Мирзоева Лейла Экрем
Через "тернии" - к высокому искусству (к особенностям развития публицистики в историческом и социально-миро-возќзренќќческом контексте) Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 07/07/2022, изменен: 07/07/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История публицистики в кратком изложении

  •    Д.ф.н. Лейла Экрем Мирзоева
      
       Ключевые слова: искусство, мировоззрение, эпоха Возрождения, Пьетро Аретино, Томас Мор, Себастиан Брант.
       Key words: art, world view, Renaissance, Pietro Aretino, Thomas More, Sebastian Brant;
       Açar sözlər: sənət, dünyagörüşü, İntibah dövrü, Pietro Aretino, Tomas Mor, Sebastian Brant.
      
      Через "тернии" - к высокому искусству (к особенностям развития публицистики в историческом и социально-миро-возќзренќќческом контексте)
      Когда мы говорим о публицистике эпохи Средневековья и Возрождения, то подразумеваем произведения, которые соќотќветќќствуќют данному жанру - то есть посвященные актуальќным проќбќлемам своего времени, служащие "способом орќгаќниќзаќќќќции и передачи социальной информации" (3, 1092). "Публиќцисќќтика - общественно-политическая литература на современќные актуальные темы. Публицистика служит интересам борюќщихќся классов и политических групп" (1, 278). "Публиќцисќтиќчесќкий текст может нести отпечаток как научќноќго, так и худоќжесќтвенќного освоения действительности". (...) Публицистичеќским текстам свойственна направленность на воздействие и убежќдеќние. Это не только констатирующая речь, но речь, приќзванная выќразить отношение к сообщаемому, повлиять на убежќдения или поведение человека, на его оценку тех или иных фактов дейќствительности. (...) Приемы выразительного письма, коќтоќрые используются в текстах средств массовой информации, сблиќжают этот стиль с художественной речью" (2, 96).
      Мировоззрение европейского социума первых веков новой эры формировалось в условиях жестокого противостояния, теряќющих авторитет, языческих верований и формирующихся хриќстианских ценностей. Это не могло не сказаться на специфике публицистики. Сначала авторы (Аристид , Юлиан Философ и др.) направляли содержание своего творчества на все еще, в количественном отношении, преобладающую языческую аудиќторию, далее, уже в произведениях Тертуллиана , проќсматриваќются определенные полемические мотивы, а после укаќза импеќратора Константина о легализации христианства как господќствующей религии (IV в.) - идеологический полюс публиќциќстики смещается уже в сторону апологетики новой госуќќќќдарќственной религии - античная культура и ценности становятся главной мишенью беспощадных обличений и жестоких нападок.
      Император Юлиан Отступник совершает последнюю в истории отчаянную попытку реставрировать античную кульќтуру с ее языческими, антропоморфными богами. Эта попытка завершается сокрушительным провалом, гибелью молодого имќператора и окончательной победой монотеистической религии.
      Падение Западной Римской империи, воцарение на ее территории варварских племен, привело, в конечном итоге, к многовековому кризису европейской культуры, упадку высоќкого, богатого наследия Античности. Эта эпоха вошла в истоќрию под нелестным названием Мрачного Средневековья.
      Колоритные особенности религиозной, общественной и по-литической жизни раннего Средневековья находят свое ярќкое выражение в морально-дидактической публицистике, в поќслаќниях, проповедях, поучениях и др. (Пенитенциалии, "Истоќрия франков" Григория Турского, "Corrector" Бурхарда Вормќского, "Диалоги" Григория I Великого и др.).
      До XIII века изготовление книг осуществлялось монахами в монастырях, в специально отведенных для этого помещениях (скрипториях) - из пергамента. Несмотря на то, что бумага поќявилась в Европе еще в XII веке , широкое применение она полуќчила лишь в XIV-XV вв.
      С XIII века производство книги приобретает более широќкий характер. Теперь это прерогатива не только монастырских скрибов , рубрикаторов и иллюминаторов , но и образованных людей в городах. Книга становится товаром с широким потреќбительским спросом.
      Важной фигурой средневековой французской полиќтиќчесќкой публициќстики считается Пьер Дюбуа (ок. 1250 - 1321 гг.).
      Пьер Дюбуа, состоящий при дворе его величества Фиќлипќпа Красивого, оказался в центре жестокого противостояния между королем и римским папой Бонифацием VIII. В памфлеќтах публициста со всей яркостью отражен этот, так повлиявќший на всю последующую историю Европы, конфликт "сильќных мира". Разрешение этого конфликта Дюбуа видит в упразднеќнии института папства, в отделении церкви от госуќдарства, в мирном урегулировании политических проблем, в консолидации европейских королевств с королем Франции во главе. Просвещенный публицист выступал также за всеобщее образование, за просвещение женщин наравне с мужчинами.
      Одним из представителей английской публицистики являќеќтся Джон Фортескью (ок. 1395 - 1476), в трактатах которого преќќќвалирует идея неоспоримого преимущества ограниченной моќнарќшей власти над абсолютной. ("О природе естественного закона", "Похвала английским законам").
      Творчество мыслителя и гуманиста Томаса Мора (1478 - 1535 гг.) занимает особое место в английской публицистике периода расќцвеќта правления тюдоровской династии.
      В эпоху Ренессанса наибольшую популярность приобретаќет жанр так называемых реляций. Особенно яркими и содерќжаќтельќными принято считать реляции итальянского писателя Порќчелќлио, в которых подробно описываются военные действия межќду миланским и венецианским правителями - Франческо Сфорца и Якобо Пиччинино (сер.XV в.).
      За Пьетро Аретино (1492 - 1556 гг.) - итальянским пиќсаќтеќќлем и публицистом, закрепилось "говорящее" имя - "бич коќроќќлей". Аретино является автором комедий, диалогов, памфлеќтов, писем, пародий. ("Комедия о придворных нравах" (1534), "Лицемер" (1542); диалоги "Рассуждения" и т. д.)
      Красной нитью через всю публицистику эпохи Возрождеќния проходит так называемая "дурацкая", или "смеховая" лиќтеќќќратура. (Сатирики Германии, Франции, Нидерландов - Сеќбасќтиќан Брант, Томас Мурнер, Франсуа Рабле, Эразм Роттерќдамский и др.)
      Большим спросом пользовались публицистические тракќтаќќќты политического и антиклерикального характера (Николо Маќкиавелќли, Лоренцо Балла и др.)
      Эпоха европейского Возрождения отмечена едва ли не саќмыми противоречивыми явлениями действительности. "Проќбужќдение" разума человека новой эпохи, победа осознания личќностќной ценности и духовной свободы, торжество гуманизма граќничили с жутким разгулом безумия, с жестоким попранием духовной свободы, с торќжеством страха, гнева, обќскуќранќтизма, с гонениями и массовыми ауќтоќдафе. Ибо эпоха Возќрожќдеќния - это и расцвет инквиќзиќции... Как известно, массовые реќпресќсии достигают своего апогея именно в XV-XVI веках, когда жили и творили величайшие умы своего времени - Л. Да Винчи, Т. Мор, Ф. Рабле, И. Кеплер, Г. Гаќлилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др. Конфликт между уходящим Средневековьем с его риќгоќризмом и схоластикой - и надвигаюќщейся, историчеќски обусловќленќной обновляющимся мировозќќзрением общества - эпоќхой Возрождения - не мог ознаменоваться менее грандиозным явќлеќниќем, чем незатухающее пламя инќквизиции. Но есть и иная верќсия: ужесточение масќсоќвых гоне-ний церковью в эпоху Возќрождеќния объясняется, образно гоќвоќря, "го-рем от ума", когда "оборотной стороной возникновения блесќтяќщей культуры евроќпейского Ренессанса было появление утонќченных пороков, торќжество рафинированного суеверия, до котоќроќго не доросло прежнее бесхитростное и простое вреќмя" (4, 160).
      Злободневные социальные проблемы этого переломного пеќриќода в истории нашли отражение в публицистической литературе. (Франсуа Рабле, Маргарита Наваррская, Никола де Труа, Бонавантюр Деперье и др.) Произведения публицистического жанра В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенса и др. - это зеркало политической жизни и мировоззренческих особенностей общества XIX века.
      К апогею своего развития публицистическая мысль пробивалась через самые тяжелые периоды человеческой истории. Это был длинный путь через "тернии" к высокому искусству.
      
       Литература:
      1. Большая советская энциклопедия. Т. 35.
      2. Мельник Г. С., Ким. М.Н. Методы журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008, 272 с.
      3. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
      4. Черняк Е. Б. Судьи и заговорщики (Из истории политических процессов на Западе). Москва, "Мысль", 1984, 304 с.
      
      Çətin yollardan yüksək sənətə doğru (tarixi və sosial-dünyagörüşü kontekstində publisistikanın inkişaf xüsusiyyətləri)
       Xülasə
       Məqalədə publisistika, onun fəaliyyət mexanizmi haqqında məsələlərə toxunulur. Tarixi faktlara, onların inkişaf mərhələlərinə müraciət olunur. Eyni zamanda jurnalistik fəaliyyətdə onun cəmiyyətin ideoloji xüsusiyyətləri ilə əlaqəsi müəyyən faktlar əsasında aydınlaşdırılır. Grigoriy Turskiy, Burxard Vormskiy, Böyük Qrigoriya kimi dövrünün görkəmli publisistlərinin yaradıcılığına müraciət olunur. Sonrakı zamanların tanınmış nümayəndələrindən Pyer Dyubya, Con Forteskyu, Tomas Mor və başqalarının jurnalistik fəaliyyətləri də nəzərdən keçirilir.
      
      
      Summary
      Ad astra per aspera - through hardships to high art (on peculiarities of development of sociopolitical journalism in historical and socio-philosophical context)
      
      The paper defines the concept of sociopolitical journalism. It traces the development of sociopolitical journalism in history. It also determines the relationship of sociopolitical journalism with the philosophical dimensions of the society. Gregory of Tours, Burchard Vormsky, Gregory the Great become firmly established as outstanding publicists of their time. Pierre Dubois, John Fortescue, Thomas More and others are considered eminent publicists of later times.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 07/07/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.