ВОСТОК-ЗАПАД: С КЕМ БОЛЬШЕ ОКАЗАЛОСЬ ПО ПУТИ РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ
Как не называть свершившуюся 90 лет назад смену власти в феврале и октябре 17 года - революциями или переворотами к ним тоже может быть применима известная формула Клаузевица о войне как продолжении политики иными средствами. Но в данном случае это была еще и протестная реакция против незавершенной тогда Первой Мировой войны. Так что, если это и были военные или революционные перевороты, то они были направлены, прежде всего, против войны. Как принято теперь говорить, Октябрь имел антимилитаристскую направленность. Но исторический парадокс был в том, что обе эти революции - будь-то буржуазно-демократическая или пролетарско-социалистическая оказались тоже незавершенными. Одержанные, казалось бы, победы в Октябрьской революции и в разразившейся в след за ней Гражданской войне удержать не удалось. Ни в контексте классового антагонизма, ни в межцивилизационном традиционном противостоянии Востока и Запада.
ТРИ "ЗА" И ТРИ "ПРОТИВ" ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
Начатая в "Литературной газете" дискуссия о характере Февральской и Октябрьской революций, как и следовало ожидать направилась из литературно-культурологического в историко-политическое русло. Иначе и не могло быть после всех побед-поражений самих этих революций и последовавших вслед за ними войнами. Как это уже не раз бывало в истории России дискуссия по этим проблемам опять выявила своих "славянофилов" и "западников". Это тоже понятно. Ведь и марксизм, под лозунгами которого свершалась тогда Октябрьская революция, пришел тоже с Запада. Да и большинство русских революционеров, как большевиков, так и меньшевиков, готовили революцию в России, находясь далеко от нее на положении эмигрантов в Европе и Америке. Только позднее, уже после Гражданской войны, когда революция на Западе застопорилась, не получив своего всемирного охвата, Ленин практически еще в начале ХХ века, стал усматривать именно в мусульманском Востоке "резерв мировой революции".
Неоправданный оптимизм в трагизме истории проявился еще в другом сюрпризе. В конце того же ХХ-го столетия именно мусульманский Восток превратился в некий резерв или даже авангард международного терроризма и "экстремальных революций". Теперь эти революции экспортируются к нам, на "родину Октября", как с Востока, так и с Запада. Это можно рассматривать тоже как "продолжение иными средствами" прошлых незавершенных войн и революций. На Западе, правда, предпочитают в этом видеть проявление некоего "посттоталитарного транзита". Но, на самом деле, это скорее продолжение затянувшегося на "расширенном" Большом Ближнем Востоке не столько "посттоталитарного", сколько постколониального "транзита".
В дискурсе начавшегося процесса глобализации и межцивилизационного противостояния все это побуждает по-новому увидеть и сопоставлять все "за" и все "против" одержанных и не удержанных побед в войнах и революциях прошлого столетия.
МАРКСИЗМ В РОССИИ НАЧИНАЛСЯ СО ЛЖИ.
В статье моего петербургского коллеги, историка Игоря Фроянова со ссылками на его беседы с известным ныне мыслителем и писателем Вадимом Кожевниковым упоминаются эти "за" и "против" в сопоставлении, правда, только по отношению к России. Как пишет Фроянов, на самом деле сталкивались тогда не две, а, по крайней мере, три ипостаси Октября. Первая - это революция для России. Вторая - это распятие самой России ради или для революции. Но в последствии, добавляет Фроянов, революция обернулась против самой России. В этих трех ипостасях были и свои, как любили раньше говорить, "три источника и три составные части".
Сейчас в этой связи мне хотелось бы вспомнить о постоянном оппоненте Вадима Кожевникова, незаслуженно теперь забытом, видном русском мыслителе и философе, писателе, моем друге Георгии Куницыне. В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Наверняка, это отметила бы теперь и литературная и научная общественность, если бы он, участник и инвалид Великой Отечественной войны, не ушел из жизни, не дожив даже до своего 75-летнего юбилея в октябре 1996 года. Наверное, как писал когда-то Семен Гудзенко, Георгий Иванович ушел не от старости и не только от старых ран на теле, но и в душе. Мне не раз доводилось присутствовать на его публичных выступлениях, в том числе во время споров с Вадимом Кожевниковым и другими его постоянными оппонентами в малом зале ЦДЛ. Споры эти велись о судьбах марксизма и октябрьской революции в России. Его лекции по марксизму и мировой литературе собирали на Высших литературных курсах в Институте им. Гнесиных и Литературном институте им. А.М.Горького собирали полные аудитории. Послушать Куницына приходили и со стороны. За неординарность его взглядов, мыслей и крамольные речи в писательской среде его называли "последним легальным марксистом России". На Старой площади его тоже хорошо знали. В годы "оттепели" он вместе с А.Н. Яковлевым занимал высокие посты в аппарате ЦК КПСС. Сначала он был заместителем заведующего Отдела культуры, потом заведовал Отделом культуры и литературы газеты "Правда". В последующие годы, которые он называл временем "безбрежного брежневизма", его прокатили при защите докторской диссертации по марксистской философии. Мало этого, потом собирались еще и исключить его из рядов КПСС. Этому помешал только распад СССР. Но в КПРФ после этого он так и не вступил.
В своих трудах и выступлениях он постоянно доказывал, что Октябрьская революция была не только для России, и не только Россия для революции. Он разъяснял также причины почему эта революция обернулась потом против самой России, оказав к тому же медвежью услугу и самому делу социализма. Куницын ссылался при этом на мало кому известные работы Ф.Энгельса. В них упоминались три основные причины, которые смогут потом скомпрометировать дело социализма и отбросить его назад на века. Для социализма, по Энгельсу, созревают условия тогда и там, когда и где капитализм успевает выполнить триглавных исторических прогрессивных по своему значению задачи: первое - подготовить квалифицированного работника, второе - пробудить и сформировать зрелого гражданина, хорошо сознающего свои права и обязанности и, наконец, третья задача, которую Куницын формулировал словами Ф.Энгельса, удовлетворить в каждом гражданине "юношескую страсть к собственности".
Наверное потому, что ни один из этих исторических императивов, капитализм в России не успел выполнить. Ни до ни после Февральской и Октябрьской революций. Дело социализма в России потому-то и оказалось скомпрометированным на века. По этой же причине сама революция обернулась против России. Более того, это послужило поучительным уроком для капитализма во всем мире. В большей степени - на Западе и в меньшей степени - на Востоке. Там и стали поэтому созревать в конце прошлого столетия "исламские революции".
Правда, у России был тогда и другой, альтернативный путь. На него тоже указывал Ф.Энгельс в письме к Вере Засулич, которое Плеханов намеренно, очевидно, скрыл от Ленина. В нем речь шла о возможном созревании в России особых условий перехода к социализму через общинное сознание и коллективный "азиатский" способ производства. Такая "азиатчина" с сохранением духовных и общинных традиций Востока, писал Г.И. Куницын, в ряде случаев не только прорастала в западную экономику через Россию, но и являлся для одних стран неизбежностью, а для других - альтернативой по отношению к капиталистическому образу жизни и его культуре (Г.И.Куницын "Общечеловеческое в литературе", Москва 1980 г.). Так отчасти и произошло потом в Японии и в других странах, называемых "азиатскими тиграми".
В указанной выше ссылке специально упоминается эта фундаментальная работа Куницына, чтобы современный читатель знал, что составная часть так называемого "нового мышления" М.С. Горбачева с его приоритетами "общечеловеческих ценностей" теоретически была обоснована и вошла сначала в научный и литературный оборот через труды Куницына.
"Общечеловеческое проявляется через национальное, - развивал свою идею Куницын, - не только в Западных, но и в восточных культурах и литературе" (там же стр. 458)
Будущее России он связывал с новаторским осмыслением учения К. Маркса с позиции гуманизма, в органическом соединении наследия классиков с российской практикой, душой русского народа, а не со слепым копированием чужих образцов и фабрикатов. Незадолго до своей кончины Куницын успел опубликовать, посвященную этим проблемам статью в "Правде-5" под заглавием "Марксизм в России начинался со лжи". Но подготовленная с тем же названием его последняя книга так и не увидела свет. Ее появление в юбилейный год Октября было бы весьма своевременным, да и поучительным.
Говоря о "сокрытой стороне" Октябрьской революции, Фроянов упоминает о "тайных спекулянтах" и синдикате финансистов Уолл Стрита. Они называются даже поименно. Но то ли из-за пресловутой политкорректности или из-за опасения быть обвиненным в "антисемитизме" автор почему-то обошел молчанием их тесную связь с сионизмом, выступавшим не только в те годы в одних случаях союзником социалистов и коммунистов, а в других - их конкурентом и противником.
СВЕРШЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ С НЕЗАВЕРШЕННЫМИ ВОЙНАМИ.
Исторические задачи капитализма оказались не выполненными ни буржуазной (аграрной) демократической, ни пролетарской социалистической революциями. Не удалось это осуществить и национально-освободительным революциям в большинстве стран Востока. В меньшей мере это касалось Израиля. Ведь большинство населения Еврейского государства составили пришлые иммигранты из той же России и стран Ближнего Востока. Они не сумели там удовлетворить свою "юношескую страсть к собственности", наверное, потому и стали зариться на чужую собственность, в том числе, на земли своих соседей.
Незадолго до окончания Великой отечественной войны академик В.И. Вернадский в адресованном И.В. Сталину письме (оно, к сожалению, осталось безответным) называл Вторую мировую войну "продолжением незавершенной Первой мировой". На Востоке обе войны начались почти на десять лет раньше, чем потом они захлестнули Европу. С еще большей задержкой они достигли берегов Америки. То же самое можно сказать и о холодной войне. Она, в определенном смысле, была начата на Востоке и стала продолжением не до конца завершенной Второй мировой войны. Это касалось не только Дальнего, но и Ближнего Востока. Может быть, поэтому и постхолодный "мир" все еще сопровождается там всплесками вооруженных конфликтов и кризисов. Самый застарелый из них, доставшейся в наследство ХХI веку, продолжается до сих пор на "расширенном" Ближнем Востоке.
Отсчет, объявленный шесть лет назад "Глобальной антитеррористической войны", ведется на Западе со дня "заокеанского джихада". Но сама трагедия "9/11" стала тоже плодом давно созревавших гроздьев гнева в мире ислама. Гнев этот сначала был направлен в Афганистане против "шурави и безбожного коммунизма". Но еще раньше эти же грозди начали созревать на Ближнем Востоке против "империализма и сионизма". Шесть десятилетий существование Израиля связывается арабами с рождением так называемого "сионистского образования" после первого раздела Палестины в ноябре 1947 года. Это событие почти совпало с провозглашением тогда в Индостане двух самых больших государств с мусульманским населением - Индии и Пакистана. В этом виделся тогда конец эпохи колониализма. Но намечавшиеся роды Арабского государства Палестины затянулись почти на те же шесть десятилетий. Палестина надолго застряла в так называемом постколониальном транзите. Он оказался более тупиковым чем то, что бывшие "советологи" на Западе называют теперь "посттоталетарным транзите" на Евроазиатском пространстве.
Для Палестины и на всем расширенном Ближнем Востоке рецидивы колониализма все еще дают о себе знать. Но там помнили и помнят, что начало заката колониализма было положено 90 лет назад Октябрем России.
Леонид Медведко,
доктор исторических наук, академик РАЕН,
руководитель аналитического центра "Новая Евразия"