Аннотация: Сначала о понятии культура. У этого понятия много определений, отражающих многогранность культуры. Если сформулировать предельно кратко, то культура - это все то, что создается человеком и при этом само создает человека.
Культура представляет собой совокупность достижений человечества, это все, что существовало в его истории и существует в настоящее время, а именно, духовные ценности (научные открытия, произведения искусства и литературы), все многообразие производительных сил и инфраструктуры. Кроме того, культура включает в себя сферу политики, религию, спорт и другие виды жизнедеятельности людей. Культура изменялась от эпохи к эпохе, обретая все новые грани. Первобытная культура - архаичная культура, которую характеризуют общие труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания, верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет назад, которые существуют и сегодня, сохранив первобытный образ жизни (племена в джунглях). Для становления первобытной культуры важнейшее значение имели быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему (одомашнивание растений и животных), изготовление орудий труда и открытие способа добывания огня. Первобытное искусство возникло в позднем палеолите. Оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита: Натуральное творчество - композиция из туш и костей животных, натуральный макет; Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профиль; Изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка кости. Архитектура зародилась у земледельцев как совершенно новый вид искусства, неизвестный охотникам и собирателям. Земледельцы начали перестраивать и осваивать окружающую среду в двух направлениях - архитектура малых (жилые и хозяйственные постройки) и больших (религиозные храмы, дворцы) форм. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости из огромных грубо отесанных камней. Поселения делились на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Особенностью общественной власти в первобытных племенах было существование специального аппарата, состоящего из вооруженных людей, занимающихся управлением. Власть была основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные нормы. Человек воспринимал мир целостно, как некий единый космос, части которого органически взаимосвязаны и живут своей внутренней жизнью. Целостным было мировоззрение человека, дифференциация в нем отдельных явлений действительности находилась еще в начальной стадии. Для религий первобытнообщинного строя характерны культ предков, культ вождя, культ мертвых, колдовские, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных, камней, деревьев, источников, тотемистические, фетишистские и анимистические идеи. Особым почитанием пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах. Культура рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом, чем культура предшествовавшего ему родового строя. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дала возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Рабовладельческое государство было особой организацией политической власти господствующего класса - класса рабовладельцев, владеющих средствами производства, направленная на
|