Погребняк Николай Иванович
Откуда берется самоправедность и сверхрелигиозность

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Размещен: 27/02/2016, изменен: 27/02/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Религия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Недавно мне задали вопрос:"Откуда в людях берется свехрелигиозность и самоправедность?". Когда стал разбираться, оказалось, что это не такой уж и простой вопрос, как кажется на первый взгляд.


  • Откуда берется самоправедность и сверхрелигиозность


    Недавно в переписке мне задали вопрос: "Откуда в людях берется самоправедность и свехрелигиозность?".
    Когда стал разбираться, увидел, что это не такой уж и простой вопрос, как кажется на первый взгляд.
    Самоправедность и сверхрелигиозность очень тесно взаимосвязаны между собой...
    Но давайте по порядку - сначала, что такое САМОПРАВЕДНОСТЬ.
    Сразу хочу предостеречь от поспешных ответов, типа: самоправедность - это когда человек считает себя праведным в глазах своих, и что это грех гордыни. Такие рассуждения очень поверхностны, а, следовательно, неверны.

    Апостол Павел пишет о самоправедности следующее: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере. (Фил.3:8,9)".
    Обычно Христиане эти стихи понимают как то, что праведность от закона (самоправедность) - это плохо, а праведность по вере - это хорошо. Но посмотрите внимательно, разве Апостол хулит праведность от закона? Нет. Он говорит, что ради приобретения праведности Христовой, которая по вере, он отказался от своей праведности, которая по закону. Отказался потому, что соблюдение закона Божьего - это хорошо, но недостаточно для воскресения из мертвых.
    Чтобы достигнуть воскресения мертвых. (Фил.3:11)

    Не путайте самоправедность с самодовольством и религиозным фарисейством - это уже извращение эгоцентричное праведности от закона. Но в то же время не впадайте и в другую крайность - крайность, свойственную эгоистичным и лукавым людям, ищущим не своей праведности, а Христовой, по вере, которые думают, что теперь могут грешить. Помните, что именно для Церкви Христовой было написано: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19-21)".
    Вот вам и учение, что "только исповедуй веру во Христа, и спасешься"!

    Но я немного отвлекся, вернусь к самоправедности, то есть к праведности от закона. Как правило, самоправедные люди заботятся о наружной праведности: стараются вести себя непорочно перед другими, и многие из них так же и перед Богом искренне стараются соблюдать закон. Но беда в том, что человек так устроен, что его плотский разум не может постичь Божьей истины сам по себе - без откровения Духа Святого. А если самооценка человека не может идеально соответствовать истине, если она всё время колеблется то к излишнему самовозвеличиванию, то к излишнему самоосуждению, то он и сам поступает не верно (не говорю, что осмысленно грешит, а поступает не идеально) и о других судит не верно.
    Праведность от закона мало может помочь в познании пути Божьей истины и в духовном росте человека (лукаво сердце человеческое и любит самообманываться).
    Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. (Евр.7:19)
    Только Дух Святой может научить и освятить верующего: когда осуждая наш дух, Христиан, когда утешая и укрепляя, Он направляет нас в познании Иисуса Христа и уподоблении Ему. Таким образом, мы уже не сами по себе ходим пред Богом, а, будучи исполнены Духом Святым, увлекаемся Им к Богу.

    Самоправедноть или праведность от закона...
    -- Имеет в себе положительный вектор, такой же, как и праведность по вере, но не имеет силы к познанию Бога.
    -- Опирается не на Духовное Божие водительство, а на букву закона и на традиции (религиозные, национальные, а так же общекультурные) - по сути, человек уповает только на свои силы.
    -- В силу вышесказанных свойств, самопроведность не сможет никого довести до совершенства. Человек может принудить себя лишь внешне измениться к лучшему.

    Как положительные примеры плодов самоправедности в человеке, можно рассматривать многих из Российских интеллигентов, современных гуманистов, а так же лучших из религиозных людей (просто религиозных), которые искренне и бескорыстно служили и служат ближним своим.
    А если кто думает, что самоправедные - это фарисеи и саддукеи времен Иисуса Христа - то он ошибается. Господь Иисус Христос назвал их лицемерами и порождениями сатаны. Ведь каждый из тех фарисеев и саддукеев, которых обвинял Господь, в сердце своем отлично знал, что он лжец и лицемер, что не соблюдает закон Божий, а лишь прикидывается праведным перед людьми, чтобы обманывать их и господствовать над ними. Гнавшие Иисуса Христа фарисеи и саддукеи - это примеры религиозного лицемерия и ожесточения сердец, а не самоправедности.
    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Матф.23:15)

    Теперь исследую, что такое СВЕРХРЕЛИГИОЗНОСТЬ.
    И здесь простой ответ, что сверхрелигиозность - это фанатизм в соблюдении религиозных обрядов - очень поверхностный, а, значит, неверный.
    Чтобы понять глубинные причины сверхрелигиозности, нужно заглянуть в самое начало - в первые века Церкви.
    Что было в начале? В первые два века, Новозаветной христианской литературы было очень мало, даже не было утвержденного Библейского Канона, поэтому служители Божьи, волей или неволей, но обязательно должны были иметь личное водительство Духом Святым, чтобы различать, где истина, а где ложь и ересь. На первых ролях в церквях тогда выходили пророки и учителя, имеющие дары Духа Святого: слово знания и слово мудрости, а так же дар различения духов.
    Прошли века - сформировался письменный Канон, сформировались базовые основы богословия (решения Соборов) и постепенно на первые роли в церквях вышли служители, назовем их: дисциплинарной и хозяйственной части. Во главе церквей стали единоначальные епископы и пастыри (уже не пастыри-учителя, а пастыри-начальники). Они служили уже другой задаче - хотя тоже очень нужной в жизни поместных церквей, но несколько иной - следить за внутрицерковной дисциплиной и внешним порядком в деятельности церкви.
    Сначала почти не замечалась подмена того, что перед церковью зазвучало слово пастыря-администратора, а не пророка или богоодаренного учителя. Но постепенно живое слово от Духа Божьего, необходимое для данной поместной церкви в данное время, стало все больше и больше подменяться плановой проповедью, а затем и вообще, традиционным обрядом и "годовым кругом чтения Писания".
    С той поры в церквях на первые роли вышли уже священники, как хранители внешнего порядка, как "передатчики" традиции и учения церкви. И в силу своих функций, вольно или невольно, но они стали противостоять пророкам Божьим, да и вообще всем верующим, имеющим личный опыт даров Божьих, и личное водительство Духом Святым. Противниками, потому что нельзя одновременно быть водимыми буквой закона, утверждать обряды и быть водимым Духом Божьим. Противниками, ради сохранения церковной дисциплины и религиозного порядка среди большинства в церквях.
    Ради не имеющего личного водительства Духом Божьим, ради большинства так называемых младенцев во Христе, противостали и стали ущемлять тех немногих, кто уже обрел духовную зрелость и навык личного водительства Духом Святым.
    Такова уж жизнь, что в любой церкви большинство прихожан сгруппировано вокруг буквы закона и обряда внешнего учения. Это большинство в церкви и не способно, да и не хотят они стать способными воспринимать "твердую духовную пищу", возрастать в духовной мудрости. Им нужно то, что они без всякого умственного и сердечного труда могут вместить в свой разум и свое сердце: благовестие о спасении, буква и обряд. Кстати, вот вам и ответ на вопрос: почему во всех поместных церквях пастыри из года в год рассказывают о спасении во Христе... давно уже уверовавшим в эту весть: просто большинство их прихожан других духовных истин ни правильно понять, ни вместить не может, да и не хочет.
    И вот ради своих "духовных младенцев" хранители чистоты и непоколебимости религии, в конце концов, неизбежно будут гнать тех одиночек, которые поднялись намного выше общесредного духовного уровня. Неизбежно начнут притеснять тех верующих во Христа Иисуса, которые познают Господа, будучи лично водимы Духом Святым. Ибо они по сравнению со "среднестатистическими прихожанами" выглядят если не "белыми воронами", то, по крайней мере, как люди, не нуждающиеся в мелочной опеке пастыря.

    Из-за подавляющей массовости "духовных младенцев" в церквях, препятствующей естественному развитию духовной жизни, даже Канона Нового Завета очень скоро перестал играть свою изначальную роль - быть именно Каноном, служащим для определения, Духом ли Божьим водится верующий, или впал в соблазн сатаны-искусителя; истинно ли познает он Иисуса Христа? А спустя малое время после официального утверждения списка Канонических книг, Новым Заветом начали пользоваться вообще, как "Законом", который члены церквей должны изучать именно с целью, чтобы поступать по этому "закону". Так, помимо блюстителей порядка, во главе церквей встали еще и книжники-богословы - толкователи Священного Писания, как науки и как юридического закона. Библейский Канон стал стремительно "обрастать" различными толкованиями, а затем - толкованиями на толкования. Хождение во Христе Иисусе и освящение под водительством Духа Святого стали все больше и больше подменять изучением богословских научных дисциплин. (?!)

    По мере формирования церквей именно, как религиозных организаций, власть буквы закона все более и более стала вытеснять в них водительство Духом Святым.

    А где же здесь религиозность, или даже, сверхрелигиозность?
    Да она как раз среди той массы верующих, сгруппировавшейся вокруг "священного столпа" буквы закона, религиозного обряда и пастыря, как гаранта незыблемости устоев их церкви. Это "передовики" религиозного послушания пастырю. Да-да, именно самые послушные пастырю члены церкви и становятся сверхрелигиозными из-за усердия угодить.
    Это самые ревностные хранители чистоты и неизменности церковных законов, церковных обрядов. Вот так то!
    Как ни парадоксально, но получается, что в церквях самыми послушными своим пастырям и самыми старательными в исполнении религиозных обрядов являются люди самоправедные и сверхрелигиозные.

    Те же, кто действительно обретает праведность по вере во Христа Иисуса, кто действительно водим Духом Святым - это, как правило, немногочисленные "белые вороны" на общецерковном сером бездуховном фоне. Кроме того, по мнению сверхрелигиозных старушек и ревностных пастырей, они возмущают покой в церквях, ибо часто задают "не те вопросы", не так мыслят.


    Рисунок 1. Сердитая религиозная старушка - "украшение" многих церквей.

    Некоторые относят к категории сверхрелигиозников личностей, подобных Иоанну-IV (Грозному), который днем творил ужасные дела, а, затем, по целым ночам простаивал на коленях, сокрушаясь и моля Бога о прощении. Молился, чтобы на следующее утро... творить еще большее зло.
    Некоторые относят к категории сверхрелигиозников религиозных фанатиков, чаще всего радикально настроенных.
    Некоторые относят к этой категории сектантов (не в бытовом, а именно в юридическом понимании слова "секта"), потому что приверженцы некоторых сект действительно очень много времени посвящают религиозно-агитационной деятельности.
    Но для всех этих людей больше подойдут другие названия - такие как: одержимые нечистыми духами, или религиозные фанатики, или просто, люди, запуганные руководителями своих религиозных организаций (сект). Ясно, что ни первые, ни вторые, ни третьи ничего общего с земной Церковью не имеют, следовательно, и рассматривать их в данной статье я не буду. Они из "другого огорода", даже если их поступки и имеют некоторое внешнее сходство с самоправедностью и сверхрелигиозностью членов поместных церквей.

    Теперь я подошел к рассмотрению вопроса: ПОЧЕМУ в людях возникает усердие в сверхрелигиозности и самоправедности?
    Исходя из вышеизложенного следует, что чаще всего побудительными причинами для самоправедности и сверхрелигиозности являются самые добрые намерения членов церквей. Они, еще не познав действия и водительства Духа Божьего в их духовном росте, поспешили своими силами уподобиться Иисусу Христу.

    Желание члена церкви угодить Богу своими силами, когда ему еще не открыта воля Божья к сему, приводит к таким тяжким заблуждениям, как самоправедность и сверхрелигиозность.

    Хорошо, если дело ограничивается по поговорке: "Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет", а ведь часто бывает и гораздо хуже, особенно если у духовно незрелого религиозного законника оказывается в руках церковная власть и сила. Если же в церкви появляется человек, сумевший одурманить, возбудить и направить на злое дело толпу сверхрелигиозных и самоправедных "духовных младенцев", то тут уже возникает безумная стихия. И в истории Христианских деноминаций таких примеров, к сожалению, великое множество: вспомните изгнание Диотрефом учеников Апостола Иоанна, вспомните гонения Иудеями Христиан, а, затем, наоборот, еврейские погромы в так называемых Христианских странах, вспомните Крестовые походы, вспомните Варфоломеевскую ночь, вспомните гонения Староверов, вспомните изгнание... вашей церковью, верующих, по какой либо причине ставших неугодными пастырю.

    Необходимо отметить еще одну черту, порождающую все вышеперечисленные ужасные деяния - это чувство не индивидуальной, а массовой ответственности за сделанное зло: "Раз не я один делаю, а все мы вместе - то и спрос не с меня лично, а со всех, то есть, ни с кого персонально" - думает лукавое сердце человеческое.

    И не думайте, что сия проблема - проблема сверхрелигиозности и самоправедности - не касается вашей церкви. Всех касается - всех, без исключения!
    Всех, ибо во всех церквях есть пастыри, есть иереи, которые заботятся о порядке в церкви по Букве и по традиции. И во всех церквях есть их усердные помощники в этом - "передовики соблюдения религиозного порядка".
    Различаются лишь внешние формы строгости буквы закона. В одних церквях следят за соблюдением длины юбок, в других - за формой почитания священнослужителей или строгости соблюдения религиозных обрядов, в третьих - за тем, сколько верующие приносят денег, и так далее. Но везде, только лишь увидят несоблюдение буквы церковного закона или церковного обряда, крик и возмущение: "Грех!!!".
    Да, крик и возмущение. А чему возмущаются?!

    Как поступать в таких церквях верующим во Христа, познавшим Его спасение и освящаемым Духом Божиим? В терпении познавать Господа и пребывать в том Спасении, что даровано вам по милости Божией. Идти путем освящения в Духе Святом, даже если вы и видите, что тысячи вокруг избрали пути иные - пути, хотя внешне и трудные, но, на самом деле, широкие - доступные плотским людям.

    Дай же вам Бог, познать Путь и Истину, прежде чем вы начнете действовать!

    Погребняк Н. 2011



  • Оставить комментарий
  • © Copyright Погребняк Николай Иванович (nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru)
  • Обновлено: 27/02/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Религия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.