Когда-то, лет 10-15 тому назад этот райский уголок американского города Среднего Запада облюбовали весьма обеспеченные представители высшего звена среднего класса, в тот период их жизни, когда взрослые дети, начав самостоятельную жизнь, покинули родительские дома. В их просторах одиноким, не первой молодости людям уже не было надобности. Потому они построили в этом, одном из самых престижных районов города кооператив. Он состоял примерно из 40 одно - двух - этажных домов и четырехэтажного многоквартирного здания, куда, как правило, селились те, кто не хотел, либо не мог по возрасту одолевать заботы, связанные с домом. Размер квартир, естественно, определялся уровнем потребностей и материальных возможностей владельцев (арендаторов). Главное преимущество этих жилищ (и домов, и квартир) для лиц не первой молодости состояло в том, что в отличие от самостоятельных домов (с требующими ухода приусадебными участками, бассейнами), здесь и лужайки, и бассейн, и озеро, и теннисный корт - все было кооперативным. Жильцы выплачивали ежемесячный (относительно немалый) взнос за обслуживание этих удобств, которое обеспечивалось штатным персоналом офиса. Офис (контора, или ЖЭК - по-советски). Размещался здесь же в здании кооперативного клуба, который использовался для коллективных мероприятий: групп здорового образа жизни, любителей игры в бридж, коллективных вечеринок, банкетов, которые жильцы устраивали по разным поводам : зимних и осенних общенациональных праздников, по случаю открытия бассейна ( в начале лета), закрытия ( в середине осени) и др. За небольшую плату, можно было клуб арендовать для индивидуальных торжеств, например, в связи с днем рождения, бракосочетания (что бывало и здесь), приездом гостей и пр.
Под названием Forest Lake (Лесное озеро) кооператив был расположен в очень удобном для сообщения месте. Простирающиеся недалеко скоростные дороги обеспечивали возможность за относительно короткое время добираться до аэропорта, центров развлечений, наиболее популярных торговых центров
К этому времени состав основателей кооператива был неизменным с начала заселения и напоминал обитель большой семьи, где все в основном все знали друг о друге, радостно встречались на торжествах, организовывали совместные путешествия. Лишь единственным исключением был новый обитатель двухкомнатной (one bedroom) квартиры на четвертом этаже четырехэтажного здания. Он поселился, полгода назад и еще не успел, либо не хотел вступить в какие-либо контакты с соседями. За пределами приветствий в виде соответствующего помахивания головой, либо реплик: "Hay", "ОК", "Thank you"? от него никто не услышал ни разу ни слова.
Хозяйка этой квартиры умерла и ее внук, получивший последнее пристанище бабушки в наследство, сдал его в аренду русской женщине, которая оформив документы на свое имя, поселила туда, как пояснила, на время, своего родственника. Им был высокий, стройный, светловолосый мужчина лет сорока, который и национальностью, и возрастом внес разнообразие в эту среду коренных, немолодых американцев. Он, естественно вызывал их жгучее любопытство. Соседи шептались, выпытывая друг у друга хоть какие-то сведения о незнакомце, но ничего, никому о нем узнать, не удалось. Только одна "дама с собачкой" сказала, что как-то давно видела его с какой-то, примерно его возраста блондинкой, когда они, выйдя из подъезда, садились в машину, за руль которой блондинка и села.
Этот жаркий октябрьский день был настолько нетипичен для этого времени года этого края, насколько типично было поведение пребывающих на улице обитателей "Forest Lake". Вдоль освещенной солнцем, неуместно высвечивающим увядание крон деревьев, кустов и клумб с цветами самой длинной здесь "центральной" улочки, расслабленно разгуливали мужчины, женщины с собаками разных пород и размеров, бегали, либо в интенсивном темпе шагали блюстители здорового образа жизни. Встретившись взглядом, соседи со стандартной улыбкой приветствовали друг друга, произнося такое же стандартное "How are you" и, не проявляя ни малейшего интереса к ответу, следовали далее.
Но вдруг что-то резко изменилось. Так бывает, когда в ясный солнечный день внезапно врывается гроза, с внушающими угрозу звуками, нервным дрожанием крон деревьев, тревожным потемнением атмосферы. Люди с неосознанным испугом оглядывались по сторонам, пытаясь как-то уловить причины возникновения беспокойства в их, до скуки размеренную жизнь. Поддавшись интуиции, они двинулись к многоквартирному зданию, поскольку, именно туда было устремлено движение незнакомых машин.
Для того чтобы преодолеть расстояние даже между самыми отдаленными домами и улочками здесь требовалось не более 5-7 минут медленной ходьбы, и потому, через мгновенья они увидели две машины: полицейскую и корреспондентскую ведущей в этом городе газеты. Тут же соответственно стоял полицейский и корреспондент с тяжелой камерой в руках.
Близко подходить никому не дозволялось, потому любопытные в ожидании новостей, скопились на дозволенном расстоянии от места происшествия. Однако ошеломляющая новость не заставила себя долго ждать: в квартире, где проживал загадочный русский, обнаружен его труп. Это привело расслабленных спокойствием и уютом американцев в шоковое состояние, сопровождавшееся репликами о загадочных, угрюмых, замкнутых русских, о русской мафии и тому подобном.
К вечеру, испуганные "форестлейковцы" рассредоточились по своим жилищам, с нетерпением ожидая следующего дня, когда прояснятся подробности. Но второй день никаких новостей им не принес. И только на третий день по телефону пришло сообщение о том, что все приглашаются на собрание в большом зале клуба к 7-ми часам вечера, где информацию даст представитель местной полиции капитан Дуглас.
Никакими прежними мероприятия не заполнявшийся более чем на половину зал, ныне, уже за полчаса до назначенного времени не мог вместить всех желающих услышать информацию с первых уст. Ни стульев, ни ступенек, ведущих на верхний этаж, ни даже пространства для стояния в зале не хватило, и кое-кому пришлось "вытянув ухо" томиться в коридоре.
В назначенный час за столом "президиума" сидело несколько членов правления кооператива, над которыми возвышался огромный, крепко сбитый капитан Дуглас. Он был в гражданском темно-сером костюме, что придавало его облику мягкость и доступность. Хотя не трудно было представить, как образ огромной детины преобразовывался в полицейской форме. Здесь этот мужчина 45-50 лет, выглядел ухоженным, спортивным джентльменом, мускулам которого было явно тесновато в элегантном костюме.
Смягченное легкой улыбкой лицо его выражало сочувствие к жильцам и некоторую неловкость, даже виновность из-за столь страшного происшествия.
Собственно, изложением этих своих эмоций он и начал свое выступление. Словно прося снисхождение растревоженных граждан, Дуглас говорил о том, что искренне сожалеет о случившемся в одном из самых благополучных, по критериям правонарушений и преступности, месте. Поясняя, что не имеет права разглашать тайны следствия, он, в то же время сообщил, что никаких следов насилия над жилищем жертвы (взломов, повреждения входной двери), окон не было обнаружено. Это свидетельствовало о том, что убийца без препятствий проник в квартиру, скорее всего как гость, которому хозяин сам открыл дверь. Капитан призывал к пониманию того, что следствие не допускает никакой суеты и скоропалительных выводов. Все версии тщательно проверяются . В завершении краткого выступления Дуглас изъявил желание отвечать на любые (кроме , связанных с тайной следствия) вопросы.
Первым взял слово Президент кооператива, который поблагодарил полицейского за оперативную работу. Он пояснил "форестлейковцы", что трагедия, как таковая произошла, дня за два до того, как была обнаружена. Так случилось, что одна из соседок убитого обратила внимание на то, что его почтовый ящик (в который по - прежнему приходило много корреспонденции умершей хозяйки) переполнен настолько, что уже не вместил журнал, валявшийся на земле. Она предположила, что одинокий мужчина заболел и несколько раз звонила в дверь. И когда утром, следующего дня она у почтового ящика застала ту же картину, интуиция ей подсказала что-то недоброе. Соседка позвонила в полицию, на что та мгновенно отреагировала.
В ответ на благодарность Президента "Forest Lake " капитан Дуглас расчувствовался и признался, что этот район настолько благополучен, что они даже не сочли нужным обновлять свой арсенал поиска преступников, как это бывает постоянно в других, не столь спокойных районах города. При этом он счел нужным акцентировать внимание на том, что никакой, самый новейший арсенал не может обезопасить каждый дом. Не советуя впадать в панику, капитан , однако, призывал жильцов усилить бдительность так как полиция не может к каждому дому приставить охранника. Потому следует не оставлять незакрытыми на замок двери особенно у задней части домов, которые примыкает к озеру. Быть внимательными к новым, незнакомым лицам, стучащимся в дверь, появляющимся на улицах кооператива, особенно в непосредственной близости от домов и машин.
Далее, когда снова последовали вопросы и реплики жильцов, одна из старейшин в своем выступлении ожесточенно предъявила претензию Правлению кооператива из-за того, что оно толком ничего не знало о новом жильце, который может, был связан с русской мафией, из-за чего и поплатился. Соседи оживленно поддержали эту тему и развернулась дискуссия о том, что может, следует в дальнейшем общим собранием обсуждать кандидатуру каждого из новых претендентов на покупку жилья в " Forest Lake", где проживают "so nice , so friendly people". Но кто-то из собравшихся выкрикнул ремарку о том, что это может дойти до нарушения прав потенциального покупателя, что не соотносится с принципами общежития такой свободной, и уважающей человека страны, как США.
Пользуясь присутствием представителя полиции, жильцы дополнительно к взбудоражившей их теме, подняли давно наболевший вопрос о том, что в том месте, где их community упирается в одну из центральных и напряженных движением городских магистралей, следовало бы установить светофор, поскольку въезд и выезд затруднен и небезопасен. И происшедшая несколько дней назад авария, в которой погибла женщина, тому подтверждение.
Х Х Х Х
- Ну что, Славик, здорово, здорово вот так посидеть, поболтать. Почему, почему мы так редко, так редко встречаемся. Молодец, настоящий молодец, что организовал нашу встречу в этом замечательном ресторанчике. А то ведь никак. Все суета, суета, нет времени встретиться с друзьями. Но мы еще с Люськой устроим у нас дома тебе проводы. Давай выпьем за твою удачу. Ты может и прав, что решил уехать. Там, в Америке может, ты найдешь себя. Ведь у них "Новаторство" - это лозунг страны. Им все нестандартное, что-то новенькое подавай. И это правда. Да хоть экономика, например: все достижения, все лучшие идеи идут оттуда. Все Нобелевские премии в области экономики получают американцы. Да ладно, не об экономике речь сейчас. Не ради экономики мы встретились с тобой сегодня. Давай о тебе и за тебя! Удачи тебе, дружище! Пошли, поехали прямо до дна. Говорят, тогда все сбудется!
-Спасибо, Герман! Спасибо. Знаешь, я вдруг решил, что это - выход для меня. Может там, за океаном все же что-то получится. Там как-то художник не так загнан в стереотипы. Наоборот, насколько могу судить, все, что выходит за стереотипы, все вызывает там интерес. И может там мои портреты будут более востребованы. А может в киноиндустрии найду себя, в Голливуде. Ну, может это мои наивные фантазии из-за незнания тамошней жизни. Здесь тоже уже другие времена. Но нужны большие связи, большие деньги для раскрутки. Может там тоже самое, я не знаю. Но я уже знаю как здесь, а как там - не знаю. Вот и хочу дерзнуть. Знаю, что мне что-то надо менять, это уж я точно знаю.
- А рисовать на Арбате не пробовал?
-Нет, не пробовал.
- А почему?
-Потому что не могу.
-Там ведь полно художников, и есть неплохие, мне кажется. Конечно радости мало сидеть . Но -это хоть какой-то заработок, и, наверное есть надежда на заветное "а вдруг!"
.-Нет, нет, это абсолютно не для меня. Я не могу рисовать портрет в присутствии кого-то, кроме модели либо ее (его) фото, портрета - такова особенность моей психики и моего творчества. Я должен ощущать духовную и даже телесную связь с моей моделью во время рисования. Вот потому-то все и происходит, что мои картины вызывают много вопросов и споров. К ним относятся осторожно. Но я по-другому не могу. Что делать, если не могу. Не могу - и все тут. Отсюда и мои проблемы материального плана. Но, ни я первый, ни я последний художник, живущий в нищете и непризнании. Но ничего иного я не умею и не хочу делать. Вот только смотреть в лица людей и воспроизводить их на бумаге, холсте, хоть на чем.
-Да, Славик, да. Я даже не знаю, как произнести расхожую реплику: со знаком плюс или со знаком минус: "Тебе не позавидуешь" или наоборот: "Тебе можно позавидовать".
- Наверное, и то, и другое. Вот ты, Гера, экономист. У тебя профессия и реальный заработок. Ты делаешь что-то конкретное, а в условиях свободы предпринимательства твоя профессия будет востребована все более. Ты занят серьезными делами, тратишь силы на серьезные задачи, в которых нуждаются люди. А я - я бумаго - тряпкомаратель.
-Да оставь, Слава. Я самый среднестатистический служащий. А ты - талант. Еще в школе наша классная тебе говорила, что будешь знаменитым художником. Ведь на твои стенгазеты, рисунки вся школа сбегалась смотреть. Правда, тогда ты рисовал все подряд: и природу, и разные сюжеты из школьной жизни, а чего стоили твои шаржи на соклассников. И, насколько я понимаю, на портретах ты сосредоточился с недавнего времени. Есть тому причина?
-Да есть, но это длинная история.
- Славка! Вот там, за океаном обязательно заметят. Ведь твои портреты - это что-то! Знаешь, что мне сказала моя Люська, когда увидела впервые свой портрет твоих рук. Она сказала, что у нее закружилась голова от потрясения. Ей показалось, что ты не лицо ее рисовал, ты заглянул в ее душу и что-то вытащил наружу, что она сама скрывала. А ведь ты рисовал не с натуры, а с фотографии.
- Да? Так и сказала? А почему со мной не поделилась впечатлением. Ей не понравилось что - ли?
-Да ты, что! Ей так понравилось, что она приложила этот лист к груди и целый день не выпускала из рук. И знаешь, что она еще сказала? Она сказала: "Я и не знала, что я такая хорошая. Славка словно вытащил, высветил все лучшее, что есть в моей душе"
- Я ее рисовал такой, какой вижу.
-Просто удивительно. Вроде бы, все как в натуре. Но, но какие-то детали, взгляд, положение плеч, осанка, фон... что-то такое, что не передашь, но ты выдал иную личность, чем та, что была на фотографии. Да что я тут распинаюсь, ты и сам ведь знаешь. А скажи Славик: ты не экстрасенс, случайно. Ведь тебе удается в своих портретах действительно передать душу человека. Нет, не эмоции, не настроение, а душу, структуру личности, ее психофизиологию. Это какой-то иной жанр. Ты пока не понят просто.
-Ну, ты наворотил, друг мой любезный. Хотя, признаюсь, что есть во мне какие-то экстрасенсорные задатки, это ты верно уловил. Знаешь, порой мне даже не по себе как-то. Вот садится напротив меня модель, мужчина или женщина. Выбирает ракурс, позу, выражение лица, чтоб по- красивей запечатлеться на портрете. А мне ничего этого не надо. Потому что я его вижу насквозь. Вернее сказать: я знаю его насквозь.
-А откуда ты знаешь? Ну допустим, Люську ты действительно знаешь, как облупленную? А других, как?
- Вот тебе ответ на вопрос о том, почему я рисую на улице. Я не рисую на улице, потому что не могу рисовать случайного прохожего. Я могу рисовать только того, кого очень хорошо знаю.
-А как же ты узнаешь?
-Ну, например, когда мне кто-то заказывает свой или кого-то, кому хочет сделать подарок, портрет, я обязательно провожу несколько собеседований, из которых хочу выявить, как можно больше о нем (о ней), о жизни, заботах, радостях и горестях. Прошу предоставить мне как можно больше фотографий (и профессиональных и любительских) разных периодов их жизни, которые, кстати, чаще говорят больше, чем слова. Если речь идет о тех, кто ушел в мир иной в разные эпохи (было у меня таких пару заказов богатых людей - нарисовать портреты их предков), я прошу рассказать все, что они о них знают из семейных легенд, писем, и конечно фотографий, портретов, описание их внешности в каких-то документах. К тому же, когда я сосредоточился только на портретах, я прочитал немало книг по анатомии, физиологии и психологии человека, чтобы иметь более глубокое представление о процессах, которые происходят в наших телах и душах в разных ситуациях. И еще важнейшим элементом моей работы является музыка.
- Ну, Славка, ты стал просто энциклопедистом, как я посмотрю. И вероятно, у тебя уже накопилось столько материала, что ты бы мог писать книги о своих моделях и твоих взаимоотношениях с ними. Ну, я понимаю, что ты не можешь разглашать то, что тебе поверили, что это все частное, но ты можешь их взять за прообразы и писать. И может это тебе принесет дохода больше, чем картины. И станешь богатым.
-Нет, Гера, это мне не грозит, во - первых потому, что у меня не так много было заказов и потому не так много материалов.. Во-вторых, гладко написанное, это еще не есть литература. А я пока писательского таланта в себе не обнаружил. Так многие думают, что раз смог что-то придумать и написать - это уже литература, так же как многие думают, что нарисовать красивую картинку-это уже создать произведение живописи. Научить рисовать можно многих, а стать художником, может лишь тот , у кого есть талант от Бога. Потому - то портретов в мире миллионы, а Джоконда одна и неповторима. Уже сколько веков она не перестает волновать и приковывать к себе внимание людей. И по сей день не могут разгадать ее загадку.
-А что, что тебе дает музыка, Слава. Это вообще что-то новое совсем.
- Для меня музыка, это неотъемлемый инструмент моего творчества. Ведь музыка - это отражение эмоциональных процессов другого художника-композитора. И музыка четко передает, когда он был охвачен нежностью, любовью, когда негодованием, обидой, протестом. А впрочем, мне даже не обязательно знать, чем был охвачен, что хотел передать своей музыкой композитор. Для меня важно, какие чувства, какие ассоциации эта музыка вызывает во мне, насколько то или иное произведение адекватно моему восприятию моей той или иной модели.
-Интересно, Славка, страшно интересно. Ты никогда так не открывался мне. Я кажется, за этим обедом узнал о тебе больше, чем все прошлые годы нашего знакомства и дружбы. И как же ты в себе все это познал, Славик?
- Это сложно объяснить. Но попытаюсь. Меня самого трогает твой, такой глубокий интерес к специфике моего творчества. Мне самому очень важно высказаться сейчас перед таким поворотом в жизни. Я говорю с тобой, отчуждаю свои мысли, как бы смотрю на них со стороны и проверяю на прочность. Ну вот, вернемся к твоему вопросу: как я это в себе познал. Понимаешь, в повседневности я достаточно мягок с людьми.
-Ну, это можешь не говорить мне, Слава. Это я и так знаю. Даже слишком достаточно мягок, скорее, предостаточно, и настолько, что порой кажешься лопухом. Уж извини, друг, но это так....
-Ну не загибай, Гера. Не лопух, я, не лопух. Но... попадался. И однажды попался так сильно, что решил нарисовать портрет своего обидчика таким, каким он мне предстал по сути своей. У меня была его фотография, и я сел рисовать с нее. Нет, я не просто сел и все. Я был одержим желанием высказаться о нем таким образом. И вот тогда я впервые почувствовал, что со мною что-то происходит. Все мое внутренне состояние, состояние протеста, как пружина разжалось во мне и выливалась на листе. И рождался не шарж, не карикатура, рождался этот тип живым и зловещим. Я сам испугался даже и порвал портрет.
-Да, да, Слава, ты что-то постиг такое. Да это видно на примере портрета моей Люськи. Ты фактически точно скопировал ее фотопортрет. Но отличие твоего портрета - это фон, взгляд, маленькие новые детали в ракурсе, в прическе, в одежде, в позе.. .И все- перед нами предстала другая Люся, такая, какую и я даже не знаю.
-Это ты, верно, заметил, Гера. Особенность моих портретов - фон, взгляд и поза. Понимаешь фон для меня - это среда, в которой обитает человек. По сути человек - это условие и следствие окружающей его среды. Среда создает человека, а человек создает среду. Вот фон, на котором я создаю портрет как таковой, уже дает представление о личности модели. Это очень важный показатель самоощущения человека. Причем этот показатель в значительной степени объективный и не зависит от воли и сознания человека. Если человек унижен, подавлен, отвергнут, неудачлив, как бы он ни старался, объективно он не будет при горделивой осанке, и не будет держать нос к верху. Но главное, конечно - это взгляд. Одни и те же глаза по цвету, по разрезу, по размеру могут быть глазами ангела или глазами дьявола. Потому что, когда мы говорим, что глаза зеркало души - имеем в виду не глаза, как таковые, а именно взгляд. Взгляд - отражает суть движений человеческой души. И он выражает , кто есть этот человек- дьявол или ангел.
-Что - только так: дьявол или ангел? А что-то среднее - дьяволо-ангел, или ангело - дьявол не бывает?
_- Да ты не смейся, Герман. Ты - продукт нашего воспитания. Нас так учили: быть терпимым, не утрировать видение зла в другом, а стараться видеть в нем добро. Даже при откровенных злодеяниях, мы стремимся разглядеть что-то доброе, чтобы искать повод для всепрощения. А злодеи этим пользуются только И что бы, кто бы мне не говорил, я знаю, что есть откровенные злодеи среди нас, даже в нашей повседневной, мирной жизни.
- Ну, видать тебя достал, твой обидчик, Уж если такого как ты...
-Да, достал, достал. Но я не делаю никаких открытий в своей классификации, между тем. Уже все сказано и до меня. Вот классику сейчас никто не читает, сейчас читают однодневки. А ведь классика всегда - это обобщение. Классики - они не просто писали сюжеты. Они совершали открытия в отношениях между людьми, и свои обобщения выражали порой в формулах. Вот Толстовское: " Все счастливые семьи..." продолжать не надо, сам знаешь. Или его же : "Мы любим людей за то добро, что им делаем и не любим за то зло, что им сделали". Ну, примерно, я точно цитату не помню, но очень близко к подлиннику. Это же формулы жизни. А пьесы Островского. Ведь его-то вообще, кажется, никто не читает сейчас. Ну, слава богу, хоть театры что-то ставят. Но люди ведь ходят развлекаться, а не для того, чтобы извлечь мораль. А я благодарен маме, что она меня, слава Богу, приучила на всю жизнь, что надо читать, и что извлекать из прочитанного. Она ж учительница русского языка и литературы.
- Ну, я же прекрасно помню, как она мне дала Чехова как-то в шестом или седьмом классе и сказала: "Этого писателя ты будешь читать всю жизнь". Я слышал, что она работает до сих пор?
-Представь себе - работает, очень активно, да еще ведет литературный клуб для старшеклассников и ученики ее обожают.
-Здорово! Передашь ей привет. И я тебе даю слово, что буду ее навещать, когда ты уедешь. Обещаю, Слава.
-Спасибо, Гера! Спасибо, я тебя не смел просить. Но друзья проверяются..
-Да ладно тебе сентименты разводить, Слава. Ты лучше продолжай. Так что там Островский сказал про ангелов и дьяволов?
- Нет, он не про ангелов и дьяволов. Он про волков и овец. В его пьесе "Волки и овцы" такой персонаж есть - почетный судья Лыняев, который говорит: "Да, на свете все волки да овцы, волки да овцы". Я не зря это вспомнил, в связи с нашим разговором. Это обобщение классика лежит в основе моего творчества. Только я делю людей на "дьяволов" и " ангелов". - А подробнее, можешь пояснить?
-Попробую. Вот ты, например. Ты сможешь когда-нибудь присвоить себе чужое, ты сможешь когда-нибудь унизить человека осознанно и наслаждаться тем, что ты его унижаешь, особенно если он как-то от тебя зависим? А ты сможешь отказать в бескорыстной помощи в ущерб себе, если кому-то твоя помощь равносильна - быть или не быть?
- Ну, ... пожалуй, нет.
- Да что ты задумался, Герман. Конечно же, нет. Я ж тебя знаю, можно сказать с пеленок. Нет, нет, и еще раз нет, конечно, же. Вот это черты "ангела", по моей классификации. А есть люди, которые вампиры. Нет, они не сосут кровь, они не убийцы в прямом смысле. Но они сосут душевные соки из людей, с которыми их сталкивает жизнь. Они упиваются, если есть возможность унизить любого, тем более сколько - ни будь зависимого от них человека. Они ничего не сделают бескорыстно. Они заискивают перед теми, кто хоть сколько-нибудь им нужен, стоит выше на социальной, экономической, ступеньке, но не упустят возможности унизить использовать тех, кто стоит ниже. Они не признают равноправных отношений. Они либо подчиняют, либо подчиняются.
-Знаешь, Славик, я понимаю, о чем речь. Мне приходилось сталкиваться с такими людьми. Правда, я не делал таких обобщений, каждый раз полагая, что это исключение.
- Вот, вот. Вот и я так думал. Более того, при столкновении с такими людьми, я комплексовал, искал причины в себе. А потом, когда я стал итожить разные ситуации, пришел именно к обобщению. Я понял, что такова природа этих людей. И ни от меня, ни от мне подобных ничего не зависит в отношениях с "дьяволом". В ситуации, если человека постигла неудача, беда, либо он совершил ошибку. "ангел" бросится на помощь и будет вести себя так, чтобы ничем не ранить, чтобы ничего не сделать такого, что может загнать несчастного в угол. Потому что его цель-помочь, помочь справиться, обрести веру в себя. "Дьявол" - наоборот. Он в беде, в неудаче, в ошибке будет тебе тыкать, попрекать, он будет во всем искать только твою вину, с тем, чтобы загнать тебя в угол, топтать и унижать, а при видимости помощи с его стороны, он будет стараться заполучит от тебя самую высокую цену, -твое самоунижение и потерю веры в себя... " Ангелы", если в их жизни происходят изменения к лучшему, становятся добрее к окружающим, им хочется со всеми делиться добром и светом. "Дьяволы" - наоборот. Для них их достижения, успехи - это не самоцель. Это лишь повод показать свое превосходство перед другими. Это средство, дающее дополнительные возможности унижать, топтать, пользовать других.
--Ну и нафилософствовался ты, Славик. Видать тебе досталось немало.
-Нет, нет! Гера! Не пойми все превратно. Мне, по большому счету, как раз везло. В моей жизни было и есть немало замечательных людей, подлинных "ангелов". А уж вокруг моей мамы, ты знаешь, только такие и могут прижиться. А, я как ты тоже знаешь, живу по сей день с мамой. У нее четкие критерии в оценке людей. И ее взгляды играли важнейшую роль в моей классификации.
-И это все ты выражаешь в своих портретах. Насколько я понимаю, ты живешь в основном на частных заказах. И что, если желающий себя увековечить "дьявол" в облике ангела, заказывает тебе портрет. Как ты поступаешь?
-Как поступаю, как поступаю. В том то и дело.... В этом мои проблемы, в этом моя материальная нужда. Я беру дорого за готовый портрет, и никогда не беру аванс. Я сразу оговариваю, что если портрет не понравится, не возьму ни копейки.. Я предупреждаю заказчика, что он может на портрете оказаться иным, чем себя представляет.
-Ну и что, если дьявол, предстает во всем своем обличье на портрете?
-Знаешь, Герман, последствия бывают совершенно разные, и не всегда предсказуемые. Некоторым "дьяволам" даже очень нравится свое подлинное изображение. Они в таком портрете видят даже что-то вроде лицензии, удостоверяющей их дьявольство. Они чувствуют себя самодостаточными с этим портретом. Заказывают дорогущую раму и вешают в офисе (если у него свой частный бизнес) или дома на самом видном месте. А некоторые, увидев себя на портрете, реагируют подобно пойманному за руку, и соответственно выражают явное раздражение, порой гнев. Грубо выпроваживают, грозясь дать обо мне плохие рекомендации.
- А бывало ли так, что ты ради заработка покривил душой, и дьявола изобразил ангелом?
- Не скрою, однажды я, было, попробовал, но кончилось плохо. Я чуть не заболел. Со мной происходило что-то страшное. Я потерял сон, я боялся смотреть в глаза людям и маме, прежде всего. Я чувствовал себя грешником, не достойным никогда индульгенции. И я не отдал заказчику портрет. То есть он взял, даже заплатил больше, чем мы договаривались. Потом я ему позвонил, соврав, что я там что-то недоделал. Ну и придумал историю, что я случайно повредил портрет, в общем, что-то насочинял такое, во что мог поверить неискушенный. Извинился, вернул ему все деньги, естественно. Вот такое было, было. Жаль, было денег, конечно. Причем денег вполне приличных. Но первый и последний раз. Могу заречься
-Но, если твои портреты дорогие, то все же у тебя с бабками не так уж плохо должно быть. Извини, конечно, что лезу в карман, но просто интересно с социальной точки зрения, же как-никак экономист.
.Да, было бы неплохо, если бы были заказы. Но их очень мало, к великому сожалению. У меня именно случай подобный тому, о котором кто-то остроумно сказал: " Моя фамилия, пока еще не стала моим именем". В этом все и дело.
- Ну, а теперь расскажи все же главное? Как ты решился и как ты организовал свой выезд в США. Когда ты мне сказал по телефону, мы с Люськой были в шоке. И нам стало очень грустно. Знаешь, есть такой феномен в поведении людей, феномен "открытых возможностей". Суть его в том, что когда у тебя что-то есть, когда оно тебе доступно, ты это не ценишь, потому что уверен, что оно будет всегда. А когда появляется риск, или реальная угроза его потери, начинаешь кусать локти, впадать в панику себя корить, что не сберег, мало общался, мало звал в гости. И так у нас произошло, когда узнали, уезжаешь. Причем, очень скоро. И стало как-то не по себе, что мало виделись, мало общались. Стали себя грызть, что не приняли твое предложение съездить вместе к морю. И вообще уже стали охваченными ностальгией по тебе и по себе - тем, которые были так близки с тобой. Особенно тогда, когда ты встречался с Наташкой. Ведь как нам было хорошо тогда вчетвером. А как Вы с Наташкой расстались, как-то не получалось.
-Ну, я понимаю, Герман. Можешь себя не грызть. Встречаться вчетвером, куда гармоничнее и интереснее, чем втроем, тем более что Наташка с Люсей были очень дружны, несмотря на разницу в возрасте.
- Да, да, но моя Люська молодец. Она сразу же с Наткой порвала, чтобы не усложнять наши с тобой отношения, хотя Натка была хорошая девчонка.... Прости, если влезаю в больную тему и если тебе трудно, либо не хочется говорить.
- Ну почему же, не хочется. Наверное, настало время, как отгрузить от себя это. Я ведь ни с кем никогда эту тему не обсуждал, даже с мамой. Но если посмотреть правде в глаза, то мама, вероятно, решила, что мой отъезд избавить меня от страданий, так как мерила на свой аршин. Она любила Наташу и была очень расстроена, когда обнаружила, что я без Наташи.. Но я, поверь, не страдал, когда мы расстались. Наоборот, я больше страдал, пока встречался с ней. Наташа моложе меня, красавица, она меня любила, но может она больше любила во мне перспективу. Она порядочная, добрая и была бы хорошей женой, матерью. Она работала в школе, где моя мама. Ну что она видела девочка из Подмосковья, учительница младших классов. Наверняка, она мечтала о красивой жизни, подобающей ее красоте. Ну что, что я ей мог дать?
_-Ну как что? Ты такой красавец, выглядишь очень молодо, при этом хороший человек.
-Ну, Герман, не надо, прошу.
- Славка, ну я же серьезно. Но ты меня удивил, Мы - то думали, что он от тебя ушла, и не могли понять, в чем дело. Ну, ты герой, берег честь и достоинство девушки, даже перед своей собственной мамой.
-Ладно, ладно тебе Гера. Я поступил правильно, как любой нормальный мужчина: сам быстро все кончил, чтобы не портить девочке жизнь. Я знал, что ей будет больно сначала. Но она так молода, что рана заживет быстро. Мама не могла понять, в чем дело. Натка перешла в другую школу. И тут мама, думая, что Наташа меня бросила, занялась выдворением меня не белее, не менее - на другую сторону планеты. И закрутила все, завертела со своими родственниками. Итак, мы начали собирать меня в путь, преследуя разные цели. Я был охвачен творческими планами, а мама - чисто материнской сердобольностью.
- А сейчас как, что-то изменилось?
-Полагаю, что каждый из нас остался при тех же мотивах, но мама стала более азартно меня выпроваживать, когда узнала, что Наташка очень быстро вышла замуж за какого-то шикарного бизнесмена. И знаешь, я был просто рад.
-_ Славка, Славик! Ну, есть же еще на земле такие, как ты с твоей мамой люди. И. Как же я виноват перед тобой. Представляю, как же тебе было нелегко, а я, твой лучший друг был в стороне. И я понимаю, что то, что ты меня известил перед самым, самым отъездом, то есть поставил перед фактом - это месть, которую я заслужил, Слава.
- Гера, что ты такое говоришь, перестань ради Бога произносить такие глупости. Какая месть, чем ты мне обязан? Я просто не хотел тебя тревожить своими проблемами именно потому, что знаю твою отзывчивость.
-Ладно, друг. Как поется в песне: " Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь". Единственное, что я могу тебе обещать теперь, это то, что мы с Люсей, постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы твоя мама не чувствовала себя одинокой. А ты все же доскажи, куда ты едешь, к кому ты едешь, на что ты едешь, то есть на какие условия.
-Сейчас, минуточку. Вот официантка нам несет уже горячее. Вот она все расставит, и я тебе расскажу.
- Да, да, отлично, девушка. Спасибо. И еще столько же коньячку и минералочки холодненькой , пожалуйста. Океу. Океу.
-.Итак, Гера, на чем мы остановились.. Да, да.. как я организовал поездку. Это длинная история. Но все уже позади. А если коротко - столько сил потратил на получение визы, не спрашивай. Ведь сейчас так сложно стало с этим. Вот американцы все боролись за наше право выезда. А теперь не пускают въезжать к ним. Жизнь-это сплошной парадокс.
- Ну, Славик! Будем к ним снисходительными. Такой кошмар пережили. А ведь я видел эти близнецы. Я же был в Америке за два года до трагедии в составе группы по изучению опыта малого бизнеса. Ты помнишь. Я же всем хвастался, рассказывал тогда. Знаешь, я был в шоке, когда услышал эти новости, с этими самолетами. Вот это дьявольщина настоящая. Просто не спал ночь. Вспомнил эту мирную, благополучную страну, с этими всем улыбающимся и со всеми здоровающимися людьми. Но мы опять отвлеклись. Вот, что значит, долго не видеться. Ты лучше рассказывай.
-Я еду к маминой сестре.
-Родной? Да-да, я ее кажется, помню. Ее тетя Маня звали и у нее были две дочки, так?
-Да, именно так. Она старше мамы лет на пятнадцать. А замуж они вышли почти одновременно. Потому ее дочки почти мои ровесницы. Ленка, моя кузина, даже младше меня.
-И как же тетя Маня там живет, с кем?
_-Так получилось, что она сейчас живет совсем одна, даже не в одном городе с дочками. Там длинная история, подробности которой и сам не знаю. Так, в общих чертах. Моя мама, конечно, все знает. Но они уехали так давно. Я с кузинами не очень дружил как-то. Все-таки девчонки. Если бы парни - другое дело. Мама мне что-то говорила, но это не отлагалось в моей голове, так как не очень-то интересовало. Думал: "Ну, зачем мне это знать, если мы никогда не увидимся."
-Да, Друг. Так и бывает. Пути господни неисповедимы.
-Да. Да. Я никогда не мог допустить мысли, что с ними встречусь. Да я и сейчас, не знаю, как все будет. Еду-то к тете Мане, а не к ним.
-Ну, это же их мама. Неужто они к ней не приезжают? Хотя, говорят, в Америке семья так разделена, что там это типично, когда старые родители живут не только в другом доме, но и в другом городе. А наши там, говорят, преуспевают в этом больше, чем американцы.
-Вот поеду все посмотрю, изучу, а потом тебе подробный репортаж. И надеюсь не с "петлей на шее" Океу?
- Ну, брось ты эти шутки, Славка. Твой репортаж будет с лавровым венком на шее, я уверен в этом. Ну, до чего мне с тобой хорошо и просто, друг. И теперь я понимаю, как мне тебя будет не доставать. Так оно и бывает в нашей жизни: суеты не нужной, копеечной полно, а на главное, главное - времени нет. Идиоты мы, люди, нагло назвавшие сами себя homo sapience, человеком разумным. Более глупых существ на земле нет. Правда там , в Америке они живут все же поумнее, как мне показалось. Во всяком случае, там нет этой кошмарной суеты. Они живут, а не борются за что-то постоянно, как мы. Все, в основном, законопослушные граждане, работают , платят налоги, а там делай шо хош: бери кредит, покупай дом, машину, навязчивый сервис тебе везде подмога. Живи хоть на кеш всюду, хоть в кредит на все. Покупай все везде, хоть в захолустье, хоть мегаполисе - везде полный набор всяких сервисов для жизнеобеспечения.. И живи себе спокойно, без всякой суеты. Да что говорить, когда и так все ясно. Ладно, друг, давай еще по рюмашке. Прости, что бес конца перебиваю. Но я словно хочу наесться тобой, Славик на прощанье. Но мы еще у нас дома, конечно, соберемся вместе с твоей мамой, мы поедем тебя провожать, конечно. Как-то грустно...извини, извини, сейчас, вот он платок.
-Да, не надо, Герман, так. Что ты, на дворе уже давно другие времена. Мы еще не раз встретимся и там, и здесь.
-Да, хотелось бы. Ведь таких как ты, Слава, людей-то мало... Ну ладно, давай, рассказывай про твоих американских родственников.
- Ну, из того, что я знаю, они уехали все вместе, какое-то время жили в одном городе, куда я и еду.. Потом мужья дочек нашли себе по блестящей работе в других городах и они все разъехались. Это типичная история в Америке, как говорят. Старшая дочка Катя оставила родителям свою трехбедрумную, по- нашему четырехкомнатную (у них-то по спальням считают) квартиру. Потом их отец, муж тети Мани умер. И она пока живет совсем одна.
-А почему же они мать не перевезли к себе?
- Там, как я понял, какие-то сложности. Ну, можно понять, все работают. Тетя Маня старенькая, нужно как-то ее обустроить. Ну, там у нее есть человек по уходу. В Америке, ты же слышал, как там стариков обслуживают. Но все же она одна. А мама, тайно от меня написала ей. А та, подхватила эту идею, чтобы я приехал. И мама на меня насела: мол, такая возможность, сможешь жить у тети Мани. В общем те, де и те пе.... Кузины , к моему удивлению, приложили много усилий, чтоб я получил визу и сами мне написали о том, что не будут возражать, если я буду жить с их мамой без какой-либо оплаты. И вот я еду, пока как гость. Но они написали, что уже там помогут мне заняться оформлением грин-карты, если я захочу остаться.
-Ну, здорово, дружище! Это просто удача. Удача и тебе и им. Зная твою добрую душу, я представляю, как твоей тете Мане будет хорошо с тобой. Ей просто улыбнулось счастье.
-Да брось, Гера. Так захвалишь, что я и вправду поверю, что я хороший. Я сам свою маму наэксплуатировал вдоволь. Ведь бывает, что ни гроша не зарабатываю, и живем на ее зарплате, а она ни слова упрека. Только за одно меня упрекала, что не подарил ей внуков. И то, это было до Наташки. А сейчас даже и об этом не говорит. Эх, Герман, Герман, если б ты знал о чем я мечтаю.. Я мечтаю только о том, чтобы маму свою вознаградить... Вот только устроюсь там, заберу ее к себе. И будем мы вместе с тетей Маней жить втроем.
-А жениться, что ли не планируешь. Ты хоть выглядишь лет на 15 моложе. Но 45 лет - это уже почти предельный возраст для здорового потомства, говорят. Ну, ничего, ничего Славик! Ты еще преуспеешь так, что какая-нибудь голливудская красотка за честь сочтет ...
Х Х Х Х
-Хелло, Хелло? Хелло, мое солнышко! Чего? Да, да, я рада! Ну, хорошо, я счастлива, что все довольны. Да? Ты думаешь? Ну, прекрасно, я рада. Да мне тоже кажется, что пари удалась. Да, весело было! Ой ты моя радость, ну как же я тебя люблю. Да, я рада, что тебе понравилась моя подруга. Да, с института. Да, да! Спасибо, солнышко, за комплимент. Да платье неплохое, мне самой нравится. Купила, в Саксе. Ты же знаешь, я всегда в Saks Fifth Avenue отовариваюсь. Стол понравился? Ну, я рада. Да, нет, ты же знаешь, я уже давно ничего не готовлю сама. Заказала, конечно. Ну, неплохо, да неплохо. О май Гош! На целых три паунда? За один вечер! Понятно, тебе понравился стол и переела? Ну, какая проблема, моя лапочка. Ну, сделай клизму и все? Мама? А что с ней? Давление. Ну, солнышко, человеку под восемьдесят. Ну, ты герой, что держишь ее при себе. Другой бы ее уже сдал в Nursing Home. Да, да, ты не можешь, ты у нас особенная гуманистка. Ой, мое солнышко, если б все воздавалось. Но тебе виднее. Ты же добрая душа. Я понимаю. Да мама-это мама.. Русская подруга- врач, из Ленинграда.Да, да, я забыла, из Санкт Петербурга. Да, да, очень интеллигентная. Завтра утром улетает. Да, жаль. Да, лет двадцать не виделись. Да. Да, я знаю, ты у нас самая гостеприимная. Но она завтра улетает. В следующий раз - точно, прямо с самолета к тебе. Да, солнышко, в понедельник привезут все свеженькое в магазин: языки, творог свежий, русские конфеты. Грильяжа не будет. К сожалению, Грильяжа уже вообще не будет. Потому, что я эти конфеты больше не заказываю. Их не покупают. Только может ты с Любой, а так никто, представляешь, никто. Потому, что твердые. Да, ерунда, конечно, но что делать? Они говорят в Америке зубы стоят дорого. Так что, если захочешь Грильяж, поедешь в Россию, лапочка. Ах, была в прошлом году, да, да. Так надо ж было запастись на всю оставшуюся жизнь. А, не знала, что у нас не будет. Понимаю. Ну, ничего, это даже лучше. Не будет проблемы с перееданием, не нужна будет клизма и не надо будет откладывать деньги на зубы. Пока, солнышко. Ты ж сама понимаешь: завтра улетает рано утром. Ну что ты, солнышко. Ты же знаешь, как я тебя люблю и всегда рада с тобой поболтать. Я тебе позвоню. Целую, лапочка, целую. Здоровья твоей мамуле. Да, передам, передам от тебя привет. Спасибо, солнышко, ну будь здорова.
Х Х Х
- Хелло! Привет моя, радость! Привет, Сержик. Нет, дорогой, сегодня никак. Ну лапочка, ты же сам понимаешь.. Да, завтра утром улетает. Нет, завтра нет. Ну, лапочка, ты же понимаешь, что мне нужно отдохнуть. Ну, солнышко, ну что ты говоришь такое! Ну, перестань. Нет, не надо помощи, лапочка. Ну, извини, я очень занята. Ну, будь здоров. Хорошо, до встречи, солнышко, ну гуд бай! Ну, хорошо, ну хорошо, я поняла. Ну, привет! Нет, нет, я сама тебе позвоню, Гуд бай. Океу, передам.
- Ой, Лидочка, солнышко, извини, что отвлеклась. Все! Выключаю все телефоны и вся - твоя. Но сама понимаешь: неудобно было не ответить. У нас так уж повелось, что после пари все перезваниваются и делятся впечатлениями. Кстати, тебе приветы.
-А кто это звонил? Не мое дело, конечно, но раз уж мне приветы, то хочу знать.
-Ну, первый звонок от Софии. Вчера на пари ты с ней разговаривала.
-Гостей было так много, разве всех упомнишь.
-Ну, София, такая яркая, изящная брюнетка, в красном брючном костюме. Она сказала, что ты всем понравилась. ! И еще тебе привет от Сержа. Это он звонил только что. Ты его запомнила, да?
-Ну, Сержа не запомнить невозможно. Он такой красавец. А чего стоит его фигура, рост-метра два, наверное. Брюнет с голубыми глазами! И влюблен он в тебя по уши, не скрывая. Бегает за тобой как бобик.
-Неужели ты так все и увидела за пару часов вечеринки?
-Так это ж бросается в глаза. И бросается в глаза, что он страшно тебя ревнует ко всем. Он твой любовник, жених? Извини за посягательство на твою личную жизнь, но мы же в прошлом были близкими подругами.
-Ну, любовник, жених-это громко сказано. Просто он один, я - одна. Ему нужна баба, мне - мужик для постели, для здоровья, как говорят циники.
-Но может у него по-иному. Он тебя любит, по-настоящему. Это видно.
-Ой, Лидонька, ради бога! Любит - не любит. У нас не про это отношения. Он развелся со своей женой. Один. Я - одна. "Просто встретились два одиночества", как поет Кикабидзе. И меня, моя лапочка, вовсе не интересует, любит ли он меня. Он мне нужен сейчас и все. Не нужен будет, я ему колено под зад, и он это знает, между прочим.
-Может он знает, но надеется. Какой же влюбленный мужик не надеется завоевать женщину. К тому же он выглядит таким горячим. Он такой южный, такой темпераментный, такой сексуальный. Ты не боишься, что тебе не удастся его так просто вышвырнуть из своей жизни?
- Нет, не боюсь. Я, моя радость, вообще ничего не боюсь.
-А мне кажется, что он все же тебя так просто не отпустит.
- Лидочка, ты забыла, что я живу в Америке. Здесь никто не вправе неволить женщину. Он меня не завоюет никогда., потому что Серж для меня -это лестница вниз. Я же - стремлюсь вверх.
- А почему - лестница вниз? Он выглядит таким респектабельным, успешным.
- Ну, пойми, я выросла, как ты знаешь, в элитарной интеллигентной семье. Мой папа был одним из ведущих архитекторов, зам директором института. У нас дома собирались интеллектуалы, если ты, Лидонька, не забыла. Я закончила вместе с тобой один из престижнейших вузов - столичный Мединститут. Ты помнишь, что я вращалась среди золотой молодежи столицы. Мой Толик был один из ярчайший интеллектуалов. Но даже его я бросила, когда он остановился и не хотел двигаться вперед. Так неужели я это все променяю на Сержа, который вообще-то Сеня. Он так себя называет здесь - Сержем. При всей его респектабельности, как ты говоришь, он простой как валенок. Он кончил где-то на Украине какой-то техникум, но уровень его образованности остановился где-то на начальной школе. С ним же не о чем говорить. Да, красивый, умеет хорошо одеваться. Неплохо преуспел в своем бизнесе. Не очень богат, но и не беден. Но... "Там хорошо, но мне туда не надо",- как пел Высоцкий. Так, потусоваться в нашей шпане с ним неплохо. Ну, пойти в ресторан, куда-то в отпуск к океану. Но только так, чтобы не быть одной.
- А может ты ему жизнь искалечишь, если он так страстно тебя любит.
-It is not my business , что означает - это не мое дело. Я ему ничего не обещала и не обещаю. Да и вообще, чего это мы о нем вдруг. Лидочка, солнышко, как я рада нашей встрече, так счастлива. Я уже отвыкла общаться с такими людьми, как ты .Мир, который меня окружает совсем иной. Видишь, разговаривая с тобой, я даже вспомнила свой прежний язык. Ведь я уже говорю совсем по-другому здесь. Давай с тобой выпьем за встречу еще раз. Здорово, что ты заехала. Жаль что всего на два дня. Но здорово! Я как - будто вернулась далеко, туда в студенческие годы.
-Да, Аня. Интересно, что мы встретились. И через сколько лет-то. Ведь еще до твоего отъезда мы несколько лет не виделись... То, я не попадала в Москву, то ты не попадала в Ленинград. И вот в сумме больше двадцати лет. Ма-моч-ки! Это ж на сколько мы "повзрослели"?! А встретились, и как - будто не было этих лет. Ты, кажется, вообще не изменилась. Такая же стройная, ни одной морщинки. И знаешь, в твоем облике сохранилась даже юношеская нежность. Ведь тебя в группе называли "принцессой на горошине"
-Ну, уж нежность. Не твоя ли мама мне говорила всегда: откуда в таком нежном ангелочке, столько "частиц черта". И моя бабушка меня чертенком называла. Да, я была очень заводная. А ты-то, Лида и сама почти не изменилась. Только чуть поправилась. А так все на месте.
-Ну ладно, чего уж, через четыре года полтинник стукнет. Наши мамы уже старушками считались в эти годы. Вот я помню еще со школы, мы ставили пьеску Маршака "Петрушка-иностранец". И она начиналась так:
Здравствуйте, юные зрители!
Мы Петрушкины родители,
Старичок и старушка,
А это наш сын Петрушка.
И далее:
На часах девятый час.
Торопись, Петрушка, в класс.
Представляешь, родители школьника младших классов называли себя старичком и старушкой. А у меня уже внук двухлетний.
-Ну, с внуком я тебя поздравляю, конечно, но в старушки записываться, ни-ни. Не надо даже думать об этом. Да, скоро полсотни, никуда не денешься вроде бы. Ан нет, денешься. Можно продлить молодость и душой и телом. И это я стараюсь делать. Два раза в неделю - фитнес. Два раза в неделю - салон СПА. Два раза в неделю - танцевальные классы. Это все для тонуса души и тела. Я не ощущаю возраст совершенно, И каждый день жду, что где-то за поворотом мне явится принц, как в юности.
-Ну, ты, Анка, даешь. Это надо уметь и для этого надо иметь... Я хоть и имею, то есть материально вполне обеспечена, но уже не умею. Точнее - не хочу. Не хочу ничего иного за поворотом. Меня устраивает все, что у меня уже есть. Держу себя в форме, чтоб быть работоспособной и не болеть. Я работу свою люблю. Я ведь в отличие от тебя с детства мечтала быть детским врачом. Я врач потомственный.
-Да, а меня родители, можно сказать, силой заставляли учиться в Меде, как ты помнишь, наверное. Вот и потому я так и не стала врачом при дипломе врача. Хоть я там и поработала немного по специальности, но ненавидела свою работу, ненавидела выслушивать жалобы больных. Понимаешь, я создана для положительных эмоций. Я с отрицательными эмоциями не справляюсь. И потому медицина со страданиями людей не для меня.
-Да, я помню твои стенания еще тогда. Но ты ведь планировала в аспирантуру, кажется.
-Да, я думала. Но все равно в медицине от больных, от страданий людей не уйти. Думала, думала и передумала. Знаешь, я когда-то, в студенческие годы, для студенческой научной конференции, готовила какой-то реферат.
-Да, да я что-то помню, ты мне говорила. Я же не любила все это. А ты у нас была неугомонной интеллектуалкой.
-Ну, Лидочка, у тебя была другая ориентация...
-Ой, ой, сейчас такое словосочетание произносить опасно. Оно уже имеет конкретный контекст, Анечка.
-Да, да, ты права Лидочка. Но это неосторожное выражения я употребила, чтобы сказать, что ты себя готовила всегда к работе практического врача. Ну и с Васькой ты с первого курса уже встречалась. Тебе не до того было.
-Это правда, с Васькой, да... - это была любовь с первого взгляда. Ну, так что ты там читала в книжках?
-Ах, да в книжках. Так вот мне попалась какая-то переводная книжка, где описывался потрясающий пример. В какие-то годы, в одной провинции, кажется в Англии, врачи обнаружили, что девушки в возрасте 13-15 лет, то есть в период полового созревания, заболевают раком женских половых органов, что, сама знаешь, совсем не типично. Они занялись глубоким исследованием причин и выяснилось, что 13-15 лет назад, то есть в пору, когда мамы этих девочек были ими беременны, врачи применяли какое-то лекарство в случаях угрозы выкидыша. И вот ребенка спасали тогда, а когда он достигал подросткового возраста, он смертельно заболевал. Меня этот случай потряс тогда. Нельзя насильничать над природой. Природе не было угодно, чтоб эти девочки родились. Она их выкидывала из утробы. Но их там сохранили. Ради чего? Вот так и со мной получилось. Я, потратив столько сил и времени на учебу, в итоге профессию не имею. Но ничего, слава Богу, я нашла себя и моя жизнь теперь сплошной праздник. И живу в состоянии души молодой девушки, у которой все впереди. И тебе советую.
-Ну что ты, Аня. У меня замечательная семья и мне ничего не нужно кроме нее. Особенно, когда стала бабушкой. А мой Вася, как ты помнишь , человек супер интеллигентный , не модно застенчивый, сейчас вместе с тем, к моему удивле6нию, любит повторять этот анекдот. Ты знаешь его, когда одного мужика спрашивают: как ты себя чувствуешь, став дедушкой? Он отвечает: чувствую, что сплю с бабушкой". Вот это любимый анекдот ныне моего Васьки.
-Я помню твоего Василия хорошо. Он таким скромницей был, краснел всегда.
-Вот именно, он и теперь почти такой же. Расскажет этот анекдот, сам первый смеется и краснеет. Так забавно. Вообще эти мужики всегда детьми остаются.. Представляешь , мужику почти полсотни, а он краснеет. Но все равно в удовольствии рассказывать эту шутку он отказать себе не может. Вот так мы играемся нашим новым качеством жизни. С появлением внука-это действительно новое качество жизни, хотя мы живем с семьей дочки не только в разных квартирах, но и в разных концах города.
-Это очень хорошо, что отдельно. А, если б вместе, уже бы ненавидели друг друга.
-Ой, Анна, не знаю. Не знаю. Мы с родителями всегда жили в одной квартире с бабушкой и дедушкой, и у нас была замечательная дружная семья. Дом всегда был наполнен жизнью и запахами вкусных бабушкиных пирогов. И когда я, выйдя замуж, ушла из родительского дома, очень тосковала первое время. А сейчас мир перевернулся, семьи разбились... ну что мы о грустном. Давай лучше рассказывай о себе. О моей жизни ты и сама можешь иметь представление, несмотря на все перемены, потому что ты там жила. А я вот о твоей,- ни малейшего, потому что впервые здесь. Вот с тебя начала свое знакомство с всесильной, загадочной Америкой.
- Жаль, что ты на меня всего два дня выделила из месячного отпуска. Я понимаю, наш город не столь знаменит, как Нью-Йорк, Вашингтон и Сан-Франциско, куда ты следуешь.
-Ну, о чем ты говоришь, Аня. Дело же не в этом совсем. Я ведь совершенно не надеялась на нашу встречу. Так, уже перед самой покупкой билетов, на всякий случай, чтоб себя не корить потом, что, мол, была в Америке и даже не попыталась встретиться со старой подругой, позвонила нашему всезнайке, Вовке Поперечному. Ты его помнишь, наверное.
-Да, такой активист вездесущий, секретарь комитета комсомола, кажется, был на курсе?
-Да, да именно он. Он и сейчас такой же. Один из первых открыл частный медицинский офис. Очень успешен, очень популярен как врач и при всей своей занятости, представь, пытается поддерживать связь со всеми нами, устраивает периодические встречи нашей группы. Я ему говорю всегда: "Каким ты был, таким ты и остался".
-А...а... обо мне иногда говорили?
-Знаешь вначале, после твоего отъезда просто вспоминали какой ты была красавицей, умницей. Ну, все о прошлом. Ведь никто ничего не знает о твоем настоящем. Твоя родня не хотела никому ничего говорить. Ну, я все же рискнула позвонить Вовке. Он попросил несколько дней. И, конечно Вовка Поперечный, не был бы Поперечным, если бы он не мог поперек всем препятствия что-то узнать. И он вскоре сам мне позвонил и дал телефон твоей дочки.
-Интересно, а что он сказал при этом?
-Он мне только дал телефон без каких-либо комментариев. Я даже заволновалась, полагая, что он что-то скрывает из известного ему. Мало ли что, может взбрести в голову. Ты столько лет вдали, может что-то случилось, может ты несчастлива, болеешь, ну мало ли что. А увидела я здесь... твое процветание... Роскошный дом, свой магазин с рестораном. Вся из себя активная, пассионарная. Впрочем, какой была всегда: без комплексов, внутренне свободна. И мужская половина по-прежнему увивается, как в студенчестве. А сколько ты сердце разбила тогда? Но Толик оказался самым настырным. Да и сейчас, я смотрю, тут все увиваются вокруг тебя, и женатые и неженатые - все на тебя смотрят, облизываясь
- Ой, Лида, оставь. Кто на меня смотрит? Зачем мне это смотрение. Оно меня только раздражает и угнетает. Разве это мой уровень? Кто из них мне нужен?
-Но ты так с ними обращалась весь вечер вчера, и сегодня по телефону, что я решила, ты нашла здесь свой круг, ты счастлива друзьями, ты их любишь. Ты была просто душкой, которую все обожают.
- Да, да все обожают. Я хочу так жить, чтобы меня все обожали и любили.
-А ты их?
-Я их? Я ж тебе говорила, что это хорошие люди, но там, в Москве, я бы просто никогда, по определению, не оказалась в компании с ними.
-А что ты имеешь в виду?
-Ну что я имею в виду. Ну, что бы кратко, это- про них те самые анекдоты из старых совковых времен, когда книги на макулатуру обменивали, когда на книги в очередь на работе записывали, когда книга была в списке дефицитов в потребительской корзине, как сапоги или мебель. Ну и как же не купить книгу, если даже ты из тех, кто понятия не имеет об авторе, да и читать в жизни не будешь. Ну и вот:
"Встречаются двое старых соседей.
- Ты это куда спешишь?- спрашивает Петя
-Да очередь у меня за Шекспиром, - отвечает Витя.
- Так что ж ты торопишься, Шекспир-то очередь тебе и придержит"
И еще на эту тему и одесской серии:
"Скажите, мадам, что там дают сегодня? Такая очередь огромная.
-Там, мадам, сегодня продают Драйзера.
-Скажите, мадам, а он шире штапеля?"
Или еще такой. "Собираются приятели на день рождения к другу, договариваются о совместном подарке и рассуждают:
-Может ему книгу подарить?
-Да что ты, книга у него уже есть.."
И вот представь себе, что мне иногда в моей компании приходится попадать в подобные ситуации. А что делать? Сама понимаешь: на безрыбье...Но я вида не подаю. Делаю вид, что мне хорошо с ними. В какой-то мере это не так уж далеко от истины. Мне хорошо с ними просто потому, что они хорошие люди, меня окружают любовью, и они никогда ни в чем не отказывает, если нужна помощь. Ну и я стараюсь им платить тем же, конечно. Я им многим обязана.
-Да, видно, что они горды тем, что ты с ними дружишь и что ты и их любишь.
-Ой, Лидочка, солнышко! О чем ты говоришь. Ну, какая любовь! По большому счету, любить нужно только себя. Здесь это-лозунг. Когда я приехала сюда и это услышала, была просто потрясена. Ведь мы были воспитаны так, что нужно любить всех, кроме себя. Признаться, что ты любишь себя - это уже было почти крамолой с ярлыками индивидуалиста, эгоцентриста и те де. и те пе. А здесь как услышала, так и поняла, что я мечтала об этом разрешении - любить себя. Именно о разрешении, потому что там, в той жизни это было под запретом. Любить себя! Только так и надо жить.
-Ну, знаешь милая, так можно остаться наедине с собой любимой. Я это не признаю.
-А как же, Лидочка, с заповедью: "Возлюби ближнего как самого себя"?
- Я, Анна, как ты понимаешь, не толкователь библейских заповедей, но, честно говоря, всей душой протестую против того, что ее сейчас в суе стали употреблять для пропаганды лозунга: "Люби себя, прежде всего". Это не верно, на мой взгляд. Мне кажется, что в этой заповеди упор сделан на слове "ближний", а не на слове "себя". В заповеди имеется в виду призыв к тому, чтобы ближнему не делать ничего такого, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе. Чтобы к ближнему относиться так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. В этом суть заповеди, на мой взгляд. А ныне ее смысл просто извратили. И у нас в России это тоже стало модно: люби сначала себя, а потом уже ближнего как себя. Мне кажется, что в таком толковании есть что-то крайне циничное.
- Милая моя, Лидочка, я с тобой совершенно не согласна, но не будем об этом спорить. Каждый толкует заповедь так, как она ему может помочь строить свою жизненную концепцию. Мне нравится жить под лозунгом "Люби себя" и подпирать этот лозунг заповедью. Это красиво и внушительно.
-Ну, в этом ничего удивительного нет, Анна. Ты была единственной дочкой в очень обеспеченной семье и все было подчинено тебе, твоим желаниям.
-Да, да, и в этом нет ничего плохого, что у меня было счастливое детство, юность.
-Да, конечно. Все родители мечтают дать своим детям счастливую жизнь. Но когда они делают свое дитя центром вселенной, то оно, это дитя потом требует от всех себя таковым и считать. И в этом опасность. Мне это не грозило, потому что я росла в большой семье с братом и сестрой. А вот за свою дочь я боялась. Но бог меня уберег от опасности вырастить эгоиста.
- Лидочка, ты говоришь все правильно, но я не могу не слышать намек в твоих словах.
- Нет, Аня, я сказала то, что сказала и не ищи потайного смысла в моих словах. Но, ты скажи мне: ты считаешь себя счастливой в этой жизни?
- Я все делала по - максимуму, чтобы приблизиться к счастью в моем понимании. Все предыдущие годы я потратила на то, чтобы выйти на определенную вершину материального благополучия. И я его достигла и это прекрасно, это свободно, это независимо. Но мне, как ты понимаешь, для полного счастья этого мало. Мало, потому, что я все же вышла из той среды, где воистину не хлебом единым жили, я выросла в среде интеллектуалов, где обывательщину и мещанство ненавидели. И никуда не денешься: гены мои дали о себе знать сразу же, как стало ясно, что куском хлеба с маслом я обеспечена.
- Извини Аня, что перебила, но я сейчас вспомнила, что читала в Москве в какой-то газете статью о нашей эмиграции. И там меня поразило, что и в США, и в Израиле, одна из серьезнейших психологических проблем тех представителей эмигрантской интеллигенции, кто не смог в новой стране состояться в прежней профессии,- это потеря статуса, и связанная с ним депрессия из-за смены среды общения. И это можно понять, конечно. Если бывший профессор, или врач, например, вынужден работать таксистом, или развозить пиццу, или заниматься ремонтов домов, пусть он даже материально и неплохо обеспечивает себя, но он попадает в совершенно другую среду общения, где он не может не только использовать свой духовный и интеллектуальный багаж, но даже не с кем поговорить о нем. Конечно,я могу себе предстьавить.Нет,даже не могу .Во всяком случае,себя не могу.
-Ну, вот, Лида, тебе и объяснять не надо, ты все сама понимаешь...
-А в связи с этим, Анна, я хочу тебя спросить еще вот о чем. В той же газете о русских эмигрантах, было отмечено, что они относятся к одной из самых успешных: и в собственных бизнесах, и в науке, и на компаниях. Но вместе с тем, в преобладающем большинстве, за пределами работы они ведут свой традиционный образ жизни, не стремясь вписываться в американскую культуру, даже при хорошем знании языка. Редко кто имеет американских друзей в быту, не вхожи в американские дома и сами их не приглашают. Там были примеры о том, что некоторые живут в Америке по двадцать пять-тридцать лет и ни разу не были в американском доме. Это правда?
-- Ну как тебе сказать. Это правда и неправда. Я знаю, что есть среди наших эмигрантов такие, которые даже в первом поколении, вписались в это общество, вовлечены во все сферы его духовной жизни и вхожи в американские дома, а американцы с удовольствием и интересом приходят к ним. Примером был один мой клиент. Он преподавал в университете.
-А как у тебя с этим обстоит?
-Я из тех, кто не был ни разу в американском доме. И не потому, что я не хотела этого. Просто пока так. Было не до того, чтобы специально искать друзей среди американцев. У меня бизнесы рассчитаны на русских и потому я замкнута на них. Хотя мне интересно бы знать еще и чем живут, радуются и печалятся коренные американцы, с которыми я делю сейчас небо и землю, дышу одним воздухом. Но я бы хотела попасть в американское общество такого уровня хотя бы, в котором я была в России, а не просто дружить с обычным обывателем. Этих мне и среди наших достаточно.
-Ну, дорогу ша-а, доро-гу-у-ша ! Кажется, я поняла, раскусила, так сказать: ты нацелилась на высшее общество. Прямо как героини известных литературных произведений, хочешь включиться в "ярмарку тщеславия"?
-Лидочка, Лида, пожалуйста! Ну, зачем этот шутливый тон. Я понимаю, ты после столь длинной дороги, сама себя взбадриваешь, а то, если все о серьезном, уснешь прямо на стуле. Но ты ведь сама меня спрашиваешь.
-Анна, Анна, ну что ты. Просто расслабилась в твоем уюте. Да и у тебя вид такой моложавый, ты так юна, что я не могу настроиться на то, что говорю не с той 20 летней озорной Анкой...Знаешь, даже смешно. Я- то вполне себя ощущаю адекватной возрасту своему, а ты вот словно законсервировалась и предстала передо мной той юной подружкой, более двадцатилетней давности. На самом деле я очень серьезно тебя слушаю и пытаюсь понять твою жизнь в Новом Свете. А моя полушутливая реплика, содержит вполне серьезный контекст. А почему бы нет? Почему бы тебе не попасть в высшее общество? Ты бы вполне сошла за первую леди какого-нибудь штата или города. И красива, и образована, и шарму, хоть отбавляй. А, правда, Анна, не найти ли тебе какого-нибудь сенатора, губернатора, ведь есть же среди них и холостые, и вдовцы.
-Шути, шути, Лидочка. А американцы, между прочим, любят говорить: "you never know"-ты никогда не знаешь. Так что ...все может быть. Я ж тебе говорю, что живу так, как - будто у меня все лучшее еще впереди.
-Анна, извини, я тебя все время отвлекаю дурацкими репликами и вопросами. Хотя главное, что бы хотела понять: как же тебе удалось выстоять одной, да еще добиться такого успеха. Вот выслушаю и предскажу тебе, что у тебя впереди?
-Да? Ты в предсказательницы записалась может?
-Конечно, только вот чайку еще подлей и я все свои магические силы подпитаю.
-Окей, окей. На, вот тебе свеженький. И ешь, все - перед тобой. Только при таком шутливом настрое, о серьезном как-то не говорится.
.- Да, да Анна. Сама не знаю, что это со мной. Просто мне давно не было так хорошо. У меня замечательная семья, все на месте, как говорится. А вот подруги близкой нет. Ты была единственной. Моя жизнь заполнена и мне никто не нужен. А вот оказалась с тобой наедине и поняла, как нам бабам все же нужна вот такая чисто женская дружба, общение. Как я довольна собой, что все же додумалась до звонка Поперечному. Ну ладно, ладно, давай свой рассказ о себе, а то сейчас расплачусь.
- Спасибо, Лида, спасибо. Я уж и забыла, что бывают такие слова и такие разговоры. А обо мне...ну что тебе сказать. Главное - это то, (кратко), что мне ко всем моим талантам, нужно приплюсовать еще удачу. В Америке очень верят в удачу. Хотя страна очень трудолюбивая, ориентированная на личные усилия каждого, все же "гуд лак"- это пожелание, которое звучит чаще всего здесь.
-И что, у тебя это пожелание сработало?
-Можно сказать, что да?
-И прямо с неба упало? Ой, извини, извини, я опять спрыгнула с серьезного тона. А ты меня по губам, если я снова.
- Хорошо, так и сделаю. Нет, с неба ничего не упало, а удача все же улыбнулась, но как результат труда.
-Ну, так это законно, так и бывает в жизни.
-Да, но у меня вознаграждение получилось чуть больше, чем в обычных случаях, что и позволяет это оценивать как удачу, именно удачу. Так, сейчас я себе кофе подолью, секундочку. Может ты тоже кофе попьешь?
-Нет, нет. Я пью только чай. Подлей еще кипяточку, а то я такой крепкий не потребляю.
- Что боишься испортить цвет лица?
-Ну вот, теперь ты стала шутить. Но нет, цвет лица меня беспокоит, а давление. Давление...все же, возраст.
- Лидочка, в моем доме о возрасте не говорят. Что ж ты такая непослушная. Ну ладно, ладно, у меня в доме в угол не ставят. Так что я просто продолжу о себе. А дело было так. Врачом я здесь не стала. Во-первых, не хотела, а даже, если бы хотела, то без маминого повседневного надзора, как было прежде, я бы здесь экзамены по медицине не выдержала. Я вообще не человек учебы, не человек, корпящий за столом. Я человек действий.
-А мне казалось, как раз наоборот. Ты всегда участвовала в научных студенческих конференциях, всегда готовила какие-то доклады, выступала.
_-Лида, Лида, дорогая. Ты меня знала и не знала, выходит. Я все это делала, чтобы быть в институтской студенческой элите, чтобы меня на курсе все знали, чтобы слышать похвалы своим докладам и рефератам, чтобы быть, насколько можно по положению и статусу. выше среднестатистического студента.
-Но ты ведь и так была на повышенной стипендии как отличница.
-Да, правда. Но мне и этого было мало. Отличники, отличники - это тоже особое сословие. Но все же на уровне студента. А я хотела быть уже выше уровня просто студента. Я хотела быть в сословии еще менее многочисленном, короче - хотела быть в элите и была там. И вот эта моя устремленность поднимать планку помогла мне здесь. Я и здесь, даже на неквалифицированной работе умудрялась сделать что-то такое, чтобы меня выделили среди всех, занимающихся этой работой. Я приехала в никуда, поругавшись и порвав со всеми близкими. Так что пути назад не было. А жить-то надо,- как говорит Дима из вчерашней компании. И хоть я создана для положительных эмоций, но вынуждена была пойти работать по уходу за стариком. Я много перепробовала из неквалифицированных видов деятельности, даже была готова уже работать таксистом.
-Не могу этого представить, Анна! Ты - таксистка, ты - уборщица. Ты же слыла самой что ни на есть белоручкой. Даже на субботниках мальчишки тебя от всех работ освобождали, чтобы ты ручки свои белые не портила.
- Да, да. Лидочка, было, было. А тут, представь, пришлось забыть о белизне моих ручек и именно ими повкалывать. Я приехала на нуле. У меня, было, как поет Пугачева, " в швейцарском банке огурцов всего полбанки. Но...как говорится: "Скоро сказка сказывается, но не быстро дело делается" Да дело делать нужно без суеты. И собрала все свое терпение и заставила его работать на свой успех. Так, ниточка за ниточкой обрела друзей в лице этих людей, которых ты видела вчера у меня здесь, дома.
И вот, эта самая София, которая звонила ранее, порекомендовала меня для ухода к одному старичку. Очень симпатичному интеллигенту, из тех, первых волн. Такой весь из себя аристократ. Он жил в Париже когда-то, потом из-за детей переехал сюда. А когда он стал немощным, ему дети за его счет нанимали людей по уходу. Они часто менялись, потому что старикан был очень капризный. И вот явилась я.
-Да, представляю: "Явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты". Сколько тебе тогда было-то.27-28 лет, а выглядела на 19-20?
-Примерно так, Лидочка. Примерно так. Но главное, что я все врач, и ухаживала за ним, не как нянечка, а как врач.
-А разве это можно без подтвержденной лицензии?
-Да что ты, Лида? Конечно же, нет, нет и нет. Ни в коем случае. Но, когда я говорю, что ухаживала как врач, я имею в виду, что все же я не какая-нибудь бывшая портниха, или инженер даже, не имеющий понятия в медицине. Я все-таки образована в медицине, потому я старалась свои знания и образованность внедрить и в эту свою работу, работу нянечки - санитарки, по нашей классификации. Мои знания помогали мне более продумано осуществлять даже чисто гигиенические процедуры, разработать режим питания, разъяснять действие лекарств. Он очень любил со мной беседовать на медицинские темы. Конечно, меня выручало с самого начала знание английского. За это я всегда благодарна моей маме. Короче говоря, он и его дети ко мне относились с благодарностью. А он ко мне привязался как к дочке и взял с меня слово, что я его не оставлю до последних дней. Он прожил недолго, ему было девяносто шесть лет. Все было немощно, а голова светлая. Как у юноши. Чувство юмора, прекрасная речь, потрясающая память. И вот, когда он умер, мне сообщили, что он мне завещал часть своих сбережений. И мне досталось где-то четыреста тысяч долларов, почти полмиллиона. Представляешь, мне нищей, считавшей каждый цент, не то, что доллар.
-Ничего себе! Бывает же такое в нашей жизни. Как в кино!
-Да, действительно, как в кино. Четыреста тысяч- это не бог весть какое богатство здесь.
-Но все же, что ни говори, Анна, четыреста тысяч, это четыреста тысяч.
-Да, конечно, конечно. Но чтобы сопоставить, этот мой дом стоит полтора миллиона. Так что мое наследство - это не богатство, но оно помогло мне начать новую жизнь и прийти к тому, к чему пришла сейчас - полному материальному благополучию и абсолютной независимости. Может я еще успею тебе показать свои владения - ресторан и магазин. Еще только шесть вечера. К семи как раз начинается пиковое время, когда собирается народ. Они ведь туда идут не как в ресторан - поел, попил и ушел. Они приходят как на престижное пари. Все почти знают друг друга, и есть где блеснуть новым бриллиантом, или сногсшибательным туалетом. Вот сейчас закончим наш разговор и поедем. О,кей ?
- Да, мне было б интересно глянуть, хотя, завтра в шесть тридцать уже нужно быть в аэропорту. Значит, вставать в пять...
- Ну, может рванем сейчас прямо?
-Да нет, Анечка! Я уж хочу тебя дослушать.
-Ну, посмотрим, как поучится. Если не успеем на сей раз, у тебя будет стимул еще сюда приехать на более долгий срок. А может еще с Васей махнете?
- Все может быть в нашей жизни. Сейчас с выездом у нас нет проблем. Проблема с въездом. Получить визу в Америку - это стало очень сложно. - Хотя мне повезло. Я не вызвала подозрения у чиновника в посольстве, что останусь нелегалом в Америке.
_- Ну, Лидочка. А как же иначе? Твой интеллигентный вид говорит сам за себя и исключает всякое недоверие к твоим словам, тем более что это правда. Не могу тебя представить в изворотливости, в обмане.
-Ну ладно, ладно, Анна, Мы же столько лет не виделись. У нас столько перемен произошло. И перемены произошли не только в условиях жизни. Очень поменялись и люди, и отношения. Сейчас уже так запросто на вечеринки дома не собираются, предпочитают ходит в рестораны, сейчас нет той простоты.... Ну что это я спрыгнула снова на другую тему. Наш разговор, как показ фильма по телевизору. На самом интригующем месте врывается реклама. Так, о чем мы говорили? А о твоем ресторане. Итак, твой ресторан дорогой, как я поняла, это не фаст фуд.
-Ну, Лидочка, лапочка моя, обижаешь, солнышко. Ну, разве я похожа на того, кто будет заниматься fast food (ом)? Ресторан свой я с самого начала оформила по высшему классу и сразу задала стиль, который был объявлен в рекламных текстах. Его суть состояла в том, что ресторан т обслуживает только в вечерне время, время "dinner" и dinner этот будет только "formal?