Прядкин Виктор Максимович
Блеск и нищета города Тынды

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 21/12/2013.
  • © Copyright Прядкин Виктор Максимович (pryadkin.viktorm@yandex.ru)
  • Обновлено: 26/06/2013. 53k. Статистика.
  • Глава: История
  • Оценка: 7.42*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "Неизвестный БАМ"

  •   
       Предисловие
      
       Впервые, на то место, где сегодня расположен город Тында, я прибыл в ноябре 1962 года. Это был райцентр Джелтулакского района, поселок с деревянными избами с названием Тындинский. Никакой промышленности и других производств, за исключением крохотной автобазы в поселке не было. Но зато были все атрибуты районного центра: Джелтулакский районный комитет КПСС (Райком), Джелтулакский районный исполнительный комитет (Райисполком), Джелтулакский районный комитет ВЛКСМ (Райком комсомола), Районный ДОСАФ, Военкомат, районный суд, районный отдел милиции (РОВД), районная газета "Авангард", маленькая типография, да метиостанция.
       В тот раз в райцентре были организованны районные соревнования по многоборью, среди школ района. Бегали на лыжах, стреляли из малокалиберной винтовки, и еще что- то, уже не помню. Мы, группа ребят спортсменов, сборная Соловьевской школы, добирались до этого поселка на попутных машинах. Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), начинающая свой путь от поселка Большой Невер, (о которой расскажу ниже), была единственной сухопутной дорогой, связывающей Якутию с остальным СССР.
       За старшего, у нас был учитель физкультуры или "физрук" как его все звали за глаза. Он договаривался с шоферами, которые обедали в Соловьевской столовой, и рассаживал нас по одному и по два в кабину груженого грузовика. Ехали от поселка Соловьевска до поселка Тындинского очень долго, 4- 5 часов. Приехали уже поздно вечером, нас накормили в Тындинской столовой и уложили спать на матах в школьном спортзале (сейчас на этом месте расположена школа ?7). Никаких простыней и подушек, разумеется, не было. На следующий день были соревнования, а после соревнований обед, и физрук вновь, как и в поселке, Соловьевске, бегал по грузовым машинам, которые стояли возле столовой, но уже в поселке Тындинском, и вновь договаривался с шоферами, что бы нас довезли обратно до поселка Соловьевска.
       После этой первой поездке, я стал чаще бывать в поселке Тындинском. Приезжал на районные спортивные соревнования, комсомольские сессии, слеты, конференции и другие мероприятия. О БАМе разумеется тогда и речи не было. Вернее сказать, была речь, но о БАМе довоенном. Поезд в поселок Тындинский пришел еще до войны в далеком 1937 году. Но в 1942 году сняли рельсы и увезли под Сталинград, а на бывшей насыпи, которую заключенные отсыпали при помощи ломов, кайло, кирок, лопат и тачек, росли деревья в обхват. Впрочем, все по порядку.
      
      
       Краткая история поселка Тындинского
      
       Поскольку в поселке Тындинском проходила моя юность, а город Тында вырос на моих глазах, естественно мое желание знать историю этого поселения, который кроме прочего, является моей малой Родиной. В частности, меня интересовала история географического названия поселка, а потом и города. С чем связано его появление? Скажу сразу, однозначного ответа у меня нет и сегодня. В разных источниках по-разному трактуют его значение. То это "темная вода", то "темная река". А слово "тында" переводится с якутского, как "гнилая"... "Тында" в словаре Даля "Тында ж. тул. дылда, дура; неряха. Мне кажется, более правдоподобно звучат два следующих определения.
       Первое. Прежде всего, это название специалисты относят к эвенкийскому "тэнда", корень которого "тэн" переводится как "ровный перевал", "лес на ровном водоразделе", "берег террасовый", а производное "тэнди" означает "береговой".
       Второе. Связывают слово Тында с глагольным тунгусо-маньчжурским корнем "тэн", означающим в эвенкийском языке "освободить оленей от упряжки", в негидальском и эвенском -"выпустить, распрячь", удэгейском и ульчском -"выпустить" (звучит тында). Таким образом, топоним Тында мог сложиться на основе значения "освободить оленей от упряжки". Лично меня смущает одно обстоятельство. Через город протекает река, название которой тоже Тында. Если выше приведенные доводы верны, то объяснение единственное, сначала дали название местности (где освобождали оленей от упряжки, а потом уже, по привычке, так же стали звать и реку. Дело в том, что через каждые 50 километров "великой тропы", как местные эвенки называли будущий АЯМ, строились "заезжие" посты. Такой "заезжий" пост был построен на берегу реки Танды.
       Река Тында образуется на севере района в результате слияния двух рек Малая Тында и Большая Тында. В пределах одноименного города Тында, впадает ее основной приток река Геткан. А сама река Тында, впадает справа в реку Гилюй, которая в свою очередь впадает в реку Зея.
       В Тынде и сегодня проживают коренные жители, которые были свидетелями, как по реке Тынде в больших объемах сплавляли лес, который заключенные рубили в больших объемах. К сожалению той реки, которую застал еще я, уже нет, она значительно обмелела. Этому есть объяснение, но об этом я расскажу ниже.
      
       Когда Администрация Тындинского района готовила восьмидесятилетний юбилей району, поднимались многие архивные документы. С 1997 по 2002 гг., я и сам работал в администрации района в качестве заместителя мэра района. По архивным данным, в 1907-1908 гг. на месте нынешнего города Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён. В 1917 году, поселение стало перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём. По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. В 1931 году, в п.Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Джелтулакский национальный (Эвенский) район - районный центр Джелтулак - был образован в соответствии с Постановлением Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 10 декабря 1930 г.
       В 1932 году в связи с началом строительства БАМ, а конкретней железнодорожной ветки БАМ-Тында, население поселка Тындинский стало расти за счет прибывающих сотрудников ОГПУ и вольнонаемных с семьями. И сегодня еще стоят срубленные из лиственницы одно и двух этажные бараки на ул. Верхней Набережной, предназначенные для этого контингента.
      
       Административно - территориальная чехарда
      
       Известно, что первым из русских землепроходцев в Приамурье проник землепроходец В. Д. Поярков (1643-1644) со своим отрядом. В 1650-1660 годах земли по Амуру исследовал Е. П. Хабаров, который основал город Албазин, ставший центром русского воеводства.
       "4 июня 1685 г. 15-тысячное маньчжурское войско при поддержке 150 полевых и 450 осадных пушек осадило деревянную албазинскую крепость, которую защищали 450 казаков с 3-мя пушками и 300-ми мушкетами. Первый приступ был отбит с огромными потерями для осаждающих, после чего казакам удалось беспрепятственно покинуть крепость. В августе того же года они вернулись на территорию крепости с подкреплением и восстановили снесенные маньчжурцами стены. 7 июля 1686 г. к крепости вновь подошло 8-тысячное маньчжурское войско. Осада продолжалась более двух лет. По подписанному в 1689 г. Нерчинскому мирному договору албазинская крепость отошла к Китаю. Прошло немало лет, прежде чем России удалось восстановить контроль над этими землями". (Издательский Дом "Новый Взгляд")
       В 1858 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев со свитой отправился в маньчжурский город Айгунь на переговоры. Там 16 (28) мая 1858 года был подписан Айгунский договор, в результате которого Приамурье окончательно вошло в состав России. В декабре 1858 г. была образована Амурская область в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Именно по инициативе Н. Н. Муравьева в 1854 году началось переселение казаков из Забайкалья в низовья Амура - и Приамурье окончательно вошло в состав России. Казаки-переселенцы основали здесь Амурское казачье войско.
       После событий 1917 года, на Дальнем Востоке и в Забайкалье творилась такое, что трудно и сегодня разобраться. Если коротко, то так. В 1920 году, учредительным съездом Прибайкалья была образованна Дальневосточная республика со столицей Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ), позже функции столицы перешли в город Читу. В состав республики были включены Забайкальская, Амурская и Приморская области, в том числе, Камчатка, Чукотка и Северный Сахалин. Позже Советская Россия отторгла Амурскую область, Хабаровский округ и Прибайкалье. На территории Приморья и Камчатки существовали местные про советские автономные правительства; в Забайкалье власть принадлежала Забайкальской республики во главе с атаманом Семеновым.
       В 1921 году после переворота во Владивостоке на территории Приморской области возникло новое государство Приамурский земский край. Северный Сахалин и железная дорога фактически контролировались японскими войсками.
       В самой Амурской области власть перешла к Советам 1918 году. Затем был Гамовский переворот, который организовало областное казачье правление. Впоследствии мятеж был подавлен, и в середине марта власть опять перешла к Советам.
       В апреля 1918 года, Амурская область была объявлена Амурской трудовой социалистической республикой. В этом же году к власти пришло правительство Колчака. Кроме колчаковского, в Благовещенске также разместилось командование японских оккупационных войск. А в 1920 году, была восстановлена советская власть.
       В 1922 году Дальневосточная республика присоединилась к РСФСР, и 8 ноября того же года Амурская область была переименована в Амурскую губернию. В 1926 году территория Приамурья была включена в состав Дальневосточного края. В 1932 году в составе Дальневосточного края была образована Амурская область. В 1938 при разделении Дальневосточного края Приамурье оказалось в составе Хабаровского края. И лишь в 1948 году Амурская область была выделена в самостоятельную область РСФСР.
      
       В те же годы, началась чехарда административного деления той местности, где я родился. Когда был образован Дальневосточный край, в его состав войдет Зейско-Алданский округ с центром в Рухлове (ныне Сковородино). На его территории сформируется район с центром в поселке Джелтулак,(ныне не жилой) основанном русскими купцами еще в начале ХХ века. В советский период образовывались новые административные границы, местность переходила в административное подчинение то одной, то другой области. Наконец в 1930 году был образован Джелтулакский национальный Эвенский район. В 1937 году образованную ранее Зейскую область упразднили, и район вошел в состав Читинской области. В 1948 году район перешел в административное подчинение Амурской области, в которой находится, по сей день. Правда, в ноябре 1977 года район переименовали в Тындинский.
      
       Амуро-Якутская автомобильная дорога (АЯМ)
      
       Но вернемся к дороге, которая сейчас называется федеральной, и имеет регистрационный номер М-56 и именуется "Лена", поговорить о которой, я обещал выше. Она стоит того, поскольку значение ее в экономике СССР, да и в новой России, трудно переоценить. Своему рождению поселок Тындинский обязан именно этой дороги.
       Идея соединить дорогой южные районы Якутии с территорией нынешней Амурской области, родилась ещё в 1870 году. Она связана со строительством золотопромышленным акционерным обществом Верхне - Амурская компания, Джалиндинского тракта, длиной 105 вёрст (верста́ -русская единица измерения расстояния, равная 500 саженям, 150 аршин или 1 066,8 нынешним метрам) .
       Еще раньше, в 1865 году горным инженером Н. П. Аносовым было обнаружено рассыпное золото в бассейне рек Джалинда и Янкан. С 1868 года началась интенсивная разработка месторождений драгоценного металла на территории, относящейся к Джелтулакскому (ныне Тындинскому) району. Именно с этого года ведет свое исчисление современное предприятие ОАО "Прииск Соловьевский" (расположенный в 124 км. от г. Тынды). На золотоносные места хлынули массы переселенцев, старателей, золотодобытчиков.
       Когда я готовил свою диссертацию на тему "Совершенствование управления природопользованием на примере Амурской области", перелопатил массу доступной архивной документации. Здесь, на территории нынешнего Тындинского района действовала золотая лихорадка по круче той, что описал в своих произведениях известный писатель. Просто в те годы, не нашлось своего Джека Лондона. Здесь находились не просто артельные поселки, но даже старательские республики, где действовали свои законы, нравы и правила.
       Сейчас кажется не вероятным, но основным транспортным средством того времени был верблюд. Верблюд в этих местах был предпочтительнее лошади. Он сильнее, выносливее, лучше переносит холод и неприхотлив в питании. Намного позже, верблюда заменил автомобиль.
       Строительство автомобильной дороги Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), предшественницы М-56 "Лена", началось в мае 1925 года, а осенью 1928 года, по дороге впервые прошёл автомобиль. К 1949 году дорога имела длину 727 километров, а в последующие годы автомобильная дорога Большой Невер - Якутск, имела протяжённость 1176 километров. Моста через реку Тында в поселке Тындинском, первоначально не было, от одного берега к другому ходил паром, в районе, где сейчас расположен стадион "БАМ". Первый деревянный мост через реку Тынду в поселке Тындинский построили в 1927 году. Он часто сносился большими паводками. В 1951-1952 гг. построили другой деревянный мост, прочнее, которого сменил теперешний, железобетонный, (построенный в 1975 году.)
       Как быстро летит время! Я помню, как горожане радовались этому мосту, а сегодня он является причиной частых пробок, особенно в часы пик. Нужен новый автомобильный мостовой переход, пропускная способность которого будет гораздо выше нынешнего, либо параллельно строить еще один мост.
      
       Краткая история города Тынды
      
       В одночасье, о Богом забытом поселке Тындинском узнала вся огромная страна, Союз Советских Социалистических Республик. В центральных СМИ того времени, был опубликован рапорт вождю, товарищу Сталину. В честь двадцатой годовщины "Великой Октябрьской Социалистической революции", раньше намеченного срока, от разъезда БАМ, что на Транссибе, до поселка Тындинского, 1 ноября 1937 года прошел паровоз с тремя вагонами по вновь построенной железной дороге именуемой БАМ.
       О том, кто построил дорогу, в прессе не сообщалось. Определенный круг знал, широкая общественность об этом узнала лишь 50 лет спустя. Стало известно, и почему скрывали. О том, что дорогу строили заключенные, знали многие, "шило в мешке не утаишь", гласит русская пословица. Тайной являлась другое - цена, которую заплатили за эти 180 километров. Она оказалась просто чудовищной. Исследованием БАМЛАГа занимались многие ученые. Напомню об одном, верней одной. Ольга Павловна Еланцева, доктор исторических наук, профессор. Исследовав и проанализировав многие документы, она опубликовала труд: "Строительство железных дорог на востоке России в 30-е годы". В этом труде она скрупулезно перечисляет эшелоны пришедшие на БАМ с заключенными. Я не буду их переписывать, желающие могут найти этот труд в т.ч. и в интернете. Ольга Павловна (другие исследователи подтверждают), пишет, что только в декабре 1937 года в адрес БАМЛАГа (на станции Сковородино, Тахтамыгда и на разъезд БАМ) прибыло 120 эшелонов, которые доставили 134 600 заключенных. Эшелоны, перевозившие заключенных, следовали один за другим, этот факт установлен подлинно. Обратно заключенные в этом количестве уже не вернулись. Согласно этих же архивных документов, когда свернули строительство в 1939 году, увезли оставшихся в живых заключенных, их было в десятки раз меньше.
      
       Довоенный БАМ (1932 года), я его называю БАМ-1, вспыхнул яркой звездочкой-кометой и сгорел так же в одночасье вместе с тысячами заключенных, о которых ни в советское время, ни сегодня никто не хочет вспоминать, а напрасно! Это наша история, история нашей страны. Более подробно о том периоде поселка Тындинского, я написал в своем очерке "БАМЛАГ".
       Между тем, про поселок Тындинский вновь забыли и не вспоминали 42 года и вспомнили, в 1974 году, года появилось новое постановление о строительстве БАМа.
       В январе 1972 года, на восточной окраине поселка Тындинский появились первые строители будущего БАМа, (я его называю БАМ-2) из только что сформированного в то время, управления "Бамстройпуть". Они и положили начало будущей столице БАМа, городу Тында.
       Наверное, у поселков и городов, как и у людей, есть своя судьба. Восьмого июля 1974 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ? 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". И вновь об этом ничем не примечательном таежном поселке узнает весь великий Союз. Да что там Союз, это странное, по всей вероятности эвенкийское слово "Тында", стало, появляется в печатных изданиях и произносится дикторами по телевизору в различных странах мира.
       Об этом периоде истории БАМа очень много написано как в то время, так и сейчас. Разница лишь в том, что в 70 годы писали статьи, сегодня пишут книги. Я не хочу повторяться, напишу вкратце, и опять же о том, о чем не распространялись или старались не афишировать. Я был свидетель того времени.
      
       Начало строительства города Тынды
      
       Что потом произошло, в этом крохотном поселке, не могли предвидеть ни в ЦК КПСС ни в Правительстве СССР. Дело в том, что эта очередная всесоюзная стройка в корне отличалась от всех предыдущих. В своих публикациях я всегда стараюсь соответствовать принципу - быть объективным. Так вот, свидетельствую как участник этой стройки. Здесь, как ни на какой другой всесоюзной стройке, обратили внимание на тех, кто ее должен строить, т.е., людей. Я встречался с людьми, которые поднимали целину, строили Братскую ГЭС и другие всесоюзные стройки. Они говорили, что БАМ не шел ни в какое сравнение с предыдущими стройками.
       Большая часть техники и механизмов были закуплены за рубежом, в этом ненавистном советскому строю капиталистическом западе. Прежде всего, позаботились о техническом обеспечении. Землеройная техника - экскаваторы, бульдозеры, буровые станки из Японии и США. Четырнадцати тонные автомобили самосвалы "Магирус", на воздушно охлаждении. Они были как нельзя к с тате для здешних пятидесятиградусных морозов. Глубинные насосы в ФРГ и т.д. Для привлечения трудовых ресурсов (в строительстве приняли участие около 2 миллионов человек), были созданы неслыханные для того времени льготы.
       Мне нравился сатирик Михаил Задорнов но до тех пор, пока я не услышал его слова о БАМе: "..одни отсидели, другие отслужили, вот так и построили БАМ". Эта плоская шутка мне крайне не понравилась, наверное, как и всем бамовцам. Восточный участок действительно строили воины железнодорожники. Справедливости ради скажу, что сначала завезли и небольшую партию заключенных "химиков" т.е. на поселение, но от них быстро отказались и этот контингент вновь этапировали в места их постоянной дислокации. БАМ, это гордость нашего поколения, БАМ, это слезы и горе старших поколений, БАМ это будущее России. Шутки по этому поводу, на мой взгляд, просто не уместны. Слишком много судеб привлекла к себе эта дорога, слишком много строителей навечно осталось лежать у этой дороге.
       Северный коэффициент ввели на уровне 70%, (сейчас нет такого в демократической России). Продовольственное снабжение было такое, что у людей в буквальном смысле кружилась голова. Когда к нам с женой в 1977 году в Тынду приехала погостить из Поволжья теща, я думал, она сойдет с ума. Магазины ломились от всех сортов, мяса, колбас, тушенок, кур, уток. Деликатесные консервы, морепродукты и т.д. Как тогда говорили "импортные шмотки", на любой вкус! Теща заявила, что мы живем при коммунизме, и что если бы своими глазами не увидела, никогда бы не поверила, что есть такая жизнь! Но самая удивительная льгота, продажа легковых машин в рассрочку строителям БАМа. В то время машину могли купить по талону только Герои Советского Союза и Герои Социалистического труда, колхозники, накосившие астрономическое количество зерновых, другие передовики производства, совершившие трудовой подвиг, определенная группа военных и т.п. И конечно самое главное, были очень хорошие заработки по тем временам. Естественно народ повалил на БАМ валом! Сразу оговорюсь, потому, что своей целью всегда ставлю объективность излагаемого материала. Ехали не только получить благо, были и такие, но были и люди, которые ехали по зову сердца, по комсомольскому призыву, или как говорили в то время "за туманом".
      
       Разработанный по титулу "БАМ" генплан узловой железнодорожной станции Тында, предусматривал строительство в капитальном исполнении, пристанционного городка железнодорожников на 25 тысяч человек. Но все пошло не по плану, "начертили на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить", гласит русская пословица. Там на "верху" не учли одно, но очень важное обстоятельство, что Тында будет железнодорожным городком потом, после постройке БАМа, а сначала Тында будет выполнять функции столицы всего строящегося БАМа.
       Бедный, крохотный поселок Тындинский, за все время своего существования не видел такого количества народу. Летом, можно жить в палатке или дощатом сарае, а где жить в 50 градусный мороз зимой?
       Здесь я сделаю небольшое отступление. Дело в том, что за прошедшие 35 лет климат в Тынде сильно изменился. В те годы в декабре-январе, морозы стояли 55 градусные. Я не знаю причину этого явления, наверное, на климат повлияло Зейское водохранилище, огромные объемы вырубленного леса, и сама дорога. Возможно, и правда наступает глобальное потепление, но сегодня за редким исключением температура воздуха ниже 40 градусов не опускается. Но, как было сказано выше, пришла другая напасть - ветры, которых в 70 годы зимой просто не было.
      
       Самое сложное для местных властей было то, что строители ехали с семьями. Как не уговаривали при приеме на работу повременить вызывать семью, реально эти семьи тут же появлялись в поселке. А поскольку на стройку ехали в основном молодые, то быстро образовывались новые семьи, появлялись дети. Конечно, местные власти и руководство этой великой стройки пытались на ходу, оперативно решать эти, почему то непредусмотренные заранее проблемы. Принимались всевозможные меры, завозили тысячи жилых вагончиков, в которые поселяли по 2-3 семьи. Собирали сотни щитовых домов 161 серии, которые на ходу перепланировали из 2,3 комнатных квартир в комнаты общежития. Строили само строи, где кто хотел, без всяких разрешений и отвода земель. На это просто смотрели сквозь пальцы, а жилья все равно не хватало. Поселок на километры залезал в здешнюю тайгу, разрастался как на дрожжах. А народ ехал и ехал, по призыву партии, комсомола, ехали искатели приключений, романтики и конечно те, кто хотел получить невиданные, сказочные по тем временам материальные блага. К сожалению, ехали люди и с криминальной наклонностью. Я помню, как на одной из партийных конференций отчитывался начальник милиции, где он сказал, что в Тынде были совершены все преступления, указанные в УК РСФСР.
       Что бы как - то "спустить пар", накопившийся по острейшей жилищной проблеме, Амурский обком КПСС принимает кадровое решение. Снимают с должности первого и второго секретарей Джелулакского райкома КПСС, Сафронова А.М. и Калаганского В.П.. Та же участь постигла и председателя райисполкома Суханосова В.К., с заместителем.
       Ныне покойных, Александра Максимовича Софронова и Виктора Павловича Калаганского я знал, первый принимал меня в партию, а со вторым я работал в управлении Байкало-Амурской железной дороги. Это были опытные управленцы, грамотные и ответственные руководители, убежденные коммунисты. Конечно, в создавшейся ситуации с жильем в Тынде не было их вины. Просто надо было, что то сделать и сделали. Свою отставку они приняли с пониманием. Впоследствии А.М. Софронов возглавлял Дорпрофсож, а В.П. Калаганский работал заместителем начальника БАМ ж. д. по кадрам и быту.
      
       Работая над данной книгой, мне попался любопытный документ, который говорит о том, что еще города как такового не было, но уже решался вопрос, как назвать его главную улицу.
       "Дорогие товарищи! Совет ветеранов партии и комсомола Краснопресненского райкома г. Москвы обращается к Вам с большой просьбой. По инициативе участников революции 1905 года т. Касаткиной И.М., красногвардейцев - участников баррикадных боев на легендарной Красной Пресне, а также большой группы комсомольцев, Совет ветеранов на своем заседании решил обратиться к Вам с консультацией и советом. Не найдете ли вы возможным вместе с Советом депутатов трудящихся, в связи с предстоящим большим праздником, одну из улиц Тынды назвать улицей "Красная Пресня".
       29 июля 1975 года исполком Тындинского поселкового Совета депутатов трудящихся Джелтулакского района Амурской области принял решение:
      "О названии улицы во вновь построенном районе СМП-544. Улицу во вновь построенном районе СМП-544 (первая улица многоэтажных зданий) назвать улицей Красная Пресня. Решение исполкома поселкового Совета по названию улицы выслать на обсуждение в бюро Краснопресненского РК КПСС и президиума Совета депутатов трудящихся г. Москва для утверждения. Председатель исполкома Тындинского поселкового Совета Н. Жуков. Секретарь исполкома Тындинского поселкового Совета Н. Сычева".
       Копию документа приведена в сокращении.
       Так совпало, что на основании Указа Президиума Верховного Совета ВСФСР от 14 ноября 1975 года посёлок Тындинский становится городом Тындой. А первым секретарем Тындинского горкома КПСС, становится бывший парторг "Зеягэсстрой" Есаулков Юрий Афанасьевич, который в период строительства Зейской ГЭС приобрел опыт решения подобных жилищных и строительных проблем.
       Я не работал в партийных органах, но ради той же объективности, хочу несколько слов сказать и об этом органе власти. О том, что Коммунистическая партия (КПСС) руководит всем в стране, было записано в Конституции СССР (ст.6). Чтобы нынешняя молодежь не думала, что это был некий декоративный орган, сотрудники которого весь день пили чай, рассказывали анекдоты и раскручивали разного рода интриги, скажу следующее. Это был рабочий орган, где пахали не меньше чем на стройке. И зарплата там была ниже, чем на стройке раза в два. У меня там работали друзья, и я соприкасался с горкомом КПСС по работе. Должен сказать, что многие стремились туда попасть, чтобы обеспечить себе будущую карьеру, да не у всех это получалось. Брали туда тех, кто приобрел авторитет на производстве, и показал себя с самой хорошей стороны. Без всякого сомнения, они внесли свой весомый вклад в эту великую стройку и в становление города Тынды.
      
       В этот же период образовывается Тындинский городской исполнительный комитет (Горисполком). Председателем горисполкома назначают Пекарского Сергея Анатольевича, сравнительно молодого, грамотного и энергичного управленца. Первым заместителем председателя горисполкома назначают Федулова Владимира Григорьевича.
       Впоследствии, в разные годы председателями горисполкома работали: Полубинский С.А., Федулов В.Г., Терещенко А.И., Павлюков В.И.
       У вновь образованного органа управления городом Тынды, даже не было своего помещения. Частью первого этажа своего здания, поделились с коллегами райисполкомовцы. Часть отделов разместили по другим офисам, или верней конторам, как их тогда называли.
       Здесь, я хочу сделать небольшое отступление, и сказать несколько добрых слова в адрес всех тех, кто работал в этот период в районном исполнительном, и особенно в городском исполнительном комитетах. Многих из них сегодня уже нет в живых. Светлая им память!
       Хочу напомнить читателям, особенно молодым. Горисполком в те годы, был органом управления городом Тынды, и управлял им на протяжении 16 лет!
       К сожалению эти 16 непростых в истории города лет сегодня как то выпали из истории города, о чем скажу ниже.
       Конечно, все было под контролем КПСС в лице Тындинского горкома КПСС, но практически городом руководил горисполком, а перед горкомом партии они отчитывались за свою, прямо скажу, не легкую и неблагодарную работу.
       Без всякого сомнения, это были самые сложные, самые тяжелые, но и самые интересные годы в истории города Тынды.
       У меня в доме скопилось с десяток книг написанных о БАМе уже в теперешнее время. Хочется всем им выразить глубокую благодарность за популяризацию БАМа, к тому же это нелегкий труд, который отнимает очень много личного времени, и без того, короткой человеческой жизни. Но, к сожалению и своему изумлению, я ни нашел, ни в одной из них ни слова о деятельности Тындинского городского исполнительного комитета. Между тем, они действительно заслуживают того, чтобы о них осталась добрая память, поскольку речь идет о столицы БАМа. Именно здесь находились органы управления этой великой стройки ХХ века! Главное управление по строительству Байкало- Амурской магистрали (Главбамстрой), ее заказчик Дирекция по строительству БАМ, управления многих подрядных организаций и управление дорогой (БАМ ж.д.).
       С другой стороны, у молодого поколения, может сложиться впечатление, что история города Тынды началась с муниципалитета города и его бессменного руководителя. Это далеко не так, к тому же нельзя искажать историю. Работники горисполкома, особенно руководители, находились как бы между наковальней и молотом. В роли наковальни выступали горожане, которым негде было жить, а в роли молота Тындинский горком КПСС. Читатель может себе представить, под каким прессингом находились руководители горисполкома при той катастрофической нехватки жилья, или верней его отсутствия.
       Представим себе невозможное, председатель горисполкома Тынды выступил бы по местному телевидению (которого в то время не было) и сказал: "У меня нет ни денег, ни других ресурсов. Не ходите в муниципалитет и не просите, все равно ничего не получите!" В этот же день, его бы в лучшем случае исключили из партии и сняли с должности. Я помню анекдот того времени. "Боец: Товарищ командир! Патроны кончились! Командир: Петров! Ты же коммунист! ... И пулемет снова застрочил".
       Не просто "ветхого", никакого жилья не было, вагончики и комнатки в щитовых домах 161 серии были на вес золота, считались хоромами. В то время предприятия имели свой жилой фонд, естественно распределялся он в первую очередь среди передовиков производства и людей, нужных предприятию (верней руководству). Все те, которых сегодня относят к социальной группе шли требовать жилье в горисполком.
      
       Чем еще отличается тот период от сегодняшнего? Тогда градоначальника назначали, как правило, это было назначение по партийной линии, кандидатуру на этот пост подбирал Тындинский ГК КПСС. Небольшой штрих, кандидата на эту должность вызывали в горком КПСС и предлагали. Теоретически он мог отказаться, но практически, боялись испортить репутацию, и, как правило, благодарили за оказанное доверие.
       В современной России в градоначальники выдвигаются сами. Кандидат ездит по предприятиям, убеждая коллективы города, в том, что он решит все проблемы города. Он и его доверенные лица убеждают горожан, чтобы выбрали именно его. Об этом же твердят тысячи листовок расклеенных по городу. У меня всегда вызывает улыбку вновь испеченный градоначальник. Когда пройдут выборы, уже новоиспеченный хозяин города размахивает руками по местному телевидению и убеждает горожан в том, что сделать обещанное невозможно, поскольку денег нет, полномочий нет, и т.п. Такое впечатление, что его на этот пост тоже кинула КПСС, вот, мол, и вертись, как можешь!
       Молодежи сейчас трудно понять и поверить, что горисполкому приходилось помимо многочисленных житейских проблем, решать такие вопросы как обеспечение горожан продуктами питания, продовольственными и промышленными товарами и прочими вещами. Все магазины были государственными, а частная собственность была запрещена. У некоторых предприятий были свои ОРСы, но спрашивали работу по обеспечению города необходимыми продовольственными товарами с горисполкома.
       Свидетельствую, что снабжение в г. Тынде было не просто хорошим, а великолепным! Тот факт, что про горисполкомовцев забыли и не упоминают в печатных и электронных средствах информации, на мой взгляд, совершенно несправедливо.
      
       Сегодня во всех документах фигурирует цифра 62,3 - 65 тысяч человек, столько официально проживало в Тынде в те годы. Для читателей уточню, столько числилось в горисполкоме прописанных. Не прописанных и военнослужащих никто не считал. Если кто - то решит возразить, что, мол, на работу без прописки не устроишься, отвечу, многие по два паспорта имели, не то, что липовую прописку или ее отсутствие. Заявляли, что потеряли паспорт, им выписывали новый. Это делалось для того, чтобы в Тынде еще одну квартиру получить (давали бесплатно), помимо той, что имеется в европейской части Союза. В "потерянном" паспорте стоял штамп прописки в другом городе или населенном пункте. "И на старуху есть проруха" как заявил герой известного произведения. Кроме того, было не мало таких, кто имел прописку на трассе, а проживали в Тынде. Одним словом, фактически, в городе Тынде проживало гораздо больше людей, нежели числилось официально. Сколько конкретно не известно, я думаю, эта цифра превышала 100 тысяч, оговорюсь, правда, вместе с военными.
       Между тем, Тында продолжала стремительно расти и по всем другим параметрам. Сам за себя говорит факт, что детей в Тынде рождалось значительно больше, чем в среднем по Союзу! Напомню, в Союз входили среднеазиатские и кавказские республики, (ныне суверенные государства) где детей традиционно рождалось больше чем в РСФСР. В 1983 году родилось более 1500 детей, 24 новорожденных на 1000 жителей. Но пик рождаемости приходится на 1987 год - 2200 детей! В среднем в год игралось 500 свадеб.
       В это трудно поверить, и сегодня это воспринимается как фантастика! Но за 15 лет было построено 70 девятиэтажных домов, четыре - шестнадцатиэтажных (кстати, самые высокие в области). Общая площадь - 307 тысяч квадратных метров или 5354 квартиры. Сданы в эксплуатацию; - хлебозавод, кинотеатр "Гилюй" со зрительным залом на 600 мест, трехэтажная библиотека на 220 тысяч томов, дворец культуры железнодорожников со зрительным залом на 500 мест, спортзалом и библиотекой на 80 тысяч томов, мясо - молочный комбинат, комфортабельная баня на 210 мест. Здание своеобразно и по внешнему виду и по внутреннему исполнению. Больничный железнодорожный комплекс, детские сады, школы, торговый центр и пр. Практически все эти объекты были построены шефами, т.е. москвичами. Их головное учреждение "Главмосстрой" располагалось в здании, что стоит возле нынешнего рынка, сейчас там пенсионный фонд. Будь моя воля, я бы им в Тынде поставил памятник.
       Однако, чтобы быть объективным до конца, следует отметить и многочисленные ошибки и без хозяйственность управленцев города того времени. Самая грубейшая из ошибок, на мой взгляд, это оборудование временного жилья всеми удобствами.
       О временных поселках БАМа и ветхом жилье сегодня знают руководители страны всех уровней власти. Я сейчас скажу о вещах, в которые не каждый поверит. Впоследствии, когда жизнь в городе наладилась, от капитальных квартир даже отказывались. Многие отгрохали себе целые поместья (за счет предприятия) с многочисленными комнатами и хозяйственными постройками (бани, теплицы, курятники, свинарники, огородики и пр.). За все это платили смехотворные копейки. Электроэнергия, (например в Мостострой ?10, где я жил с семьей) учитывалась по общему счетчику на весь поселок. Если не подводит память, одних только котельных в городе Тында функционировало около 200! Поскольку все они работали на угле, зимой в городе снег был черным.
       Многочисленные временные поселки как в г.Тынде так и по всей трассе, оборудовались всеми удобствами. Были закопаны в землю сотни километров труб различного диаметра, тонны сантехнического оборудования. Были также закопаны в землю в виде бесчисленных септиков сотни тонн листового металла. Если бы кто ни будь, посчитал цену этой безграмотной жилищной политике, мы бы просто пришли в ужас.
      
       Развал СССР ударил БАМ и его столицу в самое сердце. В разы сократились железнодорожные перевозки, остались сотни недостроенных объектов по титулу "БАМ" по всей трассе.
       В городе Тынде были брошены в недостроенном виде (и стоят, по сей день), десятки жилых девятиэтажных домов, учебных и административных зданий. И потом, еще долгие годы стояли, словно цапли понуро наклонив голову, башенные строительные краны. Остались без работы сотни людей. Тысячи остались жить во временном жилье.
       В планах строительства числились; - обувная и швейная фабрики, завод по выпуску крупнопанельных домов, завод по ремонту бронетехники, средние и высшие учебные заведения, в т. ч., научно исследовательский институт мерзлоты и многое другое.
      
      Но вернемся к Тынде, верней к БАМу. Перефразируя некогда знаменитые слова, можно сказать: "Мы говорим БАМ, подразумеваем Тынду. Мы говорим Тында, подразумеваем БАМ!".
       На развитие города Тынды, повлияли три обстоятельства: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.; развал СССР и его последствия (продолжаются и сегодня) и ликвидация Байкало-Амурской железной дороги (1996 г.). Я глубоко убежден, если бы ни эти обстоятельства, город Тында сегодня по основным показателям превосходил бы многие города Дальнего Востока, в т. ч. и Благовещенск. С большей долей вероятности, можно предположить, что это был бы областной центр.
      
       В ноябре 1991 года, начальник дорожно-строительного управления (ДСР) Амуро-Якутской автомобильной дороги (АЯМ), Марк Борисович Шульц выигрывает прямые выборы градоначальника. Постановлением Главы Амурской области от 26 ноября 1991 года ? 26 Марк Шульц утверждается главой города Тында и становится шестым по счету градоначальником (всего их за всю историю города на сегодняшний день было семь). В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года ?1830-1 "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" Тындинский горисполком был распущен. Решением седьмой сессии двадцатого созыва Тындинского городского Совета народных депутатов от 4 декабря 1991 года, местная администрация именуется муниципалитетом города Тынды, а градоначальник - мэром.
       С приходом нового главы города, началась новая эпоха в истории города Тынды. Это был великий упадок. Дело в том, что это событие совпало с развалом СССР. Данный исторический период в жизни города в корне отличается от того, советского. Одно за другим сокращались многочисленные предприятия. Отток населения был таков, что численность горожан сократилась втрое. Были тяжелейшие года, как для самого города, так и для тех, кто им управлял. Такого масштабного строительства как в советское время в городе уже не было. Напротив, часть имеющихся в капитальном исполнении квадратных метров были отданы в аренду. Много квартир на первых этажах были перепрофилированы под магазины и другие службы. И наоборот, например, магазин грампластинок "Мелодия" занял отдел ЗАКС, в здании службы гражданских сооружений БАМ ж.д., переехал ГРОВД, штаб 104 дивизии внутренних войск СССР, занял филиал ДВГУПС. В одном здании детского сада разместился музей, в других офисы предприятий. Было закрыто несколько школ, а их здание перепрофилированы. Одну из школ приспособили под поликлинику ЦРБ и т.д.
       У меня всегда вызывает улыбку, гордость высказываемая в СМИ нынешних руководителей городом тем обстоятельством, что Тында является единственным городом в Амурской области) или даже в России, где нет очереди в детские садики. Дело в том, что все здания детских садиков построили в советское время. Современные управленцы городом многие годы использовали несколько зданий детских садиков (два из них используются и сегодня) не по назначению.
       В новое время (после 1991г.), различным строительством (в основном продовольственные ларьки, небольшие магазинчики и аптеки) занимались частники. Правда с участием тех же предпринимателей был построен плавательный закрытый бассейн, закрытый хоккейный корт, лыжная база со спуском и подъемником. В 2011 году за счет федерального и областного бюджетов началось строительство жилья, для переселения горожан из времянок, времен строительства БАМа.
       Строилось и ремонтировалось (по сравнению с советским периодом в микроскопических объемах) в городе только то, на что выделялись деньги из регионального или федерального бюджетов, или удавалось выбить из местных предпринимателей. Бюджет города иначе, чем нищенским в те годы не назовешь. Мало что изменилось и сегодня. На мой взгляд, распределение налогообложения иначе, чем грабительским по отношению к местному самоуправлению, не назовешь. Основная часть из них уходит в региональные и федеральные бюджеты. Тех крох, что идут в местные бюджеты явно не хватает.
       Все эти годы, за исключением периода с марта 2004 по март 2008 годов (выборы выиграл Зубоваткин В. А.) бессменным руководителем города оставался М.Б. Шульц. Распоряжением мэра г. Тынды от 13 января 2006 года ?8, Муниципалитет города Тынды переименовали в Администрацию города.
      
       Не помню точно, кажется, это было в 1997 году, при очередной встречи с М.Б. Шульц, (я работал тогда заместителем мэра Тындинского района) он рассказал мне интересную историю. Перед этим он летал в Москву. Как известно, БАМ строили все 15 бывших союзных республик, которые являлись шефами, тех или иных объектов БАМа. Тынду строила Москва, и являлась шефом этого города. В городе, много московских названий: главная улица названа Красной Пресней, на ней есть кафе "Арбат", один из временных посёлков города, на правом берегу реки Тында за стадионом "БАМ", прозван жителями "Сокольниками", есть улицы Московских строителей, Московский бульвар. По странному стечению обстоятельств, Тында находится на той же широте, что и Москва.
       Период, о котором я рассказываю, был очень тяжелый для города. Вот поэтому, М. Б. Шульц поехал на встречу с тогдашним мэром Москвы Лужковым. Цель поездки попытаться наладить прежние связи. Марк Борисович рассказывал мне, что Лужков встретил его по-доброму. С энтузиазмом отнесся к предложению, сказал, что даст указание правительству Москвы разработать соответствующие мероприятия. Более того, пообещал приехать с рабочей группой в Тынду, в ближайшее время. Но потом, что - то не сработало. Как я узнал позже, от кого - то из знающих эту проблему, вроде как Лужков испугался Ельцина. Приближенные Ельцына преподнесли предстоящую поездку Лужкова как его попытку пиара перед дальневосточниками. Вроде как Лужков метит в Президенты РФ. Якобы Ельцину это крайне не понравилось, о чем и сообщили Лужкову его кремлевские осведомители. Так это было или нет, но, как известно московский градоначальник в Тынде так и не появился.
      
       И еще об одной странице в истории города не могу не упомянуть, иначе она будет просто не полной.
       В середине 80-х годов, алкоголизм в СССР принял масштаб национальной катастрофы, потерявший голову народ, тонул, замерзал, горел в своих домах, падал из окон. В вытрезвителях не хватало мест, а наркологические больницы и лечебно-профилактические профилактории были переполнены.
       16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения".
       Впоследствии, бывший генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, утверждал, что указ извратили на местах, дошло до того, что вырубили виноградники. Возможно, в этом есть доля правды, но борьба дала обратный эффект, сильно пострадала экономика, а многие специалисты утверждают, что это было началом конца СССР. Но вернемся в г. Тынду.
       Если честно, то я уже не помню всех подробностей и дат, но в Тынде спиртное начали продавать в специализированных магазинах сначала с 11 часов, потом с 14 часов (две бутылки в руки), затем ввели талоны на приобретение спиртного, которые выдавали на предприятиях.
       В те годы спиртное стало местной валютой. Тогда ходило выражение "мне надо достать, то-то и то-то", например стройматериал, запчасти, электронику и т.п. (в магазинах этого не было). Требуемые предметы предлагали, но за спиртное, (бутылка, две, десять, ящик и т. д.) в зависимости от цены предлагаемой вещи. Деньги, просто не брали, даже если их предлагали много.
       Достать спиртное без талонов, днем и ночью, можно было в 5-6 раз дороже у корейцев (за р. Шахтаум) по цене 25 рублей за бутылку или у таксистов за 30 рублей бутылка. Для молодежи поясню, например, за эти деньги можно было купить 12 кг., хорошего мяса, более 130 буханок хлеба, кожаные туфли, или брюки из хорошей материи. В нынешних ценах это примерно 2700 -3000 рублей (если судить, допустим, по мясу).
       Вместе со спиртным, в магазинах исчез не только сахар, но все сладкое и дрожжи. И все равно, брагу готовили из мороженой картошки (выделяется много сахара) из томатной пасты и еще много из чего. В ход шли аптечные настойки, одеколон, технический спирт, и даже жидкость для промывания стекол. С применением талонов, мгновенно стали их подделывать. Причем поддельный талон невозможно было отличит от настоящего. Эти талоны тоже можно было купить днем и ночью, продавали их в определенных местах. О том, как справляли безалкогольные свадьбы и другие празднества с грелками под пиджаками, в которых было налито спиртное, уже много написано.
       Продавали спиртное в Тынде в нескольких специализированных магазинах. Упомяну о нескольких. Это, прежде всего "мавзолей" и "девятка" рядом с АЯМом, оба магазина райповские, "94 мехколонна" (рядом располагался ГРОВД, позже щитовые помещения сгорели), "капкан" ( с другой стороны здания располагался медвытрезвитель) и на Красной Пресне (в подвале "Арбата").
       Во время продаже можно было увидеть все, и драму и комедию и трагедию. Как не старались соблюдать порядок сами очередники, без драки не обходилось. Здесь лилась кровь, рвалась одежда, слышались бесконечные маты. Здесь плакали, рыдали, смеялись, хохотали, прыгали и ползали. Одним словом Тында, ничем не отличалась в этом смысле от других городов матушки России.
      
       Буквы в гербе города Тынды
      
       В самом центре герба города Тында размещены три буквы "БАМ", они подчеркивают то обстоятельство, что многие годы город являлся еще и столицей всего БАМа. Невероятно! БАМ проходит по шести регионам! Областными, краевыми и республиканскими центрами, которых, являются города: Хабаровск, Благовещенск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск. Эти города были заложены еще во времена Российской империи. По всем основным показателям: экономическим, территориальным, демографическим, они в разы превосходят Тынду. Собственно и сравнивать то не с чем! По сравнению с ними, Тында крохотный поселок. И, тем не менее, этот поселок, который в 1975 году получил статус города, стал столицей БАМа. Именно здесь дислоцировались основные управленческие структуры этой великой стройки.
       Как бы мы сегодня не относились к социалистическому строю и не критиковали (причем заслуженно) их основные государственные институты, хочу подчеркнуть, ими был выбран верный вектор направленности по освоение Дальнего Востока. Реально, а не на бумаге действовало множество льгот для тех, кто проживал на этих территориях. Желающих приехать, и потрудится на территориях крайнего севера, и приравненных к нему было столько, что приходилось сдерживать этот поток.
       Например, при разработке природных ресурсов строился новый город или поселок с соответствующей инфраструктурой, школами, больницами, детскими садами и т.п. Это делалось не потому, что советские экономисты плохо разбирались в экономике, а для освоения огромных северных территорий страны.
       Сегодня, мы наблюдаем обратную картину, льготы северянам сведены к минимуму, отток населения с упомянутых территорий такой, что исчисляется сотнями тысяч человек! Сегодня, для разработки природных ресурсов, частным добывающим компаниям не нужно строить города и поселки, знай, греби деньги лопатой. На мой взгляд, вахтовый метод экономически оправдан, но в государственных вопросах для России он губителен. Россия обладает огромными территориями 70% которых составляют севера. Как утверждают специалисты, рано или поздно, разразится очередная война из за территорий, или верней ресурсов на этих территориях. Уже сегодня, есть государства, которым, не хватает собственной территории. И есть государства, у которых отсутствуют природные ресурсы, даже питьевая вода у них является дефицитом. Некоторые из этих государств, например Китай, граничат с Россией, где на сотнях тысяч квадратных километров не живут люди.
       Нужно срочно искать какой - то компромисс, между компаниями, разрабатывающими природные ресурсы и государственным интересом. Я не знаю ответа на это вопрос. У нас мощнейший двух палатный парламент, армия ученых, академиков, общественных деятелей. Но что - то делать нужно, причем еще вчера!
      
      
       Поселок Тындинский и выросший на его основе город Тында, с тремя знаменитыми буквами "БАМ" в центре городского герба, на своем коротком веку повидала многое. Тысячи голодных, полураздетых рабов при помощи тачки, лома, кайло, лопаты отсыпали первые кубометры знаменитой дороги.
       В 70-80 годы при строительстве БАМа сквозного, молодёжь СССР еще раз показала, что она способна на великие свершения. Все союзные и зарубежные знаменитости считали за честь побывать в этом выросшем в тайге городе. Тында видел не только подлинный героизм ее строителей, но и трусость, и предательство мелких и высокопоставленных чиновников. Город имел всемирную славу и глухое забвение.
      
       В лихие 90 и нелегкие последующие времена, город Тында выжил, сам, без помощи Москвы. Сегодня это красивый, ухоженный городок не похожий ни на один другой город Амурской области. И здесь, ради той же объективности, я хочу отдать должное своеобразному и бессменному градоначальнику М.Б. Шульцу. Хотя отношение к нему в городе не однозначное. Но, что бы о нем не говори, для города он сделал очень много.
       Я думаю, что о муниципальном периоде города Тынды еще напишут, более подробно люди, знающие жизнь муниципалитета изнутри. Единственное пожелание, материал должен соответствовать одному критерию - быть объективным.
      
       Заканчивая краткую историю города Тынды, хочу высказать еще одно свое личное мнение. В каких - то документах, я прочел, что город Тында даже планировали сделать столицей Амурской области. Город Благовещенск расположен в крайне неудобном месте, причем не в середине территории, а на краю административной границы области. Более того, он находится прямо на границе с Китаем. Перенос областной столицы, наверное, задумали во времена военного конфликта на острове Доманском в начале 60 годов.
       Мне кажется, не о такой Тынде, какой она является сегодня, мечтали московские строители и строители БАМа. Первый город в этой таежной глуши должен быть другим. Не те масштабы, он должен быть примерно таким, как город Комсомольск на Амуре.
      
      
       * * *
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 3, последний от 21/12/2013.
  • © Copyright Прядкин Виктор Максимович (pryadkin.viktorm@yandex.ru)
  • Обновлено: 26/06/2013. 53k. Статистика.
  • Глава: История
  • Оценка: 7.42*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.