В начале коротко о формах разума в современном обществе.
На Земле в настоящее время проживает свыше 8 миллиардов человек Каждый из них обладает разумом. В своей деятельности трудоспособное население в зависимости от социального положения вынуждено или работать в коллективе (например, рабочим на металлургическом заводе), или же заниматься частным предпринимательством (например, банкир). В первом случае рабочий выполняет определенную функцию в составе коллективного разума. Частный же предприниматель включает в своем бизнесе индивидуальный разум. Ученые, конструктора решают свои задачи в рамках коллективного разума. Для каждого вида деятельности характерна та или иная форма разума. Часто индивидуальный разум работника взаимодействует с коллективным разумом, выполняя определенную функцию. Например, банкир, как руководитель банка, выполняет одновременно и функцию организатора работы большого коллектива сотрудников банка. Человеку, работающему в трудовом коллективе, в своей повседневной жизнедеятельности приходится включать и индивидуальный разум, покупая товар в магазине для своей семьи.
Разум является продуктом познания в результате функционирования ума и интеллекта. В то же время разум испытывает воздействие всей совокупности внешних обстоятельств и общественных отношений.
Разум связан с сознанием. Оно является процессом отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности. Глубоким заблуждением является отождествление разума с сознанием. Сознание обслуживает разум. У разума, особенно коллективного, помимо познания действительности имеются важнейшие задачи по развитию производительных сил, управлению обществом во всех аспектах, освоению космоса.
Основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
-рационально-мыслительную,
-эмоционально-чувственную,
-волевую.
Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. Физиология этого механизма до конца не выяснена. Среди нейробиологов есть мнение, что сознание в той или иной степени присуще также ряду животных: млекопитающим, птицам, головоногим и др.
Сознание - это состояние "бодрствования", отличное от бессознательных состояний - глубокого сна, обморока и т.п.; состояние "вменяемости", предполагающее способность давать отчет о своих переживаниях и действиях.
Самосознание - совокупность феноменов субъективного свойства, включающих в себя рефлексию, самоосознание.
Как уже выше отмечалось, активной формой деятельности разума является познание. Это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности c помощью ума и интеллекта.
Процесс познания движим интересом людей к объектам исследования.
Ниже даны определения ума и интеллекта.
Ум - это способность человека мыслить, понимать, воспринимать и запоминать информацию. Ум-это нечто присущее индивиду, т.е. ум всегда персонифицирован. В отличие от разума не может быть коллективного ума. Ум, будучи составной частью сознания, является основой разума, вооружая его информацией.
Основные функции ума следующие:
-запоминание (в уме откладывается вся информация, которую мы получаем при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса);
усвоение (ум изучает приобретенную информацию, у каждого человека эта функция имеет индивидуальную силу и скорость);
обработка через чувства (ум анализирует опыт и делит его на приятный и неприятный);
воспроизведение желаний (ум сообщает человеку, какой потенциальный источник для получения удовольствия он выбрал, а какой - отверг).
Ум - способность соображать, принимать нестандартные решения, используя отчасти интеллект и в большей части смекалку, а также жизненный опыт (свой и исторический).
Интеллект - набор знаний и мыслительных способностей.
IQ (коэффициент интеллекта), определяется при помощи тестов, которые рассчитаны именно на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (ответы на типовые ситуации).
Мало просто знать, надо ещё уметь этими знаниями пользоваться. И именно интеллект позволяет сопоставлять, находить общее, делать ассоциации, быстро учиться на полученных знаниях
• Интеллект - способность к мышлению.
Мышление - опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин Homo sapiens - человек разумный. Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений о внешнем мире.
Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству "задатки", которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом познания только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.
**************************************
В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ ПРОИЗОШЛИ ПОИСТИНЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В СФЕРЕ РАЗУМА. С ПОЯЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ И ИНТЕРНЕТА ВОЗНИК ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. БАСНОСЛОВНО ВОЗРОСЛА СКОРОСТЬ ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ГИГАНТСКИХ ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИИ. ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ
МОЩНЫХ ЭВМ. РАЗУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВЫЗВАЛ ЭПОХАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ, КУЛЬТУРЕ И В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. ОДНАКО, СЛЕДУЕТ ВИДЕТЬ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ, ВОЗРОСЛА УГРОЗА САМОУНИЧТОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ТЫСЯЧИЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗУМА БЛАГОДАРЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОТКРЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ И ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МИЛЛИАРДОВ ЛЮДЕЙ НА ОПТИМАЛЬНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОСТАВИЛА ПОД ВОПРОС СУЩЕСТВОВАНИЕ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
РАЗУМ ЛЮДЕЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ВСЕСИЛЕН. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РАЗВИВАЕТСЯ НЕ СОГЛАСНО ЛОГИКЕ РАЗУМА, А В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЕКТИВНЫМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ