Паульман Валерий Федорович
Мрачные грани кризиса

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 08/07/2013, изменен: 08/07/2013. 16k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Мрачные грани кризиса

       Современный глобальный кризис, хотя и принято его называть финансово-экономическим, однако он имеет и другие не менее важные грани - политический и социальный (см. мою статью "Экономические кризисы глобального капитализма" - lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/).
       Если говорить предельно кратко, то на нынешнем, пятом этапе кризис продолжает углубляться, и, несмотря на бодрые заверения политиков, с каждым месяцем дела в глобальной экономике обстоят все хуже и хуже. Это вполне объяснимо: все отрицательные факторы, порожденные кризисом на предыдущих стадиях, сплелись, и в силу эффекта мультипликации усиливают друг друга. Особенно обострился в ведущих центрах глобальной капиталистической системы (Евросоюз, США, Япония) долговой кризис.
       Однако по-прежнему на первое место среди наиболее важных показателей, характеризующих кризис, следует поставить безработицу, которая является не только порождением кризиса, но и одним из самых мощных факторов, его углубляющих. Данные, как официальной статистики, так и экспертные оценки за 2012 год и на начало текущего года говорят об одном - абсолютная численность безработных растет, увеличивается уровень полной и частичной безработицы, особенно среди молодежи. Похваляющийся своими достижениями мир капитализма сегодня лишил будущего (во всех смыслах этого слова) десятки миллионов молодых людей, которые не могут найти применения своим знаниям и талантам.
       Обратимся к статистике. Так, в целом по Евросоюзу в третьем квартале 2012 года не могли найти работу 24,2% молодых людей, а в таких странах, как Греция и Испания этот показатель составил соответственно - 57,6% и 55,5%. Более половины поколения в этих странах, вступающего в жизнь, не может сделать ни успешной карьеры, ни обзавестись семьей. К чему стремиться, если твой удел - бедность и социальная изолированность? В странах Европы появилось т.н. "потерянное поколение". Это - драма, создающая крайне опасную социальную ситуацию.
       Согласно данным Евростата, 23,4% населения Евросоюза обречено на нищету или социальное отчуждение. Наиболее высокий уровень обездоленных отмечен в Болгарии (49,1%), Румынии и Латвии (по 40,0%).
       Генеральный директор МОТ Гай Райдер в конце января т.г. представил доклад "Глобальные тенденции занятости в 2013 году".
       Вот некоторые выводы и положения этого документа:
       "Первое: многие институты, в частности, Международный валютный фонд, отметили резкое замедление экономического роста в 2012 году. Мы знаем, что процесс этот наиболее заметен в Европе, которая фактически вернулась в рецессию, а также в других развитых странах, например, в США и Японии. Мы также знаем, что в течение последнего года по экономическим и финансовым каналам проявления кризиса быстро распространяются географически, ослабляя темпы роста практически в каждом регионе. Наш первый вывод: эти проявления и политика, приведшая к ним, являются причиной сегодняшнего повышения уровня безработицы и ухудшения ситуации на рынках труда.
       Конкретные данные:
       После двух лет снижения числа безработных в мире глобальная безработица вновь выросла в 2012 году на 4,2 млн. человек.
       Четверть от этого количества (от 4,2 млн.) в 2012 году пришлась на развитые страны, а остальные три четверти распределились между другими регионами, заметно повлияв на развивающиеся экономики в Восточной Азии, Южной Азии и страны Африки к югу от Сахары.
       По сравнению с 2007 годом в мире прибавилось более чем 28 млн. безработных. Однако, если включить в расчет и ищущих работу, и те 39 млн., которые уже потеряли надежду и оставили рынок труда, то получится, что с начала мирового экономического кризиса пять лет назад разрыв между числом работающих и безработных достиг 67 млн. человек.
       Выросла средняя продолжительность периода безработицы. В развитых странах к концу 2012 года 33,6 процента ищущих работу не работали12 месяцев и более.
       Второе: что касается перспектив занятости в 2013 году, в докладе указывается, что, несмотря на умеренный экономический рост, ожидаемый в 2013-2014 гг., уровень безработицы вновь повысится, а число безработных вырастет на 5,1 млн. в 2013 году и еще на 3 млн. в 2014 году. Это произойдет отчасти из-за глобальных тенденций в области численности населения и роста трудовых ресурсов, а отчасти из-за разрыва между темпами экономического роста и изменениями на рынке труда.
       Третье: от проявлений кризиса по-прежнему особенно сильно страдает молодежь. Сегодня во всем мире 73,8 млн. молодых людей - безработные, а снижение экономической активности, вполне вероятно, сделает таковыми еще 0,5 млн. человек к 2014 году. По нашим прогнозам, уровень безработицы среди молодежи, возросший на 12,6 процента в 2012 году, продолжит повышаться. Многие молодые люди оказываются в условиях длительной безработицы в самом начале трудового пути, что может весьма негативно отразиться на их карьере в долгосрочной перспективе.
       Четвертое: длительный и глубокий кризис на рынке труда усиливает несоответствие навыков работников требованиям рынка труда, что усугубляет проблему длительной безработицы в ряде стран. Многие новые рабочие места требуют навыков, которыми соискатели не обладают. Такие несоответствия в области навыков и профессий, скорее всего, будут и в дальнейшем мешать рынку труда адекватно реагировать на повышение экономической активности" (http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2013/0121_2.htm).
       Кризис все в большей мере обостряет противоречия в сфере социальной политики. При проведении избирательных кампаний наблюдается не только возрастание разногласий, но и повышенная нервозность в поведении политиков. Это и не удивительно, так как во время кризиса резко обострились проблемы перераспределения доходов: государства, чтобы пополнить казну и сократить объем долгов, вынуждены были пойти на повышение налогов на доходы богатых слоев населения, что, естественно, вызвало их отчаянное сопротивление. Одновременно все большее число трудящихся масс выражают свой протест против урезания социальных программ. Классовая солидарность трудящихся масс, преодолев государственные границы, вылилась 14 ноября 2012 года в самую крупную за последние десятилетия акцию протеста. Во всеобщей забастовке, объявленной Европейской конфедерацией профсоюзов, приняли участие миллионы жителей из 23 стран ЕС.
       Пожалуй, самой открытой гнойной раной в организме глобального капитализма сегодня является Западная Европа. Оперативные данные (по состоянию на 6.03.2013 Евростата (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/euroindicators/peeis) показывают сокращение в 2012 году объема ВВП на 0,6%, инвестиций - на 3,6%, увеличение дефицита государственного бюджета всех стран ЕС - на 4,4%. Государственный долг 27 стран ЕС составил в конце 2012 года 82,5% от ВВП.
       В кризисе, взорвавшем экономику Кипра в марте т.г., сфокусировались все негативные факторы: неуправляемость спекулятивной стихией в конкурентной борьбе, особенно на рынке капитала, неспособность государственных структур контролировать деятельность банков, трансграничные финансовые потоки, а также денежное обращение евро в границах своего государства, неустойчивость всей экономической системы, основанной на господстве фиктивного капитала. Этот кризис заставил Евросоюз прибегнуть к такому драконовскому методу пополнения государственной казны, как введение единовременного чрезвычайного налога на банковские депозиты, окончательно подорвав веру законопослушных европейских граждан в надежность банковской системы (к счастью, пока дело еще не дошло до национализации пенсионных фондов). Применение конфискационного налога на депозиты напугала вкладчиков проблемных государств, поэтому вполне можно ожидать усиления оттока вкладов из стран всей европейской периферии. А требование госпожи А.Меркель обеспечить на Кипре соотношение активов банковского сектора к ВВП с нынешних почти 700% до среднеевропейского уровня 354% ВВП свидетельствует о том, что доля т.н. "токсичных" и "серых" активов на балансах банков Евросоюза продолжает оставаться на чрезвычайно высоком уровне.
       Саммит ЕС по проекту бюджета на 2014-2020 годы, состоявшийся в ноябре прошлого года, завершился сокрушительным провалом: ведущие страны ЕС, которые вносят в бюджет Сообщества больше средств, чем получают из него благодаря европейским программам, потребовали радикального сокращения расходов в духе политики бюджетной дисциплины, которую Еврокомиссия насильно навязывает всем правительствам ЕС. Семилетний бюджетный план Евросоюза, который изначально превышал триллион евро, был сокращен сначала до 973 млрд., а затем до 950 млрд. евро. Между тем Германия и Великобритания продолжали считать такие расходы чрезмерными, что ставило под сомнение перспективы достижения компромисса. Так оно и произошло в феврале т.г. на очередном саммите глав государств. Несмотря на прошедшие с ноября 2012 года более двух месяцев экспертные консультации, разногласия между странами ЕС преодолеть не удалось. Великобританию и Германию стали активно поддерживать Нидерланды, Финляндия, Норвегия и Швеция.
       14 беднейших стран ЕС, включая государства Восточной и Южной Европы, борются за сохранение максимально возможного объема бюджета, поскольку получаемые ими из Брюсселя дотации заметно превышают их взносы в бюджет ЕС. Для этих стран, включая Польшу, Чехию, Грецию, важнее всего сохранить неприкосновенным если не весь бюджет, то хотя бы структурные фонды ЕС, из которых они получают основное финансирование. Например, бюджет крохотной Эстонии на четверть формируется из денег, получаемых из бюджета ЕС. Эстония постоянно живет так, что не может покрыть свои расходы собранными налогами. Наконец, существует и перекрестная группа 11 государств, заинтересованных в сохранении крупнейшей статьи европейского бюджета -- Общей аграрной политики, из которой они получают огромные дотации на поддержку сельского хозяйства, что позволяет им диктовать цены на продовольственном рынке мира. В этой группе ведущую роль играют Франция, Италия и Испания.
       На стол переговоров глав государств в феврале т.г. легли предложения президента ЕС Хермана Ван Ромпея, которые предусматривали сверстать расходную часть бюджета в размере 960 млрд. евро и доходную часть -- в размере 900 млрд. евро (небывалая в истории ЕС бюджетная политика, предусматривающая дефицит!). Хитрость искушенного фламандского политика заключалась в том, что сумма в 960 млрд. евро близка к требованиям стран - получателей, а сумма в 900 млрд. евро -- стран-доноров. Таким образом, на этой основе якобы мог быть достигнут компромисс. Правда, было не ясно, каким образом Евросоюз будет покрывать дефицит бюджета Сообщества в 60 млрд. евро?
       Именно этот вопрос активно дебатировался в Страсбурге на очередной сессии Европарламента. Примечательно, что все без исключения ключевые фракции Европарламента сочли проект Ван Ромпея недостаточным, сравнивая его с "банкротством" или "самоубийством" Евросоюза. В итоге депутаты пригрозили не утверждать основные положения проекта бюджета, если саммит придет к компромиссу на этой основе.
       Глава Европарламента Мартин Шульц на пресс-конференции саммита ЕС сообщил, что еще в ноябре 2012 года еврокомиссар по финансовому планированию и бюджету Януш Левандовский докладывал о нехватке средств на программы сообщества на ноябрь и декабрь. Из необходимых девяти миллиардов евро удалось изыскать только шесть, а в бюджете текущего финансового года уже есть дефицит в 16 миллиардов евро. Мартин Шульц выступил категорически против того, чтобы в обсуждаемый на саммите финансовый план ЕС на 2014-2020 годы был включен структурный дефицит в 60 миллиардов евро. Он подчеркнул, что утвердить дефицитный бюджет ему не позволят базовые соглашения Евросоюза.
       Кстати, в конечном итоге при доходах в 960 млрд. евро, расходы были все-таки утверждены в сумме 908,4 млрд. евро. Как говорится, хрен редьки не слаще. Вот какова мощь кризиса, которая сломала более чем полувековую традицию Европейского Сообщества, который похвалялся своим бездефицитным бюджетом!
       Не лучше обстоят дела и в США. Там уже второй год пытаются предотвратить технический дефолт из-за непомерно возросших расходов государственного бюджета и огромного государственного долга. Сражение идет между демократами и республиканцами, придерживающихся диаметрально противоположных позиций по налоговой политике и механизму урезания расходной части федерального бюджета.
       По мнению конгрессменов, в течение ближайшего десятилетия Соединенным Штатам придется дополнительно урезать расходы на $2 трлн., чтобы госдолг приблизился к исторически сложившейся норме.
       "Не вижу причин подвергать риску тысячи рабочих мест<...>только потому, что парни в Вашингтоне не могут договориться и закрыть некоторые лазейки в налогообложении...",-- заявил республиканцам Барак Обама. Республиканская же фракция в Конгрессе полагает, что государственные программы можно пересмотреть, а дополнительно повышать налоги недопустимо.
       По прогнозу Бюджетного управления, в текущем финансовом году, завершающемся 30 сентября, дефицит бюджета уменьшится до $845 млрд. что соответствует 5,3% ВВП (с учетом ожидающегося сокращения расходов на $85 млрд.). Это почти вдвое ниже максимума 2009 года. На протяжении последних четырех лет этот показатель превышал триллион долларов. В прошлом году бюджетный дефицит составил $1,1 трлн. или 7% ВВП. Впереди у Конгресса -- три заседания, посвященных сокращению бюджетных расходов. Даже если Конгресс все-таки решит сократить все расходные статьи, отменит налоговые льготы и сократит средства, отпускаемые на программу медицинского страхования Medicare, дефицит бюджета все равно начнет расти (с 2016 г.: пожилые люди станут все чаще обращаться за медицинской помощью и социальными пособиями).
       В США уже началась процедура автоматического секвестра бюджета - сокращения расходов на 1,2 трлн. долларов в течение ближайших десяти лет и на 85 млрд. долларов к концу нынешнего финансового года (около 50 млрд. недополучат силовые ведомства). По оценкам администрации США, а также МВФ, принудительное сокращение бюджетных расходов замедлит рост американской экономики, как минимум, на 0,6% и нанесет по ней "сильный удар", отголоски которого будут ощущаться во всем мире. Приведение в действие механизма автоматического сокращения расходов будет стоить стране около 750 тысяч рабочих мест.
       Чтобы как-то наглядно представить себе бедственное положение в экономке США, приведу в качестве примера ситуацию в Детройте - столице автомобильной промышленности США. Рецессия здесь началась еще восемь лет назад. Несмотря на принятые антикризисные меры, исправить ситуацию местным чиновниками не удалось. Дефицит бюджета к этому дню превышает 300 миллионов долларов. Экономическая ситуация в мегаполисе находится под наблюдением специальной комиссии. Эксперты и чиновники говорят, что шансов победить финансовые трудности у Детройта практически не осталось. "Пришли очень печальные времена. Я бы хотел, чтобы этот день никогда не настал для славного города. Детройт был самым успешным и процветающим в США на протяжении десятилетий. Мы поставили всю страну на колеса, мы были арсеналом демократии. Посмотрите, что стало с мегаполисом сейчас-- всего за 50 лет мы опустились с вершины на самое дно",-- заявил по этому поводу губернатор Мичигана Ричард Снайдер.
       Думаю, что, то же самое можно сказать и про всю глобальную капиталистическую систему.
      
      
      
      
      
      
      
      

    1

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 08/07/2013. 16k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.