Паульман Валерий Федорович
Церковь и экономика

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 26/12/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Церковь и экономика


    С древнейших времен религия оказывала на сознание и мораль людей мощное воздействие. Однако речь пойдет не о ней, а о церкви, как организации, являющейся в обществе влиятельной экономической силой.

    Религия - многолика. Если обратиться к Википедии, то там перечислены такие ее функции, как мировоззренческая, коммуникативная, интегративная, политическая, культурная, психотерапевтическая и даже д езинтегрирующая, т.е. используемая для разъединения людей, для разжигания вражды и войн между разными религиями и вероисповеданиями, но ни слова не сказано о такой важнейшей ее функции, как экономическая, которая собственно и лежит в основе всех других функций.

    Повторяю, я не собираюсь в этой статье рассуждать о научной обоснованности религии, как одной из форм иррационального верующего общественного сознания (звучит парадоксально, не правда ли?), а также исследовать сходство и различия между десятками религиозных течений. Моя задача - проследить взаимодействие церкви и экономических процессов в обществе. А ее роль в экономике всегда была и остается до сегодняшнего дня весьма значительной. Причем она и для самой церкви является целеполагающей, служащей нередко причиной многочисленных распрей между различными конфессиями, между которыми веками идет борьба за владение храмами, монастырями, земельными угодьями и ценностями.

    Обратимся к истории.

    Уже в Древнем Египте и в Двуречье храмы были собственниками значительных земельных участков и крупными рабовладельцами. При фараоне Рамсесе III только трудоспособных рабов в храмовых хозяйствах насчитывалось около 108 тысяч человек, а если добавить членов их семей, то это число возрастало до 450 тысяч человек. Кроме рабов на пашнях, принадлежавших жрецам, работали еще и общинники. В ведении храмов находилось 285 тысяч гектаров земель - более одной восьмой части сельскохозяйственных угодий страны. Священники верно служили власти, провозглашая ее божественное происхождение. Вера в загробную жизнь настолько владела умами фараонов и богатых людей, что они еще при жизни своей строили себе роскошные гробницы. Некоторые из них приобретали поистине грандиозные размеры, например, знаменитая пирамида Хеопса. Она возведена из 2,3 млн. известняковых блоков общим весом около 7 млн. т. В строительстве пирамиды участвовало 7 отрядов, насчитывающих тысячи рабочих и мастеров. Ее строительство окончательно подорвало экономический потенциал Древнего Египта.

    В Месопотамии в двухтысячных годах до н.э. храмы взимали немалую плату за совершение религиозных обрядов. Бичом для народа были кредиторы-ростовщики, которыми были жрецы храмов (наряду с царскими чиновниками и торговыми агентами) Они подобно паукам, постепенно высасывали из должника все жизненные соки. Ссуда, которую выдавали ростовщики, обеспечивалась залогом земли, дома, рабов или иного вида имущества. Сумму, выдаваемую взаймы, называли qaqqadu, или "головой". Латинское слово caput, означающее "голова", послужило образованию слова "капитал". Таким образом, священнослужители Вавилона стояли у истоков термина, обозначающего высшую форму эксплуатации человека человеком. Царь Вавилона Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) вынужден был в своих знаменитых законах несколько умерить аппетиты ростовщиков и установить предельный процент при даче в заем зерна или серебра. С хлеба закон разрешал брать максимум 33,3%, а с серебра - 20%. Заимодавцам категорически запрещалось превышать процент, установленный Хаммурапи. В Вавилонии храмы были крупными землевладельцами, на которых располагались плантации финиковых пальм и зерновые поля. Храмы содержали также большие стада коров, ослов, мулов, верблюдов, овец и коз. При храмах были мастерские для изготовления пряжи и тканей из шерсти, в которых работали рабыни.

    С древнейших времен ведет свое начало иррациональная церковная практика - возведение храмов, величие которых должно было поражать воображение верующих, подавлять их разум и чувства масштабами, архитектурными формами и великолепием. Строительство храмов требовало баснословных средств, добываемых путем жестокой эксплуатации непосредственных производителей (общинников, рабов, крепостных, наемных работников) за счет создаваемого ими прибавочного продукта.

    Вот как описывает А.В.Волков одно из чудес света - храм в столице Месопотамии: "Главным храмом Вавилона и всей страны была Эсагила (по-шумерски "Дом, в котором поднимают голову"), жилище бога Мардука. При храме имелась башня-зиккурат - это упомянутая в Библии знаменитая Вавилонская башня, Этеменаки (по-шумерски "Дом основания небес и земли"). Эсагила находилась в самом центре Вавилона. Территория, отведенная под храм, представляла собой прямоугольник длиной около 650 метров и шириной 450 метров...Здесь же, на территории храма возвышалась знаменитая Вавилонская башня, в основании представлявшая собой квадрат, каждая сторона которого равнялась примерно 90 метрам. Ступенчатая храмовая башня-зиккурат являлась непременным атрибутом любого города Месопотамии...Высота Вавилонской башни, состоявшей из нескольких ярусов, достигала 90 метров. Она намного превосходила все прочие зиккураты. Каждый ярус был выкрашен в особый цвет и являлся храмом, посвященным отдельному божеству. Седьмой ярус считался жилищем бога Мардука. Он представлял собой храм длиной 24 метра, шириной 21 метр и высотой 15 метров. Этот храм был украшен голубым эмалированным кирпичом. Внутри располагались ложе и стол из золота, предназначенные для Мардука" (Волков А.Великие цивилизации. АСТ.Астраль. М.: ВКТ2007. с.109-110).

    Подобные сооружения возводились повсеместно, где церковь обретала значительную власть в обществе.

    Так, в современной России одним из последних заново возведенных недавно в Москве храмов является Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, построенный на месте прежнего, взорванного большевиками в 1931 году. На его строительство, начатого еще в 1817 году, а открытого только 26 мая 1883 года, было израсходовано для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши 422,2 кг золота и 176 тонн меди (толщина его стен достигала 3 м 20 см, высота от основания до креста равнялась 103,5 м, а креста - 8,5 м). Общая стоимость окончательного проекта составляла около 15 миллионов рублей золотом (кстати, деньги, первоначально направленные на строительство Собора в сумме свыше 16 млн. рублей, были разворованы). Стоимость возрожденного в 1990-х годах прошлого века храма (его высота с куполом и крестом составляет 105 м - на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор, не говоря уже о Вавилонской башне) мне неизвестна, но, несомненно, она представляет собой немалую сумму.

    В экономике средневековья церковная собственность также играла огромную роль. Пользуясь своими владениями, церкви и монастыри заставляли крестьян осушать болота, вырубать леса, расчищать кустарники и возделывать пустоши. Церковь стала самым крупным землевладельцем, в частности, не только за счет крестьян, которые искали у нее защиты и покровительства от беспредела знати, но и за счет завещаний феодалов. В странах Западной Европы церкви принадлежало от одной трети до половины всех земель. Как отмечал Ф.Энгельс, церковь выступала "...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-ое изд. т.7. с.361).

    В Западной Европе система распределения и перераспределения созданного трудом крестьян и ремесленников продукта отражала классовую и сословную структуру феодального общества. Рядовое крестьянское хозяйство с трудом выдерживало гнет различных поборов. После уборки урожая первым снимал свой оброк феодал. За ним церковь забирала себе десятую часть урожая и приплода скота (десятину). Затем наступала очередь королевского сборщика налогов, который забирал двадцатую часть крестьянского дохода.

    В той же Западной Европе крестьяне бежали в города, спасаясь от гнета феодалов, но и они, расположенные на землях того или иного феодала, должны были платить ему подати. В начале XII века, доведенные до отчаяния, жители французского города Лане, восстали против домогательств епископа Годри, требовавшего с горожан большую денежную сумму, и он был убит.

    Как пишет М.Покровский, раньше всего крепостными грамотами великого князя московского, разрешавшими своих крестьян "от себя не выпускать", а тех, которые ушли, разыскивать и насильно возвращать обратно, "...обеспечили себе монастыри. Самая ранняя, какую мы знаем, относится к Троицко-сергиевскому монастырю. Монастыри вообще были лучшими сельскими хозяевами того времени. Они шли впереди и в деле образования торгового капитала. Благодаря приношениям благочестивых людей, с одной стороны, благодаря тому, что монастыри являлись местом, куда отдавали на хранение всякие ценности - с другой, монастыри сосредоточили в своих руках огромные суммы денег. На эти деньги они вели торговлю. Соловецкий монастырь, например, торговал солью на всю Россию, Кирилло-белозерский и Троице-сергиевский - хлебом на широком пространстве. А во-вторых, они приобретали землю, преимущественно у разорившихся землевладельцев, и на этой земле заводили первое настоящее крепостное хозяйство, с тяжелой барщиной для крестьян и с порядками очень строгими. Это были первые хорошо устроенные крепостные имения в России" (М.Покровский. Русская история в самом сжатом очерке" Партийное издательство.1933. с.39). Кстати, Троицкая лавра первая в XV веке выхлопотала себе право не выпускать из своих имений крестьян и первая же бросилась разыскивать беглых крестьян после Смутного времени, заручившись 11-летним сроком для их розыска.

    Несмотря на нет-нет да возникавшее противостояние духовной и светской власти в борьбе за главенствующую роль в обществе, церковь умела ладить с сильными мира сего. И делалось это из чисто корыстных соображений. Духовники, состоявшие при царском дворе в России, были исключительно богатыми людьми. Так, например, Дубянский, состоявший при дворе развратнейшей императрицы Елизаветы Петровны, владел 8 тысячами душ крепостных крестьян.

    Христианское духовенство (во всех его исторических формах) выступало не только в роли организаторов сельскохозяйственного производства и торговцев, но и в качестве крупных банкиров. Огромные капиталы церкви складывались не только в результате хозяйственной деятельности, но и благодаря щедрым пожертвованиям прихожан, верившим, что священники, производившие разные волшебные действия, певшие панихиду по усопшим, умели примирять дух умерших с оставшихся живыми их родственниками.

    Христианство питается многомиллионными жертвоприношениями вот уже 2 тысячи лет и не перестает этого делать сегодня, паразитируя на слабостях человеческой натуры. До сего времени многие еще наивно верят в то, что священнослужители умеют ладить с миром духов и демонов.

    На счету христианства и такие "подвиги", которые предпринимались не столько во имя Всевышнего, сколько ради сохранения власти и богатства. В их числе крестовые походы, сожжение на кострах инквизиции так называемых еретиков, преследование и уничтожение ученых, мыслителей, представителей других конфессий, жрецов и волхвов и т.д.

    Завершая краткий обзор роли церкви в экономике средневековья, нельзя не упомянуть о таком выдающемся изобретении Ватикана, как отпущение грехов за деньги. Иоанн XXII, папа римский с 1316 по 1334 год, впервые ввел в официальную практику продажу полных индульгенций за деньги. Прейскурант отпущения грехов представляет собой любопытный документ с точки зрения экономической составляющей: прощение предлагалось как за совершенные грехи, так и за будущие. Предположив, что цена прощения прямо связана с тяжестью греха, расположим их в порядке убывания: Еретик, обратившийся снова в католическую веру, уплачивает за отпущение 269 ливров. Сын сожженного или казненного еретика получает отпущение, уплатив 218 ливров 16 су. Клирик, желающий получить отпущение за противоестественное распутство, платит 219 ливров 15 су. Если монастырь намерен изменить дисциплину, дабы установить более строгий режим, он вносит в казну 146 ливров и 5 су. За убийство епископа или прелата - 131 ливр 14 су. Если убийца убил несколько священников в разное время, то он уплачивает 137 ливров 6 су за первого и половину цены за каждого последующего. За убийство брата, сестры, отца или матери - 17 ливров 4 су (первый убитый епископ оценивается в восемь раз дороже отца и матери). Монахиня, неоднократно грешившая в своем монастыре, а также за пределами его и пожелавшая стать аббатисой, уплачивает штраф в размере 131 ливра 15 су. Женщина, желающая приобрести отпущение и в то же время продолжать греховные сношения, уплачивает 87 ливров 3 су. Если в подобном преступлении повинен муж, то и на него распространяется сия такса. Тому, кто нарушил права влиятельной особы, а также за контрабанду положено платить штраф в размере 87 ливров и 3 су. Священник, желающий получить разрешение на сожительство с родственницей, уплачивает 76 ливров 1 су. Клирик, виновный в плотском грехе с монахинями, племянницами или крестными дочерьми, получает отпущение за сумму в 67 ливров 12 су. Отпущение за прелюбодеяние, совершенное мирянами, стоит 27 ливров. За кровосмешение прибавить 4 ливра. Клирик, который не в состоянии уплатить свои долги и хочет избежать преследования кредиторов, должен заплатить в канцелярию 17 ливров 3 су, и долг его будет прощен (а как насчет мнения кредиторов?). Отпущение и гарантия против преследования за такие преступления, как грабеж, кража, поджог, обходятся виновникам в 15 ливров 4 су. За нанесенное жене увечье муж вносит в канцелярию 3 ливра 4 су. В случае, если муж убил жену, он уплачивает 17 ливров 15 су. Если же убийство совершено с целью вступить в брак вторично - 32 ливра 9 су. Священник, лишивший девственности девушку, уплачивает 2 ливра 8 су. Словом, папа стирал всякую грань между понятиями "порок" и "добродетель": Все было превращено в источник дохода. Это был серьезный шаг к капитализму, где товаром являются все нравственные качества человека, умело проданные им на рынке.

    Поскольку экономическими предпосылками возникновения капитализма были деньги, накопленные торговым и ростовщическим капиталом, а также церковью еще в эпохи рабовладения и средневековья, то для перехода к новой системе экономических отношений потребовалась и новая религиозная идеология. Когда я пишу " новая", то я имею в виду не суть этой идеологии, а форму, в которой она должна была выступить в период буржуазных революций. Суть религиозных учений была недвусмысленно сформулирована в Ветхом и Новом заветах, а также в Коране, представляющих собой не только собрание наставлений, относящихся к духовной и этической, но и к хозяйственной жизни. "Имущему дастся, а у неимущего отнимется" - такова квинтэссенция этих наставлений.

    В Ветхом завете однозначно прописывается, что только Бог по праву Творца является полноправным собственником: По словам Моисея "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней". Та же мысль выражена царем Давидом в 23 псалме: "Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней". Собственностью Бога являются и сами люди, их плоть, созданная "из праха земного", души и жизнь. Чтобы сыны Израилевы всегда помнили об этом, им была дана заповедь о "выкупе" их душ от первородного греха за символическую плату в полсикля (слиток весом около 7,5 г. серебра). Эти деньги должны были вносить все евреи старше 20 лет независимо от достатка за то, чтобы не было "язвы губительной при исчислении их", так как перепись народа Божьего считалась грехом. Рабство, продажа и покупка детей за серебро, содержание наложниц являются Богоугодными.

    Трезво подходя к вопросу применимости указаний Христа, Августин говорит о том, что общество без собственности возможно только в раю, так как требует от людей совершенства. Собственность, по его воззрениям, - это ответственность: доверенное управление частью общего блага, дарованного Богом. Католические воззрения на собственность выражены в "Summa Theologica" Фомы Аквинского. Опираясь на "Политику" Аристотеля, он приходит к выводу, что общая собственность не эффективна и приводит к раздорам. Именно частная собственность позволит верующим выполнять свой христианский долг.

    Папская булла 1323 года объявила ересью утверждения, что у Христа и апостолов не было никакого имущества. Таким образом, церковь способствовала укреплению института частной собственности. Основатели протестантизма Мартин Лютер и Жан Кальвин признали труд, а значит и частную собственность священным долгом христианина. Жан Кальвин высказывал прогрессивные для своего времени идеи о благотворности кредита, денег и больших прибылей. Макс Вебер в известном труде "Протестантская этика и дух капитализма" раскрывает те особенности лютеранства и кальвинизма, которые способствовали успеху протестантов в бизнесе. По приведенной им статистике, среди владельцев капитала и предпринимателей, высших квалифицированных слоев рабочих, руководителей крупных предприятий большую часть составляли протестанты.

    Как замечает Макс Вебер, уже Уильям Петти, Эберхард Готейн называли кальвинизм "рассадником капиталистического хозяйства". Итак, что же Макс Вебер выделяет в качестве черт, наиболее способствующих развитию "духа капитализма"? Приводя правила Вениамина Франклина, он говорит о том, что идеалом является кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого - приумножение капитала как самоцель. Из этого положения видно, насколько далеко отходит кальвинизм от основного течения христианской религии. Более того, честность, пунктуальность и умеренность полезны, так они приносят кредит, именно поэтому они этически хороши. Здесь мы напрямую выходим на философию утилитаризма, которая до сих пор служит идеологическим и идейным базисом буржуазной экономической теории. Высшее благо такой этики - в большей наживе. Приобретательство становиться целью жизни человека.

    К сожалению, статистика не раскрывает нам накопленных богатств и доходов церкви при капитализме. Что касается столицы католицизма - Ватикана, то я нашел лишь сообщение о том, что источниками доходов папы и его канцелярии в первую очередь служат пожертвования католиков всего мира. Прибыль в 2003 году составила 252 миллиона долларов, расходы- 264. Кроме того, большие доходы приносит туризм (продажа почтовых марок, ватиканских монет евро, сувениров, плата за посещение музеев). Ватикан имеет собственную радиостанцию, электрическое обеспечение, почту, банк, издательство.

    Теперь о РПЦ. Википедия сообщает, что данные о центральном церковном бюджете (бюджете Патриархии) не оглашались с 1997 года. Существуют лишь оценочные сведения, согласно которым основную прибыль Московской Патриархии приносят операции с государственными ценными бумагами (приобретение государственных краткосрочных облигаций) и два коммерческих предприятия (предприятие по производству церковной утвари в посёлке Софрино Московской области и гостиница "Даниловская" в Москве), взносы же епархиальных управлений на общецерковные нужды составляют маленькую сумму- согласно сообщению Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года, 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы. Доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами. Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года мы узнаем: "За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений- 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС."

    По состоянию на декабрь 2008 года в состав Русской православной церкви входило 29 263 приходов, 804 монастыря, в том числе в России мужских- 234, женских- 244, в других странах СНГ и Балтии- 142 мужских и 153 женских, в странах ближнего зарубежья (у РПЦ)- 3 мужских и 3 женских монастыря. В ведении Русской Православной Церкви за границей находятся 16 мужских и 9 женских обителей. Кроме того, у Русской Церкви есть 203 монастырских подворья и 65 скитов. При храмах РПЦ действует 11 051 воскресная школа для взрослых и детей. По состоянию на декабрь 2008 года в ведении Русской православной церкви находились 87 духовных школ, в том числе 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, а также пастырские курсы Красноярской епархии.

    В марте 2007 года правительственная комиссия под руководством первого заместителя Председателя правительства Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность церкви имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект. 13 января 2010 года Правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений рассмотрела новую редакцию закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения": согласно ей структурам РПЦ должны быть переданы объекты, находящиеся как в федеральной, так и в региональной собственности.

    30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о передаче церкви имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или региональной собственности.

    Существуют публикации, обвиняющие РПЦ в награждении криминальных авторитетов церковными наградами и вынесении им благодарностей за благотворительную деятельность. Также РПЦ критикуют за коммерческую деятельность православных агентств недвижимости. В марте 2010 года в СМИ были преданы огласке документы, говорящие о фактах лоббирования Московской Патриархией интересов крупного бизнеса, в частности на Украине. РПЦ выступила посредником между Украиной и "Газпромом" ("Коммерсантъ", 20 марта 2010 г.)

    Учитывая вышеприведенное сообщение Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года о том, что за четырехлетний период расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %, можно сделать вывод о том, что финансовые дела у РПЦ идут неплохо (даже с учетом поправочного коэффициента на инфляцию).

    Из вышеприведенных фактов можно сделать вывод о том, что церковь во все времена являлась важным экономическим субъектом, способствуя развитию тех отношений, которые поддерживают институт частной собственности и в силу этого могла осуществлять свою деятельность.


    Примечание автора : статья является дополнением к параграфу 3.2. "Общественные отношения" монографии "К общей теории политической экономии" (см. www.koob.ru/paulman/).


    Декабрь 2010 года





  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 26/12/2010. 26k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.