Аннотация: Мне задали вопрос: "Кем мы пребудем в Царстве Небесном: самостоятельными людьми со своими желаниями и своей волей или безвольной массой, влекомой Божественной силой к уподоблению Иисусу Христу?".
Быть или не быть?...
На днях я получил письмо: "Здравствуйте, Николай! Я уже 17 лет хожу в церковь, но Господь начал открываться моему сердцу только год назад, когда в жизни появились определенные трудности. И я понял, что я не только не такой, как Христос, а по своей природе, по своим желаниям являюсь антиподом Его.
У меня возник вопрос: когда во мне вызывает если не протест, то внутреннюю борьбу все, что угодно Богу, а Богу, наоборот, угодно только то, что во Христе Иисусе (ибо и нас Он принимает только в Нем), то смогу ли я не потерять своего внутреннего человека, смогу ли иметь волю и свои желания, иметь свое "я" в Царстве Божьем, как я имею его сейчас, живя на земле? Или, может, все, кто пребудет в Царстве Божьем, будут "запрограммированы" быть похожими на Христа, превратятся в неких "добрых зомби"?".
Рисунок 1. Огюст Роден. Мыслитель.
Такой вот был задан вопрос: так сказать, не в бровь, а в глаз.
Что же, попробую ответить на него, но сначала уточню суть вопроса, чтобы он стал менее личным, и, в то же время, конкретнее, яснее. Итак, вопрос: если мы, христиане, не дотягиваем до уровня Иисуса Христа, то какими тогда мы пребудем в Царстве Небесном: осознающими свое "я" и имеющими свою волю, или будем "запрограммированными" на уподобление Господу Богу во всем и вся?
Уважаемый Александр (имя адресата изменено мной), сразу хочу предупредить Вас, что это сложный богословский вопрос из группы о предопределении Божьем, на который не существует простого однозначного ответа. Ответить на этот и подобные ему вопросы пытались и Августин, и Кальвин, и многие другие мужи веры, но в полной мере постигнуть всю сложность взаимоотношений Бога и человека в Царстве Небесном пока что никто не смог. Как сказал Апостол: "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)".
Выскажу и я свое мнение по данному вопросу, может, оно будет Вам интересно?
Мы, человеки, имеем свое тело, свою душу и дух. Причем, именно душа является центром нашего "я", нашей воли. Тело воздействует на душу, сообщая ей свои потребности и желания. Также напоминает душе о своих потребностях и дух наш, например, угрызениями совести или возникшей любовью (не путайте с желанием секса - это уже желание плоти). И вот, влекомая, с одной стороны желаниями плоти, а с другой - желаниями духа, душа принимает свое волевое решение в ту или иную пользу.
Условно говоря, сейчас наше тело и дух имеют "право совещательного голоса", а душа - "право решающего голоса".
Так происходит сейчас и здесь, но что же изменится в Царстве Небесном?
В Царстве Небесном желания нашего духа и тела (вечного прославленного тела) будут не противоречить друг другу, а, наоборот, полностью совпадать по вектору своей направленности, и будут стремиться к уподоблению Сыну Божьему. Как сказано в Священном Писании: "При воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении... сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:42-44)".
Ежели наша душа будет влекома и нашим вечным телом, и нашим духом, непосредственно связанным с Духом Божьим, лишь к желанию уподобиться Богу во всем, то разве мы захотим противиться своему (уже своему) желанию? Не думаю.
Заметьте, нашу волю при этом никто ведь не отнимет и не подавит: "право решающего голоса" по-прежнему будет принадлежать нашей душе.
Значит, и в Царстве Небесном мы пребудем самостоятельными, осознающими свое "я" полноценными личностями.