Мирзоева Лейла
Публицистические тенденции в сочинении Гая Саллюстия Криспа "заговор Катилины", в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" Авторские права защищены
Аннотация: Особенности древнеримской публицистики.
Публицистические тенденции в сочинении Гая Саллюстия Криспа "Заговор Катилины", в поэме Тита Лукреция Кара "О природе вещей" Авторские права защищены
1. Keywords: The poem, publicistic features, tendencies, the socio-political system.
2. Açar sözlər:
3. Şeir, publisistik xüsusiyyətlər, meyllər, sosial-siyasi system
Гай Саллюстий Крисп (86-35 г. до н.э.) - римский писатель, государственный деятель, проконсул римской провинции Новая Африка. Являлся ярым сторонником Юлия Цезаря, членом партии популяров. Политическая карьера Гая Саллюстия завершается после убийства Цезаря, он отходит от дел и всецело посвящает себя литературной деятельности. Его перу принадлежат сочинения - "Заговор Катилины", "Война с Югуртой", "История". Последнее произведение сохранилось в отрывках.
"Если человек желает отличиться меж остальными созданиями, ему должно приложить все усилия к тому, чтобы не провести жизнь неприметно, словно скот, который по природе своей клонит голову к земле и заботится лишь о брюхе". (28, 226) Этот афоризм Саллюстия Криспа заставляет задуматься о смысле жизни и о роли в ней труда Человека с большой буквой.
Саллюстий Крисп болезненно переживает проблему своего времени - социально-политическую трансформацию, которая обусловила крушение Республики. "Если бы в мирное время цари и властители выказывали те же достоинства духа, что во время войны, наша жизнь была бы стройнее и устойчивее, не видели бы наши глаза, как все разлетается в разные стороны или смешивается в беспорядке". (3, 226)
Крисп открыто говорит о недостатках, имевших место в государственных структурах - о "наглости, подкупе, алчности" (3, 227). По определению писателя, это и есть, воцарившийся в Римском государстве и медленно, но верно подтачивающий его основы, "упадок нравов" .
Катилину Саллюстий Крисп описывает в духе явного неприятия и презрения. Он пишет, что "нравом он был скверным и развращенным". (3, 228) С детства обожал драки, конфликты, грабежи, был коварен и не очень мудр, зато вынослив, силен и красноречив. Проблема Катилины была в том, что "его охватило неистовое желание стать хозяином государства". (3, 228)
В своем труде Саллюстий Крисп обращается к истории. Он сравнивает нравы своего времени с нравственным укладом минувших лет, и сравнение оказывается не в пользу современной ему действительности. "Так и в мирную, и в военную пору процветали добрые нравы. Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким. Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам. Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с другом состязались только в доблести. (...) Друзьям были верны". (3, 230)
Усматривая, как мы отметили выше, причину политического и социального кризиса своего государства в деградации моральных устоев общества, Саллюстий пишет: "С той поры, как богатство стало вызывать почтение, как спутниками его сделались слава, власть, могущество, с этой самой поры и начала вянуть доблесть, бедность считаться позором и бескорыстие - недоброжелательством". (3, 231)
В роковой для Катилины 63 г. до н. э. консулами были объявлены Гай Антоний и Марк Цицерон. Злейший враг Цицерона, Катилина, намереваясь во что бы то ни стало заполучить консульство в следующем году, "все пустил в ход, чтобы извести Цицерона. Впрочем, и Цицерону не надо было занимать хитрости и ловкости для успешной защиты". (3, 235) С виртуозным мастерством он "вывел Катилину на чистую воду", раскрыв политический заговор посредством его же возлюбленной Фульвии.
Катилина бежал в Этрурию, а его, оставшимся в Риме, сторонникам пришлось заплатить жизнью за свою преданность организатору заговора.
Битва с войсками Катилины была кровопролитной. Саллюстий Крисп пишет, что "чуть ли не каждый покрыл бездыханным телом то самое место, какое занял в начале сражения". (3, 236) Катилина "еще дышал, и лицо по-прежнему изображало всегдашнюю неукротимость, которая отличала его при жизни". (3, 236)
В своем произведении Гай Саллюстий Крисп поднимает злободневные проблемы своего времени. Автор пытается разобраться в происхождении причин политического и социального кризиса, крушения идеалов демократии и свободы и, в конечном счете, заката эпохи Республики. Сочинение Гая Саллюстия Криспа "Заговор Катилины" - яркий пример публицистического жанра в литературе Древнего Рима.
Тит Лукреций Кар (95-55 г. до н. э.). Поэма "О природе вещей".
Тит Лукреций Кар - древнеримский поэт и философ. Биография этого замечательного мыслителя не дошла до наших дней.
Поэма Лукреция Кара "О природе вещей" отражает актуальные в рассматриваемое время особенности мировоззрения, готовящегося к монотеизму, языческого социума. В обществе "бродили" размышления о сущности бытия, а секуляризированное сознание выдвигало все более утверждающиеся сомнения в индивидуально-эсхатологических аспектах религии в частности и политеистической религии в целом.
Известно, что сам Лукреций Кар был убежденным материалистом, он не только подвергал сомнению загробные представления, но даже сам факт бессмертия души. И если Цицерон в своей философии освобождает людей от страха смерти идеей вечной жизни, которую представляет намного совершеннее земной (диалог "О старости"), то Кар, напротив, освобождает людей от, навязанного умными жрецами, духовного порабощения в жизни реальной.
Отметим, что в своих воззрениях Лукреций Кар во многом следовал учению Эпикура.
Приведем примеры публицистического характера из произведения Тита Лукреция Кара "О природе вещей".
Секуляризация общественного мировоззрения:
Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом,
С областей неба главу являвшей, взирая оттуда
Ликом ужасным своим на смертных, поверженных долу,
Эллин впервые один осмелился смертные взоры
Против нее обратить и отважился выступить против.
И ни молва о богах, ни молнии, ни рокотом грозным
Небо его запутать не могли, но, напротив, сильнее
Духа решимость его побуждали к тому, чтобы крепкий
Врат природы затвор он первый сломать устремился. (1, 163).
О нравственном состоянии современного Кару общества:
Денег алчба, наконец, и почестей жажда слепая
Нудят несчастных людей выходить за пределы закона
И в соучастников их обращают и в слуг преступлений... (...)
Эти язвы глубокие жизни
Пищу находят себе немалую в ужасе смерти. (1, 172).
Вспомним здесь стих Ювенала:
"...Как тут сатир не писать? Кто настолько терпим к извращеньям
Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева..." (5, 529)
В отражении произведений древнеримских авторов перед нами предстает древний город Рим - город патрициев и плебеев, первых и последних, хозяев и рабов.
Приведем здесь высказывание Корнелия Тацита:
"Как наши предки были свидетелями того, до каких пределов может доходить свобода, так мы видели последнюю степень рабства" ("Жизнеописание Агриколы") (4, 441).
Список использованной литературы
1. Кар Тит Лукреций "О природе вещей". Античная литература. Рим. М., Высшая школа, 1981, с. 161-181.
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Москва, "Высшая школа", 1990, 351 с.
3. Саллюстий Крисп "Заговор Катилины". Античная литература. Рим. М., Высшая школа, 1981, с. 226-236.
4. Тронский И. М. История античной литературы". М.: Высш. шк.,1983,464с.
5. Ювенал Децим. Сатиры. Античная литература. Рим. М., Высшая школа, 1981, 528-538.
Xülasə
Məqalədə "Gaius Sallustius Crisp "Catiline Conspiracy" əsərində publikistik meyllər, Titus Lucretia Kara "Şeylərin Təbiəti" şerində Romanın imperatorluğunda Respublikanın payız dövrünün sosial-siyasi sistemi ilə xarakterizə olunur, publisistik xüsusiyyətləri müəyyən etmək üçün bu işləri təhlil edir.
Summury
In the article publicistic tendencies in the work of Gaius Sallustius Crisp "The Conspiracy of Catiline", in the poem Titus Lucretia Kara "On the Nature of Things" is characterized by the socio-political system of the era of the fall of the Republic in the Roman Empire, these works are analyzed to identify publicistic features.