Паульман Валерий Федорович
Цепь взаимосвязанных противоречий

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 13/09/2018. 15k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Цепь взаимосвязанных противоречий

      
       Современный человек способен производить огромное множество видов продукции. Однако в этом поистине фантастическом многообразии особое место занимают, благодаря своей сложности, самолеты и космические корабли. В них воплощены талант ученых, инженеров, рабочих высочайшей квалификации, самые передовые технологии, вооруженность высокопроизводительными орудиями труда. Но было бы большим заблуждением считать, что столь высокий уровень производительных сил дался странам, освоившим самолетостроение и покорившим космос, без особого напряжения, без преодоления трудностей и жертв, без разрешения целого комплекса противоречий.
       Если говорить о гражданской авиации, то на сегодняшний день основными производителями пассажирских самолетов являются США, Евросоюз, Бразилия, Канада, Китай, Франция совместно с Италией, Великобритания, Германия, Россия. Ограниченный круг государств, производящих самолеты (и то не всех классов) объясняется в первую очередь наличием у них высокоразвитого научно-производственного потенциала, дороговизной проектов, измеряемой десятками миллиардов долларов, и жесточайшей конкуренцией на мировом рынке. Этот вывод подтверждается и историей авиастроения в России. После развала СССР понадобилось 9 лет, чтобы возобновить производство современного ближнемагистрального самолета "Суперджет 100". Авиационные фирмы России вынуждены были переключиться на иномарки, которые экономичнее устаревших отечественных моделей среднемагистральных и широкофюзеляжных самолетов.
       Аналогичная ситуация царит и в элитном клубе государств, владеющих космической индустрией.
       Приведу один пример. Ученые из калифорнийского технологического университета заявили, что смогли разработать уникальный наноматериал, который отличается легкостью и в то же время прочностью. Из него в теории можно сделать самый быстроходный космический корабль.
       Аппарат смог бы развивать 20% скорости света (60 тыс. км/с). Это значительно превосходит характеристики передвижения современных зондов. Для создания корпуса корабля отлично бы подошли кремний и диоксид кремния. Первый материал послужил бы основой для солнечного паруса, а второй может препятствовать перегреву зонда.
       Скорость аппарата позволила бы оказаться на Марсе всего лишь за час, а на Луне - за полторы минуты. Правда, для достижения таких показателей надо обеспечить мгновенный старт, что невозможно при нынешних технологиях.
       Ученые отметили, что еще не закрепили свою теорию о прочности материала на практике. Если характеристики подтвердятся, то человечество станет на шаг ближе к покорению космоса - http://taynyplanet.ru/blog/43739854413/V-SSHA-pridumali,-kak-za-60-min-dobratsya-do-Marsa?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1&mid=659AAE708421FEC9E2F7E050270EADD2.
       До сих пор речь шла о самом развитом секторе современных производительных сил. Если же оценивать производительные силы в глобальном аспекте, то налицо умопомрачительная разница в уровне их развития по отдельным регионам. Кое-где все еще сохраняются первобытные орудия труда и технологии (например, в лесах Амазонки и в некоторых районах Африки). Такое парадоксальное положение, выражающееся в неравномерном развитии производительных сил на протяжении сотен тысяч лет, обусловлено не закономерностью развития самих производительных сил, а внешними по отношению к ним факторами, а именно изолированностью первобытных общин в силу их географического положения, негативным влиянием колониальной системы, а в настоящее время - и глобального капитализма.
       Развитие производительных сил происходит в силу действия следующих присущих ему внутренних противоречий (здесь и далее термин "производительные силы" трактуется как в моем труде "К общей теории политической экономии" (LAP LAMBERT Academic Publishing). Это же замечание касается и такой категории как "экономические отношения".
       Во-первых, по истечении определенного периода времени наука, проектно-технические разработки и профессиональный уровень рабочей силы, т.е. активная часть производительных сил, опережает развитие средств производства и технологию, т.е. между ними возникает противоречие, требующее разрешения. В итоге изобретаются новые орудия труда, совершенствуются другие средства производства, претерпевают изменения в технологиях, создаются новые материалы, соответствующие новейшим научно-техническим разработкам. В итоге совершается очередной скачок в производительных силах. Так, в настоящее время происходит компьютеризация и автоматизация производства.
       Во-вторых, по мере развития производительных сил и в результате процессов, совершающихся в природе, также возникают противоречия, которые тем или иным образом должны быть разрешены (например, в связи со строительством гидроэлектростанций или горными разработками и т.д.).
       К настоящему времени сложилось угрожающее существованию человечества противоречие, когда производительные силы и производимая на их основе продукция подвели нашу планету к глобальной экологической катастрофе. "Одним из самых активных источников загрязнения атмосферы является транспорт. Хотя сегодня авиация существенно (примерно в 15 раз) уступает автомобильному транспорту по количеству выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ, она ежедневно влияет на экологию верхней тропосферы и нижней стратосферы. В отличие от других видов транспорта авиация покрывает огромные расстояния, воздействуя на качество воздуха в локальном, региональном и глобальном отношении. При этом воздействие авиации на атмосферу можно разделить на акустическое и химическое" (см. статью А.Р. Ивановой "ВЛИЯНИЕ АВИАЦИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮСРЕДУ И МЕРЫ ПО ОСЛАБЛЕНИЮНЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" - http://method.meteorf.ru/publ/tr/tr365/ivan_a.pdf).
       Катастрофы пока нет и процессы, свидетельствующие о ее приближении оцениваются в разных частях Земного шара по разному. Так, например, считается, что в результате глобального потепления Россия может получить экономическую выгоду, создав собственный "Суэцкий канал" из Северного морского пути. Об этом сообщает The Washington Post.
       Россия, Китай и коммерческие компании с интересами в сфере перевозки грузов возлагают большие надежды на то, что Северный морской путь в сезон таяния льдов сможет стать альтернативой египетскому Суэцкому каналу, полагает издание. Корабли смогут ходить по менее ледовитой Арктике, из-за чего сократится время транзита и расходы на топливо.
       По словам газеты, большая часть маршрута пролегает по экономической зоне России, и проходящее через эти воды судно обязано получить разрешение от администрации Северного морского пути. Кроме того, Москва получает деньги за навигацию и предоставление помощи ледоколов.
       Таким образом, она будет контролировать стратегический торговый маршрут и получать прибыль за навигацию и работу ледоколов. Северный морской путь в скором времени может стать нишевым рынком, считает профессор географии Калифорнийского университета Лоуренс Смит, смоделировавший сценарии морского судоходства в Арктике.
       По подсчетам сайта Searoutes, идущему из Южной Кореи в Германию судну через южноафриканский мыс Доброй Надежды потребуется 46 дней, через Суэцкий канал -- 34 дня, а по Северному морскому пути -- всего 23 дня. Сейчас транзит по этому маршруту возможен с июля по октябрь.
       Северный морской путь -- кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана. Его длина составляет более 14,5 тысяч километров - https://news.mail.ru/society/34683800/?frommail=1.
       Теперь обратимся к внешним противоречиям производительных сил. Они делятся на две группы: влияние их на окружающую общественную среду и наоборот - воздействие общественной среды на производительные силы.
       Сначала рассмотрим, как производительные силы взаимодействуют с экономическими отношениями.
       Экономические отношения - это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и интеллектуальных благ, являясь одновременно совокупностью экономических отношений всех общественных укладов, которые в данное время существуют в обществе. Люди вступают в подобные отношения как представители классов и социальных групп. Экономические отношения определяют сущность той или иной формы собственности.
       Экономические отношения складываются в зависимости от характера и уровня развития производительных сил как социальная форма их функционирования и развития. В свою очередь экономические отношения воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или тормозя их развитие. В ходе этого развития возникают противоречия между возросшими и изменившимися производительными силами и устарелыми экономическими отношениями, которые могут быть разрешены лишь путем изменения экономических отношений и приведения их в соответствие с производительными силами.
       При этом следует иметь в виду, что если смена системы экономических отношений хозяйственного механизма означает смену способов производства и общественной формации, то перестройка производственно-технических и технологических отношений, а также форм хозяйственного механизма может происходить в пределах одного и того же социально-экономического способа производства, т.е. эволюционным путем.
       Производительные силы воздействуют на все процессы, протекающие в обществе, не напрямую, не непосредственно, а через экономические отношения. Являясь формой развития производительных сил, будучи первичными общественными отношениями, экономические отношения выступают в качестве базиса по отношению к политике, идеологии, короче, - ко всей общественной надстройке, образуя вместе с производительными силами экономическую структуру общественной формации.
       Классической капиталистической страной в современном мире являются США. И хотя Россия также является капиталистической страной, однако многие ее жители выросли в СССР, т.е. при социализме, и их восприятие действительности отличается от менталитета американцев. Приведу один пример, который ярко освещает этот аспект жизни.
       Часто наши соотечественники решают отправиться в дальние края и посмотреть, как живут люди в других странах.
       Как правило, нашим россиянам не по нраву заатлантическая жизнь с ее прелестями и минусами.
       Многие после такого путешествия делятся воспоминаниями и эмоциями, а некоторые решают раскрыть всю правду о реальности. Так вот одна из таких россиянок решила переехать на несколько лет в Нью-Йорк. Конечно, американский город славится на весь мир яркими огнями, большими витринами и напоминает Рождество. И все это, как оказалось простые стереотипы, которые мы сами сочинили благодаря западным кинокартинам. И если задуматься, то в кино все города и деревни России выглядят как в сказке, а когда мы живем в этих городах, то вряд ли они нам кажутся именно такими, как с экрана ТВ. И та же история и с американским Нью-Йорком.
       "Просто слезы наворачиваются..." - откровения россиянки о реальной жизни в США. Для начала, россиянка призналась, что Америка сильно разочаровала ее. Действительно, центр города и правда оказался ярким и великолепным, но крайне дорогим. На улицах очень много бездомных, так что вечером там очень страшно. И даже в центре есть переулки, которые закиданы мусором и очень грязные. Возмутило россиянку и метро, в котором реально можно увидеть крысу и сильно воняет. Сама жизнь в Штатах ничем не отличается, вот только цены запредельные, а тем более на лечение и другие услуги.
       Еще россиянку поразило, что американцы с виду приветливые, но лукавят и обманывают. Дружить американцы совсем не умеют, а плюс к этому, у нас совершенно разное понимание культурны и то, что в Штатах называют шуткой, в России принято считать пошлым. А вот привычка американцев праздновать праздники в кругу семьи, россиянке очень понравилась, правда у нас в России друзья всегда считаются членами семьи, а в Америке нет. Отличается и воспитание детей в Америке и увидев такое, русская мама была бы в полном ужасе. Так что от такой жизни у россиянки просто слезы наворачиваются и она ждала окончания двухлетнего контракта, чтобы поскорее вернуться в родную и любимую Россию (см.http://nice-flowers.com/blog/43834158040/%C2%ABProsto-slezyi-navorachivayutsya%E2%80%A6%C2%BB-%E2%80%94-otkroveniya-rossiyanki-o-re?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1).
       Какой вывод можно сделать из этого эпизода?
       В рамках одного и того же типа экономических отношений может иметь место многообразие образа жизни людей с различными нравственными критериями, политическими системами, религиозными воззрениями, культурными традициями и т.д. Экономические отношения являются определяющими только в том, что касается классовой и социальной структуры данного общества. В остальном правилом является скорее многообразие явлений общественной жизни в зависимости от исторических, климатических, географических и прочих факторов.
       И наконец, отметим, что надстройка со всеми своими элементами влияет на экономические отношения, а через них - на производительные силы.
       Ярким примером является контрреволюция 1991 года, разрушившая СССР и сменившая социалистические экономические отношения на капиталистические. Причинами столь крутого поворота Истории вспять наряду с политическим фактором (диктатура партийно-государственного аппарата), были и моральные причины (предательство М.Горбачева, Б.Ельцина и десятков их подручных) и т.п. (см. вторую часть монографии "На перекрестке четырех дорог").
       Таким образом, общий вывод таков: в реальном историческом процессе выстраивается цепочка взаимосвязанных противоречий между производительными силами, экономическими отношениями и надстройкой с прямыми и обратными связями, насыщенными многообразием проявлений их сущности в зависимости от географических условий жизни людей, их традиций, религиозных взглядов и т.д.
       Дэн. Профессор
       В.Паульман
      
      
      
      
      
      
      
      

    2

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 13/09/2018. 15k. Статистика.
  • Статья: Философия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.