"Либеральная политика государства направлена на поддержание экономического благополучия крупного бизнеса; выживание основной части населения страны фактически в расчет не принимается; в результате нарушается народный потенциал России и нарастает протестный ресурс".
Н.Римашевская
В новостях, размещенных 15 января т.г. в "Правде.ру", меня поразила небольшая статья под заголовком "Россияне утратили интерес к чтению". В ней сообщалось, что, согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 % жителей России вообще не читают книг, а число российских семей, имеющих домашнюю библиотеку, снизилось до минимальных значений. А те, кто все-таки берет изредка в руки книгу, предпочитают читать легкие досуговые издания. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России.
Ученые Института пришли к печальному выводу, что за два последних десятилетия выросло два поколения не читающих граждан.
Что же стряслось с российскими гражданами? Почему и каким образом из самой читающей страны в мире Россия в столь короткое время превратилась в общество невежд, успешно наверстывая свое отставание от Запада? Да и в других союзных республиках канувшего в Лету СССР положение дел не лучше.
Первое объяснение, которое пришло в голову, - это сказывается влияние Интернета. В самом деле, немалое число людей предпочитает сегодня читать публикации в Интернете, отвыкая от книг. Тем более что это и дешевле, и удобнее, а самое главное - экономится время. Необходимую информацию можно в два счета найти в той же "Википедии". Кроме того, в Интернете талантливые писатели публикуют такие произведения, которые издательства считают недоходными, а среди них нередко можно встретить замечательные творения, которые всегда можно почитать в многочисленных электронных библиотеках, а при желании их скачать. Вместе с тем, как я уже ранее отмечал в своей статье о виртуальной экономике, значительное число пользователей Интернета превратились в "геймеров", став жертвами широко распространенной новой болезни - компьютерной игромании. Их не интересует художественная литература, а также произведения ученых, журналистов, пишущих на серьезные, общественно значимые темы. "Геймеры" в своем фантастическом, воображаемом мире часами сражаются, уничтожая ужасных монстров, получая от этого огромное наслаждение.
Еще одно объяснение, лежащее на поверхности, - это кризис школы. Сегодня учителя в ряде школ перестали быть авторитетом для учеников. Недавно в пятом номере "АиФ" опубликована фотография класса, где на стене был вывешен лозунг "Воспитатель, я тебя убью!". Нынешние школьники в совершенстве овладели нецензурщиной, щеголяя друг перед другом семиэтажными конструкциями отборной матерщины. Известный телекомментатор Владимир Соловьев (кстати, отец шестерых детей) в этом же номере газеты в статье "Мы оказались у разбитого корыта" пишет: "Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе. Советская школа - хорошая она была или плохая - базировалась на неких краеугольных камнях. Там существовала четкая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда все рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта". Хуже того - школа, благодаря введению преподавания "закона божьего", превращается в рассадник религиозных мифов и догм, ограничивающих сферу научных знаний. Ведь религия - это древняя, отсталая, извращённая форма познания бытия, донаучная модель мира. В древности, когда люди ещё не имели научных знаний, когда все окружающие явления были загадочны, у них возникали различные фантазии о том, что существует помимо материальной реальности ещё и какой-то сакральный, потусторонний мир, включающий понятия о боге и прочих объектах религиозной мифологии. Но в XXI веке навязывать детям искаженное представление об окружающем мире - это уже слишком! И так страна откатилась на столетие назад, сойдя с прогрессивной траектории развития, а тут еще и противопоставление школы науке. Идя по этому пути, можно докатиться и до русского варианта Талибана.
Однако вместе с тем, анализируя проблему, я подспудно понимал, что истинные причины деградации личности (а иначе этот процесс никак не назовешь) кроются не в Интернете, который является благом для подавляющего большинства людей, и не в школе, которая, несмотря на все трудности, чинимые властями, все-таки приобщает ребят к культуре и знаниям, а в чем-то другом. И это другое, мне представляется, - кардинально изменившиеся общественные отношения. Придя к такому выводу, я решил за его подтверждением обратиться к исследованиям психологов и социологов.
Экспериментально-теоретические исследования психологов, проведенные еще десятилетия тому назад, показали, что дети, пораженные слепоглухотой, т.е. одновременным отсутствием с момента рождения зрения и слуха, если ничего не предпринять, быстро деградируют. Ребенок становится, как утверждал доктор философских наук Э.Ильенков, подобным некоему человекообразному существу при вполне нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг по мере взросления человека не останавливается в своем развитии по программам, заложенным в молекулах дезоксирибонуклеиновых кислот, однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Это значит, что мозг осуществляет нормальное управление процессами, протекающими внутри тела человека - процессами кровообращения, пищеварения и выделения, газообмена, терморегуляции, работой эндокринной системы, но все они протекают совершенно без участия психики.
Ребенок (даже слепоглухой) становится полноценным человеком только в процессе обучения и воспитания, который развивает в нем сознание, волю, интеллект и нравственность, вооружая его знаниями и этическими принципами. Причем слепоглухота совершенно не является препятствием для формирования психики самого высокого порядка, открывая человеку доступ к сокровищам человеческой духовной культуры, развивая его таланты. К этому выводу пришли ученые в ходе длительных научных экспериментов. Они добились того, что их воспитанники осваивали живую устную речь, успешно завершали курс высшего образования, проводили научные исследования и публиковали свои работы, сочиняли стихи, становились педагогами-воспитателями слепых и глухих. Эти замечательные научные работы, раскрывающие процесс возникновения и развития человеческого духа, человеческой психики, проблему "души", являются заслугой Ивана Афанасьевича Соколянского (1889-1960) и Александра Ивановича Мещерякова (1923-1974).
Работы названных выдающихся ученых и их последователей показали, что человеческая психика сама по себе не возникает, ее надо "сделать", сформировать, воспитать. И в этом главную роль играет слово, речь. Именно слово, а затем и труд делают человека человеком. Приобщение каждого конкретного человека к богатствам человеческой культуры, созданной десятками тысяч лет творчества миллионов наших предков, возможно только в процессе формирования в нем системы потребностей (материальных, интеллектуальных, нравственных, социальных), поскольку он ежеминутно испытывает воздействие на его психику сигналов, поступающих из окружающей общественной среды. Если зоопсихику животных можно развить путем дрессировки, то человеческую психику развивает общественная среда через его контакты с другими людьми (родителями, родными, близкими, воспитателями и учителями в детском садике, школе, вузе, коллегами на работе, знакомыми и незнакомыми), а также процесс активного взаимодействия с материальными носителями достижений человеческого Разума и Труда.
И если изменяется среда обитания человека, то трансформируется и образ его жизни, что неизбежно отражается на системе его потребностей, интересов и поступков (см. мои статьи "Потребности и мораль", "Нравственность и социальная революция" - http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/). Говоря проще, "сущность человека" заключается в "совокупности общественных отношений", связывающих его в процессе жизнедеятельности с другими членами данного общества.
Исходя из такой научно обоснованной трактовки совершающихся в человеческой психике перемен, я пришел к выводу, что превращение читающего, высоконравственного, интеллектуально и социально развитого народа в народ, который не читает книг,плохо понимает сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач, происходит вследствие очень серьезных перемен во всей общественной системе.
Если советский строй способствовал, несмотря на его дефекты, становлению личности, то дикий капитализм, разгулявшийся на просторах бывшего СССР, явился причиной деградации личности.
Верен ли этот вывод?
Ответ на этот вопрос я нашел в трудах Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.
В 2003 году этим Институтом была издана замечательная книга члена-корреспондента РАН Натальи Михайловны Римашевской "Человек и реформы: секреты выживания", в которой системно изложены результаты обширных социологических исследований о влиянии на человека процессов, происходивших в 1990-е годы в России. Вот что она пишет: "В результате осуществляемых реформ население нашей страны оказалось в таком состоянии (бедность, нищета, неплатежи заработков, пенсий и пособий, отсутствие электричества и тепла в жилищах, а подчас отсутствие самого жилища и чрезвычайно низкое его качество - интенсивный рост цен на те услуги, которые должны предоставляться бесплатно как социальные гарантии государства), что надо еще раз громко сказать об этом<...>Россия не только теряет численность своих граждан в результате депопуляции, но и столкнулась с устойчивой деградацией человеческого генофонда: больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедность. И это подтверждено статистически" (с.9).
Итак, бедные семьи воспроизводят бедность в результате чего происходит деградация человеческого генофонда. Но деградирует не только генофонд. Как показывает та же статистика, резко снижается и уровень интеллектуального потенциала народа в результате воздействия следующих негативных процессов:
--
Распространение алкоголизма. Если в 1952 году потребление чистого алкоголя составляло 1,9 литра на душу населения, то сейчас в 10 раз больше и в 5 раз больше, чем в царской России.
--
Рост наркомании. За последние 20 лет увеличение в 10 раз. Согласно данным Федеральной службы РФ по наркоконтролю, число наркоманов, в России составляет 5,1 миллиона, а от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек.
--
Криминализация общества, о масштабах которой можно судить по тому факту, что доля т.н. "теневой экономики" составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В.Кудрявцева, подавляющая часть преступлений - это "бедная преступность", когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения.
--
Массовая хроническая безработица. Число безработных оценивается сегодня в 6-7 миллионов человек.
--
Маргинализация общества. Доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %.
Таковы поистине выдающиеся "достижения" реставрации в России капиталистической системы, совершенной горбачевыми, ельциными, яковлевыми, гайдарами, чубайсами и им подобными вершителями судеб десятков миллионов людей в полном соответствии с Вашингтонским проектом.
И спрашивается: разве может при наличии таких процессов не происходить процесс деградации личности? Разве хронический алкоголик или наркоман может быть заинтересован в чтении книг? Разве криминальный мир испытывает хоть малейшую потребность в приобщении к высокой культуре? Наоборот, он создал свою, блатную культуру, которая откровенно и нагло выплескивается с экранов телевизоров и звучит по радио, смотрит на покупателей с глянцевых обложек эротических, порнографических книг и журналов. Сегодня главный герой сериалов - это преступник. Разве порядочный трудяга, уволенный предпринимателем и озабоченный поисками работы и средств к существованию, настроен читать классическую литературу или ходить в музеи, чтобы удовлетворять свои эстетические потребности? А что говорить о бомжах, беспризорных, проститутках, которые живут в своем особом мире, далеком от искусства и научных идей.
Но даже не это, может быть, главное. Становление высоконравственной, интеллектуально развитой личности может происходить, по моему мнению, только в том случае, если им движет благородная общественно значимая цель, если развитие общества нацелено на наиболее полное удовлетворение потребностей человека, в структуре которых неуклонно возрастает доля духовных потребностей. Если же система экономических отношений в обществе нацелена на погоню за частным богатством, достигаемом путем эксплуатации человека человеком, с помощью мошенничества, откровенного грабежа, взяточничества и т.п. широко распространенных в сегодняшней России способов, то она неотвратимо стимулирует укоренение в людях таких качеств, как эгоизм, индивидуализм, жадность. "Топи другого, если хочешь выжить сам!" - этот призыв заменил коммунистический лозунг "Труд -дело чести; будь всегда на первом месте!".
Возвращаясь к исходному пункту- к чтению книг, я хотел бы заметить, что оно всегда было основой не только обучения и средством приобщения к культурному наследию человечества, но и свидетельством стремления человека вносить свой посильный вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. Отсутствие потребности к чтению серьезной, полезной, высоконравственной литературы служит явным признаком духовной деградации человека. Чтение книг - один из важнейших индикаторов духовного и морального здоровья нации. Без чтения невозможно образование, совершенно исключен процесс развития и саморазвития личности, нацеленный на овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях и умениях. Чтение - это залог сохранения и развития духовной культуры, а также прогресса в социальном развитии.
Правда, здесь необходимо сделать одну существенную оговорку. Свой читательский путь люди, как правило, начинают в школе. Однако ряд специалистов критически относятся к современным методам учебного процесса в массовой школе. Так, учитель русского языка и литературы В.Рязанов, имеющий большой опыт преподавательской работы, ссылаясь на труд В.Дьяченко "Современная дидактика" (1996), считает, что школа, в которой чтение, работа с книгой является одним из основных видов учебной деятельности, призванная формировать вдумчивого читателя, с этой задачей не справляется. Исследования показывают, что почти все учащиеся за 11 лет своего пребывания в школе не овладевают навыками самостоятельной работы с книгой.
Конечно, считает В. Рязанов, не стоит забывать о том времени, когда книга была чуть ли не единственным источником информации для человека. И в советское время с ликвидацией безграмотности книга заняла свое почетное место в культурной жизни человека. Но с появлением телевидения, а затем и компьютерной техники, книга стала отходить на второй план. Здесь, считает он, срабатывает т.н. закон сохранения энергии. "Зачем напрягать свое зрение, ум и воображение в поисках смысла печатного текста, если мне и так все покажут и расскажут?" - приблизительно так спрашивает человека его внутренний голос при выборе тех или иных средств опосредованного общения с миром. "То средство лучше, которое менее всего меня напрягает", - таков выбор человека-потребителя.
Слов нет, такая проблема атрофирования у учащихся способности активно мыслить реально существует и я, имея также некоторый опыт преподавательской работы в колледже, уже в конце 1990-х годов замечал, что многие учащиеся не были способны самостоятельно работать с учебной литературой, решать задачи, привыкнув к пассивному восприятию информации, получаемой по телевидению и из Интернета.
И у меня возникает вопрос, когда сегодня громогласно со всех трибун вещают о модернизации экономики России, кто реально будет эту политику проводить в жизнь? Люди, не читающие серьезных книг и не умеющие самостоятельно мыслить? Алкоголики и наркоманы? Бомжи, бродящие в поисках пищевых отбросов по помойкам и мусорным свалкам? Проститутки? Преступники, убивающие и грабящие ради добычи денег? Безработные, думающие только о том, как свести концы с концами? Или власть имущие все свои надежды возлагают на олигархов?
И я вновь хочу процитировать слова директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН А.Шевякова, который недавно сказал: "Основные выводы из результатов наших исследований заключаются в следующем: острые социально-экономические диспропорции, возникшие в ходе проводимых в стране реформ, представляют серьезную угрозу социально-политической, экономической и демографической ситуации в стране, особенно в условиях развивающегося кризиса. Избыточное социально-экономическое неравенство и бедность оказывают существенное обратное влияние на экономическую и демографическую динамику и являются основным препятствием для расширенного воспроизводства населения, человеческого капитала и повышения темпов экономического роста<...>социально-экономическое неравенство в России достигло угрожающих величин, доходы более 60 % населения лежат ниже границ, позволяющих этой части населения эффективно реализовывать себя в экономике и накладывает ограничение на их здоровье и репродуктивное поведение" (http://www.debri- dv.com/module/article/file/show/?story_id=1957). И добавлю от себя - приводящих к деградации человеческой личности, ибо, как показывают исследования, они формируются только на основе духовных интересов и представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социо-культурной обстановкой в обществе.
Единственное, что меня все-таки утешает и обнадеживает, это то, что 60 процентов ее граждан все-таки читают книги. А современный экономический кризис, я в этом уверен, повернет мысли и побуждения многих людей в правильном направлении. Об этом говорит хотя бы тот факт, установленный социологическими обследованиями, проведенными в декабре 2009 года сотрудниками радио "Свобода", что в России среди опрошенных растет процент положительных оценок Великой Октябрьской социалистической революции.