Аннотация: Автор ждет и приветствует любые отзывы, замечания и комментарии. (Конечно, больше всего хотелось бы узнать мнение детей, родителей и учителей).Copyright by Yulia Mikhailova, 2005, Copyright Office, USA
Учебник,
который предлагается вашему вниманию, вошел в число победителей конкурса,
"Обновление гуманитарного образования в России", проводившегося в
1992 году совместными усилиями Министерства образования России,
Государственного комитета РФ по высшему образованию, Международного фонда
"Культурная инициатива" и Международной ассоциации развития и
интеграции образовательных систем, и был впервые опубликован в 1995 году
издательством "Радикс". Для настоящего электронного издания автором были
сделаны исправления и дополнения.
Текст
содержал большое количество постраничных сносок, которые в электронной версии
по техническим причинам пришлось поместить в конце каждого параграфа.
Работая над "Рассказам по истории", я
опиралась на личный опыт преподавания в обычной средней школе. Как учитель, я
столкнулась с двумя главными методическими проблемами, помочь решению которых я
по мере сил старалась при написании учебника.
Во-первых, это извечная проблема индивидуализации
обучения в условиях массовой школы. Она стоит для любого учителя (и вряд ли
может быть когда-нибудь решена полностью), но для "устных" предметов
приобретает особую остроту.
На уроке математики, пока сильный ученик решит три
задачи, слабый может решить одну. Он сделал меньше, но всё-таки что-то сделал,
урок не пропал для него даром. Да и сами задачи можно для разных детей
варьировать по уровню сложности.
Преподавание же "устных" предметов исходит исключительно из
концепции работы с классом как с единым целым (особенно для возраста, когда
ребята еще не умеют хорошо писать, и давать им работу типа рефератов
невозможно). Традиционная схема состоит в том, что учитель всем
объясняет материал, проводит общую дискуссию, всем задает на дом
один и тот же текст для пересказа... На
практике это сводится к тому, что он вынужден ориентироваться на какую-то более
или менее гомогенную группу учеников, игнорируя остальных. Большинство учителей
применяются к пониманию условно говоря "середняков". При этом
наиболее развитые ребята скучают, так как они либо сами уже все это знают, либо
поняли мысль с двух слов не нуждаются в дальнейшем "разжевывании". В
то же время скучают и
"слабые" (в лучшем случае, в худшем и наиболее типичном они как раз
не скучают, а развлекаются, чем могут), но по прямо противоположной причине -
они не могут уследить за темпом рассказа, теряют нить и приходят к выводу -
"все равно ничего не поймешь, так зачем и слушать". Можно, сочувствуя
этим "без вины виноватым", опуститься на их уровень - но тогда
завянут все остальные. "Передовые" педагоги, напротив, склонны
обращаться преимущественно к сильным ученикам, обсуждая спорные исторические
концепции, давая сложные, "развивающие мышления" задания. Это хорошо
для гимназии, лицея, класса с углубленным изучением гуманитарных предметов и т.
п. Но в рядовой школе, где дети не прошли никакого специального отбора, все это
учительское творчество для подавляющего большинства учеников пропадает даром.
Выход видится в том, чтобы поочередно работать с
группами детей разного уровня, "выключая" на это время остальных при
помощи индивидуальных письменных заданий. Именно с этим связана наиболее
спорная черта предлагаемого учебника - большое количество простейших, так
называемых репродуктивных вопросов. Их можно использовать для
индивидуальных заданий самым слабым ученикам. Пока они, водя пальцем по
строчкам, будут искать в параграфе ответ на вопрос, в каком году состоялась
Куликовская битва и кто в ней победил, остальной класс может без помехи с их
стороны заняться чем-то более интересным (конкретные рекомендации содержатся в
"Методических пояснениях", приложенных к учебнику). В то же время я
старалась включить и достаточное количество сложных аналитических заданий,
адресованных юным интеллектуалам (под рубрикой "Дополнительные вопросы и
задания").
С этим же связана и "многослойная"
структура большинства параграфов, которые состоят из основного и нескольких дополнительных текстов. Общеобязательная
часть параграфа написана предельно простым языком, в ней я старалась избегать
не только научных терминов и малоупотребительных слов, но даже
сложноподчиненных предложений. Дополнительные же тексты можно условно
подразделить на три вида. Во-первых, это выдержки из источников,классиков
исторической науки и другие материалы предназначенные для детей,
интересующихся историей. Во-вторых, это отрывки из литературных
произведений, главным образом, поэтические, адресованные ученикам,
восприимчивым к художественному слову. И в третьих, это сведения по истории
материальной культуры. Многие из ребят, слабо успевающих по гуманитарным
предметам, увлекаются техникой, и тексты такого рода могут стимулировать их
интерес к истории.
Возможности индивидуального подхода, предоставляемые
системой разноуровневых текстов и заданий, более подробно рассматриваются в
"Методических пояснениях".
Другая цель, нашедшая отражение в структуре
учебника, - это помощь в приобретении первичных навыков работы с книгой.
Известно, что многие дети (особенно девочки - "хорошистки")
механически заучивают домашние задания по "устным" предметам,
совершенно не вникая в содержание. Преодолеть такой подход помогают
сопровождающие текст вопросы, ответ на которые содержится в изученном ранее
материале. По идее, они должны быть вынесены на поля, но в электронном издании
их пришлось поместить прямо в тексте, выделив другим шрифтом и заключив в
скобки. Конечно, в таком виде они вызывают у читателя некоторое раздражение,
но, поколебавшись, я решила их оставить. Работа над этими вопросами, во-первых,
приучает ориентироваться в книге, во-вторых, способствует постоянному
повторению пройденного материала и, в третьих, нацеливает на долговременное
запоминание. Они могут быть частью домашнего задания, а при работе с текстом
параграфа на уроке можно проводить соревнование, кто быстрее ответит на вопросы
в скобках. Для этой же цели могут использоваться "репродуктивные"
вопросы, в совокупности составляющие как бы краткий конспект каждого параграфа.
И последнее замечание. Я сознательно избегала всякой
беллетризации изложения. Распространенный взгляд на то, как должны писаться
детские книги по истории, исходит из двух предпосылок. Считается, что,
во-первых, история - чрезвычайно скучный предмет и что, во-вторых, детям будет
интереснее, если разбавить изложение вымышленными персонажами, придуманнами
диалогами, описаниями воображаемых видов ("Представьте себе, что вы
находитесь в древнем Новгороде... На Куликовом поле... в княжеском тереме... Вы
видите..." Здесь же в скобках замечу, что описания видов и ландшафтов
большинство детей пропускает, даже читая величайших мастеров художественного
слова). Многие авторы пересказывают сцены из художественных фильмов, никак
этого не оговаривая (например, излагая Ледовое побоище не по летописям и Житию
Александра Невского, а по Эйзенштейну). Можно, конечно, писать об исторических
событиях в художественной форме -
доказательством служит, например, "Война и мир". Но когда за
это берется не Лев Толстой, а рядовой популяризатор, получается только
путаница. Дети приходят к выводу, что история - это не наука, а набор досужих
россказней, и, вырастая, становятся восприимчивыми ко всяким шарлатанским
концепциям.
В противоположность этому изложение в
"Рассказах по истории" строится с опорой на подлинные исторические
источники, которые сами по себе содержат большое количество захватывающих
остросюжетных повествований. (Отрывки из летописей, древнерусских сказаний и т.
п. даются в разной степени адаптации - от дословного перевода до более или
менее облегченного пересказа, в зависимости от сложности материала).
Я надеялась, что внутренний драматизм исторического
процесса, нравственные уроки, извлекаемые из прошлого, творческие поиски
ученых-историков, с которыми учебник знакомит ребят, могут сделать книгу
достаточно интересной и без вымученных беллетристических приемов. Насколько это
удалось, судить читателю.
Введение
Уважаемые пятиклассники! В этом
году вы будете изучать новый предмет -историю. История - это наука о том,
как жили люди в прошлом, как жизнь постепенно изменялась и стала такой, как
сейчас. Таким образом, без знания истории нельзя понять современность.
Много на земле стран, у каждой
- своя история. С чего же начинать знакомство с новым предметом? Во всём мире
дети сначала изучают историю родной страны, а потом - других стран.
В пятом классе вы совершите
первое знакомство с историей нашей Родины -России.
Россия создана трудами и
усилиями многих народов. (Какие народы, населяющие
Россию, вы знаете? Представители каких народов живут в вашей местности?)
Рассказать подробно обо всех народах России в одной книге,
к сожалению, невозможно - ведь их более ста, и история каждого важна и
интересна. Большая часть рассказов этого учебника посвящена истории одного из
народов нашей Родины - русского. О прошлом других населяющих Россию народов
можно прочитать в других книгах.
В учебнике для 5-ого класса
рассказывается о том, как появился русский народ, как возникло российское
государство, как жили раньше русские люди, как они трудились, как воевали, как
относились к жизни, во что верили, какие у них были законы. Вы узнаете о
важнейших событиях из прошлого нашей страны, познакомитесь с прекрасными
произведениями древнерусского искусства и литературы, прочитаете отрывки из
интересных книг. Кроме того, вы узнаете о работе учёных-историков.
Мы надеемся, что учебник
понравится вам, и желаем успехов в изучении
истории.
ГЛАВА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В
ДРЕВНОСТИ
§1. Древние славяне
1. Древние народы. Много лет назад современных народов не существовало. Не было ни
немцев, ни французов, ни англичан, ни русских. Тогда на Земле жили другие,
древние, народы, которые в наше время уже не существуют. Среди них были и
славяне.
2. Как славяне разделились на
части и какие народы от них произошли. Сначала
все славяне жили в одной местности. Но затем им стало тесно, и они начали
расселяться: одни отправились на Юг, другие на Запад, третьи - на Восток. Так
славяне разделились на части и поселились отдельно друг от друга.
1
Сосуды, найденные археологами в тех местах, где жили славяне. Археологи
определили, что эти сосуды были сделаны в 6, 7, или 8 веке.
Их язык, обычаи, образ жизни
постепенно менялись, поэтому славяне, которые жили в разных местах, стали всё
больше отличаться друг от друга. В конце концов из них образовались разные
народы - болгары, сербы, чехи, поляки, украинцы, белорусы, русские и некоторые
другие. Языки этих народов до сих пор похожи друг на друга, потому что все они
происходят от общих предков - славян.
3. Почему изучение русской
истории начинают с изучения истории славян.
Таким образом, славяне - это предки многих народов, в том числе и русского. Для
того, чтобы понять русскую историю, надо сначала изучить историю славян.
4. Почему историю славян
начинают изучать с 6 века. Учёные-историки
пока ещё не смогли точно узнать, где и когда появились самые первые славяне.
Известно только, что примерно 1500 лет назад славяне жили в тех местах, где
сейчас находятся Польша и Украина (Найдите места расселения
древних славян на карте).
Посчитаем, сколько веков назад
это было. Один век - это сто лет.
Значит, 1500 лет - это 15
веков. Сейчас 21 век. 15 веков назад был 6 век.
Таким образом, учёные знают,
где жили славяне в 6 веке. Но где они находились и что делали раньше, пока
точно не известно. Поэтому мы начнём изучать историю славян только с 6 века.
5. Как учёные узнают о жизни
людей в древние времена. Откуда же могут
современные учёные знать, как жили славяне много веков назад? Жизнь древних
славян можно представить, если исследовать их вещи, остатки домов, где они
жили, погребения, где они похоронены. Всё это учёные откапывают из земли и
тщательно изучают. Кроме того, о жизни древних славян можно узнать из книг,
написанных в те времена. Сами славяне в 6 веке ещё писать не умели, но с ними
общались народы, у которых уже была письменность, например, византийцы.
6. Кто такие византийцы. Государство Византия находилось к югу от тех мест, где жили
славяне. Византийцы написали множество книг. Большая часть их сохранилась до
нашего времени.
7. Что писали византийцы о
славянах. Византийцы и славяне часто
воевали между собой. Многие византийские авторы описывали славянских воинов.
Вот что писал о них известный византийский учёный 6 века:
"Вступая в битву,
большинство идёт на врагов со щитами и короткими копьями в руках, панцирей они
никогда не надевают, некоторые не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только
штаны с широким поясом, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень
высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них белый или золотистый."
Это - самое первое описание
славян.
Вот отрывок из книги другого византийского автора:
"Славяне многочисленны,
выносливы, легко переносят жару, холод, недостаток в пище. Они селятся в лесах
у рек, болот и озёр. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших
густым лесом, в теснинах, на обрывах, пользуясь засадами, внезапными атаками,
хитростями, днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они
также и в переправе через реки. Мужественно выдерживают они пребывание в воде.
Если на славян внезапно нападут, они могут скрыться под водой. При этом держат
во рту длинные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а
сами, лёжа на дне, дышат через них. Так они могут лежать много часов, так что
совершенно нельзя догадаться, куда они спрятались.
Каждый славянский воин вооружён
двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются также
деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными сильным ядом." (Как
вы думаете, зачем славяне смачивали стрелы в яде?)
8. Почему из книг нельзя узнать
о мирной жизни древних славян. Узнать
о мирной жизни древних славян труднее, чем о том, как они воевали. Ведь
византийцы встречались со славянами только в бою. В мирное время византийцы не
бывали в славянской земле и почти ничего не знали о том, как живут славяне и
чем они занимаются.
9. Чем занимались люди в то
время. В те времена у людей были три
основных занятия - охота, скотоводство, земледелие. Одни народы большую часть
времени охотились и ловили рыбу, другие - пасли стада лошадей, коров или
другого скота, третьи - пахали землю и растили хлеб.
10. Что было основным занятием
древних славян. Чтобы выяснить, чем же
занимались древние славяне, учёные провели раскопки в тех местах, где они жили.
Они нашли много глубоких ям, во многих из которых на дне остались зёрна
пшеницы, проса и ржи. Кроме того, на месте славянских посёлков находят большое
количество вещей, которые могли принадлежать только земледельцам, таких как,
например, серпы. (Серп - это кривой нож, которым срезают созревшие колосья
хлеба)
11. Как древние славяне растили
хлеб. Тщательно изучив поселения
древних славян, учёные выяснили, как они работали. Прежде чем сеять хлеб,
вырубали участок леса, чтобы освободить место под пашню. На другой год
срубленные деревья подсыхали, и их поджигали. Пашня покрывалась слоем пепла и
золы. Затем её разрыхляли мотыгой или бороной, при этом пепел и зола
смешивались с землёй и служили удобрением. После этого туда бросали зёрна, из
которых потом вырастали колосья. Когда урожай поспевал, колосья жали, то есть
срезали железными серпами. Затем хлеб молотили, то есть били по нему, чтобы
зёрна отделились от колосьев. Из полученных зёрен варили кашу или делали муку,
а из муки пекли хлеб.
Чтобы получить муку, зерно
мололи. Мельниц тогда ещё не было, поэтому молоть приходилось с помощью ручных
жерновов. Это были два тяжёлых камня, поставленные один на другой. Между ними
насыпали зерно и, вращая верхний камень, растирали его в муку.
Пашня, покрытая золой от
сгоревших деревьев, на первый год давала очень хороший урожай. На другой года
урожай был уже меньше, а на третий-четвёртый - и совсем маленький. Земля быстро
истощалась, а никаких других удобрений, кроме золы, древние славяне не знали.
Поэтому через 3-4 года пашню забрасывали и расчищали участок леса под новую.
12. Почему в древности люди не
могли жить в одиночку. Таким образом, в те
времена людям надо было очень много работать, чтобы прокормиться. Никто
не смог бы справиться с такой
работой в одиночку.
2 Вещи древних славян, найденные археологами. Вещи долго лежали в
земле и заржавели. Археологи очистили их от ржавчины. Из-за этого они выглядят
такими неровными, зазубренными. Археологи определили, что поселение, в котором
найдены эти вещи, существовало приблизительно с 6 по 9 -10 век. В 9 или 10 веке
оно почему-то запустело.
1. Лезвие ножа (скорее всего, у
ножа была ручка, но она в земле не сохранилась). 2,3. Детали орудий, при помощи
которых пахали землю (о том, как пахали землю, рассказано в § 3 и в § 10) 4. Острога,
которой били рыбу. 5. Пряслице - вид сверху и сбоку. Пряслице - это глиняный
наконечник на веретено. При прядении нитку наматывали на веретено. Веретено -
это деревянная палочка, вверху и внизу она узкая, а в середине расширяется.
Чтобы намотать нитку, веретено крутили. На нижний конец веретена надевали
пряслице, чтобы оно было устойчивее и лучше крутилось. 6. Пряжка от пояса. 7.
Фибула. Так называются застёжки, которыми закалывали на плече плащ или накидку.
8-13. Наконечкики стрел разной формы. Наконечники 8, 9, 11, 12, 13 втыкали
узким остриём в деревянную стрелу. Наконечник 10 насаживали на стрелу. Рядом с
наконечниками 9 и 11 показано, как они выглядят, если смотреть сверху. 14.
Наконечник копья. Вид сверху и сбоку. Этот наконечник был надет на древко, то
есть длинную деревянную ручку копья, но оно, так же, как и стрелы, в земле не
сохранилось. 15. Пластинка от панциря. 16. Бусины. 17. Обломок браслета. 18.
Конские удила.
Даже самый сильный человек не
сумел бы в нужный срок очистить от леса место под пашню. Ведь прочного железа
тогда делать ещё не умели, топоры быстро тупились, часто ломались, и работа шла
очень медленно. Трудно было в одиночку и собрать урожай, и выполнить другие
работы. Поэтому в древности люди жили и работали сообща.
13. Что такое община. Жили люди в небольших посёлках. Все жители посёлка составляли
общину. Это значит, что у них было общее поле, где они все вместе работали,
общее пастбище, где пасся их скот. Урожай тоже был общим. Жители поселка
питались вместе или делили урожай поровну. Итак, общину составляют люди,
которые вместе живут и работают, имеют общее имущество.
14. Порядки в общине. Что такое
вече. Все общинники обычно были в
родстве между собой, то есть являлись сородичами. Они все вместе работали в
поле, а в свободное время изготовляли необходимые вещи - одежду, обувь, посуду,
серпы, ножи, топоры ...
Все свои дела они обсуждали и
решали сообща. Для этого они собирались на вече. Вече - так называлось у
славян народное собрание. Решению собрания все должны были подчиняться.
Преступников тоже судили все
вместе на вече. За самые тяжёлые преступления приговаривали к смерти или к
изгнанию из общины. Это считалось очень тяжёлым наказанием - ведь в те времена
было почти невозможно выжить в одиночку.
15. Что такое кровная месть. Если какое-либо преступление против общинника совершал человек из
другой общины, то все считали своим долгом отомстить за сородича. Они требовали
выдачи преступника. Если же его не выдавали, то сородичи пострадавшего сами
находили его и убивали1. Такой обычай назывался кровной местью.
16. Как велись войны. Если начиналась война, то все мужчины-общинники, кроме стариков и
больных, оставляли свой мирный труд и шли воевать. Добычу, захваченную в боях,
делили поровну. Война кончалась - и мужчины вновь пахали землю и растили хлеб.
Древние славяне разделились на три части -
восточных, западных и южных. От восточных славян происходят русские, украинцы и
белорусы. От западных - поляки, чехи, словаки и некоторые другие народы. От
южных - болгары, сербы, хорваты, черногорцы и некоторые другие народы.
Учёные, которые производят раскопки, чтобы найти
следы жизни древних людей, называются археологами. Чтобы понять, как они
работают, нужно знать, как образуется почва.
Почва образуется из перегнившей травы, листьев,
деревьев и различного мусора. Поэтому слой почвы каждый год становится толще.
Ведь каждый год перегнивают опавшие листья и старая трава. Поваленные деревья с
течением времени тоже перегнивают и превращаются в почву. Также перегнивает и
превращается в почву мусор, который выбрасывают люди2. Поэтому и
получается, что те предметы, которые раньше лежали на земле, с течением времени
оказываются под землёй. Бывало, например, что древние славяне покидали свой
поселок и переселялись в другое место. Возможно, они делали это из-за появления
поблизости каких-то опасных врагов, возможно - из-за того, что земля в этом
месте переставала давать урожай, а может быть, и по каким-то другим причинам.
При этом новые вещи они брали с собой, а старые, ненужные оставляли. Кроме
того, какие-то вещи они могли случайно забыть или потерять. Постепенно
опустевший поселок зарастал травой, разваливались покинутые дома. Трава, мусор,
бревна перегнивали и превращались в землю. Земли становилось всё больше, и в
конце концов она скрывала всё, что осталось от поселка.
Вот в таких местах и производят раскопки археологи.
Они осторожно, слой за слоем, снимают землю, тщательно просеивая её между
ладонями, и выбирают из неё вещи, кости, зёрна - всё, что осталось от жизни
древних людей. Многие предметы сохранились только в виде обломков. Их собирают,
осторожно промывают, затем стараются составить целую вещь. Например, собрав все
черепки, которые удалось найти на месте древнего поселка, смотрят, какие из них
подходят друг к другу и склеивают. Железные вещи очищают от ржавчины. Остатки
домов, печей и других сооружений осторожно обметают кисточками, измеряют и
зарисовывают.
Археологи умеют определять, какой слой земли к
какому веку относится. Поэтому они знают, когда жили люди, оставившие те или
иные вещи. Например, если какие-то вещи найдены в слое 6 века, значит, их
оставили люди, жившие 1500 лет назад.
Однако, иногда бывает, что слои перемешаны, чаще
всего из-за того, что кто-то копал землю в этом месте. Бывают и другие причины:
например, смыть и перемешать землю могла разлившаяся река. В таких случаях вещи
из одного слоя могли попасть в другой, и определить, к какому же времени они
относятся, очень трудно, а иногда и невозможно.
По виду земли археологи умеют узнавать, перемешаны
слои, или нет, и стараются проводить раскопки в тех местах, где земля
сохранилась нетронутой.
1 Иногда из-за этого могла начаться
война между общинами.
2 Перегнивает не весь мусор.
Полиэтилен, целлофан и подобные им материалы, из которых делают бутылки и
различные упаковки для продуктов, не перегнивают, и если их оставить в лесу,
они будут засорять лес вечно. То же самое относится и к стеклу. Что касается
другого мусора, такого, как, например, бумага, то он в конце концов перегнивает
и превращается в почву. Но здесь существует другая проблема. Хорошая для
растений почва получается из перегнившей травы, листьев и древесины. Почва из
мусора - плохая, многие растения на ней расти не могут, другие растут с большим
трудом. В давние времена, когда людей на Земле было мало, то небольшое
количество мусора, который они выбрасывали, бесследно растворялось в хорошей
почве и не приносило вреда. Но теперь, когда людей стало очень много, они
выбрасывают огромное количество мусора. Земля от этого становится всё хуже и
хуже. Учёные стараются придумать, как перерабатывать мусор таким способом,
чтобы он приносил поменьше вреда. Кое-что они придумали, но окончательно эту
проблему решить пока не смогли. К тому же, переработать можно только тот мусор,
который люди выбрасывают в отведенные для этого места - мусоропроводы, мусорные
баки и т. п. и который оттуда потом привозится на свалки. К сожалению, многие
люди бросают мусор на траве, в лесу, в поле - одним словом, везде. Этот мусор
очень портит почву и мешает растениям нормально расти.
Вопросы и задания.
1. Кто такие древние славяне? 2. Какие народы происходят от древних славян? 3.
Почему изучение русской истории начинают с изучения истории древних славян? 4.
Почему историю древних славян начинают изучать с 6 века? 5. Где жили древние
славяне в 6 веке? 6. Что такое век? Какой сейчас век? Сколько веков назад был 6
век? Сколько лет назад был 10 век? Какой век был 500 лет назад? Какой век был
1000 лет назад? Сколько лет назад был 15 век? 7. Как учёные узнают о жизни
людей в древние времена? 8. Кто такие византийцы? Покажите Византию на карте.
9. Что писали византийцы о древних славянах? 10. Почему византийские авторы описывали
славян только как воинов, а о их мирной жизни ничего не писали? 11. Как учёные
узнают о мирной жизни древних славян? 12. Чем занимались древние славяне? Что
было их основным занятием? Откуда это известно? 13. Как растили хлеб древние
славяне? 14. Почему им часто приходилось менять место пашни? 15. Почему в
древние времена человек не мог жить и работать один? 16. Что такое община?
Почему в древности люди жили общинами? 17. Что такое вече? 18. Что такое
кровная месть? 19. Расскажите, какие порядки были в общине. 20. Как велись
войны? 21. Подготовьте рассказ о жизни древних славян. 22. Подготовьте рассказ
о работе учёных-историков.
Дополнительные вопросы и
задания. 1. Где жили славяне до 6 века? 2. Почему учёные
узнают о жизни древних славян из византийских, а не из славянских книг? 3. Как
вы думаете, от какого слова происходит слово "община"? 4. Почему
изгнание из общины было тяжёлым наказанием? 5. Расскажите о работе
учёных-археологов. 6. Представьте себе, что на месте поселений какого-либо древнего
народа археологи нашли большое количество костей диких животных, наконечники
стрел, копья, остатки одежды из шкур диких животных. Как вы думаете, что было
основным занятием этого народа? 7. Древние поселения могли опустеть по разным
причинам. Иногда люди просто уходили на новое место, иногда на них нападали
враги и выгоняли с родной земли, а иногда бывало, что все жители поселения
гибли в бою и оно оставалось пустым. Археологи умеют узнавать, опустело ли
селение из-за войны, или люди покинули его в мирное время. Как вы думаете,
каким образом это можно узнать? 8. Как вы думаете, какие два языка больше
похожи друг на друга - русский и украинский или украинский и чешский?
Болгарский и сербский или болгарский и польский? Почему? 8. Внимательно
рассмотрите карту. Найдите область, где вы живёте. Какие народы живут в вашей
области? Знаете ли вы, от каких древних народов они происходят? 10. Нарисуйте
древних славянских воинов.
§ 2. Религия древних славян
1. Что такое религия. Славяне верили, что всей жизнью на земле распоряжаются боги и
духи. Вера в бога или в богов, в духов, в загробный мир, где душа человека
живет после смерти, называется религией.
2. Что такое язычество. Религии, которые содержат в себе веру не в одного бога, а во
многих, называются языческими, а люди, которые верят во многих богов -
язычниками.
3. В каких богов верили древние
славяне. Древние славяне были
язычниками. Главным богом они считали Перуна - бога грозы и молнии. Они верили
в бога Солнца и жизненных сил - Ярило, бога ветра - Стрибога, бога скота и
богатства - Велеса.
Славяне верили, что эти боги
посылают ветер, дождь, солнечный свет. Если Перун разгневается на кого-нибудь,
то ударит в него молнией. Если Ярило захочет - будет светить солнце, а если он
прогневается на людей, то закроет солнце тучами.
4. Жертвоприношения. Люди обращались к богам с молитвами, в которых просили сделать
так, чтобы им жилось хорошо. Кроме этого, богам приносили жертвы. Ведь древние
славяне считали, что богам нужны еда, питьё, различные вещи. Поэтому они делали
изображения богов и сжигали перед ними на костре еду, выливали на землю напитки
и думали, что бог ест и пьёт то, что ему принесли.
Чтобы боги приняли жертву, во
время жертвоприношения совершали специальные обряды - пели, говорили
заклинания, играли на музыкальных инструментах.
Какими в точности были обряды
древних славян, учёные не знают.
5. Кто такие волхвы. Молитвами, жертвоприношениями и другими обрядами руководили
жрецы. Так называют служителей языческой религии. У славян жрецы назывались
также волхвами и кудесниками. Люди верили, что волхвы умеют общаться с богами:
узнавать, чего хотят боги, чем они недовольны, что надо сделать, чтобы добиться
их милости. Кроме того, волхвы занимались гаданиями и предсказаниями. Во время
гаданий волхвы спрашивали богов, что произойдёт в будущем, и люди верили, что
боги отвечают им. Поэтому считалось, что волхвы могут предсказывать будущее.
6. Вера в загробную жизни. Древние славяне верили, что после смерти душа человека
переселяется в загробный мир.
3 4
Древние славяне верили, что мир
вокруг них полон добрых и злых духов. Чтобы привлечь добрые силы и уберечься от
злых, делали специальные знаки. Конь, петух, радуга, круг, дерево с раскинутыми
ветвями - всё это знаки добрых сил, которые помогают уберечься от зла. Такие
знаки вышивали на полотенцах, чтобы, вытираясь ими, человек попадал под защиту
добрых сил.
Чтобы душе в загробном мире
было хорошо, надо было совершить погребальные обряды. Покойников славяне
сжигали, а затем насыпали над пеплом высокий холм - курган. Туда же клали
различные вещи, которые могут понадобиться умершему. Славяне верили, что все
вещи из погребения тоже попадут в загробный мир.
Кроме того, славяне верили, что
духи предков и после смерти следят за жизнью своих потомков1 и
помогают им. Потомки должны не забывать духов предков, почитать их и приносить
им жертвы, как и богам.
7. Некоторые языческие обряды
древних славян. Древние славяне верили, что
весной бог солнца и тепла борется с богом холода и зимы. Победу солнца и тепла
отмечали весенним праздником масленицы.
Большой праздник отмечался
также в самый длинный день в году - 21 июня. В этот день солнце дольше всего
остаётся на небе. Древние славяне верили, что
21 июня оно даёт травам и цветам волшебную силу. Волшебной силой
обладает и огонь, который горит в эту ночь. Если пролететь над таким огнём,
человек очищается от всего плохого, что в нём есть. Отсюда обычай в ночь с 21
на 22 июня прыгать через костёр.
8. Человеческие
жертвоприношения. В языческой религии было
немало прекрасных обрядов, но существовал и ужасный обычай человеческих
жертвоприношений. Дело в том, что древние люди думали, что иногда боги хотят
получить в качестве жертвы человека. Например, они считали, что тому или иному
богу нравится какой-либо человек и он поэтому хочет забрать его к себе. А во
время заcухи, наводнения или ещё какого-нибудь бедствия думали, что боги
разгневались на людей и смилуются, только если им принесут человеческую жертву.
Выбранного в жертву человека убивали перед изображением бога. Иногда люди
приносили себя в жертву добровольно, чтобы спасти своих сородичей от
какого-нибудь несчастья.
Предок на языке древних славян назывался чур или
щур. Иногда в случае какой-нибудь опасности старые люди говорят: "Чур
меня!" Это выражение происходит от дервнего заклинания. В опасности
древний славянин призывал на помощь дух предка. "Чур меня спаси!" -
говорил он и верил, что предок услышит его и поможет. По всей видимости, отсюда
же происходят слова "чур" и "чурики", которые употребляются
в детских играх.
5
6
Праздничная мужская рубаха,
Кусок вышитого ворота рубахи, найденный
которую носили русские
крестьяне в археологами
при раскопках. Это очень редкая
Карелии (19 век) находка, так как обычно ткань
в земле
не сохраняется.
Учёные думают, что многие сказочные персонажи - это
боги, духи и другие существа, в которых люди верили в глубокой древности, а
события, которые происходят в волшебных сказках, - это описание языческих
обрядов. Например, Баба-Яга - это, по всей видимости, повелительница загробного
мира, царства мёртвых. Древние славяне верили, что она существует на самом
деле, что она требует себе в жертву людей, но зато и помогает тем, кто
правильно выполняет все обряды. Люди рассказывали истории про Бабу-Ягу, думая,
что всё это правда. Потом в Бабу-Ягу верить перестали, а истории про неё стали
рассказывать просто так, чтобы развлечь детей.
Вопросы и задания.
1. Какие религии называют языческими? 2. Что такое жертвоприношение? 3. Кто
такие волхвы? 4. Запомните, что слова "волхв", "жрец",
"кудесник" означают одно и то же. 4. Каких языческих богов вы знаете?
Дополнительные
вопросы и задания. 1. Слова "волшебник", "волшебство"
происходят от слова "волхв" (действия волхвов назывались
"волшба"). Как вы думаете, почему? Какая связь между этими словами? 2. Есть ли в том месте, где вы
живёте, старинные деревянные дома с резьбой? Если есть, то внимательно
рассмотрите эту резьбу и сравните с той, которая помещена в учебнике. Есть ли
между ними какое-то сходство? В чём оно заключается? В чём различие? 3. Есть ли
у вас дома старинные кружева или вышивки? Если есть и если вам разрешат
родители, принесите их на урок и покажите учителю и одноклассникам. Сравните их
с теми, которые помещены в учебнике. В чём сходство между ними? В чём различие?
4. Знаете ли вы мастериц, которые хорошо вышивают, плетут кружева? Употребляют
ли эти мастерицы старинные узоры? Если да, то какие? 5. Расспросите пожилых
людей, какие старинные обычаи они знают. Попросите их рассказать как можно
подробнее. Перескажите их рассказ на уроке истории. Если сможете, запишите. 6.
Зарисуйте в тетрадь деревянную резьбу, узоры старинных вышивок и кружев. 7.
Придумайте свой узор, похожий на старинный, и нарисуйте его.
7
8
9
10
Изображения добрых сил делали
не только на одежде, но и на жилище. Их вырезали на крыльце, под крышей, на
наличниках, чтобы злые духи не могли пробраться в дом ни через дверь, ни через
крышу, ни через окно. Узоры передавались из поколения в поколение, и люди
продолжали их вырезать и тогда, когда они уже перестали верить в добрых и злых
духов.
11 12
Дома в городе Томске,
украшенные деревянной резьбой.
13 Узоры из дерева, которыми часто
украшали дома.
Примечание к параграфу
1 Потомки
- сыновья, внуки, правнуки, праправнуки и т. д.
§ 3. Какие изменения произошли в жизни древних славян
в 8-9
веках
1. Как изменился труд древних
славян. Обработка земли при помощи
мотыги или суковатого бревна отнимала очень много времени и сил. Постепенно
древние славяне придумали более удобное приспособление. Называлось оно рало.
Сначала рало было деревянным. Но в 8 веке произошло очень важное изменeние. К
этому времени славяне научились гораздо лучше, чем раньше, выплавлять железо.
Железа стало больше, и качество его повысилось.
В 8 веке научились делать
железные наконечники на рало - наральники. Пахать землю теперь стало гораздо
легче. Прочнеё и острее сделались серпы и топоры.
Теперь люди могли за то же
самое время вырубить больше деревьев, распахать больше земли, вырастить и
убрать больше хлеба, чем раньше. Так у славян появилось гораздо больше хлеба и
других продуктов. Благодаря этому жизнь в общине сильно изменилась.
2. Как появились ремесленники и
торговцы. Раньше люди работали с утра до
ночи, а хлеба им хватало, только чтобы прокормиться. Они съедали всё, что
выращивали, оставляя только на семена, чтобы было что посеять на будущий год.
Теперь же у них оставался лишний хлеб и другие продукты. Этот излишек можно
было обменять на какие-нибудь нужные вещи.
Поэтому некоторые люди
перестали работать в поле и сделались мастерами. Одни мастера изготавливали
серпы, топоры, ножи, наральники и другие железные
14
Рало и наральник. Наральник
изображён сверху крупным планом. Слева - вид спереди, справа - вид сбоку. Он
надевался на заостренный конец рала.
вещи, другие - посуду, третьи -
обувь, четвёртые - украшения и так далее. Такие мастера называются
ремесленниками.
Свои изделия ремесленники
меняли на продукты, а позже стали продавать за деньги.
Появились торговцы, которые
путешествовали с места на место, покупая и продавая различные товары. Некоторые
из них добирались до далеких чужих земель. Торговцы из других стран тоже стали
приезжать к славянам.
3. Торговый путь в Византию.
Возникновение городов. В те времена
перевозить товары удобнее всего было на кораблях, поэтому торговцы чаще всего
путешествовали по морям и рекам.
Очень много хороших товаров
продавалось тогда в Византии: византийцы славились как искусные мастера.
Поэтому туда собирались купцы со всего света.
Многие из них путешествовали
через славянские земли. Сначала они плыли по Балтийскому морю, затем по реке
Неве, Ладожскому озеру и различным мелким рекам до Днепра. В некоторых местах
проплыть из одной реки в другую было невозможно: реки текли, хотя и близко, но
не соединяясь между собой. Тогда корабли вытаскивали на берег и волокли по
земле: ведь они были гораздо
15
Вещи 8-10 веков. 1. Наральник
(вид спереди и сбоку). 2. Серп. 3. Тесло - инструмент для обработки дерева (вид
спереди и сбоку). 4. Резец по дереву. 5. Нож. 6,7. Проколки - инструменты для
обработки кожи. 8. Тигель, в котором плавили железо. 9,10. Наконечники стрел.
11. Браслет. 12. Височное кольцо - украшение, которым поддерживалась на висках
женская причёска. Височные кольца можно сравнить с современными заколками. 13.
Привеска (украшение). 14. Перстень. 15, 16. Глиняные горшки. (Горшок 16
составлен археологами из черепков).
меньше современных и напоминали
большие лодки. Так торговцы добирались до Днепра, а по нему уже плыли прямо до
Черного моря и по Черному морю до Византии. (Проследите этот
путь по карте).
Вдоль этого пути постепенно
возникли первые города. Они были намного меньше наших современных городов, но
крупнее тех посёлков, где жило в то время большинство людей. Города обычно
обносили высокой деревянной стеной, чтобы во время войны можно было укрыться от
врагов.
Самыми большими городами были
Новгород на севере и Киев на юге. (Найдите их на карте)
4. Что такое дружина и как она
появилась. В то время часто бывали войны.
Общинникам то и дело приходилось оставлять мирный труд и браться за оружие,
чтобы защитить себя от нападения. Оружие изменялось и становилось всё более
сложным. Например, появился меч. Меч опаснее в бою для врага, чем копьё, но и
обращаться с ним гораздо труднее. Чтобы научиться хорошо владеть мечом, нужно
много и подолгу упражняться. У людей, которые работали в поле или в мастерской,
не было на это времени.
Поэтому когда у общинников
стало больше продуктов, они решили выделить отряд воинов, котрые не будут сами
работать, а станут заниматься только военным делом.
Такой военный отряд у древних
славян назывался дружиной, воины - дружинниками, а их предводитель - князем.
Дружинники не работали в поле.
Их кормили и давали им все нужные вещи остальные общинники. Но зато в бою
дружинники сражались впереди, а остальные только помогали им.
Так как исход боя тепеть
зависел, главным образом, от дружинников, то им стали отдавать большую часть
военной добычи.
Дружинники богатели и всё
больше отделялись от остальных общинников.
5. Как всё больше людей
покидали свои общины. Теперь люди уже не так боялись
уйти из общины, потому что прожить в одиночку стало гораздо легче. Многие купцы
и ремесленники переселялись в города. Некотрые земледельцы тоже покидали свои
поселки и уходили на новые места. Людей, потерявших связь со своей общиной,
становилось всё больше.
6. Почему эти люди находились в
опасности. Однако, покидая своих
сородичей, человек становился совершенно беззащитным. На торговца или любого
другого путешественника могли напасть, ограбить его и даже убить. При этом
преступники знали, что останутся безнаказанными: ведь сородичи путника далеко и
не смогут отомстить.
7. Почему эти люди сами
представляли опасность для других. Но
даже те, кто по-прежнему жил в своей общине, теперь не чувствовали себя в такой
же безопасности, как раньше. Ведь раньше преступнику некуда было скрыться.
Теперь же человек, совершив преступление, мог бежать из родных мест. Найти его
было очень трудно. Если же преступление совершал какой-нибудь прохожий бродяга,
то его найти было совсем невозможно. А таких бродяг становилось всё больше и
больше.
Славяне называли византийцев греками, а жителей
Северной Европы - варягами.
Поэтому торговый путь из Балтийского моря в Чёрное
назывался "путь из варяг
в греки".
Когда
ещё не было ремесленников, а посуду делали сами для себя в каждой семье, её
лепили руками. Но вот появились ремесленники, которые занимались только
изготовлением посуды и ничем больше. Они стали придумывать всевозможные
приспособления, чтобы облегчить работу и улучшить качество изделий. Самым
главным из таких приспособлений был гончарный круг, с помощью которого можно
делать более ровные и гладкие сосуды, чем при ручной лепке.