| |
"Если в душе недовольство, определи фактор, нарушивший гармонию, и устрани eго".
Борис Акунин
"...включение пролетариата, созданного как класс капитализмом и осознавшего свое историческое ;своеобразие в культурной общности современных государств в качестве нового самостоятельного элемента, стало неотвратимой проблемой всей государственной политики".
Макс Вебер
"Всякое же стремление к прогрессу основано на отрицании настоящего положения вещей и на полноте нравственной отчужденности от него".
Себастьян Франк
"Я, увы, знаю, условие игры, которое вы исповедуете: алчная, устремленная и самопожирающая безнравственность...".
Юлиан Семенов
[1] Очередной мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, заставил правительства капиталистических стран (даже США) отказаться от концепции рыночных фундаменталистов о невмешательстве государства в рыночные отношения предпринимателей. Таким образом, необходимость разрешения одного из острейших противоречий капиталистической экономики поставило точку в давно длившемся споре между сторонниками вмешательства государства в экономику и последователями рейганизма и тэтчеризма. В ошибочности рыночного фундаментализма в сентябре 2007 г. признался и Алан Гринспен, когда его допрашивали в Конгрессе США. Он сказал: "Я совершил ошибку, предполагая, что эгоистичные интересы, в частности, банков и им подобных, таковы, что они как нельзя больше приспособлены защищать своих акционеров и их активы в компаниях".
[2] Л.Толстой считал, что капиталистическая организация труда нисколько не лучше былого рабства или крепостничества. Однако с этим его утверждением трудно согласиться. Если раба вовсе не считали и не считают за человека, а крепостной лично зависим от своего хозяина, то наемный работник является юридически свободной личностью.
[3] "Перевести в денежное выражение можно и человека. Достаточно наглядно это иллюстрирует известная американская фраза - вопрос: "Сколько он стоит?"" Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М.: Издательская группа "Прогресс" и "Универс". 1994. с.141.
[4] Акунин Б. Алтын-Толобас. М.: "Олма-Пресс". 2000. с. 19.
[5] "...чем дальше идет вперед цивилизация, тем больше она вынуждена прикрывать плащом любые отрицательные явления, прикрашивать их или лживо отрицать, - одним словом, вводить в практику условное лицемерие, которое не было известно ни первоначальным формам общества, ни даже первым ступеням цивилизации и которое, наконец, достигает высшей своей точки в утверждении: эксплуатация угнетенного класса производится эксплуатирующим классом единственно и исключительно в интересах самого эксплуатируемого класса; и если последний этого не понимает и даже начинает возмущаться, то это самая гнусная неблагодарность по отношению к благодетелям, эксплуататорам". Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения. Т 2. М.: 1949. с.308-309.
[6] Шейнов В. Пиар "белый" и "черный". М.: Минск. АСТ. Харвест. 2005. с.5.
[7] Делез Ж., Гваттарм Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург. "У-Фактория". 2007.с.390.
[8] "...каждый человек многомерен, и в зависимости от уровня талантливости количество таинственных слоев в коре мозга множится тяжким грузом мыслей и чувств, сплошь и рядом прямо противоположных друг другу". Семенов Ю. Позиция. Книга первая. М.: "Международные отношения". 1985. с.271.
[9] Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М.: Издательская группа "Прогресс" и "Универс". 1994. с.145.
[10] http://news.mail. ru/society/1701242
[11] См. статью Столовича Л. ""Золотое правило" нравственности как общечеловеческая ценность". Журнал "Звезда". 2008. ?2. Леонид Наумович Столович - доктор философских наук - почетный профессор Тартуского университета, автор многочисленных философских работ.
[12] Кроме того, как утверждает наука об этике, структура ценностного сознания однотипна у всех людей.
[13] "Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость - лишь в рамках противоположности к несправедливости; следовательно, над этими понятиями еще тяготеет противоположность по отношению к предшествующей истории, стало быть - само старое общество. Уже в силу этого понятия равенства и справедливости не могут выражать вечную справедливость и истину. Через несколько поколений общественного развития при коммунистическом строе и при умножившихся ресурсах люди должны будут дойти до того, что кичливые требования равенства и права будут казаться столь же смешными, как смешно, когда теперь кичатся дворянскими и тому подобными наследственными привилегиями". Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание соч.. 2-ое изд. т.20. с.637.
[14] Кропоткин П. Этика. М.: Издательство политической литературы. 1991.с . 278, 257.
[16] Я полностью согласен со следующими словами Л.Столовича: "В нашу переломную эпоху - эпоху потрясений и кризисов, величайших научных и технических достижений человеческого духа, сопряженных подчас с моральной деградацией, противостояний людей и государств - идея "большого диалога" обретает жизненно необходимое значение". Столович Л. Плюрализм в философии и философия плюрализма. Таллинн. 2005. с.264.
[17] Как отмечает Л.Столович, "...отношения объекта и субъекта многообразны и многоплановы. Притом сами эти отношения между ними могут быть как субъективными, так и объективными. Субъективным является теоретическое отношение субъекта к объекту. Практическое же отношение между ними является объективным. Само теоретическое отношение подразделяется на познавательное и оценочное. Ценности, по нашему убеждению, образуются в результате объективного практического взаимоотношения объекта и субъекта, в котором выявляются объективные ценностные значимости объекта для субъекта." Столович Л. Плюрализм в философии и философия плюрализма. Таллинн. 2005. с. 115-116.
[18] Кара-Мурза С. Демонтаж народа.. М.: Алгоритм. 2007. с.113.
[19] См. параграф 3.6.4. моей книги "Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества".
[20] "Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.". Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 20. с.94-96. В этой фразе есть совершенно замечательное слово ""забыто". Словом, История, если она пойдет по прогрессивной восходящей траектории и не оборвется в результате человеческого безрассудства, должна будет пройти еще очень длинный путь, чтобы классовый антагонизм был забыт людьми далекого будущего.
[21] См. журнал "Вопросы аналитики" ? 2 за 2008 г. с.151.
[22] Ленин В. ПСС. Т.41. с.100 . К.Маркс в "Критике Готской программы" писал: "Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества...". Маркс К и Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. 2-ое с.18-20
|