы людей, независимо от сословия, к которому они принадлежат. "Я не пишу для определенной категории зрителей, - говорил Высоцкий, - я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности". Трудно найти кого-либо из представителей разных сословий (от простого люда села и города до урбанизированных интеллигентов, ученых) разных возрастов, (от ветеранов до детей,), которые бы не были героями либо адресатами его песен. Трудно найти тему (от семейного быта и семейных отношений, до международных событий), которая не была отражена в его песнях. Трудно выбрать что-то наиболее характерное для иллюстрации, сказанному выше, ибо все в его песнях и все его песни характерные.
Он был подлинным философом
Признаюсь, что я, со студенческих лет, отдающая свою творческие силы гуманитарным наукам, обладающая ученой степенью в области философии, смею утверждать, что никакое образование, никакие знания не позволят никому стать философом, если это ему не дано от рождения. Люди заканчивают университеты, получают дипломы философов, не имея порой никакого отношения к этому званию, потому что философом нужно родиться, а знания лишь дают базис для философского анализа и обобщений тому, кто на них способен. А если не дано родиться философом, то никакие знания не помогут им стать.
Слово "философия" восходит к греческим словам "phileo" - люблю и "sophia" - мудрость. Любить "мудрствовать", наверное, свойственно многим. Но очень не многим дано выдавать "мудрые результаты" своих мудрствований. Для этого нужно родиться философом. Платон считал, что философия- это познание сущего, а по Аристотелю - это исследование причин и принципов вещей.
С моей точки зрения Высоцкому было доступно и познание сущего, и исследование причин и принципов вещей. И именно в этом феномен его творчества, в этом причина оглушительного успеха, признания, поклонения и долгой жизни всего, что он создавал.
Есть расхожая фраза: "перепрыгнул самого себя. О Высоцком можно сказать, что он во всем, даже чисто физически был больше самого себя. Очень многие воспоминания о нем разных людей содержат сюжет о том, что до непосредственного знакомства с ним, либо до того, как его можно было увидеть, он по своему голосу, по энергетике, чисто физически казался мощным гигантом: "На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек,-вспоминает Марина Влади о своем знакомстве с будущим супругом.- . От пояса до плеч он обмотан цепями... Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию "Пугачева", пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей - некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. .. Все, кто был в зале, аплодируют стоя. На выходе один из моих друзей приглашает меня поужинать с актерами, исполнявшими главные роли в спектакле... Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. ... Я знаю, что это - ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре...."
И подобные ремарки можно найти во многих воспоминаниях.
. Кинорежиссер Иосиф Хейфец, снявший Высоцкого в двух замечательных фильмах "Плохой, хороший человек" и "Единственная" вспоминает: Мое знакомство с Владимиром Высоцким началось, как и для многих, с его песен. ... По голосу он представлялся мне могучим мужчиной богатырского сложения, этаким суперменом. И поэтому, когда в начале семьдесят второго года я искал исполнителя роли зоолога фон Корена для своего фильма по чеховской "Дуэли", я вспомнил о Высоцком. У Чехова фон Корен широкоплеч, смуглолиц, фигура его производит впечатление мощи, и весь он - воплощение высокомерия и холодности. Но вот приехал из Москвы и стоит передо мной человек невысокого роста, даже, можно сказать, щуплый. ..Я был поражен несоответствием голоса и внешности."
С моей точки зрения, этот феномен Высоцкого определялся не только спецификой его голоса, излучаемой им могучей внутренней энергией, манерой до предела выкладываться, но, может, в первую очередь той философской нагрузкой, которой было наполнено все, что он делал. Именно философской нагрузкой, потому что философская нагрузка приподнимает любой продукта творчества до уровня такого обобщения, когда продукт этот обретает роль знака, символа..Именно эта философская нагрузка, определяя планку того, что он делал до уровня запредельности, выходящей за рамки возможного даже для самых талантливых. Это можно сказать обо всех гранях творчества Высоцкого, и в том числе киноролях.
Его фильмография насчитывает более 30 киноролей, основные из которых были отмечены самыми Высокими оценками. .. В каждой своей роли, как бы гениально он ее не играл, он был больше, чем его персонаж, он был Высоцким- философом.. И, на мой взгляд, это в наибольшей степени проявилось в роли Жеглова в культовом пятисерийном телефильме С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Уж так у нас, у людей, повелось, что любим мы зрелища, и если в кино является герой, то как же он может держать наше внимание, если нам не дадут что-то жаренное, что-то "из замочной скважины" о его личной, интимной жизни. Иначе скука, постнятина. И то- правда, только, когда это не с Высоцким. Высоцкий в образе Жеглова являет нам образ, которого мы видим, по сути, только в работе. Никакой его личной жизни, отношений с прекрасным полом нам фильм не являет. Более того, Высоцкому, всенародно любимому, прежде всего благодаря его песням, Говорухин не дал возможности спеть в фильме ни одной своей песни. Будучи другом и подлинным почитателем всех граней его творчества, Говорухин хотел показать мощь именно артистического таланта Высоцкого. Говорухину это, безусловно, удалось, удалось показать мощь таланта Высоцкого как актера. Но ему удалось еще ярче и многогранней показать философскую суть его личности, позволяющей держать нас в напряженном любопытстве больше к нему как таковому, чем к его персонажу на прорятжении всех пяти серий, без неизбежной для таких случаев атрибутики , как любовные истории, постельные сцены.
Театральная карьера Высоцкого сложилась в новаторском, непревзойденном в те годы в СССР по популярности театре на Таганке. Здесь Высоцкий был больше, чем ведущий актер. Он был символом театра, он был притягательной силой. Многие люди (и я в том числе) стремились в этот театр только для того, что увидеть и услышать Высоцкого, независимо от того, какой спектакль и какую роль он играл. А он между тем, сыграл главные роли в спектаклях, составлявших основу театрального репертуара. Среди них такие как Керенский, анархист, солдат революции, часовой и другие - "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Семен Гудзенко - Поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов "Павшие и живые", Галилей - "Жизнь Галилея" Б. Брехта, Маяковский - Поэтическое представление "Послушайте!" по Вл. Маяковскому, Хлопуша - Пугачев" по С. Есенину, "Свидригайлов - "Преступление и наказание" по Ф. Достоевскому, Лопахин - "Вишневый сад" А. Чехова и другие..
Будучи поклонницей Высоцкого, я старалась не упускать возможности прочитать все доступное, что писалось о его творчестве, в том числе и театральных ролях. И как-то мне попалась в самиздатовском варианте (то есть в машинописном виде) статья какого-то автора (не помню, к сожалению его имени) о творчестве Высоцкого, где он выделял исполнение Высоцким роли Лопахина в "Вишневом саде". Мне более всего запомнились его рассуждения о том, что Высоцкий играл эту роль в совершенно иной концепции, чем все иные актеры разных театров и разных лет. Высоцкий играл не "махрового", грубого представителя наступающего нового класса капиталистов-промышленников, рушащих все на своем пути, ради достижения цели обогащения. Нет, он и здесь был философом, построив свою концепцию роли на ремарке в пьесе, на которую ранее никто из исполнителей этой роли не обращал особого внимания. Речь идет о ремарке Пети Трофимова, обращенные к Лопахину: "У тебя тонкие и нежные пальцы, как у артиста. У тебя тонкая и нежная душа". Высоцкий заложил ее в основу образа, представив такой типаж, прообразом которого могли быть такие личности, как Третьяков, Мамонтов Морозов, прославившиеся своей меценатской, благотворительной деятельностью на поприще создания и сохранения духовных ценностей. Моя память хранит очень приближенно содержание этой рецензии, и, дабы не ошибиться, я бы не стала о ней писать ныне. Но вот, чудо - Интернет мне дарит подарок - интервью с великолепной, одной из ведущих актрис упомянутого театра, партнершей Высоцкого по многим спектаклям -Аллой Демидовой, где она пишет о Высоцком:
- Мы играли "Вишневый сад" шесть лет. И я считаю, что ни до него, ни после никто так не играл Лопахина. Недаром же Петя Трофимов говорит Лопахину: "У тебя тонкие и нежные пальцы, как у артиста. У тебя тонкая и нежная душа". Какой еще актер, в каком театре это играл?! А Володя играл именно это! А последний монолог, тот, что после торгов, он играл на таком высочайшем уровне, как будто пел свою лучшую песню. Его Лопахин был похож на тех знаменитых Мамонтовых и Морозовых, которые трагически заканчивали свои жизни".
В театре на Таганке Высоцкий играл вершинную, доступную лишь топ - мастерам мирового уровня - роль Гамлета. "... Володя Высоцкий за десять лет существования нашего "Гамлета" очень менялся,- говорит Алла Демидова.- Поначалу для него не существовало проблемы "Быть или не быть". Только - "Быть!" А в конце жизни его Гамлет - мудрый усталый философ (выделено мной - Л.М.)), перед ним встают вечные вопросы, на которые нет ответа. В последние годы он играл Гамлета гениально!...".
Мне, к сожалению, не довелось видеть этот спектакль в театре, но признаюсь, что ничто из увиденного и услышанного когда-либо на реальной сцене или в видеозаписи из театрального искусства, не вызывало у меня такого потрясения, как увиденное и услышанное на видеозаписи исполнение Высоцким общеизвестного монолога "Быть или не быть?" из этого спектакля. Он исполняет его не в костюме датского принца, а в черном одеянье (брюках и свитере) и создает подлинное ощущение, что это не игра. Нет, это не игра, это не исполнение заученной и отрепетированной роли замечательным актером. Это - это исходящее из его личностной сути провозглашение его философской жизненной концепции, жизненной колеи, за следование по которой он сполна расплатился даже собственной жизнью. Сам он об этой своей роли говорил:
"Дело в том, что в "быть или не быть" я даже не ставлю знак вопроса. И у Шекспира нету знака вопроса. Но сколько существует человечество, оно вынуждено решать этот вопрос. Это тоска по тому, что нет идеального устройства, в котором человеку такого уровня было бы хорошо. Это идет из поколения в поколение. Весь этот монолог - на полном выплеске, и даже иногда мне кажется, что я не скажу текст весь, что не хватит сил..Сыграть Гамлета для актера - все равно что защитить диссертацию. Мне очень повезло, мне удалось сыграть Гамлета в том возрасте, в котором он действует в пьесе. Потому что у нас получается так: человеку надо на пенсию выходить, он уже на ладан дышит, а ему говорят: "Вот теперь он может Гамлета сыграть, он в жизни разбирается! Но мне очень повезло. Страшно набросились журналисты, требовали всевозможных интервью. Все спрашивали: "Какая ваша трактовка?" Я всегда отвечал на этот вопрос так: если можно было бы рассказать, про что мы играем "Гамлета" и как он отличается от других "Гамлетов", которые были раньше, то надо было бы полтора года рассказывать - ровно столько, сколько мы репетировали этот спектакль. Я совсем не играю никакого принца датского.... Мы играем человека с такими же страстями, как все молодые люди этого возраста - от тридцати до сорока лет."
О последнем спектакле, который был сыгран 18 июля Алла Демидова пишет: " Была страшная жара, а у нас - шерстяные свитера толстой ручной вязки. Мы все были мокрые, выползали на поклоны без сил. Я обернулась к Высоцкому и говорю: "А слабо сыграть еще раз?!" Все промолчали. А он говорит: "Почему слабо, давай сыграем!" Я пошла на попятный: "Нет, нет, сыграем 27-го, потом - в отпуск!" Но не успели... "
Следующий, после 18 июля спектакль "Гамлет", о котором пишет Алла Демидова, был объявлен 27 июля. Высоцкого не стало 25-го. Мне выдался случай быть в Москве в эти дни (об этом ниже) и видеть на афише театра заметку о том, что объявленный на 27 июля спектакль отменяется. Ни один билет не был возвращен в кассу для компенсации его стоимости. Люди до сих пор хранят их как реликвию.
. Как свидетельствуют все, кто работал и непосредственно соприкасался с Высоцким, всему, что он делал, он отдавался без остатка. Но вместе с тем, он сам в общениях со своими поклонниками на концертах и творческих встречах, неоднократно говорил, что если поставить на одну чашу весов те силы, которые он тратит на кино, театр, на вторую чашу, все, что связано с созданием песен, вторая перевесит значительно. " Ты объясняешь мне, что театр - твое ремесло, а поэзия - твоя страсть.",- пишет Марина Влади в названной выше книге.
.
Его песни были в одно и то же время причиной его феноменальной всенародной популярности и причиной его официального непризнания, неоднозначного к нему отношения.
На основании моего опыта многолетнего проживания в Академгородке (о чем ниже) могу сказать, что среди научной интеллигенции было немало людей, кто сторонился прикасаться к его песням при поверхностном знакомстве с ними. Одни, совершенно несправедливо обосновывали это так (что мне непосредственно приходилось слышать): "Высоцкий - это что-то блатное, это не мое", Высоцкий - это политика, это - не мое". И это же продемонстрировал на своем примере метр советского киноискусства Эльдар Рязанов, который до проникновения в суть песенного творчества Высоцкого, его даже не относил к сану серьезных поэтов. ".... Правда, мне он был известен по песням блатным, жаргонным, лагерным, уличным - по своим ранним песням. ,- объясняет Рязанов.-И далее:... мой друг - сценарист, драматург и поэт Михаил Львовский, который является поклонником, обожателем и собирателетем песен Высоцкого, сделал мне просто грандиозный царский подарок - он подарил мне кассеты, где было восемь часов звучания Высоцкого. Это было уже где-то в году 76-м, наверное. И я как раз поехал в отпуск в дом отдыха.... Я приехал в Москву потрясенный. И с тех пор стал его поклонником окончательным, безоговорочным, пожизненным, навсегда. По приезде я позвонил ему по телефону и сказал: "Володя, ты себе представляешь, какое счастье ты мне даровал! Я провел 24 дня рядом с тобой, я слушал твои песни, ты замечательный поэт, ты прекрасен, я тебя обожаю...." . А далее Эльдар Рязанов отнес Высоцкого к величайшим поэтам 20-го века.
И такой путь к пониманию песенного творчества Высоцкого прошел не один Рязанов. И путь этот неизменно завершался одним результатом: абсолютным признанием, поклонением, благодарностью, за то, что поэт смог так точно, так ярко, так филигранно остроумно выразить все близкое и понятное каждому.
Неоднозначность отношения к песням Высоцкого, запреты на официальное признание и их публикации определялись ,прежде всего, этим самым "едким их подтекстом", о котором говорит Марина Влади в приведенной выше цитате.
Зачем же ему нужны были эти едкие подтексты.?
Каждая эпоха каждой страны задает социальный заказ на гения - выразителя чаяний, волнений, тревог, мечтаний людей. Заказ на того, кто освобожден от комплексов страха, запретов, оглядки в силу своей гениальности, которая объективно не втискивается ни в какие официозные, сословные рамки. Высоцкий являлся одним из этих востребованных социальным заказом гениев. Феномен философской нагрузки его песенно-поэтического творчества определялся с одной стороны тем, что в них, независимо от сюжета и жанра (шутки, баллады, лирика), он выражал вечно волнующие людей размышления о смысле жизни, о критериях счесться, творчества, успеха, добра и зла, дружбы, верности, предательства любви и ненависти. С другой стороны, специфика философской нагрузки его творчества, определялась тем, что он был выразителем плеяды того поколения своей страны, которое принято называть шестидесятниками. Кто такие шестидесятники? Шестидесятники -- это "дети" Хрущева, это те, чье становление осуществлялось в уникальной для советской истории ситуации, когда XX съезд, разоблачивший культ личности Сталина, как бы "спустил беспрецедентное дозволение" критического анализа самой Системы. И когда это "дозволение" вскоре стали всячески урезать и вообще пытались "взять обратно", это было сделать уже невозможно, "процесс уже пошел". И мысль, оправившуюся от дурмана, уже запретить было нельзя. Вот тогда эта мысль нашла способ выражения в подтексте, в, особом закодированном языке, применение которого наиболее доступно литературе и искусству.
Булат Окуджава пел о бумажном солдатике, который переделать мир хотел", "а сам на ниточке висел", и это сообщало обобщение, которое всем было понятно, ибо касалось каждого и каждого волновало. А осуществленная Роланом Быковым экранизация "Ай болита", имевшая ошеломляющий успех, была воспринята как откровение, ибо "Бармалей и его команда", изображенные не устрашающей силой, а смехотворными придурками, чьим девизом была строка из их песни: "Нормальные герои всегда идут в обход", и доктор "Айболит с его командой", утешавшиеся также девизом: "Это очень хорошо, что пока нам плохо"... и тем, что они в "одну минуту догонят и перегонят", а Высоцкий взывал: "Спасите наши души, мы гибнем от удушья" или "Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, это редко бывает, сиянье -- в цене", "Нет, ребята, всё не так! Все не так, ребята... )- и все вместе как бы олицетворяли возможность говорить вслух о том, о чем говорить вслух было недозволенно. Высоцкий, будучи подлинным философом, выбрал форму философских монологов, в жанре песен и подобно Сократу и другим древним философам ходил в народ, по всей стране передавая свою боль, свои страдания таким образом.
Прошла пора вступлений и прелюдий...
(фрагмент)
Прошла пора вступлений и прелюдий,
Всё хорошо - не вру, без дураков:
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел "Охоту на волков"...
Я не хлебнул для храбрости винца
И, подавляя частую икоту,
С порога от начала до конца
Я проорал ту самую "Охоту...".
......
И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлёк из книжной полки,
Он выпалил: "Да это ж про меня!
Про нас про всех - какие, к чёрту, волки!"
В сон мне желтые огни
(фрагмент)
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце - подавно.
И ни церковь, и ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Гололед (фрагмент)
Гололёд на Земле, гололёд,
Целый год напролёт -
гололёд,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким одета планета -
Люди, падая, бьются об лёд.
Песенка про мангустов (фрагмент)
Приготовьтесь, сейчас будет грустно:
Человек появился тайком
И поставил силки на мангуста,
Объявив его вредным зверьком.
.......
Вот за это им вышла награда
От расчётливых наших людей,
Видно, люди не могут без яда,
Ну а значит - не могут без змей.
Утренняя гимнастика (фрагмент)
Не страшны дурные вести -
Мы в ответ бежим на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота! Среди бегущих
Первых нет и отстающих -
Бег на месте общеприми-
ряющий!
О вещей Кассандре (фрагмент)
Без умолку безумная девица
Кричала: "Ясно вижу Трою, павшей в прах!"
Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев -
Во все века сжигали люди на кострах.
Слева бесы, справа бесы...
(фрагмент)
Слева бесы, справа бесы.
Нет, по новой мне налей!
Эти - с нар, а те - из кресел, -
Не поймёшь, какие злей.
Лукоморья больше нет
фрагмент
Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет -
так ведь нет:
Выходили из избы
Здоровенные жлобы,
Порубили все дубы
на гробы.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это - только присказка,
Сказка - впереди.
Люди хотели слушать эти слова, демонстрирующие понимание их подлинной, а не той, что отражают средства информации и дозволенная литература, жизни, Жизни, которой они реально жили. Потому они валили толпами на его выступления и размножали нескончаемым числом километров пленки с его песнями. Власть имущие понимали, что "какие там к черту волки".. змеи и мангусты, какие там кассандры, люди, что " бьются об лед", кому это "все не так",- это все про нас, про нас, о чем говорить, однако, то никому не дозволено. И потому Высоцкого донимали вопросами о сути его подтекстов. Народ хотелся убеждаться в правоте своих догадок, а сильные мира сего- чтоб предупреждать, назидать, угрожать, что и они понимают, о чем речь в его песнях. А сам Высоцкий вынужден был постоянно касаться этой темы - "Мне часто присылают письма, в которых спрашивают: "Что вы имели в виду в той или иной песне?". Ну, кстати говоря, что я имел в виду, то и написал. А как меня люди поняли, зависит, конечно, от многих вещей: от меры образованности, от опыта жизненного и так
О том, что его песни вполне правомерно относить к категории философских монологов, подтверждается отношением самого Высоцкого к своим песням. Судя по его высказываниям, он и сам не хотел л, чтобы другие воспринимали его песни в общепринятом значении этого слова., Он никогда не исполнял свои песни на бис и не считал свои выступления концертами "Я никогда не пою на бис - это же, опять повторяю, не концерт",- говорил он сам. Об этом же говорит и его другая ремарка: " - Я очень не люблю, когда мои песни поют эстрадные артисты"
Конечно, его выступления не были концертами, в общепринятом понимании концерта, как развлечения. Его выступления перед публикой - это была форма представления народу своих философских монологов. И подобно древним философам, свои философские монологи он предназначал для диалога с теми, кому монологи адресовались. "Я не люблю легких песен. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе с мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня - это почти крик"- пояснял он сам.
А говорил он с людьми о многом: о смысле жизни, о нравственных критериях взаимоотношений между людьми, о сути нашего бытия.
Вопрос о смысле жизни - один из важнейших вопросов философии, Попытка разобраться в нем пронизывает красной нитью все творчество Высоцкого.
Наверное, многим известна замечательная песня Булата Окуджавы "Молитва Франсуа Вийона"
(фрагмент)
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег... И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится, Господи, -- твоя власть! -
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье... И не забудь про меня.
Окуджава написал это произведение в 1963 году. В 1965 году Высоцкий создает свою песню на подобную тему, но это уже совсем другое, это уже философское произведение, где автор задумывается над смыслом известного библейского сюжета: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!"
Дайте собакам мяса...(фрагмент)
Чтоб не жиреть воронам,
Ставьте побольше пугал.
А чтобы любить, влюблённым
Дайте укромный угол.
В землю бросайте зёрна -
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным -
Дайте же мне свободу!
....
Люди ворон пугают -
Но вороньё не боится.
Пары соединяют -
А им бы разъединиться.
Лили на землю воду -
Нету колосьев. Чудо!
Мне вчера дали свободу -
Что я с ней делать буду?!
Что же наша жизнь - это суета , или есть в ней высшее назначение, есть высший смысл?.- Над этим задумывались многие умы человечества, в том числе литераторы. И Высоцкий дает свой ответ на этот вопрос.
Лучше голову песне своей откручу, -
Но не буду скользить, словно пыль по лучу!
... Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -
Я умру и скажу, что не все суета.
Высоцкий говорил: "Я думаю, что всякий человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он живет... Бывали и у меня такие моменты, когда я себе этот вопрос задавал. По разным поводам: по личным и по другим... Решил ли я этот вопрос "Быть или не быть?" Я думаю, перед Гамлетом не так стоял этот вопрос - он знал, что жить хорошо все-таки. Да и всем этот вопрос ясен: быть - лучше, жить -надо. Но он все равно стоит перед определенными людьми, всю историю человечества они все равно себе его задают. Почему же мы все время об этом задумываемся?! Почему? "
В стихотворении "Мой Гамлет" ,он говорит: (фрагмент)
С друзьями детства перетёрлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами - "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.
....
Можно утверждать, что трудно найти хоть одну песню Высоцкого без подтекста с философской нагрузкой.
И колёса Времени
Стачивались в трении
(Всё на свете портится от трения),
И тогда обиделось Время -
И застыли маятники Времени.
......
Смажь колёса Времени
Не для первой премии -
Им ведь очень больно от трения!
Обижать не следует Время.
Плохо и тоскливо жить без Времени
У тех, кто не знаком с этим произведением, хотелось бы спросить: Как Вы думаете, откуда этот философский трактат? Отвечу сразу: это глубоко философское произведение не из сборника стихов "для взрослы", для интеллектуальной элиты. Оно из дискоспектакля "Алиса в стране чудес", для которого Высоцкий написал 31 песню.
Высоцкий использовал любые темы для изложения своих философских концепций о сути бытия, о взаимоотношениях между людьми, о критериях нравственнсти во всех жизненных коллизиях. Потрясающий цикл его спортивных песен - одна из ярчайших иллюстраций сказанному.