Аннотация: В этой главе из I тома Собрания сочинений рассказывается о том, когда и как будет происходить воскресение мёртвых. Так же автор делится своими переживаниями и откровениями, полученными им в видении.
Все мы обязательно умрём и обязательно воскреснем
(глава из I тома Собрания сочинений)
Один увлекающийся философией человек, читая Библию, задал мне вопрос: "В Евангелии от Матфея 27:52,53 говорится о телесном воскресении многих святых и о явлении их людям. Кто они такие? И какова природа их воскресения?".
Я постарался ему ответить как можно полнее, хотя эпистолярный жанр (жанр письма) не позволяет развёрнуто описать ход исследования, и многие выводы я излагал без пояснения, каким образом пришёл к ним.
Решив, что поднятая тема будет интересна читателям, я сначала хотел написать большую, развёрнутую работу о воскресении мёртвых, но хорошо ли будет, если громаднейший список книг на эту тему пополнится ещё одной, пусть даже и обоснованной, монографией? Поэтому, чтобы не слишком утомлять читателей, решил всё оставить, как есть: в краткой и удобной для восприятия форме писем. Итак, в результате переписки у нас получилось библейское исследование, увлёкшее нас обоих, хотя..., впрочем, всё по порядку.
Мёртвые, воскресшие вместе со Христом
Первое моё письмо
Вы задали вопрос: "Что за люди описаны в Мф.27:52,53, и какова природа их воскресения?".
Начнём по порядку: я пишу: "начнём", ибо призываю и Вас стать как бы соучастником в исследовании этого вопроса.
Итак, сначала обязательно нужно посмотреть, как это место Писания звучит в контексте: "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:51-53)".
Теперь пословный перевод; для этого воспользуюсь словарём-справочником [1]:
-- тела усопших (греч. "сома") - труп, мёртвое тело человека или животного;
-- святых (греч. "ой агиой") - святых людей, людей принадлежащих Богу. Это слово использовал и Лука в книге Деяний, называя им последователей Иисуса Христа (Деян.9:13; 26:10).
Из контекста и дословного перевода следует, что в Евангелии действительно сказано о воскресении людей Божьих, причём об их воскресении в духовных, вечных телах, потому что сказано, что они лишь явились жившим в Иерусалиме, а не стали жить среди них.
Отмечу ещё одну деталь, не отражённую в Синодальном переводе: хотя Матфей говорит о воскресении святых сразу же после слов о том, что завеса в храме разодралась сверху до низу, эти действия произошли вероятнее всего не в одно время - завеса разодралась после смерти Иисуса Христа, а воскресение мёртвых произошло вместе со Христом, ибо Он - первенец из умерших (1Кор.15:20). А то, что эти две фразы слиты в одну и то, что слова: "камни расселись", можно отнести и к землетрясению, произошедшему после смерти Иисуса Христа, и к воскресению мёртвых, произошедшему после воскресения Иисуса Христа - это уже "творчество" переводчиков. Хотя, не их вина, что им пришлось расставлять точки и запятые, а если к сему ещё и вспомнить, что перед нами двойной, а где-то и тройной перевод: с арамейского на греческий, затем, с греческого - на старославянский, и лишь потом на русский...
Теперь второй вопрос: кто были те воскресшие святые?
-- Верою Авраам повиновался (и) обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. (Евр.11:8-16)
-- Верою Моисей поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. (Евр.11:24-26)
-- Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. (Евр.11:35)
-- И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:39,40)
Как видите, в Священном Писании сказано, что ветхозаветные святые не получили того, чего так страстно желали будучи здесь, на земле. Они не вошли в Царствие Небесное, дабы они не без нас (Церкви) достигли совершенства. Сейчас каждый из истинно верующих - Церкви - сразу же после смерти восходит в Царство Небесное (хотя и не в теле, а в духе), но жившие и умершие до Иисуса Христа ожидали Его воскресения, чтобы пребывать в Царстве Божьем вместе с Ним.
Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский (с 68 г.) после Апостола Петра и Еводы, ученик Иоанна Богослова, писал: "И пророки жили о Иисусе Христе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатию Его... Итак, жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью воскресения. Пророки, будучи учениками Иисуса Христа по духу, ожидали Его. Посему-то Он, когда пришёл на землю, воскресил (их) из мёртвых".[2]
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Первый: по воскресении Иисуса Христа с Ним действительно воскресли ветхозаветные святые, и многие их видели в Иерусалиме.
Второй: по своём воскресении они лишь на время явились жившим тогда на этой земле; из чего следует, что они воскресли в прославленных телах, подобных телам Илии и Моисея, как их видели Апостолы на горе, при преображении Иисуса Христа (Мф.17:3).
Таков был мой ответ на вопрос о святых, воскресших со Христом. Но собеседник продолжил тему: "Ты считаешь, что Матфей пишет о реальном воскресении ветхозаветных святых в прославленных телах. Учитывая, что Енох и Илия ещё при жизни получили преображённые тела и были взяты на Небо, а также, что Иисус на кресте сказал раскаявшемуся разбойнику, что он ныне попадёт в Рай, напрашивается вывод: в Раю есть три категории людей: бесплотные духи, Енох и Илия, и те воскрешённые в телах ветхозаветные святые?".
- А ведь действительно, почему так сложно устроен Божий мир? И может прав мой собеседник, считая это нелогичным: ведь гораздо устойчивее системы с малым числом составляющих?
Второе моё письмо
Вы удивляетесь, что в Царстве Небесном при воскресении люди могут иметь различные духовные тела? Но если представить духовный мир, получается, что не так уж и удивительно наличие сего многообразия. Ведь в пакибытии (в новом творении), хотя все люди и будут пребывать в духовном мире, но пребывать они будут в разной славе. Причём, нужно учитывать и то, что в том новом мире духовная слава и слава видимого тела будут находиться в прямой взаимосвязи. Поэтому вполне возможно, даже логично, что тела людей будут различаться. Одни будут во славе Господней жить в Небесном Иерусалиме. Другие - на новой земле, и будут входить в Иерусалим, и вкушать плоды и листья от дерев жизни, чтобы вечно жить и не иметь болезней. Третьи же будут спасены, но как бы из огня.
Здесь нужно остановиться и рассмотреть более подробно. С первой группой воскресших, думаю, понятно - это Церковь Христова - они при воскресении обретут славу и праведность Иисуса Христа, обретут не по своим делам, а по вере, - по действенной, явленной здесь на земле, вере. А вторая и третья категории воскресших людей, - они на каком основании будут в Царстве Небесном и на каких правах?
Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа. (Рим.2:10-16)
Это очень интересное место Писания, ибо здесь сказано о том, что среди людей, представших пред судом Божьим и судимых по делам закона и по делам совести своей, будут не только осуждённые, но и оправданные.
Оправданные, для чего? Чтобы потом быть отправленными в Геенну огненную? - Нет.
Оправданные, чтобы пребывать во славе Церкви и в праведности Христа? - Тоже нет.
Они не будут иметь славы Церкви, но они будут жить на новой, вечной земле, и смогут в любое время входить в Небесный Иерусалим - обитель Иисуса Христа и Его Церкви.
Также и младенцы, которые умерли или были убиты, когда ещё не различали ни добра, ни зла - где они пребудут в вечности? - В Геенне? - Нет. Но они не могут пребывать и во славе верующих во Христа Иисуса, ибо не явили веры своей.
Они тоже будут пребывать в Царстве Небесном, но не в Небесном Иерусалиме, хотя и они смогут в любое время входить и представать пред Господом.
Все эти люди будут обитать в Божьем Царстве, потому что имена их были в книге жизни. Но, повторяю, Свою славу и праведность Иисус Христос им не даст: нет основания, чтобы дать её, ибо не явили они действенной веры.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Откр.20:15)
В Геенне так же не будет всё одинаково для всех, потому что там будут находиться разные личности: и падшие ангелы, и демоны, и Антихрист, и Лжепророк, и другие люди возлюбившие грех и сатану.
Посмотрите на Ангелов, Херувимов, Серафимов и других духовных личностей: насколько известно из Священного Писания, каждый из них индивидуален, каждый разнится в силе и славе.
Даже если здесь, где всё временное, Господь сотворил такой разнообразный мир: не ограничился парой видов животных, парой птиц, да парой видов рыб, а создал тысячи и тысячи их, то, почему Он должен быть ограничен в Царстве Небесном?..
И ещё насчёт равенства всех спасённых: там, где пребывают индивидуальности, равенства не может быть в принципе. "Равенство!" - этот лозунг придумали, чтобы людей сделать рабами.
Во, разошёлся!
Но мой товарищ по переписке снова углубил тему и поднял вопрос уже о механизме воскресения человека: "Что касается существования тела после смерти, то тут я вижу два варианта: либо душа и дух отделяются от тела и переходят в иную сферу бытия (в духовный мир), а затем Бог сотворяет человеку духовное тело. Либо человек - это механизм, который Бог восстанавливает в полном составе и переводит в Царство Небесное. Какой вариант, по-твоему, вернее?" - высказал он своё предположение.
Раз мой собеседник упомянул гипотезу о воскресении не только тела, но и души и духа, я постарался разобраться в деталях - что происходит с человеком при воскресении. А также исследовать информацию о механизме воскресения мёртвых тел.
Третье моё письмо
Интересные и сложные вопросы Вы задаёте о воскресении людей и пребывании их в Царстве Небесном. Что ж, продолжим исследование (ведь сейчас, во время переписки, оба мы учимся, оба познаем мир).
Что нам точно известно? Душа и дух человека бессмертны и принадлежат к духовному миру, следовательно, могут пребывать в духовном мире без изменения своей природы. А вот тела наши не только материальны, но и тленны. О них в Писании сказано: "Кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия. (1Кор.15:50)". Следовательно, для того чтобы человек мог пребывать на Небе во всей своей целостности (дух, душа и тело), ему нужно преображённое, духовное тело; что и произойдёт при воскресении.
Сначала скажу о воскресении и вознесении людей, пребывающих сейчас в Раю. В Писании упоминается три категории:
1. Енох и Илия были вознесены на Небо, не увидев смерти. То есть их тела преобразились в духовные без воскресения из мёртвых. Считается, что перед вторым пришествием Иисуса Христа именно они сойдут на землю и будут проповедовать в Иерусалиме, потом будут убиты Антихристом и воскреснут на третий день на глазах у всех. То есть, в конечном счёте, они воскреснут в вечных прославленных телах. Но ведь и сейчас они в прославленных телах? Да. Но когда сойдут на землю, их тела снова будут обычными, ветхими. То есть, получается, что нынешняя слава их тел - лишь временное "авансирование" той славы, что станет уже неотделимой их сущностью при Втором Пришествии.
2. Воскресшие со Христом ветхозаветные умершие - у них тела уже прославленные? Возможно. Но, скорее всего, как у Илии с Енохом - это лишь отражение (временное пребывание в прославленном теле) до Второго Пришествия. Так же, наверное, и Моисей.
3. Церковь - сейчас, мы знаем, что на Небе с Богом пребывают души и дух умерших верующих (скорее всего, вне тел). Но в Священном Писании сказано, что при втором пришествии Иисуса Христа Церковь явится на небе вместе с Ним, и явится уже в прославленных телах, а те из Церкви, кто ещё будет жить на земле, во мгновение изменятся и будут восхищены навстречу Господу в прославленных телах (1Кор.15:51-53).
Итак, при втором пришествии Иисуса Христа все три вышеперечисленные группы людей явятся на небе вместе с Ним, и у них будут ВЕЧНЫЕ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ТЕЛА (ибо они по вере наделены праведностью и славой Самого Господа). И будут они пребывать со Христом во веки в Царстве Небесном, и в пакибытии будут жить с Ним в Небесном Иерусалиме. Это люди, о которых в Священном Писании сказано: "Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая (вечное разлучение с Богом) не имеет власти. (Отк.20:5,6)".
Возлюбившие Господа и ожидающие Его второе пришествие не будут судимы при конце Света пред Великим Белым престолом, ибо их грехи взял на Себя Христос, и даровал им Свою праведность.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
А как же другие люди? О них тоже сказано в Писании: "Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. (Отк.20:5)".
Спустя тысячу лет, при конце Света, когда земля сгорит и вселенная, пылая, свернётся как свиток, вторая группа людей (то есть, все, кроме тех, кто был воскрешён при втором пришествии Господа) будет воскрешена Богом в БЕССМЕРТНЫХ ТЕЛАХ; ибо сказано: смерти уже не будет (Отк.21:4). Но они воскреснут НЕ В ПРОСЛАВЛЕННЫХ телах, потому что будут воскрешены не для славы, а для суда. Они будут судимы пред Великим Белым Престолом, а потом, судя по тому, как рассудит Христос, одни будут жить на новой, сотворённой Богом земле, а другие будут низвержены в Геенну огненную.
А то, что именно Сын воссядет на Великий Белый Престол и будет вершить суд, об этом Он Сам сказал: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. (Иоан.5:26-29)".
Приведу несколько мест Священного Писания, подтверждающих мою гипотезу, что сначала будет конец Света, когда сгорят земля и небеса, а затем воскресение мёртвых для суда Божьего - одних в жизнь, других, - возлюбивших грех, - в Геенну огненную. После суда Бог сотворит новое небо и новую землю для тех, кто вовеки пребудет с Ним. Уже навеки.
Придёт же день Господень (конец Света), как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет.3:10-13)
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (Откр.20:14-21:2)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии (новом бытии), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Матф.19:28)
И какой же результат о телах воскресших людей можно сделать из вышеприведённого исследования Священного Писания?
После двух воскресений и суда Божьего в вечности пребудет, как минимум, три группы людей, различающихся славой своих духовных тел. И слава их тел будет находиться в прямой зависимости от места их вечного обитания.
У одних воскресших (Церкви) тела будут сияющие ярче солнца, прославленные и вечные, наделённые славой и праведностью Самого Господа Иисуса Христа - славой и праведностью Божьей. И слава их будет превыше славы Ангелов Небесных.
У других воскресших тела будут тоже вечные, но они будут вкушать плоды и листья от дерева жизни: "для исцеления народов (Отк.22:2)". У этих людей тела не будут прославленными (сияющими подобно Иисусу Христу на горе преображения), но ни боли, ни страдания, ни печали, ни слёз, они знать уже не будут.
У третьих тела тоже будут вечные, но они будут пребывать в вечных муках, будут пребывать в состоянии вечного умирания, а не вечной жизни - у них радости не будет, а будет вечная печаль и скорбь.
Да, людей ожидает разная вечность, но каждый из них будет пребывать во всей своей целостности: дух, душа и тело.
Относительно же Ваших (собеседник) рассуждений, ближе к истине получается первая Ваша гипотеза воскресения мёртвых. Сначала душа и дух умершего отделяется и пребывает в духовном мире (по сути, это родной мир души и духа), а в конце Господь воскресит тело человека - но это будет не такое тело, какое у нас сейчас, а духовное, вечное, способное пребывать в духовной форме бытия. Судя по Священному Писанию и по логике получается так, а нюансы того, как это будет происходить, узнаем позже. Когда умрём, всё сами увидим...
Такая получилась у нас переписка о воскресении мёртвых. Хотя, скажу честно, соучастник по переписке с моими доводами не согласился, а начал ссылаться на Оригена, что, мол, тело - это темница души, от которой нужно освободить душу и дух, и так далее...
Когда я увидел, что дальнейшее продолжение этой темы утратило смысл, то закруглил её обсуждение. Мы и сейчас переписываемся, - обсуждаем вопросы, относящиеся и к Священному Писанию, и к истории Церкви, и к разным предметам естествознания.
О воскресении мёртвых, одних при втором пришествии Иисуса Христа, других - при конце Света
Закруглив обсуждение вопроса о воскресении мёртвых в переписке со своим товарищем, для вас, уважаемые читатели, вернее для тех из вас, кто верит написанному в Библии, хочу дополнительно рассказать, когда и каким образом будет происходить воскресение из мёртвых.
В Христианском мире существует несколько версий о том, когда и каким образом Господь Бог воскресит наши тела. Но здесь я рассмотрю лишь одну - ту, что является наиболее употребительной в разных церковных деноминациях. Сразу скажу, что в некоторых деталях эта версия расходится с моими предположениями, но всё по порядку, а там сами решайте...
Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: "Если в первые дни душа находится ещё как бы в плену у времени и пространства, хотя и вне их, то на третий день она выходит за пределы видимого мира. Однако здесь её ждут испытания, называемые в православной традиции "мытарствами", когда душа испытывается за все грехи, которые человек совершил в жизни. Затем душа узнает приговор о своей дальнейшей участи. Этот приговор не окончательный, так как окончательное решение будет вынесено на Страшном Суде. Однако с этого момента душа находится в предвкушении блаженства или в страхе мучений. До Страшного Суда возможны изменения в её судьбе. Именно поэтому в Православной Церкви широко распространена практика молитвы за усопших... Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить, и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мёртвых и всеобщий Суд, который станет окончательным для всех людей".[3]
Как видите, в учении православных богословов (и католических), в отличие от Апостола Иоанна, нет и речи о двух воскресениях: о первом - воскресении Церкви Христовой и вознесении Её навстречу Господу при втором пришествии Иисуса Христа (Отк.20:5,6), и о втором воскресении через тысячу лет после первого - воскресении всех остальных людей при конце Света, для суда над ними (Отк.20:5-21:2).
Эти богословы в своём учении объединили в одно событие второе пришествие Иисуса Христа и конец Света, проигнорировав пророчества Священного Писания о Тысячелетнем Царстве Израиля и о том, что после второго пришествия Господа сатана будет скован на тысячу лет в бездне, а потом вновь выйдет обольщать народы (Отк.20:2). Также проигнорировав места Библии, говорящие о том, что между вторым пришествием Иисуса Христа и концом Света будет целое тысячелетие жизни людей на нашей земле.
Почему богословы этих Церквей игнорируют Библейские пророчества - это уже второй вопрос, требующий отдельного рассмотрения, а сейчас я просто приведу одно из мест книги Откровения.
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. (Откр.20:1-10)
Хотя, наверное, всё же необходимо хотя бы в двух словах объяснить, почему в Православной и, особенно в Католической эсхатологии, преданы забвению вышеуказанные пророчества Священного Писания.
Начиная со времён Константина Великого - с IV века - Христианство стало государственной религией Римской империи. С тех пор на поместные церкви и на их руководителей начинает изливаться "золотой дождь" прямых и косвенных государственных вложений. С тех пор христианские церкви на западе и на востоке империи начали тесно сотрудничать с государственными властями, а столицы: Рим и Константинополь стали и центрами Христианства - центрами поклонения Богу. А с другой стороны многие ещё помнили, что именно Римская империя разрушила Иерусалим и Храм, что именно Римская империя совершала и продолжала совершать ужасные гонения на евреев. И в данных условиях церковные богословы и книжники встали перед выбором, либо остаться верными истине, но утратить благосклонность римских властей, либо "подкорректировать" учение Церкви в угоду власть имущим. Либо по-прежнему учить, что хотя евреи и отвергли Иисуса Христа, но распяли Его римляне. Либо по-прежнему учить, что не навсегда Господь Бог отверг Израиль, что Израиль все-таки остаётся народом Божьим. Либо по-прежнему учить, что наступит время, когда восплачет Израиль по отвергнутому ими Мессиии и тогда (именно тогда) будет второе пришествие Иисуса Христа. Либо по-прежнему учить, что Рим - великий Рим - всего лишь столица языческой империи, либо...
Как показала история, кто платит, тот и музыку заказывает даже в церкви, ибо и православные, и католические богословы придумали новый "конец Света", приятный для слуха мирских властей, одаривающих церкви золотом и строящих им храмы.
А евреи? Да велика ли беда, если мы "забудем", что будет Тысячелетнее Царство Израиля? Ничуть, тем более что все ещё помнили, что в течение первых веков евреи много раз гнали христиан. Так, шаг за шагом, церковные книжники "предали забвению" пророчества о будущем Тысячелетнем Царстве, "предали забвению" пророчества, что возвращение к Богу Его народа будет великим благословением для всей земли.
Они отвергли истину, поэтому и стали "лепить" в одну кучу все события от второго пришествия Иисуса Христа до конца Света. Поэтому им и пришлось из учения о воскресении мёртвых выбросить отдельное воскресение Церкви при втором пришествии Господа. Да и о вознесении Церкви при Втором Пришествии, естественно, ничего внятного уже не могли они сказать в своей эсхатологии и экклесиологии.
Кстати, в учении многих протестанстских церквей тоже отсутствует Тысячелетнее Царство Израиля: они учат, что Библейские пророчества, говорящие о Тысячелетнем Царстве пророчества относятся к времени земного бытия Церкви - но это уже другая тема, не относящаяся к воскресению мёртвых.
Так всё же, каким образом Господь Бог воскресит наши тела?
Здесь тоже существуют разные теории. Некоторые богословы считают, что Бог будет воскрешать именно те тела, которые были при земной жизни у людей. Поэтому, они учат, чтобы верующие уделяли большое внимание форме погребения.
Конечно же, я не знаю деталей того, каким образом Господь Бог будет воскрешать наши тела. Не знаю. Но и в версии богословов, считающих, что будут воскрешены бывшие наши тела, вижу серьёзные недочёты.
Во-первых, если, как они учат, что Господь Бог будет воскрешать бывшие наши тела, то какие? Ведь почти все клетки нашего организма обновляются в среднем за семь лет. Следовательно, моё тело, учитывая, что я прожил пятьдесят лет, обновилось уже семь раз. И теперь оно совсем не такое, как было у меня при рождении, или даже в тридцатилетнем возрасте, - оно иное и на клеточном, и на молекулярном, и на атомарном уровне. Да и внешне я выгляжу, мягко говоря, совсем не так, как в детстве. Какое же тогда "моё тело" воскреснет, если при жизни вещество из которого оно состояло, постоянно изменялось, сохранялась и передавалась только генетическая информация? Уточняю: именно информация, хранящаяся в генах, а не атомы, из которых составлены гены.
Обратите внимание также и на такую деталь: в своих видениях люди видят умерших не в том виде, в каком они умерли, а, например, мужчину, умершего от рака в пожилом возрасте, видят как здорового, сорока-пятидесятилетнего.
Во-вторых, учение о воскресении бывших тел умерших приверженцы своей теории обосновывают тем, что воскресшие будут узнавать друг друга. Аргумент веский, но ведь и сейчас души умерших узнают друг друга, хотя и не имеют тел (Ис.14:9-16). Следовательно, в духовном мире узнавание, да и вообще, передача и приём информации происходит не так, как в материальном мире. Даже здесь, на земле, мы зачастую узнаём близкого нам человека не только визуально или по его голосу, а сердцем, интуитивно, даже по стилю письма.
И третий, пожалуй, самый веский аргумент против такого учения. В Священном Писании сказано, что сначала будет конец Света, то есть, сначала земля и все дела на ней сгорят, вся вселенная воспылает и свернётся как свиток, и только потом Господь Бог воскресит мёртвых для суда (Откр.20:9-14; 2Пет.3:10-13; Ис.34:4). Так какие тела Он будет воскрешать - те, что сгорят вместе с землёй и со всей вселенной при конце Света? Получается, что так - тогда, выходит, что воскреснут они из вселенского пламени.
Да тайна сия, велика есть. Но Апостол Павел приоткрывает нам то, как будет происходить воскресение наших тел. Приоткрывает в земных прообразах, как бы говоря: "Я не могу вам объяснить Божьи духовные явления, поэтому приведу лишь грубые земные аналогии".
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. (1Кор.15:35-40)
Постараюсь проявить некоторые закономерности в сказанном Апостолом.
Первое, о чём говорит Павел: наши ветхие тела должны прежде умереть, то есть наши души должны прежде покинуть их.
Второе, - как думаете, при разложении семени, что передаётся от него новому растению? Плоть? Нет, плоть почитай вся разлагается на элементы питания для нового растения, не считая, конечно, защитных оболочек семени и того, что впоследствии сгнивает. От семени новому растению передаётся информация о будущем теле, генетический код.
Из этих двух аналогий уже можно сделать некоторые выводы.
Изначально, при зачатии, новый человечек получает душу и дух от Бога, а генетический код своего тела со всеми его безусловными навыками и некоторыми чертами характера - от родителей. Затем душа поддерживает жизнь человека в земном теле и при этом сама развивается в нём (душа живая). После смерти душа оставляет тело, но, оставляя, она несёт в себе уже не только все те знания и переживания, что приобрела, - то есть приобрёл человек за время жизни в теле, но ещё несёт в себе информацию и о теле, жизнь которого она поддерживала в течение определённого периода времени (жизни человека).
Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:42-44)
Здесь Апостол Павел пишет о том, что наши воскресшие тела будут не земными, не душевными, а духовными. В земной жизни информация о тленных телах передаётся детям от родителей (начиная от Адама и Евы), передаётся на тленных носителях информации - генах. Но для бессмертных духовных тел не годятся тленные материальные генетические носители информации, которые были в наших земных телах - не годятся клетки ДНК. По крайней мере, тленные материалы не подходят для "строительства" бессмертных тел в том виде, в каком они были переданы нам от родителей. Бессмертным духовным телам нужна бессмертная форма хранения и передачи информации - то есть бессмертная душа, несущая в себе код для созидания вечного тела. Бессмертная бесплотная душа человека получает всю информацию о генетическом коде тела, так как именно душа человека поддерживает его жизнь в земном теле.
Итак, после смерти и выхода души из тела не какие-то тленные материальные гены, а именно наша бессмертная душа несёт в себе информацию о будущем бессмертном духовном теле.
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. (1Кор.15:45,46)
И завершает Апостол Павел тему о воскресении мёртвых следующим удивительным выводом: если раньше наша душа могла поддерживать лишь нашу жизнь, лишь жизнь своего тела, то после воскресения мы обретём способность даровать жизнь другим и поддерживать жизнь в других. Вспомните слова Иисуса Христа: "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоан.5:26)". И ещё вспомните, что сказал Христос о плоти: "Дух животворит; плоть не пользует нимало. (Иоан.6:63)".
Что получается? Земная плоть умершего человека исполнила своё предназначение - дала возможность для развития его души и духа (которые жили, развивались и во время смерти вышли из ветхого тела). Кроме того, земная плоть дала душе информацию о будущей духовной плоти, не просто материальную генетическую информацию, а именно духовную информацию. Информацию, пригодную для того, чтобы при воскрешении мёртвых Господь Иисус Христос воскресил не старые материальные наши тела, которые носили в себе генетические коды и ветхость нашего мира, а вечные духовные тела. Воскресил одних при Своём втором пришествии, а других при конце Света, в пламени пылающей вселенной.
Вот такие у меня получились выводы из анализа рассказа Апостола Павла о нашем воскресении. По-моему, очень интересная гипотеза.
Слава Богу за Его любовь и за Его откровения!
--
Исследуя материалы о воскресении мёртвых, я вспомнил видение, представшее предо мной накануне смерти моей мамы. Слова о встрече и узнаваемости на Небе пробудили это воспоминание.
В ту ночь, примерно за полчаса как мама умерла, я проснулся: как будто кто меня специально разбудил. В доме, естественно, было темно, но я всё слышал и понимал, что уже не сплю. Вдруг не глазами, а духом своим вижу - как будто сквозь потолок вижу небо. Но это небо не земное, со звёздами, а другое - тьма и тишина, уходящая вверх, в беспредельность. И в этой темноте в вышине выплывает женщина в длинном платье: она приближается к дому и как будто проявляется всё яснее и яснее. Я вижу её все лучше и лучше. Но это было не рассматривание черт лица, а как будто я видел и лицо, и душу в целом - именно личностную душу: сразу и внешние черты, и характер, и то, что волнует её, и о чём она думает. Это видение, хотя и похоже своими чертами на обычную человеческую фигуру, но видится и воспринимается не так, как фигура телесная или лицо телесное: когда видны лишь внешние очертания. Здесь различимы внешние черты, но одновременно абсолютно не сокрыты от тебя и мысли, и переживания, и даже характер человека.
Душа этой женщины медленно в абсолютной, какой-то космической тишине подплыла и остановилась в ожидании на некотором расстоянии над нашим домом. Я увидел, почувствовал, что она ждёт скорой встречи и что она уже очень долго ожидала этой встречи. И как будто кто вкладывает знание внутрь меня, что это мать моей мамы; такое чувство, как будто я узнал её (мою бабушку, которую я никогда не видел, так как она умерла до моего рождения).
Потом выплыли из небесной темноты и остановились немного сзади бабушки другие умершие близкие родственники моей мамы (их было немного). И ещё один (расскажу и о нём, чтобы яснее раскрыть картину духовного мира, - не сокрою). Он выплыл как бы с другой стороны и остановился в стороне. И не знаю, каким образом, но я понимал, что ему дано право увидеть мою маму, но только лишь увидеть: ни приблизиться к ней, ни общаться он не может, так же и быть вместе с другими ожидающими тоже не может. Я мысленно спрашиваю: "Почему он (назвал его по имени) стоит в стороне?" - и в тот же миг понимаю: потому что он покончил жизнь самоубийством, и его душа в другом месте и не может быть рядом с душами остальных. И ещё - я обратил на это внимание - полученное мной понимание его положения было как простое объяснение: никакого осуждения или оправдания в этом знании не заключалось.
И тут я понял, что они ожидают встречи с моей мамой и, значит, она сейчас умрёт.
В этот момент проснулся отец и зажёг свет. Мы подошли к маме; было видно, что она уже умирает. Я стал на колени возле её кровати, взял за руку и стал молиться за неё, чтобы Господь даровал мир её душе. И через пару минут мама тихо и мирно отошла. И я понял, что её душа встретилась со своими родными.
В тот момент, когда я молился о маме, через короткое время я обратил внимание, что молюсь словами из Псалма: "Господь - Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим", - это был ответ на мою молитву, что Господь Бог позаботится о ней, и мама более не узнает ни боли, ни жажды.
Вот такая получилось у меня глава о смерти и воскресении.
Молю Бога; чтобы, прочитав эту главу, вы не просто вспомнили о своей пережитой печали, а обрели утешение и познание о чём-то новом для себя.
Мир вам!
Сноски
[1] Барнуэлл К. и др. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. с.317, 393.
[2] Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам. п.8,9.
[3] Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. Гл.54,55: Воскресение мёртвых, Страшный суд.
Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Барнуэлл К. и др. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К.Барнуэлл, П.Дэнси, Т.Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. - 495 с.
3. Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам [Электронный ресурс]/ - Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios - Электронные текстовые данные по источнику Писанiя Мужей Апостольскихъ/ Въ русскомъ перевод?, со введенiями и прим?чанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. - СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. - С. 279-284. - 2012. - Режим доступа: http://agios.org.ua/wiki/index.php свободный.
4. Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы [Электронный ресурс]/ Митрополит Илларион (Алфеев). - Благовещение, библиотека православного христианина. - Свободный режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev30/Main.htm . Эл-я версия печатной публикации.