Паульман Валерий Федорович
Смысл жи́зни

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 11/12/2014, изменен: 11/12/2014. 30k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:


    Смысл жизни

       О смысле жизни столько написано и сказано писателями, философами, социологами, политиками, психологами и религиозными деятелями, что, кажется, и рассуждать на эту тему нет никакой надобности: все уже думано-передумано, сказано-пересказано за сотни тысяч лет существования человека. 0x01 graphic
       Так, Аристотель считал, что смысл жизни заключается в обретении счастья, а само счастье состоит в мышлении и познании. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) -- представители одной из сократических школ греческой философии -- считали конечной целью устремлений человека добродетель, которая состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. Жизненный идеал стоиков -- невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
       Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев.
       Согласно немецкому философу XIX века А.Шопенгауэру, жизнь -- это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение -- мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, -- это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
       Можно бесконечно продолжать цитирование и в итоге мы получим бесчисленное число ответов на вопрос о смысле жизни. Однако, справедливости ради, надо заметить, что в каждом высказывании имеется какая-то доля истины, не исключая даже соображений мистиков и религиозных деятелей. Вы можете убедиться в этом, прочитав хотя бы с десяток наугад выбранных мной изречений знаменитостей, а также народных пословиц и поговорок:
      -- Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл
       Диоген
      -- Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил
       Толстой Л. Н.
      -- Цель - это путь во времени
       Ясперс К.
      -- Если я скажу, что вижу смысл жизни в борьбе за дело рабочего класса, то вы вряд ли поймете меня...
       Тельман Э.
      -- Цель жизни - жизнь!? Если глубоко всмотреться в жизнь, конечно, высшее благо есть само существование. Нет ничего глупее, как пренебречь настоящим в пользу грядущего. Настоящее есть реальная сфера бытия...
       Герцен А. И.
      -- Невозможно разрешение вопросов философских человеком, не имеющим опыта целостного осмысления как себя, так и мира, как нет, конечно, никакой возможности доставить на рынок пятилетнее животное раньше, чем ему исполнится пять лет
       К. Маркс
      -- Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке
       Франкл В.
       Плохо жить без работы да без заботы
       Пословица
       Хотя в каждом высказывании содержится ответ на вопрос о смысле жизни, однако, оказывается, что он не единственно истинный. И если перечитать десятки тысяч определений смысла жизни, то, при всем желании, вряд ли возможно свести их содержание к общему знаменателю.
       Философы попытались найти единственно верный ответ на вопрос о смысле жизни. Они уверяют нас, что смысл жизни, смысл бытия сводится к предназначению человечества, человека как биологического вида. Спрашивается, а почему смысл жизни не свести к стремлению людей к возможно более полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей? Разве это не так?
       Попытаемся спуститься с заоблачных высот философии и вникнуть в смысл жизни с позиций простого человека.
       Что касается лично меня, то я первые задумался о смысле своей жизни, став уже юношей. Если память мне не изменяет, это произошло, когда мне исполнилось шестнадцать лет, а я учился в девятом классе. Весной 1954 года из-за несчастного случая, будучи длительное время в больнице (лечил тромбоз правой ноги после игры в футбол), пристрастился читать "Капитал" К.Маркса (в это трудно сегодня даже поверить). Почему я взял в библиотеке больницы этот толстенный фолиант, до сих пор понять не могу. Сначала я из прочитанного ничего не понимал. По нескольку раз перечитывал страницу за страницей, пытаясь освоить незнакомую терминологию, вникая в суть незнакомых категорий. Но постепенно стал понимать смысл написанного К.Марксом. И чтение "Капитала" меня увлекло, страница за страницей открывались тайны воспроизводства капиталистического общества, столь чуждого миропониманию секретаря комсомольской организации школы, кем я тогда был. И вот однажды, уже учась в десятом классе, ночью, сидя на кухне, когда родители и сестра мирно спали, я с увлечением читал книгу Ф.Энгельса "Диалектика природы". И в самом конце книги, на ее последней странице меня просто наповал сразила мысль Ф.Энгельса о том, что наша планета Земля рано или поздно погибнет, ибо все в этом мире конечно. Воспроизведу поразивший меня текст полностью: "Но как бы часто и как бы безжалостно ни совершался во времени и в пространстве этот круговорот; сколько бы миллионов солнц и земель ни возникало и ни погибало; как был долго ни длилось время, пока в какой-нибудь солнечной системе и только на одной планете не создались условия для органической жизни; сколько бы бесчисленных органических существ не должно было раньше возникнуть и погибнуть, прежде чем из их среды разовьются животные со способным к мышлению мозгом, находя на короткий срок пригодные для своей жизни условия, чтобы затем быть тоже истребленными без милосердия, - у нее есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-ое Москва: Политиздат, 1961. Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. т.20, с.363).
       Я до глубины души был потрясен этим высказыванием Ф.Энгельса. Моя юношеская натура вздыбилась и никак не могла смириться с этим хладнокровно-безжалостным утверждением философа.
       В тот вечер я пришел к выводу, что человечество должно сделать все, чтобы не погибнуть вместе с планетой, которая его породила, и что главная задача людей - обеспечить продолжение рода человеческого во что бы то ни стало. А все эти войны, в том числе и классовые, смехотворны перед той грандиозной задачей, которую предстоит решить Человечеству. Всех людей планеты должна объединить одна общая цель - выживание во Вселенной. Эта мысль сопровождала меня всю жизнь.
       Некоторые могут спросить: а не кривлю ли я душой, когда пишу о том, что меня в данном случае действительно не интересует философская сторона проблемы. Поверьте, нисколечко не кривлю. Дело в том, что философия меня просто заставила в ту ночь посмотреть на жизнь не через розовые очки, а увидеть ее нагой, без всяких там прикрас. Этот протест лег на почву моего воспитания в школе, в пионерии и комсомоле. Я был напичкан на уроках истории и особенно литературы всякими высокими идеями. Поэтому мое возмущение приобрело именно такую форму - эмоционального взрыва с целевой начинкой. Думаю, что именно этот юношеский протест против истины, установленной наукой, против неумолимой жестокой правды жизни заставил меня в 1955 году поехать учиться в Ленинградский госуниверситет, выбрав профессию политэконома.
       С тех пор прошло больше полувека и, видимо, наступила пора вернуться к истокам. Я, как и все люди, руководствовался в своих поступках не одной единственной целью, а, следовательно, и смысл жизни для меня всегда являлся многослойным, постоянно изменяющимся не только по своей структуре, приоритетам, но и по своему содержанию.
       Однако в своих рассуждениях я немного забежал вперед и надо начать с железной логики жизни любого человека, независимо от его расы, национальности и места проживания, а также социального положения.
       А закон жизни таков, что каждый из нас появляется на этот свет не по своей воле (а иной раз и не по желанию родителей), и покидает его также не по своей воле - кто раньше, а кто позже, - совсем престарелый и обессиленный, месяцами лежащий беспомощно в постели и не в состоянии себя обслужить даже по нужде. Словом, для каждого из нас существуют временные рамки. Бессмертных людей нет.
       Каждый из нас последовательно проходит возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелый возраст, старчество. И, само собой разумеется, в соответствии с этими периодами меняются и понятия о смысле своей жизни, характеризуя духовно-нравственный облик личности. И каждый раз происходит как бы "переоценка ценностей", когда человек должен ответить на четыре следующих вопроса:
      -- В чём состоят жизненные ценности?
      -- Что является целью жизни?
      -- Зачем (для чего) жить?
      -- Какое мое место в этом мире?
       Разумеется, что представления о смысле жизни складываются в процессе жизнедеятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.
       Ответы на эти вопросы чрезвычайно разнообразны и, почти не преувеличивая, можно утверждать, что одинаковых ответов в совокупности своей, определяющих смысл жизни того или иного человека, быть не может.
       Так, в благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; а во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. Но это крайности. Одна ситуация, когда человек свободен в выборе путей и средств своей жизни, совершенно другая, когда он находится, например, в концлагере. И в этом месте своих рассуждений я вспомнил историю с удивительным человеком, а именно с Виктором Франклом.
       В молодости Виктор Франкл, практикуя в психиатрической клинике, несколько лет работал с людьми, которые пытались покончить с собой. После насильственного присоединения Австрии к фашистской Германии, ему, как и сотням тысяч австрийских евреев, грозила отправка в лагеря смерти. Но Франклу, уже известному психиатру и психологу, удалось получить визу на выезд в США.
       После долгих колебаний он отказался от визы и решил остаться, чтобы поддержать престарелых родителей, которые не могли с ним уехать. Все они вместе попали в концлагерь. Но жертва Франкла не была напрасной -- его отец и мать умерли хотя и в концлагере, но на руках у сына. Франкл провел в концлагерях четыре года, причем большую часть времени в одном из самых страшных -- в Освенциме. Все эти годы он разделял чудовищные страдания с тысячами людей и, помогая многим, стал свидетелем того, как люди умирали и как боролись за жизнь. Он убедился: в чудовищных, нечеловеческих условиях долго держались отнюдь не самые крепкие физически. Держались те, кто не потерял надежды и старался выжить ради кого-то и ради чего-то: вернуться к любимому человеку или к любимому делу, найти и вырастить ребенка, веря, что он уцелел, вновь увидеть родных и близких<...>Сам факт, что у людей был смысл, оказался важнее и сильнее здоровья, физической силы или попытки выжить любой ценой. Кроме того, Франкл верил, что жена, которую он очень любил и с которой его разлучили в лагере, жива и что после освобождения они встретятся. Оставшись один, Франкл нашел для себя новый смысл жизни -- помогать другим людям обрести смысл, ибо, как он писал, "каждому времени требуется своя психотерапия (см.http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/SensLife_ES/).
       Разберем, какие могут быть варианты ответа на первый вопрос, в чём состоят жизненные ценности? Чтобы ответить на этот вопрос, я не стал ничего придумывать, а просто открыл Википедию. И вот что в ней по этому вопросу прочитал:
       "Какие основные жизненные ценности? Сколько их вообще? Список всех жизненных ценностей огромен, но всё слишком большое можно разделить на части. В синтон-подходе основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:
      -- Личная жизнь и отношения,
      -- Дело, бизнес, работа,
      -- Собственное развитие.
       Если же и эти части разделить на более мелкие, у нас получится следующий список
       Любовь, азарт, развлечения и отдых.
       Это ценности радости - отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Путешествие в далёкую тёплую страну, где лазурное море и белый песочек. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.
       Семья, взаимопонимание, дети.
       Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь - как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение. Вот мужчина после рабочего дня радостно идёт домой - там его семья, его жена и дети. Вот молодой парень бросает всё и едет помогать родителям с огородом - потому что родителям уже тяжёло, а он их любит. Вот женщина ерошит волосы ребёнку и садится рядом, чтобы почитать сказку.
       Дом, комфорт, деньги.
       Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер - ведь "дом, комфорт, деньги" очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги - это уже выход в сферу "Дело, работа, бизнес". Молодая пара на весь день едет в IKEA, чтобы купить мебель в свою новую квартиру. Они тщательно выбирают каждый стул и каждую полку - купить хочется много, а денег меньше, чем хочется.
       Моё дело, мои проекты.
       Чем вы занимаетесь по жизни? На что тратите время, когда уходите на работу? Какие планы строите, засыпая вечером? Это всё - ценность дела. Здесь собрано всё, что касается вашей работы, ваших идей и планов по созданию и развитию. Парень с подросткового возраста увлекался фотографией и видеосъёмкой. Везде старался ухватить что-то необычное. Прошло десять лет - он снимает дорогие, качественные клипы и хочет замахнуться на кино.
       Карьера, власть, статус.
       Это ценность социального развития - получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать. Мужчина раз за разом меняет машину, покупая всё боле престижные марки. Женщина ходит только в дорогие бутики. Каждый из них показывает свой статус и каждый много работал, чтобы достичь такой высоты.
       Образование, повышение профессиональной квалификации.
       Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере "Дело, работа, бизнес". С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере "Я и собственное развитие". Вот девушка внимательно смотрит, как выглядит голливудская звезда на вручении "Оскара". Девушка - стилист, она смотрит церемонию, чтобы уловить самые модные тенденции. Девушка - на работе.
       Личностный рост, социальные и психологические навыки.
       Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом "мудрость". Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки - это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки - это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления. Девушка была язвительной и вспыльчивой, рядом с ней было тяжело. Она занялась собой и стала мягче в общении, аккуратнее в выражении чувств. Рядом тут же появились люди.
       Красота, здоровье, гармоничное развитие.
       Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться - это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер - когда человек занимается своим здоровьем, он обязательно развивается, поэтому ценность справедливо входит в сферу "Я и собственное развитие". С другой стороны, красота и здоровье сильно влияет на отношения и поэтому относится к сфере "Личная жизнь и отношения". Спортивному, подтянутому парню легче заинтересовать девушку. Гибкой и грациозной девушке проще привлечь внимание парня.
       Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения.
       Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след - у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями. Если же вы любитель литературы о духовных практиках, где продается стандартный набор из астрологии, йоги, эзотерики и целительства вместе с психотерапией и восточными учениями, то вы просто покупатель литературы этого жанра" (http://www.psychologos.ru/articles/view/osnovnye_zhiznennye_cennosti).
       Следующий вопрос, на который следует ответить, чтобы определить смысл своей жизни - что является целью его жизни?
       Отвечая на этот вопрос, следует выделять главную, стержневую цель и цели временные, выдвигаемые на определенный период жизни. О своей главной цели я уже выше писал. Она родилась как форма протеста против неизбежности вселенских процессов, т.е. она была по своему существу иррациональной, основанной на протестной эмоции юноши. Затем позже, по мере того, как изменялось мое мировоззрение, она трансформировалась в другую главную цель - борьба за справедливое общество, против всех форм эксплуатации человека человеком. Я могу, положа руку на сердце, сказать, что этой цели я за всю свою жизнь ни разу не изменил. И могу сказать на закате своей жизни, что мне нисколько не стыдно за бесцельно прожитые годы.
       Повторяю, что каждый человек в каждый момент своего существования совершает действия, поступки, преследуя некие маленькие или большие цели. Поскольку жизнь каждого человека претерпевает серьезные изменения (а я их называю поворотными точками - см. мой очерк "Исповедь "ревизиониста из Прибалтики"), то, само собой, изменяются и цели на очередной этап жизни. Например, с достижением пенсионного возраста на первый план выходят проблемы поддержания здоровья. А у молодой семейной пары совсем другие цели: родить и воспитать детей, помочь им найти свое место в жизни.
       В.Карелин пишет: "Кто-то энергично движется по властной лестнице, добиваясь максимальной власти, при этом ему уже ни до семьи, ни до детей, хотя он утверждает, что его труд в будущем принесет благо семье.
       Кто-то в науке пытается сказать свое слово, забывая про дом, зарплату, семью, отдых. И вот человек достиг богатства, достиг власти, стал знаменитым, но нет здоровья, дети выросли и стали чужими, у них теперь нет времени для родителей, они также включились в эту гонку за призрачной целью, состарилась и жена. И только в этот момент он начинает понимать, что одной этой цели явно недостаточно.
       Кто-то полный идей и замыслов предлагает их обществу, но натыкается на непонимания, критику, даже на обвинения в опасности его идей стену для общества, после чего с обидой, ожесточением и пьянством проводит оставшиеся дни бытия, отравляя жизнь себе и своей семье" http://www.intellectspb.ru/articles/cel.htmlhttp://www.intellectspb.ru/articles/cel.html).
       Причины поворотных точек бывают самыми различными. Часто ею является смерть самого близкого человека, которая заставляет взглянуть на свою жизнь как бы со стороны и осуществить переоценку ценностей, задумавшись о смысле жизни. Приведу пример, взятый из книги о великом физике Максвелле (В.Карцев. М.: "Молодая гвардия. 1976. с.144): "Смерть настраивает на философские размышления, и так не похож Джеймс Клерк Максвелл сейчас на того Джеймса Клерка Максвелла, который описан после его смерти Льюсом Кемпбеллом! Смерть отца отнюдь не приблизила Максвелла к богу, она дала почувствовать ложь прекрасных слов...
       ...С каждым днем она дороже -
       слабость наших бренных дней,
       И все нимбы серафимов так ничтожны,
       так ничтожны рядом с ней!
       Да, я знаю, что те, кто встречает меня, -
       не созданья ума
       И темы у них смертны,
       и страшная боль им дана..."
       Некоторые связывают вопрос о цели жизни с другим вопросом - зачем (для чего) жить? Довольно типичный ответ на этот вопрос следующий: цель жизни -- это целое. Человек, имеющий цель жизни, постепенно становится целостным, т.к. он соединяет все составляющие сознания и выходит на свою Судьбу - свое предназначение в этой жизни.
       Но никакой судьбы, или определенного предначертания в этой жизни, у человека не существует. Это утверждение - чистейшей воды мистика. Человек сам определяет цели в своей жизни. У многих людей вообще отсутствует какая-либо главная цель в жизни. Они ставят перед собой кратковременные, если можно так выразиться "близкие" цели - на сегодняшний день, неделю, месяц или на текущий год. И далеко не всегда им удается их добиться. А это означает, что такие люди, естественно, не могут иметь смысла жизни, живут, как живется. И жизнь несет их по воле волн, как бумажный кораблик, гонимый ветром. Они даже не задумываются - зачем и для чего жить. И это совсем не означает, что они несчастны. Счастье совсем не обязательно связано со смыслом жизни. Можно прожить всю жизнь, не задумываясь о смысле жизни и ничего - хорошо живут, спокойно, не напрягая себя.
       Чтобы иметь смысл жизни человек должен непременно ответить на вопрос - какое мое место в этом мире? А это значит, что он должен погрузиться в философию жизненного процесса, понять, что происходит вокруг него, какие закономерности движут общественными процессами. И только получив минимум необходимых знаний об обществе, в котором ему довелось жить, он или она, руководствуясь системой духовных критериев, может определить свое место в этом мире. А подавляющее большинство людей руководствуются обыденным, поверхностным пониманием происходящего вокруг и даже не стремятся определить свою роль в этом мире.
       Теперь несколько слов о счастье (праславянское *sъ??stь?je объясняют из *sъ- "хороший" и *??stь "часть", то есть "хороший удел") -- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия. Один мой друг говорил, что счастье, это внутренняя сбалансированность в человеке. По-моему, это хорошее определение.
       Итак, подводя итог, можно сказать, что, только зная ответ на все четыре вопроса (в чём состоят жизненные ценности, что является целью жизни, зачем (для чего) жить и какое мое место в этом мире?), можно ответить на вопрос о смысле своей жизни. При этом следует еще раз подчеркнуть, что большое значение имеет та социальная среда, в которой человеку доводится жить.
      
      
      
      
      
      
      
      

    1

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 11/12/2014. 30k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.