Потоцкий Игорь Иосифович
Талый снег
Lib.ru/Современная литература:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
© Copyright
Потоцкий Игорь Иосифович
(
igor_po@rambler.ru
)
Обновлено: 18/04/2010. 323k.
Статистика.
Статья
:
Поэзия
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Книга стихов
Из зренья твоего я выпал,
как будто винтик из души.
Снег наметал сугробов глыбы
и путал мальчик падежи.
Я шел по городу, став тенью,
познав нешуточную связь
с последним из стихотворений
твоих, где ты в любви клялась.
Все эти скверы и кварталы -
сквозь необычное стекло -
в снежки играли снегом талым,
чего случиться не могло.
Я шел, раздавлен ношей злою,
как и положено глупцу,
а ты незримою слезою
уже стекала по лицу.
Густая ночь зажгла все звезды
так ярко, будто фонари,
но я тобою не опознан,
по крайней мере, до зари.
Ты в эту ночь ждала другого,
а я, как истый враль и плут,
к тебе прокрался бестолково -
к постели, где меня не ждут.
Но темень в комнате такая
и так я грешен и смущен,
что ты смеешься, полагая,
что он - не я, а я - не он.
Не мне ты доверяешь тело,
в небесный рай со мной летя,
хоть мне нет никакого дела,
что я - не он, а он - не я.
Спасения ищу на этом бедном свете,
хоть перед ним пока не чувствую вины.
Зачем так горячо в июле солнце светит,
когда уходит прочь последний луч луны?
Он соскользнул в века, а может быть, вонзился
в край роковых небес, нависших над землей,
но на краю небес с ночною мглой простился,
спустился под откос и бросил нас с тобой.
И, брошенные им, мы побрели уныло,
чтоб мужество найти и слез не показать,
чтоб ночь, осиротев, всю нащу боль укрыла,
слегка посеребрив моей любимой прядь.
Безумие читать твое тело,
будто звездную карту; будто
колокольный звон - ты долго звенела,
как секундами одна минута.
И накатывались, как волны,
глаза твои, губы, плечи, руки,
как накатываются валторны
и виолончели тягучие звуки.
Листва разрывалась от прикосновений
грубых капель осеннего ливня.
Единственное мое спасение -
помнить все буквы твоего имени!
Голос твой множится, как звезды на небе,
он преследует меня, не дает перевести дыхание.
Голос твой - колоколов многоярусный молебен
и попытка моя заглушить воспоминание об Анне.
Она была моей от взмаха ресниц до запястий
и ножек, стройных, как две античные колонны,
упирающиеся в небо. Вершины застит
туча, рассыпающая колоколов перезвоны.
Ах, эта Анна, гимнасточка и блудница,
при ней лица мужчин вспыхивали, как фонарики.
Ей бы удивиться, потом загордиться,
а она, двадцатилетка, любила бумажные кораблики.
Это было в стране первозданной
юношеских безумств, где вралось и мечталось.
Анна заменяло мне мироздание,
а потом уплыла в море и там осталась.
И тогда ты, с телом из перламутровых раковин,
возникла из мрака пройденных дней,
чтобы заполнить собою вакуум
оставшийся после Анны и стать моей.
Николаю Макаренко
Волна с волною шепчет бросово
одну мелодию Утесова,
чтоб заново ее начать,
когда замолкнет речь чужая,
поставив вечности печать,
другим созвучьям угрожая.
Люблю я это пенье волн,
что ширятся со всех сторон,
как вороны сбиваясь в стаи,
одну мелодию твердя,
похожую на гул дождя
и Книгу Вечности листая.
Очарованье прежних дней,
сверкание огней неспешных,
когда в душе уже стройней
сражения полков потешных.
Все эти дни ползут вперед,
внимая птицам в поднебесье,
и не беря еще в расчет
чужих печалей, злых известий.
Но не сдержать уже страстей,
всех их внезапных толкований,
воспринимая мир острей
всех ожиданий и свиданий.
Был сон глубок, а пробужденье мнимо,
но день уже ступил за свой порог.
Была любовь твоя необъяснима -
она легко терялась между строк.
Она меня пронзала долгой дрожью,
как будто встретил снегопад в саду,
Потом я умер, но затем я ожил,
почувствовав, что вновь тебя найду.
Без улыбки по ровному дню
я иду, словно камень ко дну,
словно голосом я не владею
и, накинув веревку на шею,
я почувствовал холод петли,
оторвавшей меня от земли.
В этом городе мне одиноко
и бродить одному мне - морока:
слишком сумрачны злые дома,
слишком долго в нем длится зима
и заместо спокойной лазури
в небе копятся снежные бури.
Как мне страшно брести наугад,
замечая, что следом летят
сплетни, домыслы, просто догадки,
как листки из девичьей тетрадки,
где мешаются правда и ложь,
что меня никогда не поймешь.
Кисточка жизни рисует зданья, тропинки,
поединки зимы и весны, травинки,
бабочку, сидящую на медузе,
потом то, как я однажды струсил,
разбрасывая свои поцелуи
почти вслепую.
Но снова в акварельных размывах
женщины застыли в позах горделивых,
как русалки или же - как вакханки,
друг с другом устраивая перебранки,
заполняя, как будто в широком пробеле,
собою все дни мои и недели.
Осень властвует над нами
вдохновенными мазками,
ведь привязаны мы к ней -
голубой, салатной, желтой;
серебром и позолотой,
мир одевшей до корней.
В ней - печалей робких сгусток,
ветер, опьяненный хрустом,
лист, плывущий наугад
по реке или по луже.
Но пока не верит в стужу
за окном шумящий сад.
Ветром найден ключ скрипичный
и звучит вновь героичный,
и возвышенный мотив
на листве дубов и кленов,
создавая для влюбленных
неизвестный прежде миф.
В ночном безмолвии, возле обрыва над морем,
я заглядывал в глаза волн, излечась от страха,
не сумев поделиться с городом своим горем,
но все свои обиды мимоходом отправив на плаху.
Волны сбивчивые со мной вели речи,
выдыхая их белой пеной, на песке оставляя
гул фраз, не имеющих прилагательных и наречий -
только полет существительных в ночь вонзая.
Мне хотелось прыгнуть в морскую пучину,
чтобы берег отдалялся все дальше и дальше,
чтобы женщина на слезы имела причину -
поздней осенью на обезлюдевшем пляже.
Я стоял, не имея сил, чтоб последний
сделать шаг. Подо мною шумело море -
надоедливо, как по городу злые сплетни,
как трава поредевшая на косогоре.
Ночь продолжалась. Звезды скрипели зубами
от бессилия, что они наверняка не помогут.
Осенние кроны больше не шумели стихами,
что мертвые осиливают свою дорогу.
За мной был город, состоящий из спеси
и нищеты, а совсем рядом
море ворочалось, выходя из пролога пьесы,
как собачья морда из претьев ограды.
На языке листвы и трав,
дыханье задержав,
я указую, что был прав,
тебе письмо послав.
Оно минует сто держав,
луч солнечный зажав,
явив свой бесшабашный нрав,
к твоей руке припав.
На языке листвы и трав,
из сорока дубрав,
покой сердечный потеряв,
разбив на десять глав,
тебе доверю сорок строф,
где ровно сорок облаков,
где сорок бешеных ветров
к тебе послать готов.
Между прошлым и настоящим неуловима связь -
так на леске крючок болтается, а умная рыба
стороной уплывает, собой безмерно гордясь,
хоть она голодна и в желудке пусто до всхлипа.
Я на рыбу похож, но мои плавники - мираж,
но зато я чувствую, как ощетинились жабры,
и беру я прошлое время на абордаж,
чтобы женщина не сказала: "Какой ты слабый!"
Льются рифмы, как солнечные лучи,
лист бумаги напоминает бурное море,
а из прошлой жизни недели просят: "Молчи!",
а года мне вдогонку пророчат тоску и горе.
На горе высокой, откуда сбегает родник,
восседает двойник мой, оброс бородой давно он.
Только к той бороде все морские волны впритык,
чтобы в памяти долго хранился их мерный гомон.
И качает рыба опять своим плавником,
обходя все приманки, блестя золотой чешуею,
мне нашептывая рыбьим своим языком,
что с моим двойником веселее опять, чем со мною.
В моем гарнизоне служили фронтовики бывалые,
пережившие атаки кровавые,
познавшие отступление и наступление,
к победе ощущающие стремление,
обмороженные в долгих зимних ночах,
сохранившие боль в своих ясных глазах,
не боявшиеся начальника-дьявола
и жизнь свою начавшие заново.