Процесс планирования неразрывно связан с законами общественного развития, говоря точнее, он возможен и необходим только благодаря существованию законов. Разум должен считаться с законами природы и общества.
Возрастающее удовлетворение общественных потребностей, в том числе и индивидуальных, можно обеспечивать тремя способами: экстенсивным, интенсивным или тем и другим одновременно. Другими словами, расширенное воспроизводство общественного богатства можно обеспечивать путем простого воспроизводства или даже при уменьшении затрачиваемых средств производства. Такой вариант более полного удовлетворения потребностей членов общества возможен на базе структурных, ассортиментных и качественных сдвигов в экономике при сокращении затрат.
Так, например, если в обществе исчерпаны наличные трудовые ресурсы, то повышение производительности труда, обеспечивающее рост общественного производства при прочих других условиях, возможно осуществлять на базе повышения уровня квалификации рабочей силы (увеличения среднего уровня образования, лучшей организации подготовки кадров и т.д.).
Возможен рост экономики при сокращении уровня материальных затрат, энергоемкости и фондоемкости производства на базе научно-технического прогресса или более совершенной организации производства.
Безусловно, важнейшим фактором повышения эффективности экономического развития является научно-технический прогресс. Если говорить о возможностях интенсификации производства, скрытых в совершенствовании планирования, то в первую очередь следует упомянуть устранение диспропорций, или другими словами, обеспечение устойчивой сбалансированности, активного поиска путей преодоления экстенсивных ограничений экономического роста.
Теме роли преодоления диспропорций в советской экономике была посвящена статья директора НИЭИ Госплана СССР В.Кириченко "Пропорциональность экономического роста и эффективность" ("Коммунист" N 18.1980). Естественно, он не осмелился писать о военно-промышленном флюсе и о других серьезных перекосах в экономике СССР, порожденных не только волюнтаризмом руководителей, но и неверными рекомендациями науки, ошибками в планировании и управлении.
В начале своей статьи В.Кириченко пишет о том, что перевод экономики страны на рельсы интенсивного развития может осуществляться различными путями. Но "при всем многообразии факторов (экономических, технических, структурных, организационных, управленческих), способствующих решению этой важнейшей задачи, следует выделить одну общеэкономическую предпосылку осуществления данного процесса в развитом сложном хозяйстве: это постоянно поддерживаемая пропорциональность взаимного обмена деятельностью между его различными звеньями, обеспечение сбалансированности экономического роста". И далее он добавляет, что "сбалансированность планов - не самоцель, а средство эффективного экономического развития и, следовательно, непрерывного роста благосостояния. Поэтому весьма существенная - и теоретически, и практически - зависимость эффективности общественного производств от состояния пропорциональности, от степени сбалансированности".
Планирование при социализме в принципе давало возможность пропорционального и сбалансированного развития экономики, в отличие от стихийного формирования пропорциональности через череду кризисов при капитализме. Но использование этой теоретической возможности зависело уже от политической сферы.
В.Кириченко дает обстоятельный перечень диспропорций в экономике СССР. Он писал: "Конкретный анализ завершающейся и предшествовавших пятилеток показывает, что в народном хозяйстве СССР существует значительная, а в ряде случаев возрастающая напряженность в согласовании имеющихся ресурсов с потребностями. Она проявляется в нехватке рабочей силы (особенно квалифицированной), в несогласованности фронта строительных работ с объемом выделяемых капитальных вложений, в дефиците отдельных видов сырья, конструкционных материалов, топлива, в несоответствии уровня развития производства и таких элементов инфраструктуры, как железнодорожный транспорт и система хранения материальных ценностей, в несовпадении экспортных возможностей с имеющимся спросом, в опережающем росте денежных доходов населения по сравнению с ростом товаров и платных услуг". Итого - 7 серьезных диспропорций. Их наличие не могло не снижать эффективности общественного производства и отрицательно сказывалось на темпах экономического роста. В.Кириченко справедливо отмечал, что "напряженность в экономике, возникновение диспропорций стимулируют применение нерациональных методов сбалансирования. Они могут дать временный выход из положения, но по сути своей противоречат задачам повышения эффективности, препятствуют, в конечном счете, интенсификации производства. Так, нехватка трудовых ресурсов влечет за собой включение в общественное производство недостаточно квалифицированной или характеризуемой пониженной трудовой активностью рабочей силы, и как следствие увеличиваются затраты фонда заработной платы на возрастание численности занятых, а расходы на дополнительное стимулирование квалифицированных работников соответственно сокращаются. Несоответствие размаха капитального строительства материально-техническим возможностям преодолевается фактически путем удлинения сроков сооружения объектов, увеличением лага между затратами ресурсов и получением от них полезного эффекта. Точно так же следствием недостатка средств труда для обновления действующего производственного аппарата становится удлинение сроков службы основных фондов, что приводит к искусственной задержке в составе производственных мощностей устаревших или устаревающих видов техники и технологии и понижению эффективности производства. Необеспеченность платежеспособного спроса населения предложениям товаров и услуг в необходимом ассортименте ведет зачастую к социально не оправданному повышению в потреблении доли дорогостоящих продуктов, снижает действенность мер по повышению доходов как средства стимулирования эффективности и качества работы и т.д.".
В Кириченко показал, что именно необходимо предпринять для восстановления оптимальной пропорциональности в народном хозяйстве. Этого можно добиться путем оптимального планирования, т.е. включения разума в регулирование пропорций в экономике, опираясь на закон планомерного, пропорционального развития экономики. Этот закон требует сознательного, централизованного регулирования производства в масштабе всей экономики, отдельных её отраслей и предприятий. Этот закон действует в обществе, где власть находится в руках трудящихся и утверждена общественная собственность на средства производства. Однако я в своей монографии "К общей теории политической экономии" (LAP LAMBERT Academic Publishing) утверждаю, что закон планомерного, пропорционального развития экономики действует не только при социализме, но и во всех общественных формациях.
В процессе воспроизводства общественного продукта сталкиваются потребности субъектов, представленные в форме экономических интересов, и возможности, определяемые данным способом производства, в первую очередь уровнем развития производительных сил.
Структура потребностей всех субъектов общественного воспроизводства формирует цели производства, задавая ему идеальные пропорции, которые затем устанавливаются де факто с учетом реальных условий и ресурсов, а главное - системы экономических отношений. Результатом этого процесса взаимодействия потребностей и возможностей являются пропорции общественного производства: соотношения между материально-вещественными элементами производства и рабочей силой, конкретными отраслями и видами производства, а также стадиями движения совокупного общественного продукта. "Если потребительная стоимость отдельного товара зависит от того, удовлетворяет ли он сам по себе какую-либо потребность, то потребительная стоимость известной массы общественных продуктов зависит от того, адекватна ли она количественно определенной общественной потребности в продукте каждого особого рода и, следовательно, от того, пропорционально ли в соответствии с этой общественной, количественно определенной потребностью разделен труд между различными сферами производства" (К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. 2-ое изд. т.25 часть II. с. 185-186).
Закономерность пропорционального развития производства выражается в распределении массивов общественного труда между всеми структурными элементами экономики (по горизонтали, вертикали и во времени). Общество к любой данный исторический момент времени имеет в своем распоряжении определенную массу овеществленного и живого труда в форме наличной рабочей силы. Овеществленный труд сосредоточен в средствах производства, а также в определенной массе неизрасходованной продукции (запасы). Все наличное количество труда обоих видов распределяется в определенных соотношениях между сферой производства и сферой непроизводственного потребления, а также в сфере обращения, т.е. находится в пути от первой ко второй сфере. Масса труда, сосредоточенная в сфере производства, распределяется по отраслям, подотраслям и видам производства продуктов и услуг в определенных пропорциях.
На первых порах развития человечества в период дикости и варварства, а также в эпоху господства товарного производства эти пропорции складывались стихийно и только с приходом социалистического способа производства возникает возможность сознательного их регулирования при помощи планирования.
Элементы планирования в рамках отдельных производственных единиц и даже субъектов более высокого уровня существовали всегда, но в целом по экономике той или иной страны сознательное и целенаправленное установление пропорций становится возможным только тогда, когда уровень обобществления производства позволяет охватить различными формами общественной собственности преобладающую часть средств производства.
Пропорции в экономике зависят от господствующих в данное время в обществе интересов, экономических и политических отношений. Они являются также результатом объективных условий воспроизводства, в частности природных и внешних по отношению к данному обществу (взаимодействие с соседними племенами, народами и государственными образованиями). Причем далеко не всегда и не все пропорции являются, если так можно выразиться, идеальными (оптимальными) с точки зрения удовлетворения потребностей населения, особенно с наступлением эпохи цивилизации, когда повсеместно образовались государства. Так, например, неоднократно бывали периоды, когда практически вся экономика ставилась на службу военным действиям (наступательным или оборонительным).
Вообще следует заметить, что обычным состоянием экономики в любом обществе на протяжении всей истории человечества была диспропорциональность и все время давала себя знать необходимость восстановления необходимых соотношений между составными элементами общественного механизма воспроизводства. Именно в этом и заключалась до сих пор суть закономерности пропорционального развития экономики, т.е. она состояла в преодолении постоянно возникающих диспропорций с помощью рыночных и управленческих механизмов. Кстати, это правило касалось и первых социалистических обществ, возникших в ХХ веке, где уже активно применялось планирование.
Можно считать преувеличением стремление советских политэкономов называть рассматриваемую закономерность законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства только социалистических стран (подробнее об этой проблеме в моей работе "О государственном социализме в СССР" (см. в библиотеке Максима Мошкова).
Одно можно сказать вполне определенно, что если главной причиной возникновения диспропорций в товарном производстве является стихийность, то в плановом хозяйстве такой причиной является волюнтаризм руководителей государства, т.е. влияние субъективного фактора общественного воспроизводства.
И еще одно замечание. Если в СССР государственными органами, осуществлявшими планирование, были Госплан СССР, госпланы союзных республик, плановые подразделения министерств и ведомств, предприятий, а также Министерство финансов и Госбанк, то в капиталистических государствах ими являются министeрства финансов и центральные банки.