Мирзоева Лейла Экрем
Философия хуруфизма в романе Исы Гусейнова "Судный день" (к проблеме трансформации религиозного мировосприятия социума). Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 03/07/2022, изменен: 03/07/2022. 19k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Особенности философии хуруфизма

  •    Философия хуруфизма в романе Исы Гусейнова "Судный день" (к проблеме трансформации религиозного мировосприятия социума).
       Несчастный тот, что в славе ищет Солнце
       Под светом лампы в горестной пустыне.
       Махмуд Шабистари
      
       Проблема возникновения суфизма в недрах ислама представляет собой интересное и необычное явление. Необычное потому, что это ответвление главенствующей религии представляет собой некий симбиоз ортодоксальных принципов ислама и не имеющими ничего общего ни с одной из сур корана духовных идей, кажущихся суфиям более импонирующими душевным потребностям человека.
       "Суфизм - это способ религиозной жизни в исламе, при котором упор делается не на соблюдение внешнего ритуала, а на действие внутреннего Я".(3, 10)
       Возможно, столь глубокому следу в человеческой памяти суфизм обязан созданной его искренними представителями прекрасной литературе.
       Приведем один пример:
       Шел государь в мечеть молиться Богу
       И стражники, чтоб проложить дорогу,
       Чтоб без помех пройти владыка мог,
       Сбивали многих правоверных с ног.
       Всегда лилось невинной крови много,
       Когда воспоминал владыка бога.
       И некий муж, избитый без вины,
       Сказал: "Эмир, твои пути грешны.
       Зачем молитву, чистое деянье,
       Ты превращаешь в наше наказанье?
       Ужель мученья мы должны терпеть
       Лишь потому, что ты идешь в мечеть?" (Д. Руми, "Притча об истинном благочестии и о зле, наряженном в одежды набожности") (2, 204)
      
       В сущности, суфизм включает в себя такие мировоззренческие понятия и поведенческие стереотипы, как аскетизм, квиетизм, теософия, гностицизм, пантеизм, а также способность к достижению экстатического "божественного" состояния. Но это только вкрадце, маленькая капелька в пучине бездонного моря... Целью нашей статьи не является очередное исследование общеизвестных суфийских истин. Нам интересна одна из трансформаций философии суфизма - хуруфизм.
       Одним из сильнейших суфийских течений был хуруфизм, вылившийся на древней земле Азербайджана в XIV веке в достаточно мощное религиозное движение.
       Давая характеристику этому философскому течению мы будем опираться на роман Исы Гусейнова "Судный день", в котором, на наш взгляд, весьма развернуто представлены программа и теоретические основы хуруфитов.
       "Из двенадцати суфийских течений десять считаются допустимыми, два - неприемлемы, вредны и опасны, из двух же наиболее опасное - хуруфитское",(1, 16) - говорит один из героев романа. Таково было довольно незавидное положение членов течения в рассматриваемый период.
       В сущности, "опасным" это течение считалось прежде всего потому, что его представители, исходя из собственной системы воззрений и умозаключений, приходили к неопровержимому убеждению о том, что Бог находится в самом человеке, и нигде в другом месте. Сопровождали они эту свою догму тем, что выкрикивали то там, то тут, то в мечетях, то на площадях, то на базарах вопиющую для слуха правоверного мусульманина фразу "Анал - Хакк", что означает "Я есмь Бог". Понятное возмущение и обвинения в ереси... Пока обвиняющих осталось несоразмеримо меньше, чем обвиняемых. Хуруфизм глубоко и крепко овладевал умами населения.
       Основателем хуруфизма был азербайджанский философ и поэт Фазлуллах Наими Тебризи. Он явился автором нескольких произведений, таких как "Книга вечности", "Завещание", "Книга о любви", "Книга о троне", "Книга об Искендере" и др.
       Когда главный герой романа гениальный азербайджанский поэт, хуруфит по убеждению и образу жизни Имадеддин Насими пытается проповедовать ширваншаху Ибрагиму сущность своей веры, его слова врезаются в устоявшийся мир мусульманина вопиющей ерсью:
       "-Мы отрицаем не Бога, а лживую формулу "лаилахаиллаллаха""...(1, 37)
       "...Бог - это совершенство. Совершенство же свойственно только человеку..."(1, 37-38)
       На весьма разумный с мирской точки зрения довод шаха о том, что в сложное время нашествий Тимура и Тохтамыш-хана ему нужны "руки, держащие меч", а не "учение Фазлуллаха", Насими отвечает:
       "- Ты можешь сражаться и даже победить! Но ты не сможешь закрепить свою победу! (...) Ибо победа, закваской которой служит не убеждения, подобна зданию без фундамента"(1, 38)
       Действительно, хуруфиты отрицали какое-либо насилие, считая самым сильным оружием слово. Их называли "рыцарями символического меча". Тем самым хуруфиты объявляли личность духовно свободной, и свобода эта достигалась у них путем отрицания религиозных законов. В Коране " сказано, что человек от сотворения слаб и беспомощен, судьба его предопределена, нет у него своей воли...(...) На деле же человек, созданный из творящих частиц и воплотивший в себе вселенную, куда старше и Корана, и всех религиозных книг, и сам является их творцом.(1, 38) Цель хуруфита овладеть истинным знанием и тем самым приблизиться к совершенству. Тот, кто сможет это сделать, обретает истинную свободу, "в нем расцветают способности, такой человек несокрушим."(1, 38-39) Он получает глубоко нравственное право на провозглашение формулы "Я есмь Бог".
       Восприятие же нового, но с такой стремительной быстротой распространяющегося хуруфитского учения Ибрагим-шахом и других правоверных мусульман крайне негативно: оно сравнивается даже не только со змеиным ядом, а с кое-чем в их представленииболее сильным и опасным, отравившись которым "люди лишаются страха божьего".(1, 43)
       Но Насими был непреклонен в своих убеждениях и в проповедях своей веры. Он сокрушается при виде закостенелых в непреложных, несущих именно этот "страх Божий" и закрепощенность духа религиозных догм. Поэт говорит и христианам, и мусульманам: "Судный и день и воскресение из мертвых - это ложь.(...) Эй вы, неведающие, слушайте! Человек может жить вечно! Человек телесно может жить вечно!"(1, 66)
       Повергая в смущение, вызывая возмущение людей своими необычными утверждениями, выступая против общепринятых канонов, вошедших в человеческое сознание настолько глубоко, что нечто иное воспринималось как противное не только Богу, но и всему внутреннему существу, сам Насими также воспринимался и понимался как самый невежественный и богохульный еретик. Тем не менее он не молчал, но продолжал шокировать религиозные правоверны умы: "Смерть это также плод ложной веры и невежества! Не ведая о движениях и изменениях во вселенной, человек не ведает об изменениях в самом себе..."(1, 67) Сам же сокрушался невежеству и непониманию окружающих: "Если бы человек изучил природу творящих частиц в своем теле, то он, подобно своему Творцу, и сам бы достиг вечности..."(1, 67)
       Но хуруфитам этого было недостаточно. Они шли дальше. Похоже, в своей программе по достижению человеком совершенства и слияния его с Хаккоим (Истиной-Богом) они оказались близки к тому, чтобы обожествить самого человека. Это был основоположник учения - Фазлуллах Наими. У хуруфитов был символический язык. Они не только были убеждены, что "Фазл есть Хакк". Они и само имя "Фазлуллах" расшифровывали как "наука и достоинство мира"(1, 69) "Мюриды видели в Фазле весь мир, а в целом мире видели Фазла"(1, 69) Под совершенством человека они понимали состояние, которое сложно достичь, но по достижении оного человек "познает, что сотворен вселенной и носит ее в себе, осознает себя как творца"(1, 69) Это и есть цель восхождения хуруфита - достижение единства, слияния творца и сотворенного. Когда все человечество осознает себя неделимым с Хакком, оно "станет цельным, как "алиф".(1, 69) И именно это достигнутое единство и цельность озгачает то, что человечество достигнет наивысшего совершенства - хуруфиты верили, что настанет, наконец, вечный мир и взаимопонимание, исчезнут разделяющие человечество религии, языки и даже нравы,, братство и взаимолюбовь будут править совершенным миром, жестокость же, войны, гнет и страх исчезнут навсегда.
       Но путь к этому блаженному миру труден и тернист. Путь же к Единству тем короче, чем ряды хуруфитов шире.
       Хуруфиты верили, что сам Мухамед видел совершенный лик Фазла-Хакка по той причине, что последний - безначален и бесконечен. "...лицо Фазла, вобравшее в себя черты всех совершенных людей, было создано, подобно Фазлу-Хакку, задолго до рождения и будет жить вечно."(1, 79)
       Последователи Фазла были убеждены, что после его смерти его дух перейдет в избранного им человека и будет жить в нем. Далее произойдет то же самое, и Фазл, тем самым, будет жить вечно на земле.
       У Фазлуллаха была любимая дочь Фатьма. Считалось, что именно в ее теле однажды воцарится дух отца. Затем, после смерти Фатьмы духу предстояло переместиться в тело ее наследника или возлюбленного... Теперь можно себе представить, какой благодатной почвой для низменной борьбы за власть в рядах хуруфитов было вакантное место жениха дочери Фазла.
       Таким образом, мы подходим к тому моменту, когда завершается "лирика" и начинается суровая "проза жизни". В рядах хуруфитов закладывается основа к предстоящему расколу. Фазл и Насими понимают причины грядущей катастрофы. "Когда объявят День Фазла, трон и корона снова перейдут в руки невежд, и веру в знание, единство и вечность заменит вера в силу. И гнет, меч и страх начнут царить сызнова. Вот где горе! Вот крушение!"(1, 130) Как оказалось, и в столь духовной, чистой (хоть и наивной) системе воззрений возможна брешь в царство меркантильных человеческих пороков. Начинается сопровождаемая безнравственностью борьба за "место" Хакка, борьба за власть.
       Являясь одним из течений суфизма, хуруфизм, само собой, вобрал в себя ряд его теоретико и практико-мировоззренческих основ.
       Аскетизм - одно из основополагающих требований суфизма и хуруфизма: "...согласно учению, вещи связывали человека и стесняли его свободу, и по этой причине хуруфиты не носили собой ничего, кроме символических мечей".(1, 74) Даже предметы личного туалета являли собой непростительную роскошь. Хуруфиты брились не лезвием, а огнем.
       Непременным качеством совершенного хуруфита являлась способность его испытывать состояние так называемого божественного экстаза, который, кроме всего прочего, достигался посредством музыки и танца. Цель наивысшего экстатического состояния - наитеснейшее слияние с Богом.
       Состояние отрешения хуруфитов граничило с каким-то совершенным мистическим достижением. При чем это отрешение достигало такой кондиции, что они умудрялись не ощущать самую, что ни на есть острую боль. Безусловно, что данное искусство владения ощущениями и эмоциями помогало в их нелегком жизненном пути.
       Так, когда аскерхасы по приказу садраддина Азама пленили и предали пыткам послов Фазла (среди них был и Насими), они в процессе экзекуций оставались столь невозмутимыми, что просто напугали своих жестоких палачей.
       "-Посмотри на них, они не ощущают боли, шах! - вопил шейх Азам.-Они не люди, шах! Они дьяволы!"(1, 63)
       Искусство отрешения от физических ощущений было одной из важнейших способностей рыцарей символического меча. Очень наглядно также это видно в сцене, не побоимся этого слова, зверской казни Фазлуллаха Наими. "Разбиваясь в кровь о прутья железной клетки на быстром и тряском пути, он отрешился от своего недужного тела и уходил духом во тьму, в пустоту; ни холодная вода, которой ему опрыскивали лицо на стоянке при слиянии Куры и Аракса, ни ватаги дервишей - тимуридов, окружившие арбу с клеткой и осыпавшие его проклятием всю дорогу не могли вернуть его духа в тело: он оставался безучастен ко всему, что происходило вокруг него."(1, 277)
       Вообще, обладая глубокими тайными знаниями, хуруфиты, частенько, применяли их на практике с непосредственной пользой для себя: "Мюриды имели обыкновение легкими прикосновениями огня освобождаться от усталости, горестей боли и смятения и, изгоняя их из себя, успокаивались."(1, 216)
       Наивысшей ценностью совершенного человека хуруфиты считали познание мира, которое, по сути, означает подлинную власть над ним. Но любое познание, как они считали, начинается с познания материи. Материю же хуруфиты воспринимали как неотделимую с духом, который является ее непременным продолжением. "Подобно тому, как неразрывны человек и вселенная, так неразрывны материя и "дух".(1, 85) Это убеждение дало основание провозгласить общепринятые религиозные постулаты о конце Света, Судном дне и воскрешении мертвых - ложью. "...если творец - вселенная - вечен, то и человечество - часть вселенной - тоже вечно. Сочинители Торы, Библии и Корана не поняли истинного смысла Судного дня, предсказанного в глубокой древности каким-то совершенным, или же исказили его преднамеренно ради утверждения страха Божьего в душе человека."(1, 192) Хуруфиты же понимали Судный день как "потерю памяти человечества, плодов тысячелетнего совершенствования, веры в человека."(1, 192) Более того, в противовес страшного Судного для хуруфиты верили, что однажды, когда-нибудь, когда человечество станет единым, то есть избавится от разности религий, языков и даже нравов, и произойдет это, непременно, мирным путем, без потери даже одной капли крови (недаром хуруфитов называли рыцарями символического меча), на всей земле восторжествует царство Фазла - Хакка, Царство справедливости с центром в Тебризе. "Рыцари символического меча(...) шли дальше в страны, где господствовал страх "лаилахаиллаллаха", в Рум, Ирак, Сирию, Египет (...) и можно было не сомневаться, что правоверные мусульмане, ступив за порог этих дверей, загорятся огнем новой веры(...) Свет Устада, возвещая победу за победой, укреплял веру в (...) Царство справедливости на земле."(1, 144)
       Цель, достойная уважения. Во все времена человек мечтал, стремился и искал Царство справедливости, и стремление это каждый раз "облекалось" в разные формы с одним и тем же трагическим исходом.
       Провозгласив так шокировавший правоверных святош тезис существования Бога в человеке, Фазл тем самым уже в зародыше обрек хуруфитское движение на непроходимые тернии и, в конце концов, на провал. Вера в вечный, переходящий из поколения в поколение дух, утверждение, что "Бог заложен в вас самих" привели к тому, что дали благодатную почву своим врагам к их неправильной, "передернутой" трактовке. "Враги хуруфизма огрубляли и оглупляли его, утверждая, что Фазл видит божественное равно в человеке и в животном, питающемся падалью, что для него равны красота и безобразие, чистота и погань, шах и его подданные. Незнание основ учения усугубляло недоверие к нему."(1, 37)
       На самом же деле, хуруфизм в своей основе содержал наигуманнейшие, альтруистические идеи. Мы уже говорили, что единственным оружием, которым хуруфиты обладали и считали действенным - было слово. Они отрицали любое насилие, кровавая война никак не являлась средством достижения вожделенного Царства справедливости. В разговоре с эмиром Тимуром Насими говорит следующие слова: "Учение наше, отрицающее страх Божий, окрепло и распространилось во всех улусах твоего царства. Ты в своем царстве властвуешь, устрашая людей и держа их в невежестве. Фазл же властвует, одаряя их светом знаний, чувством достоинства и высотой духа. Это тоже истина."(1, 233)
       Никак не отрицая истин Корана, хуруфиты все же по-особенному подходили к способу их трактовки. По их убеждениям, на пути к совершенствованию, цель которого - освоение глубин знаний, вплоть до понимания языка природы (подобно царю Соломону), человек должен овладеть тайнами Хакка, которые якобы сокрыты в буквах (хуруфах) Корана.
       Широко развернувшееся в XIV веке на территории Азербайджана хуруфитское движение с самого своего начало было обречено на провал. Очередное стремление человека к высшему идеалу и справедливости, уже по этой причине являя собой самый яркий образец чистоты и наивности, в очередной раз не выдержало столкновения с глухой, фанатичной, укоренившейся в общепринятых догмах человеческой природой.
       Итак, философия хуруфизма, вылившаяся на древней земле Азербайджана в достаточно широкое и организованное движение (которое оказалось способным довольно долгое время противостоять политике самого завоевателя подлунной - Тамерлана), являет собой, по существу, одну из ярчайших форм трансформации суфизма, зародившегося, в свою очередь в недрах мощной религии Ислам.
      
       Литература
      
      1. Гусейнов Иса. Судный день. Роман. М., Советский писатель, 1981, 296 с.
      2. Руми Джалаладдин, Поэма о скрытом смысле, Избранные притчи, изд. "Наука", Главная редакция восточной литературы, М., 1986, 270с.
      3.Субхан А. Джон, Суфизм. Его святые и святыни, М-С-П, "Диля", 2005, 256с.
       Xülasə
      
      
      "İ.Huseynovun "Qətl günü " romanında hürufizm fəlsəfəsi (sosiumun dünyanın dini dərk etməsinin transformasiyasının probleminə dair)" məqaləsində sufizmin budaqlarından biri olan - hürufizmin əsas nəzəri əsasları Azərbaycanın orta əsrlərinin dövrdəki sosiumun dünyanın dərk etməsi problemi işığında ifşa edilir. Tədqiqat İ.Huseynovun "Qətl günü" mətnin təhlili əsasında keçirilir.
      
       Summary
      
       In the article "To a problem of transformation of religious attitude of society (the philosophy khurifizm in I. Guseynova"s novel "Doomsday") reveals the basic theoretical principles of branches Sufism khuritizm in a view of a problem of features of attitude society of Azerbaijan. Research is spent on bases of the textual analysis of the novel of I.Guseynova "Doomsday
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 03/07/2022. 19k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.