Были времена, когда талант красноречия мог разжечь самую кровопролитную войну, решить исход самой жестокой битвы, спасти или загубить целые народы.
Еще в юности Цезарь проявлял себя прирожденным политиком. Плутарх пишет, что "...благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах, добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте". (2, 438)
Снискав всеобще уважение, Цезарь становится настолько могущественным, что, по словам Плутарха, силе его "трудно было что-либо противопоставить" (2, 438-439). И, как считает историк, быстрее всех уразумел всю опасность авторитета и популярности Цезаря - Марк Туллий Цицерон. Деятельность Цезаря Плутарх характеризует, как "по внешности спокойную, подобно гладкому морю, и распознал в этом человеке смелыйи решительный характер, скрывающийся под маской ласковости и веселости" (2, 439) По Плутарху, Цицерон "во всех помыслах и образе действия Цезаря усматривал тиранические намерения" (2, 439).
Народ любил Цезаря, и первое доказательство тому - получение им наибольшего числа голосов на должность военного трибуна.
Ораторский талант - один из многих достоинств Юлия Цезаря, и он дал о себе знать впервые, когда на форуме, будучи еще молодым политиком, он произнес "блестящую похвальную речь" (2, 439) в честь умершей тетки Юлии, жены Мария. Немногие недовольные голоса были заглушены одобрительными криками народа.
Цезарь впервые ввел обычай произнесения надгробной речи в честь покойных молодых женщин по случаю безвременной кончины собственной жены, и тем снискал еще большее уважение квиритов. "И это вызвало одобрение народа и привлекло его симпатии к Цезарю, как к человеку кроткого и благородного нрава. (2, 439)
Когда Цезарь одержал победу на выборах (вместе с другими "двумя известнейшими людьми" (2, 441)- Сервилием и Катулом баллотировался на должность верховного жреца), то этим он "внушил сенату и знати опасение, что он сможет увлечь народ на любую дерзость" (2, 441). Плутарх также пишет, что, уходя на выборы, Цезарь сказал своей матери: "Сегодня, мать, ты увидишь своего сына либо верховным жрецом, либо изгнанником". (2, 441).
Дар красноречия Цезаря чуть было не спас от смертной казни двух участников заговора Катилины. "Он (Цезарь) (...) выступил с заранее обдуманной речью, заявив, что убивать без суда людей, выдающихся по происхождению своему и достоинству, несправедливо и не в обычае римлян, если это не вызвано крайней необходимостью". (2, 442)
Речь Цезаря была воспринята положительно не только сторонниками Цезаря, но и многими его противниками. Но все же оппозиция оказалась сильнее настолько (Катон, Катул и др.), что Цезарь, спасая свою жизнь, едва "унес ноги" из сената.
Владение искусством красноречия в античные времена было настолько важным, что Плутарх ставит его в один ряд с принадлежностью "к старинной знати и известностью своим богатством". (2, 443)
Обладание ораторским талантом обуславливало не менее важную среди римских нобилей способность молниеносного реагирования "острым словцом" (или, как мы определили, "саркастической словесной фигурой") на соответствующую реплику или ситуацию. Так, когда Цезарь проезжал мимо небольшого "варварского" городка за Альпами, кто-то очень остроумный спросил его со смехом: "-Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?" "-Что касается меня, - серьезно ответил им Цезарь, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме". (2, 445).Однажды, когда друзья Цезаря спросили его о причине его печали, он ответил: "Неужели вам кажется недостаточной причиной для печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего замечательного!" (2, 445)
Вступление Цезаря в триумвират (в союз с полководцами и государственными деятелями - Марком Крассом и Гнеем Помпеем) Плутарх объясняет тем, что Цезарь не признавал препятствий в достижении великих целей. Одно из доказательств тому, к примеру, выдача Цезарем своей дочери Юлии замуж за Гнея Помпея.
Плутарх более чем сдержанно относится к попытке консула Цезаря провести реформы, и называет их "более приличествовавшие какому-нибудь дерзкому народному трибуну..." (2, 447) Причину же этой попытки историк усматривает в "желании Цезаря угодить черни..." (2, 447). Это были "законопроекты, предлагавшие вывод колоний и раздачу земель" (35, 447). Сенат высказался против, "зато народу они очень понравились" (2, 447).
Однако Плутарх очень высокого мнения о человеческих качествах Цезаря. Историк характеризует его как обладающего "мужеством и любовью к славе" (2, 450). Но самую большую заслугу Цезаря Плутарх видит в том, что он смог щедрыми почестями и подарками воспитать эти же качества в своих солдатах. "...Он желал показать, что добытые в походах богатства копит не для себя, а, не для того, чтобы самому утопать в роскоши и наслаждениях (...), но хранит их как общее достояние..." (2, 450).
Для воинов Цезарь был достойнейшим примером. "...Он сам добровольно бросался навстречу любой опасности и не отказывался переносить какие угодно трудности" (2, 450) Сила воли и духа Цезаря не удивляли никого, но поражало то, что трудности и испытания, которые он добровольно проходил, не соответствовали его физическому здоровью - "ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей". (2, 450)
Плутарх утверждает, что именно Цезарю, за его занятостью, первому пришла в голову идея "беседовать с друзьями (...) посредством писем". (2, 451).
Когда Цезарь был в гостях у некоего Валерия Леона, то его спутникам не понравилось поданное блюдо. Цезарь со свойственным ему сарказмом, сказал: "Если вам что-либо не нравится, то вполне достаточно, если вы откажетесь есть. Но если кто берется порицать подобного рода невежество, тот сам невежа". (2, 451). Его другое высказывание звучит как афоризм: "Почетное нужно предоставлять сильнейшим, а необходимое - слабейшим" (2, 451) Во время Галльской войны, когда на Цезаря неожиданно напали Гельветы, ему подвели его коня, на что он спокойно сказал: "Я им воспользуюсь после победы, когда дело дойдет до погони. А сейчас - вперед, на врага!" (2, 452)
Ораторский талант Цезаря помог ему однажды объединить легионы воедино. Это случилось во время Второй Галльской войны, когда начальники его войска в одном из боев проявили куда меньше мужества и стойкости, чем полагалось. На совете Цезарь объявил им, что "... те, кто настроен так трусливо и малодушно, могут возвратиться домой и не подвергать себя опасности против своего желания. Я же пойду на варваров с одним только десятым легионом, ибо те с кем мне предстоит сражаться, не сильнее Кимвров, а сам я не считаю себя полководцем слабее Мария" (2, 452). Красноречие полководца возымело ожидаемый эффект: "Все, исполнившись смелости и воодушевления, последовали за Цезарем..." (2, 452).
О Цезаре в Галльских походах Плутарх отзывается как об отважном, прозорливом, мудром военачальнике. К примеру, в войне в Нервиями "смелость Цезаря привела к тому, что римляне бились, можно сказать, свыше своих сил... (...) Из шестидесяти тысяч варваров осталось в живых только пятьсот, а из четырехсот их сенаторов - только трое". (2, 454).
Поход Цезаря против Британцев Плутарх считает выдающимся историческим подвигом. "Ибо он (Цезарь) был первым, кто вышел в Западный океан и переправился с войском через Атлантическое море, кто расширил римское господство за пределы известного круга земель, попытавшись овладеть островом столь невероятных размеров..." (2, 456)
О событиях, последовавших за распадом триумвирата, Плутарх пишет: "...Цезарю, если он хотел быть первым, не оставалось ничего иного, как уничтожить того, кому первенство уже принадлежало, а Помпей, чтобы не допустить такого исхода, должен был своевременно устранить того, кого он страшился". (2,460) Историк также считает, что "...причина гражданских войн была не вражда Цезаря и Помпея, как думает большинство, но в большей степени их дружба, когда они сначала соединились для уничтожения власти аристократии, а затем поднялись друг против друга". (2, 446)
В одном из сражений Цезаря с Помпеем удача явно улыбнулась последнему, но тот почему-то проявил нерешительность и отступил. Цезарь сказал: "Сегодня победа осталась бы за противниками, если бы у них было кому победить". (2, 470)
Итак, сила слова. В те далекие времена искусство красноречия имело не меньшее значение, чем обладание обоюдоострым мечом. Ораторству обучали в лучших школах того времени, именно искусство слова играло первостепенную роль в решении ключевых политических вопросов. Поэтому верно было убеждение: ораторство - ключ к успеху.
Список использованной литературы
1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. Москва, "Высшая школа", 1990, 351 с.
2. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2, Москва, изд. "Правда", 1987, 608 с.
3. Тронский И. М. История античной литературы". М.: Высш. шк., 1983, 464с.
Xülasə
Plutarxın "Seçilmiş həyat hekayələrinin" əksində Julius Caesarın təsviri
"Natiqlik müvəffəqiyyətə doğru yol (Plutarxın "Seçilmiş həyat hekayələrinin" əksində Julius Caesarın təsviri)" məqaləsində Roma İmperatorluğunda natiqlik xüsusiyyətləri nəzərdən keçirilir. Cəmiyyətin siyasi həyatında və bütün xalqların taleyində ifadə sənətinin əhəmiyyəti göstərilir
Summary
Oratory is the Right Way to Success" (the image of Julius Caesar in the reflection of "Selected life stories" Plutarch
In the article "Oratory is the Right Way to Success" (the image of Julius Caesar in the reflection of "Selected life stories" Plutarch) features of oratory in the Roman Empire are being studied. Shows the importance of the art of speech in the political life of society and in the destinies of entire peoples