Аннотация: В статье рассмотрен вопрос: в чём верующие во Христа будут равны пред Богом, а в чём будут различаться? И что означает: быть большим в Царстве Небесном?
Царство Небесное - это Небесная семья
Глава из книги "О чём спорят Христиане"
В статье рассмотрен вопрос: в чём верующие во Христа будут равны пред Богом, а в чём будут различаться? И что означает: быть большим в Царстве Небесном?
"В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное". (Мф.18:1-3)
Ученики спрашивали Иисуса Христа: "Кто больше в Царстве Божьем?" - в ответ Он поставил среди них ребёнка. Согласитесь, начало довольно неожиданное. А дальше последовали слова ещё более удивительные: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное". Слово, переведённое здесь, как "обратитесь", в греческом оригинале имеет ещё значения: "возвратитесь, превратитесь". Превратиться в дитё Божье - вот условие, выдвинутое Иисусом Христом, чтобы человек стал большим в Царстве Небесном.
Это первое условие: в Царство Божие войдут лишь дети Божьи, принятые Отцом через Сына.
А теперь подумайте, как кто-то может быть дитём Божьим в большей степени или в меньшей? Наши дети являются нашими детьми не потому, что они пользуются влиянием среди других людей, и не потому, что они совершили великие дела, а просто, потому что они наши дети.
Затем, продолжая Свою мысль, Иисус отвечает уже и на вопрос: "Кто больше в Царстве Небесном?".
"Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном". (Мф.18:4)
То, что не будут великими в Царстве Небесном верующие, превозносящиеся перед другими, эгоистично пользующиеся трудом и добротой других, а наоборот, они будут постыжены и осуждены Господом Богом - ни у кого не вызывает ни сомнения, ни возражения - тут всё ясно. Но, то, что не будут большими в Царстве Небесном те, кто сейчас уничижает себя, кто служит и благотворит ближним своим - это уже кажется парадоксальным.
- Э, брат, наверно ты ошибаешься - думаю, возразят мне некоторые читатели, ведь написано: "Иисус же, подозвав их (учеников), сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мар.10:42-44)". И эти слова Иисуса Христа доказывают что те, кто служит другим, будут большими в Царстве Небесном.
- А я и не спорю, что служащие другим тем самым имеют больше обязательств, и, следовательно, они наделены от Бога большими полномочиями. Но нужно учитывать, что Иисус Христос эти слова сказал ученикам, имея в виду не грядущее Царство Небесное, а взаимоотношения между ними здесь, на земле. Поэтому будем послушны Слову, будем в Церкви служить друг другу, будем помогать друг другу, будем возрастать в духе и истине, будем стремиться к совершенству и отвергнем всякую лень, всякий эгоизм. А возможность послужить ближнему своему Господь всегда предоставит, было бы желание (ведь служение Господу Богу и Церкви не ограничивается кафедрой и богослужениями).
"Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". (Фил.2:4,5)
В нас должны быть те же чувствования, какие в Господе - и здесь, на земле, и потом, в Царстве Небесном.
Скажите, а Иисуса Христа волновал вопрос: насколько Он велик? Нет, не волновал. Да, Он - Сын Божий, и Он никогда не отрекался от этого. Но уничижив Себя, Иисус Христос сделал это не ради будущей славы Спасителя и Главы Церкви, не ради того, чтобы быть большим в Царстве Небесном. Просто, Он возлюбил нас, вот и сделал. Это ученики Иисуса Христа всё рядились между собой, кто из них больше, но никак не Иисус Христос.
В Царстве Божьем, как понимаете, уже каждый человек будет желать и думать так, как желает и думает Иисус Христос. Следовательно, хотя Господь и не обличал учеников за их мысли, но наше желание не возвеличивать себя должно уже здесь, на земле, становиться не только внешним поведением, но и внутренней потребностью.
Господь сказал: "Кто умалится как это дитя, тот и больше (в Царстве Небесном). (Мф.18:4)".
Как ребёнок может заботиться о ком-либо, или как младенец может быть слугой кому-либо? Но именно ему - самому малому, будет наибольшее внимание и забота. - На каком основании? Разве дитя заслужило быть большим в Царстве Небесном? - Нет, не заслуживает ни на каком основании, а больший просто, потому что он маленький, вот поэтому ему и уделяется больше всех внимания и заботы.
В Царстве Небесном будет не как в государстве, а как в дружной и доброй семье, где наибольшее внимание и забота - младенцу (самому беспомощному). А остальные, кто старше, заботятся и помогают другим по мере своих возможностей, помогают в послушании Отцу Небесному, помогают во взаимной любви.
Так кто же будет большим в Царстве Небесном? Апостолы? Пророки? Учителя? Великомученики? Нет, только Бог - Отец наш небесный.
Рисунок 1. Мартин Шонгауэр. Святое семейство. Сколько внимания и любви к младенцу мы видим здесь. А также и заботу о животных, которые находятся в стойле: воистину, здесь царствует любовь. Любовь, как будет в Царстве Небесном.
Итак, в Царстве Небесном внутри Церкви Божьей никто из верующих не возвысится над другими братьями и сестрами во Христе.
В Царстве Божьем, конечно же, сохранится принцип, сказанный Иисусом Христом: "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так (Мар.10:42,43)", а вот завершающей частью этого предложения, пожалуй, будут Его слова: "А Я посреди вас, как служащий (Лук.22:27)".
Если Сам Царь Царей, наш Господь будет не царствовать над нами, а будет как служащий среди нас, то неужели кто-то из нас, будет возвышаться перед другими? Или может, кто из вас думает, что Иисус Христос при первом Своем пришествии вёл Себя с людьми так, а в Царстве Божьем будет вести иначе? Нет, Господь не изменяется!
А царствовать в Царстве Божьем будет любовь.
Вечная любовь и забота!
"А теперь (пока мы, Церковь, здесь, на земле) пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". (1Кор.13:13)
Мы сейчас даже представить не можем себе, насколько прекрасно будет в Царстве Небесном. Да разве могут, какие дворцы здесь на земле, разве может какое оплаченное деньгами угодничество сравниться с той благостью и любовью, что ожидают нас в Царстве Небесном? Нет! Нет! И нет!
И воистину, несчастнейшие те из богатящихся здесь, чей удел только здесь, на земле. Несчастнейшие, ибо сейчас они даже не разумеют ради какой ничтожной "чечевичной похлебки" они отвергают Царство Божие.
Да благословит вас Господь Бог войти в Царство Небесное!
- Внимательный читатель - помнящий о теме книги - спросит: ну и где здесь вопрос, о котором спорят церкви разных деноминаций? В Царстве Божьем будет царствовать любовь - кто же с этим спорит?
- Не сомневайтесь, спорят и очень спорят верующие по этому вопросу. Ведь если я прав, то получается, что Апостол Пётр не будет пред Богом выше, чем другие верующие, и что Апостолу Павлу Господь Бог даст венец правды (2Тим.4:8) не больший чем Он даст другим верующим во Христа, и что Мария - Матерь Господа Иисуса не будет величаться Царицей Небесной пред Богом. Получается, что святые угодники не будут ближе к Господу, чем мы - так называемые, простые верующие. Теперь видите, насколько спорную и сложную тему я затронул?
Но если я оказался не прав при описании взаимоотношений в Царстве Божьем, то тогда получается, что они соответствуют тому, как они описаны Марком Твеном. Процитирую его писания Рая: "Сэнди говорит: Сторми, тебе предстоит интереснейший вечер. По всей вероятности, будут какие-нибудь патриархи.
- Неужели?
- Да, скорей всего. Конечно, они держатся как аристократы, перед простым народом почти не показываются...
- А нимбы у них есть?
- Нет, во всяком случае не ободком. Архангелы и патриархи высшей категории носят кое-что получше. Они носят великолепный круглый сплошной нимб из чистого золота, посмотришь - просто глаза слепит. Ты, когда жил на земле, не раз видел на картинках патриарха с такой штуковиной, помнишь? Голова у него точно на медном блюде. Но это не дает правильного представления, - то, что носят патриархи, красивее и лучше блестит.
- Сэнди, а ты разговаривал с этими архангелами и патриархами?
- Кто, я? Что ты, что ты, Сторми! Я не достоин разговаривать с такими, как они... Здесь имеются такие важные аристократы, что мы с тобой недостойны чистить им сандалии, но и они недостойны чистить сандалии у патриархов и пророков. Это дает тебе некоторое представление о их ранге, так? Соображаешь теперь, какие они важные? Поглядел на одного из них - и будет о чем помнить и рассказывать тысячу лет. Представь себе, капитан, что Авраам переступил бы этот порог, - вокруг его следов сейчас же поставили бы ограду с навесом, и паломники стекались бы сюда со всех концов неба многие века, чтобы только посмотреть на это место".[14]
Конечно, великий писатель-юморист изобразил Рай в гротескной, ироничной форме, но присмотритесь, ведь если отбросить иронию, то в принципе получается описание, в точности соответствующее и описанию Апостола Петра, восседающего с ключами от Рая, и описанию Апостолов и Патриархов, величаемых и прославляемых в Раю, и так далее. Так что, ещё раз повторяю, рассмотрен был вопрос, вызывающий большие споры среди верующих разных Христианских деноминаций.
Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 1998. - 1244 с.
2. Твен Марк. Путешествие капитана Стромфилда в рай [Электронный ресурс]/ Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. - 2000. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа http://lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN/stormfil.txt свободный. (Электронная версия печатн. публикации: Избранные произведения т.2. - М., Гос. издательство художественной литературы, 1953).