Золотарев В. А.
"Культура Мира" Против Антикультуры Войны

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Золотарев В. А.
  • Размещен: 18/12/2008, изменен: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Об авторе
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О книге Медведко Россия, Запад, Ислам


  • "КУЛЬТУРА МИРА" ПРОТИВ

    АНТИКУЛЬТУРЫ ВОЙНЫ

    (О книге Л.И.Медведко "Россия, Запад, Ислам: "столкновение цивилизаций"? (М.: "Кучково поле", 2003)

       Каждое поколение стремится по-своему познать прошлое, устремляя в него свои ожидания, взгляды, страсти. И в этом нет ничего удивительного. Это естественно и закономерно. В этом и большая сложность: образовывая и просвещая, донести до гражданина максимально истинную картину минувшего во славу Отечества, во благо интересов общества и государства. Абсолютно большая часть нашей истории - это, история военная. Либо шла война, либо залечивались раны минувшей войны, либо тлели вооруженные локальные конфликты. Опыт тяжелый и огромный. Чрезвычайно важны уроки этого опыта, этой составляющей мирового кульутронаследия.
       Испытание "живой историей" выдерживают далеко не все научные труды по так горячим проблемам современности. Так было, пока шла "холодная война". Еще труднее им стало проходить такое испытание с ускорившимся ходом времени в новом столетии "постхолодного" мира. Особенно трудно стало сопоставлять присущие разным цивилизациям в разные эпохи определенную "культуру мира" с постоянно меняющейся "культурой войны". С объявлением "глобальной антитеррористической войны" (ГАТВ) после 11 сентября 2001 года.
       Вышедшая в свет год спустя тех событий книга замечательного отечественного востоковеда и военного историка академика Российской академии естественных наук Леонида Ивановича Медведко, "Россия, Запад, Ислам: "столкновение цивилизаций"? (М.: "Кучково поле", 2003) сумела выдержать такое испытание. Можно с уверенностью сказать, за прошедшие семь с лишним лет "войны" террора-антитеррора", которые длятся уже дольше Второй мировой войны, эта книга, обрела за это время еще большую актуальность.
       Используя новые малоизвестные факты из открывшихся недавно архивов и опираясь на собственный богатый опыт многолетней работы журналиста и военного аналитика, автор монографии предпринял одну из первых попыток цивилизационного подхода при рассмотрении итогов двух мировых и "холодной" войн, а также их последствий с использованием современной методологии синергетики. Кстати, ее попытался взять, очевидно, на вооружение и Пентагон при разработке задейственной ныне на Большом Ближнем Востоке стратегической концепции "управления хаосом". На деле такое скрещение привело не столько даже к противостоянию, а к столкновению, на межцивилизованном уровне "культуры мира" и ее антипода антикультуры войны. Это наглядно находит свое проявление не только в Афганистане и Ираке, но и проявилось в "пятидневной войне" на Южном Кавказе.
       В появившихся западной в печати рецензиях на книгу Л. Медведко ("Независимая газета", "Отечественные записки", "Азия и Африка сегодня") осталось почему-то без внимания ее подзаголовок "миры в мировых и "других" войнах на разломе эпох". Между тем именно в нем сжато было выражена главная особенность таких войн, выступающих не только как "продолжение политики иными средствами", но и как столкновение "культуры мира" и "культурны войны" при использовании разными социумами в войнах разных поколений оружия.
       Минувший двадцатый век и первые годы XXI-го столетия оправдали самые мрачные предсказания относительно асимметричного использования военной силы как в холодной войне, так и в "постхолодном" мире. Она была возведена в культ, а политиче­ские и иные ненасильственные формы разрешения конфлик­тов в большинстве случаев оказались оттесненными на второй план, или были вовсе лишены действенности. Глобализация полити­ки и военной силы стала проявляться в годы Второй мировой войны и в многочисленных вооруженных кон­фликтах в холодной войне. Все они сопровождались колоссальными человеческими жертвами, мате­риальными потерями, духовными утратами и другими непредвиденными по­следствиями.
       Перед человечеством чрезвычайно ныне остро встала задача исторического выбора, связанного с проблемой выживания. Для их реше­ния стал неприменим метод проб и ошибок. Необходимо стало, во-пер­вых, учитывать обобщенный - как опыт прошлого, так и возможности их предотвращения, во-вторых, для выжива­ния человечества, потребовалась выработать комплекс научно обоснованных идей, способных помочь в борьбе с раз­личными формами неадекватного применения военной силы, особенно в "глобальной войне террора-антитеррора.
       В книге Леонида Медведко как раз и рассматривается комплекс вопросов, относящихся к войнам и их последствиям. Проблемное поле исследования во многом задается пара­метрами ныне как никогда актуального цивилизационного под­хода. В ней предпринята попытка спроецировать ноосферное видение В. И. Вернадским мировых войн прошлого столетия на применение военного насилия в глобальном мас­штабе в веке наступившем.
       Будущее в таком подходе предстает не только как про­должение прошлого, но и как настоящее, в которое вносит свои коррективы в "модернизацию глобализации".
       Само название этой работы приобщает читателя к ноосферному "ра­зумению" и цивилизационному видению мировых войн и других военно-силовых явлений. Это позволяет посмотреть на них с той стороны, с которой воен­ное насилие предстает одним из деструктивных компонентов триады "Природа - Человек - Общество".
       Так называемую "холодную войну" автор относит то­же к числу "межмировых" войн. Именно в силу "межцивилизационного" характера этой войны ее окончание на межблоковом и межгосударственном уровнях и не привело к "миру ми­ров". Ее спутники в виде локальных войн и международного терроризма не сошли с орбиты до сих пор. Дело здесь не только в их количественном росте. Новая их особенность состоит в том, что они стали приобретать ярко выраженные цивилизационные, информа­ционные черты с религиозной окраской. С появлением новых ви­дов силового противоборства они, могут быть, более зака­муфлированы и не столь очевидны, но от этого не становятся менее опасными. Диапазон их довольно широк. Это и "необъяв­ленные" тайные войны, и войны "по доверенности", и балан­сирование на грани войны, и "устрашение", и откровенный шантаж с использованием насильственных методов: дивер­сий, угроз, захватов заложников, террористических акций ка­микадзе, биологического террора и нагнетания панических на­строений. Все это периодически возникает то на Ближнем Востоке и Кавказе, то на Балканах и в Центральной Азии, то в Африке и Латинской Америке. Наконец, 11 сентября 2001 года волны терроризма, этого худшего проявления наси­лия, докатились до Нью-Йорка и Вашингтона. Подобного рода явления препятствуют "переходу от культуры войны к куль­туре мира", к которому призвала ООН.
       Уместно будет напомнить в этой связи мысль Генерального ди­ректора ЮНЕСКО о глубоком философском смысле двойно­го значения слова "мир" в русском языке, высказанную им в связи с провозглашением ООН в 2000 г. Международного года культуры мира. Но есть еще и третье значение этого русского слова, применимое к различным цивилизационным ми­рам. Мне не раз приходилось писать о цивилизационном аспекте непривычного для многих словосочетания "культура войны". Наконец оно получило права гражданства в принятой в ноябре 1997 г. резолюции ООН об учреждении "Междуна­родного года культуры мира - 2000 г.". В условиях, когда мир очутился перед лицом новой вспышки насилия и терро­ризма, эта резолюция, к сожалению, оказалась недейственной. Мировому сообществу придется приложить еще немало усилий, чтобы "культура мира" стала реальным фактором повседнев­ной жизни человечества. Требуется, наверное, наполнить понятие "культура мира" цивилизационным (а не только общечеловеческим) содержанием, а также осознать, что на русском языке это содержание может быть еще выражено и бо­лее емким понятием "культуры миров".
       Можно сказать, что такая культура рождалась в России в ходе выпавших на ее долю многих тяжелых испытаний.
       Книга Л. Медведко, безусловно, носит дискуссионный характер. Конечно, нельзя все взгляды автора, крупного и самобытного ученого, яркого, талантливого человека, пре­красного полемиста, принимать, тем не менее, на веру. Но, кто инте­ресуется проблемами войны и мира, могут найти в этой книге для себя много интересного и по­лезного.
       Безопасность - это состояние защищенности. В условиях системного кризиса, переживаемого цивилизациями, она, на­верное, тоже должна, носить системный характер. Безопасность - это обобщающее понятие, охваты­вающее: безопасность личности, общества и государства; на­циональную, коллективную (региональную) и всеобщую (глобальную) безопасность; а в зависимости от сфер обществен­ной жизни - безопасность может иметь разные составляющие - политическую, экономическую, социальную, научно-техническую, информационную, военную, экологическую, продовольственную, геополитическую. Но как это вновь наглядно проявилось в августовском кризисе вокруг Южной Осетии, гуманитарная составляющая может быть самой из них приоритетной.
       Перефразируя известное, хотя и не бесспорное высказы­вание, будто "самое страшное, если военная политика попа­дает в руки военных", можно это переадресовать его тем поли­тикам, кто прибегает к бескультурью насилия и "возрожде­нию" религиозных войн, святотатственно затевая их.
       Выдающийся русский военный теоретик и мыслитель Алек­сандр Свечин видел в истории войн ту почву, на которой произрастает военное мышление. Применительно к цивилизационному видению военной истории эту мысль можно раз­вить и дальше. Это одновременно и та площадка, с которой можно подняться до уровня ноосферного осмысления недав­ней истории и разумения не только в политике, но и в военной стратегии.
       Известно, что ничто так не формирует общественное со­знание, как истинное знание минувшего. Это и есть самый лучший способ сопряжения исторической связи времен.
      

    Действительный государственный Советник

    Российской Федерации 1 класса,

    Вице-президент

    Российской академии естественных наук

    генерал-майор В. А. Золотарев

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       4
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Золотарев В. А.
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.