Письменный Борис
в рифму

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Письменный Борис (bobap21@hotmail.com)
  • Размещен: 27/05/2009, изменен: 26/05/2011. 12k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       РИФМЫ
       Вечно кукушкаемся и аукаемся. Рады прокричать непременное - Кто-украл-хому-ты? Обожаем поиграть с эхо. Играть со всякими отражениями. Без игры и отражений нет искусства.
       Человек - игруля известный. Играет зверь, играет рыба... Кого больше всех на Земле - насекомых? Уверен, и они играют. Почему бы отдельно взятому муравью не расслабиться от трудов праведных!
      
       Нет слов, мы - особенные. Неповторимость наша, хотя бы в том, что мы изо всего делаем вопрос и резолюцию. Сознание наше - сугубо вопросительное (inquisitive). Не только крикну с горы, но и задумаюсь - зачем кричал, отчего эхо? Запишу(как сейчас), и тут же спрошу себя - что за въедливость такая, откуда берется? Оттуда же, верно, откуда наука.
       Игры, любопытство и отражения - наша натура.
      
       Если проследить за речью, даже за написанными текстами, можно обнаружить, что какое-то слово часто проходит как доминанта. Соседние слова невольно выбираются его отражениями и повторами. Отражаются, дублируются и рифмуются слогами и звуками. Не только слова - сами идеи множатся через свое подобие (или противоречие). Играют...
       С чем мы плавно возвращаемся к вопросу о рифме.
      
       Принято путать рифму со стихами или даже, страшно сказать, с поэзией.
       Рифма и всяческое созвучие может оказаться необыкновенно занятной. Этим пользуются при составлении стихов, где, кроме мелодичности, ловкая рифма будто бы даже усиливает доверие к сказанному: раз совпадает, значит неспроста. Натягивая на руку сморщенную черную перчатку и показывая всем, что она не подходит, черный адвокат черного Симпсона выдал рифму и выиграл дело - If does not fit, you must acquit!
       Стихи - это конструкция, сопряжение фраз, которые, как известно, могут быть "белыми". Или "рифмованными", и не только своими окончаниями, но, как уже говорилось, отражениями тем, смыслов, предлогов - чего угодно.
       Поэзия - отношение к жизни. О ней помолчим.
      
       Человек, чувствительный к слову, сто раз остережется применять к себе слова поэзия, поэт, стихо-творение! Бродский, например, этого избегал, говорил, что сочиняет стишата.
       Интуитивно мы чувствуем, что в больших словах мало толка. Пушкин, известно, заметил, что поэзия должна быть глуповата, чем смутил немало. Американец H. L. Mencken, человек желчный, тот вообще считал, что "поэзия - занятие исключительно интеллектуальных подростков", что "нет такой глупости, которой нельзя было бы сказать под видом стихов".
       Мне нравится определение джаза из старого английского толкового словаря - kind of a lovely musical noise - "род довольно приятного музыкального шума". Верно, довольно приятное дело - рифма.
      
       ***
       ЗАЧЕМ?
       Зачем меня осыпал семенами весенний лес?
       Я не земля, не дева плодородья; я горожанин, страшный книгочей,
       Зачем проснулся под зеленой кроной весь в семенах летучих вертолетах.
       Там парашюты были и стрижи, пушинки, винтики, ножи...
       Зачем они слетелись?
       На мне им не взойти.
       Хоть теплый дождь меня полил, как клумбу, а солнце просушило.
       Выходит, что природе все равно.
       Она осыплет траву и скамейку, велосипед и плед, щенка и книгу.
       Напрасный труд - пропали семена.
       Выходит, что природа не умна?
       Наверно, нет, ведь это я умен, раз разбираюсь в смыслах.
       Про все, что знаю, вычитал из книг, а, что не прочитал, в том не уверен.
       По крайней мере, кто же, как не я, придумал самый УМ.
       Чтоб награждать им всех, кого сочту достойным?
       Вот, песик мой, по-моему, неглуп: облает всех, кого сочтет -
       Кота и бабочку, и муху, особенно соседскую старуху.
       Но лает неспроста, а, чтоб устать и снова слаще спать.
       А, может, размышлять, как я сейчас.
       Ведь говорят, собака и хозяин - в уме и внешности похожая порода.
       Мы отвлеклись, так я хочу сказать, что вовсе не умна природа -
       Великая! Как может быть умна она, которой нет предела.
       Которой нет, а, есть, то нету ничего другого:
       Ни цели, ни ума, ни логики, ни смысла - всего, о чем слова.
       Итак, довольно слов!
       Иду себе домой и сею с обшлагов на землю семена.
       Все вырастет, взойдет, погибнет, возродится.
       И, видимо, не зря нас осеняет; идут дожди, и обжигает солнце.
       Взойдем и мы.
      
       МЫЛЬНАЯ ОПЕРА
      - Ступенька над собою рождает уважение:
      Подростки братьев старших порой боготворят.
      Мужчины молодые - к старейшинам почтение,
      А девочки льнут к девушкам - такой подъем подряд.
      
      Мечтает сладко девица, следя за зрелой дамою,
      А та смирится разве что пред матерью своей.
      Пред кем смирится женщине, когда не перед мамою.
      И матери-старатели лелеют малышей.
      
      - К подобным подозрение, презрения заряд.
      Смешны мальчишкам девочки - их финтифлюшки-бантики,
      Их куколки-сюсюколки, их чистенький наряд.
      А девочкам - мальчишки: смотреть одна умора,
      Откуда столько гонора, как важно говорят!
      Мужчине молодому - романтика девичья,
      Как женщинам - дешевый самцовый эгоизм.
      А бабье сумасбродство, их истерию птичью
      Мужик определяет - позорный феминизм.
      
      - Полярное, крест-накрест, симпатий притяжение.
      Неравнодушны к девочкам седые мудрецы.
      У дам с большой историей к подросткам снисхождение,
      А девушки влюбляются в мужчин, как их отцы.
      В природе наблюдаются любые положения,
      Наверное не вычислить - кому кто по душе.
      Одно лишь не меняется, в одном без нарушения,
      И матери-старатели лелеют малышей.
      
      1974
      
       ***
       Как зубы укусить иль за уши себя поднять,
       Так и понять, что глуп, ты сам не в силах.
       А, что не в силах - как тут не понять:
       Попробуй - подними двухспальную кровать.
       Попробуй - побори другого, кто борец.
       Но, если слабый назовет тебя "глупец",
       Кричи ему - дурак, подлец, кусай зубами, рви другому уши!
      
      
       ***
       Дождь перестал и рассвистались птицы.
       Явилось солнце лампою в парной.
       Река набухла.
       Глинистой водой несутся сучья.
       Музыка несется
       Из-за кустов под палевой горой.
       ..............................
       Потливое, удушливое лето.
       Кусают комары.
       Хлоп - одного уж нету.
       Прости, герой.
       <
       Салтыковская, 1979
      
       ***
       Декартовый тростник одушевленный
       Ты роковых желаний раб покорный
       Руками губ, руками глаз, руками рук тянущийся
       То к телу, то к мячу, к экрану, к делу...
       Иль к вздорной цели.
       Её себе ты выдумать сумеешь,
       Опьняненный своим умом.
       Иль тем, что им зовется.
       Что ж, с Богом, делай, что придется,
       Играй, лети, финти,
       Проси и отзовется.
       *
       Все, что способно увлекать, тебя удержит от паденья,
       Не растеряй свои хотенья
       Ты - малый узелок безбрежной ткани жизни,
       Ползущей из машины бытия.
       1980
      
       ***
       ...МОЕЙ!
       А в Нескучном саду неуют и февральская скука.
       Подержите авоську - согрею застывшую руку
       Ноты знаете?
       Спойте толпу за чугунной решеткой ограды.
       Горожане по снегу бегут - знаки гимна престольного града.
       Бо...конечно же, Боже царя, узнаете - храни...
       До чего же охотна и рада Москва цесарей хоронить!
       *
       Слякоть, очередь к ГУМу и там, где вождей тленный прах.
       По ранжиру ЦеКа прескуранты.
       Самозванская тля угнездилась в кремлевских стенах.
       Здесь лежачие бьют.
       Бьют куранты.
       Самосванская тля, из куколь - мавзоленинский гроб
       В милицейском кордоне наряда.
       "М" неоном кровавит залделый сугроб у подьезда Охотного Ряда.
       Флаг обвис над Советом, невесел советский наряд.
       И на кой только ляд купола колоколят!
       *
       За трамвайным кольцом, вдалеке от кремлевского света
       Ниже, плоше кресты и ограда ржавей.
       Там - раскосые камни и мокрый венок из глазета -
       От месткома, завкома..., засыпано снегом, ...моей.
       1981
      
       ***
       НАТАШКЕ
       Вышли лыжи на опушку.
       На опушке строят дом.
       Стук стоит под топором - строится избушка?
       Подошли поближе -
       Нет, без работы стройка.
       Кто ж стучит на белый свет?
       Погоди... постой-ка...
       Оглянулся - снег да снег.
       Вдруг - на низенькой сосне вижу дятла -
       Дятел мой, ствол долбит он головой.
       Голова - молоток, клюв - долото.
       Стукнет в ствол, снег с ветки - бух!
       И за ним
       cтруится
       пух...
      
       ***
       РИВЬЕРА
       Скала и крепость на скале.
       А в крепости - музей.
       Я поднимался час туда - увидеть жизнь князей.
       Хотя зачем мне княжья жизнь, что мало мне моей?
       Но я - осел и я пошел,
       Раз все идут в музей.
       *
       А наверху тебе не ху...
       И верх тебе и низ.
       Гора сюда, а море здесь,
       Гора и кипарис.
       Прошу девицу на горе
       Подкиньте рифму, мисс -
       Для моря рифма - Боря.
       Борис - для кипарис.
       Антибы, 1988
      
       ***
       ОТЕЛЬ DUNA CORSO 5:00 a.m.
       Горбатый Будда не подымет вежд.
       Угрюм, высок и свят.
       Мостами сны повисли по Дунаю.
       Без задних ног мадьяры спят.
       Небытие, озноб и тьма глухая.
       *
       Очнулся первым Пешт,
       Почудилось - светает?
       Ногою дрыгнул жестяной,
       Будильник дрогнул за стеной,
       Пошел трезвон,
       Пошли трамваи...
       2006
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Письменный Борис (bobap21@hotmail.com)
  • Обновлено: 26/05/2011. 12k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.