Паульман Валерий Федорович
Четыре метаморфозы идеи социализма

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 13/03/2011. 10k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:


    Четыре метаморфозы идеи социализма

       В насыщенной интересными мыслями статье Василия Колташова "Социализм, непойманный призрак" (http://rabkor.ru/ Авторские колонки) - замечательная концовка: "...реальный социализм ожидает нас впереди. И конечно, он будет демократическим".
       Я также убежден, что будущее человечества за социализмом, однако у него было и богатое событиями прошлое. Как известно, первоначально идеи социализма были утопическими. У их истоков стояли Т.Мор, Т.Кампанелла, К.А.Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн. К.Маркс и Ф.Энгельс превратили социализм из утопии в науку, доказав, что он есть не просто осуществление абстрактных нравственных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества. Произошла первая метаморфоза идеи социализма
       Российские большевики, захватив в 1917 году власть, приступили к строительству нового типа общества на основе программы, принятой VIII съездом РКП (б). В ней была сформулирована стратегическая задача: "Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною, и введя планомерную организацию общественно производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою". Словом, была поставлена грандиозная задача - строительство социализма в глобальном масштабе. Однако мировая революция, на которую так рассчитывали большевики, не состоялась и цель не была достигнута. Правда, несмотря на массу негативных внутренних и внешних факторов, социализм в России был все-таки построен и к началу 1990-х годов социалистический лагерь во главе с СССР объединял уже 15 государств. Произошла вторая метаморфоза социалистической идеи.
       Как справедливо отметил Василий Колташов, сегодня отсутствует единое мнение среди левых в отношении общественного устройства в СССР и в других социалистических странах. Спор продолжается. Однако мой анализ, изложенный в 3 и 4-ой главах монографии "Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества", а также в очерке "О государственном социализме в СССР", позволяет сделать однозначный вывод о том, что в СССР сложились именно социалистические экономические отношения на всех стадиях воспроизводственного процесса. Вместе с тем уровень политической культуры трудящихся масс и развития производительных сил на просторах бывшей Российской империи оказался недостаточным для возникновения общества демократического социализма. В 1920-х годах власть Советов в СССР постепенно сменилась диктатурой партийно-государственного аппарата, которая хотя и вынуждена была обслуживать экономический базис социализма, привела, с одной стороны, к отчуждению трудящихся от управления принадлежащей им собственности, а с другой стороны, способствовала идейному и нравственному перерождению многих партийных функционеров и чиновников аппарата управления, предательски разваливших при поддержке империалистических держав в начале 1990-х годов Советский Союз. Аналогичные процессы привели к реставрации капитализма во всех странах Восточной и Центральной Европы. Произошла третья метаморфоза социалистической идеи. Однако она затронула не все страны бывшего социалистического лагеря. В Китае, Вьетнаме и на Кубе у власти и сегодня стоят коммунистические партии, пытающиеся реформировать общественное устройство в своих государствах.
       Исторический процесс не раз поворачивал вспять, если не созревали соответствующие условия для поступательного развития или вмешивались внешние силы в ходе захватнических войн. Уничтожались не только целые народы, но и цивилизации. И в том, что свершилась третья метаморфоза с социалистической идеей, нет ничего необычного. Кстати, хотел бы подчеркнуть, что произошедшая в СССР контрреволюция совершенно не противоречит законам не только диалектики, но и исторического материализма. И я не могу согласиться с утверждением Василия Колташова о том, что "социализм не мог перейти в капитализм". В теории, наверное, не мог, а вот в реальной жизни это произошло. И никакого противоречия с логикой марксизма я здесь не усматриваю.
       Как говорят в народе: нет худа без добра. Левые во всем мире должны из драматического опыта социалистических стран сделать правильные выводы на будущее, чтобы не повторять допущенных ошибок в борьбе за демократический социализм. Нужна дискуссия о природе общественного устройства в бывших странах социализма. И не столько ради выяснения истины, сколько для того, чтобы обозначить правильные ориентиры на будущее. Левые не могут идти вперед с завязанными глазами, блуждать в теоретических потемках, спотыкаясь на каждом шагу. Что греха таить, к примеру, - политика "военного коммунизма" в 1918 году была порождена интеллектуалами-марксистами, не понимавшими простой деревенской мудрости, что телегу нельзя ставить впереди лошади.
       Я позволю себе вновь процитировать Василия Колташова, который писал, что "СССР оставил нам не только мечту и трагедию, но и опыт больших начинаний". В 7-й главе вышеназванной монографии я попытался сделать практические выводы из опыта СССР. Этих выводов пять. Все они перечислены в статье Василия Колташова. Хочу лишь подчеркнуть, что они не высосаны из пальца, а являются результатом политико-экономического исследования истории СССР. Если кого-то заинтересуют содержание и теоретическое обоснование названных пяти выводов на будущее, то с ними можно познакомиться в моем очерке "За что стоит бороться?" (lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/).
       Я вполне разделяю мысль, высказанную Василием Колташовым, о созревании предпосылок демократического социализма в недрах капиталистической системы. И не только рабочей революционной демократии, но и таких форм, как кооперация, общества защиты прав потребителей. Люди могут научиться навыкам самоуправления, защиты своих интересов, делая это сообща, организуясь и сплачиваясь. Ничего в жизни не возникает вдруг, внезапно, ни с того, ни с сего. Все качественные преобразования, революции созревают годами, десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Еще никто не умудрился забраться на Эверест одним махом.
       Последние бурные события в арабском мире показывают, что стихийный протест масс, доведенных до отчаяния грабежом ТНК и международных банков с участием глав своих государств, местной администрации и национальной буржуазии, требует направления, организации, а, следовательно, - наличия хорошо продуманной, теоретически обоснованной программы действий.
       И в завершение хотел бы заметить, что идея Василия Колташова о возможном появлении новой модели капитализма в результате краха неолиберальной политики заслуживает самого серьезного внимания. Действительно, научно-технический прогресс, подгоняемый кнутом конкурентной борьбы и жаждой получения возможно больших барышей, может в ближайшие десятилетия создать новую экономику, соответствующую потребностям социалистического общества. Вместе с тем я не отказываюсь от своего принципиального вывода о том, что современный уровень развития производительных сил вполне достаточен для совершения четвертой метаморфозы социалистической идеи, но при одном непременном условии - добровольном ограничении эгоистического начала в каждом человеке. Это означает совершение революции не только в сферах экономической, политической, но и нравственной, что, пожалуй, является самой сложной и трудной задачей для всех нас. Некоторые могут посчитать идею о добровольном ограничении своих абсолютных материальных потребностей утопией. Однако неумолимая логика развития человеческого общества такова, что у него не будет будущего без кардинальных преобразований в сфере морали. А то, что это в принципе возможно, доказало превращение стада наших далеких человекоподобных существ в первобытную общину Homo sapiens, руководствовавшихся в общении друг с другом уже правилами нравственности, а не животными инстинктами.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    3

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 13/03/2011. 10k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.