Погребняк Николай Иванович
Дневник по книге Исход

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 07/03/2017. 53k. Статистика.
  • Монография: История, Религия
  • Дневник изучающего Библию
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей. Это дневник - размышления, переживания и, главное, откровения, которые я записывал для себя в течение двадцати лет, изучая Священное Писание и книги мужей веры.





  • Погребняк Николай
    ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД

    - - - - -

    Литературный корректор: Флегонтова Галина

    О книге
    Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей. Это дневник - размышления, переживания и, главное, откровения, которые я записывал для себя в течение двадцати лет, изучая Священное Писание и книги мужей веры.
    - - - - -


    Оглавление

    ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД
    2 гл. Новая жизнь Моисея через "водное крещение"
    4 гл. Господь встретил Моисея и... хотел умертвить
    12 гл. Начало новой жизни Израиля
    13-14 гл. Потомки Иакова вышли из Египта, но это были еще рабы
    24гл. Моисей, Аарон и старейшины Израиля видели Бога
    29 гл. Посвящение Аарона и его сынов служению
    32 гл. Почему Аарон и Израильтяне сделали золотого тельца
    35-39 гл. Делая скинию, Израиль учился быть послушным слову Божьему
    СНОСКИ
    БИБЛИОГРАФИЯ
    - - - - -



    ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД

    2 гл. Новая жизнь Моисея через "водное крещение"

    2:1-6 Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. И вышла дочь фараонова на реку мыться... Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.

    Рисунок 1. А-Т. Лауренс. Нахождение Моисея.

    Дочь фараонова нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его (см. Исх.2:10).
    Можно смело сказать, что Моисей после "водного крещения" обрел новую жизнь - жизнь не раба, а свободного в Боге, более того - избранного Божьего. С самого его рождения рука Господня направляла его жизнь, поэтому все благословения и испытания, которые выпали на жизнь Моисея, нужно рассматривать именно через "призму" Божьего водительства.

    2:16-18 У священника Мадиамского [было] семь дочерей... И пришли они (дочери) к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня?
    Почему здесь сказано: "пришли они к Рагуилу, отцу своему", а дальше тестя Моисея везде зовут Иофор?
    Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. (Исх.3:1)
    Просмотрев пословный перевод по словарю Стронга, я увидел, что в древнееврейском оригинале Рагуил назван не просто отцом, а родоначальником, предком. [1] Иофор же в Писании назван тестем Моисея, то есть конкретно указано, что он отец своих дочерей. Причем всегда подчеркивается, что он тесть Моисея и что он священник Мадиамский. Так что Рагуил, скорее всего, был их дедушкой.
    У древних евреев не было столь многословной градации родственников, какая принята сейчас, посмотрите внимательно Писание: в законе, например, нет слов тетя или дядя.
    И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал... встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей. (Быт.28:1,2)

    3:7,8 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
    К Моисею здесь обращался не Бог-Отец, а Бог-Сын, ибо Он сказал: "Я иду избавить...".
    Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, ученика Апостола Иоанна, пишет: "Обращаясь к Моисею, Сын говорит: "Я сошел избавить этот народ". Ибо Кто сошел, Тот же и восшел для спасения людей. Итак, через Сына открылся Бог." [2]

    3:10,11 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
    Дело не в том, кто есть вы и сможете ли сделать данное поручение, а в том, Кто вас посылает, и Чьей силой и властью вы говорите и действуете. К сожалению, мы часто забываем об этом, но забывать - это полбеды, беда, если кто говорит и действует своей силой и властью, но при этом ссылается на имя Божье.

    3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
    Когда Иисуса Христа спросили: кто Он, - Он тоже сказал: "Я есмь Сущий".
    Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. (Иоан.8:25)


    4 гл. Господь встретил Моисея и... хотел умертвить

    4:22,23 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
    Бог посылает Моисея пойти и вывести народ Свой, Израиль, из рабства. Казни же египетские - это не обязательная, но вынужденная мера. Вынужденная из-за упорства и нечестивости фараона Египетского. Так что за свои страдания и своих умерших первенцев египтяне пусть хулят не Моисея, а своего "бога" фараона и себя: ибо не кто иной, как они притесняли и убивали евреев - народ Божий.
    Господь Бог послал Моисея, чтобы осуществить Свой замысел милости над Своим народом, задуманный еще при творении мира. Казни же Египетские - это суд Божий над грешниками, заслужившими наказание Божье по делам своим.
    И для исполнения великого служения, не столько великого по казням, а в первую очередь по смирению и стойкости во время Исхода, по духовным последствиям для всего мира, нужен был особо подготовленный, испытанный служитель; поэтому Господь Бог многие годы: восемьдесят лет готовил и вел Моисея к началу его служения.

    4:24-26 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
    Господь Бог только что дал Моисею великое поручение, и вот, еще до начала его выполнения, вдруг предстает пред ним, чтобы поразить смертью.
    Что же вызвало такой гнев Божий? - То, что Моисей приступил к исполнению воли Господа без надлежащей дисциплины и без надлежащего страха Божия в сердце своем. Он собрался и пошел исполнять величайшую миссию Божию так, как будто пошел совершать очередное кочевье со своими стадами.
    Моисей взял с собой, то есть, хотел ввести в присутствие Божие тех, кто не был народом Божьим - необрезанных язычников.
    И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. (Исх.4:20)
    Возможно, Моисей подумал, что раз они его дети, то имеют особую привилегию: будучи язычниками, войти в присутствие Божие. А, скорее всего, вообще забыл в тот момент, что сыновья его не были обрезаны по завету Авраамову.
    В Синодальном переводе сказано: "Сепфора обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его (можно понять, что к ногам Господа), сказала: ты жених крови у меня".
    Это не совсем корректный перевод; вот перевод Торы: "И взяла Ципора острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего, коснулась ног Моше (Моисея) и сказала: "Ибо жених крови ты мне". И отпустил он его; тогда она сказала: "Нужна тебе кровь - кровь обрезания"." [3]
    Из перевода Торы более ясно видны две детали происшедшего той ночью.
    1. Обрезав сына, Сепфора отвратила тем гнев Божий за непослушание Моисея (который должен был сделать это в восьмой день от рождения сыновей своих). Через обрезание, произведенное по завету с Авраамом, теперь все они стали причастными к народу Божьему.
    2. Спасение и исцеление Моисея произошло не ради исполнения обряда обрезания, а через кровь сына, пролитую при обрезании крайней плоти его. Через помазание его ног кровью сына произошло исцеление Моисея.

    После тех ночных событий Моисей дальше пошел один потому что, во-первых, после обрезания, его сыны болели и не могли продолжать путешествие, и, во-вторых, Моисей был напуган и за себя и за детей.
    Нет, не напрасно Господь приходил в ту ночь к Моисею. То, что Моисей получил спасение через кровь, стало предвестником, прообразом Пасхи, которую он объявит при исходе Израиля из Египетского плена. А Пасха, в свою очередь будет предвестником великой Жертвы Иисуса Христа.
    Пережив ту ночь, Моисей на всю жизнь получил урок благоговейного отношения к Богу и Его воле.
    Воистину, наш Господь Бог - великий и святой Бог!
    Для Иудеев же, когда они гордятся, что они потомки Авраама, пусть эта история напоминает, что не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя (Рим.9:8).

    7:1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком.
    "Богом" - это тем, кто судит и наказывает. Фараон считался богом в Египте, а тут Моисей поставлен Богом над богом.
    Братья и сестры во Христе, рассуждая о Боге, о духовной власти, о "что свяжете на земле, то будет связано на небе", вспоминайте, что на этом Господь Бог не закончил Свою фразу, а сказал далее: "Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. (Исх.7:2)".

    8:8-15 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу... Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях... И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их.
    Тот, кто насильно подчинился под власть Бога, не будет подчиняться, если убрать силу принуждения. Поэтому такие люди будут покорены Богом только лишь для наказания (вот вам и ответ на вопрос, почему после суда в Конце Света одни пойдут в вечную жизнь, а другие в вечную смерть).

    8:16-19 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персмь] мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали... И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их.
    Ожесточенное сердце фараона ввело его в безумие: он уже не верил не только Моисею, но и волхвам своим. Такой, даже если пред ним и мертвый воскреснет - не поверит (см. Лк.16:31).


    12 гл. Начало новой жизни Израиля

    12:1,2 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
    Это было в апреле (по нашему календарю). Господь Бог обращается к народу Израиля, и первое, что Он велит сделать - новый календарь. Этот календарь, хотя технически остался лунным, как был в Египте, но он был уже принципиально иным: связанным с духовными событиями - с подготовкой к Пасхе и самой Пасхой.
    До этого Израиль жил по древнеегипетскому календарю, который был привязан к сельскохозяйственным сезонам: времени половодья, времени всходов и времени засухи. И в каждый сезон египтяне поклонялись своим богам.

    12:3-7 Скажите всему обществу Израилеву: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.
    О духовном смысле непорочности жертвенного агнца и помазания дверных косяков его кровью, сказано очень много в связи с прообразами Иисуса Христа. А Иудеи? Как они толкуют эти действия? Я посмотрел в комментариях к Торе и... ничего не нашел. Иудеи, как оказалось, больше заняты точностью исполнения деталей обряда, чем поиском его духовного смысла.
    Не правда ли, это очень похоже на подход к обрядам и обычаям у полуграмотных Христианских педантов? Их тоже не интересуют вопросы: зачем и почему, для них важнее - как.

    12:8,9 Пусть съедят мясо его (агнца) в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне.
    Григорий Богослов так объяснил причину приготовления агнца именно на огне: "Не вареный, но испеченный, чтобы... искушено огнем очистительным, углями, воспламеняющими и очищающими нашу мысленную способность. С горькими травами: потому что жизнь по Богу горька и трудна, она презирает удовольствия." [4]


    Рисунок 2. Еврейская Пасха (Песах) сегодня.

    12:10 Не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
    "Ничего не оставим до утра... потому что, по прошествии сей ночи нет очищения, потому что не похвально до другого времени откладывать тем, которые приняли Слово. А кости и не съеденные, то есть для нас неудобовразумительное, да не сокрушатся... чтобы святыни не дать псам. Но сожгутся огнем всесожжения." [5]

    12:11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
    Пасха, буквально: перешагнуть. В ту ночь Ангел смерти как бы перешагивал через дома, помазанные кровью агнца.
    "Пасха (евр. прехождение) - исторически, по величине бегства и переселения из Египта в Хананею, а духовно, по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему и в землю обетования." [6]
    В ту ночь Господь велел есть Пасху с поспешностью (в последующие годы, когда Евреи будут праздновать Пасху в земле обетованной, то уже не так будут они её есть - это будет действительно праздник). Но в ту ночь было не расслабленное веселое празднество, а бодрствование, ибо в любой миг могла прозвучать команда к выходу, команда к Исходу.

    12:14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
    Помните не о том, что ели и как ели, а о том Кто освободил и как освободил; помните, что кровью вы освобождены.

    12:15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
    "Потом отъятие квасного... чтобы не иметь при себе в пути египетского теста и остатков фарисейского и безбожного учения." [7]

    12:21,22 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
    Иссоп, - какое именно это растение - существует масса версий. В Писании иссоп упомянут как полная противоположность кедру (символу величия и гордости), значит, иссоп можно считать символом смирения и уничижения.
    И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены. (3Цар.4:33)

    12:28 И пошли сыны Израилевы и сделали (пасхальную жертву Господу): как повелел Господь Моисею и Аарону.
    Великая тайна Пасхи: предписал Пасху Моисей Израилю по закону, и совершил её Иисус Христос по закону, но для того чтобы вменить нам праведность уже не по закону, а по благодати, чтобы через Жертву Свою освободить нас от закона.


    13-14 гл. Потомки Иакова вышли из Египта, но это были еще рабы

    13:17,18 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской.
    Хотя сыны Иакова и видели все чудеса Божьи (язык не поворачивается назвать Израилем - князем Божьим тех забитых и трусливых рабов, которых Моисей вывел из Египта), хотя они и вышли из Египта, из рабства, но так и остались рабами в сердцах своих. Поэтому-то они и были готовы вернуться в свое рабство при любой опасности.
    Хотя сыны Иакова имели тонны золота и серебра (см. Исх.38:24-29), в сердцах своих они так и остались нищими рабами. Поэтому Господь Бог и повел их в пустыню, - повел, чтобы создать из них свободный и смелый народ Божий, способный войти в землю Ханаанскую и победить врага.


    Рисунок 3. Схема Исхода Израиля и сорокалетнего странствия по пустыне. Я нарисовал эту схему, чтобы нагляднее представлять череду событий, описываемых в Пятикнижии. Пришлось сделать ее самому, так как все, что видел в публикациях, были неточными и без детального описания.

    14:10-12 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?... Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
    Подумать только, шестьсот тысяч вооруженных мужчин! Но эти сыны Иакова, хотя и были одеты в воинские доспехи, они не были готовы воевать и побеждать - воистину они имели сердца рабов, а не воинов. Нет, с такими сердцами они не могли войти в землю обетованную. Такой народ мог лишь выйти в пустыню.

    17:5,6 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою [некоторых] из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
    Прошло сорок лет после выхода Израиля из Египта. Те, кто был рабом, в Египте все уже умерли в пустыне. Теперь в землю обетованную идут их дети. И Господь Бог допускает для Своего народа новое испытание: среди пустыни они остаются без воды, причем они не просто жаждут, а буквально погибают без воды.
    Почему? С какой целью Господь это сделал? Ведь не ради же того, чтобы просто помучить людей и животных жаждой? Какое назидание Он хотел дать Израилю?
    Цель Божья: показать Израилю, что в землю Обетованную невозможно войти, не испив воды живой - иначе - без чудесного Божьего спасения умрешь в пустыне.
    И народ пил воду, исшедшую из камня по слову Божьему, и обрел силу жизни и духовную крепость, чтобы идти к заветной цели...

    17:8-13 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами... И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
    Перед этим мы читали, что Господь Бог специально увел Народ в пустыню, чтобы оградить их от войны (см. Исх.13:18). Почему же спустя несколько месяцев Он допустил войну с Амаликитянами?
    Чтобы Израиль - уже обновленный испытаниями в пустыне и возрожденный через воду живую Израиль познал, пережил чувство победителя. Чтобы израильтяне были не просто свидетелями силы Божьей, а сами почувствовали, что они свободные, что они победители, а не рабы запуганные.
    Есть психология победителя, есть психология побежденного.

    Вы слышали про Куликовскую битву, и мы по праву гордимся той победой над Мамаем в тысяча триста восьмидесятом году. Но мало кто знает, что уже на следующий год Москва была сожжена ханом Тохтамышем, и Русь еще сто лет оставалась под игом. Мало кто знает, что когда войско Тохтамыша шло на Москву (кстати, оно было не сильнее войска Мамая), тогда все русские князья либо убежали (удрал и Дмитрий Донской), либо перекинулись в услужение хану Тохтамышу, и только Московское ополчение - простые горожане оказали упорное сопротивление врагу; лишь предательством город был захвачен и сожжен.
    Чем же мы гордимся?! Ведь победа в Куликовской битве не принесла нам освобождения от монголо-татарского ига. Наоборот, после Куликовской битвы Москва была сожжена, Русские княжества стали еще более разобщенными, и иго еще больше усилилось.
    Да, внешне всё стало хуже. Но на поле Куликовом русский народ впервые за сто сорок лет почувствовал себя победителем. Впервые познал победу над своими поработителями.
    После поля Куликова изменилось сердце у Русского народа. И хотя князья (в том числе и Дмитрий Донской) еще долго колебались между трудной свободой и сытым рабством, но свой "исход из рабства" Русь тогда уже пережила, свой выбор уже сделала. И как плод того выбора наша последующая история: Русь стало уже невозможно завоевать, можно было только уничтожить.
    Некоторые скрупулезные историки скажут, что победе на поле Куликовом предшествовала победа Московского князя над татарским войском Бегича в тысяча триста семьдесят восьмом году. Согласен с ними; тогда русичи впервые почувствовали, что могут побить татар, что они могут побеждать. Но та малая победа еще не стала вехой, после которой изменились души, дух русичей.
    Вот так история Исхода Израиля нашла свое отражение и в нас - в истории Руси.

    17:12,13 Но руки Моисеевы отяжелели... Аарон же и Ор поддерживали руки его... И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
    Через молитвенное служение Моисея Господь Бог показывал всему народу, что в их сражении Он с ними, Он на их стороне.
    "Амалик будет низложен, не только оружием, но и бранностными руками праведников, изображающими вместе и молитву и непобедимое знамение Креста." [8]

    19:3-5 Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым... если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов.
    Непременное условие принадлежности Богу - слушаться гласа Его. Как это условие касалось Израиля, точно так же оно относится и к нам - Церкви, ибо без послушания Духу Божьему невозможно освящение - жизнь духовная.

    19:8,9 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда.
    Господь Бог явил Свое величие в громе и молнии не для того, чтобы напугать народ, и не для того чтобы возвеличить Моисея, а для того, чтобы поверил народ Моисею и слову его.

    19:10,11 И сказал Господь Моисею: пойди к народу и освяти сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай.
    К встрече с царем или даже с важным начальником мы готовимся: парадно одеваемся, заранее обдумываем слова и так далее, - тем более это нужно делать, идя на встречу с Богом. Нужно приготовиться, но, в первую очередь, приготовить не костюм, а сердце свое.

    20:25 Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их.
    Причины, почему жертвенник Божий нужно делать из цельных камней - см. комментарии к Вт.27:6.


    24гл. Моисей, Аарон и старейшины Израиля видели Бога

    24:1,2 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали; Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним.
    Интересную аналогию провел Григорий Богослов: он сравнил богослова, получающего откровение от Бога, с Моисеем, а верующих усердных и очищенных уже Словом - с Аароном и старейшинами. Остальным, кто принадлежит к народу и к числу недостойных такой высоты созерцания (уточняю, Григорий говорил о богословии, а не о благовестии и покаянии* [9] ). Кто же не чист, тот вовсе не приступай к горе Божьей, потому что это небезопасно. А если кто очищен на время, - останься внизу и внимай единому гласу и трубе, то есть голым речениям благочестия. [10]

    24:4,7 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник... и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей... взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
    Свои записи закона Божьего Моисей называл: Книга завета. Запись о делах Моисея, его слова и его записи были собраны в Пятикнижие уже позже, одним из его учеников и писцов. Об этом свидетельствует и сам стиль повествования: Моисей всегда упоминается от третьего лица (а не от первого, пиши он сам).
    Однако это не значит, что называть Пятикнижие (Закон) Книгами Моисея - это ошибка. Нет, это действительно книги, которые были написаны во времена Моисея, написаны свидетелем (или свидетелями) Исхода. Точно так же, как Евангелия являются Жизнеописанием и Благой вестью Иисуса Христа, хотя Он лично их и не писал, а писали (или рассказывали) прямые свидетели Его жизни, Его ученики.

    24:9,10 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
    Они видели Бога!
    Давайте разберем, кого из Божественной Троицы увидели на горе Моисей, Аарон и старейшины.
    Бога-Отца они видеть не могли, ибо в Священном Писании однозначно сказано, что Его не видел никто никогда.
    Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)
    Пред Богом, все животворящим... Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим.6:13-16)
    Это был также и не Дух Святой, ибо Моисей, Аарон и старейшины видели Бога, стоящим над подножием, подобным сапфиру. Значит, они видели Сына, так же как Его видели Адам, Авраам и Исаия.
    И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3:8)
    В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа... И услышал я голос Господа. (Ис.6:1-8)

    24:15-17 И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий.
    Августин провел интересную параллель между видением Израилем славы Господней и Пятидесятницей: "Но если будет позволено без поспешного утверждения скромно и осторожно предположить, не возможно ли [в это случае] мыслить одно Лицо из [всей] Троицы, то почему бы нам не считать что разговор скорее идет о Святом Духе... И отсчитываются пятьдесят дней от заклания агнца и празднования Исхода до того дня, когда все это начало происходить на горе Синай, точно так же, как отсчитываются пятьдесят дней после страстей Господних от Его воскресения, и тогда приходит Святой Дух, обещанный Сыном Божиим. В "Деяниях Апостолов" мы читаем, что Он явился им посредством разделяющихся огненных языков и почил по одному на каждом из них (см. Деян.2:3). Это вполне согласуется с "Исходом", где сказано: "Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне"; а немного позднее так же говорится: "Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поедающий"." [11]
    Итак, на горе Синай народ Израиля и старейшины видели Бога; при этом, старейшины видели Бога максимально доступно для человека, да и для Ангелов.
    Но теперь я вообще в недоумении: как Аарон и старейшины, увидев Бога, увидев Славу Божию, могли через несколько дней сказать, что не Бог, а золотой телец вывел их из рабства? Но об этом ниже - в свое время (см. комментарии к Исх.32гл.).

    28:2 И сделал священные одежды Аарону, брату своему, для славы и благолепия.
    Священные одежды показывали, что Аарон служит Богу. Внешняя слава и благолепие (возвышенное великолепие) одежд Аарона было символом истинной, внутренней славы и истинного, духовного благолепия нашего Первосвященника - Иисуса Христа.

    28:30 На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Аронова, когда будет он входить во святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним.
    "Съ большею точностью выясняется отношенiе между ними (наперсником и уримом с туммимом) путемъ сравненiя данного стиха и Исх.XXV,21. Въ томъ и другомъ стихе употребленъ тотъ же глаголъ "натан" съ предлогомъ "эл". Но если въ нихъ онъ характеризуетъ отношенiе къ ковчегу, то въ последнихъ - отношенiе урима и туммима къ наперснику. Какъ скрижали вложены въ ковчегъ завета, так урим въ наперсникъ... И такъ какъ съ выраженiем "судъ" (евр. "мишпат") соединяется понятiе объ откровенiи, то название урима "судомъ" указывает на то, что посредствомъ него открывалась воля Божiя, получалось откровение (Чис.XXVII,21)." [12]
    Современный перевод WBTC: "Положи в наперсник судный урим и туммим. Они будут всегда у сердца Аарона...".
    Носить у сердца имена тех, за кого ходатайствуешь пред Богом или кого судишь по воле Божьей - это прообраз истинной сердечной любви и заботы, прообраз истинного Ходатая - Иисуса Христа.


    29 гл. Посвящение Аарона и его сынов служению

    29:1-7 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. И возьми одежды, и облеки Аарона... и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
    Духовные прототипы ритуального омовения, облачения в священнические одежды, жертв, тука и хлеба - см. комментарии к Лев.8:4-28.

    29:10-14 И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои не голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю остальную кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук... и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это жертва за грех.
    Иисус Христос со Своею кровью вошел в истинный Храм, пред Отцом, и еще, - Иисус Христос был распят также вне Иерусалима, вне града Божьего.

    29:38-43 Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером... Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится [место сие] славою Моею.
    Когда Господь открывает нам откровение о Себе, тогда так же сияет и слава Божия пред нами, ибо слава неотделима от Бога, а Бог от славы Своей.

    31:12,13 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас.
    Святой (в данном случае, день) - это отделенный с целью, быть используемым исключительно для служения Богу. Освящение - это подготовка.

    31:14 И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти.
    Освящение, как уподобление Иисусу Христу не только в служении, но и в повседневном поведении, в мышлении должно стать самым важным, что есть в вашей жизни, иначе не будет вообще никакого освящения, - одна религиозность или, хуже того, лицемерие. А кто не собирается освящаться и жить ради Бога, не может быть и в Его народе.


    32 гл. Почему Аарон и Израильтяне сделали золотого тельца

    32:1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
    Что за бредовая просьба у народа Израиля?! Ведь сорок дней назад они видели славу Божью (см. Исх.24:10,17), а тут вдруг возжелали себе идола?
    В древнееврейском оригинале в выражении: "Сделай нам бога", стоит слово "Элохим" - такое же, как и в Быт.1:1: "В начале сотворил Бог небо и землю". [13]
    Элохим (Эллах, или Аллах) означает "Бог Всемогущий, Всесильный, Творец всего ("эль" - сила, могущество к совершению чего-либо)." [14]
    Получается, что народ просил себе не просто идола, а видимый образ, некий условный символ Невидимого Бога. Образ, которому они могли бы поклоняться, приносить жертвы и который был бы во главе их шествия по пустыне.
    Теперь всё становится на свои места. Моисея нет, и неизвестно, будет ли? Ведь на гору Синай не то что взойти, а и смотреть тогда было страшно, когда он туда пошел. Имея четырехвековой опыт общения с Египтянами, и пропитавшись их формами религиозного поклонения, Израиль поступил по образу и подобию Египтян: создал земной образ для поклонения Богу, который находится на Небе (вспомните статуи египетского Осириса, бога солнца).
    Поэтому-то и Аарон, не воспротивился пожеланию народа, а придумал, как осуществить этот замысел.

    32:2-4 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги... и принесите ко мне. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
    Израильтяне отлили себе "видимый образ Невидимого Бога". Сделали, как смогли придумать, вернее, как представляли себе символ величия, силы и славы Божьей.
    Так они представляли величие Бога. (?!) И это при том, что Господь Бог уже дал им Свои указания по строительству Скинии, дал Свои указания по форме религиозного поклонения. Но зачем слушаться Бога?! Зачем делать долгую и сложную работу?! Израильтяне рассудили так: НАШ бог: как хотим, так и поклоняемся.

    32:5 Увидев сие (золотого тельца), Аарон поставил пред ним жертвенник и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
    Хотя Иудаизм и пытается найти оправдание словам и делам Аарона, Священно Писание изобличает всю греховность его поступков в отсутствие Моисея. Аарон согрешил пред Богом тем, что решил поклоняться Господу Богу так, как он решил, - по-язычески.
    Аарон и народ Израиля согрешили пред Богом, хотя и устроили праздник в честь Бога, а не в честь золотого тельца. Согрешили своим отношением к Господу Богу; воспринимая Его так же, как воспринимали своих богов язычники. Ведь для язычников их боги были не более чем силы, которыми можно управлять, задабривая их или остерегаясь их.

    Израиль не поклонился святости Божьей, а решил поклоняться Богу так, как язычники поклоняются идолам своим.

    32:19-21 Когда же он (Моисей) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
    Моисей дал пить воду с растертым в порошок идолом сынам Израилевым, чтобы каждый вкусил по делам своим: кто не виновен - тому не повредит, а кто виновен - тому эта вода будет во вред: он обезумеет от своего идолопоклонства (под безумием я подразумеваю не медицинское заключение, а то, что они так и умрут, не познав света истины).
    А Аарон? Аарон так тогда и не признал, не осознал своей вины. Еще много времени пройдет, прежде чем Первосвященник Израиля познает Бога, как своего Господа, и действительно станет ходатаем пред Ним за народ.


    Рисунок 4. Рембрандт. Моисей разбивает скрижали.

    32:26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
    Все, кто желает следовать за Господом, избранные Божьи, идите ко мне! Восстаньте против одурманивания идолопоклонства!

    32:27-29 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте... И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу.
    Легче не допустить грех, но если допустил, не избавишься без потерь и крови.
    Так же и в каждом из нас сидит идолопоклонник, желающий жить пред Богом и поклоняться Богу по своим обычаям. Идолопоклонник, непокорный воле Духа Святого.
    Если во внутренней духовной борьбе не умертвите в себе свое идолопоклонническое "я", то погибнете, непременно погибнете в своем непослушании Богу. Бог есть Бог и Он приемлет общение только по Его законам; и это не "по праву сильного", а потому что Он святой и совершенный. Согласитесь, ни один из нас не является ни более святым, ни более мудрым, ни более знающим, чем Господь Бог.

    32:35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
    Господь Бог никогда не оставляет грех без наказания. В данном случае народ был наказан и за свой грех, и за грех своего Первосвященника, Аарона.

    33:1-3 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в зелю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела... [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
    Господь здесь сказал Моисею: "Если вам дороги Мои дары, не бойтесь, вы их получите: Я исполню, то, что обещал Аврааму, Исааку и Иакову".

    33:5,6 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива (Синай).
    Узнав, что Бог отвергся от Израиля, народ опечалился; и даже уверение, что они получат землю обетованную, куда шли, не утешило их. Народ опечалился ради Бога.
    И видя это, Господь смилостивился, но потребовал, чтобы каждый из них своими руками сверг с себя знаки идольские: амулеты и украшения подобные тем, из которых был отлит золотой телец (см. Исх.32:2). Это произошло у горы Синай.

    33:7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в Скинию собрания, находившуюся вне стана.
    Даже в Израиле к Господу приходили не массой, не всем народом, а каждый лично для себя принимал это решение. И чтобы прийти к Богу, нужно было выйти из стана - стана народа своего. Это прообраз Церкви.

    33:15,16 [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
    Бог непременно должен быть с нами и вести нас по жизни. Ибо только Он может исправить наши сердца. Если кто из нас не будет в непрерывном общении с Духом Божьим, он никогда не сможет поступать по воле Его - просто не будет знать ее.


    35-39 гл. Делая скинию, Израиль учился быть послушным слову Божьему

    35:4-21 И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь: сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, [шерсть] голубого, пурпурового и червленого [цвета], и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, и елей для светильника... И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь... И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношение Господу для устроения Скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд.
    После урока послушания и урока почтения к святости Божьей был еще один урок общения с Богом: служить Ему можно только доброхотно, по влечению сердца, а не из страха и принуждения.
    Это были новые взаимоотношения между Господом и Народом. Потому что до того люди, поклоняясь идолам, знали лишь два принципа взаимоотношений со своими богами: "повелеваю" и "боюсь".

    35:30-34 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди... и способность учить [других] вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова.
    Всякий талант и умение от Бога: так что, получается, что и вам нечем хвалиться, если в чем преуспели.

    36:1 И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь.
    "Как повелел Господь" - Израильтяне строя скинию практически на деле стали учиться быть внимательными к слову Божьему. Учились быть послушными и точными даже в деталях при исполнении Его воли. И уже через год Израиль пожнет первые добрые плоды своих уроков послушания.

    39:32 Так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы все: как повелел Господь Моисею, так и сделали.
    "Как повелел Господь" - прошел всего один год с тех пор, как они веселились пред золотым тельцом, но Израиль уже другой. Он в точности делает то, что велит Господь Бог.

    39:43 И увидел Моисей всю работу, и вот они сделали её: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей.
    Внимательность и послушание Богу принесли Израилю благословение - благословение Моисея и благословение Божие.
    И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. (Исх.40:34)
    Так, строя, кажется, сугубо материальную вещь, как скиния, сыны Иакова постигали многие духовные уроки. Это были истинно Божьи уроки. И через год ученичества, через год больших усилий и старания целого народа появились первые духовные плоды благословения.

    40:1,2 И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания.
    Это месяц и день, перед Пасхой. Прошел год после выхода Израиля из Египта. Всего один год, - ЦЕЛЫЙ год!


    Рисунок 5. Скиния собрания и стан Израиля у горы Синай.

    40:34-38 И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию... Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их.
    Да, это были всё те же сыны Иакова: бывшие рабы, вышедшие из Египта, но это был уже другой народ, вернее, они становились другим народом - народом, который учился быть внимательным к слову Божьему и идти вслед Богу, а не бежать сам по себе. Израиль стал народом, на который снизошло благословение Божие.
    -----

    Вы должны помнить, что скиния была лишь прообразом присутствия Божьего среди Его народа. Так насколько же более действенным и учительным является Его реальное пребывание в сердцах ваших!


    СНОСКИ

    [1] Библия. Синодальный перевод (со словарем Стронга).
    [2] Ириней Лионский. Против ересей. Кн.3:6.
    [3] Тора: Пятикнижие и Гафтарот. с.289,290.
    [4] Григорий Богослов. Слово 45. с.4,5.
    [5] Григорий Богослов. Слово 45. с.4.
    [6] Иоанн Златоуст. Слово 45. с.3.
    [7] Григорий Богослов. Слово 45. с.4.
    [8] Григорий Богослов. Слово 45. с.5.
    [9] * Мои комментарии.
    [10] См. Григорий Богослов. Слово 28. с.1.
    [11] Августин Блаженный (Аврелий). О Троице. Кн.2, гл.15.
    [12] Толковая Библiя с комментариями А.П. Лопухина. Том 1. с.271-272.
    [13] Библия. Синодальный перевод со словарем Стронга.
    [14] Библия с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И.Скоуфилда. с.9.


    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Августин Аврелий. О Троице: в 2 т./ Т.1.: кн.2// Оформл. В. Панкратов. - М.: Образ, 2005. - с.56-94.
    2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
    3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И.Скоуфилда/ ВСХЕ Баптистов. - 2-е издание. - М.: СЕП и СМИ, 1988. - 1509 с.
    4. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман - Электрон. дан. - Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. - 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) - (Электронная книга).
    5. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. - Электронные текстовые данные. - Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
    6. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 28. О богословии второе [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/28 свободный.
    7. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 45 На Святую Пасху [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45 свободный.
    8. Иоанн Златоуст. Слово 45. О том, что не должно усиленно оплакивать умерших [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". - Электронные текстовые данные. - Свободный режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/45 .
    9. Ириней Лионский. Против ересей: Обличение и опровержение лжеименного знания: в 5 кн. Кн.3 [Электронный ресурс]/ Библиотека Якова Кротова; перевод прот. П. Преображенского. - Тексты 2 века. - http://krotov.info/acts/02/iriney_lionsky/iriney_vers_3.html свободный режим доступа.
    10. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.1/ А.П. Лопухин. - Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1904. - 671 с.: ил.
    11. Тора: Пятикнижие и Гафтарот (Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием "Сончино")/ составил комментарии Й. Герц, перев. текста Торы П. Гиль, перев. комментариев З. Мешков, ред. И. Аблина. М.: "Мосты культуры", Иерусалим: "Гешарим", 2001. - 1456 с.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 07/03/2017. 53k. Статистика.
  • Монография: История, Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.