Погребняк Николай Иванович
Какое имя у Бога

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Размещен: 19/12/2015, изменен: 05/09/2018. 22k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Религия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывок из книги "О чем спорят Христиане". Здесь рассказано о том, что обозначает то или иное Имя Божие. Так же, как Бог, шаг за шагом, открывал Аврааму познание Себя.


  • Какое имя у Бога

    Глава из книги "О чем спорят Христиане"

    Если мы спросим правоверного мусульманина, какое имя у Бога, он ответит: "Люди должны поклоняться только Аллаху". И, возможно, расскажет нам историю, произошедшую в месяце рамадане в шестьсот десятом году, когда сорокалетний Мухаммад услышал голос Ангела Джабраила (Гавриила): "Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил...". А ещё, мусульманин назовет Бога Всевышним.
    Если обратимся с вопросом: какое у Бога имя, к свидетелю Иеговы, то он, не задумываясь, ответит: "Его имя - Иегова". И при этом сошлётся на одно из мест Священного Писания, например: "Господь - муж брани, Иегова имя Ему. (Исх.15:3)".
    Если спросим православного христианина, он ответит: "Я верую во единого Бога Отца, Вседержителя и во единого Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого, и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего". Ещё христианин обратится к Богу, как к Святой Троице или, как к Господу и Спасителю своему, а в молитве обратится к Нему: "Отче наш".
    Если же мы спросим благочестивого иудея, какое имя у Бога, то он назовет Его Всемогущим, но скорее уйдет от прямого ответа. И поступит так не из неуважения к нам, а чтобы не нарушить третью заповедь закона Божьего: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7)".
    Хотя благочестивый иудей и знает Ветхозаветные имена Бога, не будем требовать, чтобы он назвал их, лучше сами посмотрим в Священном Писании. Тем более что его предки, книжники-переписчики, с величайшим старанием и богопочтительностью донесли до нас текст Ветхого Завета в его изначальном виде. О трепетном отношении к текстам Священного Писания книжников-переписчиков свидетельствуют правила их работы, описанные в Талмуде: "Переписчик должен был быть евреем, умытым перед работой с ног до головы и одетым в еврейские национальные одежды. При написании имени Бога перо не должно было дважды обмакиваться в чернила. Даже если к переписчику, как раз пишущему имя Бога, обращался царь, то переписчик не имел права отвести взгляд от текста".[1]

    Представители разных монотеистических религий называют Бога - Творца мира разными именами. Почему так произошло? Почему люди обращаются к одному и тому же Богу по-разному? Может, они имеют в виду разных Богов? Нет, все вышеперечисленные представители различных религий имеют в виду именно Бога, сотворившего этот мир и открывшего Себя Адаму, Аврааму, Моисею и другим ветхозаветным пророкам. Тогда, может, кто из вышеперечисленных людей, у которых мы спрашивали, какое имя у Бога - ошибается и неверно обращается к Богу? Сразу отвечу, что все они называют Бога правильно и верно обращаются к Нему. А почему так получается, что обращаются по-разному, в этом я сейчас постараюсь разобраться и понять. И начну исследование с того, что определю, какие взаимоотношения существуют между Богом и людьми в этом мире - именно с взаимоотношений, а не с имён Божьих.
    В нашем мире, в обществе, Бог воспринимается, как нечто очень далёкое, или как Некто - очень далёкий. Хотя Библия и учит нас, что Бог стал Человеком, уничижил Себя, стремясь установить общение с людьми в целом и с каждым человеком в отдельности. Бог сделал шаг к нам, чтобы установить общение любви - именно любви, чтобы научить нас, людей, любить так, как Он любит. Но Бог так и остался далёким для многих и многих. Поэтому Святой Господь вынужден заново открывать Себя нам - постепенно, шаг за шагом открывать, по мере развития нашей способности к познанию Его, по мере развития нашей способности к общению с Ним.

    Посмотрите, как назван Бог в самых первых строках Священного Писания.
    "В начале сотворил Бог небо и землю". (Быт.1:1)
    Это первое откровение Бога для нас. В русском переводе Библии сказано: Бог, а в древнееврейском оригинале стоит слово: Элохим, или Эль, Эллах,[2] что обозначает: "Бог Всемогущий, Всесильный, Творец всего" ("эль" - сила, могущество к совершению чего-либо). Как видите, мусульмане правы, когда они называют Бога - Творца, Аллахом (производная от ветхозаветного, Эллах).
    "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". (Быт.1:2)
    Второе откровение Бога о Себе - это уже некоторое откровение о Своей природе. Дух Божий, то есть, Бог - есть Дух. Значит, правы и христиане, когда говорят, что веруют в Святого Духа.

    "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо". (Быт.2:4)
    Здесь названы ещё два новых имени, которыми Бог дает познание о Себе: Господь Бог. Слово, которое переведено, как Господь, имеет значение: "Тот, Кто властен распоряжаться" (в данном случае, властен распоряжаться по Своей воле над Своим Творением). И второе имя, Бог; хотя в русском переводе опять стоит слово "Бог", в оригинале Священного Писания используется уже не слово Элохим, а древнееврейское слово Яхве или Иегова. Дословно это слово переводится, как Сущий, существующий Сам по Себе, независимо ни от чего и ни от кого, то есть Ему не нужны для существования ни вселенная, ни время - Он, Сущий над всем. Но, в то же время, слово Яхве имеет и значение: "Сущий, Который открывает Себя, делается известным". Таким образом, получается, что правы и свидетели Иеговы, когда обращаются к Богу, как к Иегове.
    Я процитировал всего четыре стиха из Библии, а уже увидел, что Бог - Творец и Господь наш, упоминается под тремя различными именами. Как свидетельствует первая глава книги Бытия, Господь в самом начале Своего общения с человеком, начал открывать ему Себя. И изначально Он открыл Своему творению, что Он - Творец и Властелин всего.
    Но все эти имена свидетельствуют о том, что ещё не было личных, доверительных взаимоотношений между Богом и человеком. А ведь Господь сотворил человека именно для близкого, доверительного общения, основанного на любви и привязанности. Но, как известно из Писания, человек вскоре согрешил, убоялся Бога и скрылся от Него.

    Прежде чем продолжать исследование имён Бога, я хочу сказать, что в Священном Писании под одним и тем же именем Бог упоминается по многу раз. Под некоторыми, как, например, под именем, указанным в древнееврейском оригинале как Сущий, наш Господь упоминается больше ста раз.
    "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам". (Исх.3:14)
    В этом месте Священного Писания уже дан более точный русский перевод древнееврейского слова Иегова - написано: "Сущий", а в (Быт.2:4) оно было переведено просто словом "Бог". Думаю, теперь в книге Исхода уже было необходимо сделать это по смыслу текста Писания.

    Итак, человек согрешил, убоялся Божьей святости и скрылся от Него. Далее так сложилась история этого мира, что прошли века, прежде чем люди смогли, а вернее, захотели более познать Бога.
    Господь Бог углубил откровение познания Себя только Аврааму, жившему спустя два тысячелетия. И причина такой долгой задержки вероятнее всего в том, что до Авраама не было другого, кто смог бы вместить в сердце своё Божьей сущности больше, чем Он открыл Себя в самом начале.
    "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе". (Быт.12:1)
    Здесь Бог опять открывает Себя под именем Господь, но Авраам, в отличие от Адама, был послушен воле Господа, и поэтому его общение с Богом продолжилось дальше, продолжилось и откровение Господа человеку.

    "И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его (Авраама), и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего". (Быт.14:18-20)
    Здесь Бог открывает Себя уже не просто, как Господь над творением (ибо и законы физики, господствуют над творением, правда в своих пределах), а как Бог Всевышний. В древнееврейском оригинале используется имя Эль Элион - самый Высший из всех и вся. Но для того, чтобы открыться человеку под этим именем, Господь должен был стать истинно Богом Всевышним для этого человека, потому что нельзя познать Бога, просто услышав от Него новое слово. Это слово прежде должно пройти через ваше сердце и быть принято им. И, как показала вся жизнь человечества, всегда новое откровение от Бога принималось людьми верой, через внутреннюю борьбу с противлением ветхого, греховного сердца и разума.

    После общения с Мелхиседеком и принесения десятины Господу Авраам смог постичь уже новый уровень взаимоотношений с Богом Всевышним, и в Библии мы видим новое Имя Божие.
    "Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли". (Быт.14:22)
    Открылось еще одно имя Божье: Владыка - Тот, Кто обладает властью как Повелитель. Авраам исповедал власть Божью над собой и над всем, что он имеет, во-первых, принеся десятину от имущества и, во-вторых, отвергнув предложение царя Содомского. Здесь власть Бога над Авраамом, отражённая в имени: Владыка, уже похожа на власть правителя страны над её жителями, а не просто на власть Творца над Его творением.
    "После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска". (Быт.15:1,2)
    Здесь Авраам назвал Бога: Владыка Господи (древнееврейское Адонаи, то есть, мой личный Господин). Для него Бог стал уже не просто Повелителем всего творения и даже не Владыкой, которому проходится подчиняться по мере закона, а Бог стал его личным повелителем, личным господином Авраама в его жизни и его поступках. Это уже больше похоже на власть родителей над ребёнком или на власть господина над рабом. И дальше Авраам будет уже именно так обращаться к Богу: "Адонаи".
    И ещё, только после исповедания словом и делом Господа Бога своим личным правителем, Адонаи, между Богом и Авраамом был заключёен завет. И с того времени между ними установились уже другие, более близкие взаимоотношения. На этом уровне взаимоотношений Господь вменил в праведность Аврааму его веру (Быт.15:6).
    В Писании сказано, что не только Аврааму открывал Себя Бог, но и другим людям, жившим вместе с ним. Так его рабыне, Агари, когда она с сыном Измаилом погибала в пустыне, Бог указал на источник воды, и она познала Его, как Бога Вездесущего.
    "И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня". (Быт.16:13)
    Бог, видящий меня (Живой, видящий меня - то есть, Бог живой, присутствующий везде, даже в пустыне).
    Теперь можно уже подвести некоторый итог. В Священном Писании Господь Бог описан, как Творца и Повелителя вселенной и всего сущего, как Владыка Господь, повелевающий народами и отдельными людьми. Но кроме того, что Богом сотворён и держится весь мир, кроме того, что Господь избирает Себе людей для осуществления Своих замыслов, Бог - это ещё и Личность, стремящаяся к добрым взаимоотношениям с нами - конкретными человеками.

    Дальше в Писании рассказывается, как из области стороннего руководства, взаимоотношения между Владыкой Господом и Авраамом перешли в другую, новую для человека сферу. При этом, не забывайте, что пред Авраамом предстоял Беспредельный и Всемогущий Бог, сотворивший безграничную вселенную, Бог, взирать на Которого не могут даже огненные Серафимы, из-за величия Славы Его.
    "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя". (Быт.17:1,2)
    Хотя имя Божие снова переведено, как Бог Всемогущий, но слово Всемогущий (древнееврейск. Эль Шаддай), употребляется здесь не в значении (Быт.1:1), а как Бог, который может накормить, обновить, дать силу кому-либо. Познав Бога под именем Эль Шаддай, Аврам становится уже Авраамом - новым человеком, напитанным силой Божьей. И теперь Бог Всемогущий, дав силу, уже заключает с Авраамом не односторонний завет, а двухсторонний, предъявив условие: послушание (обрезание крайней плоти стало символом такого послушания Богу у Авраама и его потомков). Авраам становится уже избранником Божьим и Его другом (Быт.18:17,19).
    Имя Божие, Эль Шаддай, несёт в себе не только значение: Источник сил, но и Бог - Воспитатель (сравните Иов 5:17-20), а также, как Царь для народа Израильского, для потомков Авраама.
    "Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт.18:25)
    Этот стих взят из библейского рассказа о том, как Бог Всемогущий предстал пред Авраамом, идя совершить суд над Содомом и Гоморрой за грехи их жителей. Бог предстал, как Судья всей земли. Справедливый и милосердный Бог предстал, как Судья, наказывающий нечестивых грешников. И не дай Бог никому из нас познать Его, как Своего Судью - только как своего Судью!
    Следующая встреча с Господом и следующее откровение Бога Аврааму произошло много лет спустя, после того, как уже совершилось чудо рождения Исаака. К тому времени Авраам уже настолько познал Бога, что ожидал не земного, а небесного Царства Божьего.
    "И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного. И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие". (Быт.21:33,34)
    Бог Вечный (древнееврейское слово Эль Олам - Бог, пребывающий вечно, имеющий власть над временем и над смертью) - под таким именем познал Авраам Бога Всемогущего. Во-первых, потому что Сарра, жена Аврамова, в девяностолетнем возрасте родила ему сына Исаака, когда омертвелое породило жизнь, и во-вторых, потому что Авраам сам увидел и пережил, лично пережил, прикосновение к себе Того, над Которым не властно время - над Которым ничто не властно. Великая тайна и великое откровение Божие для Авраама было как раз в том, что Бог Вечный предстал пред ним не просто, как Ангел, а именно, как Дух Божий, всепроникающий и вечный. Авраам не мог Святого Духа познать глазами и умом, а только сердцем, приготовленным для принятия этого откровения, сердцем. И в Священном Писании вкратце рассказано о том, какую большую предварительную работу проделал Дух Божий для того, чтобы приготовить сердце Авраама.
    Авраам познал такое общение с Богом, какое много позже познали Апостолы в день Пятидесятницы. Если до духовного познания Бога, пережитого в явлении Святого Духа в Пятидесятницу, Апостолы разбежались при опасности (когда Иисуса взяли в Гефсиманском саду), то после Пятидесятницы Апостолы все до одного были верны Господу. И даже смерть не поколебала их веру.
    Но снова вернусь к Аврааму. Аврааму, познавшему Бога Вечного.
    "И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". (Быт.22:1,2)
    Бог Вечный призвал Авраама принести своего сына в жертву, а Исаака призвал стать добровольной искупительной жертвой Богу. Величие Авраама и Исаака в данном случае не просто в жертвенности, ибо, например, язычники приносили себя и детей в жертву своим идолам, величие их в вере, что Бог Вечный воскресит жертву Свою и, более того, принесёт Жизнь через сию жертву.
    При рассмотрении Быт.22:2 обратите внимание на две очень важные детали во взаимоотношениях между Богом и Авраамом: "В тексте Торы (на языке оригинала) есть частица "на", которую в переводах на другие языки часто опускают. Однако она имеет принципиальное значение, указывая на то, что обращение (Бога) носит характер просьбы, а не повеления. А слова: "сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь" - многократные повторения, относящиеся к Ицхаку, подчеркивают трудность испытания, перед которым был поставлен Аврагам".[3]
    Господь Бог не повелел Аврааму, а попросил его. И Авраам поверил, что если Господь его просит, то это очень, очень важно. И они с Исааком пошли в землю Мориа. Пошли, хотя цель испытания они узнают лишь после того, как делом явят послушание Богу. Лишь после испытания их веры Господь сказал им: "В семени твоём благословятся все народы (Быт.22:18)". Теперь мы знаем, что условная смерть Исаака послужила прообразом и стала предтечей реальной смерти, когда спустя два тысячелетия, пришёл на землю Сын Божий, Иисус Христос. Пришёл и прожил жизнь, как человек, но не совершил греха, победил сатану и умер на кресте во искупление грехов многих людей, и воскрес в славе на третий день.
    "И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится". (Быт.22:13,14)
    Новое имя Божие: Господь усмотрит (Иегова-Ире - Господь видит, дает, предусматривает) - под таким именем Бог Всемогущий открылся Аврааму в самый ответственный и трудный момент его жизни и... усмотрел жертву за грех (в том конкретном случае, овна, который запутался рогами своими за куст). Теперь Бог открылся Аврааму как Усматривающий, как Тот, Кто не теряет его из вида, оберегает и заботится о нём, как об очень близком для Себя человеке.
    Так Авраам познал Бога, как своего Спасителя - спасителя по вере в Него. Так Авраам вплотную подошёл к откровению грядущего Мессии - Иисуса Христа - Бога, ставшего Человеком, ради того чтобы открыть всем нам, уверовавшим в Него, путь к Богу Вечному и даровать познание Его, как нашего Отца. Вспомните: "Отче наш, сущий на небесах!.. (Матф.6:9)".

    Я, как христианин, исповедую Единого Бога - Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. И считаю, что, рассуждая об имени Божьем, невозможно отделить Сына от Отца, Отца от Духа Святого, Духа Святого от Сына. При этом я понимаю имя Божие: Отец - как отражение Его взаимоотношений с Сыном, а не как Бог сына. Сын - как отражение Его взаимоотношений с Отцом (Слово, Рожденный от Отца), а не как различие сущностей Отца и Сына, и уж тем более не как личное имя Бога (типа, меня зовут Николай). Я понимаю имя Божие: Дух Святой - как отражение Им любви между Отцом и Сыном (Любовь, Исходящий от Отца к Сыну и от Сына к Отцу). Я понимаю имя Божие: Иисус Христос - как отражение Его взаимоотношений, в первую очередь с Израилем (Мессия, Царь Израиля), а затем с Церковью (Начаток, Глава Церкви). И наступит время, когда все уста исповедуют Иисуса Христа своим Господом и Богом.
    На этом можно завершить повествование о том, почему в Библии Бог открывал Себя под разными именами.
    Конечно, в статье дан не полный список того, когда и под каким именем представал Бог перед людьми. Так, например, в Библии есть описание, когда Бог представал и как Господь Саваоф - Господь Сил, Царь Славы, Господь крепкий, сильный в брани, Военноначальник (Пс.23:8; 1Цар.1:3), и под другими именами. В Книге Откровения описано, когда Господь Иисус Христос предстанет пред людьми под именем, которого никто не знает, кроме Отца, и никогда не узнает.
    "Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого". (Откр.19:12)
    Не приведи нам Бог когда-либо познать это имя Господне, ибо грозное и страшное Имя сие. Великое горе будет тому, кто познает Бога таким ибо, воистину, ни что не может быть страшнее и неотвратимее ярости Божьей.

    В познании имени Божьего не столь важно знание наиболее канонического из Его имён, и не так важно знать, какое из них чаще написано в Библии. Важно другое: то, что Господь Бог открывает Себя каждому человеку постепенно - шаг за шагом являет познание Себя, а не просто познание о Себе, как некое постороннее знание. И чем ближе мы будем знать Бога, тем более нежным, более родственным именем мы будем называть Его.
    Важно понять ту истину, что познаём мы Имя Божие не через исследование точного перевода значения слова в Священном Писании, а через внутреннее откровение, через личное общение с Самим Богом. И даёт Господь Бог нам это откровение о Себе для того, чтобы шаг за шагом познавали мы Его, как все более Своего, как Дорогого, как Близкого и Любимого. И, знаете, я сейчас подумал, а подумав, даже рассмеялся сам в себе. Просто, я представил такую фантастическую сценку: к Аврааму подходит свидетель Иеговы и начинает учить его (они ведь всех этому учат): "Ты, Авраам, неправильно произносишь имя Бога, называя Его, Эль Олам. Нужно называть Его, Иегова". Авраам, думаю, просто спросил бы того человека: "А ты знаком с Богом, как я с Ним знаком? Ты лично знаешь Его, как я знаю?".

    Господи, Иисус Христос, даруй и нам познать Тебя так, как знал Тебя Авраам, как знали Тебя Апостолы!


    Сноски
    [1] Как возникла Библия... : От глиняных табличек до современной печати, и др. с.58,59.
    [2] Здесь, и далее в главе, перевод значения имен Божьих взят из Библии с примечаниями Ч.И. Скоуфилда. с.9,13,14,32-36.
    [3] Тора: Пятикнижие и Гафтарот. с.101,102.

    Библиография
    1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244с.
    2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда/ ВСХЕ Баптистов. - 2-е издание. - М.: СЕП и СМИ, 1988. - 1509 с.
    3. Как возникла Библия... : От глиняных табличек до современной печати и др./ Миссия "Голос мира", перевод с немецкого И. Реймера. Второе издание с оригинала 1979 г. - Гоуда, Голландия: Изд. Миссии "Голос мира", 1993. - 223 с.: ил.
    4. Тора: Пятикнижие и Гафтарот (Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием "Сончино")/ составил комментарии Й. Герц, перев. текста Торы П. Гиль, перев. комментариев З. Мешков, ред. И. Аблина. М.: "Мосты культуры", Иерусалим: "Гешарим", 2001. - 1456 с.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 05/09/2018. 22k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.