Паульман Валерий Федорович
Борьба за власть в партийно-государственном аппарате

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Размещен: 10/07/2019, изменен: 10/07/2019. 22k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Борьба за власть в партийно-государственном аппарате

      
       В произведениях, посвященных СССР, мною использовано понятие партийно-государственный аппарат без раскрытия его содержания. В данной статье я попытаюсь исследовать существенные свойства, связи и отношения, присущие данному понятию.
       В результате Великой Октябрьской революции 1917 года к власти пришла партия большевиков. Она со временем подчинила себе весь государственный аппарат, имевший после революции форму Советов. Примерно к 1929 году власть в СССР окончательно перешла к партийно-государственному аппарату, хотя государство продолжало называться советским. Демократия сменилась диктатурой партийно-государственного аппарата.
       История еще не знала такого феномена - диктатуры партийно-государственного аппарата при социализме.
       С начала 1920-х до марта 1990 года партия (под разными названиями -- РКП(б), ВКП(б), КПСС) действовала в условиях однопартийной системы и обладала монопольным правом на политическую власть, что способствовало установлению в стране диктаторского режима. Этот статус был закреплён конституционно: в статье 126 Конституции 1936 года Коммунистическая партия провозглашалась "руководящим ядром" государственных и общественных организаций трудящихся, а в принятой в 1977 году Конституции СССР КПСС была, согласно статье 6, провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом. Это совсем не означало, что миллионы рядовых членов руководящей партии участвовали в управлении страной на всех ее уровнях. Эту функцию осуществляли работники ее аппарата (партбюро, райкомов, горкомов, обкомов, ЦК республиканских парторганизаций, ЦК партии в целом).
       Работала вертикаль управления (сверху вниз), т.е. решения вышестоящих органов партии были обязательными для нижестоящих органов и всех членов партии.
       Все государственные органы управления всех уровней, а также государственные предприятия, все общественные организации и учреждения подчинялись партийным органам (по вертикальной структуре). Более подробно см. https://www.google.com/search?source=hp&ei=WssdXaruM-nIrgSL357YBg&q=%D1%80%D0%BA%D0%BF%D0%B1&oq=%D0%A0%D0%9A%D0%9F&gs_l=psy-ab.1.0.0l10.6656.91089..95905...4.0..0.224.986.3j4j1......0....1..gws-wiz.....0..0i131j0i10i1j0i10.24LZfl1svSI).
       Во главе этой гигантской пирамиды стоял Генеральный секретарь партии. В 30-е годы сложился культ личности И.Сталина - "вождя всех времен и народов"). Культ личности И.Сталина мог сложиться только в условиях диктатуры партийно-государственного аппарата. Непомерное возвеличивание личности И.Сталина означало на практике единоначалие при решении многих общественных проблем; последнее решающее слово, как правило, оставалось всегда за ним.
       Культ личности не имеет ничего общего с коммунистической идеологией.
       К.Маркс писал: ""...Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, -- я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)" (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487--488).
       И когда И.Сталина величают марксистом, то это явное недоразумение. И дело не только в культе личности, а и в трактовке им ключевых теоретических проблем.
       Разоблачителем культа личности И.Сталина был Н.Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом "О культе личности и его последствиях", в котором он развенчал культ личности покойного И.Сталина.
       Н.Хрущёв, в частности, сказал: "Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его "Краткой биографии", вышедшей в свет в 1948 году.
       Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого "великого вождя" и "непревзойденного полководца всех времен и народов". Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
       Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги (http://www.ebbemunk.dk/stalin/xpyweb1.html).
       Но даже при авторитарном режиме и абсолютной власти лидера партийного аппарата внутри него (аналогично и в госаппарате) шла беспрерывная грызня за более высокую должность, за лучшее "место под солнцем".
       Характерным примером служат перипетии с карьерой интригана Н.Хрущева. После смерти И.Сталина в марте 1953 года (не исключена и его роль в этом событии) начинается взлет его карьеры, сопровождаемой острой борьбой в верхнем эшелоне власти.
       В 30-е гг. Н.Хрущев принимал непосредственное участие в организации сталинских чисток, а также реализации планов форсированной индустриализации, занимая последовательно посты первого секретаря МГК ВКП(б), первого секретаря Московского областного комитета (МК) ВКП(б), первого секретаря ЦК КП Украины, а с 1939 г. -- члена Политбюро.
       После смерти И.Сталина Н.Хрущев сделал ставку на союз с Г.Маленковым, чтобы оставить позади Л.Берию. В 1953 году Никита Хрущев достиг вершины власти. Тогда, когда вся страна погрузилась в траур по случаю смерти Сталина, он же вместе с соратниками, в число которых входил маршал Г.Жуков, виртуозно обыграл соперников на пост главы СССР. Н.Хрущев ликвидировал главного претендента на пост руководителя Советского Союза Лаврентия Берию, которого обвинил врагом народа и расстрелял под вымышленным предлогом шпионажа. Однако уже в 1955 г. из-за разногласий по поводу развития промышленности Н.Хрущев добивается отставки Г.Маленкова, став, таким образом, полновластным лидером. Последнюю попытку сопротивления возвышению Н.Хрущева предприняла так называемая антипартийная группа В.Молотова, Л.Кагановича, Г.Маленкова и примкнувшего к ним Д.Шепилова в 1957 г., но Н.Хрущев сумел одержать победу на Пленуме ЦК, после чего ввел в состав Президиума ЦК своих сторонников и занял пост председателя Совета Министров. В борьбе со своими противниками он опирался на мощь армии в лице Г.Жукова (см. статью "Почему Жуков не сверг Хрущева и не стал советским Бонапартом" "Комсомольская правда" 5-11 июня 2019 г), которого он предал уже в 1958 году. Г.Жуков был исключен из Центрального Комитета Партии, лишен всех постов в армии и отправлен в принудительную отставку.
       Однако экономическая политика Н.Хрущева была не просто провальной, а катастрофической для Союза. Амбициозный руководитель СССР решил "перегнать Америку" и повысить экономические показатели страны в несколько раз, что привело к непредвиденному краху в сельском хозяйстве и голоду.
       Закат политической карьеры Никиты Хрущева пришелся на 1964 год. На фоне ошибок и просчетов он был отстранен от власти. Ему на смену пришел Леонид Брежнев. Никита Сергеевич стал единственным советским лидером, который покинул пост главы СССР живым.
       Партийно-государственный аппарат условно можно разделить на три части: рядовые члены, номенклатура и элита. Руководители и т.н. ответственные работники аппарата входили в состав номенклатуры и утверждались на свой пост соответствующим партийным органом. Социальная иерархия венчалась элитой, куда входили руководители партийных, государственных органов, а также общественных организаций, выдающие деятели искусства м спорта.
       Иосифа Сталина часто упрекают за то, что он так и не смог подготовить себе преемника. На самом деле преемника-то он подготовил, но его выдвиженца просто не пустили во власть "зубры" сталинской гвардии. В этом, безусловно, сказалась специфика системы, основанной на функционировании нескольких центров в аппарате, управляемых влиятельными чиновниками. Эти чиновники мыслили именно себя преемниками, препятствуя продвижению новых лидеров.
       Сталин отлично понимал, что он стар и болен, что его уход в мир иной не за горами. В 1945 году у него случился первый инсульт, потом последовали ещё три (от пятого он скончался). Своих ближайших соратников Сталин в качестве преемников не рассматривал. По его мнению, они слишком засиделись на своих аппаратных должностях. Хотя в своё время они тоже были молодыми кадрами. Например, Георгий Маленков стал секретарём ЦК и начальником Управления кадров в возрасте 37 лет (1939 год), причём до этого даже не был членом ЦК.
       Иосиф Виссарионович возлагал большие надежды на кадры из Ленинграда: секретаря ЦК Алексея Кузнецова, председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, председателя Совета Министров РСФСР Михаила Родионова и других. Это были "птенцы гнезда" Андрея Жданова -- ведущего идеолога партии и сторонника приоритета идеологии над администрированием. А.Жданов умер в 1947 году, после чего "ленинградские" кадры стали группироваться вокруг А.Кузнецова.
       В 1948 году вождь сделал неожиданное для многих заявление. Степан Бардин, бывший в начале 1950-х сотрудником Всесоюзного радиокомитета, сообщает: "Однажды, отдыхая на озере Рица, Сталин неожиданно для окружения поделился своими мыслями. "Я, -- произнёс он медленно, обычным тихим голосом, -- стал стар и думаю о преемниках. Наиболее подходящий преемник на посту председателя Совета Министров -- Николай Алексеевич Вознесенский, а на посту Генерального секретаря -- Алексей Александрович Кузнецов... Как, не возражаете, товарищи?" Никто, как потом рассказывали, не возразил. В то же время, надо полагать, всяк, узнавший о сенсационном замысле, немедленно подумал о его подоплёке: неспроста такую идею этот скрытный человек решил обсудить гласно. Хотел встревожить конкурентов? И результат не заставил себя долго ждать". (""Ленинградское дело" глазами очевидцев" // Историко-революционный альманах "Факел" за 1990 год.)
       Считается, что хитроумный "византист" Сталин специально натравил на "ленинградцев" других лидеров. Он якобы опасался этой группы молодых выдвиженцев, вот и решил начать хитрую игру. Однако представляется, что игра была слишком уж хитрая. Если вождь опасался "ленинградцев", то зачем же он их всячески продвигал? Зачем он сделал Кузнецова партийным куратором органов госбезопасности? Это ведь очень серьёзная должность, которую вряд ли поручат тому, кого опасаются.
       Опять-таки непонятно, почему И.Сталин выбрал столь замысловатый способ устранения "ленинградцев". Если бы он захотел убрать их с политического Олимпа, то мог бы просто сообщить об этом своему окружению (Георгию Маленкову, Лаврентию Берия, Николаю Булганину). Уж старая гвардия не стала бы возражать против расправы над "молодыми выскочками", а, наоборот, проявила бы большой энтузиазм. Нет, как раз именно это публичное сообщение И.Сталина и свидетельствует о том, что он искренне хотел видеть "ленинградцев" своими преемниками. Кстати, обращает на себя внимание то, что И.Сталин поставил на первое место должность председателя правительства, а о генсеке сказал только во вторую очередь. Это ещё раз свидетельствует о намерении вождя перенести центр власти в органы государственного управления, сосредоточив партию на идеологической работе.
       Всё испортили сами "ленинградцы", которым явно не хватило политического такта и выдержки. Они стали вынашивать планы создания Российской коммунистической партии. РСФСР в отличие от других республик своей партии не имела, и это воспринималось как ущемление и самой республики, и всего русского народа. Действительно, было от чего обижаться. Но такой порядок вещей сложился в результате принятия ленинского плана объединения советских республик. И.Сталин считал, что все они должны войти в единую РСФСР на правах автономий и без права на выход. Это был подход прагматика и государственного деятеля. В.Ленин же мыслил в первую очередь о создании некоего всемирного союза социалистических республик. Понятно, что РСФСР на такой союз не "потянула" бы. Необходимо было некое максимально наднациональное образование, в которое могли бы войти и Германия, и Франция, и другие в первую очередь европейские государства. Однако с "мировой революцией" как-то не заладилось, и СССР остался в тех пределах, которые имели место в 1922 году.
       РСФСР являлась не просто крупнейшей республикой, она явно "перевешивала" все другие республики и была практически равновеликой СССР. Создание там своей компартии означало создание и руководящего центра, равновеликого союзному (высшая власть принадлежала именно партийным органам). А это уже было чревато распадом самого Союза. К слову, в 1991 году так и произошло, только боролись между собой две президентские вертикали (центр власти переместился).
       Хотя проект создания РКП -- это ещё полбеды. А полной бедой был бы перенос столицы РСФСР в Ленинград, за что и выступала группа А.Кузнецова. В упомянутом 1991 году оба руководящих центра располагались в одном и том же городе -- Москве, которая являлась столицей и СССР, и РСФСР. А если бы тогда столица находилась в Петербурге? Это уже могло привести к распаду не просто Союза, но и РФ -- его геополитического ядра. Поэтому "ленинградцы" предлагали дважды разрушительный проект. За что, собственно, и поплатились.
       И.Сталин со временем стал понимать всю ущербность существующей в стране политической системы и на закате своей жизни стал готовить её преобразование. Об этом свидетельствует проект готовящейся партийной программы.
       В проекте содержалось положение о том, что необходимо вовлекать в управление всех граждан. При этом сами функции государственного управления должны быть максимально упрощены. Предполагалось соединить производственную работу с участием в управлении государством. По замыслу все трудящиеся должны были получить возможность поочерёдно осуществлять функции управления.
       Проект предусматривал введение прямого народного законодательства. Для этого планировалось проводить всенародное голосование по большинству важнейших вопросов. В случае реализации положений проекта в стране развернулась бы законодательная инициатива снизу. Все общественные организации получили бы возможность вносить в Верховный Совет СССР свои законопроекты. Кроме того, общественные организации и граждане смогли бы вносить запросы в ВС -- по важным вопросам внутренней и внешней политики.
       "Не был обойден вниманием и принцип выборности руководителей. В проекте программы ВКП(б) ставилась задача по мере продвижения к коммунизму осуществлять принцип выборности всех должностных лиц государственного аппарата, изменения в функционировании ряда госорганов в сторону все большего превращения их в учреждения, занимающиеся учетом и контролем общенародного хозяйства. Представлялось важным максимальное развитие самодеятельных добровольных организаций. Обращалось внимание на усиление значимости общественного мнения в коммунистической переделке сознания людей, воспитания на основе социалистической демократии в широких народных массах начала социалистической гражданственности, трудового героизма, красноармейской доблести.
       В проекте программы отмечалось: "В социалистическом обществе достигнуто невозможное в условиях эксплуататорского строя единство государства и народа. Советское государство является выразителем силы, воли и разума народа. С ликвидацией эксплуататорских классов, победой социализма и установлением полного морально-политического единства всего народа диктатура пролетариата выполнила свою великую историческую миссию.
       Предписывалось: "Развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадного благополучия и упоения успехами в работе. Зажим критики является тяжким злом. Тот, кто глушит критику, подменяет ее парадностью и восхвалением, не может находиться в рядах партии... Сообщать в руководящие партийные органы вплоть до Центрального Комитета партии о недостатках в работе, невзирая на лица. Член партии не имеет права скрывать неблагополучное положение дел, проходить мимо неправильных действий, наносящих ущерб интересам партии и государства. Тот, кто мешает члену партии выполнять эту обязанность, должен строго наказываться как нарушитель воли партии... Быть правдивым и честным перед партией, не допускать сокрытия и искажения правды. Неправдивость коммуниста перед партией и обман партии являются тягчайшим злом и несовместимы с пребыванием в рядах партии".
       Одновременно Сталин пытался решить вопрос с преемником. Он понимал, что ему будет трудно работать в окружении номенклатурных зубров из "старой гвардии". Поэтому вождь решил преобразовать Политбюро -- структуру, сложившуюся ещё при Владимире Ленине, -- в Президиум ЦК. И это преобразование произошло на октябрьском (1952 год) Пленуме ЦК. (К слову, на нём Иосиф Виссарионович попросился в отставку, но её так и не дали.) Если ПБ насчитывало 11 членов и одного кандидата в члены, то в президиум вошли уже 25 членов и аж 11 кандидатов. Как представляется, это нужно было, для того чтобы растворить "зубров" в массе новых выдвиженцев, сделать первых более управляемыми. При этом Сталин всё же образовал в президиуме более узкое бюро из девяти членов. Возможно, в этом была его ошибка, ведь в ареопаг вошли те же самые "зубры": Маленков, Берия и Булганин. Правда, такие старожилы, как Вячеслав Молотов, Анастас Микоян и Андрей Андреев, не вошли даже в президиум. Но они уже погоды не делали.
       Новый состав высшего партийного органа разительно отличался от прежнего ПБ. Историк Юрий Емельянов пишет: "К тому времени, несмотря на приток в руководство более образованных и подготовленных людей, в самом высшем органе партии - Политбюро были представлены лишь те, кто стал коммунистом до 1921 г. Лишь один из 11 членов высшего руководства (Г.М. Маленков) имел законченное высшее образование. Члены Политбюро заняли управленческие должности во время или вскоре после Гражданской войны, сохранив тот же уровень подготовки и привычки руководства тех лет. Почти все "новички" имели высшее образование. Впервые в истории партии в состав руководства были избраны три доктора наук". ("Он мог стать преемником Сталина" // Столетия. Ру.)
       И.Сталин определился со своим преемником, более того, этот выбор был подтверждён документально. Сталинский нарком (министр) сельского хозяйства Иван Бенедиктов вспоминает: "Сталин вскоре достойного, с его точки зрения, преемника по крайней мере на один из высших постов подобрал. Я имею в виду Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, который во время войны возглавлял штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. Обладая твердым и самостоятельным характером, Пантелеймон Кондратьевич одновременно был коллективистом и демократом до мозга костей, умел располагать к себе, организовывать дружную работу широкого круга людей. Сталин, видимо, учитывал и то, что Пономаренко не входил в его ближайшее окружение, имел собственную позицию и никогда не старался переложить ответственность на чужие плечи. Документ о назначении П.К. Пономаренко Председателем Совета Министров СССР был завизирован уже несколькими членами Политбюро, и только смерть И.Сталина помешала выполнению его воли. Став Первым секретарем ЦК, Н.Хрущев, который, естественно, был в курсе всего, предпринял необходимые шаги, с тем чтобы отодвинуть П.Пономаренко подальше -- сначала в Казахстан, затем, в 1955 г., на дипломатическую работу, послом в Польшу, а потом в Нидерланды. Впрочем, и здесь он работал недолго -- опасного "конкурента" быстренько препроводили на пенсию, весьма скромную и без причитавшихся ему льгот за государственную службу. Человек простой, скромный и непритязательный в личной жизни, обремененный заботами о родных и близких, он в буквальном смысле влачил полунищенское существование, когда наконец после отставки Н.Хрущева друзья, обратившись в ЦК, добились достойного обеспечения его старости". ("О Сталине и Хрущеве" // "Молодая гвардия". -- 1989. -- N4.)
       В 1948 году П.Пономаренко стал секретарём ЦК. На этом посту он курировал работу Госплана, а также министерств торговли, финансов и транспорта. В 1950 году он назначается министром заготовок. Судя по всему, П.Пономаренко был "нацелен" на реформы. Во время руководства Белоруссией он сократил некоторые плановые задания предприятиям и активно внедрял хозрасчёт (https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43420219295/Gotovil-li-Stalin-preemnika?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1).
      
      
      
      
      
      
      
      

    2

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 10/07/2019. 22k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.