Мирзоева Лейла Экрем
"Народная" публицистика в древнеримском историографическом жанре Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 08/07/2022, изменен: 08/07/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Особый род публицистики, возникший на улицах Древнего Рима.

  •   Л.Э.МИРЗОЕВА, доктор филологических наук
      "НАРОДНАЯ" ПУБЛИЦИСТИКА В ДРЕВНЕРИМСКОМ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОМ ЖАНРЕ
      Ключевые слова: исторические события, "народная" публицистика, автор, Древний Рим
      Açar sözlər: tarixi hadisələr, ―xalq‖ publisistikası, müəllif, Qədim Roma
      Key words: the historical events, the "public" journalism, the author, the ancient Roma.
       Гай Светоний Транквилл (75 - 150 г. н. э.) - автор, не дошедшего до нас полностью, посвященного жизнеописанию римских писателей труда "О знаменитых мужах", а также историографического произведения "Жизнь двенадцати цезарей". Произведениям Светония присущи злободневность, достоверность, натуралистичность изображения.
      Композиция произведения "Жизнь двенадцати цезарей" своеобразна - сюжет построен не по событийной хронологии, а по категориям описываемых фактов: особенности характера цезарей, их привычки, симпатии и антипатии, детали внешности, достоинства и пороки, обстоятельства жизни и смерти и т.д. В отличие от Корнелия Тацита, Светоний Транквилл в своем произведении не уделяет особого внимания описанию военных действий. Мастерство Транквилла заключается, хотя и в поверхностном, но детальном и чрезвычайно захватывающем изображении общественной, а также частной жизни цезарей. (Божественный Юлий, Божественный Август, Тиберий, Гай Калигула, Божественный Клавдий, Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Божественный Веспасиан, Божественный Тит, Домициан). Произведение Светония Транквилла посвящает нас не только в общеизвестные события правления двенадцати цезарей (напомним, одиннадцать из которых официально именовались принцами), но и освещает теневую сторону их жизни, порой не самую приглядную, а иногда и резко отрицательную. Перед нами предстают двенадцать сильных древнего мира - мы знакомимся с их друзьями и врагами, становимся свидетелями их самых светлых и низменных поступков, узнаем об их тщеславных целях и, порой, не самых достойных способах их достижения. Мы восхищаемся героизмом и непреклонным нравом Юлия Цезаря, ужасаемся коварству и жестокости Тиберия, удивляемся бесхарактерности Клавдия, презираем кровожадного Нерона. Сюжет "Жизни двенадцати цезарей" становится еще более информативным из-за включенных в него, злободневного характера, анекдотических "народных" ("безымянных") стихов и частных диалогов. Приведем примеры: Когда Октавиан Август потерпел сокрушительное поражение в Сицилийской войне, в народе ходила такая эпиграмма: Разбитый в море дважды, потеряв суда, Он мечет кости, чтоб хоть в этом выиграть... (2, с.65)
      Об императоре Нероне: Трое - Нерон, Алкмеон, Орест - матерей убивали. Сочти - найдешь: Нерон - убийца матери. (...) Наш напрягает струну, тетиву напрягает парфянин... (2, с.168) И т.д. Организацию пожара в Риме (64 г. н.э.), длившегося "шесть дней и семь ночей" (2, с.167) и унесшего тысячи жизней многие приписывали Нерону. Светоний косвенно подтверждает этот факт тем, что Нерон незадолго до пожара цинично перефразировал поговорку: "Когда умру, пускай земля огнем горит!" - "Нет, - пока живу!" (2, с.167) Консулом Юлий Цезарь стал в один год (59 г. до н.э.) с другим государственным деятелем - Марком Бибулом. По Светонию, совместная власть не помешала Цезарю "силой оружия прогнать его с форума" (2, с.13) из-за противоречия с ним в одном земельном вопросе. Так Цезарь становится единовластным действующим консулом, и "с этого времени управляет всем в государстве по своей воле" (2, с.13). Остроумия народу римскому было не занимать. В этот период некоторые подписывали официальные бумаги не консульством Цезаря и Бибула, а Юлия и Цезаря. Популярным в народе в тот год был стишок: В консульство Цезаря то, а не в консульство Бибула было: В консульство Бибула, друг, не было впрямь ничего (2, с.14). (Народная публицистика). Так, апофеоз собственного "я" Цезарем начинает отсчет к его трагическому концу. Светоний приводит довольно циничные высказывания диктатора: "Республика - ничто, пустое имя без тела и облика"; "Сулла не знал и азов, если отказался от диктаторской власти; "С ним, Цезарем, люди должны разговаривать осторожнее и слова его считать законом" (2, с.33). Самовластию Цезаря, как пишет Светоний, не было предела. Он не скрывал своего презрения к сенату и позволял себе еще более "дерзкие поступки" (2, с.33). Постепенно в народе назревало недовольство тиранией Юлия Цезаря. В моде был стишок, который написали даже под статуей Луция Брута : Брут, изгнав царей из Рима, стал в нем первым консулом, Этот, консулов изгнавши, стал царем в конце концов (2, с.34). (Народная публицистика). Светоний, уделяя большое внимание скабрезным подробностям, рассказывает о разгульной жизни Августа и, как бы между прочим, упоминает одно "тайное пиршество", устроенное принцепсом во время голода в Риме. Участники оргии были одеты богами и богинями, а на месте Божественного Августа возлежал сам Аполлон. "Уже на следующий день слышались восклицания, что боги сожрали весь хлеб и что Цезарь - впрямь Аполлон, но Аполлон - мучитель (под таким именем почитался этот бог в одном из городских кварталов" (2, с.65). Светоний приводит, ходившие в народе, стихи безымянного автора. (Народная публицистика). Приведем здесь отрывок: ...Цезарь являл на пиру прелюбодейства богов, Все от земли отвратили свой лик небесные силы И, позолоченный трон бросив, Юпитер бежал (2, с.65). Тиберий из рода Клавдиев открыл собой эпоху "дурных" правителей Римской Империи.
      Светоний пишет, что лютым тираном Тиберий стал не сразу. "Поначалу он вмешивался в государственные дела, чтобы предотвратить злоупотребления" (2, с.92). Борьбу с падением нравов в обществе он начал жестко и решительно. Матрон и расточительных юношей отправлял в изгнание. Тиберий также подверг запрету чужеземные обычаи и священнодействия. "Перечислять его злодеяния по отдельности слишком долго", (2, с.101) - пишет Светоний. Если же обобщить, то и "дня не проходило без казни", причем казнили и детей, и внуков осужденных. "Никакому доносу не отказывали в доверии" (2, с.101). Чинившиеся Тиберием изуверства совершались "под предлогом (...) исправления нравов, а на деле - только в угоду своим природным наклонностям" (2, с.100). Приведем здесь, переданные Светонием, народные стихи о Тиберии. (Народная публицистика). Ты беспощаден, жесток - говорить ли про все остальное? Пусть я умру, коли мать любит такого сынка. Всадник ты? Нет. Почему? Ста тысяч, и тех не найдешь ты. Ну, а еще почему? В Родосе ты побывал. Цезарь конец положил золотому сатурнову веку - Ныне, покуда он жив, веку железному быть. Он позабыл про вино, охваченный жаждою крови: Он упивается ей так же, как раньше вином (2, с.100). Автор "Анналов" Корнелий Тацит называет актуальные проблемы времени правления Нерона "общественными бедствиями" (3, с.273). Фактически, были "обезглавлены" лучшие люди государства, что так или иначе могли угрожать диктатуре Нерона. Скончался при подозрительных обстоятельствах наставник императора в юности Афраний Бурр. Другой наставник Нерона - Сенека был отстранен от дел. Коварно убиты, сосланные ранее в провинции, Сулла и Плавт. Все более частыми становятся инсургентные выступления народа. Люди оплакивали печальную участь первой жены Нерона - Октавии, с которой принцепс развелся и выслал вон из дворца, и не хотели принять жену вторую - Поппею Сабину. Толпу "разгоняют плетьми, угрожая оружием" (3, с.278). В народе о Нероне ходило много разоблачающих стихов. Например: Чем не похожи Эней и наш властитель? Из Трои То изводил отца - этот извел свою мать. (...) Рим отныне - дворец! Спешите в Вейи, квириты, Если и Вейи уже этим не стали дворцом (2, с.168). В древнеримской "народной" публицистике отразились злободневные проблемы текущего времени, запечатлелись особо яркие моменты социально - политической жизни глазами простого народа.
      
      
       Литература
      1.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., Высшая школа, 1990, 351 с. 2.Светоний Гай Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". М., Художественная литература, 1990, 255 с.
      3.Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. Сочинения в двух томах. Т. 1. Научно - издательский центр "Ладомир", М., 1993, 600 с.
      Qədim Roma tarixi janrında "xalq" publisistikası
      Xülasə
      Müəllif məqalədə Qədim Roma müəllifi Svetoniya Trankvilin ―12 sezarın həyatı‖ əsərindən "xalq" publisistikasına dair nümunələr gətirir. ―Xalq‖ publisistikası Qədim Romada cəmiyyətin mənəvi həyatını anlamağa imkan verir, eyni zamanda nəzərdən keçirilən dövrün tarixi hadisələrinə iĢıq salır. Xalq publisistikasının xüsusiyyətləri Yuli Sezar, Oktavian Avqust, Qay Tiberinin həyatından faktlar əsasında üzə çıxır. Bu problem həm də Korneli Taçitin ―Annalı‖ əsərində də nəzərdən keçirilir. Qədim Roma ―xalq‖ publisistikasında dövrün aktual problemləri öz əksini tapmıĢdır.
      L.E.Mirzayeva
      "Public" Journalism in Ancient Roman Historiographical Genre
      Summary
      The paper reveals examples of "public" journalism in ―De vita Caesarum‖ commonly known as ―The Twelve Caesars‖ by ancient Roman author Gaius Suetonius Tranquillus. "Public" journalism makes it possible to understand the peculiarities of the ancient Roman society"sworld view, and is a vivid, reliable evidence of the historical events of the considered time. Peculiarities of public journalism are revealed on the example of facts from the life of Julius Caesar, Octavian Augustus and Gaius Tiberius. This issue is considered on the example of ―the Annals‖ by Cornelius Tacitus as well. Actual problems of the time running were reflected in the ancient Roman "public" journalism. Рецензент: д.ф.филол., доц. Ш.Ш.Мусаев Redaksiyaya daxil olub: 08.10.2018

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 08/07/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.