Паульман Валерий Федорович
Здесь Ро́дос, здесь прыгай!

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/10/2021.
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 01/12/2013, изменен: 01/12/2013. 88k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:


    Здесь Ро?дос, здесь прыгай!

       "Коммунизм есть положительное утверждение как отрицание отрицания, и поэтому он является действительным, для ближайшего этапа исторического развития необходимым моментом человеческой эмансипации и обратного отвоевания человека".
       К.Маркс
       "Человек должен познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, -- и тогда загадка нашего времени будет им разрешена".
       Анна Бусел
       "...политические революции неизбежны в ходе социалистической революции, которую нельзя рассматривать, как один акт, а следует рассматривать, как эпоху бурных политических и экономических потрясений, самой обостренной классовой борьбы, гражданской войны, революций и контрреволюций.
       В.Ленин
      
       В век глобализации люди все чаще и чаще задают себе вопросы: Что представляет собой общество, в котором мы живем? Куда оно движется? Что нас, наших детей и внуков ждет впереди?
       Высоколобые профессора, политики, религиозные пророки и ясновидящие в своих книгах, статьях, речах и предсказаниях дают совершенно разные ответы на эти вопросы. Перечислить все возможные варианты ответов, наверное, не под силу даже самым эрудированным энциклопедистам.
       Если же попытаться как-то систематизировать и сгруппировать бесчисленные прогнозы, то среди них можно выделить следующие: религиозные, эзотерические, фантастические, технократические, сингулярные, гуманитарные (пессимистические и оптимистические). Остановимся только на последнем виде - гуманитарных прогнозах. В их числе я бы выделил субъективистские и научные. В мою задачу не входит рассмотрение таких субъективистских концепций, как, например, "третьего пути", общества гармонизма, постиндустриализма (с массой вариаций) и т.п. Остановлюсь только на научно-обоснованных вариантах будущего человечества.
       Свою позицию по возможным сценариям будущего человечества я изложил в монографии "Мир на перекрестке четырех дорог" (в главе 7-ой). Приведу краткую выдержку из этой работы.
       По крайней мере, две пары единства противоположностей могут определять траекторию будущего человечества.
       Первая пара - это, с одной стороны, всемирная катастрофа (экологическая или военная, или та и другая вместе (я исключаю из рассмотрения космический вариант катастрофы, который не связан с закономерностями развития человеческой цивилизации, однако, тем не менее, он вполне вероятен), а с другой - т.н. общество ноосферы.
       Вторая пара - это единство противоположностей между глобальным капитализмом и глобальным демократическим социализмом (в монографии я пользовался не понятием "коммунистическая общественно-экономическая формация", а понятием "демократический социализм" в качестве переходного этапа от одной формации к другой).
       Можно сформулировать эту мысль и по другому: глобальный капитализм, который сегодня является господствующей на Земле формой общественного воспроизводства, не является вершиной цивилизации, созданной Homo Sapiens Sapiens, т.е. концом истории, а содержит в потенции четыре варианта будущего человечества.
       Каждая пара противоположностей является многослойной и многофакторной. Содержание каждой из двух названных пар противоречий формируется под воздействием всех сфер жизнедеятельности человека: производительных сил, экономических отношений, общественного сознания (когда писалась данная монография я еще пользовался общепринятыми терминами). Все вышеназванные сферы общественной жизни находятся во взаимодействии, определяя сложнейшую ткань взаимосвязей в рамках данного единства противоположностей. В процессе взаимодействия всех трех потоков объективные тенденции развития (закономерности) переплетаются с бесчисленным множеством случайных факторов. Другими словами, каждый акт (шаг) процесса в любой из сфер многогранен и нет т.н."чистых" актов. Они существуют только в абстракции. А в реальной жизни в любом действии (акте, шаге) участвует вся гамма отношений (технологических, экономических, научных, политических, этических, религиозных и т.п.), опутанных к тому же сетью случайностей. Именно поэтому предсказать сегодня с абсолютной уверенностью, какой из вышеназванных четырех вариантов состоится - в принципе невозможно. Производительные силы, созданные капиталистическим производством благодаря научно-техническому прогрессу, к началу XXI века, впервые в истории открыли перед человечеством перспективу разрешения вековых острейших социальных проблем, однако в то же время подвели его к той грани, за которой стоит реальная угроза полной деградации или даже самоуничтожения рода человеческого из-за возможной экологической катастрофы или же войны с применением оружия массового поражения, виды которого множатся с каждым днем. Это противоречие, несомненно, рано или поздно будет разрешено, а вот каким образом (ибо, повторяю, мы имеем дело с многовариантностью бифуркации) - это зависит, подчеркиваю вновь, от активной позиции Разума (Н.Моисеев также считал, что только Разум в состоянии создать "скрепы" обеспечения будущего, ограничивающие разрушительную мощь стихийных процессов). К счастью, в мире все большее число людей приходят к осознанию той простой истины, что отрицание социалистической идеи и аморально, и антинаучно. Этот факт сам по себе является важнейшим условием благополучного разрешения отмеченного выше противоречия. Позитивный Разум в содружестве с Высокой Нравственностью должен (и я надеюсь) сможет сделать все, чтобы развитие истории привело человечество в гавань демократического социализма, а затем и коммунизма.
       Почему именно к коммунизму? На этот вопрос лучше всего ответил в свое время К.Маркс. Он писал: "Коммунизм как положительное упразднение частной собственности -- этого самоотчуждения человека -- и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека: а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному<...>он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение вопроса между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он -- решение загадки истории..." (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т.42.с. 116).
       В 2003 году, когда была издана упомянутая выше монография (а вышеприведенная выдержка из нее приведена из четвертой ее редакции), я придерживался марксистской научной теории, которую до сих пор считаю единственно верной.
       Марксизм научно доказывает, что вслед за капитализмом неизбежно следует очередная общественно-экономическая формация - коммунистическая. Именно поэтому я с уверенностью утверждаю, что сегодня в полный рост перед трудящимся людом всего мира стоит вопрос - каков путь к коммунизму? Важнее этого вопроса нет, несмотря на теоретическую вероятность существования еще трех альтернативных вариантов его будущего.
       Конечно, вопрос о возможных путях перехода от глобального капитализма к коммунизму (через демократический социализм) разумеется, актуален для всех. Он жизненно важен как для тех, кто, являясь наемными работниками у буржуев, создает все материальные и духовные ценности - хлеб насущный, знания, технологию, ибо он решение их жизненно важных проблем. Однако он не менее важен и для класса эксплуататоров, т.к. они не желают расставаться с богатством и властью.
       Теоретически ответ на этот вопрос предельно ясен: надо, чтобы три нижеперечисленных потока жизни людей на Земле (здесь и далее я пользуюсь новой терминологией общей теории политической экономии) обеспечили бы становление новой общественно-экономической формации, а именно - коммунистической.
       Первый поток - это развитие воспроизводственного потенциала общества, или говоря иначе, технологического способа производства в целях производства такого количества продуктов, которое позволило бы обеспечивать нормальное удовлетворение всех видов потребностей всех членов общества.
       Второй поток - это развитие экономических отношений, или такого социально-экономического способа производства, который исключал бы эксплуатацию человека человеком.
       Третий поток - это развитие такого способа воспроизводства социума, или иначе говоря, таких "надстроечных" отношений людей, которые позволили бы установить подлинное народовластие (например, в форме Советов или коммун), самоуправления как на производстве, так и в повседневной жизнедеятельности людей, торжество высоких норм морали и установление братских отношений между всеми членами общества, независимо от их национальности, религиозных верований.
       При этом я исхожу из диалектики всего сущего, положения, что в мире постоянно совершается процесс развития, отрицание старого новым. Основываясь именно на идее развития, К.Маркс и Ф.Энгельс полтора века тому назад научно доказали, что противоречия капиталистической системы рано или поздно должны быть разрешены и объективный процесс развития технологического и социально-экономического способов производства приведет к очередному качественному скачку в истории человечества - смене капитализма новой общественно-экономической формацией - коммунизмом.
       В чем же состоит уже в современном мире этот объективный процесс развития?
       В первую очередь - в поистине революционном развитии технологического способа производства.
       Начнем с науки, как важнейшей составной части потенциала воспроизводства. Речь идет о тех научных дисциплинах, которые напрямую или косвенно связаны с экономикой. Вряд ли астрономию, теоретическую физику, политологию, историю, этику, эстетику и т.п. науки можно относить к производительным силам, однако они, безусловно, являются составной частью потенциала воспроизводства общества. Однако здесь необходимо сделать одну существенную оговорку. Рабочая сила индивидов, которая участвует в создании знаний, не относящихся к экономике, но в то же время необходимых для развития самой науки и воспроизводства социума, является крайне важной для развития потенциала воспроизводства и, следовательно, является одной из предпосылок формирования нового общества, где роль знаний будет непрерывно возрастать. Именно с этих позиций следует оценивать динамику увеличения численности научных работников, занятых решением проблем фундаментальной науки и комплексов научных дисциплин, не обслуживающих непосредственно нужды экономики. И не только. Качество совокупной рабочей силы напрямую зависит от постановки в обществе образования и всей системы передачи знаний.
       Таким образом, как мы видим, существует диалектическая взаимозависимость между уровнем развития потенциала воспроизводства и производительных сил. Развитие последних создает экономическую базу для развития потенциала воспроизводства, который в свою очередь является генератором и проводником знаний, необходимых для развития производительных сил.
       Здесь уместно обратиться к мнению К.Маркса о роли науки в обеспечении общественного жизненного процесса, т.е. воспроизводства социума. Вот что он писал по этому поводу: "Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т.д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания. Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание (Wissen, Knowledge) превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда - показателем того, до какой степени общественные производительные силы созданы не только в форме знания, но и как непосредственные органы общественного, реального жизненного процесса" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. т.46. часть II. с.215).
       Результаты научных исследований воплощаются в развитии средств производства, применяемых людьми в производстве средств удовлетворения своих потребностей. В условиях современной научно-технической революции происходит процесс сращивания прикладной науки и производства - возникают научно-производственные комплексы, объединяющие работу исследовательских центров, университетов и предприятий.
       Следующей сферой, где созревают объективные предпосылки возникновения новой формации, являются производительные силы, которые включают в себя: 1) рабочую силу, 2) землю и полезные ископаемые, 3) орудия труда, 4) производственные здания, сооружения и помещения, где осуществляется процесс производства, 5) технологию, 6) энергию и 7) предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты).
       Выступая на международной научно-практической конференции "Октябрь 1917 года в судьбе мировой цивилизации (К 90-летию Октябрьской революции)" в городе Минск кандидат исторических наук В.Кадет сказал: "Мы вошли в ХХI век. Какие будут возможности в развитии производительных сил? Мы знаем, что в последней четверти XX века человечество столкнулось с пока непреодолимой чертой возможного в скорости, в силе, в сопротивлении материалов. Наши орудия труда, как часть производительных сил вошли в такую полосу развития, которая сдерживает их совершенство. Токарные автоматы имеют скорость 300-700 оборотов шпинделя и не больше. Производительность ткацких станков не более 5 погонных метров в час. Температурный барьер 3-4 тысячи C®, давления до 300-500 тысяч атмосфер и не более. Мощность двигателей морских судов достигла 300 тыс. л.с., и это предел.
       В сельском хозяйстве скорость обработки почвы 4-5 км/час. Уборочные агрегаты достигли своего предела в скорости. Такое же положение мы наблюдаем в традиционных источниках энергии, в предельных возможностях основных биологических систем, являющихся главным источником продуктов питания для людей и сырья для промышленности. В этой части мы наблюдаем сокращение лесов, пастбищ для скота, пахотных земель, истощение ресурсов мирового океана.
       Все это говорит о том, что назрела необходимость перехода к принципиально новым и качественно иным видам технологических процессов и орудий труда. Решить эту задачу без использования высочайших свойств материи и форм её движения будет невозможно" (Газета "ВПЕРЁД" N11 (163) 2007).
       Действительно, какие существуют возможности развития производительных сил в обозримом будущем? На этот вопрос я попытался дать ответ в своей статье "Возможно ли заглянуть в будущее?" (lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/).
       Важнейшим из вышеназванных факторов развития, как потенциала воспроизводства, так и производительных сил (в их новом понимании) является труд (не только интеллектуальный, воплощенный в знаниях, опытно-конструкторских разработках, но и физический, преобразующий знания в продукты и услуги), а также труд, формирующий саму рабочую силу, начиная с самых первичных форм обучения, а также обеспечивающий ее нормальное функционирование. Интеллектуальный и физический труд, творчество человека, преобразуя мир, в то же время изменяет и самого себя (не только свою рабочую силу, но и себя, как личность).
       За последний век качество рабочей силы значительно улучшилось благодаря образованию и повышению профессионального мастерства работников.
       Следующий важнейший компонент производительных сил - это природные ресурсы и в первую очередь сельскохозяйственные угодья и леса. Вообще земля, которую К.Маркс назвал locus standi рабочего человека - это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность. Земля - в сельском хозяйстве пашня, сенокосы, пастбища, т.е. средство производства продовольствия и сырья.
       По данным статистики (http://uchebnik-besplatno.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/territoriya-selskohozyaystvennyie-ugodya.html), из общей площади поверхности Земли в 510 млн. км2 на долю суши приходится 149 млн. км2, остальное составляют океаны и моря. Общую площадь земельных ресурсов мира определяют в 129 млн. км2, или 86,5% площади суши (около 20 млн. км2 составляют ледяные пустыни Арктики и Антарктики). Сельскохозяйственные угодья занимают 51 млн. км2 и покрытые лесом площади - 38 млн. км2. В составе сельскохозяйственных угодий пашня и многолетние насаждения составляют 13,4 млн. км2, сенокосы и пастбища - 37,4 млн. км2. Таким образом, в среднем на душу населения в мире приходится 0,3 га пашни - основного источника получения продовольствия и фуража.
       Вместе с тем на земном шаре насчитывается несколько миллионов квадратных километров земель, которые можно было бы использовать для нужд сельского хозяйства, но их освоение требует значительных капитальных вложений.
       Большая часть обрабатываемой земли находится в Северном полушарии. Свыше половины ее расположено в Европе и Азии, 15% - в Северной Америке. В этих странах производится и основная часть продовольствия. Больше половины площади занято зерновыми культурами.
       В последние десятилетия производство зерна и зернобобовых увеличилось. Значительный рост урожайности пшеницы, кукурузы и других культур в развитых и развивающихся странах произошел в 1960-е годы. Скачок в развитии сельскохозяйственного производства, получивший название "зеленой революции", был вызван совокупностью мер по селекции высокоурожайных сортов растений, мелиорации, применению удобрений. К этому позднее прибавилось и действие так называемой "серой революции" - все более широкого производи и использования сельскохозяйственной техники. Возможности дальнейшего роста урожайности и увеличения производства не исчерпаны. Однако интенсивный путь развития сельского хозяйства означает необходимость значительных затрат. На каждую дополнительную пищевую килокалорию, получаемую в условиях интенсивного сельского хозяйства, нужно затратить примерно 10 ккал для производства и доставки удобрений, мелиорации, работы сельскохозяйственных машин и т.д., что требует значительных вложений.
       Положение дел с производством продовольствия в мире описано в моей статье "Голод" (lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/). Приведу лишь одну выдержку из этой статьи: "Фрэнсис Лапе, Джосеф Коллинз и Питер Россет, написавшие книгу "Голод в мире: 12 мифов", считают, что на планете производится достаточно продовольствия, чтобы обеспечить каждому человеку рацион в 3500 килокалорий в сутки. Ныне в мире производится столько продуктов, что каждый человек может получить примерно 1,7 кг пищи в день - примерно 800 г продуктов, произведенных из зерновых культур (хлеб, макароны, каша и пр.), примерно 0,5 кг фруктов и овощей и около 400 г мяса, яиц, молока. Можно сослаться на авторитет еще одного специалиста по проблеме голода - экономиста Амартья Сен, получившего в 1998 году Нобелевскую премию. Он в 1981 году опубликовал книгу "Бедность и голод", в которой доказал, что в большинстве случае голод был вызван не недостатком еды, а проблемами с распределением продовольствия".
       Рассмотрим теперь, какова ситуация с запасами полезных ископаемых, под которыми подразумевается фиксированное количество минеральных ресурсов, которые находятся внутри земной коры, на поверхности Земли, на подводных территориях морей и океанов, в подземных и поверхностных водах.
       Наиболее ценными полезными ископаемыми в мире считаются уголь, нефть и газ. Благодаря сжиганию этих минеральных образований удается получать основную часть энергии во всем мире.
       Добыча угля за 2010 год составила более 7 тысяч мегатонн по всему миру. Производство угля с каждым годом набирает обороты, в 2010 году оно выросло на 6,8%. Лишь 70 стран имеют достаточные запасы угля, которых, возможно, хватит на пару сотен лет. На базе угля вырабатывается 40% мирового объема электричества.
       В настоящее время в мире добывается более 87 млн. баррелей нефти в день (около 5 млрд. тонн в год). Доля нефти в общем потреблении энергоресурсов составила 33,6% в 2010 году. В перспективе эта доля будет уменьшаться вследствие возрастания применения атомной и иных видов энергии.
       Следует заметить, что нефть является важным сырьем для химической и нефтехимической промышленности (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C).
       Третьим важнейшим элементом производительных сил являются орудия труда. Собственно, они и определяют в значительной мере рост производительности труда рабочей силы. К.Маркс писал: "Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически конкретную черту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как "a toolmaking animal", как животное, делающее орудия. Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. т.23. с.131).
       В условиях научно-технической революции возрастает значение таких орудий труда, как комплексы машин-автоматов, электронно-вычислительная техника, станки с числовым программным управлением, гибкие автоматизированные производства и другой прогрессивной техники. Впереди у человечества - огромная работа по завершению комплексной механизации во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер. Предстоит также сделать крупный шаг в автоматизации производства с переходом к цехам и предприятиям-автоматам.
       Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, быстрое развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких производственных систем. Революционное преобразование орудий труда служит важнейшим условием обновления материально-технической базы общества, создавая одну из решающих предпосылок становления коммунистической формации.
       Производственные здания, сооружения и помещения, где осуществляется процесс производства - это обычно наземные строительные сооружения для размещения производственных цехов, хранения продукции или содержания (в сельском хозяйстве) животных, производственные лаборатории. Хотя в производственном процессе их роль пассивная, однако от их доброкачественности и надежности зависит во многом его эффективность.
       Качественные этапы в развитии технологий принято называть научно-техническими революциями.
       Согласно Википедии, технология (от др.- греч. ????? -- искусство, мастерство, умение; ????? -- мысль, причина; методика, способ производства) -- в широком смысле -- совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком -- комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
       Современную научно-техническую революцию принято связывать с созданием и применением высоких технологий (technology, high tech, hi-tech) -- т.е. наиболее новых и прогрессивных технологий современности. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности (электроника, искусственный интеллект, беспроводные технологии, робототехника, нанотехнологии, альтернативная энергетика, биометрия, электронные анализаторы, системы скрытого наблюдения, навигационные технологии, самолетостроение, ракетостроение, создание космических аппаратов, генная инженерия, гентерапия, микробиология). В связи с освоением новейших технологий в настоящее время быстро развиваются телекоммуникации, исследования космоса, создание автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), производство медицинского оборудования.
       Однако основой всей экономики, как это было во все времена, начиная с первобытного общества, остается энергетика. Недаром ее называют базовой отраслью народного хозяйства. О перспективах этой отрасли подготовлен доклад Института глобализации и социальных движений (ИГСО) "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: проблемы и перспективы мировой энергетики"(http://www.eifgaz.ru/igso10-12.htm), в подготовке которого я также принимал участие.
       В докладе, в частности, отмечается, что "подлинная инновационная энергетика сформировалась как научно-технологическое направление практически независимо от официальных структур. Среди ее векторов выделяются: "холодный ядерный синтез", атмосферная электроэнергетика, вихревые теплогенераторы, магнитомеханический усилитель мощности, индукционные нагреватели, двигатели без выброса массы, плазменные генераторы электроэнергии, напряженные замкнутые контуры, энергоустановки на основе динамической сверхпроводимости.
       В различных областях инновационного энергетического поиска уже получены определённые практически значимые результаты, в других исследования ведутся на уровне лабораторных или полупромышленных моделей.
       Создание группой итальянских ученых во главе с Андреа Росси "катализатора энергии", генератора E-Cat пробивает брешь в обороне консерваторов. К представленному в конце октября 2011 года изобретению в мире приковано большое внимание. Вместе с "холодным синтезом" значительным потенциалом развития, вероятно, обладают исследовательские работы по получению накапливаемого в атмосфере планеты электричества (США, Бразилия) и КОРТЭЖ - технология российских ученых.
       В ближайшие годы появятся и другие изобретения, радикально снижающие себестоимость энергии. Немаловажную роль в энергетической революции должны сыграть новые способы сохранения и передачи электроэнергии. В настоящее время ведутся работы над нанопроводниковыми аккумуляторами и
       И, наконец, последней позицией, которую следует рассмотреть в рамках технологического способа производства, являются предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты). Научно-техническая революция породила принципиально новое направление изменений в предметах труда: создаются новые, отсутствующие в природе материалы, с заранее заданными свойствами, в результате чего производство освобождается от ограниченности естественных материалов. Новые предметы труда (например, полимеры, синтетические смолы, термостойкие высокопрочные и другие материалы) играют революционизирующую роль в развитии многих отраслей экономики.
       Подведем итог по первому, технологическому способу производства. Общий вывод по всем рассмотренным элементам производительных сил таков: современная научно-техническая революция формирует надежные предпосылки для становления новой общественно-экономической формации. Достигнутый уровень производительных сил уже сегодня вполне достаточен для перехода к социализму, что подтвердил как опыт СССР, других бывших социалистических стран, а также Китая, Вьетнама и Кубы. И что крайне важно - из года в год повышается уровень обобществления производства, а благодаря глобализации - уже в масштабах всего мира.
       Вследствие развития производительных сил происходят изменения и в формах деятельности экономических субъектов, появляются новые элементы в организации производства, методах распределения, механизме обмена продуктами, в образе жизни индивидов, короче говоря, во всей системе экономических отношений. В социально-экономическом способе производства средств удовлетворения экономических потребностей членов общества, или, как принято писать в традиционной марксистской литературе, в экономическом базисе также зреют объективные предпосылки становления коммунистической общественно-экономической формации. Перечислим основные из них:
       - концентрация капитала и разорение мелких предпринимателей;
       - возрастание удельного веса средств производства, которые имеют коллективную или общественную форму потребления;
       - централизация управления экономикой;
       - развитие акционерной формы хозяйствования;
       - развитие производственной кооперации;
       - возрастающее применение методов планирования экономическими процессами, в частности с использованием возможностей экономико-математических моделей.
       Отмечая влияние развития производительных сил или технологического способа производства на экономический базис, в то же время следует видеть и обратную связь - влияние системы экономических отношений на развитие производительных сил, т.е. причина и следствие в этом единстве меняются местами. Поскольку производительные силы развиваются более динамично, играя в развитии общества определяющую роль, то наступает период, когда данные экономические отношения превращаются в тормоз, замедляющий или даже препятствующий развитию производительных сил. Конфликт между производительными силами и экономическими отношениями разрешается социальной революцией, приводящей к смене всего общественного строя, или, говоря иначе, - общественно-экономической формации.
       Итак, в недрах капиталистического способа производства зреют объективные фундаментальные предпосылки и условия для перехода к социализму. Революционные преобразования совершаются независимо от воли и сознания людей (но, безусловно, с их участием) как в производительных силах, так и в системе экономических отношений. Неуклонно возрастает уровень обобществления воспроизводственного процесса, что убедительно доказывает последний общемировой экономический кризис, окончательно похоронивший концепцию фундаментального либерализма. При этом, как никогда, возрастает роль субъективного фактора, который в современных условиях, когда "плод созрел" должен дать решительный толчок назревающему скачку из общества экономического грабежа и несправедливости в общество свободы и торжества общечеловеческих нравственных принципов.
       Этот принципиально важный вывод можно сформулировать также иначе: без активного участия всех элементов "надстройки" в реализации возможностей, создаваемых объективным развитием технологического и социально-экономического способов производства, переход от глобальной капиталистической системы к демократическому социализму просто невозможен.
       Теперь нам предстоит погрузиться в мир политики, формирования активного общественного сознания, прогрессивных норм нравственности.
       Задача включения всех названных элементов третьего способа воспроизводства в процесс революционных преобразований общественных отношений наталкивается на огромные препятствия.
       Во-первых, экономические интересы расширенного воспроизводства Капитала превалируют над интересами подавляющего большинства населения и доводами Разума.
       Во-вторых, усугубляется неутолимая жажда многих людей к неограниченному потребительству, равнодушному или примирительному отношению к власти Капитала, что обусловлено эгоизмом, бескультурьем и душевной слепотой многих людей.
       В-третьих, не менее острой является проблема негативного влияния ряда достижений современных технологий на психику людей и их поведение. В распоряжение государств и ТНК поступили новые инструменты воздействия на сознание и психику людей в желательном для них направлении. Так, мы являемся наблюдателями, а порой становимся и жертвами безобразных телевизионных программ, игорной компьютерной лихорадки, захватывающей миллионы людей, и особенно детей и подростков. Появилось даже специальное слово - "геймеры" (см. мою статью "Виртуальная экономика и глобальный капитализм" - http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/). Могут возразить, что дело совсем не в технике и технологии, а в человеке, который их использует. Разве психику и физическое здоровье калечит Интернет и телевидение? Разве они являются причиной того, что все большее число детей отвыкает от чтения книг (даже в "благополучной" Западной Европе примерно четвертая часть юношей и девушек испытывает трудности с чтением письменных текстов и их число неуклонно возрастает). Ведь современная техника - благо, а все беды проистекают от людей, которые неверно или небрежно применяют продукты научно-технического прогресса. Спору нет, в конечном счете, виноваты сами люди: они являются важнейшим и активнейшим элементом производительных сил, а также потребителями продукции. Техногенная культура, меняет образ жизни человека и его психику не в лучшую сторону, ухудшая генофонд человечества. И потребуются значительные усилия, чтобы перебороть тенденцию деградации. Как утверждает академик И.Бестужев-Лада и А.Гордон, "...в Америке (я имею в виду белую Америку), в Европе и у нас, в России, - меньше пяти процентов полностью здоровых мужчин и женщин, способных воспроизводить здоровое потомство. Ну, еще процентов 20-30 практически здоровых, с какими-то ущербинками, но все-таки способных. Так вот, может быть, следует научиться ценить генофонд..." (И. Бестужев-Лада. А.Гордон. Все диалоги. М.: "Предлог" 2006. с.677).
       В-четвертых, заметным феноменом в области формирования современной культуры по всему свету является американизация, что связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо?льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald's, журнал The Economist анализирует покупательную способность разных валют. США занимают ведущее место в области распространения низкопробной, безнравственной продукции среди детей и молодежи.
       Сохранение капитализма в глобализирующемся мире неизбежно означает подмену подлинной культуры эрзац культурой американского образца с соответствующей потерей интеллекта и образованности у значительной части мирового сообщества.
       И, наконец, в-пятых, государства, находящиеся в услужении Капитала, создали мощный репрессивный аппарат, вооруженный по последнему слову техники (включая киберсистему тотальной слежки), который на протяжении последних лет доказал свою способность подавлять массовые манифестации граждан.
       Итак, революционным силам предстоит в борьбе за идеалы коммунизма преодолеть эти пять барьеров. Способны ли они совершить этот подвиг и если да, то каким образом? Вот вопрос вопросов, который стоит сегодня на пути к коммунистическому будущему, объективные предпосылки которого зреют в недрах глобальной капиталистической системы.
       Разрешение всех отмеченных противоречий (социальных, экономических, экологических и безопасности), ежедневно порождаемых капиталистическим способом производства, возможно только на основе революционных действий в сфере политики. Осознание этой истины не только учеными и политиками, но и широчайшими массами населения ставит на повестку дня вопрос о сознательном переходе к новой системе политических отношений, которая в принципе несовместима с идеологией капитализма.
       Однако, к сожалению, не все так просто. До сих пор многие ученые и политики, да и простые граждане убеждены в том, что только капиталистический способ производства является единственно рациональным с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и прогресса человечества.
       В этом драматизм ситуации, насыщенной не только острейшими, чудовищными глобальными противоречиями, ставящими под вопрос само существование рода человеческого, но одновременно, к счастью, таящей в себе возможность разрешения назревших проблем. Эта возможность состоит в том, что постепенно созревают субъективные условия для качественного скачка (отрицание отрицания), когда революционный гуманистический разум, несмотря на ожесточенное и хорошо организованное насилие, сможет в силу объективно развивающихся процессов и абсолютной истинности своих аргументов завоевать достаточно сильные позиции, чтобы устремить человеческое сообщество по пути демократического социализма. Однако предстоит гигантская битва идей.
       При ближайшем рассмотрении сложившейся предреволюционной ситуации оказывается, что не так страшен черт, которого малюют!
       Как это не раз бывало в Истории, силы, стоящие на пути прогресса, сами невольно создают условия для их поражения.
       Капиталистический способ производства внутренне противоречив. В первую очередь это проявляется в том, что его периодически сотрясают различного рода экономические кризисы. Сегодня бушует очередной, шестнадцатый по счету общемировой кризис, начавшийся в 2007 году. Сейчас он находится на пятом этапе своего развития (см. вторую главу во второй части моей монографии "История человечества (глазами политэконома" (http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/ или www.koob.ru/paulman/?), а также статью "Беда беду родит" (http://www.alternativy.ru/ru/blog/8377).
       Глобальный экономический кризис повлек за собой возрастающее социальное напряжение во всем мире. Речь идет о том, что половина населения земного шара озабочена тем, как и где добыть себе "хлеб насущный". Этим озабочены люди не только в бедных странах, но даже в богатейших странах ОЭСР. Так, например, в США по состоянию на октябрь 2013 года програмой льготной покупки продуктов (SNAP) было охвачено более 46 млн. человек. SNAP -- одна из самых известных программ американских властей, направленных на поддержку людей с доходами ниже прожиточного минимума, а также безработных граждан США. В октябре конгресс США приступил к рассмотрению вопроса о сокращении SNAP более чем на $5 млрд., или на 7%. Инициатором сокращения расходов выступило консервативное крыло Республиканской партии. И еще одна поразительная цифра, опубликованная ОЭСР: в США 12,1% домохозяйств (как минимум с одним работающим), проживает в бедности. Большинство американцев, имеющих сберегательные счета, наращивают долги быстрее, чем копят на будущую пенсию. Таким образом, США приближаются к масштабному пенсионному кризису (http://news.mail.ru/politics/15335700/?frommail=1). Такова цена "демократического" капитализма в его цитадели!
       Ощутимо возрос поток мигрантов, надеющихся найти в других странах надежный источник доходов (всего в мире насчитывается более 230 млн. мигрантов). Этот процесс совершается не только в направлении Юг-Север (например, из стран Африки в Западную Европу), но и в рамках Евросоюза - миграция в государства с высоким уровнем жизни из стран Восточной Европы, являющихся фактически колониальной окраиной с дешевой квалифицированной рабочей силой. Если во времена Второй мировой войны Германия насильно вывозила рабочих в "фатерланд", то сейчас это происходит на "добровольной" основе. И вообще единый европейский рынок безжалостен, он топит всех неконкурентных предпринимателей в странах, где еще много небольших крестьянских хозяйств, а также процветает мелкий и средний бизнес (Греция, Италия, Португалия, республики Прибалтики, Болгария, Румыния и т.п.). Кстати, именно эти страны больше всего и страдают от кризиса.
       Во многих странах прокатилась волна акций протеста против сокращения социальных программ и роста безработицы. Протесты происходили и раньше, однако число участников в предыдущие годы было значительно меньше. Терпение людей истощается. И если властями не будут реализованы радикальные меры по преодолению кризиса, то вполне может произойти стихийный взрыв недовольства людей, которых будут, как это водится в демократических странах, усмирять с помощью водометов и гранат со слезоточивым газом.
       Однако стихия есть стихия, хотя надо отдать должное профсоюзным организациям, которые во многих странах являются организаторами массовых протестных акций. Не стоят в стороне и некоторые коммунистические и левые партии. Но надо, глядя правде в глаза, сказать, что пока еще уровень организации и просветительской работы среди все возрастающего числа недовольных еще оставляет желать лучшего. Левые партии и движения, в том числе и коммунистические партии, раздроблены и не способны создать единого фронта борьбы, возглавив миллионы людей, готовых действовать: бастовать, идти на демонстрации, голосовать на выборах за нужных кандидатов и т.д. Отсюда задача номер один - консолидировать левые силы, преодолев раскол в их рядах.
       При этом следует иметь в виду, что любые меры превентивного характера, предпринимаемые буржуазией для сохранения капиталистической системы, могут способствовать обострению классовой борьбы, т.е. иметь обратный эффект, могут "поставить под вопрос легитимность капитализма даже в тех слоях общества, которые до сих пор систему неукоснительно поддерживали" (Кагарлицкий Б. Марксизм. Не рекомендовано для обучения.М.: "Алгоритм". ЭКСМО.2006. с.216).
       Далее. Революционные силы должны взять на свое вооружение те возможности, которые открывает научно-технический прогресс, в частности Интернет. Надо направить это оружие, которое вовсю эксплуатируется буржуазией, против нее самой. Интернет может быть не только эффективным средством ведения пропагандистской работы и просвещения масс, но и эффективным инструментом организации массовых акций и левого движения.
       Следует еще раз подчеркнуть решающую роль участия активного общественного сознания в становлении общества демократического социализма. Учитывая осознанное или инстинктивное стремление людей к лучшей жизни, к прогрессу во всех сферах, в целях нейтрализации вероятных неблагоприятных и опасных траекторий грядущей бифуркации, обусловливаемых негативными гранями развития производительных сил, а также капиталистической формой их функционирования, необходима мобилизация всех ресурсов общечеловеческого разума, чтобы совершить социальную революцию и придти к демократическому социализму. Только он в состоянии решить назревшие проблемы (включая экологическую, социальную и военную), обеспечив устойчивый рост экономики и жизненного уровня людей. Развитие современных производительных сил, как это было выше доказано, создало для такого качественного скачка все необходимые объективные предпосылки. Дело только за революционным разумом и волей. Здесь уместно вновь вспомнить замечательно точные слова основоположников марксизма о том, что коммунизм как политическое движение лишает объективные предпосылки, рождающиеся в недрах капитализма, стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов. Благодаря таким сознательным действиям людей и будут создаваться достаточные условия для возникновения демократического социализма, а в дальнейшем - и коммунистического общества. И это - не насилие над Историей, не какой-то субъективный, а самый настоящий объективный процесс, осуществляемый в рамках и на основе познанных законов функционирования и развития общества, процесс направляемый, а не стихийный. Именно в этом смысле созидание демократического социализма подчинено разуму и воле людей. Кстати, непременным условием благополучного становления и существования общества демократического социализма является воспитание смолоду высоких нравственных норм, приобщение молодых людей к знаниям и великим достижениям общечеловеческой культуры.
       Капиталистическое накопление, как и предсказывал К.Маркс, каждый день воспроизводит безработицу. Угроза остаться без работы, как дамоклов меч, постоянно висит над человеком в капиталистическом обществе, даже самом развитом. Весенний бунт (2006 г.) студентов в благополучной Франции вновь доказал абсолютную истинность одного из законов, открытых марксистской политической экономией. Люди не хотят мириться с ролью простого рабочего быдла, даже получив высшее образование. Рано или поздно противоречия, присущие глобальному капитализму, проявляющиеся в череде неизбежных экономических кризисов и массовой безработице, несмотря на консервативно-агрессивную роль СМИ, содержащихся на деньги буржуазии, станут очевидными даже для самых далеких от политики людей. И тогда в обществе созреет революционная ситуация, которая поставит под сомнение вопрос о существовании власти буржуазии - последнего в истории человечества класса, который существует за счет угнетения, и, наконец, сбудется пророческое предсказание К.Маркса о том, что с ликвидацией капитализма завершится предыстория человечества.
       Меня неоднократно обвиняли в том, что я проповедую утопию. Спрашивается, а может быть, на самом деле вывод об объективной закономерности смены капитализма демократическим социализмом является утопией? Отвечая на этот вопрос, следует, в частности, обратиться к психологии. Ни политэкономия, ни философия здесь не помогут. Дело в том, что людям свойственно делать далеко идущие выводы на основании непосредственных сиюминутных впечатлений от наблюдения процессов, протекающих вокруг них в обществе. Например, могло ли большинство советских людей представить себе предстоящий развал СССР в 1985 году, когда генсеком стал М.Горбачев, а в обществе царила эйфория от ожидавшихся позитивных перемен? Или, например, думало ли большинство немцев в 1939 году, что их родную Германию, руководимую вождем нации А.Гитлером, ожидает в 1945 году сокрушительное поражение, что Берлин и Дрезден будут лежать в руинах, а голод станет повседневной обыденностью миллионов людей? Разве не казалось ли еще полвека тому назад утопией сама возможность освоения человеком околоземного космического пространства в целях обеспечения устойчивой телефонной связи, Интернета, надежной навигации и т.д.? А ошеломляющие достижения в области медицины и фармакологии! А развитие нанотехнологий, которые могут создавать искусственные бактерии? Подобных примеров можно привести бесчисленное множество. Короче говоря, то, что сегодня кажется нам невероятным, благодаря развитию науки и техники через одно-два поколение станет явью с непредсказуемыми последствиями.
       Обобщая, можно сказать, что обыденное сознание, в отличие от научного знания, не признает абстракций, хотя ими постоянно пользуется, не осознавая этого. Выводы научного познания кажутся людям, далеким от науки, утопией. Однако дело не столько в закономерностях процесса познания, сколько в психологии. Говоря конкретнее, - в пластах неверия, ненависти, в глубинах иррационального, подкрепляемого негативным опытом, как данного конкретного индивида, так и многих поколений, испытавших горечь неудач и поражений. Для многих людей все необычное, далекое от будничной действительности, представляется нереальным, неосуществимым, неким фантазмом, проще говоря, - утопией (а для исследователей - объектом психоанализа). Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня многие, наблюдая вокруг себя всяческие мерзости капиталистической действительности и фантастическое могущество капитала, не могут себе представить (и считают это чистейшей воды утопией) наступление таких времен, когда жизнь людей будет определяться не стремлением к наживе любой ценой, а такими ценностями, как Добро и Справедливость. Они не могут себе представить общество, которое будет управляться коллективным Разумом его свободных граждан. Разумеется, такое станет не только возможным, но и неизбежным, как наступление дня вслед за ночью, только в том случае, если капитализм не доведет человечество до самоуничтожения.
       Антагонистические классы, возникшие на "светлой заре цивилизации" (Ф.Энгельс), и сменявшие друг друга в результате многократных революций на протяжении тысячелетий, будут ликвидированы с такой же неизбежностью, с какой они возникли. Таковы объективные закономерности общественного развития, которые никто не в состоянии отменить.
       Я хочу здесь процитировать пророческие слова одного из величайших умов человечества - Л.Моргана: "Ум человеческий стоит беспомощный и смятенный перед собственным творением. Но все же настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством, когда он установит как отношение государства и собственности, которую он охраняет, так и границы прав человека. Интересы общества, безусловно, выше интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливое и гармоничное отношение. Голая погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, если только прогресс останется законом для будущего, каким он был для прошлого. Время, прошедшее с наступления цивилизации, - это ничтожная доля времени, прожитого человечеством, которое ему предстоит прожить. Гибель общества угрожает нам как завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование осветят следующую, высшую ступень общества, для которой непрерывно работает опыт, разум и наука. Оно будет возрождением - но в высшей форме - свободы, равенства и братства древних родов" (Морган Л. Древнее общество. Л.1934. с. 552).
       Теперь пора перейти к более конкретным вопросам активизации субъективного фактора в целях ускорения всемирной социальной революции.
       Возможно, я ошибаюсь, но мне представляется, что Россия должна сыграть в этом процессе особую роль, ибо в этой стране не могли пройти бесследно десятилетия существования в ней социалистического строя. С этим выводом согласуются и данные социологического обследования, о котором пишет в своем сообщении А.Лукьянов, ссылаясь на newsland.com 23 ноября 2013. Привожу выдержку из этой информации: "Большинство россиян положительно воспринимают коммунизм как систему взглядов и способ общественного устройства и испытывают ностальгические чувства по советскому прошлому. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Фонда общественного мнения (ФОМ).
       В том, что в коммунизме больше положительных сторон, чем отрицательных, уверены 59% опрошенных. Противоположного мнения придерживаются лишь 18%. Среди положительных сторон коммунизма отвечавшие на вопросы выделили социальные гарантии, стабильность, заботу о людях, справедливость, равенство в обществе, законность и дисциплину, гарантированное трудоустройство, взаимопомощь. Обращает на себя внимание, что за последние два десятилетия состояние умов изменилось: по опросу 1992 года только 30% относились к коммунизму положительно. А сегодня даже среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет больше позитивного в нем видят 47%. Среди старшего поколения этот показатель составляет 69%.
       Спрашивается, почему о преданном было анафеме коммунизме народ не забыл и, более того, испытывает всё более крепнущие симпатии? Ответ очевиден - надежды, которые возлагались на перестройку и капиталистические "реформы", для подавляющей части населения не оправдались. Строительство капитализма методом бандитского захвата и "распила" государственной собственности вызвало осуждение и отторжение. Путь, предложенный "реформаторами" в начале 90-х, был провальным и никуда не ведущим. Потому сегодня буржуазная власть и не может ничего предложить на перспективу. Чем хуже становится ситуация, тем больше все поколения - и молодежь, и среднее поколение, и старшее - склоняются к признанию, что у нас прежде существовала великая держава, где было не страшно жить. Где гарантировали вам бесплатное образование и медицинскую помощь, где не знали никакой инфляции. Это была стабильная система".
       Важным аргументом в пользу моего мнения об особой роли России в революционном преобразовании мирового сообщества является активизация в последние годы левых сил, которые имеют свои каналы в российских СМИ (включая Интернет), а КПРФ представлена даже в парламенте.
       Неоспоримо также то, что громадное значение для коммунистического движения в мировом масштабе имеет опыт социалистического развития в Китае, Вьетнаме и на Кубе.
       В современных условиях нет, пожалуй, важнее задачи, чем консолидация международного коммунистического движения. Только коммунисты в состоянии организовать массы трудящихся на борьбу за социализм и коммунизм. Кстати, здесь проявляется диалектика взаимодействия способов производства, заключающаяся в том, что надстройка в переломные периоды развития человеческого общества призвана открыть простор для прогресса воспроизводственного потенциала и экономических отношений.
       Организованный партийно-государственным аппаратом СССР при поддержке империалистических государств более чем два десятилетия тому назад развал страны Советов и социалистического содружества в Восточной Европе выбили почву из-под ног у коммунистов, боровшихся в своих странах за социализм, нанесли мощный удар по привлекательности социалистической идеи среди её бывших сторонников во всем мире.
       Почти десятилетие после буржуазной контрреволюции в СССР международное коммунистическое движение пребывало в состоянии шока с резким ослаблением своих позиций, с сокращением части своих рядов вследствие выхода из компартий недостаточно устойчивых элементов. Раздробленность коммунистического движения во всех странах капитала стала его ахиллесовой пятой, что ослабило в целом рабочее и антиимпериалистическое движения.
       За контрреволюцией в республиках бывшего СССР и социалистических странах Восточной Европы прокатилась волна антикоммунистических репрессий. Практически во всех бывших соцстранах вспыхнули гонения против коммунистов. Кадры компартий заключались в тюрьмы, а в некоторых странах принимались меры по полному запрету коммунистических партий.
       Но постепенно оцепенение от шока стало исчезать. Коммунистические силы стали оживать, в ряде стран заново создавались или восстанавливались компартии. Однако, к сожалению, этот процесс реанимации коммунистического движения происходит медленно и с большими трудностями. Так, сегодня на территории бывшего СССР функционирует в том или ином виде не один десяток компартий. Добрый десяток можно насчитать в одной только России: ВКПБ, РКРП, РПК, КПРФ, СКП-КПСС, РКП-КПСС, Коммунистическая партия социальной справедливости, Коммунисты России и др.; и они до сих пор так и не смогли выработать единую программу действий.
       На международном уровне понемногу стал налаживаться контакт между партиями, прежде всего, на двусторонней основе. Одновременно стали восстанавливаться отношения с партиями, с которыми они были прерваны или не существовали из-за раскола в коммунистическом движении 1950-1960-х годов, и по другим причинам (КП Китая, Японская КП, КП Индии (марксистская), КП Бразилии, Партия Труда Бельгии).
       В 1997 году в Ленинграде Российская Коммунистическая Рабочая партия (РКРП) организовала международную встречу, посвященную 80-летию Октябрьской революции. Состоялась региональная встреча компартий Восточного Средиземноморья, а КП Кубы организовала международный симпозиум об актуальности идей социализма.
       Этот процесс достиг кульминации в 1998 году, когда в связи с 150-летием написания "Манифеста Коммунистической партии" и 80-летием своего создания организовала международную встречу Компартия Греции. На ней была высказана идея издания Информационного бюллетеня, а также принято первое после контрреволюции начала 1990-х годов совместное решение об организации Международной Встречи Коммунистических и Рабочих партий по теме "Многостороннее соглашение по инвестициям", обсуждаемой в то время в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
       1-я Международная встреча Коммунистических и Рабочих партий в 1999 году стала результатом многих инициатив в этом направлении. Она открыла новую фазу в многосторонних отношениях партий и дала некоторые практические результаты в виде создания сайта непосредственной информации SolidNet (www.solidnet.org) и издания Информационного бюллетеня (Information Bulletin), публикующего материалы встреч. Международные встречи Коммунистических и Рабочих партий с этого момента стали ежегодными. С 6-ой Международной встречи 2004 года стали постоянно издаваться совместные заявления участвующих во встречах партий.
       Среди совместных действий, принятых и продвигаемых Международными встречами были инициативы против войны, которую вели американо-натовские и европейские империалисты в Югославии, Афганистане, Ираке, против шантажа Ирана, угроз в адрес Кубы, Венесуэлы и других государств, против иностранных баз и оккупации стран, против планов США по ПРО, кампании по случаю 160-летия издания Манифеста Коммунистической партии, 90-летия и 95-летия Великой Октябрьской социалистической революции, акции солидарности с народами Боливии, Венесуэлы и Палестины.
       Особое место в плане совместных действий занимает охватившая все континенты трёхмесячная скоординированная кампания против принятой в январе 2006 г. Советом Европы антикоммунистической резолюции "О необходимости международного осуждения коммунистических режимов" в связи с проводившейся ими внутренней политики "классовой борьбы". Фактически это была первая после контрреволюции 1991-1993 годов Всемирная коммунистическая акция.
       В настоящее время в странах, где компартии являются правящими или участвуют в управлении государством, живет около 40% населения земного шара. В этом состоит принципиальное отличие от ситуации, которая была в начале предыдущего века.
       Основное противоречие между трудом и капиталом всё более выходит за рамки национальных границ и превращается в международное противоречие. Поэтому в условиях сегодняшнего времени коммунистическое сообщество, следуя Марксу, вновь возвращается к мысли о том, что новая коммунистическая революция может произойти сразу в нескольких индустриально развитых странах, на уровень которых, в частности, вышли за время советской власти и многие страны СНГ, включая Россию.
       Как следствие, на коммунистах стран СНГ и, в частности, на российских коммунистах, имеющих богатый исторический опыт борьбы, побед и поражений, ещё в большей мере ложится ответственность за идеологическое просвещение и внесение достойного вклада в организацию мирового коммунистического и рабочего движения.
       Каковы те первоочередные задачи, которые стоят перед международным коммунистическим движением? Перечислю их, учитывая идеи, высказанные на состоявшихся международных встречах компартий (использован материал из статьи Ф.Тягунова "Коммунисты и пролетарии всех стран соединяйтесь!" ЭФГ N 39-40.2013)
       1) Информирование общественности с использованием, в том числе круглых столов и семинаров, о достоинствах социализма как единственной альтернативы сегодняшней империалистической системе, политическое просвещение и мобилизация рабочего класса, народных масс, молодёжи в каждой стране с целью вернуть наёмным работникам притягательную силу марксистско-ленинской идеологии, вернуть рабочему классу вновь уверенность в своих силах, в неизбежности утверждения социализма и коммунизма на всей Земле.
       2) Формирование партий большевистского типа, действительно выражающих связь революционной теории с рабочим движением, которые бы опирались на рабочий класс как передовую силу общества и выражали его интересы.
       3) Развитие и творческое применение коммунистическими и рабочими партиями марксистско-ленинской теории, без которой "не может быть революционной практики, революционного движения" (Ленин).
       4) Идеологическая подготовка (с организацией разработки актуальных исследовательских проектов, системы политической учёбы и гражданских форумов - с использованием, в частности, информационных социальных сетей) руководящих работников и всех коммунистов, проникнутая духом интернационалистического коллективизма и отвечающая основным положениям марксизма-ленинизма, истории коммунистического и рабочего движения, научной теории социализма, раскрывающей опробованные на практике общие закономерности разрешения социально-экономических и политических проблем на пути движения общества к коммунистической перспективе, а именно: революционное завоевание власти рабочим классом вместе с его союзниками, уничтожение частной собственности на основные средства производства, превращение централизованных средств производства и инфраструктур в общенародную собственность, в особенности в сфере энергетики, телекоммуникаций, полезных ископаемых, шахт, водоснабжения, транспорта, основных отраслей переработки, банковской системы, системы сбора, распределения, управления финансовыми и материальными ресурсами, внешней торговли, централизованной сети внутренней торговли, жилищной сферы для народа, научных исследований, СМИ.
       5) Координация деятельности коммунистических и рабочих партий с рабочим движением путём сочетания идеологической, политической и массовой борьбы, разработка и выдвижение целей, которые отвечают современным нуждам рабочего класса, укрепляют конфронтацию с капиталом, способствуют созреванию условий для того, чтобы поставить на повестку дня радикальные изменения на уровне власти и в производственных отношениях путём выдвижения программ с ультимативными требованиями несогласия с капиталистическими реструктуризациями (направленными на повышение прибыльности капитала), обеспечения полной и постоянной занятости, сокращения продолжительности рабочего времени, упразднения форм эпизодической занятости и запрещения увольнений и др., и их отстаивания всеми доступными способами борьбы с использованием интернационального опыта и реальной помощи международных коммунистических и рабочих партий и организаций. Умножение общих инициатив коммунистических и рабочих партий за права иностранных рабочих и их включение в классово ориентированное международное рабочее и профсоюзное движение.
       6) Участие в развитии и укреплении международных антиимпериалистических организаций: Всемирной федерации профсоюзов (ВФП), Всемирного совета мира (ВСМ), Международной демократической федерации женщин (МДФЖ), Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ), чтобы способствовать укреплению антиимпериалистического движения, усилению классовой борьбы, борьбы против империалистических союзов и организаций, против сил оппортунизма, классового сотрудничества и пацифизма.
       7) Создание боевых союзов антиимпериалистической, антимонополистической, демократической направленности, способствующих главной задаче рабочего класса и его движения, партий рабочего класса - завоеванию власти и построению социализма и коммунизма. Установление контактов и координирование согласованных действий в этом направлении с левыми партиями и организациями, в частности, объединёнными в международную организацию революционных партий и организаций ICOR (International Coordination of Revolutionary Parties and Organizations), созданную в октябре 2010 года.
       8) Сплочение на региональном и международном уровнях всех социальных сил: рабочего класса, трудящихся города и деревни, иностранных рабочих - под лозунгом "Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!" - на борьбу за решение проблем трудящихся масс, за столкновение и размежевание с империалистическими союзами с тем, чтобы в борьбу за народную власть и социалистическую экономику включались даже те люди, которые изначально не разделяют представления о социализме, а также с тем, чтобы в условиях революционной ситуации такой народный союз превратился в революционный рабочий фронт, способный создать народные органы власти, опирающиеся на интернациональные связи.
       9) Овладение всеми современными протестными движениями: антиимпериалистическим, антиглобалистским (против гегемонии США) и движением борцов за мир для усиления в них влияния коммунистических и рабочих партий. Создание единого информационного центра, работающего через Интернет и имеющего возможность передавать информацию на многих языках мира, с целью внесения в него социалистической идеологии вместо распространённых в этих движениях идей анархизма и стихийного бунтарства.
       10) Создание фронта борьбы против оппортунизма во всех его формах и выражениях, против пораженчества, антикоммунизма и антисоветизма в качестве существенной предпосылки для последовательной антиимпериалистической, антимонополистической борьбы, которая должна привести к социализму.
       11) Создание мощной сетевой организации коммунистов и их союзников, Интернационала 21 века. Оргкомитет Интернационала, имея общий фонд солидарности, мог бы обеспечивать через Информбюро необходимую информационную среду (в виде издания газет и журналов, восстановления и популяризации символики коммунистического и рабочего движения) и непрерывную коммуникацию между партиями, организовать разработку Коммунистического Манифеста 21 века как единой идеологической платформы нового объединения коммунистических и рабочих партий и всех левых сил, определяющей их единую революционную стратегию борьбы против единой стратегии глобального капитализма и выявляющей задачи коммунистических партий по преобразованию трудящихся масс и, в первую очередь. современного пролетариата в господствующий общественный класс путём создания независимых от власти постоянно действующих структур самоуправления на местах и их объединения в региональные и центральные органы народной власти. Основой для консолидированной политической работы Интернационала могли бы стать такие общие объединяющие принципы.
       Одним из актуальнейших вопросов стратегии и тактики революционного движения современности является активно дискутируемый вопрос о возможности взятия власти, используя победу на парламентских выборах. Этот же вопрос можно сформулировать иначе: можно ли совершить политическую революцию мирным путем или же в любом случае потребуется применение силы для захвата власти?
       Опыт Парижской Коммуны и всех последующих революций (не только в России, но и в Финляндии, Германии, Венгрии, Китае, Чили и т.д.) показал, что свое право на частную собственность буржуазия готова решительно защищать всеми доступными ей средствами. Блестящую характеристику политике буржуазии в этом вопросе дал Л.Троцкий. Он писал: "Капиталистическая буржуазия рассчитывает: "До тех пор, пока в моих руках земля, заводы, фабрики, банки, пока я владею газетами, университетами, школами, пока - и это главное - в моих руках управление армией, до тех пор аппарат демократии, как бы вы его не перестраивали, останется покорен моей воле. Я духовно подчиняю себе тупую, консервативную, безвольную мелкую буржуазию, как она подчинена мне материально. Я подавляю и буду подавлять ее воображение могуществом моих сооружений, моих барышей, моих планов и моих преступлений. В моменты ее недовольства и ропота я создам десятки предохранительных клапанов и громоотводов. Я вызову в нужный час к жизни оппозиционные партии, которые завтра исчезнут, но сегодня выполнят свою миссию, дав возможность мелкой буржуазии проявить свое возмущение без вреда для капитализма. Я буду держать народные массы при режиме обязательного общего обучения на границе полного невежества, не давая им подняться выше того уровня, который мои эксперты духовного рабства признают безопасным. Я буду развращать, обманывать и устрашать более привилегированные или более отсталые слои самого пролетариата. Совокупностью всех этих мер я не дам авангарду рабочего класса овладеть сознанием большинства народа, доколе необходимые орудия подчинения и устрашения останутся в моих руках" (Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. 1926. http://www.magister.msk.ru).
       Чтобы преобразовать капитализм в социализм, нужен волевой акт в сфере политики, нацеленность большей части общества на преодоление противоречий капиталистической системы, а точнее, нужен захват политической власти; а в случае отчаянного вооруженного сопротивления буржуазии - установление диктатуры рабочего класса и вообще всех лиц наемного труда, восставших против гнета эксплуататоров. Это доказано всем опытом ушедшего ХХ века.
       Как писал Маркс в "Критике Готской программы", рабочие сокрушат проклятие эксплуатации только в том случае, если соответствующие обстоятельства заставят их это сделать.
       А что может заставить рабочих и вообще людей наемного труда подняться на революцию?
       Только одно - осознание ими невозможности вести прежний образ жизни или в силу нищеты, или из-за притеснений и бесправия. Как писали классики марксизма в "Манифесте коммунистической партии", при капитализме "все сословное и достойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4, с.427).
       Повторяю, до сих пор в рамках состоявшихся социалистических революций он всегда происходил насильственным путем, хотя коммунисты никогда не отрицали возможности мирного варианта прихода к власти.
       Социал-демократы, находящиеся у власти в буржуазных государствах, не в счет, ибо они никогда не покушались на святое святых - власть класса капиталистов.
       Что касается национализации основных средств производства, то, как указывал еще К.Маркс, при определенных условиях рабочему классу, завоевавшему политическую власть, в интересах мирной победы социализма целесообразнее и дешевле было бы откупиться от буржуазии и тем самым парализовать ее сопротивление социалистическим преобразованиям. Кстати, такой же точки зрения придерживался и В.Ленин, который считал, что целесообразно "...хорошо заплатить капиталистам, выкупить их, ежели<...>обстоятельства сложатся так, что заставят капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условиях выкупа" (Ленин В. ПСС. 5-е изд. Т. 36, с. 305-306).
       Ненасильственный вариант прихода к власти возможен только в условиях готовности буржуазии признать итоги парламентского голосования, когда партия сторонников демократического социализма получит в ходе парламентских выборов абсолютное большинство голосов. Теоретически такой вариант возможен, но он должен быть подкреплен решимостью подавляющей части народа отказаться от буржуазного строя, а это, как уже было сказано, подразумевает победу в обществе активного гуманистического разума над идеями регресса. Другими словами, сначала должна быть выиграна битва идей, а затем - парламентская кампания.
       Как бы там ни было, но в любом случае нужны активные действия прогрессивных сил самой различной ориентации для создания такой атмосферы общественного мнения, которая была бы сориентирована на идеалы демократического социализма. Марксисты должны активно поддерживать самые различные антикапиталистические протесты, несмотря на возможную путаницу в идеологических взглядах их участников.
       Поэтому будущая социалистическая революция не может быть революцией только пролетарской, она должна быть революцией народной, революцией работников наемного труда (независимо от их профессии). Следовательно, и партия, отстаивающая идеи демократического социализма и ведущая организационную работу по подготовке революции, может быть только партией народной, опирающейся на большинство политически активных граждан данного общества. Ядром такой народной партии, безусловно, должен быть рабочий класс. Как писал В.Ленин в 1917 году, "воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии". (Ленин В. ПСС. Т. 25, с.376). Он же неоднократно высказывал тактически верную мысль о том, что кто ждет "чистой" социальной революции, когда в поле сойдутся два войска, одно "за социализм", а другое "за империализм", - тот никогда ее не дождется.
       Конечно, было бы прекрасно, если бы социалистическую революцию удалось бы совершить мирным путем, не при помощи силовых политических средств, а изменения сознания и психологии человека, осуществив тем самым мечту Ж.Жореса о приходе этического социализма. Определенная степень вероятности такого варианта развития исторического процесса в оставшихся капиталистических странах существует, ибо с каждым очередным экономическим кризисом нарастает осознание несправедливости, вызывающее стихийное недовольство и сопротивление капиталистической системе. Оно, в частности, проявляется в таком массовом движении как антиглобализм, свидетельствуя о том, что среди массы людей растет также ответственность за будущее человечества. Немало людей охвачено социал-демократическими партиями и левыми профсоюзами. Задача подлинных марксистских партий состоит в том, чтобы постепенно, преодолевая раскол в антикапиталистическом лагере, становиться силой, объединяющей все протестные и антикапиталистические движения в глобализирующемся мире. Другими словами, в настоящее время актуальной, как никогда, является задача интеграции антикапиталистических движений во всемирном масштабе, чтобы противостоять ТНК и его политическим структурам. Однако при этом следует учитывать, что идеология социал-демократизма не только способствует усилению социальной направленности деятельности капиталистических государств, укреплению профсоюзного движения, организации массовых акций за более справедливое распределение вновь созданного продукта, т.е. уменьшению нормы эксплуатации, но в то же время имеет отвлекающую функцию, которая ослабляет решимость трудящихся к кардинальному изменению общественного устройства на подлинно социалистических началах.
       С.Виленин в своей статье "О парламентском пути к социализму" (ton2008mu@gmail.com) писал:"Сейчас значительное число партий левой направленности, понимая, что российские трудящиеся, вволю наевшись капитализма, стремятся к социализму, предлагают им "верный" и легкий путь к обществу будущего - через буржуазный парламент. Их идея такова, мол, не надо никаких революций, главное, чтобы трудящиеся дружно за нас проголосовали на парламентских выборах. Якобы, если это произойдет, и левые партии победят на выборах, то придя к власти, они изменят буржуазные законы страны на социалистические, и в стране наступит полный социализм.
       Идея, без сомнения, очень заманчивая. Вся проблема только в том, что она насквозь утопическая. Теоретически такой вариант не исключен, иное дело, что до сих пор историческая практика не имеет в своем распоряжении ни одного примера подобного рода. Да и реалии современного капитализма, как и весь двухсотлетний опыт рабочего движения, ясно показывают, что буржуазия без боя свои позиции не сдаст. Даже мелкие уступки у буржуазии рабочим приходится выбивать тяжелейшей классовой борьбой. Что уж говорить о социалистических реформах...
       Социализм исключает эксплуатацию человека человеком, а значит существование класса буржуазии окажется под угрозой. Надеяться, что она смирится, наивно, ровно наоборот, буржуазия как дикий зверь будет защищать себя до последнего и не остановится ни перед чем, чтобы выжить. И дело тут совсем не в какой-то особой кровожадности буржуазии, просто таков ее классовый интерес. И рабочими двигает тоже классовый интерес, именно он заставляет их как можно скорее уничтожить класс буржуазии, ведь иначе рабочие никогда не смогут освободиться от ее рабства.
       Сейчас значительное число партий левой направленности, понимая, что российские трудящиеся, вволю наевшись капитализма, стремятся к социализму, предлагают им "верный" и легкий путь к обществу будущего - через буржуазный парламент. Их идея такова, мол, не надо никаких революций, главное, чтобы трудящиеся дружно за нас проголосовали на парламентских выборах. Якобы, если это произойдет, и левые партии победят на выборах, то придя к власти, они изменят буржуазные законы страны на социалистические, и в стране наступит полный социализм.
       Идея, без сомнения, очень заманчивая. Вся проблема только в том, что она насквозь утопическая. Теоретически такой вариант не исключен, иное дело, что до сих пор историческая практика не имеет в своем распоряжении ни одного примера подобного рода. Да и реалии современного капитализма, как и весь двухсотлетний опыт рабочего движения, ясно показывают, что буржуазия без боя свои позиции не сдаст. Даже мелкие уступки у буржуазии рабочим приходится выбивать тяжелейшей классовой борьбой. Что уж говорить о социалистических реформах...
       Социализм исключает эксплуатацию человека человеком, а значит существование класса буржуазии окажется под угрозой. Надеяться, что она смирится, наивно, ровно наоборот, буржуазия как дикий зверь будет защищать себя до последнего и не остановится ни перед чем, чтобы выжить. И дело тут совсем не в какой-то особой кровожадности буржуазии, просто таков ее классовый интерес. И рабочими двигает тоже классовый интерес, именно он заставляет их как можно скорее уничтожить класс буржуазии, ведь иначе рабочие никогда не смогут освободиться от ее рабства".
       И здесь не лишне еще раз подчеркнуть, оценивая реальную ситуацию в России (и не только в ней и даже не столько в ней), что сегодня на первое место выходит задача образования основам марксизма широких трудящихся масс и особенно молодого поколения, которому и предстоит совершать революцию. А действительность в России такова, как о ней пишет Б.Викторов на сайте "Альтернатив". Привожу большую, но крайне актуальную выдержку из его выступления на конференции в Горках-Ленинских в 2010 году (опубликовано 2013-01-23): "Ленин для современной молодежи, не буду говорить про всех, но для тех, до кого я могу дотянуться, а это достаточно широкий круг в силу моей профессиональной и политической деятельности, он практически не существует. Вообще. Но и это не так важно. Нас же интересует, прежде всего, левая молодежь? По духу своему левая молодежь, пришедшая в левое движение, к нам, добровольно и бескорыстно. Кто для них Ленин и что для них Ленин? Что для них теоретические споры и события давно ушедших дней?
       Увы, ответ очевиден. Тогда зачем все эти битвы, которые мы сейчас ведем, пытаясь очистить его имя от тех потоков лжи и клеветы, которые на него обрушены? Зачем наше участие в давнишних теоретических спорах и дискуссиях, которые интересны и понятны только нам, здесь сидящим? Или того хуже, зачем мы пытаемся сформировать приемлемый для буржуазной молодежи или для тех ученых, все еще называющих себя всуе марксистами, а по сути предавших и отступивших, образ Ленина? Ленина в прошлом? Мы, проигравшие?
       Ведь мы ведем бои с позиции проигравших вчера и мы неизбежно проиграем сегодня. Тем более, что Ленин, как мыслитель, как футуролог, прежде всего, предан и забыт современным коммунистическим движением. Я имею в виду нашего Ленина, Ленина, как совершенно точно было сказано в выступлении Водолазова Г.Г. - творца незавершенного проекта.
       Моя твердая убежденность и позиция в практической работе - Ленина мы сможем защитить, точнее молодежь примет его только тогда, когда мы сможем вместе с ним шагнуть в будущее. Возвращение и победа Ленина - в переносе наших боев из прошлого в проекты и практику настоящего, а самое главное, будущего. Ибо у нас нет и не будет ни прошлого, ни настоящего без проекта будущего. Такая вот диалектика. Ленинская, как хотелось бы думать. Уважаемые друзья, поймите меня правильно - я не говорю, что не надо сейчас бороться с потоками лжи и клеветы, я же говорю о другом. Наверное, надо вести арьергардные бои, надо. Но есть ведь другая задача. Нам ведь не это надо, по большому счету, если мы хотим смотреть в будущее. Нам нужно, что бы молодежь пришла к Ленину. Сама. Современная молодежь. 
       Два года назад, один человек обратился к нам с просьбой о помощи - хочу, дескать, создать комсомольскую ячейку. Сибирская глушь, дыра дырой, станция железнодорожная на границе Кемеровской области и Алтайского края. Там и поезда-то ходят раз в сутки. Шансов - почти никаких, но мы не могли ему отказать.
       Одновременно проводилась школа комсомольского актива Целинного района. Дело было в июле, возле деревни Марушка, на берегу степного ручья и какого-то прудика безымянного. Кстати, у Ларисы Ожогиной, одной из организаторов и участников нашей конференции, родня до сих пор там живет. Поехали. В общей сложности больше 400 километров надо за день проехать. 150 пролетели, станция, клуб, переделанный из магазина сельского, советской панельной постройки.
       Люди собрались, мы должны им рассказать и убедить...Ну, сколько у нас времени? Час? Одна девочка слово комсомол от нас первый раз услышала. А я там должен был им что-то про марксизм рассказать. Какой марксизм?! Какой Ленин?!
       Еще двести километров - приезжаем на эту Марушку - у меня на все про все - опять час, не больше. Рассказать им о марксизме, о Ленине, о книге "Империализм, как высшая стадия капитализма". Сидят тридцать деревенских ребятишек, к вечеру дело уже, весь день на жаре, устали все. Я орал так...Я до сих пор не могу успокоиться, когда вспоминаю. У меня единственный был выход - я им кричал о том, что у вас осталось два года до начала кризиса и пять лет до начала войны...Я мог им кричать только о будущем. Вот это они слушали и другого выхода нет.
       У меня нет ни времени, ни возможности копаться в прошлом и у вас этого времени нет и никто этого слушать не будет. Кроме нас самих. Это надо делать, я еще раз повторю, не хочу сказать, что это не нужная работа, без этого не обойтись. Тем более, что каждый должен заниматься тем, на что у него "глаз горит". Но молодежи нужен проект будущего. Террор, диктатура пролетариата, гражданская война, немецкие деньги на революцию, тамбовское восстание и душка-Колчак...Было - не было, правильно - не правильно...
       Есть у нас в городе один парень, Володя Бычков, считается неформальным лидером бывших нацболов и скажем так, авторитетом среди националистически настроенной молодежи. В прошлом году, во время проведения первомайской демонстрации, можно сказать на наших глазах, сотрудники центра "Э", задержали его и при досмотре "обнаружили" у него боевую гранату - Ф-1. Второй год суд идет - уже те сотрудники сами сидят под следствием за организацию убийства и торговлю оружием - в том числе точно такими же Ф-1, дело в суде трещит и разваливается, а Володя в перерывах между заседаниями суда ходит на наш кружок и говорит при этом, как ни странно, о Сартре и фильмах режиссера Годара и слушает самодельные аудиокниги Владимира Ильича Ленина - "Государство и революция" и "Империализм, как высшая стадия капитализма", которые мы сделали с кружковцами. А ведь эти книги, по утверждениям товарищей Дэвида Котца и М. Матсоса Савоса, выступавших на нашей конференции, как раз и есть те ступеньки, поднявшись на которые, можно заглянуть в будущее. Именно эти книги!
       Где Америка с Грецией и где мы, Алтайский край? А еще Володя Бычков, по его собственным словам, стал читать Ленина и пришел к парадоксальному для себя выводу, что он больший коммунист, чем те люди, которые называют себя коммунистами сегодня. Кто бы сомневался...
       Нет для настоящих левых сегодня проблемы во вчерашнем терроре или проблемы в вопросе, кто дал деньги на революцию, потому что нас это не пугает и не трогает, потому что мы сами точно в таком же положении. Современную молодежь трогает только одна тема - А что дальше?
       А что будет дальше? Как по другому?
       И еще один вывод из нашей практики. К Ленину можно прийти через книги. Можно, но крайне редко. Ленин должен передаваться от человека к человеку, от живого к живому. Как и вообще человеческая сущность, как утверждают товарищи Карл Маркс и Эвальд Ильенков. Если тебе лично верят и слово твое что-то значит - значит, смогут и захотят придти к Ленину. Ибо, и это еще один тезис, Ленин, как и марксизм в целом - он недоступен для всех, пугающе требователен к человеку и не оставляет надежды слабым духом. Не в смысле доступности и понимания текста книг или статей - хотя и с этим большие проблемы, особенно в теоретической области, а именно как мировоззрение, как способ духовной жизни, скажем так.
       Но и это еще не все. Ленин и марксизм в целом ускользнут от вас и будут недоступны - если вы не приемлете главного в этом учении, конечного вывода - революции. Ничего не изменилось со времен написания Евангелий - вначале уверуйте, и только потом будет вам чудо, истинно верующим. Или не будет. Вначале примите конечный вывод и только потом откроется вся глубина. Или не откроется, как чаще всего и бывает. Более того, если вы откажетесь от революции, то даже и то, что знали - забудете. Вольно или невольно. Выступление бывших профессиональных марксистов на этой конференции - ярчайшее тому подтверждение".
       На этой интереснейшей и поучительной цитате, пожалуй, статью можно было бы и закончить. Моя задача не заключалась в составлении какой-то универсальной конкретной программы подготовки политической революции, ибо для каждой страны она должна быть своей, учитывающей условия и расклад классовых сил в данном обществе, уровень сознания трудового люда.
       Главное, что следует иметь в виду, какой бы уровень в развитии технологического и социально-экономического способа производства в той или иной стране не был бы достигнут, до тех пор, пока не созреют субъективные условия для революционного переворота, смены капитализма демократическим социализмом не произойдет. А для этого необходимо, чтобы силе и организованности класса капиталистов противостояла еще более мощная, еще более организованная политическая сила объединенных единой целью трудящихся масс, возглавляемая марксистской партией.
       "Hic Rhodus, hiс salta" (Здесь Ро?дос, здесь прыгай!).
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    18

      
      
      
      

  • Комментарии: 2, последний от 27/10/2021.
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 01/12/2013. 88k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.