Погребняк Николай Иванович
Является ли Святой Дух личностью?

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Размещен: 18/01/2015, изменен: 18/01/2015. 12k. Статистика.
  • Статья: Религия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поводом для написания статьи стала просьба пожилого верующего человека. Он рассказал, что им стали досаждать свидетели Иеговы: они приходят и спорят об имени Божьем и о Святом Духе. Их маленькой общине, состоящей из пожилых людей трудно противостоять тому натиску "буквы".


  • Является ли Святой Дух личностью?


    Прежде чем отвечать на вопрос, является ли Святой Дух личностью, предлагаю определиться со значением слова "личность" и решить, какими свойствами должна обладать личность.

    "Личность - человек, как носитель каких-нибудь свойств." (Ожегов С.И. Толковый словарь)
    По определению, данному в словаре Ожегова, во-первых, личностью может быть только человек и никто больше. Во-вторых, непонятно, что означают слова: "каких-нибудь свойств"? По этому определению получается, что увидев фотографию или даже тень незнакомого человека, вы уже можете считать, что знакомы с данной личностью - ведь вы восприняли некоторые его свойства: его внешние черты. Все же у Ожегова не совсем корректное и совсем неверное определение слова "личность".

    Есть еще одно определение слова "личность".
    "Личность - субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности." (Советский энциклопедический словарь)
    Из этого определения уже следует, что личностью может быть не только человек. Но личность обязательно должна иметь свой логический разум и свою волю, вступать в осмысленные взаимоотношения с другими личностями. Личность характеризуется своим характером, имеет свое мнение (понятие) о бытии и занимает свое, определенное место во взаимоотношениях с другими личностями, а те могут иметь о ней свое мнение и оказывать на неё свое влияние. Думаю, это определение намного точнее, по крайней мере, оно не противоречит логике.
    Итак, раз личностью можно считать не только человека (а, например, животное или духовное существо - Ангела), следовательно, она не обязательно должна обладать физическими свойствами человека. Но, личность обязательно должна обладать рядом определенных черт.
    1. Иметь свой логический разум (уметь мыслить).
    2. Иметь свою волю.
    3. Иметь свой характер, самоосознание себя как личности, иметь свое достоинство.
    4. Иметь свое субъективное восприятие действительности и быть способной давать оценку событиям и другим личностям.
    5. Реализовывать себя во взаимоотношениях с другими личностями, оказывать воздействие на окружающий мир.
    6. В свою очередь, другие личности могут иметь общение с ней, оказывать свое влияние и видеть соответственную реакцию (радость, огорчение, любовь, ненависть, послушание и управление и так далее).

    Сразу хочу уточнить, что личность - это не набор черт личности 1-6, а все её черты взаимосвязаны и действуют в едином индивидуальном сочетании. Такая получается, неповторимая и, в то же время, такая схожая во многом, ЛИЧНОСТЬ.

    Так Личность ли, Святой Дух? Лучше всех о Святом Духе знает, конечно же, Иисус Христос, поэтому откроем Библию и посмотрим, что Он сказал о Святом Духе.
    Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Мф.28:19)
    И Я (Иисус Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин.14:16,17,26)
    Как видите, Иисус Христос считал Святого Духа, хотя и отличным от Него, но равноценным Ему, то есть, считал полноценной личностью. Иначе, получается, что Иисус Христос, тоже не личность.


    Рисунок 1. Троица: Отец, Сын и Святой Дух


    Итак, Святой Дух - личность, но личность, отличная от Иисуса Христа (человека - личности). И, как на одну из отличительных от человека особенностей Святого Духа, Господь указал на то, что мы не можем увидеть Его нашими материальными глазами, а на другую Его отличительную особенность - то, что неверующие, мирские люди не могут ни слышать Его, ни познавать. Собственно эти две особенности Святого Духа (невидимость и ограниченная доступность в общении и познании) и приводят к спорам, является ли Он личностью. Некие ученые мужи рассуждают: "Быть того не может, чтобы ученики Христовы знали Духа Святого и могли общаться с Ним, а я не мог - здесь обман - никакого Духа Святого нет, ибо я ничуть не глупее и не менее талантлив, чем те христиане". И успокаивают себя люди мира сего самообманом: раз мы не можем познать Духа Святого, значит, Его и нет (самообманываются забыв, что следуя их логике, слепой тоже может утверждать: раз я не вижу радуги, значит, ее нет).

    Бытие можно познавать несколькими способами, и далеко не всё возможно познать каким-либо одним, например, опытно-научным способом. Так, материальный мир можно познавать опытным путем и повторив опыт, легко прийти к единой точке зрения. Если до кого-то не дойдет с первого раза, можно еще раз повторить эксперимент.
    Но ведь многое в нашем бытии невозможно познать и проверить опытом. И когда нет возможности провести опыт, остается другой способ познания - способ исследования свидетельств. Например, я утверждаю, что родился в деревне, в Казахстане. Как проверить истинность моего утверждения? Можно спросить мою маму и принять её слова за доказательство; ведь глупо требовать, чтобы она доказывала свои слова опытным путем - повторно меня родила.
    Так же и со Святым Духом. То что Он - личность, нельзя доказать поставив опыт. Остается только поверить свидетельствам людей (других личностей). Те, кто видит Его сердцем (не глазами), кто общается с Ним сердцем (не ушами), кто познает Его, сначала сердцем, а затем и разумом - те понимают, что Святой Дух, это личность, и, более того, БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ. Эти люди общаются со Святым Духом как с личностью. Они водимы Им в жизни, они иногда не слушаются и огорчают Его, а позже каются и просят прощения у Него. Они знают Его, как любящего и терпеливого, как никогда не кричавшего на них и не ломавшего их волю, но мудро меняющего их по образу и подобию Божию.
    Те же, кто не хочет признавать бытие Святого Духа, потому что не видит и не знает Его - только они заявляют, что Святой Дух - не личность. Они так заявляют, потому что не видят и не знают Его, не только как личность, а вообще не знают Его. Но согласитесь, если я кого-то не знаю - это не является основанием, чтобы утверждать, что его нет, или что он не может быть таким, каким его знают другие.
    Вся беда в том, что, как было во времена Иисуса Христа, так и сейчас - тех, кто не видит и не знает Святого Духа, гораздо больше, чем тех, кто видит и знает Его лично.
    Особенно непримиримы к свидетельствам христиан, водимых Духом Святым, в тех религиозных собраниях, где традиционно или по доктрине деноминации считают, что Святой Дух - не личность. Там вообще никакие свидетельства о Духе Святом не принимаются. Сразу же следует реакция: "Кто ты такой, что Бог даровал тебе общение со Святым Духом?", или: "Пусть докажет свое свидетельство опытным путем, тогда поверим". Ибо там, где вмешивается гордыня (особенно религиозная гордыня), там слышат только то, что хотят услышать. Гордыня приемлет логику только до тех пор, пока она не противоречит ее пожеланиям, в противном случае гордый лучше будет говорить ложь и верить лжи. Если нет аргументов, то гордыня подавляет силой любое инакомыслие. Поэтому не будем спорить: кому открыто - тому открыто, а кому не открыто, то если Бог не откроет истину - никто не откроет.

    Уважаемые читатели, предлагаю вам ближе познакомиться с Божественной личностью - со Святым Духом. Какой Он?
    Он внимательный и заботливый, Он утешитель и учитель наш, и пребудет здесь с нами до второго пришествия Иисуса Христа и вознесения Церкви.
    Утешитель же, Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все. (Ин.14:26)


    Рисунок 2. Пророки Божии: Илия и Елисей изрекали слово от Духа Святого.

    Посмотрите, как многогранно показал личность Святого Духа Апостол Павел.
    Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26,27)
    Из слов Апостола следует, что Святой Дух характеризуется умом, что Он пребывает в общении с людьми и с Отцом, более того, Он наш ходатай пред Отцом, разбирающий ситуацию и дающий ей Свою оценку.
    Я привел пример подчинения Святого Духа Отцу, ниже приведу примеры того, как Он являет Свою волю.
    Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11)
    Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. (Ин.3:8)
    А насколько Святой Дух эмоционален и насколько любит нас! Разве "неличность" может любить или страдать?
    До ревности любит Дух, живущий в нас. (Иак.4:5)
    Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его. (Ис.63:10)
    И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф.4:30)
    Вы увидели в стихах Писания насколько Святой Дух любящий, насколько чувствительный, насколько Он эмоционально воспринимает то, как мы, христиане, ведем себя.
    ОН ЖИВОЙ!
    И мы, своими словами и своими делами причиняем Ему либо печаль, либо радость.
    Да это просто безумие, считать Святого Духа бездушной силой, способной только лишь передавать чужие мысли (подобно телевизору)! Исследуйте Писание: сколько заботы и любви, сколько мудрости явлено Святым Духом как Творцом.
    Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. (Иов 33:4)
    С самого основания Церкви и по сей день, из принявших Иисуса Христа как Своего Господа и Спасителя, Дух Божий творит новых людей: по образу и подобию Иисуса Христа. Дух Святой освящает верующих.
    По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и кроплению Кровию Иисуса Христа. (1Пт.1:2)
    Святой Дух сошел на землю к нам, грешным людям, чтобы показать, насколько прекрасен Бог, чтобы открыть нам путь познания Бога. Именно Он приходит к каждому сердцу, жаждущему познать Истину.
    Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. (2Пт.1:21)

    Так будем с почтением и благоговением относиться к Святому Духу. Воистину, Он достоин этого, хотя и не ищет Себе славы и почестей. Ибо Он сошел прославить Иисуса Христа.

    И пусть история с Ананией будет нам предостережением, а для тех, кто не желает знать Святого Духа - будет уроком.
    Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Святому Духу ... Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. (Деян.5:3-5)

    Погребняк Н. 2002



    Библиография

    1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244с.
    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. - десятое издание. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 848с.
    3. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е издание. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.: ил.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/01/2015. 12k. Статистика.
  • Статья: Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.