Противостояние труда и капитала, социализма и капитализма не могло не стимулировать поиска компромисса между ними. Зачем враждовать, когда можно жить мирно, бок о бок, сотрудничая и совместно решая возникающие проблемы? Такая позиция породила в науке об обществе широкий спектр концепций, в их числе наряду с так называемой "теорией конвергенции" и проектом классовой солидарности Людвига Эрхарда еще великое множество разновидностей "теорий о третьем пути" (подробнее об этом см. в моей монографии "Мир на перекрестке четырех дорог. Прогноз судьбы человечества" параграфы 1.2.1. и 3.6.3., с которой можно познакомиться в интернет-библиотеке по адресу http://www.lib.ru Современная литература или же в авторском ее разделе по адресу http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/.
Авторами новейших вариантов "теории третьего пути" считают себя и Билл Клинтон, и Тони Блэр, и Герхард Шредер, не говоря уже о сонме западных социологов, которые уже несколько десятилетий безуспешно ищут выхода из того исторического тупика, в котором находится человечество благодаря капиталистическому способу производства. Недавно президент Франции Николя Саркози, реагируя на экономический кризис, потрясший основы капитализма, заявил, что "европейцы должны будут проявить себя едиными и решительными, поскольку на кону - преобразование капитализма"
(http://news.politics/2389690).
После краха СССР на свет появились и российские варианты концепции "третьего пути", один из которых представлен в толстенной книге ученого из Санкт-Петербурга господина В.Чабанова "Экономика XXI века, или третий путь развития". (С-Петербург. Издательство "БХВ-Петербург".2007.). Квинтэссенция его концепции изложена в описании гармонично-благополучной страны под названием Ладземля. При этом он подчеркивает, что "пресловутые капитализм, социализм, коммунизм и либерализм являются продуктами западной "передовой" мысли, но не российской" (с. 72. Здесь и далее ссылки на цитируемое издание - В.П.).
В.Чабанов не оригинален, напрасно присваивая себе лавры первопроходца, ибо до него поисками "третьего пути" занимались не только западные теоретики, но и такие известные современныерусские ученые, как, например, академик В.Иноземцев, С.Кара-Мурза и многие другие.
Искателей "третьего пути" не устраивает ни марксизм, пропагандирующий коммунизм, ни фундаментальный либерализм, защищающий ценности капитализма. Те, кто последовательно и смело отстаивают капиталистический строй, как, например, Фрэнсис Фукуяма, убеждают общественность в том, что он - вершина развития человеческой цивилизации. Те же, кто ратуют за коммунизм, исходят из идеи бесконечного развития общества, происходящего согласно объективным закономерностям, а не по воле гениальных политиков. Классовая борьба, которая не утихает ни на один день, заставляет политиков и социологов маневрировать, искать какие-то способы нейтрализации или хотя бы смягчения вопиющих недостатков капиталистической системы (периодически возникающие кризисы, неравномерность в распределении доходов, порождающая ничем не оправданную поляризацию общества, массовая безработица, особенно среди молодежи, пауперизм и т.п. негативные явления). В поисках выхода из тупика, вынужденные балансировать на острие классовых противоречий, они не могут выйти за границы дозволенного, "перейти Рубикон", признав научную ценность и справедливость социалистических идей. Они безрезультатно пытаются найти какое-то чудодейственное компромиссное решение острейшей проблемы бытия современного человечества. Они подобны средневековым алхимикам, искавшим различные способы получения золота, или фанатикам, пытающимся изобрести вечный двигатель.
Нельзя не обратить внимания на главное во всех бесчисленных концепциях "третьего пути", а именно на то, что в их основе лежит капиталистическая модель общественного устройства, которую они невольно защищают и которую стремятся усовершенствовать. Всех сторонников "третьего пути" отличает еще одна характерная черта - волюнтаризм, вера в способность конструировать общество на основе придуманных ими идей. Проповедники третьего пути, если они цинично не преследуют каких-то политических целей (например, завоевать голоса избирателей) пытаются, на мой взгляд, совершить нечто противоестественное: скрестить трепетную лань с неповоротливым бегемотом.
Мне по электронной почте присылают самые различные варианты построения гармоничного общества на базе капиталистического рыночного хозяйства, как будто экономика - это пирог, который можно испечь, как вздумается кондитеру. Один из таких проектов содержится в предложенном господином В.Зеленским сочинении, посвященном "оптимальному распределению национального дохода", который, по его глубочайшему убеждению, позволит создать для всех времен и всех народов идеальное общество. Он даже опубликовал в Интернете выдержки (правда, неполные и предвзятые) из нашей дискуссии по этому проекту (см. интернет-журнал VLAZDEL, в котором опубликовано и его произведение "Третий фактор прогресса").
И несмотря на то, что В.Чабанов - не первопроходец, все-таки из всех многочисленных известных мне российских трудов на эту тему я решил выбрать для анализа в предлагаемой читателю статье именно его произведение, как содержащее наиболее детально разработанную версию концепции "третьего пути".
Как и положено стороннику этой концепции, В.Чабанов, конструируя свою модель, пытается взять лучшее как от капитализма, так и от социализма, отбросив их недостатки. Его кредо, на первый взгляд, благородно. Он пишет: "Почему миром должны править деньги, а не добро, справедливость, интеллект, здоровье, труд или всеобщее благо? Ведь вполне можно сформировать экономическую систему, приоритетным в котором будет любой из этих факторов. И не похоже, чтобы такие экономики работали бы хуже нынешней." (с. 20). В этой фразе сразу же настораживает слово "сформировать". Получается, что достаточно знаний одного, даже гениального человека, чтобы сформироватьтакую экономику, которая одновременно отвечала бы всем вышеперечисленным высоконравственным критериям. В.Чабанов ставит перед собой сверхзадачу: "...дать идеологические основания для воссоздания общества, соответствующего гармоничному видению Мира и русскому менталитету. В котором никто не станет ни обделен, ни обездухотворен" (с.78). Задача, скажем честно, грандиозная, от которой дух захватывает. Чтобы решить столь величественную задачу, В.Чабанов решил (наконец-то!) создать общепризнанную экономическую теорию, которой до сих пор, не существует (какая все-таки поразительная уверенность в собственном интеллекте!). Однако, по его глубокому убеждению, созданию гармоничного общества мешает не только отсутствие общепризнанной научной теории, но и нечистоплотность, а также "уродливые мысли, внедряемые в массы" (с.127), которые превращаются в соответствующие материальные образы. "Землю потрясают природные катаклизмы, землетрясения и цунами. Так Природа наказывает человека. Она уже не выдерживает его глупой жадности и распущенности" (там же). От такой "научной" трактовки взаимосвязи человеческих грехов и явлений природы рукой подать и до нового Всемирного потопа, который когда-то Бог обрушил на головы несчастных людишек, погрязших во всевозможных пороках. Но кто-то из приближенных к Богу ангелов умумдрился каким-то образом выведать тайные планы Всемогущего и шепнул о них Ною, который и спасся на корабле, выстроенном из подручных материалов. Возможно, на этот раз таким спасителем Человечества будет В.Чабанов.
На подступах к созданию истинной экономической теории В.Чабанов походя раскритиковал современную "виртуальную" глобальную экономику, вскрыл бестоварную природу ТНК, в которой "широко применяется кооперация, но слабо - конкуренция" (с.140), четко обозначил тенденцию монополизации капиталистической экономики. Кроме того, он обратил особое внимание на то, что весь мир криминализируется, а преступные сообщества охватили своими железными тисками до одной трети всех жителей земли. Завершая критику глобального капитализма, В.Чабанов- этот Ной XXI века - приводит слова из книги пророка Алооса: "Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время". Само собой разумеется, что только один В.Чабанов, спасая род людской от напастей капитализма, а также от землетрясений, цунами, извержений вулканов, ураганов и прочих природных катаклизмов, глаголет истину.
Досталось от него и социализму. В.Чабанов безапеляционно заявил, что "...революция 17-го года в действительности оказалась регрессивной, несмотря на все положительные достижения советской эпохи" (с.259). Не знаю, как читателю, но мне трудно понять, как из регрессивной революции может родиться нечто положительное. Как объяснил В.Чабанов, он руководствуется в своих исследованиях не формальной логикой, не диалектикой, а системной логикой. Видимо, такой парадоксальный вывод и является следствием применения именно такой логики.
Перед тем, как перейти к изложению своей концепции, он на базе своей методологии объясняет, кто мы такие. Он пишет: "...все мы, живущие на Земле, представляем собой не какие-то обособленные природные образования, а всего лишь встроенные части семьи, нации, государства и человечества" (с.201). И еще: "Если Бог создал их (людей -В.П), значит они нужны, и не человеку поправлять Его" (с.230). Итак, мы имеем оправдание своему существованию и посему можем начать познавать гармоничную концепцию "третьего пути", созданную. В.Чабановым, помятуя о том, что все мы не какие-то обособленные природные образования, а всего лишь встроенные частив стоящие над нами элементы общественной структуры.
В основе концепции В.Чабанова лежит понятие ОПТ, что обозначает результативность общечеловеческого труда (подчеркиваю - не человеческого, а общечеловеческого). ОПТ - это мерило, определяющее производительность этого труда, "которая характеризуется количеством предметов потребления (вне зависимости от материальной или нематериальной их формы, которые производятся в государстве одним средним работником за единицу времени" (с.252). Правда, трудно понять, как в рамках одного государства может функционировать общечеловеческийтруд и почему ОПТ измеряется производством только предметов потребления, в то время, когда львиную долю реального производства составляет производство средств производства (электроэнергии, металлов, хлопка, синтетических волокон, зерна и т.д.). После объяснения структуры дерева производства (начиная с производственных бригад вплоть до всего мирового сообщества) В.Чабанов переходит к изложению созданной им общей теории экономических систем. Из нее мы узнаем, что "связи экономических систем бывают товарными, трудовыми, финансовыми, энергетическими, ресурсными, информационными, культурными, психологическими, человеческими и др." (с.324). Все здесь свалено в одну кучу, или как говорят философы, мы имеем дело с эклектическим плюрализмом. Разве культурные связи это не человеческие? Или психологические связи относятся не к людям? А разве связи энергетические - это не ресурсные? Словом, как говорят в народе, "в Киеве - бузина, а в огороде - дядька".
Далее В.Чабанов приходит к фундаментальному выводу, что рынок и административное управление ассиметричны, а значит, равнозначны. И в будущей экономике надо обеспечить гармоничную работу как рыночного, так и административного управления экономикой (не так, как это делалось в либеральной, капиталистической, социалистической, коммунистической и криминальной экономиках). Правда, в чем состоит отличие либеральной от капиталистической экономики, или что такое криминальная экономика, я, откровенно говоря, не понимаю.И где, на каком континенте В.Чабанов обнаружил коммунистическую экономику остается тайной, покрытую мраком. Может быть, где-то в непроходимых для европейца джунглях реки Амазонки?
Чтобы заработала гармоничная идеальная экономика, надо задействовать системообразующие факторы, или хромосомы, формирующие генетический код системы. Таких хромосом три и они представляют собой треугольник, пирамиду и две соединенных между собой основаниями пирамиды. Главное же состоит в том, что совершенно "не потребуется физически уничтожать или изолировать от общества множество энергичных и деятельных людей, вынужденных жить сейчас по криминальным, бесовским законам" (с.397-398).В экономике "третьего пути" "...средние коэффициенты сложности труда больших коопераций - отраслей, концернов, некоторых производств предлагается устанавливать централизованно, как это делалось в советское время при установлении категорий предприятий. И наказывать экономически за их нарушения" (с. 408).
В.Чабанов вывел формулу коэффициента сложности труда, всегда равного для данного государства единице. "Это очень важно, - замечает В.Чабанов, - поскольку в противном случае измерение труда становится неэффективным..." (с.409).
Далее В.Чабанов приводит формулы для отдельных предприятий и отдельных работников. Я не буду их воспроизводить, ибо они абсолютно нереализуемы на практике. Желающие могут с ними ознакомиться на стр. 412 труда В.Чабанова.
Кроме формул сложности труда В.Чабанов, предлагает применять еще и формулы интенсивности труда, которые ни в чем им не уступают. На основании всех этих формул в экономике снизу доверху (от работника и до государства) определяется общественная трудоемкость изделия (ОТИ). Чтобы представить себе всю громоздкость модели следует добавить, что вдобавок к ОПТ и ОТИ он предлагает формулы прямого и косвенного труда. Вершиной этой конструкции является орган, который призван устанавливать оптимальные соотношения между всеми названными показателями на всех уровнях экономики!
Даже Госплан СССР, который разрабатывал продуктовые балансы для нескольких тысяч видов продукции, не идет ни в какое сравнение с органом будущего гармоничного государства, придуманного В.Черепановым. Такой фантастической централизации, да еще применяющей штрафные санкции, мир еще не видел, да и никогда не увидит, ибо это всего лишь одни фантазии профессора из Санкт-Петербурга.
Мое описание концепции В.Чабанова было бы неполным, если бы я не называл 4 столпа, на которых должно покоится все здание Ладземли. Они следующие:
1.Оздоровление финансового обращения.
2.Изменение системы оплаты наемного (!)труда.
3.Реорганизация общественного потребления (налоговой системы)
Ниже следуют краткие пояснения к этим основополагающим преобразованиям.
Пункт 1. 1 час труда среднего работника создает стоимость, равную 1 рублю. Таким образом, деньги получают реальное обеспечение и полностью ликвидируется инфляция. Исчезает дефицит денег. Но для этого надо рассчитать все вышеназванные коэффициенты (ОПТ, ОТИ, прямого и косвенного труда). Кроме того, надо внедрить два контура обращения денег: наличных и безналичных (как в СССР), причем количество денег в обоих контурах должно быть одинаковым, иначе неизбежна спекуляция деньгами.
Пункт 2. Фонд зарплаты капиталистами переводится в разряд "консолидированного дохода", образуя совместный доход наемных работников и владельцев капитала. Наступает всеобщая гармония: капиталист начинает заботиться о наемных работниках, а те - о доходах капиталиста. "Зарплата уже будет зарабатываться, а не выбиваться путем угроз забастовок или смены работы" (с.712). Какая прелесть! И как это люди до сих пор не додумались до столь простых, но гениальных решений сотрудничества двух классов!
Пункт 3. Налоги в сконструированном обществе являются "не безвозмездно отчуждаемымии у налогоплательщиков ресурсами, а становятся источником финансирования их собственных коллективных и общественных потребностей" (с.713).
Почувствовав нестыковку, В.Чабанов поясняет, что с налоговой реформой должна быть тесно связана административная реформа. А как же иначе? Кто же будет считать все эти коэффициенты для всех субъектов экономики и взыскивать с нарушителей гармоничных правил штрафы за их несоблюдение? Чиновников I категории, управлящих производством, будут напрямую финансировать те, кого они обслуживают. А чиновники II категории будут финансироваться из общественных и коллективных фондов, ибо они будут обслуживать нужды налогоплательщиков (правда, не очень понятно, в чем будут заключаться их услуги).
Пункт 4. Таможенное законодательство наконец-то будет простым и эффективным.
Читатели сами смогут оценить новаторский характер предстоящих реформ, сконструированных В.Чабановым на основе истинной экономической теории. Особенно большое впечатление на меня произвел пункт 2-ой, посвященный гармонии экономических отношений капиталистов и наемных рабочих. Теперь наконец-то будет реализовано в Ладземле то, чего не удалось добиться на протяжении более чем полувека сторонникам идеи социального партнерства, предложенной Людвигом Эрхардом и узаконенной Европейским Союзом в виде знаменитого треугольника (наемные работники- работодатели - государство), ибо забастовки продолжаются до сих пор, в частности, с требованиями не сокращать социальные выплаты и не увольнять рабочих в связи с переносом производства в те страны, где наемному персоналу можно платить на порядок меньше, чем потерявшим всякую меру несознательным европейцам.
Я конспективно изложил суть одной из многих концепций "третьего пути", в данном случае основанной на применении, как полагает ее автор, оптимизационных моделей централизованного регулирования экономики, основной смысл которой "состоит в том, что экономика составная часть Природы, встроенная в космический механизм саморегуляции. Все делается по велению Бога и человеку не следует воевать с ним, доказывая свою несостоятельность, пытаться жить по собственным, отличным от всех Природных законам" (с.708). Вот так! И никаких гвоздей!
Разумеется, авторы других концепций "третьего пути"придумывали свои методы перестройки капиталистической экономики. Билл Клинтон, Тони Блэр и Герхард Шредер предлагали ряд мер, которые должны были при сохранении базовых основ капиталистического общества решить наиболее вопиющие и наболевшие социальные проблемы путем некоторого перераспределения национального дохода через государственный бюджет. Практически все социал-демократические партии мира, проводя начиная с 1930-х годов ХХ века политику "третьего пути", уступая могучему натиску рабочего класса, интересы которого защищали профсоюзы и левые партии, вынуждены были ориентироваться на достижения социализма в СССР, который в условиях чрезвычайного напряжения сил по восстановлению разрушенной экономики во время Первой мировой войны, гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., создавая современную промышленность, тем не менее сумел осуществить подлинную культурную революцию, выйти на передовые рубежи в области фундаментальной и прикладной науки, создать бесплатную и всеохватывающую систему медицинского и социального обслуживания населения, обеспечить людей дешевыми жильем и коммунальными услугами, а детей - дворцами пионеров, санаториями, летними лагерями отдыха и т.д.
Однако, повторяю, никому из авторов концепций "третьего пути"( политиков и ученых) и в голову не приходила мысль об изменении "правил игры", т.е. отменять капиталистическую рыночную экономику. Наглядным подтверждением тому является и позиция недавно избранного президента США демократа Барака Обамы, который в своей первой речи перед Конгрессом объявил о мерах по преодолению навалившегося на его страну и весь мир очередного экономического кризиса. "Пришло время действовать решительно и мудро - не только оживить экономику, но и построить основу долгосрочного процветания," - заявил он собрашивмся. В первую очередь надо спасать банковскую систему -основу основ экономики США. Далее он предложил создать новый фонд кредитования, который должен вместо обанкротившейся системы помочь американцам решать свои житейские проблемы. Барак Обама также пообещал снизить объем ежемесячных платежей, чтобы семьи, которые еще не лишились собственного жилья (а таких сотни тысяч), могли продолжать выплачивать ипотечные взносы. Главы всех капиталистических государств сейчас озабочены одним - спасти капиталистическую экономику. Это означает, что на период кризиса несколько поутихнут разговоры о "третьем пути". Сейчас не до социальных экспериментов, быть бы живу!
Не собирается ликвидировать капиталистическую систему и В.Чабанов, который в конце своего произведения черным по белому написал, что "коммунизм представляет доведенный до абсурда социализм" (с.715). Вся его философия "третьего пути" сводится к совершенствованию капиталистической системы воспроизводства.
Никакого "третьего пути" не может быть в принципе. Это задача просто-напросто неразрешима. Или капитализм, или социализм. Капитализм - это господство частной собственности, господство Капитала, который постоянно воспроизводится благодаря прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных работников. Социализм - это общество, где господствуют различные формы общественной собственности (в форме государственной или кооперативной) и где действует наряду с буржуазной системой оплаты труда также бесплатное образование, медицина, социальное обеспечение пенсионеров и инвалидов за счет общественных фондов потребления. Между этими формами собственности (частной и общественной) нет никакой другой формы собственности, которая могла бы послужить базой для "третьего пути" развития человечества. Или ты верующий, или ты атеист. Или ты жив, или ты мертв. Или Добро, или Зло. Третьего не дано.
Конечно, я не хочу, чтобы у читателя осталось такое впечатление, что государственный социализм, существовавший в СССР, был совершенным - это была бы ложная интерпретация исторических фактов. В моей монографии имеется целая вторая часть, включающая три главы, которая посвящена анализу общественно-экономического устройства, существовавшего в СССР, а также причинам его развала. Однако я утверждаю, что несмотря на деформации, в Советском Союзе был настоящий социализм.
Что такое социализм и чем он отличается от капитализма - это особая тема. Те, кто пожелает узнать подробнее, что же такое демократический социализм, могут почитать мою статью на эту тему или же 7-ую главу упомянутой выше моей монографии.