Мирзоева Лейла Экрем
Конфликт харизматической личности с обществом и властью Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 03/07/2022, изменен: 03/07/2022. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема конфликта харизматической личности с обществом и властью

  •    Конфликт харизматической личности с обществом и властью
      
       Проблему конфликта незаурядной личности и общества, неординарной уже потому, что данная личность противопоставляет себя большинству в качестве лидера, невозможно изучить глубоко без знания некоторых аспектов социальной психологии, а именно: теории "Трансформации элементарного социально-психологического явления в развитии человечества".
       Данная теория, упрощенно говоря, сводится к следующему: на протяжении всей истории человечества любая информация, которая возникает между людьми "пропускается" последними через так называемый "фильтр доверия или недоверия". При этом всегда есть вероятность, что в разряд "пропущенной" попадет и неверная информация. С самого начала человеческой истории главенствовало такое социально-психологическое явление, как суггестия. Суггестия означает наиполнейшее доверие слышимой информации, то есть внушаемому слову. С развитием мышления постепенно в силу вступает такое социально-психологическое явление, как контрсуггестия. Это означает, что человек начинает сомневаться в слышимой информации, задавать вопросы, проявлять в результате всевозможные акты непокорности. Возникают лидеры, появление которых, в данном случае, обуславливается отказом общества в доверии большинству, но выбором одного субъекта, которому оно особенно доверяет. (Один из видов контрсуггестии).
       Негативной реакцией на так называемый "бунт" (контрсуггестию), отрицание суггестии (внушаемого слова) выступает в истории следующее социально-психологическое явление - контр-контрсуггестия. Это, так сказать, охрана суггестии, то есть восстановление "внушаемого слова" в правах или насильственным способом, или способом убеждения. Убеждение подразумевает наличие авторитета. "Авторитет правителя, лидера, вождя, старейшин, органов власти, правящих групп и классов на протяжении тысячелетий человеческой истории есть блокада несогласия, блокада непослушания, блокада непокорности" (3,26), то есть блокада контрсуггестии.
       Конечно же, перечисленные социально-психологические явления редко имеют место в истории в чистом виде. Так, суггестия проявляет себя и поныне, но в ограниченном виде, когда мы наблюдаем феномен всепоглощающего доверия определенных групп своим лидерам. Так же и остальные элементарные явления социальной психологии.
       Обратимся к роману Д. Мережковского "Смерть богов ("Юлиан Отступник").
       IV в. н.э. Христианство в Италии - уже государственная религия. Хотя остатки язычества во многом еще дают о себе знать - и в психологии граждан, и в их образе жизни. Тем не менее, как ранее, не так уж давно преследовались и уничтожались принявшие христианство римляне, так теперь преследуются и уничтожаются еще оставшиеся язычники.
       Император Юлиан порождает серьезный конфликт. Вместо того, чтобы, говоря на языке социальной психологии, являть собой пример контр-контрсуггестии, то есть быть правителем - авторитетом, охраняющим силу "внушаемых слов" закона и новой религии (то есть охранять суггестию), он становится, так сказать, представителем контрсуггестии, то есть порождает недоверие к суггестии - христианским, уже принятым канонам и пытается восстановить ушедший, эллинистический, языческий мир. Налицо совершенно неожиданный конфликт незаурядной личности императора Юлиана с обществом, которое отказывается вернуться к навсегда ушедшему прошлому.
       Весьма показательна здесь описанная автором романа ситуация, когда Юлиан Отступник решил возродить давно исчезнувшее из обычая народа всенародное вакхическое шествие. Оно состоялось. Здесь были и ряженые фавны с чашами чистого красного вина, и в прозрачных одеяниях вакханки, и девушки с корзинами священных сосудов на голове. В самый разгар "веселья", похоже, единственно искренне веселящийся Юлиан вдруг узнает, что эти девушки - гетеры из лупанариев. Вполне обоснованное возмущение императора:
       "- Как? Ужели допустил ты, чтобы блудница касалась нечистыми руками священнейших сосудов бога?
       -Но ты ведь сам, благочестивый Август, повелел устроить шествие. Кого было взять? Все знатные женщины - галилеянки. И не одна из них не согласилась бы идти полуголой на такое игрище". (1, 188)
       Вступив в конфликт с уже устоявшимся новым миром, который, как любой новый господин, был жесток и непримирим, Юлиан, одинокий в этой схватке, в конце концов терпит крах. Он погибает как герой на поле боя, но поруганный и непонятый собственным народом.
       "Мы чтим не мертвый камень, не медь, или дерево, а дух, живой дух красоты в наших кумирах, образцах чистейшей божией прелести",(1, 245) - говорил о своей языческой вере Юлиан.
       Другой лидер, посмевший вступить в конфликт с самим императором Юлианом, то есть с Властью был христианский, популярный в народе отшельник, старец Памва.
       Интересен образ старца, который олицетворяет в романе упрощенное понимание народом сущности новой, пришедшей на смену язычеству, веры. "...Весь он оброс волосами; вместо туники, облекал его холщевый заплатанный мешок, вместо хламиды - пыльный бараний мех...(...) Двадцать лет не мылся Памва, потому что считал опрятность тела греховной, веря, что есть особый дьявол чистоты телесной. (...) ...где змеи и и скорпионы гнездились на дне выжженных колодцев, жил он в одном из таких колодцев..."(1, 231)
       Памва проповедут людям, дабы не была сломлена вера их от гонений Юлиана Отступника. Он убежден, что в скором времени "...Афродита, богиня любви, с маленьким сыном Эросом, будет трепетать в наготе своей перед лицом Распятого" (...), а "Зевс, с потухшими громами, и все олимпийские боги будут бежать от громов Всеывышнего".(1, 231)
       Может, не спроста в романе оговорка, что самозабвенно внимают далеким от истинного смысла новой религии словам старца Памвы представители самой низшей черни города - чистильщики клоак, медники, прядильщики и т.д. "На грубых лицах бродяг и чернорабочих выражалось злорадное торжество слабых над сильными, рабов над господами".(1, 232) Настало новое время. Время главенствования бывших гонимых над бывшими гонителями. Время, с которого начинается суровая эпоха Инквизиции.
       Не носит политической окраски конфликт незаурядной личности и общества в средневековом немецком эпосе "Песнь о нибелунгах". Конфликт этот как нельзя более ярко свидетельствует о той старой как мир истине, что выдающаяся личность не понимается, преследуется, отторгается заурядным большинством. Этот печальный факт для необыкновенного индивида обуславливается рядом вполне человеческих особенностей членов "обыкновенного" общества, не последнее место среди которых имеет самая обычная зависть.
       Речь идет о герое эпоса "Песнь о нибелунгах", славном рыцаре Зигфриде.
       Для понимания выдающихся для рассматриваемого времени особенностей личности персонажа обратимся к тексту:
       "Еще юнцом безусым был королевич смелый,
       А уж везде и всюду хвала ему гремела.
       Был так высок он духом и так пригож лицом,
       Что не одной красавице пришлось вздыхать о нем.
      
       Носил он имя Зигфрид и, к славе сердцем рьян,
       Перевидал немало чужих краев и стран,
       Отвагою и мощью везде дивя людей." (2, 361)
       Подобная отвага, красота, сила и успех, что называется, "встали поперек горла" менее отважным и достойным окружающим, одним из которых был сам король Гунтер, обязанный Зигфриду не только немалыми своими удачными делами, но и прекрасной женой. Достаточно оказалось простой интриги, которая, как и все интриги всех времен и народов, не обошлась без женщины, чтобы доблестного героя замыслили подло предать и коварно убить.
       Но со смертью блестящего героя не умерла о нем достойная молва.
       Убийство также не осталось не отмщенным - много народу погибло после, ибо подлое убийств незаурядной личности, как показывает жизненная закономерность, рано или поздно влечет за собой заслуженное возмездие.
       "Бесстрашнейшим и лучшим досталась смерть в удел.
       Печаль царила в сердце у тех, кто уцелел..." (2, 628)
       О совсем иного характера конфликте, то есть имеющим политический смысл читаем в романе Умберто Эко "Имя розы". Здесь весьма подробно говорится о так называемых харизматических лидерах, вступивших в конфликт с Властью. Это совершенно особый вид лидеров, более подходящих под характеристику авантюристов и искателей приключений. Хотя, не исключено, что они немного верили в то, что проповедовали народу. Речь идет о печально знаменитом в свое время так называемом движении Пастушат, а также не менее печально известном Дольчинианском движении. "Имелось два вожака, проповедовавших лжеучение: священник, за непотребства отлученный от церкви, и монах, изгнанный из братства св. Бенедикта. Эти двое сумели так отуманить мозги простофиль, что те, все побросав, рысью помчались за ними (... и шли за проповедниками многотысячной толпою. Отныне они слушались не разумности и законности, а чужой силы и собственных желаний. Сгрудившись огромной кучей, наконец-то свободные, (...) они вечно были как пьяные. Они шли по городам и селам и брали все, что видели..." (4, 159)
       Что касается лидера Дольчина, то он повел за собой народ под теми же прекрасными и заманчивыми лозунгами "Свободы и Справедливости". Но, как видим, что оба понятия могут быть настолько растяжимыми, что на деле имеют самое абсурдное проявление. Возможно, на заре образования этого движения кто-то и был искренен в своих убеждениях. Но никак не далее, когда народное движение "За свободу" вылилось в свободу совсем иного рода. Это уже были бесчисленные толпы опьяненных анархией грабителей, насильников и убийц. Так говорит об этом один из бывших участников этого движения: "...никто из нас уже не понимал, что делает, мы хотели успеть сами, до божьей кары, мы шли передовой ратью в дружине императора, ниспосланного небом и святым небесным папой..."(329) "...Да, мы жгли и грабили, поскольку установили для себя наивысшим законом бедность. И мы взяли на себя право отбирать у людей незаконно нажитые богатства..."(4, 330)
       Когда движение было уничтожено, к его участникам власти не знали пощады. Сам лидер Дольчин был зверски казнен Инквизицией.
       Итак, данный конфликт харизматической личности и Власти отражает трансформацию Элементарного социально-психологического явления в следующие два вида: контрсуггестию, когда подвергается сомнению "внушаемое слово", то есть суггестия (в данном случае это главенствующая мораль, религия, закон, общепринятые установки). Основным "носителем" этого "сомнения" и выступает лидер, который собирает вокруг себя доверившиеся ему массы. Происходит все разрастающийся конфликт между харизматической личностью и Властью, который становится явной демонстрацией непокорности. Как результат - негативная реакция на эту контрсуггестию. Контрсуггестия трансформируется в такое социально-психологическое явление как контр-контрсуггестия. Заключается последняя в подавлении бунта в целях охраны суггестии, то есть общепринятых, "внушаемых" Властью законов и действий.
       Итак, конфликт незаурядной личности и общества или оной с Властью - закономерные явления в истории социума, являющиеся мощной движущей силой развития человечества.
      
       Литература
       1.Мережковский Д.С., "Смерть богов (Юлиан Отступник)", Собр. Соч. в 4-х т., Т.1,. Москва, изд. "Правда", 1990. 282 с.
       2. "Песнь о нибелунгах", изд. "Художественная литература", Москва, 1975. 272с.
       3.Поршнев Б.Ф. "Контрсуггестия и история (Элементарное социально- психологическое явление и его трансформации в развитии общества), История и психология, Академия наук СССР, Институт всеобщей истории, Институт философии. Изд. "Наука", Москва, 1971. с.7-36.
       4.Эко Умберто "Имя розы", Москва, изд. "Книжная палата", 1989. 426с.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Xülasə
      "Xarizmatik şəxsin cəmiyyət və hakimiyyətlə ixtilafı" məqaləsi qeyri-adi şəxsin cəmiyyət və hakimiyyətsürənlərlə antaqonizm və mübarizəsi probleminə həsr olunub.
       Qoyulmuş problemin baxımında məqalənin müəllifi sosial psixologiyasının bəzi əsaslarına istinad edir. Tarixin ən əlamətdar dövrlərdə sosiumun psixolojı xüsusiyyətlərinin öyrənilməsi bu prinsiplərsiz əsaslı olmazdı. Həmin problemi Mırzəyeva L.Ə. orta əsrlər dövrlərdə Avropada sosiumun psixolojı transformasiyasının spesifik xüsusiyyətlərin üzə çıxardılmasının əsasında tədqiq edir. Məqalənin tədqiqat obyekti D.Merejkovskinin "Allahların ölümü (Dönük Yulian)", Umberto Ekonun "Rozanın adı", "Nibelunqlar haqqında təranə" orta əsrlərə aid skandinav eposudur.
      
       Summary
       The article "The Conflict of the charismatic person to a society and authority" is devoted to a problem of antagonist and struggle of not ordinary person against a society and ruling cireles.
       In consideration of the given problem the author of the article bases on some principals of social psychology without which research of psychological features of society during the significant periods of history would not be thorough. Mirzoyeva L.E. given problem investigates on the basis of revealing specificity of psychological transformation of society during the medieval period in the Europe. Object of research of the article are D. Merezhkovsky s novels "Deth of gods
      (UlianOtstupnik)", U. Eko "The Name of the Rose", the Scandinavian medieval epos "Song about nibelungs".
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 03/07/2022. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.